На реку, со спиннингом за щукой

Все статьи о рыбалке в Новосибирске и НСО

Охота на трофейную щуку. Золотые правила успешного спиннингиста

Наступает самый долгожданный сезон для любого спиннингиста. Осень – время звездных ночей, золотых листьев на воде, туманного утра с изморосью. и трепетных надежд на встречу с долгожданным трофеем.

В этом статье я построюсь дать основные советы, которые помогут начинающему спиннингисту осуществить свою давнюю мечту – поймать трофейный экземпляр! Но и опытному рыбаку, наверняка будет, что подчерпнуть.

Не секрет, что поймать старую, «умную» рыбу, которая не давалась десятки лет другим рыболовам – задача крайне непростая. Мало того, что таких особей в водоеме очень мало, так еще спровоцировать на поклевку «мудрую» рыбу очень сложно. В какой-то мере вам должно повезти, многие факторы должны сложиться воедино, чтобы наступили те долгожданные минуты борьбы с настоящим монстром.

На удачу надейся, но сам не плошай. Так следует охарактеризовать главный принцип, которому должен следовать каждый охотник за трофеем. Если вы не будите понимать, где следует искать крупного хищника, не знаете на что его ловить, какие проводки использовать, – то ваши, и без того не высокие шансы, сведутся к 0.

Поэтому начнем по порядку, прежде всего нужно понимать, где обитают самые крупные особи. Ведь нет смысла макать приманку в воду, если вы не угадали с местом стоянки и кормления хищницы.

Где искать трофейную щуку?

Как бы просто это не звучало, но самые крупные особи (а речь идет о щуках от 8 кг) держаться недалеко от самых глубоких мест в водоеме. Изучите лоцию, современную картографию. Перспективное место ловли трофейного хищника подразумевает наличие неподалеку ямы с максимальными глубинами для данной акватории.

Таких мест в водоеме может быть довольно много, но не все они привлекают крупного хищника. «Мамки» выбирают самые удобные для их обитания и кормления участки, обычно это:

  • Выходы на поливы из глубоких русловых ям, на которых присутствует локальный коряжник;
  • Закоски, от которых основная струя отбивается, замедляется, либо образуется обратное течение. Наличие неоднородного рельефа в таких местах будет весомым аргументом;
  • Глубокие фарватерные свалы в основное русло, где течение по каким-либо причинам замедляется, присутствует выходы скальных пород, валуны на дне, старый технологически мусор, затопленные объекты, которые выполняют роль, как засады для хищника, так и защищают от сильной течки;
  • Старые русловые коряжники. Следует знать, что большой глухой коряжник не самое перспективное место. Гораздо лучше работают небольшие, локальные коряжки, пара затопленных деревьев, а не сплошной подводный лес;
  • В водохранилищах перспективные места – это окрестности затопленных деревень, строений. Обычно в таких локациях очень много неоднородного рельефа. Устья старых рек, обычно также перспективны для поиска. Обнаружить такие области можно по карте до затопления;
  • Еще один важный фактор – наличие неподалеку постоянной стоянки белой рыбы: леща, язя, плотвы. Карповые часто стоят на местах, где присутствуют колонии ракушки, перловицы.

В осенний период стаи бели скапливаются в зимовальных ямах. Таких ям на реке не очень много, ибо нужно, чтобы совпало несколько важных факторов, для того, чтобы яма стала «зимовальной». Рядом с такими ямами и стоит искать осенью крупную щуку.

Запомните еще одно наблюдение из собственной практики. Коряжников на реке очень много, но далеко не во всех стоит рассчитывать на поимку трофея. Прибрежные коряги с глубинами до 5-6 метров облюбовывают в основном щуки весом до 5 кг, самые крупные особи пасутся в корягах ближе к русловым свалам и поливам.

Как я уже отмечал, не стоит ориентироваться на большие, протяженные завалы коряг, и думать, что чем они обширней, тем лучше – это не так. Как минимум вам будет очень сложно найти в них рыбу, т.к. она «расползлась» по обширной области. В то время, как небольшой закоряженый участок, в несколько квадратных метров, будет содержать высокую концентрацию хищника, и обловить эту зону будет гораздо проще.

Запомните также еще один немаловажный момент. После поимки крупной особи с перспективной точки, вскоре ее займет другая щука. Свято место – пусто не бывает. У щук большая конкуренция за самые удобные для охоты участки водоема, и долго хорошее место пустовать не будет. Порой на действительно крутой, удачной точке могут стоять несколько довольно крупных щук.

И самое главное и простое правило гласит: «Чем дальше в лес, тем больше дров». Шансы на поимку трофейного хищника увеличиваются с отдалением от цивилизации. В черте мегаполиса и его близлежащих районах в радиусе 50-70 км, встречи с трофейной рыбой редки. Усиленный рыболовный прессинг в последние года оставляет все меньше и меньше шансов на встречу с «крокодилами» вблизи городов.

Отпускайте пойманных трофеев, дарите им жизнь, чтобы они могли порадовать вас в следующий раз, и других рыболовов, яркими моментами незабываемой борьбы.

Когда наступает осенний щучий жор?

Мало найти перспективное место, нужно подгадать еще и лучшее время для активности щуки. После жаркого, знойного лета, щука начинает активно питаться. Когда уровень воды в реке падает, осушаются старицы, пересыхают протоки, наступают первые похолодания – это сигнал для начала трофейной охоты! В нашем регионе обычно это конец июля – начало августа, но в последнее время календарь все чаще сдвигается ближе к сентябрю.

Мало того, что крупную щуку сложнее раздразнить и спровоцировать на поклевку, она еще довольно редко выходит на охоту. Метаболизм ее замедлен, по сравнению с 1-3 кг молодками, готовыми бросается на все что проплывает рядом. Питается крупная щука килограммовыми рыбками, проглотив которую возвращается на свое место стоянки, и довольно долго переваривает добычу, не реагируя в это время ни на что другое.

Следует знать, что максимальная активность у щуки наступает, когда температура воды опускается приблизительно до 15 градусов, у рыбы включается инстинкты насыщения перед долгой зимой – это приводит к настоящему жору. Активная фаза которого продолжает с похолоданием воды до 8 градусов. В этот период ваши шансы на встречу с трофейным кроком возрастают.

В осенний период хищник питается в течении всего дня. В ясные дни, смысла вставать рано и выезжать на водоем в сумерках, надеясь на ранний выход щуки, опрометчиво. Скорее первый выход начинается, когда солнце уже осветит лучами водоем, второй – примерно с 10 до 12 дня. Вечером начало выхода можно ждать около 18 часов и перед самым закатом. Для разных водоемов, и особенно погодных условий, часы выхода могут меняться.

Пара слов о снастях для ловли трофея

Для вываживания трофейных экземпляров вам понадобятся надёжные снасти – это аксиома. Часто она доходит только после первой слитой «мамки» прямо у лодки из-за разогнувшегося китайского карабина, сломанного крючка или неправильно настроенного фрикциона.

Запомните несколько простых правил, которые вам позволят не слить заветный трофей:

  1. Не используйте лишние элементы фурнитуры. Никаких застежек, вертлюжков и карабинов для удобной смены приманки. Только струна 30-40 см привязанная сразу к шнуру.
  2. Никакого флюорокарбона, когда речь идёт о старых «бабушкиных» зубах, только сталь/вольфрам – только хардкор.
  3. Только качественные надежные крючки от проверных брендов. Другие «крокодилы» щелкают на раз – два.
  4. Найдите хороший шнур, который не будет «лохматиться» и перетираться о коряги и ракушечник после 5 проводок – это частая и досадная причина схода.
  5. Используйте удилища класса «Heavy», которое позволит не проваливаться при подсечке, достойно справиться с мощными рывками, и позволят хорошо контролировать крупную приманку на сильной течке.
  6. Тяговитая катушка классом 4000 по Shimano, определенно лучше всего подойдет к такому стилю ловли.
  7. Наконец, купите надежный, большой подсак, а не сачок для ловли бабочек. И научите напарника правильно подсачивать рыбу.

Перед первым же забросом правильно настройте фрикцион у катушки, чтобы он и позволил просечь с первого раза рыбу на дальней дистанции, и не был через чур перетянут, погасив первые мощные рывки.

Разложите подсак заранее, чтобы не было обидных снов после, когда «мать» клюнула на коротке прямо под лодкой, а напарник замешкался – такое часто бывает.

Конечно же с берега поймать трофей гораздо сложнее, поэтому лодка и, хотя бы простенький эхолот (не глубиномер), вам будет необходим.

Выделите в своем осеннем рыболовном календаре недельку-другую на поездку подальше от цивилизации, в глухие места, где встреча с трофейной рыбой будет выше, чем падение метеорита вам на голову в ясную августовскую ночь 🙂

Соблюдайте эти не хитрые правила, и первый заветный трофей украсит фотографией стену вашего дома, а не будет с сожалением сниться в ночных кошмарах.

Какие приманки использовать для ловли большой щуки?

Классически метод ловли крупной щуки спиннингом – джиг. Именно его я выделяю как основную технику ловли трофеев. Но какую приманку предпочитает крупная щука?

Было достаточно случаев, когда трофеев ловили на сравнительно небольшие приманки. Но я считаю, что применение крупных, объемных приманок увеличивает шансы на поимку действительно крупного экземпляра.

Используйте виброхвосты от 12 до 25 см для поимки настоящей «мамки». Причем монтировать такую крупную резину следует только на джиг-головку, а не на шарнирный монтаж с чебурашкой. На джиг-головке приманка играет более интересно и «правильно» – это уже давно подмечено опытными спортсменами.

Сами джиг-головки бывают разные. Рекомендую использовать головки, у которых ушко выходит под 125 градусов, а сама форма крючка имеет вид, как на рисунке ниже. Это способствует более надежной подсечке и удержанию рыбы при вываживании.

Второй, не маловажный момент – это подсечка, на один крючок рыба засекается лучше, чаще всего четко под верхнюю челюсть, и просечь, вогнать одинарный крючок в костистую пасть легче чем двойник.

Если ловля происходит в мощном коряжине, тут да – без офсетного крючка не обойтись. Также в корягах целесообразно применять крупные поролоновые рыбки – их щука тоже активно атакует, подчас не хуже силикона. Главное правильно выбрать поролон. Он должен хорошо играть, вилять хвостом, а не «скучно» падать. Тут нужно опытным путем подобрать хорошего производителя, что значительно увеличит количество поклевок.

Стримеры – еще один «инструмент», без которого не стоит начинать охоту за трофеем. Если бы не постоянная, целенаправленная ловля в местах с зацепами, и дороговизна этих приманок, можно было бы поставить их на 1-2 место по уловистости рядом с крупными виброхвостами. Много трофейных щук было поймано именно на стримеры после продолжительного макания силикона в эту же точку. Признаный мастер по вязанию стримеров – Андрей Алферов, я использую стримера его работы.

Постоянная смена приманки и проводки – еще один важный нюанс в успешной ловле трофея. Старую бабушку нужно заинтересовать, подразнить. За свою длинную жизнь она видела уже много различных способов соблазнения 😉 поэтому придется постараться, чтобы она стала вашим трофеем. Серьезно!

Также советую набраться терпения – ловля трофея не терпит суеты, это скорее методичное облавливание перспективного места, в котором вы уверены. Перестановка лодки под разным углом, частая смена размера, типа, цвета приманки и ее проводки. Это совсем не то, когда вы ловите 1,5-2 кг активных щучек, готовых бросаться осенью на все что ярко блестит и забавно плывет.
Такая тактика особенно актуальна в местах с повышенным прессингом. Побеждает самый усидчивый и искусный рыболов.

Конкретные модели и фирмы рекомендовать не вижу смысла, производителей большое количество, все они льют примерно одни и теже силиконовые приманки. Тут влияет больше не название бренда, а умение правильно поставить лодку и интересно подать приманку.

Крупную щуку успешно ловят и на джерки – крупные приманки визуально очень похожие на настоящих рыбок и имитирующие их движения. Это действительно очень увлекательная ловля, – отдельный вид рыболовного искусства, который начинается с кропотливого вырабатывания индивидуальной игры для каждой приманки. Далеко не все места на реке подходят для ловли этим способом. Особенно непросто приходится на течении, при точном отлавливании глубоких фарватерных свалов, проведении приманки в нужном придонном горизонте. Это интересный, но не самый универсальный способ ловли, в отличие от джига, поэтому для новичков не очень подходящий. Не будем заострять на нем пристальное внимание.

В коробке спиннингиста должны присутствовать колеблющееся и вращающиеся блесна. Хотя, конечно, они уступают джигу в облавливании с лодки перспективных мест стоянки трофейной щуки, но вполне хорошо подходят для ловли с берега. Вращающиеся блесна No 4-6 Blue Fox и Mepps, давно себя зарекомендовали в ловле осенней щуки. Другое дело, что в коряжнике ими «не по вращаешь», и большие глубины с течением сложно облавливать. Но свое применение они тоже найдут в умелых руках спиннингиста.

Техника проводки джиговой приманки

В зависимости от погоды, температуры воды и других факторов, щука прибывает в разной фазе активности. Спиннингисту следует подобрать стиль джиговой проводки, который провоцирует хищника в день ловли.

Чаще всего крупный трофей будет реагировать на медленную подачу приманки с долгими паузами и зависаниями. Обычно это повторяющиеся однообразные движения, с одним интервалом падения, который возбуждают интерес старой хищницы.

Часто бывает, что смена проводки провоцирует атаку. Первая проводка – быстрая, активная заинтересует хищника, следующая – плавная и монотонная уже провоцирует поклевку. Тоже можно сказать и о смене типа приманки. Даже смена цвета может повлиять на привередливый вкус крупной особи, и ее желание атаковать.

Джиговых проводок столько, насколько хватит воображения у рыболова. С опытом приходит разнообразие. Вы должны представлять в голове как ведет себя приманка, как подрыгивает и планирует в зависимости от ваших действий удилищем и катушкой. Помимо стандартной ступеньки – 2-3 оборота катушкой и паузы в пару секунд, существует множество комбинаций вариантов:

  • Подброс приманки, 2-3 м равномерная протяжка, пауза.
  • Резкие подбросы кончиком удилища, чередующиеся с зависаниями в толще воды.
  • Увеличение веса грузила – акустические удары по дну.
  • Подбор веса минимального размера, парение в толще воды над/у перспективной коряжки, с отпуском приманки по течению и возвратом обратно.
  • Различные кистевые подёргивания, плавные протяжки вверх всем спиннингом от комля, увеличивающие горизонтальную составляющую проводки.
  • Равномерная проводка у дна, с анимацией приманки и сменой темпа проводки;
  • Волочения по дну, поднятие мути, резкий подъем и длительная пауза.

Удачливый спиннингист – всегда искусный экспериментатор. Кто ее знает, что сегодня захочет «крокодилица» на ужин, и какая проводка возбудит ее на атаку.

С многими часами проведенным на водоёме, в попытках понять хищника и его повадки в той или иной ситуации, приходит бесценный опыт, который и позволяет стабильно ловить крупную рыбу. Ни хвоста, ни чешуи, и пусть вам повезет этой осенью!

Видео: Ловля трофейной щуки осенью на спиннинг в коряжнике

Ловля щуки зимой спиннингом в декабре, январе и феврале

Ловля щуки зимой на спиннинг

Многим людям может показаться странным, что поднимается тема ловли щуки на спиннинг в декабре, январе, феврале перед самым ледоставом и в период глухозимья.

На самом деле странного в этой теме ничего нет:

  • во-первых, в последние годы в европейской части России и во многих странах СНГ лёд встаёт поздно, бывает и после Нового года;
  • во-вторых, есть немало незамерзающих всю зиму участков обычных озёр, рек и других водоёмов.
Читайте также:  Как сделать уловистый тейлспиннер своими руками

Например, не замерзают большие участки вблизи тепловых электростанций из-за их сбросов тёплой воды, после гидроэлектростанций реки не замерзают на многие километры вниз по течению. Есть и другие примеры незамерзающих водоёмов.

Ловля щуки в декабре на спиннинг

В декабре рыболовы, фанатично влюблённые в своё хобби, если в их местности водоёмы покрылись льдом, берут с собой спиннинг и совершают выезды в другие местности, где есть незамерзающие участки рек и озёр, для того, чтобы половить щуку. Среди рыболовов циркулируют слухи, что в декабре случается такой короткий период, когда наступает «Большой зимний жор», когда она жадно бросается на почти любые приманки по открытой воде. Опытные рыболовы подтверждают, что охота со спиннингом за щукой в декабре может быть удачной.

  • Спиннингисты в декабре успешно дорожат на лодках и катерах глубокие участки озёр и рек.
  • Приносит успех и ловля щуки в декабре на джиг с берега, когда рыболов ставит своё судно на якорь и начинает джиговать.

Результативна пульсирующая проводка: рыбак делает заброс приманки, даёт время ей опуститься до дна, делается пять или шесть оборотов катушки, снова пауза и снова подмотка на пять или шесть оборотов.

Когда и где ловить щуку в декабре

Лучшее время ловли щуки в декабре начинается с 12 часов и заканчивается через три часа. Часто щука лучше клюет с девяти и до часу дня.

В первый зимний месяц ловля на спиннинг может быть удачной и с берега. Установлено, что щука и зимой покидает свои глубокие стоянки, и подходит кормиться на мелководье (этот факт хорошо знают рыбаки, ловящие щуку со льда, они устанавливают жерлицы по тростникам).

В новых местах на реке или озере, где обитает щука, рыболову придётся немало пройти по берегу, прежде, чем найдётся место, где ловится зубастая хищница. Декабрьский поиск щуки отличается от того, как её ищут в тёплое время года — зимняя рыба всё-таки гораздо менее активна, чем летняя, поэтому следует большее время облавливать места, которые покажутся интересными.

Кстати, следует не забывать, что бродить по заснеженному берегу реки или озера в декабре не то же самое, что в сентябре, поэтому рыбак должен быть одет соответственно — тепло, но одежда должна быть лёгкой. Обувь должна быть непромокаемой, тёплой и, конечно, лёгкой. Сапоги из пористой резины как раз обладают всеми этим свойствами.

На что клюет щука в декабре

Поймать щуку в декабре можно на те же самые спиннинговые приманки, что и в тёплые месяцы года, но очень многие рыболовы отдают предпочтение старым добрым своим друзьям, — проверенным десятками лет, колеблющимся блёснам. Опытные рыболовы утверждают, что лучше использовать приманки меньшего размера, поскольку у щуки в это время брюхо уже набито икрой, поэтому хищница, добывая себе пропитание, отдаёт предпочтение мелкой рыбёшке.

В декабре, как и в любой другой месяц года, щука лучше всего клюёт на спиннинг тогда, когда погода стабильная, не происходит больших скачков атмосферного давления. Кто-то говорит, что щука у него лучше клевала в ясные дни, кто-то доказывает, что пасмурные дни более добычливы, но все сходятся в том, что в непостоянную погоду клёва нет совсем.

Ловля щуки на воблеры в декабре видео

Ловля щуки в декабре на микроджиг на маленькой речке

Ловля щуки в январе на спиннинг

В январе активность рыбы, значительно ниже, чем в декабре, тем не менее рыба не перестаёт кормиться, значит её можно поймать. Поэтому немало любителей рыбной ловли не желает отказываться от своего увлечения — ловли щуки на спиннинг в январе, и для этого выезжают на незамерзающие водоёмы. В середине зимы немало вылазок остаются без результативными, но бывает и так, что на спиннинг удаётся взять трофейные экземпляры щуки.

Где искать щуку в январе

Хотя в январе зубастая хищница много и не перемещается по водоёму, но всё-таки есть вот такая зависимость: в суровые морозы её чаще вылавливают в глубоких местах поодаль от берега, а с началом оттепели щука частенько выходит на мелководье, словно репетируя своё будущее нерестовое поведение.

У рыболовов, практикующих в январе ловлю на спиннинг, в ходу виброхвосты и твистеры, но не стоит забывать правило, что совсем не работающих приманок почти не бывает, сегодня ловится только на твистер, завтра на колебалку, послезавтра на вертушку, в какой-то день, чем только хищницу ни соблазняй — не клюёт. В январе щука охотится больше за мелкой рыбёшкой, приманки тоже не должны быть крупными.

Проводка приманки в январе

Январская щука ведёт себя ещё более «заторможено», чем в декабре, поэтому проводку приманки следует проводить очень медленно, ступенька проводки составляет один-два оборота спиннинговой катушки, пауза может быть и три, и четыре секунды. Не стоит убыстрять темп проводки, даже если не выдерживают нервы от большущего количества «холостых» забросов.

За январьской щукой со спиннингом в оттепель видео

Оттепель в середине января и мы сразу мчим на ДВХ, чтобы отвести душу по спиннингу

Щука на микроджиг. Зимний спиннинг в январе видео

Ловля щуки в феврале на спиннинг

Ловля щуки на спиннинг в феврале отличается совсем немного от того, как её ловили в два предыдущих зимних месяца. И всё-таки есть нюанс: если в текущем феврале много оттепелей, что в последние годы не редкость, то хищник может потихоньку начать переходить к нерестовому поведению. У неё уже просыпается инстинкт продолжения рода, она начинает больше кормиться для того, чтобы запастись энергией для икромёта. В отдельные февральские дни походы со спиннингом на водоём за щукой могут оказаться очень удачными.

Наибольший результат принесет использование небольших силиконовых приманок — ярких расцветок. Хотя в феврале у щуки уже и просыпается инстинкт продолжения рода, двигается она пока неспешно, поскольку ещё не набралась сил после зимнего периода.

Наверное, именно поэтому наибольший успех приносит джиговый способ ловли, изначально предполагающий неспешную ступенчатую проводку. Разумеется, следует применять и другие типы ловли. Удача всегда на стороне рыболовов, любящих экспериментировать с приманками и способами их проводки. Учитывая преднерестовые «настроения» щуки, её всё чаще можно обнаружить на мелководных участках рек и озёр.

Ловля щуки в феврале. Зимний спиннинг видео

БЕШЕНАЯ ,ГОЛОДНАЯ ЩУКА в феврале.ЩУКА на воблера 2017

Особенности ловли щуки зимой на спиннинг

Самый важный совет рыболову, решившему продолжить после осеннего сезона спиннинговую ловлю и зимой, заключатся в том, чтобы он не шёл рыбачить при очень сильных морозах — здоровье дороже щуки. В умеренные же морозы следует одеваться в тёплую современную рыбацкую одежду, благо на прилавках рыболовных магазинов сейчас изобилие такого товара.

Не забываем прикупить перчатки, даже при нулевой температуре руки могут так озябнуть, что перестанут слушаться. Сапоги из пористой резины будут одним из лучших вариантов для зимней рыбалки. Стоит потратиться, чтобы в суровых зимних условиях на рыбалке чувствовать себя комфортно.

Мороз испытывает на прочность не только рыболова, но и спиннинг, и его оснастку. Мороз сокращает срок эксплуатации удилища, катушки, и лески — стоит задуматься над тем, чтобы брать на зимнюю рыбалку самые дорогие снасти. Если ваш бюджет не позволяет «мусорить» деньгами, то лучше взять на берег зимнего водоёма бюджетные варианты снастей.

Как подготовить спиннинг для ловли на морозе

Главная техническая проблема для спиннингистов, ловящих щуку и других хищников зимой, это обмерзание шнура, забивание колец и шпули катушки ледяной крошкой. Чтобы обмерзание не происходило интенсивно, шнур или леску смазывают разными веществами:

  • вазелиновым маслом (продаётся в аптеке);
  • силиконовой смазкой;
  • возможно использование и других масел из домашнего обихода (косметика, подсолнечное масло), но они уступают по эффективности вышеперечисленным веществам.

При существенных морозах смазывать приходится по многу раз за рыбалку, иначе просто не получится рыбачить. Кстати, не нужно брать на зимнюю рыбалку спиннинг, оснащённый слишком мелкими кольцами — больно уж быстро они забиваются шугой.

Зимой лучше на катушку спиннинга наматывать плетёнку, хотя монофильная леска и меньше обмерзает, но зато у плетёнки выше чувствительность, что очень важно, ведь в это время года лучше использовать джиговые способы проводки. Чем раньше спиннингист почувствует поклёвку щуки, тем раньше он среагирует и сделает подсечку.

Видео

Ловля щуки зимой — спиннинг на малой реке видео

Очередная моя рыбалка на видео, теперь уже зимний спиннинг и ловля щуки зимой. Место действия одна из малых рек моей области.

Щука на спиннинг зимой по открытой воде видео

Многие водоемы юга России не замерзают даже в разгар зимы. Как поймать в них щуку спиннингом расскажет Алексей Шанин.

Зимний спиннинг — атомная рыбалка по щуке видео

Ловля рыбы зимой на спиннинг по открытой воде. Где можно ловить на спиннинг в -12 градусов?! Ответ смотрите в видео…

На какой лодке можно плавать без прав?

Можно ли плавать на лодке без прав? “Конечно” — скажет рыболов-любитель. “Смотря, на какой лодке” — ответит профессионал. Лодка — транспорт не менее серьёзный, чем машина. Но, если права нужны на каждую машину, даже на “бывалый” запорожец, который пыхтя передвигается со скоростью 40 км/час, то с лодками немного проще. Давайте разбираться, на какой лодке можно плавать без прав.

Было/стало: изменения в законодательстве

До 2016 года рыбакам с моторными лодками приходилось чуть сложнее. Тогда все моторки считались маломерными суднами. Значит, каждое ТС (транспортное средство), которое весит от 220 кг и имеет мотор от 5 л.с, необходимо было регистрировать в ГИМС, то есть нужны были права на лодку. Это осложняло жизнь и облегчало кошелёк рыбаков, ведь нужно было платить даже за плавсредство с маломощным мотором. Были и другие сложности и траты, но ситуация поменялась в 2016 году.

Теперь плавать без прав можно на лодке, если она причислена к “плавательным средствам”, то есть весит не больше 200 кг, а мотор до 10,88 л.с. (8 кВт). Само же плавсредство не длиннее 20 метров, а число пассажиров не больше 12.

О том, что входит в вес судна, мы поговорим позже, а пока выясним, какие лодки могут подойти под эти критерии:

  1. ПВХ-лодки. Становятся всё более популярными, заслуженно оттесняя обычные резиновые плавсредства. Стоимость выше, но ПВХ-материал износостойкий, лёгкий и долговечный. Он позволяет делать практичные, удобные лодки, которые соответствуют требованиям самых притязательных рыбаков. И с ремонтом таких плавучих товарищей не возникнет проблем. Огромный ассортимент ПВХ-лодок здесь.
  2. Надувные резиновые лодки. Если плавсредство из резины и подходит под критерии по своему весу и мощности лодочного мотора, на него тоже не нужны права.
  3. Моторки с жёстким корпусом.

Если обобщить: не важно, из какого материала ваша лодка. В отношении того, на какой лодке можно плавать без прав, самое главное — её вес и мощность движка. Однако прочный корпус судна предполагает использование мощного мотора, а это уже влечёт за собой документальные обременения в виде прав, зато даёт больше возможностей в рыбалке!

Особенности учёта веса и мощности

Предположим, вы знаете, что ваша лодка с установленным на ней мотором весит 190 кг, а мощность двигателя 9 л.с. С первого взгляда, никакая регистрация не требуется, так как критерии не превышают значений тех, по которым нужны права. Но не всё так однозначно. Товарищи из ГИМС очень серьёзные и раньше смотрели на не реальные критерии, а максимально допустимые производителем лодки, указанные в техпаспорте. Это настораживало, потому что:

  1. Учитывался вес, максимально разрешённый и допустимый на данную модель лодки.
  2. Учитывались не возможности мотора, применяемого по факту, а наибольшая допустимая мощность движка, который пригоден под установку на ваше плавсредство.

Это вызывало немало споров, но ситуацию разъяснило письмо 2019 года начальника управления безопасности граждан на водных объектах. Теперь нужно считать суммарную массу судна с реально установленным движком, характеристики из техпаспорта не влияют на оценку. Радуйтесь, рыбаки! Но помните, что некоторые сотрудники могут оценивать по старинке. Тогда на помощь может прийти суд.

Порой лучше внимательно изучить характеристики вашей лодки и при необходимости поставить её на учёт, чтобы плавать с чистой совестью и ставить мощный мотор. Мы приготовили для вас отдельные статьи о том, как зарегистрировать лодку и получить права, то есть удостоверение судоводителя.

Что будет, если плавать без прав?

Запрещено управление судном, подлежащим регистрации, но не прошедшим таковую и ТО, не имеющим номера. Если вы допустите такое правонарушение, вам грозит штраф от 15000 до 20000 рублей. Штраф может удвоиться (если не утроиться), если на такой лодке вы пересечёте границу между регионами. После такого не будет не только настроения рыбачить, но и денег.

Полезное напутствие

Если у вас лодка, для которой не нужны права, то есть характеристики по техпаспорту не больше 200 кг по весу плавсредства и не больше 10,88 л.с. по мощности мотора, спокойно отправляйтесь на рыбалку. Чтобы плыть на таком судне, документы не нужны. Но мы советуем владельцам лодок, катеров и любых других плавсредств брать с собой:

  1. Удостоверение личности, например паспорт гражданина РФ.
  2. Договор купли-продажи или другие документы, которые подтверждают, что вы — это собственник лодки. Это может быть товарный чек.

Это не правило, но почему стоит так подстраховаться? Потому что ваша лодка может быть похожа на краденую, а эти документы помогут быстро устранить все подозрения. И при каком-то нарушении вас не задержат для установления личности, а сразу составят протокол.

Надеемся, статья о том, на какой лодке можно плавать без прав была полезна.

Желаем вам безопасной, спокойной рыбалки с богатым уловом!

Вопрос — ответ

Вопрос: На какой лодке можно спокойно плавать без прав, не боясь штрафа?

Имя: Артём

Ответ: На лодке, которая весит не больше 200 кг, мощность мотора не выше 10,88 л.с. Судно не должно быть длиннее 20 метров, а число пассажиров не больше 12. Если не соблюден хотя бы один из этих критериев, нужны права.

Вопрос: Нужны ли права на надувную лодку с мотором?

Имя: Александр

Ответ: Нужны, если критерии лодки превышают установленные законы. Например, если вес лодки от 200 кг или мощность движка от 10,88 л.с, нужно регистрировать лодку и, соответственно, получать права на управление.

Вопрос: На какую надувную лодку не нужны документы о регистрации?

Имя: Максим

Ответ: Документы о регистрации не нужны, если надувная лодка относится к категории плавательных средств, то есть соблюдены прописанные в законе критерии.

Читайте также:  Как правильно ловить марлина

Вопрос: Нужны ли права ГИМС на резиновую лодку, чтобы рыбачить?

Имя: Ильдар

Ответ: Необходимость в получении прав ГИМС связана не с материалом лодки и целью её использования, а с ее параметрами, такими как вес и длина судна, мощность мотора, число пассажиров.

Вопрос: Нужны ли судоводительские права на весельную лодку?

Имя: Ярослав

Ответ: Не имеет значение, используете ли вы весла с лодкой, на которую устанавливается мотор. Критерии затрагивают другие моменты.

Регистрация лодки в ГИМС 2020

27 Мар 2019 | 15:36

Многие люди, владеющие обычными или надувными лодками полагают, что их плавательным средствам не нужна регистрация в ГИМС. Конечно, в любом деле есть исключения, некоторые лодки не нуждаются в регистрации, однако большинству людей, все же нужно поставить их на учет.

Нужно сразу определиться, является ли регистрация необходимой в вашем случае, а также обозначить сроки для ее прохождения, учитывая особенности в которых применяются маломерные суда, сокращенно (МС). Процедура регистрации лодки, очень похожа на то, как люди ставят на учет свои машины. Схожим является присвоение и получение номера, свидетельства, а после всего этого еще и придется платить налоги.

Важно! Если у вас еще нету мотора или лодки, а блог посетили для того что бы разобраться в том, какой вариант лучше подобрать. Мы можем помочь вам с подбором лодки и подвесного мотора к ней, для этого нужно лишь зайти в наш магазин Лодки Деда Мазая и обратиться к менеджеру. Если вы решите сделать покупку именно у нас, вас ждут быстрая доставка и подарки!

Какие лодки нужно регистрировать в ГИМС?

Прежде чем говорить о необходимости регистрации вашей лодки в ГИМС, нам нужно будет запомнить, по какому порядку в нынешних законах определяют вес лодки. Если на основе расчетов, ваша лодка будет весить больше 200кг, она будет подлежать регистрации. По новым правилам, сотрудник ГИМС, обязан определять вес лодки опираясь на ГОСТ Р ИСО8666-2012, в котором масса, будет рассчитываться с учетом веса самого тяжелого мотора, который оптимально подходит для вашего судна мощности.

Иногда моторную лодку могут поставить на весы, что бы определить ее точный вес, но такое практикуется очень редко. В обычных ситуациях просто берут вес лодки и прибавляют к нему вес мотора, которые указаны в паспорте товара. Как мы и писали ранее, нужно что бы вес лодки был более 200 килограмм, что бы ее требовалось регистрировать. Однако не только вес играет роль, вторым условием является – мощность двигателя, она должна быть более 8 кВт, в таком случае это будет уже малое плавсредство.

Правила и особенности регистрации

Процедуру государственной регистрации должны проходить почти все транспортные средства. Согласно законодательству, поливинилхлоридовые надувные и обычные лодки также в обязательном порядке необходимо регистрировать.

Процесс регистрации плавательного средства (прорезиненные лодки, в данном случае, не являются исключением) выполняется пошагово и строго по обозначенным правилам. Чтобы процедура регистрации для последующего получения прав проходила успешно без дальнейшего обращения к специалистам, человеку нужно подать заявления при условии использования указанных в таблице свидетельств.

Что такое маломерное судно

Ранее маломерными судами называли, все лодки, у которых есть мотор. Из этого следует, что если судно имело вес 220 кг, а мощность его мотора составляла 5 л.с, оно подлежало регистрации в ГИМС. После этого владельцу следовало иметь права на управление, однако это правило тоже ушло в прошлое, в наше время уже вступили изменения.

Изменения эти были произведены по следующим причинам: старая система приводила к большим очередям, свидетельство было очень сложно оформить, а платить приходилось даже за маломощные моторы. Все это вызывало много недовольств и было неудобно самим сотрудникам.

Транспортное средство, вес которого менее 200 кг, с установленным мотором, мощность которого равна 10,88 л.с, следует считать плавательным средством. Однако в данном случае вес измеряется без учета мотора, оборудования лодки, также не учитываются груз и пассажиры (не считая того кто ведет лодку). Данное правило распространяется для лодок ПВХ. В остальных случаях, которые не подходят под выше описанные характеристики, плавательное средство будет считаться маломерным судном и нуждаться в регистрации ГИМС.

Какие условия для регистрации и получения прав

Моторную лодку можно зарегистрировать в ГИМС, соблюдая следующие пункты. При этом не учитывается материал, из которого изготовлено судно (деревянное он или из пластика), также маловажную роль играет цель эксплуатации. Наиболее важными являются следующие параметры.

  • длинна лодки должна быть — до 20 метров;
  • максимальная вместительность должна составлять — менее 12 пассажиров с учетом водителя;
  • масса равна — от 200 кг.;
  • мощность мотора составляет — от 8 кВт=10,8 л.с.

Какие плавсредства не подлежат регистрации

Для этого нам нужно заглянуть в кодекс, найти там пункт 1.1 статьи 33, а также пункт 1.1 статьи 16, именно в них указано, в каких случаях ваше плавсредство не подлежит регистрации в ГИМС. Однако если у вас под рукой нет кодекса, мы вам объясним. Регистрировать не нужно лодки, масса которых менее 200кг (включительно) и мощностью их моторов до 10,88 л.с, т.е. 8 кВт (включительно).

Стоит заметить, что 1 кВт равен 1,36 л.с., а в 8 кВт равно 10,88 л.с.

Регистрация лодки: сроки и документы

Сроки регистрации лодки в ГИМС

Согласно законодательным нормам, прием свидетельств осуществляется на протяжении трех рабочих дней. При наличии оснований для приостановки регистрации, срок рассмотрения свидетельств может быть продлен вплоть до одного календарного месяца.

При эксплуатации зарегистрированной лодки, ТО нужно будет проходить на протяжении каждых 5 лет от момента начала регистрации. Внеочередное техническое освидетельствование будет необходимо при возможном ремонте техники либо приезду в иной регион.

Необходимые для подачи заявления на регистрацию судна документы

  • чеки, договор купли-продажи или дарственную, в общем, все, что подтверждает ваш статус владельца плавсредства;
  • свой паспорт, а также идентификационный номер налогоплательщика;
  • техдокументацию на лодку и на двигатель;
  • квитанцию об оплате госпошлины;
  • заполненную регистрационную карту (она же — заявление).

Если регистрируете судно впервые, придется и его предоставить для верности.

Какие документы выдают после регистрации в ГИМС

После подачи заявления и указанных документов, владельцу со стороны специалиста будут выданы в количестве 2 шт. бортовые номера, которые необходимо будет прикреплять на двух разных бортах судна. Помимо этого, владельцу будут предоставлены итоги проверки ТС, его технического обслуживания. Важными факторами являются характеристики на суше (заданные параметры и функции) и воде (функция плавучести) соответственно.

Изготовленные из полихлорвинила лодки регистрируются по общим установленным для резиновых суден правилам. Успешность процесса оформления свидетельств будет напрямую определяться тем, насколько соответствуют обозначенным нормативным показателям технологические и физические параметры лодки.

Указываемые запросы относятся лишь к внутренним акваториям Российской Федерации. При желании владельца лодки выйти в территорию международных вод, необходимо изменять документ (при этом, запросы ГИМС и показатели водоизмещения не будут важны).

Регистрационное свидетельство для лодки

Данный документ – некое разрешение и право владеющего моторной лодкой на то, чтобы передвигаться по акваториям и водным пространствам внутри страны.

Действительным свидетельство является в таких случаях, как:

  • Нарушение навигационных правил и при иных спорных моментах;
  • Доставка лодок со штрафстоянок;
  • Заключение актов купли и продажи ТС;
  • Выдача представителям органов водной полиции;

Регистрационное свидетельство оформляется в ГМИС, исключительно после того, как владелец сумеет подать все необходимые документы. Судовой билет как раз и является правами на лодку – именно в нем указываются бортовые личные номера. В документе имеются данные о параметрах и владельце судна, а также пройденном ТО.

Билету, выдаваемому в государственной инспекции после того, как будет пройдена регистрация, присваивается степень учёта и личный номер.

Техническое освидетельствование лодки

Для моторных катеров, ТО может реализовываться в 2 этапа – на земле и на воде соответственно.

Техническое освидетельствование проводится:

  • При регистрации лодок, имеющих индивидуальные конструкционные особенности;
  • При эксплуатации, при очередном техническом обслуживании;
  • При перегоне либо освидетельствовании маломерного судна.

Кроме этого, освидетельствование может проводиться и после того, как найденные при осмотре либо ремонте проблемы будут устранены, а также при выявлении аварийной ситуации, определении качества судна либо его переоборудовании.

Получение прав на управление моторной лодкой

Для получения официального и законно утвержденного права управления судном маломерным, в правовых документах РФ указываются определенные нормативы. Важными моментами, в частности, являются:

  • Достижение совершеннолетия;
  • Предоставляемые результаты прохождения курсов (обязательно – документы о прохождении теоретических и практических экзаменов);

— Письменные результаты освидетельствования от врача – нарколога и психотерапевта;

— Предоставление документов, которые утверждают права собственности либо предоставление акта купли – продажи.

При соблюдении всех условий, будет выдаваться подтверждающий право владения и использования водного транспорта документ. Чтобы с представителями государственной власти не возникало споров, необходимо при использовании лодки брать с собой документы, обязательно стараясь сохранять их в защищающих от попадания воды упаковках либо сосудах.

При наличии правовых споров, необходимо будет проконсультироваться с юристом. В документе, с которого нужно обязательно будет копии, должны быть утверждены жалобы.

Отвечающие всем законным нормам маломерные лодки позволяют владельцу беспрепятственно перемещаться по российским водным пространствам. Эти места, во избежание нарушений свода навигационных правил, необходимо максимально ответственно подходить к процессу управления плавательным средством.

Что нужно знать о регистрации?

Напомним, что с лодкой, как с автомобилем: хочешь рулить — получи права. Но вот сделать это несколько труднее. Для начала вам придется наведаться в местный ГИМС или к частникам, которые такие услуги оказывают (не забудьте убедиться, что все законно и у конторы есть гослицензия).

Курс обучения управлению судном может составить полтора месяца. Затем вас ждет экзамен в ГИМСе, такой же как и при сдаче автовождения: сначала теория на компьютере, а затем и практика. С результатами экзамена обратитесь к инспектору, а уже через 10 дней приходите за своими правами. Менять документ придется каждые десять лет.

С правами на руках уже можно приступать непосредственно к самой регистрации:

  • получите в ГИМСе квитанцию с госпошлиной и оплатите ее в любом отделении банка;
  • пройдите техосмотр (не забудьте лодку!), кстати, вы можете вызвать инспектора по месту нахождения плавсредства, если тащить лодку до станции техобслуживания проблематично, правда, это удовольствие не бесплатное;
  • с готовым актом ТО и полным пакетом документов приходите к инспектору, который уже через 10 дней после вашего визита будет готов выдать вам на руки судовой билет.

И наконец, не забудьте нанести на оба баллона с внешней стороны бортовые номера.

Хитрый способ как рыбачить на лодке без прав и регистрации — всё по закону

Для тех, кто в лодке, есть хитрый и законный способ избежать штрафа без прав и регистрации.

В последнее время знакомые приятели жаловались за необоснованные штрафы от ГИМС — за управление лодкой без прав. То есть права-то есть и регистрация, но как всегда все документы на берегу.

На сегодня много у кого во владении лодки и катера. А у кого-то для рыбалки обычные «резинки» без мотора — вёсельники.

Для того, чтобы использовать лодку на воде необходимо иметь права и регистрацию. Без них — штраф до 3000 рублей (о штрафах за лодку в другой статье чуть позже), а ещё могут конфисковать лодку на штрафстоянку. Это как вождение автомобиля без прав.

Чтобы получить права нужно отучиться на спецкурсах судовождения около 45 дней.

  1. Можно ли без прав и регистрации выходить на лодке на водоём?
  2. Вся хитрость управления лодкой на воде без прав и регистрации
  3. Что такое общая максимальная масса лодки и как считают ГИМС
  4. Транспортный налог на лодку

Можно ли без прав и регистрации выходить на лодке на водоём?

С правами на лодку всё понятно — обучение и сдача экзаменов. Теория — 10 вопросов на компьютере и практика. При неудачной попытке, пересдача может быть только через 7 дней.

Вообще все плавсредства должны быть зарегистрированы. Это касается многих катеров, яхт, катамаранов, парусников и лодок с мотором (и даже на гидроцикл).

Необходимо пройти процедуру регистрации. Занимает она энное количество времени. На сегодня можно вызвать инспектора ГИМС к себе, но эта услуга платная (по-моему, час — 500 рублей).

Вся хитрость управления лодкой на воде без прав и регистрации

В законе (ФЗ №36) сказано:

Не подлежат государственной регистрации шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха. (https://www.mchs.gov.ru/document/223866)

То есть если ваша лодка:

  • общей максимальной массой меньше 200-от кило весу,
  • и оснащена мотором мощностью менее 10 лошадей (по закону до 8 кВт — это до 10,8 л. с. — большинство представленных моторов до 10 л. с. — в 9,9 лошадок).

Тогда вам на законном основании не обязательно регистрировать лодку (маломерное судно) и не нужны права.

Хотя сам ГИМС рекомендует всё-таки зарегистрировать лодку во избежание недоразумений, если каким-то образом ваша лодка будет похищена или украдена.

Потому что полиция станет заниматься расследованием и поиском плавсредства при наличии документа собственности — а это судовой билет.

Что такое общая максимальная масса лодки и как считают ГИМС

С массой лодки до 200 кг среди владельцев маломерных судов — лодок ПВХ и резинок — существуют разногласия. Некоторые неправильно считают это значение в 200 кило.

Общая максимальная масса лодки — это масса данной лодки + вес установленного мотора + перевозимое снаряжение + заполненный топливный бак.

А суть в том, что ГИМС считает общий вес исходя из требований ГОСТа РИСО-8666-2012 (кому интересно — сюда — https://docs.cntd.ru/document/1200096280).

Что это означает?

А это значит, что вес лодки с мотором берётся не с тем, который в данный момент находится, а с тем, который максимально разрешенный и допустимый на конкретную лодку.

Допустим есть ПВХ лодка (условно) весом 30 кг с мотором в 5 лошадок, а по паспорту максимальное возможное значение мотора для такой лодки в 10 лошадей, то ГИМС будет считать вес именно с 10-ью л. с.

Так что будьте внимательнее! Это естественно несправедливо, но…

Хотя что-то они там говорили по поводу изменений, но в этом 2019 году пока ничего не слышно…

Транспортный налог на лодку

И ещё один момент — это транспортный налог на лодку. Если на лодке одни вёсла и нет никакого двигателя или он есть, но мощность его 5 л. с. и менее, то транспортный налог не оплачивается.

А если лодка с мотором выше 5 л. с., то налог рассчитывается ставками до 100 лошадок и свыше 100 л. с. В каждом регионе по-разному, поэтому нужно уточнять.

Читайте также:  Лето как идеальное время для ловли сазана

Так что без мотора на резинке с вёслами можно рыбачить без прав, без регистрации и без налога.

Это было ранее, а с 1 апреля 2019 года правила ГИМС, касающиеся транспортного налога на лодки, изменились.

Теперь, оказывается, вёсельные лодки и лодки с мотором мощностью менее 5 лошадиных сил будут облагаться транспортным налогом, если они были ранее зарегистрированы.

Следите за моими новыми публикациями — дальше ещё интереснее будет!

На какие лодки нужны права и регистрация в ГИМС?

Государственная инспекция по маломерным суднам России и плавучих средствах получила новый регламент, который стал одной из причин очень большого количества вопросов и горячих дискуссий на форумах.

К большому сожалению, новые правила не внесли особой ясности в существующую проблему, поскольку большинство владельцев не принимают участия в форумах, а те, кто владеет подобной информацией, не правильно воспринимают характер новой информации. Как правило, особенно в последнее время, характер юридического языка не совсем понятен для простых граждан. В связи с этим, возникает много вопросов у владельцев лодок, которые подлежат регистрации.

Лодки, которые не подлежат регистрации

К ним относят:

  1. Безмоторные плавсредства, длиной не больше 20-ти метров.
  2. Безмоторные плавсредства, масса которых с оснащением, достигает не меньше 200 кг.
  3. Безмоторные плавсредства с численностью посадочных мест, менее 12-ти человек.
  4. Лодки, с установленными двигателями, общей мощностью не больше 10,88 л.с.

Подобные плавсредства можно использовать на всех водоемах России, без сведений о регистрации в ГИМС.

Интересно! Правила не работают в приграничных районах, где действуют особые правила, установленные специальными органами.

Лодки, которые подлежат регистрации

К ним относятся:

  • Безмоторные плавсредства, длиной больше 20-ти метров.
  • Безмоторные плавсредства, общая масса которых составляет больше 200 кг.
  • Безмоторные плавсредства, общее число посадочных мест составляет больше 12-ти человек.
  • Лодки, которые имеют приведенные характеристики и на которых установлены моторы, мощностью 10,88 л.с.

Для регистрации необходимо заполнить одну из регистрационных карточек. Оформить заявление. Предоставить документ, соответствующий личности. Предоставить документы, которые подтверждают право собственности на плавсредство, техпаспорт на данную лодку и мотор, а также квитанцию на уплату госпошлины. Регистрационные номера должны присутствовать с обоих бортов.

Техническое освидетельствование

Плавсредства, которые подлежат регистрации, непременно проходят ТО. Обязательной процедуре освидетельствования подвергаются судна до регистрации, не имеющие сертификата завода изготовителя, а также судна, сделанные кустарным способом.

Все судна проходят регулярные процедуры освидетельствования через каждые 5 лет. В данном случае, термины освидетельствования начинаются с даты регистрации плавсредства. ТО проводится так же в тех случаях, когда плавсредство перемещается в другой регион. Кроме этого, ТО подвергаются лодки, прошедшие через капитальный ремонт или после ликвидации замечаний, указанных после прохождения предыдущего ТО.

После принятия новых правил, осмотр плавсредств осуществляется в два этапа. Первый этап заключается в ходовых испытаниях наплаву, после чего судно подвергается окончательным процедурам, связанным с его пригодностью к дальнейшей эксплуатации. Все затраты, связанные с подъемом лодки ложатся на владельца.

Поучительно! Если термины технического освидетельствования просрочены, то владельца может ожидать штраф от 500 до 1000 рублей.

Право на управление лодкой

На какое плавсредство можно получить права? Ответ на этот вопрос очень простой: на любые суда, независимо от габаритов, веса и тоннажа, если на них установлены моторы, мощностью больше 5-ти л.с.

В случае, если владелец не имеет права на управление подобным плавающим средством, то при определенных условиях, владелец будет оштрафован, а лодка будет отбуксирована на специальную стоянку. Ее можно вернуть, если предъявить документы, указывающие на права собственности, касающиеся данного плавсредства. Кроме этого, будет необходимо заплатить штраф, размер которого 1000-1500 рублей.

Нельзя получить судоводительский документ, не пройдя соответствующих курсов обучения. Несмотря на это, есть возможность самостоятельной подготовки и сдать нужные экзамены в ГИМС. Нужно лишь оформить заявление и оплатить госпошлину в размере 800 рублей. Если сдать экзамен не получится, то можно повторить попытку уже через одну неделю. Экзамен, касающийся теории, сдают в подразделениях ГИМС.

Экзамен по вождению принимается прямо на воде. Владелец плавсредства обязан выполнить ряд указаний, полученных от рядом сидящего инспектора. Если экзамены сданы успешно, то в результате, собственник лодки получает сертификат на право вождения.

Если владелец берет с собой лодку, то вместе с ней нужно взять и весь пакет документов.

На какую лодку не нужны права. Нужны ли права на лодку

  • 7 Января, 2019
  • Законодательство
  • Юлия Абдулбарова

Управление транспортными средствами возможно при наличии государственных прав, выданных водителю. Но распространяется ли это на плавательные средства (официальное название лодок с моторами)? На какую лодку не нужны права? Рассмотрим этот вопрос с позиции ГИМС – Государственной инспекции по маломерным судам. Установим, какой водный транспорт необходимо регистрировать, на что не требуются права, как изменились нормативные требования в 2016 году, что обязательно должно быть на судне при встрече с инспектором.

Как было раньше?

Перед тем как разобрать, на какую лодку не нужны права сегодня, рассмотрим, какой ситуация была ранее.

До 2016 года все лодки с моторами по умолчанию считались маломерными судами. Следовательно, такое приобретение обязательно нужно было зарегистрировать в местном отделении ГИМС.

На учет необходимо было ставить любые лодки с мотором и/или грузоподъемностью более 220 кг. Если ваше водное средство попадало под данные условия, вы должны были и зарегистрировать его, и получать права на управление лодкой.

Когда нужны права на лодку с мотором? До 2016 года – если на вашем судне стоял двигатель мощнее 5 л.с.

Почему вышло обновление законодательства?

Все вышеперечисленное вело за собой довольно негативные последствия:

  • Нескончаемые очереди в ГИМС на регистрацию лодок.
  • Длительно оформление документов.
  • Оплата государственной пошлины за регистрацию даже маломощного средства.
  • Уплата налогов на транспортные средства стандартно в конце года.
  • Обучение управлению маломерным судном, сдача соответствующих экзаменов.
  • Прохождение медицинской комиссии для получения прав.
  • Оплата соответствующих пошлин (для получения прав).

Недовольства собственников моторных лодок привели к тому, что законодательство было пересмотрено. Сегодня все совершенно иначе.

Настоящее положение дел

В 2016 году наконец-то стало возможным управлять “моторкой” без прав. Такие устройства переставили называться маломерными судами. В их отношении стал применяться термин “плавательное средство”.

Что считается плавсредством? Лодка, которая подходит под данные характеристики:

  • Вес менее 200 кг. Что тут берется в расчет? Именно вес самой лодки – без учета бака, пассажира и груза.
  • Мотор мощностью менее 10,88 л.с. (или 8 кВт).

Данное плавательное средство регистрировать в ГИМС не обязательно. И при соблюдении данных условий является законным управление моторной лодкой без прав.

Что изменилось?

Что касается грузоподъемности плавательного средства, она уже перестала иметь для ГИМС значение с введением новых правил.

На какую лодку не нужны права сегодня? На плавсредство, которое по вышеобозначенным характеристикам не подлежит госрегистрации.

Прежним осталось только обязательство уплаты налога на транспортное средство. Если на вашей лодке стоит мотор мощностью от 5 л.с., вы должны перечислять соответствующий взнос в госказну. Только сегодня всю необходимую информацию вы предоставляете в налоговую инспекцию самостоятельно.

Важно помнить и о том, что если ваше плавсредство не подлежит госрегистрации, вы не обязаны в текущем году проходить техническое освидетельствование.

Если вы встретитесь с инспектором, он не имеет права требовать от вас соответствующие документы. Как правило, специалист по надписям на моторе и самой лодке определяет, что перед ним: плавательное средство или же маломерное судно. Максимум, что он может потребовать от владельца лодки, – предоставить доступ к шильде на плавсредстве и его моторе.

Актуальное законодательство

На какую лодку не нужны права? Ответ на вопрос вы найдете в действующих на сегодняшний день нормативных правовых актах:

  • “Регламент МЧС РФ предоставления услуги по госрегистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС РФ”. Приказ российского МЧС №339 (2016).
  • “Правила госрегистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС РФ”. Приказ российского МЧС №340 (2016).

Все это касается тех маломерных судов, что используются владельцами в некоммерческих целях. Эти новые порядки прекратили действие ранее имевшего юридическую силу Приказа МЧС РФ №500 (2005).

Что является маломерным судном?

Мы разобрались, на какой лодочный мотор не нужны права. Государственная регистрация, получение прав сегодня обязательны лишь в отношении маломерного водного транспорта. Но что им является по обновленным нормам?

Маломерное судно соответствует следующим характеристикам:

  • Длина – не более 20 м.
  • Число пассажиров – не более 12.
  • Масса – более 200 кг.
  • Мощность двигателя – более 8 кВт (или 10,88 л. с.)

Будьте внимательны: масса маломерного судна высчитывается по ГОСТ Р ИСО-8666-2012. По нему берется в расчет не вес фактически установленного на лодку мотора. А вес самого тяжелого двигателя наибольшей мощности, допустимой для судна данного типа.

Регистрация

На какой лодочный мотор не нужны права? По самым актуальным требованиям ГИМС – мощностью менее 10,88 л.с. Давайте теперь проследим, какие требования к моторным лодкам изменились еще. Начнем с регистрации.

До введения новых положений МЧС России владелец мог зарегистрировать судно на собственный выбор:

  • По месту своего жительства.
  • По локации, где базируется судно.

Сегодня же процедура регистрации маломерного судна проходит по адресу прописки его собственника. Необходимо обратиться в любое из подразделений ГИМс на всей территории России.

Номер судна

На какую моторную лодку не нужны права? Если она подходит под характеристики плавательного средства. А именно: весит менее 200 кг (по ГОСТ Р ИСО-8666-2012) и имеет двигатель мощностью менее 8 кВт. В противном случае лодка признается маломерным судном, для которого обязательна и регистрация, и права.

Регистрируя маломерное судно по старым правилам (до 2016 года), вы получали специальный номер. В нем стандартно были 7 знаков: три буквы русского алфавита и четыре арабские цифры.

Судовладельцы наносили номер на оба борта своих лодок. При этом нужно было не нарушить следующие требования:

  • Расположение на 1/4 длины корпуса лодки от форштевня.
  • Весь номер обязательно должен был умещаться в одну строчку.
  • Высота указанных символов – не менее 150 мм, ширина – не менее 100 мм, толщина наносимых линий – не менее 15-20 мм.

В случае когда конструктивные особенности лодки не позволяли строго следовать данным требованиям, орган регистрации самостоятельно вырабатывал для данного маломерного судна индивидуальные предписания.

В настоящее время касательно номера вступили в силу следующие изменения:

  • Длина регистрационного номера маломерного судна – 11 знаков. Это две буквы русского алфавита, четыре арабские цифры, надпись на латинице RUS и двухзначный код субъекта Российской Федерации.
  • Располагается номер также – в одну строчку, на обоих бортах.
  • Геометрическая середина номера должна быть на 1/4 длины корпуса от форштевня.
  • Что касается высоты, ширины надписи, толщины линий, правила остались прежними.
  • Если вышеобозначенные требования не позволяет воплотить в жизнь конструкция судна, то индивидуальные правила выписывает специалист местного отделения ГИМС. Они также вносятся в судовой билет и реестр.

Длительность регистрации

Сегодня вполне легально можно путешествовать на лодке без прав и регистрации. Только она должна соответствовать характеристикам плавательного средства.

В ином случае вам придется зарегистрировать свое маломерное судно. Сколько времени на это требуется? До вступления в силу нововведений 2016 года с момента подачи всей необходимой документации в ГИМС нужно было ждать три рабочих дня.

Изменилось ли что-то сегодня? Нет. По новому законодательству срок предоставления государственных услуг со дня приема документации от заявителя до получения результатов – не более трех рабочих дней. Если специалистами в бумагах были обнаружены основания для приостановления оказания госуслуги, то срок регистрации маломерного судна продлевается до 30 рабочих дней. За это время владелец лодки должен исправить все неточности, предоставить правильно заполненные бумаги.

Снятие с учета

Обновление предписаний ГИМС стало неприятным моментом для тех владельцев маломерных судов, кто собирался снять свою моторную лодку с учета. Напомним, что ранее за исключение ее из реестра никакая плата не взималась. С 2016 года за снятие маломерного судна с учета вам необходимо оплатить государственную пошлину в размере 200 рублей.

Небольшое обновление, на которое нужно обратить внимание. До 2016 года владельцы маломерных судов имели право наносить на борт изображение флага Российской Федерации. Но не обязаны были это делать.

С 2016 года государственный флаг РФ обязательно должен быть нанесен на борт маломерного судна, прошедшего государственную регистрацию.

Отказ в регистрации

Еще раз уточним, что в текущем году управление лодкой без прав возможно. Но в случае когда ее мотор не мощнее 10,88 л. с., а вес – не тяжелее 200 кг.

Если же вы являетесь владельцем маломерного судна, то наличие прав для вас обязательно. Как и прохождение государственной регистрации лодки. Однако в этом могут вам отказать при наличии следующих оснований:

  • Есть признаки того, что изменена, уничтожена маркировка, которую нанес строитель, производитель судна.
  • Заявитель предъявил документы, которые являются, по данным ГИМС, утерянными, похищенными.
  • Заявитель не явился за изготовленными бумагами, не внес необходимые изменения в течение 30 рабочих дней с момента подачи заявки.

Что должно быть на плавсредстве?

Мы разобрались, нужны ли права на лодку, в каких случаях. В заключение представим читателю, что обязательно должно быть на борту его плавательного средства в соответствии с новыми требованиями законодательства:

  • Спасательные жилеты. Отсутствие их инспектор ГИМС не “простит”. Более того, жилеты надеваются всеми, кто находится в лодке. Изделия должны быть красного или оранжевого оттенка, со светоотражающими элементами. Жилет также укомплектовывается свистком.
  • Нормы снабжения уже не применяются к моторным лодкам весом до 200 кг и мощностью двигателя до 10,88 л. с. У вас на борту, конечно, должна быть аптечка, якорь и весла. Но если этого не будет, то штраф все равно не будет выписан.

Наличие спасательных жилетов на борту важно не для инспектора ГИМС, а для владельца лодки и его пассажиров. Поэтому не следует доверять дешевым (до 1500 рублей) изделиям. Это страховочные, но не спасательные средства. В чем различия?

Спасательный жилет сконструирован так, что при падении в воду он перевернет человека на спину и будет держать на плаву. Даже если вы не умеете плавать или потеряете сознание. От страховочного жилета этого ждать не стоит. Если человек не умеет плавать или находится без сознания, шансы его на спасение здесь практически равны нулю.

Подведем итог. Сегодня вы можете управлять моторной лодкой, не имея прав, не проходя государственную регистрацию судна. Но в том случае, если вы владелец плавсредства с мощностью мотора не более 8 кВт (или 10,88 л. с.). В противном случае ваша лодка – маломерное судно, которое нужно зарегистрировать. Управление им невозможно без обучения, прохождения экзамена, медкомиссии и получения прав. Обратите внимание также на правила нанесения номеров, государственного флага на борта лодки. Как за постановку на учет, так и за снятие с него взимается госпошлина.

Ссылка на основную публикацию