Фото прогулочно-туристского швертбота «Лучина»

Немного о истории русского быта

Здравствуйте уважаемые пикабушники.

Мне бы хотелось сегодня вам рассказать кое что интересненькое.

Все мы знаем что такое лучина. Каждый из нас слышал или читал о том, что этой самой лучиной давным давно наши предки освещали избы. А знаете ли вы что такое светец? Хотите подробностей? Их есть у меня.)

Итак, светец – это такая нехитрая, но очень своеобразная подставка для лучины или для лучин. Да-да, были и для одной и для нескольких, на любую потребность, так сказать.) Но обо всем по порядку.

Как вы, наверное, догадываетесь, в давние-давние времена освещать помещения свечами было чутка дороговато. Например, есть сведения, что во второй половине XVII века сотня сальных свечей стоила 5 рублей (огого!), а 150 полен лучины стоило 15 алтын (где-то 45 копеек, если я не ошиблась в расчетах). И аж до второй половины XIX века лучинами пользовалось даже некоторое городское население, а для крепостных крестьян в деревнях (преимущественно в лесистой местности) лучина являлась чуть ли не единственным источником освещения.

Не все деревья для лучин были одинаково полезны. В основном выбирали берёзу или сосну. Берёзовая лучина давала ровное чистое пламя, но дымила и сбрасывала тлеющие угольки. Сосновая лучше щепалась, горела более ярким и широким пламенем, но сгорала быстрее, выделяя сильную копоть. А, и уголёк сосновой лучины спирально закручивался и мешал горению пламени. Для лучин использовали поленья без сучков, высушивали их на печи, за тем расщепляли. Длина лучины могла доходить до 1,5 м.

Как отмечали современники, большое количество изб XVIII века топилось по черному. К дыму очага добавлялся едкий дым лучины, что плохо влияло на здоровье людей, но лучшего и более дешёвого способа осветить помещение не было придумано – лучина ярко горела, а чтобы осветить всю избу зажигали две или три.

В 1768 году академик И.И. Лепёхин, путешествуя по России писал: «во весь мой проезд видеть не случалось, где бы в деревнях употребляли другой свет, кроме лучины, да и в самих городах бедные жители от сего не исключаются». В 1812 году, француз И. Руа в своих мемуарах писал о том, что лампу имели только самые богатые крестьяне, так как это был предмет роскоши, остальные же пользовались лучиной.

Соответственно этот, для многих единственный и пожароопасный источник освещения очень нуждался в специальном приспособлении. Да, в самых «убогих» избах лучины втыкали в выдолбы печных кирпичей, или же вообще в щель между брёвнами стены, но и тогда понимали, что это такое себе.)))

Железные рогульки для светцов находили при раскопках городищ X-XIII веков. Примерно с XVII века мы можем пронаблюдать большее усложнение и разнообразие форм. В основном это были железные зажимы «уши», которые втыкали острым концом в деревянную стойку. Деревянные стойки были малыми настольными, и высокими «поставными» стоявшими на полу.

Были полностью железные светцы, они так же могли быть как настольными, так и «поставными». Сами зажимы тоже были разнообразными, от простых рогулек с четырьмя и более отрогами, до сложных фигурных причудливо изогнутых зажимов с окончаниями в виде петель.

К светцу, под горящий конец лучины ставилось корытце с водой или снегом. Иногда светец укрепляли на специальной деревянной стойке с «встроенным» корытом. А были еще светцы с корытцем из листового железа, но это на Урале, где добывалось и выделывалось железо в больших количествах.

В основном отдавалось предпочтение более компактным светцам, так как использовались они только в холодное время года, когда световой день был короче, а в остальное время светец убирался под лавку или на чердак.

Художественное оформление самих стоянов и оснований тоже изобилует разнообразием: деревянные украшали резьбой и росписью, а кованые светцы могли иметь самую причудливую форму и декор, тут уж кузнецы развлекались как могли.

И так, это был мой первый пост на Пикабу. Постаралась написать коротко и чтоб легко читалось, надеюсь что получилось. Если вам было интересно и полезно, то с удовольствием буду писать ещё. Спасибо за внимание.

На пашне. Весна Венецианова

Вместе с двумя другими произведениями, написанными в середине 1820-х годов, «На жатве. Лето» и «Сенокос», картина «На пашне. Весна» рассматривается как часть цикла «Времена года». Порой даже высказывают предположение, что могла существовать четвёртая картина художника — «Зима», но никаких сведений о ней не сохранилось.

На картине Алексея Венецианова «На пашне. Весна» представлена аллегория Весны. Центральным образом является статная фигура молодой крестьянки. Она ведёт под уздцы двух лошадей и одновременно наблюдает за сидящим у пашни ребёнком, изображённым в правом нижнем углу полотна. Одета женщина в нарядный сарафан и кокошник, который воспринимается как античная диадема. Она легко идёт по полю, едва касаясь земли, словно паря над ним. Именно из-за этого художественного приёма зритель воспринимает крестьянку как богиню, олицетворяющую Весну.

Венецианов не выписывает мелкие подробности лица, а рассчитывает на «совершенство пластического воплощения всей фигуры в целом» и согласованность тонов, которые в совокупности рождают «ощущение возвышенной красоты».

Первый день пахоты считался праздником

Некоторые критики упрекали Венецианова за чересчур нарядную одежду работающей в поле крестьянки. Они совершенно забыли тот исторический факт, что первая пахота испокон веков была праздником. В языческие времена она сопровождалась шумными гуляньями, когда народ старался задобрить богов плодородия. Однако художник вовсе не собирался быть предельно точным, изображая повседневный крестьянский быт. Скорее всего, ему хотелось запечатлеть само бытие в его вечных, вневременных проявлениях.

В принципе, замысел художника ясен. На полотне он изобразил вечный круговорот жизни: смена времён года, рождение и увядание… Исследователи отмечали, что эта картина Венецианова своим идиллическим настроением и аллегорической просветленностью в сочетании с русскими мотивами отвечала вкусам императора Александра I, потому-то и была отмечена искусствоведами.

Как ни странно, но в общем-то незамысловатый сюжет картины довольно активно обсуждался. Некоторые исследователи проводили аналогию между образом крестьянки на полотне «На пашне. Весна» и написанным за несколько десятилетий до него «Портретом неизвестной в русском костюме» Ивана Аргунова.

Другие, как, к примеру, искусствовед Алексей Савинов посчитали, что Венецианов смог «передать подлинную поэзию материнства, показать очарование юной матери». К слову, именно Савинов назвал картины «На пашне. Весна» и «На жатве. Лето» прекрасными и глубокими и написал, что «они отличаются замечательной правдивостью, отсутствием условности в композиции, цвете, в характеристике образов; изображённые в них люди живут в своём мире». По его мнению, «по благородству мыслей, по силе чувства, по совершенству исполнения эта небольшая картина Венецианова принадлежит к классическому наследию национальной культуры».

Ещё один искусствовед Михаил Алпатов утверждал, что это полотно Венецианова не следует рассматривать как обычную жанровую картину: «это не картина-повесть, а картина-песня, и поэтические вольности и умолчания её оправданы задачей воссоздать лишь общее представление весны, то радостное настроение, которое охватывает человека».

Художник и критик Александр Бенуа в своей книге «История русской живописи в XIX веке» в главе, посвящённой Венецианову и его школе, высоко оценив картину «На жатве. Лето», продолжал: «Также удивительная вещь — парная ей «Весна», где опять-таки академизмом отдаёт только главная фигура женщины, но где в пейзаже задолго до Саврасова, а в сивке — задолго до П. Соколова выражена вся скромная, тихая прелесть русской весны, милой русской лошадёнки».

Крестьянка в поле, ведущая лошадей

Интересно, что в разные годы картина называлась по разному. В 1830-е годы она была известна как «Крестьянка в поле, ведущая лошадей». При розыгрыше лотереи Общества поощрения художников, который состоялся в 1838 году, она фигурировала как «Деревенская женщина с лошадьми». А через два года в статье «Третья художественная лотерея», опубликованной в «Художественной газете», уже значилась: «Женщина, боронящая поле».

До сих пор не определена точная дата её создания. Дело в том, что Венецианов никогда не подписывал и не датировал свои картины. Поэтому до сих пор ведутся споры относительно года создания картины «На пашне. Весна». Искусствовед Зинаида Фомичёва в монографии 1949 года высказывала предположение, что картина писалась в 1810-х годах. Алексей Савинов в своей книге 1955 года в качестве даты указывает начало 1830-х годов.

Современные исследователи полагают, что полотно было написано Венециановым в первой половине 1820-х годов в Вышневолоцком уезде Тверской губернии. Именно этот временной период и указан в каталоге Третьяковской галереи. Начиная с 1840-х годов, в течение нескольких десятилетий история полотна не прослеживается. Вновь о нём заговорили в 1893 году, когда картину приобрёл Павел Третьяков.

Героиня написана с нарушением пропорций

Алексею Венецианову первым в русском искусстве удалось увидеть в труде землепашца таинство. Как в 1824 году отметил Павел Свиньин в статье «Взгляд на новые отличные произведения художеств, находящиеся в С. Петербурге»: «Наконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного, на представление предметов, его окружающих, близких его сердцу и нашему, — и совершенно успел в том. Картины, написанные г. Венециановым в сем роде, пленяют своею правдою, занимательны, любопытны не только для русского, но и для самого иностранного любителя художеств…»

Венециановская крестьянка написана с нарушением пропорциональных отношений и выглядит больше лошадей. Но это не портрет и не картинка крестьянской жизни. Перед нами не реальная женщина, а аллегорическая Весна, поэтому не соблюдение пропорций простительно. Её мощь и стать сродни искусству высокой античности. Героиня сама ведёт двух лошадей с бороной и одновременно наблюдает за ребёнком-амуром. Да и не идёт женщина по земле, а парит над нею.

Фигура её рядом с лошадьми кажется крупной, величественной. А лошади, по одному из точных исследовательских замечаний, «больше похожи на крылатых Пегасов, чем на заморенных крестьянских кляч». В лице крестьянки, крошечном на маленьком холсте, не отыскать следов индивидуальной характеристики. К слову, Венецианов редко углублялся в психологию своих героев. Его больше занимало другое: он желал вызвать сопереживание зрителей.

Художник заложил в картину несколько интересных визуальных эффектов. Первый заключается в том, что он намеренно занизил линию горизонта. Такой приём используется в иконописи. В светской живописи России до Венецианова его никто не применял. Низкий горизонт нужен, чтобы придать главной героине монументальность и торжественность.

Другая хитрость – в изображении второй, «зеркальной» крестьянки. На заднем плане изображена маленькая, удаляющаяся по параболе женская фигура с лошадью. Однако создаётся ощущение, что это всё та же крестьянка-весна, совершившая свой круг и теперь уходящая в неопределённое будущее. Возможно, такой приём удвоения нужен был Венецианову, чтобы подчеркнуть цикличность всего, что происходит в природе. Замыкает композицию третья фигура справа на линии горизонта.

Надо сказать, что полотно Алексея Венецианова поражает своими малыми размерами. Её габариты – 51 на 65 сантиметров. Однако, когда смотришь на картину, поражаешься её мощью и силой.

Художником Венецианов стал поздно

Род Венециановых происходил из Греции. Когда-то они звались Михапуло-Проко или Фармаки-Проко. Прадед художника Федор Проко с женой Анджелой и сыном Георгием приехали в Россию в 1730—1740 годах. Здесь они получили прозвище Венециано, позднее превратившееся в фамилию Венециановы.

Алексей Венецианов родился 7 (18) февраля 1780 в Москве. Семья занималась торговлей, продавали саженцы смородины, луковицы тюльпанов, а также картины. Он стал художником в полном смысле этого слова достаточно поздно — к 40 годам. До этого служил чиновником в лесном департаменте, а живопись была своего рода хобби.

Рисовать Алексей научился самостоятельно, но с определённого момента брал уроки у известного портретиста Владимира Боровиковского. Однако сам вырисовывать лица не любил, хотя писал и портреты. По художественной силе они значительно уступают «крестьянским» картинам, за которые автору писали известные панегирики: «Наконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного, на представление предметов, его окружающих, близких его сердцу и нашему, — и совершенно успел в том».

Оставив службу, Венецианов купил небольшое поместье Сафонково в Тверской губернии, куда незамедлительно переехал с семьёй. Там ведёт размеренную жизнь помещика, пишет картины, даже создаёт собственную художественную школу. Кроме того, в своей деревне он построил больницу, содержал доктора, устроил школу для крестьянских детей. Впоследствии добился, чтобы мужики имели по две лошади и несколько голов рогатого скота, что было неслыханной роскошью для крестьян конца XVIII- начала XIX веков.

К 50 годам Венецианов получил звание придворного художника. Во время Отечественной войны 1812 г. вместе с Иваном Теребенёвым он создавал карикатуры на французов и дворян-галломанов. Занимался также жанровыми сценами из дворянской и мещанской жизни, был членом Общества поощрения художников.

Венецианов погиб по пути в Тверь в селе Поддубье в результате несчастного случая. Произошло это 4 (16) декабря 1847 г. Похоронен художник на сельском кладбище деревни Дубровское (ныне Венецианово) в Удомельском районе Тверской области.

Лучина

#1 Offline Vic&

  • Пользователи
    • Member ID: 4 451
  • 7 359 сообщений Регистрация: 18-Октябрь 16
    • Имя: Виктор
    • Город Воронеж

    Это не зимние шарады.

    Это не идиотизм.

    Мы часто находим резаки, посредствам чего нарезались лучины. Попадается крепёж для них,

    Вопрос:, о на кой ?

    В находках, две тысячи летней давности (образно) ,мы видим глиняные светильники Греции, . Риме.

    И никаких предметов для нареки лучин,крепежа .

    Понятно, там оливковое масло, заливай в светильники. ))

    Но у нас, подсолнечное, льняное, рапсовое.

    А мы только использовали, оливковое, лампадное, завозное в культовых целях, заливая в лампады.

    Свечи из воска , вообще, стоили космически..

    Марию-Антуанету гильятинировали, в том числе, за то что каждый её бал сжигал 150-200 свечей. А одна свечка в конце ,18-го стоила недельного жалования среднего рабочего.

    Почему на Руси не использовались масляные лампы в обиходе ?

    И как давно мы узнали о подсолнечном (постном) масле ?

    Многие меня поносят
    И теперь, пожалуй, спросят:
    Глупо так зачем шучу?
    Что за дело им”Хочу.

    #2 Offline Копатыч

  • Пользователи
    • Member ID: 3 639
  • 158 сообщений Регистрация: 18-Февраль 16
  • привет Виктор, про подсолнечное масло интересная информация есть в инете к стати твой земляк занялся жимом масла, ну а лучины использовали из-за подручности и простоты хоть и пожаров от них было много, для масла это расточительная роскошь да и чадит бесчадно. ножи для нарезки лучины косарь, косырь, назывались находил в этом году пару.

    Прикрепленные изображения

    #3 Offline Vic&

  • Создатель темы (ТС)
  • Пользователи
    • Member ID: 4 451
  • 7 359 сообщений Регистрация: 18-Октябрь 16
    • Имя: Виктор
    • Город Воронеж

    Копатыч, извини, не знаю как по имени.

    Офигел, когда узнал что подсолнечное масло (постное) стали производить во второй половине 19-го века (да, воронежская губерния впереди)

    Глубже не копался, может конопляное масло не горит или его тоже получили в двадцатом веке..

    Понятно, что лучина это просто, но сколько она горит.

    И какой геморрой с её нарезкой и пожароопасностью.

    Многие меня поносят
    И теперь, пожалуй, спросят:
    Глупо так зачем шучу?
    Что за дело им”Хочу.

    #4 Offline Копатыч

  • Пользователи
    • Member ID: 3 639
  • 158 сообщений Регистрация: 18-Февраль 16
  • Анатолий, про конопляное масло это вообще отдельно, универсальное для пищевых, медицинских, химических отраслях своего времени, шурфил два года назад по весне место где стоял когда то дом, на глубине 40-50см наткнулся на семена конопли видимо ларь был с остатками этого добра причём, запах соответствено не слабый конопляный по шелухе размер семян не уступал гречневым в общем поковырялся шурф засыпал в июле приехал там капец всё в канопле причём высота под три метра ствол около 2,5 см в диаметре в общем был слегка шокирован столько лет в земле пролежали семена и такое, вспомнил про этот случай коль речь за масла пошла вспомни школьные годы так-же в советский период заканчивал органика вся горит, не горит только неорганика, особенно удивляют клоуны которые поджигают плитку шоколада и орут на весь интернет что она искуственная, хотя говна в виде составляющей ее состав хватает. С лучинами проще нарезать не трудно, сам в деревне резал с полена, нравилось с сосны резать запах приятный откалывалась быстро толщину лучины задаешь сам как нож наставишь, главное что б полено было без сучков, лучины нарезал для растопки печи а то подуемашь что при лучинах жил что б пожаров было меньше под лучину ставили таз, корыто, с водой.

    Читайте также:  Прикормка для плотвы весной - основные требования и как ее сделать

    #5 Offline Vic&

  • Создатель темы (ТС)
  • Пользователи
    • Member ID: 4 451
  • 7 359 сообщений Регистрация: 18-Октябрь 16
    • Имя: Виктор
    • Город Воронеж

    Привет, Анатолий, здорово написал.

    Конопля говоришь. Ствол 2,5 см.

    Многие меня поносят
    И теперь, пожалуй, спросят:
    Глупо так зачем шучу?
    Что за дело им”Хочу.

    Экскурсия по экспозиции “Русская изба” школьного музея “Родина – это важно!”

    Цель: знакомство учащихся с жизнью, бытом и обычаями русского народа.

    Задачи:

    • Дать представление о некоторых характерных особенностях жизни русского народа, национальных традициях и обычаях убранства и украшения жилища, назначении бытовых предметов;
    • Воспитание у детей интереса к изучению своей страны, уважение к укладу жизни, быту своих предков, чувство общности со своими истоками.
    • Воспитание любви и уважения к истории русского народа.
    • Воспитание бережного отношения к музейным предметам и историческому наследию России;
    • Развитие познавательной активности и кругозора младших школьников.

    Методы и приёмы:

    • вовлечение в прошлое;
    • вопросно-ответный метод;
    • использование загадок, пословиц, поговорок, песен;
    • опросно-ответная беседа;
    • использование музейных предметов.

    Душа народа, жизнь и быт,
    Его культура и обряды,
    Его поэтика и песни.
    Его ремёсла и наряды.
    В чём суть его
    Постичь придётся
    Поколеньям нашим молодым,
    Всё это отголоском отзовётся,
    И близким станет и родным.

    Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о русской избе и быте русских людей. В богатой лесами России все постройки издавна были деревянные. В селе жилище называлось изба. Считается, что название это происходит от древней печи: топка со временем преобразовалась в истопку, затем в истьбу, потом в избу.

    100 лет назад быт русских людей был иным. Русские избы XIX века отличались от современного жилья. Вот перед вами часть такой (приблизительно) избы. Почти у каждой избы был плетень, который плели хозяева, чтоб отгородить свою землю от соседей.

    Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья, сестры защищали младших. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие.

    Перед вами небольшая изба с минимальным количеством окон для сохранения тепла. Мы вошли и видим, что напротив двери находится “красный угол”. Здесь были лики святых, которым поклонялись крестьяне. Образа были украшены цветами и вышитым полотенцем, и висела лампадка. Иконы ставили на самое видное, почётное место, потому что все люди в те времена были верующие, поэтому они очень почитали образы святых.

    Гости заходили в дом, немного наклонив голову, потому что дверные проёмы были маленькие, таким образом, они как бы кланялись Богу, дому и людям, живущим в нём. Выказывали своё уважение и приветствовали хозяев.

    Как известно, в крестьянской избе всего одна комната. Самое большое место занимала печь – добродетель матушка. Она обогревала, кормила, усыпляла- это добро.

    Русскую печь топили для тепла, в ней готовили пищу для всей семьи, скотины на весь день.

    Посуда – это чугун, в котором варили пищу. Для того чтобы ставить горшки в печь, передвигать и вынимать их, служил особый инструмент – ухват – рогач – железная дужка на длинной деревянной рукояти; работа ухватом требовала сноровки, которая приобреталась длительной практикой.

    На печи сушили обувь, одежду, на ней спали и даже мылись. В этом случае выгребались угли и зола, на пол печи настилалась чистая солома, заслон закрывался, и можно было париться.

    Каждое утро на протяжении многих веков возникает в печи огонь, чтобы греть, кормить, утешать и лечить человека. С этим огнём связана вся жизнь. Родной дом существует, пока тёплый очаг, это тепло равносильно душевному теплу.

    Стол всегда стоял в углу, по диагонали от печи.Стол был особо почитаемым в избе. Потому что за столом собиралась вся семья от мала до велика, чтобы рассказать друг другу, как прошёл день, обсудить проблемы, покушать. Стол объединял всех.Каждый член семьи знал своё место и за столом. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами. Его старший сын располагался по правую руку от отца, второй сын – по левую, третий – рядом со старшим братом. Детей, не достигших брачного возраста, сажали на лавку, идущую от переднего угла по фасаду. Женщины ели, сидя на приставных скамейках или табуретках. Нарушать раз заведённый порядок в доме не полагалось без крайней необходимости. Человека, их нарушившего, могли строго наказать.

    В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. В печном углу и на полках была расставлена будничная утварь – посуда, какой только нет .

    И у вас есть посуда русских хозяек: деревянная – ложки, кувшины, разделочные доски, солонки; глиняная – миски, кринки; стеклянная – стаканы.

    А главный на столе был . Отгадайте, кто?

    Сверху – дыра, снизу – дыра,
    А посередине – огонь да вода.
    Никогда не ест, а только пьёт,
    А как зашумит – всех приманит. (Правильно, самовар).

    У самовара своя история. Самовар изобрели в России в XVIII веке. Внутри самовара находится специальный “кувшин”, в который засыпали, сухие чурки, еловые или сосновые шишки для аромата, сверху надевали трубу. Раздуют огонь, вода закипит – трубу снимают и кувшин закрывают крышкой. Угли без доступа кислорода гаснут, но ещё долго держат тепло – самовар не остывает. Чисто русским изобретением подачи чая является подача чая на стол парами. Небольшой чайник с заваркой устанавливали на самоварчик либо на чайник с кипятком, для этого сверху у самовара имеется специальное приспособление.

    Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки о самоваре. Я буду начинать их говорить, а вы заканчивать.

    За чаем не скучаешь – по три чашки выпиваешь.
    Чай пить – приятно жить.
    Выпей чайку – позабудешь тоску.
    Если чай не пьешь – где силы берешь.

    Традиция приглашения на чай известна на Руси с конца XVIII века. “Пригласить на чай” или “пригласить на чашечку чая” означало “пригласить в гости”. “На чашечку чая” обычно приглашали хороших знакомых или друзей дома. Приглашали, как правило, для беседы, во время которой или после которой устраивался непременно чайный стол – с чаем, печеньем, сладкими пирогами, ватрушками. Чай разливался сначала гостям, а потом уже по старшинству всем членам семьи.

    Чай устраивали в разное время. Но обычно вечером, после 16 часов, а летом и того позже, в 7 – 9 часов вечера. Во время чая почти не спорили, громко говорить и распевать песни, было не принято. Помимо беседы, читались вслух книги или рукописи, а иногда проводились тихие игры – лото, викторины, фанты, шарады.

    Чаепитие на Руси – это признак хорошего тона, а задушевный, застольный разговор за чаем – национальная русская традиция.

    Крестьянские семьи были многолюдны, как правило, было много детей. Но длинными, зимними вечерами всем хватало работы. Ведь крестьянская семья жила тем, что создавала сама: крестьяне почти ничего не покупали, кроме, может быть, соли, сахара.

    Вечер. Полумрак в избе, лишь потрескивает светец. Светец был необходимой принадлежностью бедных крестьян. Светец представлял собой деревянный или железный стояк, у него была металлическая развилка. В развилку вставлялась длинная, березовая лучина. В корытце налита вода. Обгоревший конец лучины падает в воду. В течение длинного зимнего вечера приходилось постоянно поддерживать огонь, заменять сгоревшую лучину новой. Обычно на вечер рядом со светцом клался целый пучок длинной березовой лучины. На русской печи обычно сохли березовые поленья, из которых щепали лучину для светца.

    А теперь посмотрим, как менялось освещение в доме: свечи – для них подсвечники, керосиновые лампы (для комнат, для улицы), электричество.

    Хозяйки украшали свой дом разными салфетками: вязанными, вышитыми и выбитыми на швейной машинке, они их готовили как свое приданное. (Показ салфеток и чтение – кто и для чего их делал).

    Гордостью хозяйки была её кровать, убранная по-особому: застилалась она лоскутным одеялом, под одеялом всегда был подзорник, посмотрите они тоже разные. На подушках были красивые наволочки: с вышитыми цветами или узорные.

    Хозяин чинит сбрую, плетет корзины, лапти. Мальчики ему помогают, учатся. Крестьянка прядет лен или шерсть, или ткет холст.Прядут и девочки. Ведь льняных ниток надо было очень много, чтобы соткать холст, т.к. семья носила в основном домотканую одежду. Прялка была верной спутницей крестьянки на протяжении всей жизни. Ребята, посмотрите, это льняные вещи: скатерть, рушник . приданное каждой женщины.

    Молодая хозяйка приносила от матери цветок – фикус, чтобы были дети в доме.

    Ребята, у вас много игрушек? А у крестьянских детей их почти не было – матери делали девочкам тряпичные куклы, отцы мальчишкам деревянные игрушки. А это что за игрушка?

    Матрёшка самая знаменитая русская игрушка. Ей уже больше 100 лет. Придумал её художник Сергей Малютин. Он увидел в Японии пустотелую куклу из дерева, в которую вкладывались маленькие куколки. Но эта кукла была с сердитым лицом старика-японца. Сергей Малютин переодел куклу, нарисовал улыбающееся лицо, с голубыми круглыми глазками, с румяным лицом. Одел её в пёстрый платочек и русский сарафан. А назвал куклу – Матрёшкой – это старинное русское имя. У нас уже матрешка современная, сделана из пластмассы. А эта игрушка . правильно, юла, ей до сих пор играют маленькие дети. У кого была или есть юла? Хорошо.

    Нигде в России так не ценились чистота, порядок в доме, как в Сибири. Полы, столы, лавки, стены и потолки постоянно мыли и скоблили. А старообрядцы перед праздниками даже мыли свои дома снаружи. До сих пор традиция убирать свой дом перед большим Светлым праздником Пасхой сохранилась и сейчас.

    Хозяйка следила, чтобы все ходили в чистой одежде. Ребята, как стирают ваши мамы? А раньше стирали вручную – в корыто ставили стиральную доску, стирали щелоком (березовая зола от дров), мыло пришло чуть позже. Гладили женщины так – на большую скалку накручивали белье и раскатывали рубелем – показывает. Ребята, утюги дома у всех есть? Он у вас какой? (Электрический) А у прапрабабушек сначала был угольный утюг (в него насыпали угли и он нагревался), чугунный утюг, который для нагревания ставили в печь, и только потом появился электрический утюг. А у нас есть вот какой маленький утюг – это туристический утюг; в походах тоже гладили одежду.

    Вы ученики первого класса и уже, наверное, читаете? А книг у вас дома много? Русские люди тоже учились чтению, покупали книги и вечерами читали всей семьей. Посмотрите, эти книги 1949, 1951 года издания, им 62-65 лет.

    Ребята, вы любите слушать музыку, петь песни? Роскошью, конечно, было для хозяина иметь патефон, но русские люди тянулись к искусству. Сейчас мы с вами послушаем запись песни на грампластинке. Поставим пластинку на круг, заведем ручкой патефон, установим головку на неё и слушаем .

    Беседа с детьми по поводу услышанного во время экскурсии и увиденного ими

    – Что нового узнали о русской избе?

    – Какие названия запомнили?

    – Какие поверья, обычаи, приметы вы запомнили?

    – Какие традиции сохранились до наших дней?

    – Мне бы хотелось узнать, за что вы любите свой настоящий дом, свой родной очаг? (ответы детей) Спасибо за ваши ответы.

    “Русская изба” – это удивительный мир старины – тут и русская печь с чугунками и ухватами, стол с самоваром, деревянные скамейки, кровать, заправленная лоскутным одеялом, на полу домотканые половички. На окнах занавески, герань, издревле любимая в деревне, стены украшают искусно выполненные кружева, вышитые рушники, салфетки. Здесь же самопряха, зеркала, утюги, кринки, туесок. В быт крестьян стала входить городская подвижная мебель: шкафы, горки, буфеты, кресла. Убранство избы пополнилось часами, фотографиями в рамках, мелкой скульптурой, выставлявшейся в горках. Люди выбирали для себя то, что им было необходимо, удобно.

    Дом, как известно всем давно,-
    Это не стены и не окно,
    Это не стулья со столом;
    Это не дом.

    Дом – это то, куда готов
    Ты возвращаться вновь и вновь,
    Яростным, добрым, нежным и злым,
    Еле живым.

    Дом – это там, где все вас поймут,
    Там, где надеются и ждут,
    Где ты забудешь о плохом,-
    Это твой дом.

    Каждый человек, возвращаясь в свой родной очаг, несёт радость и горе, ищет у него поддержку, ласку.

    А теперь, ребята, можно поближе рассмотреть предметы русской избы.

    (Дети рассматривают экспонаты.)

    Ребята, спасибо за внимание, счастливого пути вам домой!

    Лучина

    Лучи́на (лучь, драночка, щепань) — тонкая длинная щепка сухого дерева. Берёзовая лучина долгие века на Руси была единственным источником света в деревенских избах и домах.
    Освещение жилья весною и летом почти не практиковалось. Начиная с благовещенья (25 марта ст. ст.) и до Ильина дня (20 июля ст. ст.), местами и до Успенья (15 августа ст. ст.), избы не освещались, так как, по старинному поверью, «после благовещенья грех зажигать огонь».

    В старой восточнославянской деревне лесной и лесостепной полос до середины, а местами и до конца XIX в. почти единственным видом освещения жилища (как в древности у народов Западной Европы и придунай- ских славян) служила лучина. В захолустных местностях и особенно в бедняцких жилищах этот способ освещения удерживался до Октябрьской революции. На изготовление лучины шли сосна, береза, осина, дуб, клен, ясень. Для получения тонких (около 70 см длиной) лучин полено — «лучевое», «лучйнное» — распаривали в печи: клали его поверх ведерного чугуна с кипящей водой или на под истопленной печи, потом надкалывали рядами с одного конца топором в глубину сантиметров на 15 и затем «драли лучинины» руками. Березовые поленья высушивали на печи и в печи и затем щепали лучину большим ножом («косарь», «косырь», «лучёвник», «лучинник») или обломком косы. На Севере щепали лучины шириной в 3—4 см и толщиной до 1 см.
    Полученную лучину сушили под шестком, где находилась довольно большая ниша — подпечье, там же хранили кухонный инвентарь.

    Читайте также:  Рыбалка на Клязьминском водохранилище ловля леща плотвы окуня и щуки

    Использование

    Древние славяне верили, что вещая сила живет в угольке, связке дров, в кочерге, в лучине. Поэтому, в старину огонь добывали старики и старухи из сухого дерева, а молодая невестка или сын зажигали лучиной новый огонь — затапливали им печи в избах и банях, на посиделках зажигали свечи или лучину.

    Описание лучины можно встретить в письме валаамского старца по поводу намерений издать его письма. «В то время керосина не было еще, по ночам в избе работали с лучинкой. Я наблюдал за огнем, лучинку вставлял в светец, а угольки падали в приготовленный ушат с водой.» Зажигая лучину, на Руси говорили: «Святой огонешек, дайся нам!» Так как символ чистоты душевной — огонь не терпит ничего нечистого.
    Долгими зимними вечерами при свете лучин женщины пряли, мужчины пили хмельные напитки, мед, вспоминали минувшие дни, слагали и пели песни, слушали сказителей и сказительниц былин, а с деревянных полатей, из дальних углов за ними с любопытством и интересом наблюдали глаза маленьких русичей, чья жизнь, полная таких же забот и тревог, была еще впереди.

    Лучины использовались в быту крестьян вплоть до начала XX века, хотя и были оттеснены более современными средствами освещения типа свечей, керосиновых и масляных ламп, а позднее и электрическим освещением. Также лучина используется для розжига костров и самоваров.

    В монастырском обиходе приготовление пищи обставлялось соответствующим ритуалом. Разжигание огня на кухне происходило так: утром повар отправлялся в храм, перед царскими вратами клал три земных поклона и просил огня у священника. Тот зажигал лучину от лампады у алтаря. Ею и воспламеняли дрова на кухне.

    Горящую лучину или свечу должно было гасить благоговейно: пла­мя задувать губами, нагар снимать пальцами, а уцелевший остаток бережно класть на место; погасить же огонь как попало, т. е. ударить лучину об пол или затоптать ее ногою — считалось большим грехом, за который раздраженная стихия отплатит пожаром в доме нечестивца.

    Любопытно, что лучина могла входить в состав натуральных оброков.

    Светец

    Очень разнообразны приспособления для держания горящей лучины. У великорусов это были светцы разнообразной формы и величины . Простейший светец представлял собой развилку с двумя, тремя- четырьмя рожками из дерева или кованого железа с острым «пятником» — острием на противоположном конце стержня, согнутого под прямым углом.

    Светец втыкали острием в щели бревенчатой стены, между рожками развилки вкладывали горящую лучину, на пол под опадающие угольки ставили сосуд с водой; более сложная форма — светец с двумя развилками и одним пятником. Держащая лучину часть светца выковывалась также в форме центрального стержня с двумя изогнутыми крючками по бокам — лучину вставляли между крючком и стержнем. Встречались висячие светцы на несколько лучин — своеобразная примитивная люстра. Их зацепляли за железную скобу, прибитую к полавошнику (полка над окнами) . Гораздо удобнее и распространеннее были переносные светцы с деревянной подставкой: это или невысокий столбик, вделанный в донце, чтобы можно было его ставить на лавку (на севере Белоруссии его называют «дед», а железный зажим — «дедовы губы»), или высокие деревянные подставки, высотой в 1 м и выше, которые можно было ставить на пол в любом месте избы. Остроумно устроены раздвижные светцы с тройным столбиком: средний стержень его, в котором укреплена металлическая часть, сделан подвижным и снабжен отверстиями — его можно поднимать и опускать, закрепляя затычками на любой высоте, и таким образом регулировать высоту источника света. Рациональную форму деревянного светца представляла северная его разновидность: деревянный столбик, в верхушку которого воткнута железная развилка, укреплялся на краю неглубокого корытца, поднятого на три-четыре высокие ножки, так что обгоревшие части лучины падали прямо в налитую в корытце воду .

    Украина, где в северной лесостепной части главным освещением также служила лучина (Волынь, Черниговщина, северные районы Киевщины и Харьковщины, почти до самых степей), не знала великорусского светца; здесь втыкали лучину в отверстие в обмазанной глиной стене; вбивали в стену железную «бабку» — нечто вроде подковы, только гораздо тоньше, с расщелиной для вставки лучинок; делали небольшие переносные лучинодержатели: скатывали комок глины, продавливали в нем несколько отверстий для вставления лучины и обжигали; изготовляли скйльник — в деревянный обрубок вставлялась палка с двумя железными крючками, в каждый крючок всаживалось по лучине с таким расчетом, чтобы, когда догорела одна, то зажечь другую. В Белоруссии также втыкали лучину прямо в стену или делали висячий светец — деревянный крюк с железными тисками для вставки лучиниц. На севере Черниговщины, в Волынском полесье и во многих местностях Белоруссии вплоть до коллективизации удерживался прибор, называемый лучник, лушник, свяцёльник (белор.) или світник, світич, світоч, світач, посеет (укр.). Он состоял из двух частей: подставки (для лучины), которую ставили на пол сбоку от входной двери, и суживающейся кверху вытяжной трубы над ней (для дыма), проходящей сквозь потолок и крышу; собственно эта вторая часть — труба — и называлась лучником (белор.) и бовдуром (укр.). Подставкой служил пень с поставленным на нем черепком или гладким камнем либо шест различной высоты; нижний конец шеста врубали в обрезок доски или обрубок дерева, на верхнем конце имелась железная решетка, на которой горело несколько коротких лучин или смолье, т. е. сердцевина смолистого дерева или расщепленные корни сосны. Иногда вместо подставки под отверстие бовдура вдалбливали ручкой в стену небольшую деревянную лопатку и на нее ставили черепок, на котором жгли смолье. Трубу изготовляли из выдолбленного ольхового ствола; иногда нижнюю ее часть, приходящуюся внутри хаты и имеющую форму раструба, выплетали из лозы или сшивали в виде конусообразного мешка из холста (внизу натягивали на обруч) и приделывали узкой верхней частью к выводной трубе (иногда сколоченной из досок). Все сооружение для безопасности от искр вымазывали глиной снаружи и внутри.

    В районах с земляным или глиняным полом обычно не ставили сосуда с водой для отпадающих от горящей лучины угольков, а делали это только в том случае, если пол был устлан соломенной настилкой (при сильных холодах). Иногда лучину жгли в особой печурке шщ нише, вырезанной на краю печи и имеющей выход для дыма прямо в печь или печную трубу. Этот способ, называемый в Черниговщине и на Волыни Світлан, комінок, является, пожалуй, наиболее древним по времени возникновения, так как связан с печью, с очагом. Этот же способ освещения отмечен и в Сибири, в Енисейском крае, где его называли «камином». Камин представлял собой нишу размером 10 X 10 X 15 см, устроенную в углу печи выходящем в сторону избы. В верхней части ниши имелось отверстие, соединенное с дымовой трубой печи. В нишу, широко открытую в сторону комнаты, клали смолье. Хорошо высушенное смолье горело настолько ярко (и достаточно ровно), что за столом в углу можно было читать. Для присмотра за камином ставили малыша, который время от времени подставлял в камин одно-два поленца .
    Приспособления для лучинного освещения, впрочем, очень разнообразны. В Белоруссии при молотьбе в гумнах в темное осеннее и зимнее время употребляли пересеет—ящик на ножках, обмазанный глиною, в котором жгли огонь. В Иркутской губ. около тока ставили очаги — небольшие срубы, набитые землей, на которых жгли дрова или смолу во время ночной молотьбы.

    В фольклоре

    В. М. Максимов. Бабушкины сказки. 1867
    В русском языке есть выражение «Жив курилка». По мнению авторов Словаря русской фразеологии, этот оборот является осколком традиционной игровой формулы. Эта народная игра заключалась в передаче зажжённой или тлеющей лучины из рук в руки до тех пор, пока она не гасла. Игра сопровождалась песней:

    Жив, жив курилка!
    Жив, жив, да не умер.
    А у нашего курилки
    Ножки долгеньки,
    Душа коротенька.

    Под курилкой в этой песне подразумевается горящая лучина (от древнерусского глагола курити — «разжигать, раскладывать огонь, тлеть, едва гореть»). У древних горящий огонь ассоциировался с жизнью, а угасание огня — со смертью. Оборот «Жив курилка!» давно утратил связь с игрой. Теперь это просто одно из многих и многих устойчивых выражений, которое произносится с оттенком иронии, насмешки. Но, во времена наших предков, лучина с тлеющей головкой воспроизводила представления об умирающем и воскресающем божестве, требуюшим жертвоприношения. Поэтому оказалась возможна замена человека лучиной, и обряд, пусть ослабленный с точки зрения эффективности, продолжал существовать в ненаказуемой форме, сохраняя исходный смысл, а с забвением последнего выродился в детскую игру.

    В песне «То не ветер ветку клонит» (стихи С. Стромилова, музыка А. Варламова) есть такая строфа:

    Извела меня кручина,
    Подколодная змея.
    Догорай, моя лучина,
    Догорю с тобой и я!

    Лучина в гаданиях и обрядах

    Приступая к гаданиям, к добыва­нию подземного клада и в других случаях, когда можно опасаться дьявольского наваждения, необходимо было обвести себя круговою линией; линия эта очерчивается за­жженною лучиною или восковою свечою, при обычном воззвании к Чуру («Чур! наше место свято»), и служидо самою надёжною оградою от злобы демонов.
    Так как земной огонь был эмблемою небесного пламени молний, а вода — дождя, то отсюда понятны следующие гадания: а) девица вздувает с уголька огонь на лучину; если она долго не разгорается, то муж будет непослушный, крутой характером, и наоборот. Зажигая с одного конца лучину, втыкают ее другим концом в бревно и примечают: в какую сторону упадет пепел? — с той стороны жених явится. (Тамбов, губ.) Или обмакивают лучину в воду и потом зажигают, и смотря по тому, скоро или медленно она загорится — делают заключение о выгодном или невыгодном женихе.
    В некоторых местах Пензенской губернии ходят слушать под окно с первым огарком лучины. О чем говорили в доме, то сбудется со слушающим, например говорили о свадьбе, то значит быть замужем в тот год, а если была речь о покойниках, то это значит смерть и т. п.
    Всем хотелось знать вперед: долго жить или нет? Поэтому брали березовую лучину, обмакивали в воде и зажигали. Горящая с искрами лучина означает болезнь, потухающая при горении — близкую смерть; горящая ясно — долгую жизнь. Еще обвертывают березовую лучину льном, втыкают в щель и зажигают. Догорит ли лучина скоро — смерть кому-либо из родных; оборотится ли она в какую-нибудь сторону — быть девушке замужем.
    В Архангельской губ. по числу и величи­не выпавших угольев делают заключения о числе и значительности самых гостей; упадет ли головня на шесток, погасят ли ненароком лучину или свечку — будет не­чаянный гость.
    важдения, необходимо обвести себя круговою линией; линия эта очерчивается за­жженною лучиною или восковою свечою, при обычном воззвании к Чуру («Чур! наше место свято»), и служит самою надёжною оградою от злобы демонов.
    Гадали на то, кто сколько проживет. Девушка берет в руку березовую лучину, бежит к роднику, реке или к колодцу. Затем она окунает эту лучину в воду. Вернувшись домой, она зажигает эту же лучину на огне. Если лучина снова загорится быстро, то жизнь будет долгой. Если лучина и вовсе не загорится, то девушку ждет в этом году смерть. Если лучина горит с треском и горит не особенно ровно, то в продолжение этого года девушка будет хворать.

    Вера в то, что папоротник цветет раз в году, исходит, видимо, от того, что крестьяне, постоянно наблюдающие за природой, заметили, что цветут все растения, кроме одного, которое “не пускает цвету”. Но они знали также, что всякое растение для размножения должно цвести, и происходит это, по их разумению, раз никто не видит, ночью; когда цветет все, — накануне Ивана Купала. А за зловеще светящийся цветок принимали, вероятно, светлячок, который дает фосфоресцирующий цвет, тем более что он даже носит имя Иванове. Но это слишком прозаическое объяснение, а все связанное с купальной ночью представляется на редкость романтическим. И прежде всего — обряд опускания в речные воды венков с зажженными свечами и лучиной. Завивали венки из Ивана-да-Марьи, чисто купального цветка, лопуха, богородицкой травы и медвежьих ушек. Если венок потонет сразу — суженый разлюбит. У кого венок дальше всех поплывет — будет счастливее всех, а у кого лучина или свеча дольше всего горит — проживет самую долгую жизнь.

    Сосудов и кринок с напитками и кушаньями не советовали оставлять непокрытыми, опасаясь, чтобы нечистая сила не осквернила их; если нечем покрыть, то должно по крайней мере перекрестить или положить сверху две лучины накрест. Лучину, обмотанную куделью, клади в колыбель – от нечисти.Выходя из амбара, хозяин ломал лучины и клал обломки крест-накрест поверх зерна, отпугивая нечисть от запасов.
    Кое-где соблюдался обычай бегать по полям с зажженными лучинами – для предохранения дойных коров от злых волшебниц. При пропаже коровы, теленка или овцы, если поиски оказывались тщетными, заонежане «рыли кресты», т. е. складывали кресты из лучины на лесных тропинках, произнося при этом соответствующее заклинание.

    На Беларуси, накрыв стол, принято обнести его трижды зажженной лучиной, что являлось отголоском обряда окуривания, отогревания покойника.

    Ивановские костры (ночь на Ивана Купалу), собственно, не что иное, как царь или князь-огонь, или живой огонь, добываемый посредством трения двух кусков дерева. Его почитают доныне между нашими поселянами за лучшее средство для прекращения моровых болезней и скотского падежа. Решивши на мирской сходке употребить это суеверное средство, все жители села в одно время тушат у себя всякого рода огни, в печах и даже перед святыми иконами, и, собравшись потом на высоком месте вне села, начинают добывать новый, живой огонь, зажигают им большой костер, через который прогоняют весь скот, а потом и разносят этот огонь по всем избам, затапливают им печи и зажигают лучины, свечи и лампады.
    Самое добывание живого огня, как и зажигание Ивановских костров, поручается обыкновенно старикам, которые, как видно из этого обряда чисто общинного быта и из вышеупомянутой песни, исполняли должность жреца в общественном богослужении языческой России.

    Поговорки

    Дедовские свечки, лучинки с печки.
    Не видал ты меня в красный день да при лучине.
    Ни дров, ни лучины — живем без кручины.
    Никого не бей лучиной: сухота нападет.
    Из лучины не скласть полена.
    Коли лучину вдоль, поперёк не расколешь.
    Кручина иссушит в лучину.
    Лучина с верою, чем не свеча?
    Лучина трещит и мечет искры, к ненастью.
    Лучина трещит, пыл с визгом по лучине, к морозу.
    Не видал ты меня в красный день, да при лучине.
    Посмотреть на него в красный день в белой рубашке да при лучинке.
    Пошли наши лучинушки плясать!
    Придет кручина, как нет ни дров, ни лучины.
    Хоть лучинка, да мужчинка.
    Щепай, дивчина, лучину, не держи кручину!

    Прогноз на зиму 2017 2018 на Урале

    Прогноз погоды: какая будет зима?

    И так, прогноз погоды на зиму 2017 2018 для Уральского региона, да и для всей России в целом весьма благоприятный. Предстоящей зимой 2017 2018 не ожидается погодных аномалий вроде арктических морозов 2006 года или невероятных снегопадов позапрошлого зимнего сезона. Вместе с тем уже не для кого не секрет, что год от года погода отличается все большей непредсказуемостью, однако прогноз на зиму 2017 2018 скорее напоминает о еще одном современном тренде – Глобальном потеплении.

    Читайте также:  Ловля ерша: снасть, наживка и техника

    Собственно, о чем говорит прогноз погоды на зиму 2017 2018 на Урале, в большом Уральском регионе? Прежде всего о том, что нас ждет мягкая, очень даже мягкая зима.

    Сказав, что зима 2017 2018 будет «мягкая», так и хочется добавить «мягкая и ровная». Однако, судя по прогнозу на зиму 2017 2018, эту зиму в Уральском регионе никак не получится назвать «ровной». И тому есть целый ряд весьма любопытных причин, однако, обо всем по порядку.

    Начнем с того, что зима 2017 2018 на Урале пройдет под влиянием все более отчетливой тенденции глобального потепления. Причем, в данном случае «глобальное потепление» это не субтропики в средней полосе России, это совсем другие погодные явления, часто весьма опасные. Уже не для кого не секрет, что с приближением 2018 года количество погодных аномалий увеличивается. Не то, чтобы катастрофически, но рост числа погодных аномалий за минувшее десятилетие виден для любого, даже самого не наблюдательного человека. Впрочем перечислять все природные катастрофы, начиная с аномальной жары 2010 года не имеет особого смысла, особенно когда речь идет о прогнозе на предстоящую зиму. А если быть точнее, о прогнозе зиму 2017 2018 на Урале.

    С чего начинается зима? С декабря! И так, каким будет декабрь 2017 года на Урале? Зимой 2017 2018 года декабрь ожидается весьма мягким, морозы весьма умеренными, если не сказать слабыми. Судя по прогнозу на предстоящую зиму, на Южном Урале самой холодной станет вторая декада декабря, когда ночные температуры будут опускаться до -17, а в отдельные дни до минус 22. Впрочем, в дневные часы столбик термометра не будет опускаться ниже -12, чаще и вовсе до -7. Интересно, что на Среднем Урале (в частности в Екатеринбурге) во второй декаде декабря 2017 будет примерно на 5 градусов теплее (!) чем на Южном Урале. Вот такая погодная аномалия зимы 2017 2018, ведь обычно в Екатеринбурге на 5 градусов холоднее, чем в Челябинске, и на 10, чем в Магнитогорске. Зимой же 2017 2018 все может быть с точностью до наоборот.

    Что касается среднего температурного фона для декабря 2017 года, то жителей Уральского региона ждут дневные температуры от -3 до -7, ночные от -6 до -14, причем вне зависимости от географической широты. Интересно, что примерно такая же погода была и в начале минувшего декабря, однако в прошлом году в середине декабря идеальная и мягкая зима сменилась жестокими морозами. Но прогноз на зиму 2017 2018 на Урале такой перемены погоды не предвещает, что не может не радовать.

    С окончанием декабря все ближе становится Новый год и длинные зимние каникулы. Какая погода ожидает жителей Уральского региона на самый ожидаемый праздник? Если исходить из прогноза на зиму 2017 2018 для Урала, то новогодняя погода ожидается практически идеальной. Так на Новый год в Екатеринбурге ожидается днем от -2 до -4, ночью до -6, на Южном Урале (в Челябинске и Магнитогорске) днем от -4 до -6, ночью до -9. Опять аномалия, чем севернее, тем теплее? Однако, это не так. В это же самое время чуть севернее Екатеринбурга будет проходить линия смены погоды, за которой будут свирепствовать морозы сильно за -30, а то и за -40. И эта линия не будет стабильной, она может сместиться на юг, чем испортит Новый год жителям и Свердловской, и Челябинской областей, а может уйти в Полярный Урал, где она и должна находиться. Почему это может произойти? Все дело в Уральских горах, которые, как известно, протянулись широкой полосой с севера на юг. Но ведь Уральские горы весьма низкие? Но и человеку, чтобы споткнуться, достаточно препятствия на уровне щиколотки, как то так получается. В качестве иллюстрации непредсказуемости Уральской погоды на Новый год, достаточно вспомнить погодную аномалию зимы 2011-2012 года, когда в Новогоднюю ночь в Магнитогорске было -33, а всего в ста километрах западнее, в соседней Башкирии всего -4.

    Впрочем, остается надеяться, что самый конец декабря 2017 года обойдется без внезапных аномальных морозов. Тем более, что прогноз на зиму2017 2018 именно на этот период весьма благоприятный, что не может не радовать.

    Что касается осадков, ожидаемых на Урале в декабре 2017 года, то здесь все ожидается в пределах средних многолетних значений. То есть снега в этом декабре будет мало, да и распределение этого небольшого количества снега по Уральскому региону будет весьма неравномерным. Наибольшее количество осадков ожидается на Среднем Урале, где небольшой снег возможен через день. На Южном Урале на каждый день с небольшим снегом будет приходиться два дня без осадков. В отдельные дни возможны и сильные снегопады, однако снежного апокалипсиса как позапрошлой зимой, не ожидается.

    Но далее, декабрь 2017 года сменяется январем 2018 года. А январь на Урале – месяц непредсказуемый. Достаточно вспомнить январь 2015 года, когда 16 января в Магнитогорске днем воздух прогрелся почти до +4, или 16 января 2006 года, когда в предутренние часы температура воздуха в том же Магнитогорске упала до -37. Стоит ли в январе 2018 года ожидать подобных аномалий?

    Вероятнее всего, январь 2018 года обойдется без погодных аномалий. Прогноз на зиму 2017 2018 на Урале не предвещает повторения побивших все рекорды холодов 2006 года, однако установление рекорда самого теплого января за всю историю метеонаблюдений в январе 2018 года вполне возможно, хотя и это маловероятно.

    Чтобы представить, какой будет погода в январе 2018 года на Урале, стоит обратиться к общему прогнозу на зиму 2017 2018. И на Урале будет самый типичный январь – самой холодной станет вторая декада января, что соответствует средним многолетним значениям. Однако, в январе 2018 года к средним многолетним значениям стоит прибавить 5, а то и 10 градусов цельсия. И так: в первой декаде января дневные температуры составят около -5, ночные -10, во второй декаде в среднем днем -12, ночью -19, третья декада января 2018 в точности повторит первую.

    На счет осадков, в долгосрочном прогнозе на зиму 2017 2018 говорить можно весьма осторожно, но вероятнее всего этот январь станет одним из самых малоснежных за всю историю метеонаблюдений. Хотя это вовсе не является гарантией от внезапных, мощных и кратковременных снегопадов, после которых в Уральском регионе закрывают для проезда междугородние дороги. Хотя более вероятно, что дороги на Урале будут закрывать из-за гололеда в связи с резким перепадом дневных и ночных температур. Здесь стоит добавить, что в этом январе солнечных дней будет намного больше чем обычно. Но ожидать «солнечного» января зимой 2017 2018 явно не стоит: ведь ранее в половине минувших зим в январе не было солнечных дней. Вообще! Так что придется радоваться тому, что есть.

    Ну и завершающий зимний месяц февраль. Если доверять долгосрочному прогнозу на зиму 2017 2018 на Урале, то нас ждет очень мягкий февраль. Средняя температура воздуха днем составит от 3 до 5 градусов ниже нуля, в ночные часы столбик термометра будет опускаться до минус 6 минус – 12 градусов. Согласно прогнозу на зиму 2017 2018 для Уральского региона, февраль 2018 станет почти на 10 градусов теплее февраля 2017 года. Однако здесь стоит добавить, что минувший февраль стал одним из самых холодных в этом веке, февраль же 2018 пройдет близким, и даже чуть теплее климатической нормы для Уральского региона.

    Впрочем, говоря о весьма мягком феврале, который предвещает нам долгосрочный прогноз на зиму 2017 2018 на Урале, стоит упомянуть возможные неожиданности. Так, по прогнозу, в предстоящем феврале не исключены внезапные кратковременные (от трех дней до недели) похолодания до -25 – -30, хотя на тот же период возможны и оттепели до +1 на Среднем Урале и до +5 на Южном Урале.

    Так что предстоящий февраль 2018 по долгосрочному прогнозу на предстоящую зиму можно считать вполне комфортным в плане температуры воздуха и отсутствия признаков возможных долговременных похолоданий.

    Что касается осадков, то предстоящий февраль 2018 вероятно станет весьма богатым на снегопады. Ведь каким бывает февраль на Большом Урале? Либо мороз, либо снег. И если прошлый февраль был морозным и почти без снега, то нынешний февраль обещает быть весьма богатым на снег. По долгосрочному прогнозу погоды на зиму 2017 2018 на Урале, в предстоящем феврале осадки ожидаются на протяжении 16 -18 дней из всех февральских 28 дней.

    За февралем заканчивается календарная зима 2017 2018 и наступает первый весенний месяц Март. И здесь вполне логичен вопрос: причем здесь март, если речь идет о прогнозе на зиму 2017 2018 для Уральского региона? А при том, что на Урале (и даже на Южном Урале) март по всем климатическим признакам является зимним месяцем. Так в марте на Среднем Урале не редки морозы за -30, и даже на Южном Урале в середине прошлого века зафиксирован мартовский абсолютный минимум в -36!

    И если март можно смело отнести к климатической зиме, то в прогнозе на зиму 2017 2018 стоит уделить внимание и этому месяцу. И так: март 2018 года, по долгосрочному прогнозу погоды на предстоящую зиму порадует нас дневными температурами стабильно около нуля и небольшими ночными заморозками. Хотя во второй половине месяца возможно кратковременное похолодание до -8 днем и до -16 в ночные часы, а так весьма теплый и даже немного солнечный март.

    Хотя, теплый март для Уральского региона весьма нехороший признак. Так, начиная с 2014 года мартовская погода баловала жителей Большого Урала теплыми и солнечными днями, а далее наступало холодное и дождливое лето. Напротив, март 2010 и 2012 года выдался необычайно холодным и снежным, а далее наступало очень жаркое лето. Так, в 2012 году в июле погода на Южном Урале и в Калифорнии была одинаковой! Но если следовать фактам долгосрочного прогноза на зиму 2017 2018, то и предстоящее лето 2018 стоит ожидать (увы!) привычно холодным и возможно дождливым, хотя заглядывать так далеко наверное еще не стоит. Достаточно порадовать себя тем, что предстоящая зима 2017 2018 будет весьма мягкой и, вероятно, обойдется без погодных аномалий.

    Какая будет зима на Урале 2017-2018 году?

    Чем ближе наступление самого холодного времени года, то есть зимы, тем больше хочется узнать о том, что нас ожидает и к чему следует готовиться. Какая будет погода на Урале 2017-2018 году волнует многих жителей этой местности, а также гостей и туристов, которые отправляются в путешествие сюда именно в это время года. согласитесь, сегодня каждый может самостоятельно составить свой прогноз ориентируясь на народные приметы, хотя все же большая часть населения по-прежнему прислушивается к мнениям синоптиков, даже несмотря на то, что природа постоянно радует нас каким-то неожиданными сюрпризами и своими капризами. Так что же говорят и предсказывают синоптики.

    Прогноз погоды – общие тенденции.

    Несмотря на большое количество прогнозов, и мнений, всё синоптики сводятся к одному решению – зима будет достаточно холодная и суровая по сравнению даже с прошлым годами.

    В чём это будет проявляться?

    • Во-первых, ранние морозы, которые совершенно несвойственны этой местности. Иными словами, уже в ноябре следует ожидать самой настоящей зимней и суровой погоды, так как температурный столбик упадёт до отметки ниже нуля.

  • Во-вторых, небольшое количество снега. Стоит отметить, что первый снег уже выпадет в октябре, поэтому к декабрю снежным покровом будет устелена вся земля. Но сугробов этой зимой ожидать не следует.
  • В-третьих, температурный режим, который будет отличаться по сравнению с прошлым годом и составит примерно на несколько градусов ниже.
  • Это в общих чертах, что ожидает жителей Урала этой зимой. А что же можно сказать относительно и в отдельности по каждому месяцу, ведь тогда картина будет совершенно полной и понятной для понимания.

    Что принесёт декабрь?

    Первый зимний месяц не слишком порадует существенными, а главное резкими переменами в погоде, за исключением лишь того факта, что зима в этом году наступит не по своему привычному календарному циклу, а на месяц. Но всё равно, чем, же порадует декабрь месяц?

    1. В начале месяца земля будет полностью находиться под снежным покровом, даже, несмотря на то, что в отдельных районах и местностях его высота и толщина не будет слишком высокой.
    2. Морозы, которые не будут слишком суровыми.
    3. В первой декаде месяца ожидается устойчивая минусовая температура, которая местами будет доходить до –20 градусов.
    4. Во второй декаде ожидается понижение температурного столбика до отметки –25 градусов, хотя будет светить яркое солнышко. Многие отмечают, что такая дивная погода станет хорошим и оптимальным временем для горнолыжного сезона, поэтому стоит ловить момент.
    5. Третья декада будет самой тёплой. В чём это будет проявляться? Температура повысится до отметки –15 градусов, и прибавиться ещё немного снега

    Какой же можно сделать вывод? Погода в декабре будет напоминать идеальную во всех смыслах этого слова, так как мороз будет не слишком сильный, ясная и солнечная погода, а вокруг всё укрыто белым одеялом.

    Январь.

    Этот месяц покажет себя с самой сильной своей стороны, хотя станет наиболее оптимальной для различных занятий зимними видами спорта. Чего же следует ожидать?

    • Во-первых, начало месяца. Здесь погода будет не слишком морозная, солнечная, практически безветренная, выпадет ещё немного снега. Именно поэтому следует ловить момент и во время новогодних каникул как можно больше времени проводить на свежем воздухе.
    • Во-вторых, середина января. Здесь уже погода начнётся потихонечку портиться. Проще говоря, очень сильно похолодает, задует сильный и порывистый ветер, в некоторых районах возможна метель. Причём такие перемены также негативно скажутся на состоянии дорог, так как это гололедица и переметы на дорогах из-за ветра.
    • В-третьих, конец месяца. Эта декада порадует своими более комфортными погодными условиями, то есть такими, какие были в первой половине месяца. Проще говоря, вернётся яркое солнышко, хотя температурный столбик останется на прежнем, неизменном уровне.

    Что готовит февраль?

    Февраль, даже, несмотря на то, что считается последним зимним месяцем, ничем хорошим не порадует жителей Урала. Стоит отметить, что, скорее всего, он станет самым холодным в этом году. Но обо всём подробнее.

    1. Стужа, ветер, который, несмотря на то, что не слишком сильный пробирать будет до самых костей.
    2. Сильный мороз, ведь если сравнить с центральным округом, когда все переоденутся в лёгкие курточки, жителей Урала ждут лютые морозы. Проще говоря, весна будет поздней, поэтому на ранее потепление рассчитывать не приходиться.

    Хотя не следует утверждать, что такой прогноз на 100% станет точным, ведь более полный, точный и развёрнутый прогноз можно дать лишь при наступлении самой зимы.

    Ссылка на основную публикацию