Поведение в экстремальных условиях. Опрокидывание лодки

Поведение в экстремальных условиях. Опрокидывание лодки

Опрокидывание


При движении на катамаране
опрокидывание может считаться
частью развлечения, однако при
этом важно знать, как выровнять его,
прежде чем отправляться на глубину,
особенно если погода не идеальна.

Яхта с балластным килем действительно не может перевернуться и остаться в этом положении. В очень широком фарватере яхта может лечь на бок, даже перевернуться килем кверху, но она не может долго оставаться в таком положении, пока киль на месте, а разрушение киля крайне маловероятно. Когда лодка переворачивается килем кверху, вес балласта в киле и отсутствие давления ветра на паруса возвращают ее в нормальное положение. Конечно, если яхта сделает полный оборот (360°), скорее всего, сломается мачта, паруса и такелаж окажутся в воде. Но при отсутствии повреждений, из-за которых вода может проникнуть внутрь, корпус останется целым и послужит надежной базой для спасения команды.

А вот швертботы, катамараны и другие небольшие лодки могут переворачиваться, что и происходит довольно часто. Они уязвимы из-за отсутствия балластного киля и других средств, восстанавливающих вертикальное положение, если центр тяжести смещается слишком сильно. Если только члены команды не перегнутся через борт, если паруса не обезветрены, лодка опрокинется и либо наполнится водой, либо перевернется днищем кверху и останется в таком положении. К счастью, большинство маленьких лодок можно вернуть в нормальное положение, потом вычерпать воду и продолжать путь.


Чтобы вернуть лодку открытого
типа в нормальное положение,
используйте вес своего тела
для начала процесса.

Начиная выравнивать лодку,
удерживайте ее нос в
положении против ветра.

Станьте на шверт, чтобы
помочь набрать энергию
движения к моменту, когда
паруса поднимутся из воды.

Когда лодка начнет
выпрямляться, быстро
заберитесь на борт.

Катамараны выровнять труднее из-за ширины, но опытным командам обычно это удается, и они могут идти дальше, если позволяет погода.

Судно может перевернуться по многим причинам, например, таким, как движение при очень сильном, порывистом ветре, неудачный поворот фордевинд, неожиданный шквал, заставший команду врасплох.

На швертботах для опытных моряков опрокидывание является развлечением, но для нервных новичков, если они оказались под лодкой или запутались в такелаже, ситуация может стать настоящим испытанием, особенно в плохую погоду. Но остойчивая лодка останется на плаву, команда сможет цепляться за нее, что позволит привести оснастку в порядок и подготовиться к возвращению в нормальное положение.

Последовательность действий по возвращению перевернутого швертбота в нормальное положение зависит от типа корпуса. Открытые швертботы типа «Mirror» после переворачивания заливает водой; их нужно вернуть в нормальное положение и удерживать, пока не будет вычерпана вода. На закрытых лодках типа «Lazer» корпус защищен, при восстановлении нормального положения вода удаляется, и лодка готова к продолжению плавания.

На мелководье существует риск, что лодка, перевернувшись днищем кверху, заденет дно мачтой и она сломается. В таком случае важно как можно скорее положить лодку на бок, а уже потом выровнять. На некоторых лодках опрокидывание кверху днищем может привести к тому, что шверт выскользнет из колодца, и у шкипера не останется рычага для восстановления нормального положения. Кому-то из команды придется нырнуть под лодку и закрепить шверт в колодце, после этого можно выровнять лодку.

Обычная процедура выравнивания перевернутой лодки закрытого типа:

1. Если лодка перевернулась кверху днищем, один из матросов должен выбраться на корпус и удерживать шверт. Команда наклоняется назад, ее вес постепенно приводит лодку в горизонтальное положение, тогда можно привести в порядок паруса и такелаж. Важно растравить паруса или вытравить шкоты до возвращения лодки в нормальное положение, иначе паруса наполнятся ветром, тогда лодка либо начнет двигаться, либо опять перевернется. Один из матросов подплывает к носу и висит на нем, удерживая лодку в положении против ветра.

2. Шкипер забирается на швертбот и, держась за планширь, опять наклоняется назад и тянет лодку в нормальное положение. При условии, что матрос удерживает нос против ветра, а паруса растравлены, лодка просто выпрямится, хотя и будет заполнена водой.

3. Шкипер карабкается на борт через корму и начинает вычерпывать воду, матрос по-прежнему остается в воде и удерживает нос против ветра. Как только уровень воды в лодке уменьшается, шкипер разбирает все запутавшиеся снасти, подбирает грот и кладет руль в наветренную сторону, гак что нос лодки поворачивается в сторону от ветра.

4. Теперь матрос карабкается на лодку через наветренный борт и выбирает стаксель, одновременно продолжая вычерпывать воду. Если на лодке установлена вихревая система вычерпывания, ее можно открыть, когда лодка наберет скорость, и удалить остаток воды. Нужно помнить, что, когда лодка полностью (или почти полностью) залита водой, она становится крайне неустойчивой; следует соблюдать осторожность, чтобы она не перевернулась повторно из-за ветра, волн или движений членов команды, забирающихся на борт.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Спасение на водах. Как обезопасить себя, катаясь в лодке

Последнее обновление: 3 июля 2017 г.

Вечером 2 июля весельная алюминиевая лодка опрокинулась на озере Максимка в Челябинской области. Погибли шесть человек, включая четырех детей. По данным спасателей четверо мужчин смогли доплыть до берега и спаслись. Как считают специалисты, трагедия произошла из-за того, что судно было перегружено. Можно ли избежать трагедий на воде?

Рассказывает инструктор школы выживания Максим Березин.

— Большинство несчастных случаев на воде происходит не из-за трагического стечения обстоятельств, а в результате нарушения правил безопасности. Лучший способ избежать беды — это узнать их на берегу и соблюдать во время путешествия.

1. Не стоит отправляться в путешествие на лодке тем, кто не умеет плавать: гарантии того, что лодка не перевернётся, не протечет и т. д., не может дать никто, а путешественник, который не умет плавать, подвергает опасности не только себя, но и окружающих.

2. Прежде чем сесть в лодку, узнайте прогноз погоды: если синоптики прогнозируют усиление ветра или дают штормовое предупреждение, отложите путешествие.

3. Помните: алкоголь и водные путешествия несовместимы.

4. Перед тем как сесть в лодку, убедитесь в её исправности и прочности: проверьте вёсла, уключины, спасательные средства (круг и жилеты — по одному на каждого пассажира). В идеале спасательные жилеты должны быть надеты во время всего путешествия.

5. В лодке должны быть: черпак или ведёрко для отлива воды, фонарь (если вы путешествуете в вечернее время), полностью заряженные телефоны, навигационные гаджеты и запасная одежда (в непромокаемом пакете).

6. Обязательно сообщите о своём путешествии родным или знакомым и договоритесь о времени «сеансов связи»: это позволит оставшимся на берегу вовремя забить тревогу.

7. Чаще всего лодка переворачивается, когда пассажиры меняются местами, садятся на борта, ныряют, встают во время движения в полный рост или переходят из одной лодки в другую. Такие манёвры желательно осуществлять около берега или на небольшой глубине. Если возникла необходимость поменяться местами, делать это нужно с максимальной осторожностью, пригнувшись, без спешки и резких движений.

8. Если один из путешественников оказался за бортом, принимать его на лодку можно только с кормы. Попытка забраться на лодку через борт чаще всего приводит к тому, что лодка переворачивается и накрывает всех, кто в ней находится.

9. Если лодка перевернулась, не старайтесь её перевернуть обратно или на неё забраться. Есть большая вероятность того, что она перевернётся снова, при этом ударив или накрыв вас. Помните: это ваше спасательное средство. Ухватитесь за корму или за нос и, работая ногами, плывите, направляя лодку к ближайшему берегу.

11. Если рядом с вами тонет человек, постарайтесь подплыть к нему сзади незаметно (утопающий неосознанно хватает спасателей за кисти и шею, увлекая под воду), правой рукой схватите через подмышку правой руки за плечо и, плывя на спине (чтобы лицо человека находилось над поверхностью), буксируйте его на берег.

На берегу: очистите рот пострадавшего от ила и песка. После резко надавите на корень языка: это спровоцирует рвотный рефлекс и будет служить стимуляцией дыхания.

После удаления воды уложите потерпевшего на бок и постарайтесь вызвать «Скорую помощь», каким бы благополучным вам ни казалось его состояние. Уверенным, что его жизни больше ничего не угрожает, можно быть только через 3-5 суток.

Поведение в экстремальных условиях. Опрокидывание лодки

Яхтинг: Полное руководство

КАК ЛОДКА ИДЁТ ПОД ПАРУСОМ

Для многих людей плывущая лодка представляет собой загадочное зрелище. Действительно, если бросить в море кусок металла, он сразу утонет, между тем большие корабли, сделанные из многих тысяч тонн стали, благополучно в том же море плавают. Почему ?Первым на этот вопрос ответил греческий математик Архимед. Погружаясь в ванну, он обратил внимание на то, что вода, наполнявшая ее, выливается через край.

Продолжив наблюдения, Архимед обнаружил, что объем вытесненной воды совпадает с массой тела, а также то, что при погружении тела в воду на него действует выталкивающая сила, и если эта сила (вес вытесненной воды) равна весу тела, оно не тонет. Так была описана природа плавучести.

Лучше всего яхта идет в положении оптимального плавания (вверху в центре); скорость и ходовые качества лодки снижаются, если ее корпус находится выше или ниже этого положения. То же относится и к грузовому судну: груз заставляет его опускаться глубже в воду

Большой корабль плавает потому, что его корпус имеет огромный объем и вытесняет большое количество воды. С другой стороны, маленький кусочек металла вытесняет очень мало воды, поэтому фактически нет выталкивающей силы, которая могла бы удержать его на поверхности, и он тонет. Это элементарное объяснение можно проиллюстрировать на примере грузового судна: когда в трюме нет груза, оно немного поднимается на воде и опускается, если в трюм поместить груз (см. рис. вверху). Форма корпуса остается прежней, поэтому выталкивающая сила остается такой же, но вес груза увеличивает вес судна, заставляя его погружаться глубже в воду.

Читайте также:  Ловля судака в декабре: особенности и полезные советы

Если груз добавлять и добавлять, то наступит момент, когда судно исчезнет под водой, но, прежде чем это случится, оно достигнет точки, которую судостроители называют положением оптимального плавания. В этой точке судно наиболее устойчиво, его общий вес равен весу вытесненной воды.

Все эти рассуждения применимы к яхтам – они проектируются для погружения на уровень, который дает возможность достичь максимальной скорости и продемонстрировать ходовые качества при соответствующей форме корпуса, с учетом назначения судна. Легкие, быстрые гоночные яхты более плавучи, чем тяжелые крейсеры.

С точки зрения плавучести важным фактором является вес лодки, а при решении вопроса об эксплуатационных качествах судна конструктор должен принимать во внимание всю подводную часть корпуса. Ее форма и размер определяют скорость движения яхты, ее гоночные качества, а также размер внутренних помещений.

Форма корпуса самым непосредственным образом влияет на скорость судна. Чем более обтекаемую форму имеет его корпус, тем быстрее оно движется

Вес также влияет на остойчивость судна; тип и форма киля, количество балласта определяют, насколько оно устойчиво на воде. Глубокий балластный киль обеспечивает максимальную остойчивость, а выдвижной киль (шверт), прикрепляемый к бортам или днищу, уменьшает остойчивость.

Форма корпуса и вес судна – это те факторы, которые конструктор должен учитывать при разработке проекта, в соответствии с типом будущего судна.

Проект маленького круизера (лодки для путешествий, прогулочного судна) будет, разумеется, достаточно простым, а современные океанские гоночные яхты конструируются по очень сложным схемам.

Помимо плана размещения парусов, такелажа и общей компоновки внутренних помещений, чертежи корпуса обычно выполняются в трех видах: бок, полуширота и корпус, вместе они дают представление о форме корпуса судна и позволяют строителю в точности следовать указаниям проектировщика.

Бок показывает корпус яхты го стороны правого борта с контурными линиями (известными как батоксы), обозначающими форму корпуса, точно гак же как контурные линии на карте обозначают форму холмов и долин; вид со стороны левого борта будет, естественно, идентичным.

Полуширота похожа на бок, но эта проекция выполняется со стороны днища. На чертеже изображается только половина яхты ради экономии места (отсюда и название), наружный контур соответствует линии палубы.

Наконец, третья проекция показывает поперечное сечение корпуса, одна половина – со стороны носа к центру, а другая – от кормы к центру яхты.

Одна из самых важных задач, решаемых при проектировании парусного судна, – обеспечение его остойчивости. Стоит ступить в маленький круизер, он тут же наклонится в ту сторону, куда вы наступили, поскольку центр тяжести переместится.

Выталкивающая сила приложена в середине яхты, в точке, называемой центром плавучести (В), а сила тяжести (вес) действует в центре тяжести (G) и направлена вниз. Когда точка G находится прямо над точкой В, лодка пребывает в устойчивом положении, она не опрокидывается. Когда лодка наклоняется (кренится), например когда вы в нее ступаете, точки В и G уже не находятся на одной линии. Центр плавучести смещается вправо или влево относительно центра тяжести, и тогда лодка наклоняется в этом направлении. Однако, поскольку выталкивающая сила направлена вверх, а сила тяжести – вниз, вместе они создают поворачивающий рычаг, который стремится вернуть лодку в прежнее положение.

В – центр плавучести

G – центр тяжести

Эта сила известна как восстанавливающий момент, она противодействует крену и придает яхте остойчивость.

Хороший пример – яхта, идущая под парусом. Под давлением ветра на парус яхта кренится, точка В смещается в сторону от точки G, поэтому естественным стремлением для В и G является создание восстанавливающего момента, чтобы привести судно в исходное положение; это реакция остойчивой яхты.

На остойчивость лодки одновременно влияют несколько сил: боковая сила ветра, оказывающая давление на паруса, и противостоящая ей сила давления воды на киль. На швертботе (как показано на рисунке) вес членов команды помогает справиться с креном; на килевых лодках используется вес балласта

Однако у восстанавливающего момента есть предел, и, когда точка G оказывается по другую сторону от точки В, восстанавливающий момент оказывается направленным в другую сторону и превращается в опрокидывающий момент, что заставляет лодку переворачиваться, так как она теряет свою первоначальную остойчивость. Чтобы этого избежать, нужно восстановить положение, при котором яхта находится в нормальном состоянии, – когда точка G находится прямо над точкой В. Для достижения этого есть два способа:

1. Уменьшить давление ветра на паруса обезветриванием. Это дает лодке возможность вернуться в нормальное положение и возвращает G в положение над В. Обычно это достигается ослаблением, или травлением, шкотов (см. с. 189).

2. Использовать вес членов экипажа или балласта для увеличения восстанавливающего момента и противодействия крену. В плоскодонках в качестве балласта используется вес членов команды, они наклоняются в сторону высокого борта (или трапеции), чтобы вернуть судно в нормальное положение. На килевых яхтах используется вес балласта. Когда корпус кренится, киль поднимается, создавая сильный восстанавливающий момент, возвращающий яхту в нормальное положение.

Поведение в экстремальных условиях. Опрокидывание лодки

Опрокидывание и восстановление

Опрокидывание имеет две основные причины. Одна заключается в том, что давление силы ветра превышает сопротивление яхты, она кренится, пока не наполнится водой и не перевернется на подветренный борт. Другая возникает в результате ошибки в управлении при плавании в сильный ветер, как правило, полными курсами, когда яхта становится неустойчивой (неуравновешенной) и переворачивается через наветренный борт. Хотя большинство швертботов имеют хороший запас плавучести, гоночные яхты из-за сравнительно большой парусности и легких корпусов чувствительны к ошибкам в управлении, которые допускает экипаж.

Опасность опрокидывания присуща всем яхтам, не имеющим балласта, поэтому очень важно знать, что следует делать в случае опрокидывания яхты. Освоение правильной техники восстановления должно быть частью начального обучения яхтсменов. Новичкам обычно дают добрый совет – намеренно опрокидывать швертбот под наблюдением, чтобы научиться его восстанавливать. Тогда в реальной ситуации вы будете действовать гораздо увереннее. Имеющаяся на яхте дополнительная плавучесть гарантирует ее непотопляемость, но при условии, что элементы плавучести были проверены перед спуском на воду. Очень важно, какой запас дополнительной плавучести несет яхта: слишком большой может послужить причиной того, что яхту в опрокинутом положении будет сносить ветром или она будет плавать так высоко в воде, что выступающий из корпуса шверт будет не досягаем для экипажа. Если яхта новая, надо перевернуть ее на мелкой воде, чтобы определить ее поведение и выработать соответствующую технику постановки яхты на ровный киль.

Выбор способа восстановления зависит от обстоятельств опрокидывания и типа швертбота. Традиционно перед восстановлением швертбота экипаж должен был развернуть его днищем к ветру, а парусом от ветра, так чтобы ветер не перевернул швертбот, когда он будет поставлен вертикально.

В ряде случаев, а также для некоторых типов швертботов необходимо было убирать паруса, прежде чем пытаться восстановить его. Современный метод “черпака” позволяет восстановить швертбот независимо от его положения относительно ветра, так как находящийся на борту экипаж является своего рода балластом. В некоторых более сложных случаях опрокидывания может потребоваться модифицированный метод “черпака” или другая, отличная от него техника восстановления.

При любых обстоятельствах опрокидывания экипаж должен оставаться в яхте или рядом с ней. Со спасательного катера легче заметить яхту, чем отдельного пловца, а берег часто находится намного дальше, чем кажется.

Восстановление методом черпака

При этом методе матрос находится внутри швертбота, а рулевой стоит на шверте и тянет за стаксель-шкот. Когда мачта идет вверх, матрос, находясь на борту, действует как балласт и не позволяет швертботу после восстановления перевернуться еще раз в сторону рулевого.

Положение рулевого. Рулевому надо постараться встать на шверт как можно ближе к днищу, чтобы не сломать его. Рулевой должен быть готов отпустить стаксель-шкот и схватиться за борт, чтобы залезть в швертбот, когда он встанет вертикально. В процессе восстановления швертбота рулевому и матросу следует переговариваться, чтобы координировать действия.

Когда поднимающаяся мачта пойдет на наветренный борт, матрос должен подождать, пока парус не перейдет на подветренный борт, затем переместить собственный вес на наветренный борт, чтобы помочь рулевому. И рулевой, и матрос должны четко представлять свои задачи и выполнять их тщательно и своевременно. Матрос должен обязательно помнить, что ему нельзя залезать в швертбот, пока рулевой не встал на шверт, иначе он может перевернуться на него вниз парусами. Легкие гоночные швертботы довольно часто опрокидываются мачтой вниз.

1. Матрос проверяет положение шверта, который должен быть полностью опущен, затем травит гика-шкот; рулевой в это время плывет к транцу и проверяет, на месте ли руль.2. Матрос держится прямо за транец, пока рулевой, проведя гика-шкот над рулем, плывет к шверту, пользуясь гика-шкотом как спасательным концом.3. Когда рулевой достиг шверта и ухватился за него, матрос заплывает внутрь швертбота, приводит в порядок верхний стаксель-шкот и перебрасывает его рулевому.
4. Матрос ложится в швертбот, держась за ножной ремень или кильсон; рулевой влезает на шверт, пользуясь при необходимости стаксель-шкотом как страховкой.5. Рулевой проверяет готовность матроса, встает на шверт как можно ближе к днищу швертбота и начинает тянуть за стаксель-шкот, откидываясь назад, чтобы создать восстанавливающий момент.6. Рулевой продолжает откренивать, держась за стаксель-шкот, пока швертбот не встанет почти вертикально, и влезает на борт. Затем рулевой и матрос немедленно готовят швертбот к продолжению плавания.
Читайте также:  Рыба, запеченная в фольге в духовке — как запечь, рецепты, время запекания

Восстановление с трапецией

Если при опрокидывании швертбота матрос не находится за бортом на трапеции, можно воспользоваться обычным методом восстановления. Однако часто во время опрокидывания матрос висит на трапеции. В этом случае матрос и рулевой должны научиться реагировать очень быстро. Им необходимо усовершенствовать технику восстановления и сделать ее эффективной. Самое главное – это не дать швертботу перевернуться днищем вверх.

Для этого матрос должен как можно быстрее отцепить трапецию и залезть на шверт. Рулевой выполняет действия, которые при обычном опрокидывании являются функцией матроса.

1. Когда швертбот переворачивается, матрос на трапеции переносит вес своего тела назад на планширь и быстро отстегивается от трапеции. Рулевой готовится забраться в швертбот.2. Матрос берет стаксель-шкот и встает на шверт как можно ближе к его основанию.3. Рулевой, держась за ножной ремень, залезает на борт, как только матрос восстановит швертбот.

Восстановление в одиночку

Иногда бывает трудно поставить швертбот на ровный киль, так как его корпус плавает достаточно высоко в воде и его может снести ветром. При плавании в одиночку необходимо отработать технику так, чтобы при опрокидывании швертбота не падать в воду, а сразу перелезать через планширь, как только парус коснется воды, и быть готовым восстановить швертбот, стоя на шверте и держась руками за планширь. Если все-таки вы упали в воду, швертбот можно иногда восстановить, притопив его нос так, чтобы он в восстановить, притопив его нос.

1. Когда парус начинает касаться воды, рулевой должен схватиться руками за верхний планширь и быть готовым как можно быстрее перелезть через борт.2. Рулевой перелезает на шверт и восстанавливает швертбот, держась за планширь.

Начинать плавание на быстроходном швертботе, таком как “470”, можно, только когда освоено управление обычным швертботом и получены соответствующие навыки. Управление гоночной яхтой, настройку парусов, центровку и балансировку надо производить более точно, чтобы в полной мере использовать возможности швертбота. Здесь одинаково важны умение удерживать яхту на курсе, способность улавливать малейшие изменения ветра и быстро реагировать на них, а также знание основ теории аэродинамики и элементарной метеорологии.

Творческое подворье – монолит художников, модельеров, керамистов, фотографов, дизайнеров, архитекторов, поэтов, писателей, музыкантов.

Действия при экстремальной ситуации на воде

Актуально

Уважаемые жители Кушвинского городского округа! Администрация Кушвинского городского округа объявляет о начале процедуры формирования Общественной палаты на территории Кушвинского городского округа.

Безопасность на воде

Как показывает статистика, в кораблекрушениях гибнет меньше людей, чем во время купания. Умение плавать – это еще не гарантия безопасности на воде. Открытый водоем — это всегда риск. Можно оказаться в воде не умея плавать, можно заплыть далеко от берега и утонуть. Во время плавания Вас может подхватить сильное течение, или можете запутаться в водорослях. Зимой, замерзший водоем также таит в себе опасность можно провалиться под лед. Соблюдая меры безопасности, Вы сможете избежать этих непредвиденных ситуаций.

Меры по предупреждению экстремальных ситуаций на воде

Не купайтесь и тем более не ныряйте в незнакомых местах и не заплывайте за буйки. Не уплывайте на надувных матрасах или камерах далеко от берега. Не купайтесь в нетрезвом виде. Обязательно научите плавать вашего ребенка. Если Вы вынуждены переходить реку или озеро, покрытые льдом, помните следующее:

Как действовать при экстремальной ситуации на воде

Если Вы оказались в воде, не умея плавать, ложитесь на воду лицом вверх, широко раскиньте руки и дышите как можно глубже и реже. Находясь в вертикальном положении, двигайте ногами так, как будто Вы крутите педали. Если Вы устали, то отдыхайте на воле, лежа на спине. Для этого расправьте руки и ноги, ложитесь головой на воду и расслабьтесь. Второй способ – сжавшись “поплавком”. Вдохните, погрузите лицо в воду, обнимите колени руками и прижмите их к телу, медленно выдохните в воду, а затем – опять быстрый вдох над водой и снова “поплавок”. Если вы замерзли, согревайтесь, по очереди напрягая руки и ноги. Отдохнув, снова плывите к берегу. Если вас подхватило течение реки, двигайтесь по диагонали к ближайшему берегу. Если у Вас свело ногу, погрузитесь с головой в воду и, распрямив ногу, с силой рукой потяните на себя ступню за большой палец.

Как действовать при проваливании под лед

Если под Вами провалился лед, удерживайтесь от погружения с головой, широко раскинув руки. Выбирайтесь на лед, наползая грудью поочередно вытаскивая на поверхность ноги. Выбравшись, откатитесь, а затем ползите в сторону. Оказывая помощь привалившемуся человеку, приближайтесь к полынье ползком, широко раскинув руки. Подложите под себя лыжи, доску, фанеру. За 3-4 метра до полыньи бросьте пострадавшему спасательные средства – лестницу, веревку, спасательный шест, связанные ремни или шарфы, доски и т.д. Вытащив пострадавшего, выбирайтесь из опасной зоны ползком.

Как действовать, чтобы помочь утопающему

Используйте для спасения лодку, веревку, спасательный круг или подручные средства. Успокойтесь и ободрите пловца, заставьте его держаться за плечи спасателя. Если он не контролирует свои действия, то, подплыв к утопающему, поднырните под него и, взяв сзади одним из приемов захвата (классический – за волосы), транспортируйте его к берегу. Если утопающему удалось схватить Вас за руку, шею или ноги, немедленно ныряйте – инстинкт самосохранения заставит потерпевшего Вас отпустить. Если утопающий находиться без сознания, транспортируйте его к берегу, взяв рукой под подбородок, чтобы его лицо постоянно находилось над поверхностью воды.

Если человек уже погрузился в воду, не оставляйте попыток найти его на глубине, а затем вернуть к жизни. Это можно сделать, если утонувший находиться в воде около 6 минут. Вытащив потерпевшего на берег, окажите первую медицинскую помощь и при первой возможности отправьте в лечебное учреждение.

ВНИМАНИЕ!
8 И 9 ИЮНЯ РАБОЧИЕ ДНИ
С 11 ПО 17 ИЮНЯ РОЗНИЧНЫЙ МАГАЗИН РАБОТАТЬ НЕ БУДЕТ.

Как велика опасность опрокидывания катера

Различие между двумя определениями: начальной остойчивостью катера и запасом остойчивости можно показать на следующем примере. Киностудия получила в свое распоряжение от водной полиции катер с каютой для съемок сцен на реке. Киноработники не имели понятия о плавучих доках, а рулевой выполнял их требования. Подойдя к цели, оператор вместе с ассистентом и аппаратурой поднялись на крышу каюты 10-метрового катера. За ними последовали другие члены съемочной группы. Когда появилась медленная бортовая качка, на крышу каюты поднялся пятый человек. Этого оказалось достаточно, чтобы исчез последний остаток начальной остойчивости. Катер стал медленно крениться, и это продолжалось до тех пор, пока оператор вместе со своей аппаратурой и двумя помощниками не свалились в воду. В результате разгрузки снова появилась необходимая остойчивость и катер быстро выровнялся. Вообще переоценивают встречающийся на море угол крена. Бортовая качка под углом крена 10° является нормальной. Угол крена, равный 15°, при плавании летом на моторных катерах бывает редко. Чтобы угол крена достиг 20° или более, требуется совпадение целого ряда неблагоприятных обстоятельств. Когда упомянутые киноработники свалились в воду, угол крена составил 20°.

Более сильный крен бывает у рыболовных судов в плохую погоду. При бортовой качке угол крена нередко достигает 30° и даже более.

Если сравнить характер остойчивости торговых судов и обычных моторных катеров, то получаются следующие результаты:

  1. Почти все большие торговые суда являются опрокидываемыми! Они достигают своей максимальной поперечной остойчивости при угле крена 40-45°. Далее восстанавливающий момент уменьшается. Обычно он равняется нулю при угле крена между 60 и 75°, причем судно достигает точки опрокидывания.
  2. Все моторные катера неопрокидываемы! Они часто достигают наибольшего восстанавливающего момента при угле крена, равном 60°, а иногда даже при 80 или 90°. Вряд ли будет достигнута нулевая точка, т.е. переворачивание при угле крена, равном 90°, если катер не будет залит через палубу водой.

Для сравнения обычное торговое судно “Санта Урсула” (146×18,6 т) и моторный катер “Ариелл” (13×3,4 т). Моторный катер имеет втрое больший надводный борт и двойную ширину. Это увеличивает как начальную остойчивость, так и запас остойчивости. Преимущество торгового судна – в абсолютных размерах. Большое судно испытывает меньше помех от волн, чем малое.

Существует широко распространенное заблуждение относительно нескольких важных условий остойчивости. Слишком часто считают, что центр тяжести системы всех масс необходимо располагать настолько низко, чтобы он находился ниже центра объема вытесненной воды, и общая масса судна была подвешена подобно маятнику к центру объема подводной части катера. Из-за поверхностного понимания условий плавания на парусных яхтах, нагруженных тяжелым балластом, расположенным глубоко под днищем судна, такая точка отстаивается.

Сравнение моторного катера с парусной яхтой неправомерно, так как он не имеет паруса. Парусная яхта должна иметь запас большой остойчивости, чтобы выдерживать сильное кренящее действие ветра и даже шторма. В противоположность этому на катер действуют ограниченные кренящие силы. Глубоко расположенный балласт на катерах является излишним. Остойчивость парусной яхты в значительной степени зависит от размеров и положения балластного киля. Она обладает преимущественно остойчивостью массы. У моторного катера остойчивость определяется главным образом шириной и формой корпуса. При этом преобладает остойчивость формы.

Не все знают, что центр тяжести катера иногда находится не ниже ватерлинии, а над ней. Несмотря на это, катер располагает очень большим запасом остойчивости, что кажется при поверхностном рассмотрении невероятным.

Читайте также:  Круглые галушки, наживка для карповых.

Здесь нет возможности более близко познакомиться с обширной областью вопросов остойчивости катеров. Критерием для нормального поведения моторного катера на волнении служит начальная остойчивость. Для оценки начальной остойчивости применяют понятие метацентрической высоты. Величина метацентрической высоты показывает, насколько центр тяжести полностью загруженного судна, включая людей, расположен ниже так называемого метацентра. Он расположен в точке пересечения направления силы поддержания с вертикальной диаметральной плоскостью катера при небольшом крене. Существует очень просто определяемая величина, на основании которой можно судить о начальной остойчивости. Это – период качки катера. Каждый катер в соответствующем состоянии загрузки имеет свой собственный период качки. Бортовая качка хотя и вызывается волнами, однако катер может качаться и на тихой воде с собственным периодом качки. Период качки – это время в секундах между двумя последовательными наклонениями на один борт. Для его определения запускают секундомер точно в момент, когда наступил наибольший крен, например, на левый борт. Секундомер останавливают, когда последующее наклонение, снова на левый борт, достигает наибольшего значения. Правда, для получения повышенной точности рекомендуется всякий раз последовательно проследить за несколькими периодами качки, чтобы потом при помощи простого деления записать период двойного колебания.

Период бортовой качки и метацентрическая высота взаимосвязаны. Зная размер метацентрической высоты, можно приближенно определить соответствующий период качки и наоборот. Ниже для катеров различной длины приведены метацентрические высоты (ВС), которые хорошо оправдали себя на практике.Соответствующий период бортовой качки можно затем определить по приближенной формуле.

Если период бортовой качки окажется очень малым, то катер обладает чрезмерно высокой начальной остойчивостью. На тихой воде это не имеет значения, а также не особенно мешает при коротких переходах на умеренном волнении.

Если катер имеет большой период бортовой качки, то его начальная остойчивость слишком мала, далее может быть опасно малой. Такие сомнительные данные об остойчивости необходимо лучше всего проверить у специалиста. Даже на обычных внутренних водных путях имеются катера, обладающие опасно низкой остойчивостью, а именно узкие катера, оборудованные слишком высокими надстройками.

Вышеуказанная упрощенная формула для определения периода бортовой качки дает лишь приближенные данные. Ее ни в коем случае нельзя использовать для точного определения метацен-трической высоты, так как не учтено, например, влияние увлекаемой при бортовой качке массы воды, зависящей от формы подводной части судна, дейдвуда и выступающих частей корпуса. Однако при опытном креновании метацентрическая высота, а также положение центра тяжести определяются с высокой точностью. Определяя опытным кренованием метацентрическую высоту и положение центра тяжести у больших катеров, одновременно замеряли и период бортовой качки. Оказалось, что поправочный коэффициент для формулы периода бортовой качки настолько близок к единице, что им можно пренебречь. В результате стало возможным предложить читателю упрощенный расчет периода бортовой качки.

Без паники: 20 правил выживания в открытом море

Что самое важное для выживания?

Первое, о чем следует позаботиться – о собственном спокойствии. Опытные путешественники и врачи утверждают, что люди в отрытом море чаще умирали не из-за недостатка еды, а из-за страха, который толкал их на совершение ошибок. Это было подтверждено путем экспериментов, так, Ален Бомбар смог переплыть океан (атлантический от Канар до Барбадоса) изначально без еды и воды. В экстремальной ситуации следует взять себя в руки и сконцентрироваться на цели – выжить.

Есть правила, которых полезно придерживаться во время экстремального путешествия и ожидания спасения.

  1. Необходимо выработать для себя режим дня, который важно соблюдать ежедневно, чтобы не было времени грустить.
  2. Если есть возможность, тогда ведите дневник и записывайте все, что происходит вокруг, свои мысли, а еще обязательно стройте планы на будущее.

Как удержаться на воде?

Большое значение для выживания имеет сбережение энергии, которую люди растрачивают во время излишней активности. Если человек оказался в воде, тогда нужно стараться двигаться, как можно меньше. В идеале следует найти плавающий предмет, за который можно зацепиться. Прекрасно, если это будет лодка, плот или другие плавательные средства.

Если удача обошла стороной, и никакого плавающего предмета рядом нет, тогда важно знать, следующие правила:

  1. Во время штиля рекомендуется плыть на спине. Тело должно держаться на поверхности воды, а голова – быть выше ее уровня. Передвигайтесь так, пока не натолкнетесь на плавающий предмет.
  2. Если на море волны, тогда плыть лучше на животе, вот только не стоит бороться с течением, поскольку это бесполезно. Задерживайте дыхание на максимальное количество времени. Чтобы набрать воздух, поднимите голову и сделайте вдох, а выдохните под водой.

Что можно пить и как получить пресную воду?

Без воды человек не сможет протянуть слишком долго, поэтому важно знать о способах ее получения:

  1. Пить морскую воду в больших количествах опасно, поскольку в ней содержится много хлористого натрия и это может стать причиной смерти от нефрита. Путем экспериментов было установлено, что на протяжении пяти дней можно пить по 800 г в сутки. Иногда морская вода вызывает расстройство желудка и рвоту.
  2. Очевидный, но ненадежный источник пресной воды – дождь, поэтому важно иметь под рукой любую емкость, в которую можно будет собирать осадки. Если нет рядом баночек, используйте пакет и даже кусочек пластика, который можно согнуть.
  3. Важно осмотреть плавательное средство, может, на нем есть место, где конденсат образуется сам собой, например, на дне. Его нужно аккуратно собирать при помощи губки или тряпочки.
  4. Многие не знают, что пресную воду можно получать из рыбы, поскольку 50-80% ее веса приходится на жидкость. Можно делать насечки на спине, как при сборе сосновой смолы, а еще вода есть в глазах рыб.
  5. Получить пресную воду можно, используя дистиллятор. Для его изготовления нужно две емкости разного размера и непромокаемый материал, например, пакет. В большую емкость необходимо набрать воду с моря и поставить в нее емкость поменьше. Пакет следует натянуть на края большого сосуда, закрепив его. В центр следует положить небольшой груз, чтобы пакет провис. Работать это будет так: вода начнет испаряться и оседать на пленке, а капли будут собираться в центре под грузом и падать в маленькую емкость.

Где брать еду, чтобы выжить?

С этим вопросом все более или менее понятно, поскольку в море много рыбы, которую нужно приловчиться ловить. Удочку несложно сделать из подручных материалов: можно использовать веревки, нитки, полученные из одежды, украшения, палки и так далее. Если рыбалка неудачная, тогда для поддержания сил можно питаться планктоном и водорослями. Да это не вкусно, но выбора нет. Для сбора пищи нужно взять кусок ткани, сделать из него что-то похожее на сачок и ловить потенциальную еду. Есть можно все, что свежее и не ядовитое.

Как действовать в опасных ситуациях?

Если человек смог найти для себя плавательное средство, еду и воду, это не значит, что следует расслабляться, поскольку в море много опасностей:

  1. Если испортилась погода и приближается шторм, важно позаботиться об устойчивости плота, для чего все тяжелые вещи необходимо переложить в центр судна. В середину должны сесть и люди, чтобы волны не перевернули плавательное средство.
  2. Обязательно защитите себя от жарких и опасных ультрафиолетовых лучей. Кроме этого, солнце отражается от поверхности воды и может навредить зрению, поэтому не смотрите на море постоянно.
  3. Остерегайтесь рыб с иглами и шипами, поскольку в большинстве случаев они опасны для жизни. Не стремитесь вытащить большую рыбу – это может стать причиной опрокидывания лодки.

Как правильно искать землю?

Если произошло кораблекрушение, тогда лучше не стремиться куда-то плыть, поскольку спасательная операция будет проводиться в первую очередь в месте крушения. В другой ситуации, если под рукой нет навигационных приборов, и отсутствуют знания, касающиеся расположения звезд, и других способов ориентирования на воде, тогда пригодятся такие секреты: над землей собираются облака, а во время грозы в нее бьют молнии, а еще ближе к суше начинают чаще показываться птицы.

Полезные советы для выживания в отрытом море

Есть несколько общих советов, которые пригодятся для выживания:

  1. Если вы оказались в шлюпке или на плоту, старайтесь подбирать все, что окажется вокруг.
  2. При наличии травмы делайте все, лишь бы кровь не попадала в море, поскольку она привлекает хищников. При нападении акул их можно спугнуть ударом весла в голову.
  3. Во время сильного ветра рекомендуется привязать к корме судна плавучий якорь, а лучше – сразу два. Благодаря этому судно будет встречать волны носом, а не боком, что повышало бы риск его переворота.
  4. Перед тем как лечь спать, лучше привязать себя к плавательному средству, что особенно актуально в плохую погоду, поскольку это убережет от падения в воду.
  5. Если в пределах видимости появился корабль, нужно сделать все возможное, чтобы стать заметным. Если сигнальной ракеты нет, тогда можно использовать зеркало или любую другую отражающую поверхность, которой можно поймать солнышко.

Не паникуйте, верьте в себя и свои силы, и тогда шансы на выживание будут очень высокими.
Источник: https://womanadvice.ru/bez-paniki-20-pravil-vyzhivaniya-v-otkrytom-more

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Ссылка на основную публикацию