Опыт эксплуатации мотолодок Обь, Обь-М, Обь-3 в морских условиях

Первые впечатления о моторной лодке «Обь-3»

Два года назад я оказался в числе двух десятков счастливцев, которые стали первыми обладателями мотолодок «Обь-3» в Ульяновске.

Куйбышевское водохранилище в районе города — настоящее море. Полутораметровая волна и сильные ветры у нас не редкость, особенно осенью. Не всегда легкой бывает швартовка к берегу, который в районе города вымощен бетонными дамбами. В таких условиях и была испытана коллективом ульяновских водномоторников новая модель мотолодки «Обь-3». Впечатления о ней самые благоприятные. Единодушно наше мнение о красивом внешнем виде «Оби-3», о высоком качестве изготовления, прежде всего о клепке. О других достоинствах этой мотолодки подробно рассказывалось в «КиЯ» №120 в статье «Новая лодка из Сибири».

Тем досаднее конструкторские просчеты, которые приходится исправлять и переделывать. Почти весь первый сезон мы провели в таких заботах. В наших условиях, к примеру, эксплуатировать лодку без колес невозможно. Колеса должны легко и быстро крепиться к корпусу, что необходимо для выкатывания лодки на дамбу с помощью лебедки и транспортировки ее к месту стоянки. С этой точки зрения очень полезно было бы выпускать лодку в двух-трех модификациях, отвечающих различным условиям эксплуатации.

Штатная дюралевая накладка форштевня от постоянного трения о бетонную набережную быстро истирается, поэтому необходимо ее усилить. Очень желательно в наших условиях иметь лодку с более высокими (как у «Оби-З-спорт») бортами, с подмоторной нишей под один мотор и удобными кормовыми багажниками, в которых умещались бы три 20-литровые канистры.

Неудобно управлять лодкой при поставленном тенте. Из-за низкого лобового стекла приходится горбиться и садиться чуть ли не на слани. Большие неудобства испытывает гребец: если спинки сидений не опущены, то во время работы веслами приходится вставать.

Неудачна, на наш взгляд, конструкция однорычажного ДУ. Ход рукоятки очень тугой, т. к. приходится тянуть одновременно 4 троса и рычаги управления реверсом и газом. Алюминиевый кронштейн ДУ деформируется, возникают перекосы в зацеплении, не ощущается четкой фиксации момента включения реверса. Как результат — вся конструкция быстро разрегулировывается. Большинство владельцев отказалось от включения реверса, выбросило часть деталей. В итоге реверс включают вручную, а на рычаг газа ставят возвратную пружину. Причем, конструкция ДУ предназначена только для моторов семейства «Вихрь», а у меня, например, «Нептун-23». Поэтому я сделал собственную конструкцию ДУ по несколько переработанным чертежам «КиЯ» №88.

Диаметр штатного шпигата очень мал, отверстие сразу же забивается скапливающимся мусором. В итоге шпигат плотно не закрывается и в лодке скапливается вода.

Неудобство при нахождении в лодке, особенно при рыбалке — опущенные деревянные слани. Все владельцы подняли их вровень с основным настилом, остойчивости лодки более чем достаточно. Чтобы избежать скрипа и схлестывания витков штуртроса на барабане, поддерживающий ролик, находящийся в диаметральной плоскости лодки, высверлен и перенесен в нос.

Из-за неполадок ДУ часто приходится вскрывать зашивку левого борта. Заводу следует ставить сначала большие листы сланей и бортовой зашивки, а затем малые. И после этого окрашивать. Тогда при вскрытии для осмотра ДУ потребуется отвинтить лишь малую слань и зашивку, а не весь борт.

При посадке в лодку через носовую палубу и лобовое стекло (да и во время рыбалки) мешает стойка белого кругового огня, она должна быть шарнирно поворачивающейся вниз. Владельцы поставили гибкий металлорукав.

Кормовые ручки, предусмотренные конструкторами «Оби-3», оказались неудобными при работе с якорями, особенно на волнении. Я установил на палубе пару самодельных уток-ручек.

Для удобства транспортировки лодки я применил колеса от серийного карта. Колеса снабжены стойками такой высоты, чтобы они свободно укладывались в кормовой багажник под рецессом подвесного мотора. Диски с втулкой для подшипников — самодельные, ступица деревянная. Колеса вместе со стойками обладают положительной плавучестью, что облегчает операции по их установке на лодку или снятию с нее. Для того чтобы избежать поломок при навале лодки на наклонную дамбу, я предусмотрел расположение колес под корпусом лодки.

Из мелких недостатков конструкции «Оби-3» отмечу непрочность застежек кормовых багажников, неудачную конструкцию фонарей бортовых огней, в которые провод вводится в торец защитного колпачка, наличие отверстия между транцем и подмоторной нишей, через которое вода, попавшая в нишу, сливается в корпус.

Опыт эксплуатации мотолодок Обь, Обь-М, Обь-3 в морских условиях

Сообщение Белый Дом » 10 июл 2010, 22:55

lunatik
Это севершенно разные лодки!
“Казанка 5” – это большая лодка, с хорошей мореходностью. “Обь – М” – небольшая, лёгкая, под 12-20 сильный подвесник.
Может, Вы имели ввиду Обь-3.

Вообще, Обь-М очень не удачная разновидность лодок “Обь”. Её даже и производить долго не стали.

Вот – http://www.motolodka.ru/ob.htm
Описан опыт эксплуатации, как раз в Вашем регионе.

Ну, а слабые места, любой водоплавающей посудины, выявляются только на воде! Главное – чтобы течи не было! Всё остальное можно укрепить-усилить-выпрямить.

Сообщение lunatik-1 » 10 июл 2010, 23:13

Нет, именно Обь-М.
Второй день штудирую мотолодку, катера.ру, лодочный раздел на сноумобайле.
Отзывы крайне разные, от резко отрицательных, до восхитительных.

Есть собственный опыт её использования?

Сообщение yukko » 10 июл 2010, 23:28

Сообщение lunatik-1 » 11 июл 2010, 01:09

Мда. вот что я Вам скажу отцы ! У нас очень хороший технический форум !
И коллектив дружный, и болтология заключена во флудерной.
Что бы получить информашку по простой люминевой лодке, пришлось перечитать все ссылки на несольких форумах

Треплится народ о чём угодно, только не о самой лодке.

Сообщение sergej » 11 июл 2010, 01:19

Сообщение Арсен » 11 июл 2010, 01:23

Сообщение lunatik-1 » 11 июл 2010, 02:07

Дело в том, что запросы и целевое назначение у меня довольно специфические.

1. оно должно быть легким но катероподобным, альтернатива резинке.
2. мочь разгружаться и загружаться в одиночку с кастом прицепа.
3. мореходность меня крайне не волнует, Ладога и Тихий океан не предпологаются.
4. быть не дорогим
5. быть не габаритным

Казанку-5 рассматриваю, но имхо она уже выходит за допустимые массо-габаритные параметры (для меня).

Сообщение Белый Дом » 11 июл 2010, 07:45

lunatik
Вячеслав, а какой мотор планируется на лодку. Это тоже не маловажный фактор в выборе.
Да и место обитания тоже важно! Я-то думал, что вы в Ладоге будете.
Вот опыта эксплуатации именно “Обь-М” нету. Есть простой “Оби” и “Оби – 3”. Очень положительные отзывы у меня об этих лодках. В нашем регионе, практически нет “М-ок”. Потому как, народ отзывается о них очень отрицательно – страшно ходить в более менее приличную волну! Зарывается. Вода бьёт через носовую палубу в кокпит.
Затаскивать на прицеп в одиночку – без проблем. Даже 3-ю Обь.

Если прицеп оборудован нормально (лебёдка, ложементы), то в одиночку, можно спокойно затащить на него практически любую вооруженную лодку.

Есть еще хорошая лодка – “Неман 2”. У нас таких вообще не найти, очень ценятся они у народа.

Может, кроме “Оби”, еще варианты предлагались какие-нибудь.

Моторная лодка Обь

Лодки «Обь» – это моторные катера, которые были изготовленные из пластика. В качестве прототипа использовалась лодка «ПК-5». За короткий промежуток времени лодка «Обь-1» приобрела большой спрос у любителей туризма, активного отдыха и спорта. Она отличается высокими ходовыми качествами и используется для мореходства. Активно применяется для осуществления различных плавательных путешествий на дальние дистанции, проведения соревнований, туристических прогулок и рыболовных поездок. В эксплуатации неприхотлива и проста в хранении.

Описание лодок «Обь»

Моторные лодки «Обь» имеют различные технические характеристики, сильно изменяющиеся в зависимости от типа лодки. Большинство моделей обладает остроскулой формой с глиссирующим корпусом. Днище закручено, то есть возле кормы идёт на сужение, а поблизости транца высоко поднимается. По бокам в конструкции имеются були, использующиеся для увеличения остойчивости, а в «Обь-3» они устранены.

Лодка “Обь-3”

В кокпите лодки «Обь» имеются сидения для пассажиров, технические и визуальные их характеристики могут отличаться. Так, у «Обь-1» используется два сидения вместимостью по 2 человека. В «Оби-3» и следующих моделях вместимость увеличена до 6 человек. Везде носовая часть имеет герметичный отсек для вещей. Стекло на лодке «Обь» имеет специфический гнутый вид, это усложняет поиск замены при выходе из строя, но хорошо защищает пассажиров. Под транцем разработана специальная ниша, куда также может укладывать багаж.

Лодке «Обь» покраска требуется нечасто, так как в основе используется дюралюминий и клёпаная технология изготовления. Материал не подвергается негативному влиянию агрессивной среды и морской воды. Толщина листов составляет 1,5–2 м. Для придания герметичности на швах используются специальные тиоколовые ленты.

Технические характеристики лодки «Обь-1»

Лодка «Обь-1» обладает незаурядными техническими характеристиками и оправдывает свою популярность благодаря:

  • максимальной длине – 4,2 м;
  • ширине в наибольшем участке – 1,45 м;
  • борту в миделе по высоте – 0,55 м;
  • весу лодки с полной комплектацией – 140 кг;
  • полезной массе перевозимого груза – до 400 кг;

Моторная лодка “Обь-1”

  • количеству пассажиров – до 4 человек;
  • максимальной мощности мотора – 30 л. с.;
  • предельной скорости при двигателе 20 л. с. с нагрузкой и без нее – 34 и 40 км/ч;
  • материалу конструкции – Д1;
  • методу соединения – лодка клёпаная.

Технические характеристики лодки «Обь-2»

Выпускалась лодка «Обь-2» в ограниченном тираже, так как практически не отличается по характеристикам от «Оби». Время производства было всего несколько лет, за это время выпущено не больше 100 штук. Достоверных характеристик не установлено, но они практически не отличаются от «Обь-1». Упор в модели сделан на улучшение качества внутренних элементов, корпус взят за основу с предыдущей модели и изменениям не подвергнут.

В моделях «Обь-2» улучшено удобство пассажиров и капитана, чему способствуют:

  • мягкие сидения со специальной обивкой от влаги (иногда используется дерматин);
  • устанавливается тахометр;
  • редукторный тип рулевой колонки;
  • встроенная помпа;

Лодка «Обь-2»

  • габаритные фары для хождения в темноте;
  • область транца усилена, можно устанавливать мотор до 40 л. с., но оптимальным вариантом остаётся 30 л. с.;
  • спереди расположен отсек для хранения груза;
  • лебёдка;
  • в комплектации имеется тент и специальные дуги под него. Может использоваться не только при стоянке, но и в движении;
  • АКБ.

Технические характеристики лодки «Обь-3»

Лодка «Обь-3», по задумке разработчиков, предполагала замену более старых моделей «Обь» и их модифицированного варианта. В основе переработки использовались пожелания пользователей, которые за время эксплуатации более ранних вариантов успели сформировать образ оптимальной конструкции. Лодка «Обь-3» имеет подобные характеристики, ключевыми отличиями в корпусе является небольшое увеличение габаритов и комплектации.

Лодка «Обь-3» – технические характеристики:

  • максимальная длина – 4,3 м;
  • ширина в наибольшем участке – 1,56 м;
  • борт в миделе по высоте – 0,55 м;
  • вес лодки с полной комплектацией – 185 кг;

Лодка «Обь-3»

  • полезная масса перевозимого груза – до 400 кг;
  • количество пассажиров – до 4 человек;
  • максимальная мощность мотора – 30 л.с.;
  • предельная скорость при двигателе 30 л.с. с нагрузкой – 40 км/ч;
  • материал конструкции – Д16, Д1;
  • метод соединения – лодка клёпаная.

Нововведением лодки «Обь» среди всего модельного ряда стало использование материала – Д16. Дюралюминий Д16 немногим отличается от Д1, но прочность такого соединения всё же выше.

Технические характеристики лодки «Обь-4»

Разработкой и созданием лодки «Обь-4» занимался новосибирский завод «Алмаз». Её высокие показатели грузоподъёмности обеспечили народное название «Сибирский богатырь». Для лодки подобного класса она выдерживает рекордные 1,5 т. Подобный вес отлично переносится конструкцией и позволяет развивать скорость до 50 км/ч. Если требуется определить, какая лучше лодка «Обь» по грузоподъёмности, стоит предпочесть эту модель:

  • максимальная длина – 7,2 м;
  • ширина в наибольшем участке – 2 м;

Лодка “Обь-4” с открытой палубой

  • борт в миделе по высоте – 0,82 м;
  • при полной загрузке минимальный выступ борта над водой – 0,64 м;
  • вес лодки с полной комплектацией – 600 кг;
  • полезная масса перевозимого груза – до 1500 кг;
  • количество пассажиров – до 6 человек;
  • рекомендуемая производительность двигателя – 100 л. с.;
  • максимальная мощность мотора – 130 л. с.;
  • при использовании 100-сильного мотора скорость – 50 км/ч;
  • может использоваться при волнах высотой до 1,2 м;
  • материал конструкции – Д1Т;
  • метод соединения – лодка клёпаная.
Читайте также:  Рыбная запеканка с рисом и сыром

Технические характеристики лодки «Обь-5»

Лодка «Обь-5» начала производиться в 2000 году на заводе «Алмаз». Имеет средние габаритные показатели, которые уступают «Обь-4». Большая часть конструкции была заимствованная с «Обь-3». Обводы отлично показали себя во время эксплуатации, соответственно, остались прежними. Спереди встроены тримаранные обводы, а в корме напоминают «крыло чайки», килеватость у лодки минимальная. Для гашения ударов волн в носу используются спонсоны, которые дополнительно увеличивают силу подъёма. При глиссировании спонсонами обеспечивается создание воздушного кармана для уменьшения смачиваемой поверхности лодки.

Лодка «Обь-5» начала производиться в 2000 году на заводе «Алмаз»

Характеристики:

  • максимальная длина – 5,6 м;
  • ширина в наибольшем участке – 1,56 м;
  • борт в миделе по высоте – 0,78 м;
  • при полной загрузке минимальный выступ борта над водой – 0,60 м;
  • вес лодки с полной комплектацией – 500 кг;
  • полезная масса перевозимого груза – до 965 кг;
  • количество пассажиров – до 6 человек;
  • рекомендуемая производительность двигателя – 55 л. с.;
  • максимальная дистанция для автономного плавания – 550 км;
  • при использовании 100-сильного мотора скорость – 60 км/ч;
  • может использоваться при волнах высотой до 1,1 м;
  • необходимое количество горючего – 10 л/ч;
  • вместимость бака – 100 л;
  • материал конструкции – Д1Т;
  • метод соединения – лодка клёпаная.

Катер “Обь-5”

Существует модифицированная модель для патрульной службы. Она до сих пор используется в части патрульных станций. Моторная лодка «Обь-5П» имеет несколько другие технические характеристики:

  • меньше в длине на 1 м – 4,6 м;
  • грузоподъёмность – до 850 кг;
  • осадка – до 0,16 м;
  • способна развивать скорость – 70 км/ч;
  • вес в снаряжённом состоянии – 440 кг;
  • количество пассажиров – 4 человека.

Технические характеристики лодки «Обь-М»

Лодка «Обь-М» – это более современная модель дюралюминиевой версии «Обь». Модификация была проведена и запущена в производство с 1975 г. Во время переработки была увеличена килеватость дна в области носа, это позволило снизить нагрузки от волн. Лодка разрешена к использованию при волнении до 3 баллов. Максимальное расстояние эксплуатации от берега – 3 км.

Наклонные були были заменены второй скулой, это обеспечило увеличение глиссирующей поверхности и улучшило стартовые качества. При нагрузке сильного снижения скорости «Обь-М» не наступает. Тюнинг лодки «Обь-М» привёл к увеличению общей ширины конструкции в корме, что позволило увеличить безопасность использования.

Лодка «Обь-М» технические характеристики:

  • максимальная длина – 4,24 м;
  • ширина в наибольшем участке – 1,52 м;
  • борт в миделе по высоте – 0,61 м;
  • вес лодки с полной комплектацией – 170 кг;
  • полезная масса перевозимого груза – до 400 кг;
  • количество пассажиров – до 4 человек;
  • максимальная мощность мотора – 30 л. с.;
  • предельная скорость при двигателе 30 л. с. с нагрузкой и без нее – 32 и 36 км/ч;
  • материал конструкции – Д1;
  • метод соединения – лодка клёпаная.

Какая цена

Реальная цена лодки «Обь-1» составляет $1,5–2 тысячи, но всё зависит от наличия и типа мотора, который существенно удорожает конструкцию. Лодка «Обь-М» – цена на нее значительно не отличается от первой модели, так как технические характеристики во многом остались прежними. Удорожание может составить до $500.

Самая распространённая среди остальных лодок – «Обь-3», её стоимость начинается от $5500.

Важно изучать фото лодки «Обь» независимо от модификации, так как часто встречаются тюнингованные модели.

Отзывы владельцев

Технические характеристики лодок «Обь» не всегда отражают качество конструкции, для этого можно изучить отзывы.

Вячеслав:

«Приглянулась лодка из-за хорошей грузоподъёмности. Приобрёл «Обь-1» 2 сезона назад и остался очень доволен. Единственным замеченным недостатком стала нехватка внутреннего места, бывает негде развернуться».

Александр:

«Множество позитивных моментов лодки «Обь» привлекли меня, и я не пожалел о покупке, но существует несколько небольших недостатков. В частности, хотелось бы повыше борт, а то брызги попадают. Скорость передвижения даже при 20 л. с. вполне устраивает для дальних прогулок».

Моторная лодка Обь 3: Технические характеристики, отзывы владельцев

Советская моторная лодка Обь 3 всё еще встречается на отечественных речных и морских водоемах. Ретро-модель привлекает доступностью, прочным советским сплавом, семейной пассажировместимостью, а также возможностью установки мотора средней и высокой мощности. О лодке Обь 3 редко звучат однозначные отзывы. Всё это говорит о том, что у данной модели специфичные рекомендации к использованию, а также район эксплуатации. Клуб серьезных рыбаков Фишер Инфо детально изучит моторную лодку «Обь3», определит условия использования судна для эффективного раскрытия ее технических характеристик, а также определит достоинства и недостатки ретро плавсредства.

  1. Технические характеристики
  2. Габариты
  3. Конструкция и корпус
  4. Мореходность
  5. Мотор
  6. Комплектация
  7. Преимущества
  8. Недостатки
  9. Отзывы владельцев
  10. Тюнинг
  11. Видео обзор

Технические характеристики

Моторная лодка Обь 3 техническими характеристиками обязана конструкторам и проектировщикам Новосибирского авиационного завода имени В. П. Чкалова. Модель выпускалась, как оптимизация предшествующих лодок «Обь» и «Обь-М». По сравнению со своими собратьями у Обь-3 увеличился и стал просторнее кокпит, благодаря чему судно получило возможность подружиться с более мощным двигателем и как следствие продемонстрировать высокую скорость на водоеме. Для 70-х годов прошлого столетия такие показатели считались достаточно убедительными для конкурентоспособности судна.

Габариты

Размеры Обь-3 порадуют любителей передвижения по воде компанией, поскольку длина моторной модели составляет 4300 мм, а ширина – чуть больше полутора тысяч миллиметров. На лодке с комфортом разместятся двое пассажиров с багажом, ручной кладью или сопутствующими рыболовными снастями при заявленной пассажировместимости 4 человека. Таким образом, ретро плавсредство поместит семейную пару с детьми или компаньонов по интересам.

Сколько весит лодка Обь-3? Вес модели составляет 175 кг.

Конструкция и корпус

Относительно корпуса лодки Обь 3 нельзя делать однозначных выводов. С одной стороны, алюминиевое судно, изготовленное из прочных сплавов Д16 и Д1, наделяется высокой износоустойчивостью, а с другой – внушительный вес не дают продемонстрировать модели прыть и маневренность на воде.

Конструкция судна представляет собой прямоугольную форму. Носовая часть слегка закруглена, а дно оборудовано тримаранными обводами, которые изгибаются при переходе в дно кормы.

Все лодочные алюминиевые части соединены между собой при помощи заклепок, а щели для герметизации укомплектованы прокладками из специального водостойкого материала. Внутреннюю часть кокпита, а также ниши под мотор, конструкторы решили обшить более легкими алюминиевыми панелями.

Защита от ветра и встречных брызг при скоростном глиссировании продумана наличием стекла с металлической трубчатой окантовкой, плавно переходящей в бортовые поручни для пассажиров. С завода модель комплектовалась тентом легкой металлической трубчатой конструкции.

Мореходность

Алюминиевая лодка Обь-3 демонстрирует неплохие мореходные качества. По большой части, в этом заслуга спонсонов и тримаранных обводов. Первые поглощают носовые волны, преобразуя их в собственную подъемную силу, и создавая воздушный балласт для днища лодки. Вторые – помогают пройти волну на высокой скорости, улучшая равновесие кокпита. Два редана, продольно проложенных по дну судна, позволяют лучше скользить по водной поверхности и наделяют основание добавочной жесткостью и упругостью.

Наверное, стоит отметить и носовые шлангоуты, которые выполняют пусть и незначительную роль киля для плавного движения и подъема на встречную волну. Плавучесть судна достигается специальными блоками, заложенными в днище и борт.

Алюминиевое судно хорошо проходит мелководье и при разумном подходе комфортно чувствует себя на морских волнах.

Мотор

Для ретро модели рекомендуется двигатель, мощностью до 30 лошадиных сил. Укомплектованная Обь 3 развивает под таким силовым агрегатом среднюю скорость 40 км/ч. Чаще всего показатель скорости зависит от мест эксплуатации лодки под мотором. Также не стоит забывать тот факт, что двигатель, какой бы мощности ни был, раскроет свои тяговые характеристики в полную силу при правильной регулировке угла дифферента относительно транца и самого судна. Всё это достигается опытным путем.

Комплектация

Моторная алюминиевая лодка Обь 3 в первоначальной заводской комплектации поставляется, оборудованной:

  • четырьмя раскладными креслами с мягкими накладками;
  • машинкой дистанционного управления «газ-реверс»;
  • рулевым дистанционным управлением;
  • ветровым палубным стеклом;
  • алюминиевыми бортовыми страховочными поручнями;
  • носовой нишей с откидной крышкой;
  • кормовым коробом с люками;
  • деревянным реечным пайолом;
  • двумя швартовочными утками;
  • тремя транспортировочными рым-ручками;
  • ходовыми фарами;
  • черпаком;
  • спасательным линем;
  • швартовным концом;
  • парой весел;
  • заводской медаптечкой.

Преимущества

Лодка Обь-3 обладает следующим набором преимуществ:

  • просторные габариты;
  • достойные ходовые качества;
  • прочный корпус;
  • высокая мореходность;
  • возможность установки мощного мотора;
  • комфортная комплектация кокпита.

Недостатки

Перечень недостатков и минусов лодки Обь 3:

  • малая высота борта;
  • невозможность применять легкие экономичные моторы;
  • сложная комплектация;
  • затратный тюнинг;
  • привередливая эксплуатация.

Отзывы владельцев

Лодка Обь 3 собрала следующие отзывы владельцев:

Тюнинг

Предлагаем варианты тюнинга лодки Обь 3 в фото:

Видео обзор

На видео показан обзор лодки Обь 3, рассмотрены плюсы и минусы модели.

Опыт эксплуатации мотолодок Обь, Обь-М, Обь-3 в морских условиях

тримаранные обводы имеют большую смоченную повехность,в следствии чего лодка тормозит об воду.

Как понять в среднем?

у меня Обь-3 и не сказал бы что скоростная, но надежная

все-таки тримаран, правильно говорят – смоченная поверхность большая. А самые быстрые это с подводными крыльями, гидролыжами, плоские.

ты с каким мотором ходишь?

у меня тож обь-3 под сороковкою.

мне хватает, вдвоем до 40 км/ч идет

водник, как удалось зарегистрировать ее с 40ковкой?

Скорость зависит от того,какой мотор установлен на лодке.

Ни кому не в обиду, но я вообще обяшку за лодку не считаю

не устойчивая, места мало. Осенью вообще не вариант.

а какую считаешь лодкой.

Прогресс4, меня во всем устраивает. И волну не чувствует

объ3 одна из самых устойчивых лодок, перевернуть ее сложновато, а вот скорости от нее ожидать нельзя

АндрейОЛК, на ней снегоход Буран переплавляли 7-10 км. Отличная лодка

Скорость и безопасность

Самая оптимальная Казанка-5М и АМУР. Особенно подходит по условиям от Жиганска до Кюсюря по баллам во время шторма до 3-х. А то что ОБЬ 3 и ПРОГРЕСС 4- без обид не практичные и не безопасные лодки, согласитесь наверно. ПРОГРЕСС ну хорошая, лекгая просторная лодка, но при волнах хлюпает через бок бортов воды в корпус, про ОБЬ говорить не стоит. Конечно скорость зависит от мощности мотора и правильности установки выносного транца и прокладкой между сидением у рулем.

По тем горным речка где я охочусь и рыбачу на амуре

и лодках таких габаритов ездить не вариант. На обяшке по перекатам очково будет да и 300 л бензина в нее не поставишь. Я имею в виду со всеми шмотками и собаками. Прогресс оптимальный вариант. Ну кому как. Смотря в каких условиях использовать

на счет 3-х балов на казанке 5м2-3.

я тебе не верю! сильно зарывается в волну носом.

ты про второй прогресс говоришь

прогресс 4 уже не хлюпает и вообще волну не чувствует

“Закрученные” вогнуто-килеватые обводы “Казанок-5” обусловили главный недостаток этих мотолодок: при ходе на значительном попутном или попутно-боковом волнении “Казанки-5” сильно зарыскивают и часто переворачиваются через скулу. Из всех мотолодок с такими обводами “Казанки-5” в наибольшей степени подвержены зарыскиванию. “Амуры” и “Казанки-2М” более мореходны благодаря своим большим размерам, “Прогрессы” не так погружают нос в волну из-за более низкой скулы, у “Воронежа” в корме предусмотрены наклонные участки дниша около скулы, препятствующие опрокидыванию. Относительно небольшая и самая остроносая “Казанка-5” зарыскивает нещадно. Подавляющее число лодок, опрокинувшихся в заливе Петра Великого под Владивостоком – это “Казанки-5”.

Самая первая модификация, собственно “Казанка-5”, имела слабоватый набор, который трескался при ходе против крутой волны под мотором мощностью 30 л.с. У следующей модификации, “Казанки-5М”, набор и выносной транец усилены, и допустимая мощность моторов увеличена до 55 л.с. Однако, для корпуса “Казанки-5” такая мощность чрезмерна. Результаты не замедлили себя ждать: в морской гонке на приз журнала “Катера и Яхты” выносной транец “Казанки-5М” оторвался вместе с моторами! Эта неудача заставила завод начать выпуск лодки “Казанка-5М2” с установкой моторов на транце и обычным рецессом вместо выносного подмоторного кронштейна. На следующей модификации “Казанка-5М3” был несколько подкреплён корпус и допустимая мощность увеличена до 60 л.с.

Читайте также:  Самые рыбные места в Химках

Ошибочное решение, продиктованное желанием повысить шансы на победу в гонках! По всем нормам, советским и американским, такая мощность для “Казанки-5” просто опасна! Во многом “благодаря” чрезмерной мощности устанавливаемых моторов “Казанки-5” и переворачивались. Учитывая особенности “закрученных” обводов, безопасной величиной мощности моторов для “Казанок-5” следует считать

45 л.с. Этой мощности вполне хватает для выхода на глиссирование с полной нагрузкой.

прогрес 2 волна не волна пиибать нос загрузил.бухай!

Двойка громоздкий слишком, утюг. У нас во дворе такой под воду летои

стоит, огород поливать. Имхо

кстати прогресс 2-4 наоборот не любит носовую загрузку.

ибо носом роет воду.

проги не было у вас

нос грузить до упора.никуя не кидает не рыскает.

Да! не было, и не будет.

может и не рыскает, зато очень сильно тормозит, соответственно мотор жрет бенз. Ну вообщем хорошая семейная лодка, для неспешных поездок.
Каждое лето на прог 2 , мы совешаем поездку в 250 км, отсюда и мой опыт.

“Фишка” обь-3 заключается в ее превосходной управляемости, особенно в поворотах на любых скоростях.Под 40 мотором можно закладывать виражи, как у гидроцикла.Взбитая компоновка корпуса(удобные рундуки).А низкий борт-для кого то это минус, обусловленный своим плюсом-рыбалка:сети, вывоза.Остойчивость возможно самая лучшая из подобных размеров.

Единственный минус-это большая смоченая поверхность( ибо тримаран).
Помогает расположение груза ближе к корме, что бы приподнять нос.Тогда идет чище и быстрее.

под сороковкой у оби 3 какая скорость? У меня ямаха 25 4 тактная.по стоячей воде скорость 35км.ч. в лодке 2чел. и 30л бензы.

у тебя нормальная скорость) для 25 л.с.

а у меня исходные данные:
-2 чела 80+80+бенз 105л+рыбатский бутор 90 кг+мотор 83 кг.+алкоголь 20-30 кг.(в лодке слани из бакелитовой фанеры 10 мм+ не легкие сидения).
-мотор mercury me 40 elpto
-макс обороты 5400
-макс скорость 51-52 км/час по течению р.Лена.
-винт 10.25*14 шаг( пр. корея)

а как вам крым ибо имею крыма?

так се места мало.прог2 5чел печка палатка весь бутор место еще остается.друзей много.на бензин плевать.

крым и неман2 абсолютно разные лодки

одна плоскодонка, вторая килевая, но факт – места мало. если чо, неман2 под сороковкой на волне неплох

были, 5чел на охоте это не охота, а пьянка.
Какой зверь или птица будет оставаться на месте где
галдят и шумят пять человек?

полностью согласен с водником

лодка не скоростная, но управляемость – кайф!
рундуки удобные и вместимые, ну а бардачок. 🙂

ну а по мореходности

ничего сказать не могу, т.к. в большую волну лучше не вые6ываться, а сидеть дома.

однажды я попал в шторм,темень(ночью) конца Августа.

могу рассказать, но долго! зато поучительно.

именно из-за бардачка я оставил руль слева!((((

бардачек мне нравится, но к весне переделаю.Будет правый руль.
С левым рулем она тормозит правым спонсоном(.

в этом году приобрел Обь М и хочу воткнуть не неё yamaha 40 veos. как интересно пойдет.

свыше 54 км/час полетит.

Обь-М и Обь-3 это совсем разные вещи.

поставить можно и 60, но можно улететь на тот свет

водник расскажи про шторм пжлста

в ночь с 31 агуста по 1 сетября.

Примерно в час ночи, шел в низ от Кангаласс, в сторону Намцев.
Погода была нормальная, небольшая облачность, луны не было.Места родные, поэтому ехать в темноте не проблема.Все светящиеся красне бакины и мигающие створы прекрастно было видно, шел по форватеру.
Проехав “дом рыбака” начались короткие волны, ну так они всегда в этом месте.И я подумав что проскочу, пошел дальше.Свернув курсом на Соттинскую нефтебазу, НАЧАЛСЯ РаскОлбас.Скорость пришлось снизить до 29-30 км/час.Ударные нагрузки на “тупорылый” квадратный нос моей оби-3, возросли многократно.Туперь я двигался галсами, от волны до волны.Видимость нулевая, даже лодощки впритык своей не видно.Сильно слепил глаза, включеный gps навигатор и подсветка тахометра.
Я потерял из виду створы,возле нефтебазы.
И тут я очень испугался, как же ехать дальше?
Врезаюсь в первую волну, которую я прогледел,окотило волной,и сразу весь промок.Даж бейсболка от удара улетела куда то.Сваливаюсь с глиса, иду 10-25 км/час.
Я поворачиваю назад.Ага! Обрадывался! Стало еще хуже.Против течения, против ветра, против волны, в полной тьме!Ливень с грозой, все как в кино.Почему то, сильно захотелось домой, к любимой))Ощущения, как будто меня наипали и бросили.Вернулся к прежднему курсу,и наконецто увидел какие то огни( створы).Иду водоизмещенкой, потихой принимая литры холодной воды, через лобовое стекло.Вижу только наступающие “пенистые” гребни волн.Очень не хотелось сесть на мель или косу.Курить не возможно, сигареты тут же ломаются.Про пивко вообще забыл.Помпа работала постоянно.Из за сильного шума ветра, я иногда не слышал свою двухтактную сороковку, и пытался завести по новой ,уже работающий движок!))
Резко впереди, появляется обрывистый берег с густым тальником.Спрыгиваю с лодки.И погрудь в воде, пытаюсь развернуть нос лодки к набегающей волне.Неупеваю!И сотни литров воды заливаются в лодку через правый борт.
Все “Приплыл”!.Лодка села на дно у берега.Точит только голова мотора и лобовое стекло.Весь кокпит залит,все всплыло: баки, канистры и всякий хлам.Лодку как следует привязал к берегу.
Достал из носового рундука, сухую кошму и укрылся.Стал ждать утра, и нормальной погоды.

Лодка «Обь» – конструкция, характеристики. Лодки обь модельный ряд

Выпускам модели занимался новосибирский завод ЗиЧ и предприятие ГАЗИСО в г. Горький. Модели двух заводов отличались – «Обь» производства ЗиЧ выпускалась с более плавным и пологим форштевнем и с более удачными обводами, по мнению многих покупателей.

Эти лодки были популярны, пользуются они популярностью и сегодня. Более того, несколько модернизированные Обь-1 и Обь-4 производятся в наше время частными предприятиями.

Всего за историю лодки было разработано ее несколько модификаций – Обь-1, 2, 3, 4, 5 и Обь-М. В зависимости от типа, технические характеристики лодок менялись, но были и схожие черты – глиссирующий корпус, остроскулая форма, закрученное днище (сужающееся возле кормы и высоко поднятое возле транца). К общим чертам относится лобовое стекло особой формы, герметичный отсек для вещей в носовой части, пассажирские сидения в кокпите. Все моторки производились по клепаной технологии, из листов дюралюминия толщиной от 1,5 до 2 мм, с тиоколовыми лентами для герметизации швов.

Отличительные особенности


Что представляет собой лодка «Обь»? Фото отдельных моделей популярной серии отечественных плавсредств можно увидеть в данном материале. Судно обладает закрученным днищем, кормой, суженной у транца, высоко поднятой скулой. Бортовая часть лодки содержит наделки-були, которые способствуют улучшению показателей устойчивости.
Общий объем носового отсека составляет порядка 200 литров. Последний абсолютно герметичен, что дает возможность лодке удерживаться на воде даже при воздействии самых жестких погодных условий.

Обь-1 и Обь-2

Первая модель, завоевавшая большую популярность, благодаря своим техническим и ходовым характеристикам. На нее можно установить мотор мощностью до 30 л.с., вместительность модели – до 4 человек (есть два двухместных сидения). Лодка развивает скорость до 40 км/ч (при мощности двигателя 20 л.с.). Для большей устойчивости предусмотрены бортовые були, длина которых составляет 2,5 м.

Особенности модели Обь-1 и Обь-2:

максимальная ширина – 1,45 м;

высота борта в миделе – 0,55 м;

полный вес – 140 кг;

грузоподъемность – до 400 кг.

Что касается второй модели лодки, то ее технические характеристики практически не изменились, и она выпускалась в ограниченном количестве, недолгое время. Изменениям подверглась внутренняя отделка лодки, в сторону большего комфорта. Так, в лодке установлены мягкие сидения, есть тахометр и встроенная помпа, рулевая колонка редукторного типа. Для безопасного хождения в темное время суток встроены габаритные фары. В комплектации шел тент, который можно использовать и в движении. Производитель усилил транец, за счет чего на Обь-2 можно установить мотор мощностью до 40 л.с. Есть АКБ.

О производителе

Лодка «Обь» — это разработка Новосибирского авиационного завода. Серийное производство плавсредств стартовало в далеком 1967 году и продолжается по сей день.

Несмотря на достаточно внушительные габариты, лодка «Обь» широко применяется заядлыми охотниками и рыболовами, любителями отдыха на природе, сотрудниками навигационных инспекций, работниками рыбнадзора.

Более десяти раз серия плавсредств от отечественного производителя входила в список победителей всесоюзных соревнований по преодолению труднопроходимых дистанций в жестких условиях. По результатам состязаний Новосибирскому заводу неоднократно удавалось завоевывать приз в категории «Самая массовая лодка», поскольку плавсредство часто составляло основную массу судов, которые участвовали в заплывах.

После того как первая моторная лодка «Обь» сошла с конвейера, конструкторы сразу же принялись за совершенствование серии плавательных средств передвижения. Возникновение свежих решений привело к выпуску более комфортабельных моделей, которые пользуются популярностью даже сегодня.

Опыт эксплуатации лодки “Обь” в морских условиях

Двое моих соседей по стоянке одновременно эксплуатировали лодки “Обь” и “Обь-М” в заливе Петра Великого. Будучи друзьями, они совершали совместные плавания, что позволяло непосредственно сравнивать эксплуатационные качества судов. Сначала одним из них была приобретена подержанная “Обь”. Требования, которые он предъявлял к судну, были таковы: лёгкое, экономичное, безопасное. Перед покупкой он испытал лодку на метровой волне под “Вихрем-М”.

Несмотря на все усилия, ему не удалось опрокинуть лодку или зарыться в волну. Конечно, из-за отсутствия брызгоотбойников и плоского в корме днища, “Обь” забрызгивалась и испытывала сильные удары, но он счёл это неизбежным злом и приобрёл лодку. В дальнейшем, эксплуатируя “Обь”, он не раз убеждался в её прекрасной всхожести на волну и динамической остойчивости.

Лодка уверенно преодолевала попутную и косую волну, испытывая сильные удары лишь при ходе прямо против ветра и волны. Однако всегда оставалась возможность несколько изменить неблагоприятный курс и снизить скорость, чтобы избежать сильных ударов. Для борьбы с забрызгиванием он несколько увеличил размеры ветрового стекла и сделал съёмные боковины из прорезиненной ткани для защиты от брызг. Его товарищ захотел приобрести такую же лодку, однако “Обь” уже была снята с производства, подержанную лодку найти не удалось, и ему пришлось покупать


“Обь-М”. По сравнению со старой “Обью”, в новой лодке было удобнее размещать туристское снаряжение, однако при первых же выходах в море выяснилось, что “Обь-М” зарывается в попутную волну. Рассматривая теоретические чертежи обеих лодок, трудно понять, чем же вызваны такие изменения в мореходности. Однако факт остаётся фактом: “Обь-М” получилась гораздо менее мореходной, чем старая “Обь”.

Неоднократно, совершая совместные путешествия, друзья убеждались, что старая “Обь” легко всходит на волну, в то время как “Обь-М” уже принимает воду на палубу. На тихой воде ходовые качества “Оби-М” под “Вихрём-30” соответствовали ходовым качествам “Оби” под 25-сильным “Вихрем-М”, на волнении же водитель “Оби-М” отставал, так как не мог выдерживать курс и был вынужден постоянно работать “баранкой”, чтобы не зарыться в волну.

Хозяин “Оби-М” даже был вынужден крепить к носу лодки специально сделанный лопатообразный фальшборт, но и он помогал слабо.

Хозяин старой “Оби” жалел, что на момент покупки лодки в ещё не было возможности купить “Привет-22”, с которым “Обь” показала бы ещё лучшие экономические характеристики.

Опыт других водномоторников также показал, что “Обь-М” – неудачная лодка. К тому же при длительной эксплуатации выяснилось, что планширь и продольный набор “Оби-М” из дюралевого уголка оказались подверженными сильной коррозии (старая “Обь” практически не корродировала). Заводу следовало бы оставить неизменными обводы старой “Оби” и обновить внутреннюю планировку, сделать более удобными сиденья и рундуки, заменить воздушные отсеки плавучести пенопластом, и т.д. Неудача заставила проектировать новую лодку. Так родилась “Обь-3”.

Читайте также:  Ловля плотвы в июле и августе

Корпус


Корпус судна выполнен в виде дюралеминевых листов, соединенных с помощью заклепок. Герметизация лодки реализована благодаря применению резиновых уплотнителей с замазкой.
Корпус собирается из нескольких отдельных секций. Соединение последнего с нижней частью конструкции выполняется в специальном кондукторе. По завершении клепки стыков по периметру обшивки на лодку устанавливается транец.

Конструирование корпуса выполняется с применением производительного прессового оборудования, которое обеспечивает возможность холодной клепки швов. Прессовая клепка составляет порядка 60-70 % от всех работ, реализуемых в ходе производственного процесса.

Несмотря на качественную сборку и надежную изоляцию стыков, корпуса этой серии суден в значительной мере подвержены расхождению. Поэтому для обеспечения продолжительной службы эксплуатация лодки нуждается в регулярном техническом обслуживании.

Какая цена

Реальная цена лодки «Обь-1» составляет $1,5–2 тысячи, но всё зависит от наличия и типа мотора, который существенно удорожает конструкцию. Лодка «Обь-М» – цена на нее значительно не отличается от первой модели, так как технические характеристики во многом остались прежними. Удорожание может составить до $500.

Самая распространённая среди остальных лодок – «Обь-3», её стоимость начинается от $5500.

Важно изучать фото лодки «Обь» независимо от модификации, так как часто встречаются тюнингованные модели.

Кокпит


Как и большинство популярных моделей моторных лодок отечественного производства, «Обь» отличается компоновкой автомобильного типа. Элементы рулевого управления здесь размещаются ближе к левому борту. Непосредственно перед панелью управления располагается диван. Ветровое двухсекционное стекло способствует эффективной защите экипажа от водных брызг и встречного ветра.

Обь сегодня

Несмотря на то, что массовое производство лодок уже давно прекращено, они активно эксплуатируются рыбаками и охотниками. Современные технологии позволяют сделать каждую модель более комфортной – за счет установки новых лобовых стекол, более современных моторов, дополнения комплектации тентами или мягкими сидениями. При хорошем тюнинге Обь не уступает современным моделям – это уже не раз доказано на практике. При этом стоимость самой лодки не такая и высокая, как и цена ее ремонта или усовершенствования.

Отзывы владельцев

Технические характеристики лодок «Обь» не всегда отражают качество конструкции, для этого можно изучить отзывы.

Вячеслав:

«Приглянулась лодка из-за хорошей грузоподъёмности. Приобрёл «Обь-1» 2 сезона назад и остался очень доволен. Единственным замеченным недостатком стала нехватка внутреннего места, бывает негде развернуться».

Александр:

«Множество позитивных моментов лодки «Обь» привлекли меня, и я не пожалел о покупке, но существует несколько небольших недостатков. В частности, хотелось бы повыше борт, а то брызги попадают. Скорость передвижения даже при 20 л. с. вполне устраивает для дальних прогулок».

Дополнение к статье

За время, прошедшее с момента подготовки статьи, конструкторским бюро товаров народного потребления разработаны не-которые улучшения конструкции «Оби-М», которые будут внедрены в серию со второй половины 1977 г.

Изменены размеры и форма люка переднею багажника. Палуба изготавливается теперь из цельного листа. Усилены кронштейны навески крышки люка. Под передней панелью кокпита, на шп.

поставлено устройство, делающее возможным запирание переднего багажника на замок. Изменена форма ветрового стекла и его окантовки. Трубчатая окантовка значительно жестче, что позволило снять переднюю стойку и делать стекло из цельного листа, а не составным. Изменены форма и крепление тента; стойки его сделаны сдвигающимися по борту, что обеспечивает возможность регулировки тента во высоте. Изменен угол наклона сидений. Значительно изменен кормовой отсек и усилено крепление транца. Дно кормового подмоторного рецесса сделано съемным; это наряду с откидывающимися к бортам боковыми крышками позволяет снятый с лодки подвесной мотор со штатным бачком укладывать и закрывать в кормовом отсеке.

Мореходные качества “Обь-3”

Мотолодка “Обь-3” обладает достаточно статичной и динамичной остойчивостью – даже на максимальной скорости при резком перекладе руля практически невозможно перевернуть судно.

Испытания лодки на мореходные качества проводились при максимально возможной волне. Необходимо отметить, что при движении под любым курсовым углом к бегу волны, кокпит данной модели не забрызгивается.

При движении в переходном состоянии носовая волна уменьшается спонсонами, при этом увеличивается подъемная сила. А при глиссировании с помощью этих же спонсонов формируется в туннелях воздушная подушка, уменьшающая смачиваемость поверхности днища. Кроме того, благодаря отгибу скул при наибольших скоростях уменьшается волнообразование, при этом увеличивается остойчивость мотолодки.

Мотолодки «Обь», «Обь-М», «Обь-3»

Мотолодка «Обь»

Прототипом для создания лодки «Обь» послужила пластмассовая мотолодка «ПК-5», проект которой был опубликован в сборнике «Катера и яхты» № 2/1964 г. Благодаря отличным ходовым качествам и мореходности «Обь» быстро завоевала популярность среди любителей водно-моторного спорта и туризма в нашей стране. Она широко используется для дальних спортивных плаваний, соревнований, в качестве прогулочной и рыболовной лодки. Она отличается неприхотливостью в эксплуатации и сравнительно небольшой массой, облегчающей ее хранение на берегу. «Обь» имеет остроскулый глиссирующий корпус с днищем «закрученного» типа с сужением кормы у транца и высоко поднятой скулой в носу. Важными элементами, повышающими остойчивость и мореходность лодки, являются бортовые наделки-були длиной по 2,5 м. Вместе с носовым герметичным отсеком они обеспечивают непотопляемость лодки. Общий объем булей – 65 л, носового отсека – 200 л.


Теоретический чертеж корпуса мотолодки «Обь»

В кокпите размером 2,1х1,15 м расположены два двухместных мягких сиденья. В носовом отсеке имеется небольшой багажник. Для осмотра герметичного форпика в палубе предусмотрен лючок с герметичной крышкой, закрепляемой на винтах. Кокпит спереди защищен гнутым ветровым стеклом. У транца оборудована подмоторная ниша. Корпус лодки клепаной конструкции изготовлен из листов дюралюминия Д16 толщиной 1,5

2 мм, герметичность швов обеспечивается прокладкой тиоколовой ленты. Лодка поставлялась в торговую сеть без тента и с минимальным снабжением. Вскоре производство этой модели было прекращено в связи с переходом на выпуск мотолодки «Обь-М».

Моторная лодка «Обь-М»

Дюралюминиевая мотолодка «Обь-М» выпускалась с 1975 г. вместо мотолодки «Обь». При разработке обводов были использованы результат модельных испытаний этой лодки, проведенных в бассейне ЦАГИ. Увеличена килеватость днища в носовой части, благодаря чему снизились ударные нагрузки при ходе на волнении. На «Оби-М» разрешается выходить при волнении до 3 баллов с удалением от берега на 3 км. Развитая вторая скула, заменившая наклонные були, обеспечила увеличение общей площади глиссирующих поверхностей, что в конечном итоге повлияло на улучшение стартовых характеристик лодки. При увеличении нагрузки вплоть до полной скорость лодки снижается незначительно — всего на 3

4 км/ч. Кроме того, появление второй скулы и значительное увеличение ширины по палубе в кормовой части корпуса существенно повысило безопасность плавания.


Теоретический чертеж корпуса мотолодки «Обь-М»

Корпус изготавливался из дюралюминиевых сплавов Д16 и Д1 клепаной конструкции. Система набора — смешанная. Обшивка и транец штампуются из листов толщиной 2 мм. В соединениях используется уплотнительная тиоколовая лента и замазка. Корпус собирается из двух секций: нижней и верхней (палубы), стык по всему периметру окаймляется прессованным профилем, который служит привальным брусом. Непотопляемость лодки обеспечивается пенопластовыми блоками, уложенными вдоль бортов и в нижней части форпика. Пространство под носовой палубой использовано под багажный отсек с герметически закрывающимся люком в палубе. Дополнительный багажный отсек выгорожен в корме. Он рассчитан на размещение штатного бачка и четырех 10-литровых канистр. Для доступа в этот отсек сделаны два расположенных по бокам от подмоторной ниши лючка, закрывающихся крышками. Пассажиры размещаются на четырех мягких сиденьях, которые можно легко снять с лодки или разложить в спальные места. Расположение сидений можно регулировать, сдвигая их как по длине, так и по ширине лодки. Лодка оборудована ветровым стеклом, съемным тентом и дистанционным управлением подвесным мотором, деревянными сланями. Боковины тента откидные; в скатанном положении они закрепляются лямками. В снабжение входят весла, спасательный линь, ремонтная аптечка.

Под мотором «Вихрь-М» скорость с одним водителем составляет 34-36 км/ч, а с полной нагрузкой 31-32 км/ч.

Опыт водномоторников показал, что «Обь-М» — неудачная лодка. К тому же при длительной эксплуатации выяснилось, что планширь и продольный набор «Оби-М» из дюралевого уголка оказались подверженными сильной коррозии (старая «Обь» практически не корродировала). Заводу следовало бы оставить неизменными обводы старой «Оби» и обновить внутреннюю планировку, сделать более удобными сиденья и рундуки, заменить воздушные отсеки плавучести пенопластом, и т. д. Неудача заставила проектировать новую лодку. Так родилась «Обь-3».

Мотолодка «Обь-3»

Общее устройство мотолодки «Обь-3»

Приступая к разработке конструкции мотолодки «Обь-3», которая должна заменить модели «Обь» и «Обь-М», конструкторы Новосибирского авиазавода имени В. П. Чкалова стремились максимально учесть пожелания и предложения владельцев этих моделей лодок.

Новая модель имеет тримаранные обводы днища в носовой части, переходящие в корме в обводы типа «крыло чайки». Во время движения в переходном режиме носовая волна гасится спонсонами, увеличивая подъемную силу, а при глиссировании при помощи тех же спонсонов в туннелях создается воздушная подушка, которая уменьшает смачиваемую поверхность днища. За счет отгиба скулы при максимальных скоростях снижается волнообразование, увеличивается динамическая остойчивость лодки. Два продольных редана повышают гидродинамическое качество и придают днищу дополнительную жесткость. Носовые шпангоуты имеют значительную килеватость, что обеспечивает мягкость хода и хорошую всхожесть на волну. Все эти особенности обводов улучшают гидродинамические характеристики «Оби-3» по сравнению с «Обью-М». Корпус и весь внутренний набор (шпангоуты, стрингеры) изготовлены из высокопрочных алюминиевых сплавов Д16 и Д1. Детали соединены заклепками с прокладкой герметизирующего материала. Изнутри борта кокпита и подмоторного отсека зашиты легкосъемными алюминиевыми панелями. В кокпите мотолодки установлены четыре удобных кресла с мягкими съемными подушками. При необходимости кресла легко раскладываются в спальные места. Мотолодка оборудована однорычажным ДУ газом и реверсом двигателя, а также рулевым ДУ. От встречного ветра и брызг экипаж предохраняет ветровое стекло, установленное на палубе. По верхнему краю стекла сделана жесткая трубчатая окантовка, которая переходит в удобные леера-поручни по бортам. «Обь-3» оборудована быстросъемным тентом, который надежно защищает пассажиров от непогоды. Каркас тента изготовлен из тонкостенных металлических труб. В носовой части расположено багажное отделение с откидывающейся крышкой люка. Для размещения штатного бачка и запасных емкостей с топливом в кормовой части лодки предусмотрен подмоторный отсек с люками. На днище между креслами уложен деревянный пайол шириной 380 мм. Для обеспечения непотопляемости по бортам и днищу установлены блоки плавучести. Для удобства швартовки судна на палубе предусмотрены две утки. Для транспортировки имеются три подъемных рыма — один носовой и два кормовых (на транце). Мотолодка укомплектована ходовыми огнями, черпаком, спасательным линем, швартовным концом, веслами, ремонтной аптечкой.

Ходовые испытания новой модели с подвесным мотором «Вихрь-30» и штатным гребным винтом проводились на Обском водохранилище и реке Обь. С полной нагрузкой скорость составила 40 км/ч. Лодка имеет достаточную статическую и динамическую остойчивость — на полном ходу при самой резкой перекладке руля перевернуть судно практически невозможно. Мореходные испытания проводились при максимально допустимой волне. При движении под любыми курсовыми углами к бегу волн кокпит не забрызгивается.

«Обь-3», безусловно, мореходнее «Оби-М» и обладает лучшими скоростными характеристиками. Однако, по габаритам и весу она уже приближается к лодкам типа «Казанка-5» и «Прогресс». Таким образом, такие положительные качества, заложенные в первоначальную концепцию старой «Оби», как малый вес, простота оборудования, неприхотливость в эксплуатации, возможность применять лёгкие экономичные моторы, оказались утраченными.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Ссылка на основную публикацию