Обслуживание безынерционной катушки Daiwa

Обслуживание и смазка безынерционных катушек Daiwa

Данный материал открывает цикл статей, посвященных обслуживанию безынерционных катушек разных производителей. У безынерционных катушек фирмы Daiwa есть свои особенности, но информация, касающаяся инструментов, смазочных материалов и периодичности обслуживания, приведенная в данной статье, в равной степени применима для безынерционных катушек всех производителей. К тому же многие производители используют в своих катушках конструкторские решения, разработчиками которых является Daiwa.

Зачем нужно обслуживание безынерционных катушек

Безынерционная катушка — одна из немногих рыболовных принадлежностей, которая имеет сложный механизм, требующий обслуживания. Ни у кого не возникает вопросов, зачем нужно техобслуживание автомобиля. Нетрудно догадаться, что произойдет с коробкой передач автомобиля, если в ней не будет масла. Безынерционная катушка — это тоже в своем роде коробка передач, но, в отличие от автомобильной коробки, она не заполнена до какого-то определенного уровня смазкой, а смазана лишь частично. Поэтому такой вариант смазки быстрее уходит из трущихся узлов, и они начинают работать «по-сухому».

Если вы хотите, чтобы безынерционная катушка максимально долго служила, как новая, и никогда не подводила на рыбалке, ее следует периодически обслуживать и смазывать! Как часто нужно обслуживать безынерционных катушку Автор статьи провел исследование.

Безынерционная катушка Daiwa была обслужена с использованием специализированных смазок. Далее, во время 10‑дневного выезда на рыбалку, каждый день проверялось наличие этой смазки на самом нагруженном трущемся узле — на зубьях ведущей шестерни. По результатам данного исследования, была получена следующая информация. После 50 часов эксплуатации с рабочей поверхности зубьев ведущей шестерни смазка ушла полностью.

Смазка оставалась рядом с зубьями и на нерабочей поверхности зубьев, в то время как на рабочей (что наиболее важно) смазки уже не было. Соответственно за основу в качестве «эталонного» интервала времени межсервисной работы катушки предлагается брать те самые 50 часов.

«Купание» – Попадание воды внутрь безынерционной катушки

«Купание» Попадание воды внутрь безынерционной катушки приводит к усиленному износу механизма. Если катушка «нахлебалась», то 5 минут активной работы приводят к такому уровню износа, который без попадания воды внутрь механизма наступает только через сезон-другой ее обычной эксплуатации. В связи с этим, если вы безынерционную катушку все-таки «искупали» нужно сразу прекратить ее использование (можно продолжить ловлю, установив запасную катушку) и как можно скорее выполнить техобслуживание: удалить из катушки эмульсию, представляющую собой смесь смазки с водой, и заложить новую смазку в трущиеся узлы.

Несмотря на то что в рекламе большинства безынерционных катушек Daiwa написано «Washable», что дословно можно перевести как «не теряющие своих свойств после мытья», по факту — даже секундное купание катушки в большинстве случаев приводит к 100% попаданию влаги на часть механизмов и внутренних полостей корпуса. Есть модели безынерционок, в которых полностью реализована защита от попадания воды при погружении. Это, например, Daiwa Saltiga Z. Но в любом случае после каждого «купания» стоит выполнять замену смазки.

Экстремальная нагрузка на безынерционную катушку

После длительного вываживания трофейной рыбы снастью, не рассчитанной на подобный размер рыбы, выкачивания здоровенной коряжины и пр. безынерционную катушку также желательно подвергать последующей разборке и смазке.

Новая безынерционная катушка – всегда проверяйте количество смазки

Последнее время производители стали экономить на смазке, и новые безынерционные катушки в большинстве изначально смазаны недостаточно.Количества смазки оказывается достаточным только лишь для того, чтобы можно было убедиться в ее первичной работоспособности. Нельзя сказать, что так бывает всегда. Но, не подвергнув безынерционку разборке, практически нельзя понять, присутствует ли в новой безынерционной катушке необходимое количество смазки. Поэтому, если есть возможность, перед началом эксплуатации ее желательно смазать.

Инструменты для обслуживания безынерционной катушки

В безынерционных катушках используются винты и гайки из относительно мягких материалов: хромированная бронза, алюминий, мягкая нержавеющая сталь. В связи с этим, если использовать не точно подходящий по размеру и профилю инструмент, легко испортить винт (гайку), при этом и не отвинтив ее даже частично. В данный момент можно купить практически любой инструмент, и стоит он относительно недорого.

Подберите отвертки под винты, которые используются в вашей безынерционной катушке. Обратите внимание на то, что отвертка под шлицевые винты должна соответствовать им не только по толщине, но и по ширине (т. е. размер отвертки обязательно должен соответствовать размеру винта). Что касается гаечных ключей, можно рекомендовать использовать накидные ключи (фото 1). Это связано с особенностями конструкции узла крепления ротора. Для безынерционных катушек Daiwa самые ходовые размеры ключей — это 10, 12 и 14.

Смазка для обслуживания безынерционных катушек Daiwa

По результатам исследования новых безынерционных катушек Daiwa и из личного опыта автора этого материала можно указать следующее — для достижения максимальной эффективности работы любой безынерционной катушки требуется три вида смазки разной густоты. Наиболее густая смазка используется для зубьев шестерней. За счет того, что смазка густая, она долго держится на зубьях, сохраняя их от преждевременного износа.

В качестве такой смазки можно порекомендовать Daiwa Molybden Gerase, или ZPIF0 Grease, или Grebenstein Rollenfett (фото 2). Если у вас нет возможности достать специализированную смазку для безынерционных катушек, для зубьев шестерней можно использовать смазку «Литол». Но в этом случае нужно понимать, что ход будет немного тяжелее, чем у катушки, смазанной специализированной смазкой.

Можно смазывать зубья шестерней и смазкой Daiwa Reel Guard Grease или Shimano Reel Grease Spray из баллонов. При ловле в летний период такая смазка задерживается на зубьях не более двух рыбалок. Поэтому можно рекомендовать смазывать зубья шестерней такими смазками только с расчетом эксплуатации безынерционной катушки строго в зимний период.

Смазка средней густоты используется для смазки главной оси безынерционной катушки, а также бесконечного винта или кулисы механизма лесоукладки. В качестве такой смазки можно использовать смазку Daiwa Reel Guard Gerase или Shimano Reel Grease Spray в аэрозольных баллонах (фото 3). Если у вас нет возможности достать такую смазку, ее можно получить путем смешивания «гуcтой и жидкой» версий до достижения консистенции медицинского вазелина.

Но прежде чем закладывать такую смазку в безынерционную катушку, убедитесь, что смазки не вступили в химическую реакцию. Для этого нужно подождать несколько дней и убедиться, что не произошло затвердения смазки или образования твердых частиц-фрагментов. Жидкая смазка используется для смазки обгонной муфты и шарикоподшипников (если катушка оснащена открытыми шарикоподшипниками).

Также жидкую смазку можно наносить в небольшом количестве на главную ось катушки в течение сезона. Примеры такой смазки — Shimano Reel Oil Spray или Daiwa Reel Guard Oil в аэрозольных баллонах (фото 4). Если нет возможности достать специализированную смазку для безынерционных катушек, можно воспользоваться, например, смазкой для швейных машин.

Категорически не рекомендуется использовать ружейную смазку, так как она предназначена для нейтрализации продуктов сгорания пороха и имеет сильную щелочную реакцию (из-за чего могут повреждаться поверхности рабочих узлов и деталей катушки). Жидкость WD‑40 использовать также не рекомендуется. Она не предназначена для смазки и также может повреждать детали катушки.

Перед закладкой новой смазки старую необходимо удалить (особенно если это не такая же смазка, которую вы собираетесь использовать, или катушка «купалась»). Для удаления остатков старой смазки можно использовать бензин для зажигалок или бензин «Калоша».

Общие рекомендации по выполнению техобслуживания безынерционных катушек Daiwa

Если у вас мало опыта по разборке/сборке безынерционных катушек, можно порекомендовать перед снятием и после снятия каждой детали снимать катушку на цифровой фотоаппарат. В этом случае, если вы забудете, где какая деталь находилась, это будет легко узнать, посмотрев сделанные ранее снимки. Часто винты в безынерционных катушках Daiwa при сборке на производстве завинчивают очень туго или/и дополнительно применяют средство для фиксации резьбы. При отвинчивании такого тугого винта катушку ни в коем случае нельзя держать на весу.

Иначе отвертка может соскочить, при этом значительно повредив корпус или механизмы катушки. Для решения данной проблемы можно порекомендовать выполнять работу с безынерционной катушкой на столе, предварительно положив на его поверхность мягкую и нескользкую подкладку (например, гелевый коврик для компьютерной мыши).

Для того чтобы не растерять детали от катушки и легче запоминать их расположение, можно порекомендовать приклеивать их на двусторонний малярный скотч, несколько полос которого зафиксированы на том же столе. Соответственно приклеивать скотч нужно в таком месте, чтобы снятые фрагменты не задевались локтем даже случайно (фото 5).

Цель техобслуживания безынерционных катушек

При техобслуживании безынерционные катушки требуется смазать трущиеся узлы, в которых смазка сработалась или «ушла» в процессе эксплуатации. Это зубья шестерней, механизм лесоукладки, обгонная муфта и другие узлы на усмотрение рыболова. Если катушка купалась, перед смазкой необходимо удалить всю «образовавшуюся» эмульсию (смесь смазки и воды) с рабочих узлов и внутренних полостей ее корпуса. Пошаговая инструкция Рассмотрим процесс техобслуживания на примере безынерционной катушки Daiwa Certate 3000.

Разбор всех моделей катушек Daiwa (и не только) начинается со снятия подшпульного узла. Далее снимается ротор. Под ним часто располагаются винты, которые держат крышку механизма. Без снятия ротора они не видны. Итак, начали: первыми снимаем шпулю и ручку (она откручивается в направлении, обратном направлению вращения ручки при намотке лески на катушку).

Снятие ротора При помощи иглы снимаем 5‑угольную пружину, которая держит кольцо на подшпульном узле (фото 6). У некоторых моделей Daiwa вместо этой пружины установлено резиновое колечко. Его можно снять при помощи зубочистки (фото 6a). Далее снимаем кольцо с подшпульного узла (фото 7). У некоторых безынерционных катушек вместо кольца установлен шарикоподшипник.

Далее, при помощи иглы выталкиваем стержень, который держит подшпульный узел (фото 8) и снимаем сам подшпульный узел (фото 9). Шлицевой отверткой 0,5×4 отвинчиваем стопорный винт (фото 10) и затем при помощи накидного ключа на 12 отвинчиваем гайку, которая держит ротор (фото 11). Снимаем саму гайку (фото 12). Обратите внимание на пластиковую втулку, которая находится внутри гайки (фото 13).

Она может прилипнуть к гайке. Не потеряйте ее. Далее снимаем ротор (фото 14). Вскрытие корпуса «Вытряхиваем» центральную втулку обгонной муфты (фото 15). Шлицевой отверткой отвинчиваем винт, который держит кожух корпуса катушки (фото 16). У безынерционных катушек Daiwa Exist кожух держится еще на одном винте. Для снятия кожуха с Daiwa Exist нужно отвинтить этот винт (фото 16 а) отверткой типа PH 0. Снимаем кожух (фото 17).

Шлицевой отверткой 0,5×4 отвинчиваем 3 винта, которые держат крышку корпуса (фото 18) и снимаем крышку (фото 19). Шлицевой отверткой 0,25×4 отвинчиваем 3 винта, которые держат декоративную накладку (Engine Plate) на корпусе катушки (фото 20), и снимаем ее (фото 21). При помощи зубочистки выталкиваем подшипник, который стоит на валу ведущей шестерни в корпусе катушки (фото 22) и снимаем его (фото 23). Теперь можно вынуть ведущую шестерню (фото 24).

Разборка узла ведомой шестерни безынерционной катушки

Отвинчиваем винты, которые держат кожух подроторного узла (фото 25), отверткой типа PH 0 и снимаем кожух (фото 26), после чего вынимаем обгонную муфту с прижимным кольцом и воротком (фото 27). Отверткой типа PH 1 отвинчиваем 3 винта, которые держат узел вращения ведомой шестерни (фото 28), после чего вытягиваем этот узел за вал ведомой шестерни (фото 29). Затем вынимаем главную ось с кулисой (фото 30). Следует отметить, что винт, который крепит главную ось к кулисе, заштампован. Не пытайтесь его отвинтить. Иначе вы только испортите эту деталь.

Удаление старой смазки и смазка новой

Для удаления строй смазки с шестерней удобно воспользоваться кисточкой, смоченной бензином. Удаляем старую смазку с ведущей шестерни (фото 31). Аналогично удаляем смазку с ведомой шестерни и с кулисы. Закладка новой смазки Наносим густую смазку на зубья ведущей шестерни (фото 32) и в паз кулисы (фото 33). Жидкой смазкой смазываем центральную втулку обгонной муфты (фото 34). Попадание в обгонную муфту густой смазки нежелательно, так как она в этом случае начнет проскальзывать.

Смазка остальных трущихся узлов производится на усмотрение рыболова. Сборка Если вы используете смазку в аэрозольном баллоне, дайте ей просохнуть 10 минут. Сборку производите в обратном порядке. Перед установкой ротора залейте в зазор между главной осью и валом ведомой шестерни немного густой смазки (фото 35). Данная модель безынерционной катушки укомплектована закрытыми шарикоподшипниками. Они рассчитаны на весь срок службы катушки и смазки не требуют. Более того, попытка смазки такого подшипника однозначно приводит к появлению «постороннего» шума при его работе и преждевременному износу.

Технология Mag Seal Некоторые новые модели безынерционных катушек Daiwa оснащены защитой от воды на основе магнитной смазки Mag Seal. На нашем рынке данная смазка не представлена. Поэтому узлы с использованием данной технологии разбирать не рекомендуется. Но это вовсе не означает, что другие узлы катушки не нужно разбирать и смазывать.

Обслуживание безынерционных катушек семейства Team Daiwa-Z

Безынерционные катушки семейства Team появились на российском рынке достаточно давно. Благодаря удачной конструкции и высокому качеству исполнения они завоевали популярность у многих наших рыболовов. Семейство это достаточно большое. Оно включает в себя следующие модели: Team Daiwa , Tournament Airity, Team Daiwa Ignis, Silver Creek Presso, Team Daiwa Aegis, Emeraldas, Luvias, а также несколько моделей мало распространенных на нашем рынке. Эти катушки, конечно, имеют некоторые различия, но конструкция у всех них очень похожая. По этому, можно понять принцип обслуживания таких катушек на примере одной модели. Для этой статьи была выбрана модель Team Daiwa Ignis — одна из лучших катушек класса UL представленных на российском рынке.

Зачем это нужно?

Многие рыболовы вообще не обслуживают катушки. А что собственно будет, если катушку не обслуживать? Опыт показывает, что катушки высокого класса к коим относятся обсуждаемые в этой статье, даже без обслуживания живут весьма долго. Довести такую катушку до состояния полной неработоспособности, если не задаваться такой целью, довольно сложно. Однако если сравнить после нескольких сезонов активной эксплуатации катушку, которая обслуживалась и такую — же катушку, которая не обслуживалась, разница в качестве работы будет очевидной. Катушки семейства весьма дорогие и удобные в эксплуатации. По этому, считаю целесообразным поддержание их в хорошем состоянии в течение длительного срока.

Читайте также:  Воблер из зубной щетки своими руками: как сделать самодельную приманку
Частота обслуживания

Если катушка эксплуатируется без сильных перегрузок, она не требует частого обслуживания. При штатных нагрузках катушки этого семейства нужно обслуживать по прошествии 50–60 рыбалок или через 150 часов наработки. Это — довольно большой срок, но рано или поздно он проходит. Если катушка эксплуатируется с перегрузками (приманки тяжелее 10 грамм или упористые, крупная рыба) частоту обслуживания нужно увеличить. Если катушка была погружена в воду или засорена песком, желательно произвести обслуживание в возможно ближайшее время.

Насколько это сложно?

Современная безынерционная катушка — это довольно сложный механизм. Если Вы «не дружите» с инструментами, лучше отдать катушку на обслуживание профессионалу. Если же у Вас имеется успешный опыт ремонта дверного замка, карбюратора или механического будильника, задача обслуживания катушки будет Вам под силу.

Общие замечания

Чтобы не ошибиться в установке деталей при сборке, можно снимать катушку на цифровой фотоаппарат перед снятием и после снятия каждой детали. Так ошибиться при сборке будет сложнее. Катушка — довольно «нежная» вещь. Сломать крошечную деталь из порошкового металла очень легко. Большие усилия при ее разборке/сборке не нужны. Если не получается снять или отвинтить, не прилагайте больших усилий. Подумайте. Скорее всего, Вы делаете неправильно.

Некоторые винты на производстве ставят на краску. Обычно это — винты, крепящие крышку корпуса механизма и винт, крепящий ось шпули к бегунку механизма лесоукладки. Очень большое усилие для откручивания такого винта не нужно. Однако тут есть одна проблема: при приложении усилия отвертка может соскочить и повредить катушку. Чтобы этого не произошло, нужно использовать отвертку, точно подходящую по профилю и размеру жала. Катушку при отвинчивании таких винтов удобно положить на мягкую, нескользкую поверхность, например на гелевый коврик для компьютерной мыши.

Снимая каждую деталь, внимательно осмотрите ее. Если на ней будет песок, аккуратно удалите его при помощи плотного ватного тампона. Аккуратнее: если деталь сложной формы, смотрите, чтобы песок не попал при удалении вовнутрь детали.

Смазочные материалы

Основной задачей планового обслуживания катушки является смазка тех трущихся узлов, в которых не осталось смазки или она сработалась. Но надо понимать, что неподходящая смазка может нанести катушке больше вреда, чем отработанная смазка. К сожалению, ни одна бытовая или автомобильная смазка в полной мере не отвечает требованиям, предъявляемым к смазке для катушек. Это такие характеристики как подходящая вязкость, которая мало меняется при смене температуры, нейтральность по отношению к пластикам, водостойкость, и отсутствие абразивности. По этому, если Вы сами решили смазать катушку, обзаведитесь специальной смазкой для катушек. Если же Вы отдаёте катушку на обслуживанию мастеру, уточните, какими смазочными материалами он пользуется. Для катушек семейства Team можно посоветовать смазку Daiwa или Shimano в баллончиках. Эти смазки очень хороши по своим характеристикам и могут быть смешаны между собой без вреда для катушки. Хочется отметить, что смазки бывают разного назначения. Например, защитная смазка мало пригодна для смазки шестерней. По этому, внимательно читайте инструкцию…

Крайне нежелательно пользоваться для смазки жидкостью , а также различными восстанавливающими моторными маслами и присадками к моторному маслу, такими как XADO, ER, Феном, Форсан и другими. В крайнем случае, можно воспользоваться смазками для оргтехники.

Засорение катушки песком или погружение в воду — это другой случай. В этом случае даже «ЦИАТИМ — 201» будет лучше, чем отсутствие обслуживания.

Оборудование «рабочего места»

Прежде чем приступать к работе, освободите стол от посторонних предметов — среди них будет сложно искать детали катушки. Чтобы легче запомнить взаимное расположение деталей после вынимания из катушки, их удобно приклеивать на кусок малярного скотча. Это позволит также избежать скатывания деталей со стола. Подготовьте салфетки для вытирания рук от отработанного масла и бутылочку с бензином для зажигалок для удаления отработанного масла с деталей. Баллончики с густой и жидкой смазками должны быть под рукой. Если у Вас густая смазка не в баллончике и не в тюбике, ей будет удобнее смазывать катушку при помощи одноразового шприца без иглы.

Приступаем

Глубина разборки катушки должна быть минимально возможной. Дело в том, что установить детали с такой — же точностью, как это делают на производстве, вручную практически нереально. По этому, чтобы минимально навредить катушке процессом разборки, разбирать катушку нужно только до уровня необходимого для смазки. На катушках семейства Team Daiwa — Z в постоянной смазке нуждаются, прежде всего, ось шпули, узел вращения ролика (мажутся жидкой смазкой), зубья шестерней и бесконечный винт (мажутся густой смазкой). Если Ваша катушка имеет в трущихся узлах пластиковые втулки, рабочие поверхности этих втулок нужно будет также смазать густой смазкой.

Снимаем рукоятку. Для этого нужно отвинтить защитный колпачок, после чего отвинтить винт, который держит рукоятку.

Разборка катушки Daiwa обычно начинается с подшпульного узла. Снимаем шпулю. При помощи зубочистки снимаем с подшпульного узла резиновое кольцо. Осторожнее: не порежьте его об острые края желоба, в котором оно расположено. Снимаем подшипник, который стоит за резиновым кольцом, и при помощи зубочистки выталкиваем стерженек, который держит подшпульный узел.

Примечание

Выталкивать стержень нужно над столом, а не над коленями. Если он упадет на пол, его будет очень сложно найти.

Снимаем подшпульный узел. Отвинчиваем стопорный винт, после чего ключом на 10 отвинчиваем гайку, которая держит ротор. Снимаем ротор. Отвинчиваем винт, который держит задний колпачок и снимаем колпачок. Отвинчиваем 3 винта, которые держат крышку.

Примечание

Эти 3 винта имеют одинаковый диаметр и резьбу, но разную длину. Если при сборке перепутать местами эти винты, можно случайно сломать рычаг переключения стопора обратного хода или сорвать резьбу. Чтобы этого не произошло, после вывинчивания каждого винта приклеивайте их на отрезок малярного скотча в том же порядке, как они были в катушке.

Снимаем крышку механизма и ведущую шестерню.

Примечание

Не потеряйте шайбу, которая стоит между ведущей шестерней и подшипником в крышке механизма. При снятии крышки она может прилипнуть к подшипнику или к ведущей шестерне.

Снимаем фиксирующую скобу. Снимаем с бесконечного винта заднюю втулку и шайбу.

Примечание

Эта шайба может прилипнуть к втулке или к бесконечному винту и ее будет легко потерять при смазке.

Вынимаем назад направляющий стержень, после чего поворачиваем бегунок механизма лесоукладки от бесконечного винта поворотом оси шпули. Отвинчиваем примерно на 2 миллиметра винты (3 штуки), которые держат защитный кожух обгонной муфты, вытягиваем вперед на эти самые 2 миллиметра узел обгонной муфты, держа за ведомую шестерню. Вынимаем бесконечный винт с шестерней (это — неразборный узел), сдвинув его сначала назад, затем приподняв и вперед.

Примечание

Если не отвинтить винты и не вытянуть вперед узел обгонной муфты бесконечный винт будет не вынуть.

Удаляем с бесконечного винта и зубьев ведущей шестерни отработанную смазку. Для этого удобно воспользоваться малярной кистью смоченной бензином для зажигалок. Без кисти удалить засохшую отработанную смазку между зубьями довольно сложно. Смазываем густой смазкой зубья ведущей шестерни, всю поверхность бесконечного винта и внутреннюю поверхность пластиковой втулки.

Сборка

Ставим бесконечный винт на место. Надеваем на него шайбу и втулку — толстой стороной наружу. Затягиваем винты, которые держат кожух обгонной муфты. Опускаем бегунок на бесконечный винт. Двигаем бегунок , чтобы добиться его зацепления, после чего вставляем на место направляющий стержень. Смазываем последний густой смазкой. Ставим на место фиксирующую скобу. Немного разбавляем жидкой смазкой густую смазку, которой смазан бесконечный винт. Это нужно для достижения подходящей консистенции смазки на бесконечном винте: она должна быть не гутой, но и стекать не должна. Ставим на место ведущую шестерню и закрываем крышку механизма. Завинчиваем винты, соблюдая их расположение. Ставим на место ротор, завинчиваем гайку и стопорный винт. Ставим на место подшпульный узел «рогами» вниз, вставляем фиксирующий его стержень, ставим на место подшипник и резиновое кольцо. Заливаем жидкую смазку в точку выхода оси шпули из ротора, предварительно отодвинув вперед резиновую манжету. После смазки возвращаем манжету на место. Смазываем узел вращения ролика, заливая смазку со стороны скобы лесокукладывателя. Ставим на место рукоятку и шпулю. Готово! Хочется отметить, что данная катушка имеет еще много трущихся узлов, однако, если их не обслуживать, это проходит без катастрофических последствий для катушки.

Уход и обслуживание катушек

Современная рыболовная катушка, вне зависимости, безынерционная она или мультипликаторная, представляет собой сложный высокоточный механизм. И, как любой механизм, катушка нуждается в регулярном уходе и обслуживании. Многие рыболовы не безосновательно считают, что если работа катушки остается плавной и тихой, в течении первого и даже второго сезона беспокоиться о техническом обслуживании не стоит. Достаточно лишь своевременно очищать и просушивать катушку после рыбалки, не допуская попадания и высыхания грязи на внутренних узлах. Требуется всего лишь протереть мокрую поверхность катушки сухой тканью без ворса, в случае необходимости удалить грязь вокруг винтов и в полостях с помощью ватной палочки, смоченной в спирте. Также следует в профилактических целях осмотреть ось. Для этого необходимо снять шпулю и удалить всю попавшую с водой грязь с оси и внутренней поверхности шпули.

Какие смазочные материалы использовать при обслуживании рыболовной катушки? Традиционно считается, что лучшими смазками являются продукты, выпущенные тем же производителем катушки, которой вы пользуетесь. Однако, на рынке достаточно много высококачественных смазок от фирм, специализирующихся именно в данном секторе, зачастую более эффективных при обслуживании. В любом случае, перед нанесением новой смазки необходимо полностью удалить старую, по причине разного химического состава и возможной несовместимости.

Смазки бывают густыми или жидкими. В общем случае, густыми смазками обрабатывают шестерни, передаточный механизм и бесконечный винт, жидкими – подшипники. Перед применением конкретной смазки обязательно внимательно изучите информацию производителя на упаковке, для каких узлов предназначен данный продукт. Приведем несколько примеров.

  • – Смазки для подшипников Reel Butter Oil и Reel Butter Oil Saltwater, производство США. Обе смазки представляют собой синтетическое жидкое масло, обладающее сверх низкой вязкостью. В маслах присутствует присадка для предотвращения застыванию. Масло Reel Butter Oil Saltwater обеспечивает дополнительную антикоррозийную защиту от вредного воздействия соленой воды.
    • – Смазка Shimano WSFROIL 50. Жидкое подшипниковое масло в аэрозольной упаковке с тонким носиком. Мгновенное проникновение и удобство в работе.

    Густые смазки.

    • Густое синтетическое масло Reel Butter Greace. Содержит ингибитор антиржавчины, нейтрально к пластиковым и металлическим деталям. Для шестеренок и передаточного механизма.
    • Густая универсальная смазка спрей для катушек Daiwa Reel Guard Oil. Быстрое проникновение и обволакивание. Подходит для смазки подшипников и небольших трущихся поверхностей. Обладает отличными антикоррозионными свойствами.
    • Густая смазка Daiwa Molybdenum Grease. Обеспечивает высокое скольжение и уверенное антикоррозионную защиту. Для металлических узлов, исключая подшипники.

    Отдельной группой выделим наборы, сразу включающие в себя густую и жидкую смазки, а также чистящие средства. Очень удобный вариант, при котором не надо ломать голову, совместимы или нет различные масла.

    Набор смазок для катушек Reel Butter Lubrication Pack. Густая смазка для шестеренок и передаточного механизма, универсальное жидкое масло, специализированное жидкое масло для подшипников.

    Набор смазок для катушек Reel Case 123 Pack. Густая смазка для шестеренок и передаточного механизма, жидкая смазка для подшипников, пропитка для плетеных шнуров, средство для чистки от загрязнений.

    Набор для ухода за катушками Reel Cleaning Kit. Густая смазка для шестеренок и передаточного механизма, жидкое масло для подшипников, средство для удаления грязи, щеточка, отвертка, тканевая салфетка, четыре ерша.

    В случае, если при работе катушки появился посторонний звук или пропала былая плавность, необходимо “капитальное” обслуживание, подразумевающее разборку, чистку и смазку внутренних элементов. Очень большую помощь в разборке конкретно вашей модели окажет взрыв-схема, входящая в комплект поставки и видео ролики, в изобилии представленные в Интернете.

    В начале рассмотрим “облегченный” вариант разборки и чистки катушки. Снимаем шпулю и удаляем всю грязь и пыль со всех поверхностей, обращая внимание на передний бортик и полости с внутренней стороны. На ось нанесем две-три капли жидкой смазки и прогоним катушку несколько раз, добившись затекания смазки внутрь. Далее разбираем ролик лесоукладывателя, тщательно все протираем и также немного смазываем подшипник ролика лесоукладывателя жидкой смазкой. Откручиваем ручку катушки, удаляем загрязнения с помощью ватной палочки и аккуратно смазываем подшипник или саму ось ручки. Даже после такого быстрого технического обслуживания ваша катушка станет заметно плавней и тише.

    Теперь перейдем к “капитальному” варианту. Разборку следует производить на большой чистой поверхности, а еще лучше в пластиковом поддоне с низкими бортиками. Так вы гарантированно не потеряете ни одной мелкой детали, неожиданно “выпрыгнувшей” из катушки. Необходимо помнить, что все детали тщательно протираются керосином, бензином или спиртом до полного удаления старой отработавшей смазки. Любое потемнение старой смазки укажет на наличии в ней абразивных частиц и процесс износа. В качестве смазки рекомендуется применять не первое попавшее под руку масло, а специализированное средство, разработанное конкретно для обслуживания рыболовных катушек. Повторимся – на бесконечный винт и зубчатые передачи наносятся полужидкие или густые смазки, подшипники обрабатываются жидкими маслами. Внимание – при нанесении смазки не переусердствуйте, лишнее количество не означает лучшей работы механизма. Вполне достаточно тонкого слоя или пары капель.

    Итак, после снятия шпули проворачиваем ручку таким образом, чтобы ось максимально поднялась. Отворачиваем гайку, удерживающую ротор и отмечаем маркером положение ротора относительно втулки. Сдвигаем ротор вперед и убираем ватной палочкой всю грязь с внутренних поверхностей. Аккуратно наносим жидкую смазку на оси роликов обгонной муфты. После этого собираем роторный узел в обратном порядке. Далее снимаем ручку и крышку корпуса. Перед демонтажом ведущей шестерни не забудьте отметить взаимное расположение шестеренок с помощью маркера. В противном случае, прецизионная точность изготовления зубьев и подгонка одного зуба к другому может нарушиться, что приведет к затрудненному вращению. В современных катушках от известных брендов, в первую очередь, Shimano и Daiwa подгонка может и не потребоваться, но всё же следует обратить на это внимание. Сняв ведущую шестерню, густой смазкой слегка обрабатываем зубчики и бесконечный винт. На все внутренние узлы с трением также следует нанести тонкий слой густой смазки. Устанавливаем обратно ведущую шестерню, крышку корпуса и рукоятку. Наносим две-три капли жидкой смазки на ось шпули и ролик лесоукладывателя, добиваясь проникновения смазки внутрь механизма. Устанавливаем шпулю. Густой смазкой обрабатываем возвратный узел дужки.

    В заключении несколько простых советов, которые помогут значительно сберечь ваши нервы и финансы.

    Сразу после приобретения в магазине новой катушки, осмотрите её и удалите всю лишнюю консервационную смазку. В противном случае, к ней быстро прилипнет большое количество пыли, и начнется процесс износа внешних трущихся частей.

    Перед каждой рыбалкой не поленитесь и проверьте качество хода катушки, её плавность и тишину. Убедитесь в надежности и постепенном наращивании фрикционного тормоза. Посмотрите, насколько мягко и уверенно работает дужка лесоукладывателя. Осмотрите край бортика шпули, он должен быть безукоризненно гладким и чистым. Любой посторонний звук или затруднённость хода укажет на наличие абразивных частиц внутри механизма. Такую катушку лучше сразу отложить до полной разборки и полноценного ТО. Самый лучший вариант, когда на рыбалку берется запасная катушка, “на всякий случай”. Если вдруг основная катушка оказалась под водой, лучше сразу прекратить её эксплуатацию, а дома разобрать, просушить и пересмазать.

    В конце сезона необходимо тщательно осмотреть и, если требуется, разобрать, прочистить и пересмазать катушку. Не забудьте ослабить фрикционный тормоз, зачем попусту держать под нагрузкой несколько месяцев этот важнейший узел. Катушку, долгое время пролежавшую без работы, следует прогнать короткое время вхолостую для возможного разгона смазки.

    Современные технологии применяемые в катушках компании Daiwa — термины и объяснения

    ABS Spool

    Термин ABS расшифровывается как Anti-Backlash System, т.е. противоскользящая система. В действительности эта технология представляет собой шпулю, выполненную в виде обратного конуса: утолщение идет снизу вверх (см. рисунок).

    Такая форма шпули обладает рядом преимуществ:

    • увеличение уровня намотки лески, т.е. на шпуле данного профиля лески помещается больше;
    • увеличение рабочей зоны шпули;
    • лучшая фиксация лески на шпуле, что особенно важно при намотке лески под борт: при открытой дужке меньше вероятность сброса лески, а при слабом натяжении лески на шпуле меньше вероятность образования «бороды» при забросе;
    • шпуля профиля ABS имеет больший внутренний диаметр, чем классическая или шпуля типа Long Cast, что в свою очередь позволило использовать тормозные диски большего размера, а следовательно увеличить допустимую нагрузку на фрикцион и скорость его срабатывания.

    Таким образом, специалистам Daiwa удалось увеличить дальность заброса, облегчить сход лески со шпули, увеличить нагрузку на тормоз и скорость его работы. Стоит отметить, что шпуля профиля ABS была разработана и запатентована компанией Daiwa еще в 1998 году. Шпуля типа ABS подходит только к катушкам фирмы Daiwa.

    AIR BAIL

    Air Bail – представляет собой полую цилиндрическую дужку с коническим основанием перед роликом лесоукладывателя. Она может быть выполнена из тонкостенной стали марки SUS 303 или титанового сплава. Полая конструкция дужки позволила уменьшить ее вес на 20%, что увеличило легкость вращения ротора и уменьшило инерцию от его вращения. Основное назначение этого элемента катушки – направление лески на ролик лескоукладывателя для предотвращения ее перехлеста за ножку ролика в момент закрытия дужки после выполнения заброса.

    AIR METAL

    Так обозначается наличие в катушке ротора, изготовленного из сплава на основе магния. Фирменное название – Magnesium. Его главная особенность – низкий вес при высокой прочности. В среднем он легче алюминиевого сплава Super Metal на 40%. Применение такого легкого сплава позволило до минимума сократить как стартовое, так и инерционное (возникает при торможении) сопротивление. Катушки, где используется ротор из магниевого сплава, отличаются легким ходом и большой чувствительностью. Кроме того, уменьшение нагрузок на элементы катушки позволяет продлить срок ее службы.

    AIR METAL CONCEPT

    Означает, что ротор, корпус, крышка и рукоять катушки выполнены из легкого магниевого сплава. Эта особенность присуща катушкам легкого класса от Daiwa. Кроме того, в таких катушках используется специальная легкая шпуля и набор деталей, изготовленных из легких и прочных композитных материалов.

    AIR SPOOL

    В переводе дословно Air Spool – воздушная шпуля. На деле это означает, что в катушке применяется шпуля с сердечником увеличенного диаметра. Как правило, шпуля подобного типа устанавливается в специальных «легких» и «ультралегких» катушках. Увеличенный диаметр сердечника позволяет использовать фрикционные диски большего диаметра, что сказывается на площади зацепления и позволяет увеличить скорость срабатывания тормоза и его точность. Эта характеристика особенно важна, когда используются тонкие лески до 0,12 мм. Помимо этого, увеличенный диаметр сердечника уменьшает емкость катушки, но для тонких лесок это не очень важно.

    Как и все шпули от Daiwa “воздушные шпули” сделаны под ABS. Они изготавливаются из композитных материалов: сочетания прочного пластика и металла, что делает массу шпулю минимальной. Также в шпулях этого типа может быть встроен подшипник, что повышает стабильность ее работы.

    CRBB

    Corrosion Resistant Ball Bearing – дословно переводится как подшипник, не поддающийся коррозии. Буквально, CRBB – это герметичный подшипник закрытого типа из высококлассной прочной легированной стали со специальным износостойким уплотняющим слоем. Эти свойства позволили специалистам компании Daiwa добиться уникального уровня антикоррозионной устойчивости подшипника и герметичности движущегося механизма. Этим подшипникам нипочем мелкодисперсионная взвесь, будь то пыль или грязь, и морская соль.

    CROSS WRAP

    Данный термин обозначает систему перекрестной намотки лески. Специалисты компании Daiwa оптимизировали угол намотки таким образом, чтобы максимально предотвратить сброс петель со шпули, обеспечить более легкий сход лески и, соответственно, увеличить дальность заброса.

    DIGIGEAR

    DIGIGEAR (DIGITAL GEAR DESIGN) – под этим термином понимают расчет передачи крутящего момента главной пары: от бронзового червячного колеса к ведущей шестерне, произведенный на компьютере, т.е. с очень большой точностью. Основная «фишка» здесь – машинный расчет максимального пятна контакта между шестерней и колесом, что усиливает тяговые характеристики катушки, увеличивает плавность хода и уменьшает потери. И дальнейшее производство главной пары с допуском не более 1 микрона от расчетного размера.

    Увеличение точности расчетов, вызванное развитием компьютерной техники и программного обеспечения, позволили компании Daiwa перейти на новый уровень проектирования и, таким образом, прибавить к названию DIGIGEAR двойку.

    Фото 1

    Фото 3

    Фото 2

    На фото 1 приведено пятно контакта на механизме обычной катушке, но фото 2 – на механизме, произведенном с использованием DIGIGEAR II. Зеленым обозначены зоны наилучшего сцепления. На фото 2 приведен сам механизм.

    ENGINE PLATE

    Это система закрепления опорных подшипников типа CRBB. На корпусе катушки, по обеим его сторонам, установлены стальные пластины, которые крепко фиксируют подшипники внутри корпуса и позволяют отцентрировать их относительно оси катушки. Таким образом, достигается увеличение ресурса шестерен и дополнительно предотвращается потеря мощности.

    GYRO SPIN

    Работу безинерционной спиннинговой катушки оценивают по большому количеству факторов, в т.ч. скорости ее вращения и удобстве работы с ней. Мастерская балансировка динамических элементов механизма катушки дает ей эту скорость и комфортное мягкое вращение. Работать с ней очень приятно. Термин Gyro Spin обозначает фирменную дайвовскую систему общей балансировки кинематической схемы катушки, сводящую к минимуму паразитические биения, инерцию, вибрации. Эта система учитывает взаимодействие всех вращающихся элементов катушки.

    HARDBODYZ CONCEPT

    Получение легкой и одновременно жесткой конструкции катушки – мечта всех производителей подобной продукции. Очень важно, чтобы материалы механизма катушки «не играли» под нагрузкой, а сам он оставался таким же чувствительным и жестким, каким был изначально, на протяжении долгого времени эксплуатации.

    Обозначение Hardbodyz говорит о том, что корпус и элементы кинематической схемы катушки сделаны из специального алюминиевого сплава, что позволяет получить приемлемый вес, отличную жесткость и прочность конструкции, а также высокую точность изготовления элементов. При этом цена такой катушки значительно меньше, чем у образцов из магниевого сплава.

    INFINITE ANTI-REVERSE

    Так называется система мгновенного стопора обратного хода ротора. В основе лежит роликовый подшипник, предотвращающий обратное вращение (блокировка по принципу обгонной муфты).

    REAL FOUR

    Концепция REAL FOUR была принята на вооружение компанией Daiwa в 2004 году. Она подразумевает использование четырех базовых принципов при проектировании катушек.

    Real Engine (реальный движок) – в основу работы движка катушки положены такие качества как тихая работа, легкий ход, скорость и минимизация потерь передачи энергии от элемента к элементу механизма катушки и паразитных явлений типа инерций, биений и вибраций. Real Engine обеспечивают такие разработки как Digigear (I и II), Silent Oscillation (I и II), Engine Plate, Gyro Spin, материалы элементов механизма катушки и пр.

    Real Control (реальный контроль) – сюда относится все, что обеспечивает комфорт работы с катушкой, дальность заброса, чувствительность снасти. На деле Real Control состоит из таких разработок как Air Bail, Cross Wrap, шпуля типа ABS, Twist Buster (I и II).

    Real Endurance (реальная долговечность) – сохранение высоких потребительских и эксплуатационных свойств катушки в течение долгого времени. За этот параметр отвечают подшипники закрытого типа BB и антикоррозионные подшипники CRBB, материалы корпуса и элементов механизма катушки, системы защиты от попадания грязи в механизм и устойчивости к соленой воде и пр.

    Real Custom (реальный стиль) – оригинальный дизайн от Daiwa.

    В настоящий момент только самые совершенные катушки от Daiwa входят в семейство REAL FOUR. В гашем каталоге они помечены специальным знаком.

    SHIELD BB

    Стандартный подшипник закрытого типа, используемый в катушках Daiwa. Для предотвращения попадания внутрь загрязнений и сохранения смазки, вращающиеся части подшипника оснащены специальным герметичным «щитом».

    SILENT OSCILLATION

    Представляет собой конструкцию системы, отвечающей за замедленное возвратно-поступательное движение шпули, которая включает в себя обрезиненные элементы, гасящие вибрацию привода и делающие ход катушки тихим и плавным. Кроме того, тщательное проектирование системы позволило значительно снизить потери мощности этого узла под нагрузкой, и достичь более плотной и аккуратной укладки лески на шпулю.

    SUPER METAL

    Обозначает высокопрочный алюминиевый сплав, который обладает повышенной антикоррозийной устойчивостью. Из него могут быть выполнены корпус катушки или части механизма. Этот сплав тяжелее по удельной массе (примерно на 40%), чем магниевый Air Metal, но он превосходит его антикоррозионными свойствами и способностью противостоять абразивному воздействию микрочастиц.

    TOUGH DRIVE GEAR

    Термин обозначает, что шестерная главной пары имеет керамическое покрытие. Этот факт способствует увеличению мощности катушки, износостойкости, что обеспечивает долгую и беспроблемную работу главной пары привода механизма катушки.

    TWIST BUSTER

    Это специальный ролик лескоукладывателя, имеющий полусферические углубления, основным назначением которого является препятствие закручиванию лески вокруг своей оси. Ролик-противозакручиватель четко фиксирует леску в требуемой плоскости и снимает большую часть перекрутов. Система Twist Buster применяется в катушках Daiwa с 1995 года. В 1997 году система была усовершенствована: ролик был поставлен на маленький подшипник типа CRBB, что позволило применять тонкие лески, и она получила название Twist Buster II.

    WASHABLE

    Этим термином компания обозначает катушки, механизм главной пары которых может быть промыт без ее разбора. Для этого в корпусе катушки предусмотрены дренажные отверстия. Кроме того, ряд деталей механизма защищен специальными прокладками. Производитель гарантирует исправную работу таких катушек в соленой воде. Стоит отметить, что прямой доступ к механизму катушки позволяет не только промывать его, но и способствует попаданию туда грязи и пыли. Поэтому в тяжелых условиях лучше эти отверстия закрывать.

    ZAION BODY

    ZAION – композитный углепластиковый материал – прочный и очень легкий, из которого производятся корпуса некоторых серий катушек компании Daiwa. Обладает огромной антикоррозионной устойчивостью. На фото 1 показан тест на прочность материала из стандартного композитного сплава, фото 2 – магниевого сплава, фото 3 – материала Zaion. На фото 4 – корпус катушки из углепластикового материала.

    Обслуживание и смазка безынерционных катушек Daiwa || Обслуживание рыболовных катушек

    Цель техобслуживания безынерционных катушек

    В безынерционных катушках используются винты и гайки из относительно мягких материалов: хромированная бронза, алюминий, мягкая нержавеющая сталь. В связи с этим, если использовать не точно подходящий по размеру и профилю инструмент, легко испортить винт (гайку), при этом и не отвинтив ее даже частично. В данный момент можно купить практически любой инструмент, и стоит он относительно недорого.

    Подберите отвертки под винты, которые используются в вашей безынерционной катушке. Обратите внимание на то, что отвертка под шлицевые винты должна соответствовать им не только по толщине, но и по ширине (т.е. размер отвертки обязательно должен соответствовать размеру винта).

    Что касается гаечных ключей, можно рекомендовать использовать накидные ключи (фото 1). Это связано с особенностями конструкции узла крепления ротора.

    Для безынерционных катушек Daiwa самые ходовые размеры ключей — это 10, 12 и 14.

    По результатам исследования новых безынерционных катушек Daiwa и из личного опыта автора этого материала можно указать следующее — для достижения максимальной эффективности работы любой безынерционной катушки требуется три вида смазки разной густоты.

    Наиболее густая смазка используется для зубьев шестерней. За счет того, что смазка густая, она долго держится на зубьях, сохраняя их от преждевременного износа.

    В качестве такой смазки можно порекомендовать Daiwa Molybden Gerase, или ZPIF0 Grease, или Grebenstein Rollenfett (фото 2). Если у вас нет возможности достать специализированную смазку для безынерционных катушек, для зубьев шестерней можно использовать смазку «Литол». Но в этом случае нужно понимать, что ход будет немного тяжелее, чем у катушки, смазанной специализированной смазкой.

    Можно смазывать зубья шестерней и смазкой Daiwa Reel Guard Grease или Shimano Reel Grease Spray из баллонов. При ловле в летний период такая смазка задерживается на зубьях не более двух рыбалок. Поэтому можно рекомендовать смазывать зубья шестерней такими смазками только с расчетом эксплуатации безынерционной катушки строго в зимний период.

    Смазка средней густоты используется для смазки главной оси безынерционной катушки, а также бесконечного винта или кулисы механизма лесоукладки. В качестве такой смазки можно использовать смазку Daiwa Reel Guard Gerase или Shimano Reel Grease Spray в аэрозольных баллонах (фото 3).

    Если у вас нет возможности достать такую смазку, ее можно получить путем смешивания «гуcтой и жидкой» версий до достижения консистенции медицинского вазелина.

    Если у вас мало опыта по разборке/сборке безынерционных катушек, можно порекомендовать перед снятием и после снятия каждой детали снимать катушку на цифровой фотоаппарат. В этом случае, если вы забудете, где какая деталь находилась, это будет легко узнать, посмотрев сделанные ранее снимки.

    Часто винты в безынерционных катушках Daiwa при сборке на производстве завинчивают очень туго или/и дополнительно применяют средство для фиксации резьбы. При отвинчивании такого тугого винта катушку ни в коем случае нельзя держать на весу.

    Иначе отвертка может соскочить, при этом значительно повредив корпус или механизмы катушки. Для решения данной проблемы можно порекомендовать выполнять работу с безынерционной катушкой на столе, предварительно положив на его поверхность мягкую и нескользкую подкладку (например, гелевый коврик для компьютерной мыши).

    Для того чтобы не растерять детали от катушки и легче запоминать их расположение, можно порекомендовать приклеивать их на двусторонний малярный скотч, несколько полос которого зафиксированы на том же столе. Соответственно приклеивать скотч нужно в таком месте, чтобы снятые фрагменты не задевались локтем даже случайно (фото 5).


    При техобслуживании безынерционные катушки требуется смазать трущиеся узлы, в которых смазка сработалась или «ушла» в процессе эксплуатации. Это зубья шестерней, механизм лесоукладки, обгонная муфта и другие узлы на усмотрение рыболова.

    Если катушка купалась, перед смазкой необходимо удалить всю «образовавшуюся» эмульсию (смесь смазки и воды) с рабочих узлов и внутренних полостей ее корпуса. Пошаговая инструкция Рассмотрим процесс техобслуживания на примере безынерционной катушки Daiwa Certate 3000.

    Разбор всех моделей катушек Daiwa (и не только) начинается со снятия подшпульного узла. Далее снимается ротор. Под ним часто располагаются винты, которые держат крышку механизма. Без снятия ротора они не видны. Итак, начали: первыми снимаем шпулю и ручку (она откручивается в направлении, обратном направлению вращения ручки при намотке лески на катушку).

    Для удаления строй смазки с шестерней удобно воспользоваться кисточкой, смоченной бензином. Удаляем старую смазку с ведущей шестерни (фото 31).

    Аналогично удаляем смазку с ведомой шестерни и с кулисы. Закладка новой смазки Наносим густую смазку на зубья ведущей шестерни (фото 32) и в паз кулисы (фото 33).

    Жидкой смазкой смазываем центральную втулку обгонной муфты (фото 34). Попадание в обгонную муфту густой смазки нежелательно, так как она в этом случае начнет проскальзывать.

    «Купание» — Попадание воды внутрь безынерционной катушки

    «Купание» Попадание воды внутрь безынерционной катушки приводит к усиленному износу механизма. Если катушка «нахлебалась», то 5 минут активной работы приводят к такому уровню износа, который без попадания воды внутрь механизма наступает только через сезон-другой ее обычной эксплуатации.

    В связи с этим, если вы безынерционную катушку все-таки «искупали» нужно сразу прекратить ее использование (можно продолжить ловлю, установив запасную катушку) и как можно скорее выполнить техобслуживание: удалить из катушки эмульсию, представляющую собой смесь смазки с водой, и заложить новую смазку в трущиеся узлы.


    Несмотря на то что в рекламе большинства безынерционных катушек Daiwa написано «Washable», что дословно можно перевести как «не теряющие своих свойств после мытья», по факту — даже секундное купание катушки в большинстве случаев приводит к 100% попаданию влаги на часть механизмов и внутренних полостей корпуса.

    Есть модели безынерционок, в которых полностью реализована защита от попадания воды при погружении. Это, например, Daiwa Saltiga Z.

    Но в любом случае после каждого «купания» стоит выполнять замену смазки.

    Экстремальная нагрузка на безынерционную катушку

    После длительного вываживания трофейной рыбы снастью, не рассчитанной на подобный размер рыбы, выкачивания здоровенной коряжины и пр. безынерционную катушку также желательно подвергать последующей разборке и смазке.

    Новая безынерционная катушка — всегда проверяйте количество смазки

    Последнее время производители стали экономить на смазке, и новые безынерционные катушки в большинстве изначально смазаны недостаточно. Количества смазки оказывается достаточным только лишь для того, чтобы можно было убедиться в ее первичной работоспособности.

    Нельзя сказать, что так бывает всегда. Но, не подвергнув безынерционку разборке, практически нельзя понять, присутствует ли в новой безынерционной катушке необходимое количество смазки.

    Поэтому, если есть возможность, перед началом эксплуатации ее желательно смазать.

    Разборка узла ведомой шестерни безынерционной катушки

    Отвинчиваем винты, которые держат кожух подроторного узла (фото 25), отверткой типа PH 0 и снимаем кожух (фото 26), после чего вынимаем обгонную муфту с прижимным кольцом и воротком (фото 27). Отверткой типа PH 1 отвинчиваем 3 винта, которые держат узел вращения ведомой шестерни (фото 28), после чего вытягиваем этот узел за вал ведомой шестерни (фото 29).

    Затем вынимаем главную ось с кулисой (фото 30). Следует отметить, что винт, который крепит главную ось к кулисе, заштампован.

    Не пытайтесь его отвинтить. Иначе вы только испортите эту деталь.

    Реки России – список

    Реки России это целая сложная система водных артерий, которая распространилась по все стране. В каждой области, регионе, края найдется хотя б одна река, большая или маленькая. Реки служат источником воды для городов, близ которых в основном сооружают водохранилища. Так же они служат отличным местом отдыха, особенно в летнее время года. А миллионы рыбаков отправляются на них половить рыбу, и поймать желанный трофей.

    Реки России в большей степени относятся к бассейнам трех океанов: Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического. Кроме того значительная часть рек России относится к внутренним водам, они впадают в озера, моря.

    Общая их численность превышает более 2.5 миллиона рек, но в 95% это все мелкие ручьи, длиной менее 25 км. А те которые можем называть уже большими, более 100 км всего около 0.1% – 0.12% от общей численности, кажется что очень мало. Но на самом деле это чуть более 3000 тысячи рек, список которых с трудом поместится на этой странице. Но читателю больше интересны именно большие реки, какая из них самая длинная, или полноводная. Как раз об этом речь пойдет далее.

    Самые длинные реки России текущих под одним названием, топ 10

    Название рекиОбщая длина км.Куда впадает
    1Лена4400Море Лаптевых
    2Иртыш4248Обь
    3Обь3650Обская губа Карского моря
    4Волга3531Каспийское море
    5Енисей3487Енисейский залив Карского моря
    6Нижняя Тунгуска2989Енисей
    7Амур2824Амурский лиман, Охотское море
    8Вилюй2650Лена
    9Ишим2450Иртыш
    10Урал2422Каспийское море

    Самые длинные под одним названием, имеется ввиду отдельную реку без её длинных притоков. Так к примеру река Иртыш впадает в Обь, и по сути это один длинный водоток, который является самым длинным в России, и шестым в мире, имея в длину 5410 км. Так что на это стоит обратить внимание, что есть самые длинные реки, самые большие по площади водосборного бассейна, и самые длинные вместе с притоком, весь водоток.

    Самые большие реки России по общей площади водосборного бассейна

    Название рекиПлощадь бассейна: кв/кмКуда впадает
    1Обь2 990 000Обская губа Карского моря
    2Енисей2 580 000Енисейский залив Карского моря
    3Лена2 490 000Море Лаптевых
    4Амур1 855 000Амурский лиман, Охотское море
    5Волга1 360 000Каспийское море
    6Колыма643 000Восточно-Сибирское море
    7Днепр504 000Чёрное море
    8Дон422 000Таганрогский залив Азовского моря
    9Хатанга364 000Хатангский залив моря Лаптевых
    10Индигирка360 000Восточно-Сибирское море

    В данном случае имеется определенная река, и все притоки которые в нее впадают. Это к примеру как дерево, каждая ветка дерева, это отдельная река, листья это ручьи, но в общем имеем одно дерево. Так же и здесь, большая река, это одно дерево, а все ветки и листья, это водосборный бассейн.

    Все Реки России длиной более 1000 км, список

    Название рекиОбщая длина км.Куда впадает
    1Лена4400Море Лаптевых
    2Иртыш4248Обь
    3Обь3650Обская губа Карского моря
    4Волга3531Каспийское море
    5Енисей3487Енисейский залив Карского моря
    6Нижняя Тунгуска2989Енисей
    7Амур2824Амурский лиман, Охотское море
    8Вилюй2650Лена
    9Ишим2450Иртыш
    10Урал2422Каспийское море
    11Оленёк2292Море Лаптевых
    12Алдан2273Лена
    13Днепр2201Чёрное море
    14Дон1870Енисей
    15Витим1837Лена
    16Печора1809Баренцево море
    17Кама1805Волга
    18Чулым1799Обь
    19Ангара1779Енисей
    20Индигирка1726Восточно-Сибирское море
    21Кеть1621Обь
    22Тобол1591Иртыш
    23Алазея1590Восточно-Сибирское море
    24Ока1500Волга
    25Амга1462Лена
    26Олёкма1436Лена
    27Белая1430Нижнекамское водохранилище
    28Таз1401Карское море
    29Вятка1314Кама
    30Зея1242Амур
    31Уда (Чуна)1203Тасеева
    32Марха1181Вилюй
    33Демьянка1160Иртыш
    34Омолон1150Колыма
    35Анадырь1150Берингово море
    36Вычегда1130Северная Двина
    37Десна1130Днепр
    38Конда1097Иртыш
    39Омь1091Иртыш
    40Васюган1082Обь
    41Мая1053Алдан
    42Северский Донец1053Дон
    43Онон1032Шилка
    44Тура1030Тобол
    45Западная Двина (Даугава)1020Балтийское море
    46Бирюса (Она)1012Тасеева
    47Хопёр1100Дон

    Список рек России которые в длину имеют более 1000 км приличный, хотя половина из них являются частью одного водотока. Их разместили в порядку убывание, от самой длинной Лены, до реки Хопёр, которая на 10 километров преодолела отметку 1000 км. Далее чтоб было проще найти нужную реку, разместили их в алфавитном порядке. Реки России на буку а, б, в, г, д, и тд.

    Список всех рек России по алфавиту (полный каталог)

    А

    Б

    Большая Уссурка (Иман)

    Большой Енисей (Бий-Хем)

    Быстрая (приток Северского Донца)

    В

    Вожега (через озеро Лача)

    Волготня (через Рыбинское водохранилище)

    Г

    Д

    Е

    Ж

    З

    Западная Двина (Даугава)

    И

    Инопаш (через Рыбинское водохранилище)

    Искра (через Рыбинское водохранилище)

    Ишня (через озеро Неро)

    К

    Канал имени Москвы

    Кема (через Белое озеро)

    Кесьма (через Рыбинское водохранилище)

    Кисть (через Костромские разливы Горьковского водохранилища)

    Ковжа (через Белое озеро)

    Ковжа (через озеро Лача)

    Кондоша (через Рыбинское водохранилище)

    Кострома (частично через Костромские разливы Горьковского водохранилища)

    Кубена (через озеро Кубенское)

    Л

    М

    Мазиха (через озеро Неро)

    Малая Северная Двина

    Малый Енисей (Ка-Хем)

    Меза (через Костромские разливы Горьковского водохранилища)

    Музга (через Рыбинское водохранилище)

    Н

    Нева, более подробно Реки и каналы Санкт-Петербурга

    О

    П

    Р

    С

    Сара (через озеро Неро)

    Свидь (через озеро Лача)

    Себла (через Рыбинское водохранилище)

    Северный Ледовитый океан

    Сить (через Рыбинское водохранилище)

    Согожа (через Рыбинское водохранилище)

    Соть (через Костромские разливы Горьковского водохранилища)

    Суда (через Рыбинское водохранилище)

    Сутяга (через озеро Вашутинское)

    Т

    У

    Уфтюга (через озеро Кубенское)

    Ухра (через Рыбинское водохранилище)

    Ф

    Х

    Харенец (через Рыбинское водохранилище)

    Ц

    Ч

    Чёрная (приток Коваши)

    Чёрная речка (Ломоносовский район Ленинградской области)

    Чёрная речка (посёлок Серово (Санкт-Петербург))

    Ш

    Щ

    Ы

    Э

    Ю

    Я

    Смотрите информацию о реках в каталоге по алфавиту:

    А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

    Читателям

    Природу мира изучая,

    Вы много знаете, но все же, –

    Пополнить знания поможет!

    Новые материалы Живой Энциклопедии

    • Река Каква
    • Река Калитва
    • Река Камелик
    • Река Капша
    • Река Камчатка
    • Река Канал имени Москвы
    • Река Кантегир
    • Река Клязьма
    • Река Катунь
    • Река Кашинка
    • Река Кубань
    • Река Рожайка
    • Река Кашма
    • Река Кема
    • Река Кемь

    Дорогие авторы произведений!

    Сайт “Живая Энциклопедия” создан c целью популяризации информации и современной литературы о живой природе.

    Наша миссия – донести хорошие произведения о живой природе (реках, морях, озерах, океанах, горах, долинах, растениях, грибах, животных, птиц, насекомых, рыб и т.д.) до адресата – читателей, ради которых эти произведения писались авторами.

    Для размещения на сайте “Живая Энциклопедия” мы отбираем произведения , которые находим в открытых источниках. Кроме того, мы с удовольствием публикуем произведения , которые присылают нам сами авторы.

    Если Вы – Автор стихов, песен, рассказов, притч, частушек, загадок и других произведений о живой природе, и хотите , чтобы Ваши произведения появились на сайте “Живая Энциклопедия”, напишите нам, и мы обязательно с Вами свяжемся, а вскоре Ваши произведения появятся на страницах сайта, где они гарантировано дойдут до читательской аудитории.

    Мы уважаем авторское право. Если Вы обнаружили свое произведение на страницах сайта, и по какой-бы то ни были причине не желаете, чтобы оно было здесь опубликовано, обязательно напишите нам, и мы гарантированно удалим Ваш текст в течение трех суток.

    Мы очень ценим современных Авторов , пишущих о живой природе, любим Вас, и желаем творческих успехов и добра!

Ссылка на основную публикацию