166 фз о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов

Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов” (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ
“О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов”

С изменениями и дополнениями от:

31 декабря 2005 г., 3 июня, 18, 29 декабря 2006 г., 20 апреля, 6 декабря 2007 г., 3 декабря 2008 г., 28 декабря 2010 г., 18 июля, 21 ноября, 6 декабря 2011 г., 2 июля, 28 декабря 2013 г., 12 марта, 28 июня, 4 ноября, 22, 31 декабря 2014 г., 2 мая, 29 июня 2015 г., 3 июля 2016 г., 29 июля, 5 декабря 2017 г., 26 ноября, 25 декабря 2018 г., 6 марта, 1 мая, 26 июля, 16 декабря 2019 г., 24 апреля, 15 октября, 8 декабря 2020 г.

Принят Государственной Думой 26 ноября 2004 года

Одобрен Советом Федерации 8 декабря 2004 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

20 декабря 2004 года

Определяются правовые основы деятельности по добыче (вылову) водных биоресурсов, под которыми понимаются рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.

Устанавливается дифференцированный правовой режим водных биоресурсов, в соответствии с которым должны учитываться их научно обоснованные биологические особенности, экономическое значение, доступность для использования, район промысла и другие факторы. Водные биоресурсы находятся в федеральной собственности, за исключением водных биоресурсов, обитающих в обособленных водных объектах (они могут находится также в собственности субъектов РФ, муниципальной и частной собственности).

Одним из основных принципов является платность использования водных биоресурсов, согласно которому любое использование водных биоресурсов осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

В целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования могут устанавливаться ограничения рыболовства. К таким запретам, в частности, относится запрет рыболовства в определенных районах промысла и в отношении отдельных видов водных биоресурсов, минимальные размер и вес добываемых (вылавливаемых) водных биоресурсов, виды разрешаемых орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов и др.

Право на изъятие водных биоресурсов из среды их обитания удостоверяется разрешением.

Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов”

Текст Федерального закона опубликован в “Парламентской газете” от 23 декабря 2004 г. N 241, в “Российской газете” от 23 декабря 2004 г. N 284, в Собрании законодательства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 52 (часть I) ст. 5270

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 429-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 декабря 2020 г.

Федеральный закон от 15 октября 2020 г. N 331-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 октября 2020 г.

Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 146-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 мая 2020 г.

Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. N 431-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 июня 2020 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 мая 2019 г.

Федеральный закон от 6 марта 2019 г. N 20-ФЗ

Изменения вступают в силу с 17 марта 2019 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 475-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г., за исключением пункта 8 статьи 16 изменений, вступающего в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 26 ноября 2018 г. N 421-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 ноября 2018 г. и с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 391-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 225-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 208-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 2 мая 2015 г. N 120-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 519-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 445-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 343-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 181-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 33-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 148-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступающие в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 420-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 декабря 2007 г. N 333-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 20 апреля 2007 г. N 57-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 260-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов” (20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ)

Тип документа: закон

Номер: 166-ФЗ

Дата принятия: 20.12.2004

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) водные биологические ресурсы (далее – водные биоресурсы) – рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы;

2) анадромные виды рыб – виды рыб, воспроизводящихся в пресной воде водных объектов в Российской Федерации, совершающих затем миграции в море для нагула и возвращающихся для нереста в места своего воспроизведения;

3) катадромные виды рыб – виды рыб, воспроизводящихся в море и проводящих большую часть своего жизненного цикла во внутренних водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации;

4) трансграничные виды рыб и других водных животных – виды рыб и других водных животных, которые воспроизводятся и проводят большую часть своего жизненного цикла в исключительной экономической зоне Российской Федерации и могут временно мигрировать за пределы такой зоны и в прилегающий к такой зоне район открытого моря;

5) трансзональные виды рыб и других водных животных – виды рыб и других водных животных, обитающих в исключительной экономической зоне Российской Федерации и в прилегающих к ней исключительных экономических зонах иностранных государств;

6) далеко мигрирующие виды рыб и других водных животных – виды рыб и других водных животных, которые большую часть своего жизненного цикла проводят в открытом море и могут временно мигрировать в исключительную экономическую зону Российской Федерации;

7) сохранение водных биоресурсов – поддержание водных биоресурсов или их восстановление до уровней, при которых могут быть обеспечены максимальная устойчивая добыча (вылов) водных биоресурсов и их биологическое разнообразие, посредством осуществления на основе научных данных мер по изучению, охране, воспроизводству, рациональному использованию водных биоресурсов и охране среды их обитания;

8) добыча (вылов) водных биоресурсов – изъятие водных биоресурсов из среды их обитания;

9) рыболовство – деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов;

10) промышленное рыболовство (далее также – промысел) – предпринимательская деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов с использованием специальных средств по приемке, переработке, перегрузке, транспортировке и хранению уловов и продуктов переработки водных биоресурсов;

11) прибрежное рыболовство – промышленное рыболовство, целью которого является доставка уловов свежих или охлажденных водных биоресурсов для переработки или реализации на территории Российской Федерации;

12) общие допустимые уловы водных биоресурсов – научно обоснованные величины годовой добычи (вылова) водных биоресурсов конкретных видов в рыбохозяйственном бассейне или районе промысла;

13) квота добычи (вылова) водных биоресурсов – часть общего допустимого улова водных биоресурсов;

14) доля в общем объеме квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства – часть общего объема квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства;

15) рыбопромысловые суда – суда, используемые для осуществления рыболовства, в том числе суда для приемки, переработки, перегрузки, транспортировки, хранения уловов водных биоресурсов и продуктов их переработки, а также для снабжения топливом, водой, продовольствием, тарой и другими материалами;

16) любительское и спортивное рыболовство – деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов в целях личного потребления и в рекреационных целях;

17) рыбоводство – выращивание рыбы, других водных животных и растений;

18) промышленное рыбоводство (аквакультура) предпринимательская деятельность по выращиванию рыбы, других водных животных и растений;

19) разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов – документ, удостоверяющий право на добычу (вылов) определенного объема водных биоресурсов.

Статья 2. Основные принципы законодательства о водных биоресурсах

1. Законодательство о водных биоресурсах основывается на следующих принципах:

1) учет значения водных биоресурсов как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляется исходя из представлений о них как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом человеком для потребления, в качестве основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав на водные биоресурсы;

2) приоритет сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав, согласно которому владение, пользование и распоряжение водными биоресурсами осуществляются собственниками свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и состоянию водных биоресурсов;

3) приоритет сохранения особо ценных видов водных биоресурсов, согласно которому добыча (вылов) особо ценных видов водных биоресурсов ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами;

4) установление дифференцированного правового режима водных биоресурсов, в соответствии с которым при определении правового режима водных биоресурсов должны учитываться их научно обоснованные биологические особенности, экономическое значение, доступность для использования, район промысла и другие факторы;

5) участие граждан и общественных объединений в решении вопросов, касающихся рыболовства и сохранения водных биоресурсов, согласно которому граждане Российской Федерации и общественные объединения имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние водных биоресурсов, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;

6) учет интересов населения, проживающего на прибрежных территориях, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, согласно которому им должен быть обеспечен доступ к водным биоресурсам для обеспечения жизнедеятельности населения;

7) предоставление в пользование водных биоресурсов гласно и открыто, согласно которому информация о предоставлении в пользование водных биоресурсов, в том числе о распределении квот добычи (вылова) водных биоресурсов, общедоступна любому лицу;

8) разделение функций управления федеральной собственностью на водные биоресурсы и осуществления контроля в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, согласно которому полномочия на управление федеральной собственностью на водные биоресурсы и полномочия на осуществление контроля в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляются разными федеральными органами исполнительной власти;

9) платность использования водных биоресурсов, согласно которому любое использование водных биоресурсов осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

2. Иными федеральными законами могут быть установлены другие принципы законодательства о водных биоресурсах, не противоречащие принципам, установленным настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Законодательство о водных биоресурсах

1. Законодательство о водных биоресурсах состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

2. Отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации.

3. Правительство Российской Федерации принимает постановления, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в пределах полномочий, определенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также нормативными указами Президента Российской Федерации.

4. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в случаях и в пределах, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

5. На основании и во исполнение настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

6. На основании и во исполнение настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

Статья 4. Международные договоры Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов

Если международными договорами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством о водных биоресурсах, применяются правила этих международных договоров.

Статья 5. Отношения, регулируемые законодательством о водных биоресурсах

1. Законодательством о водных биоресурсах регулируются отношения, возникающие в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

Читайте также:  Как выбрать крючки на сома?

2. Договорные обязательства в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов регулируются гражданским законодательством.

Статья 6. Сфера действия законодательства о водных биоресурсах

Действие законодательства о водных биоресурсах распространяется на:

1) внутренние воды Российской Федерации, в том числе внутренние морские воды Российской Федерации, а также на территориальное море Российской Федерации, континентальный шельф Российской Федерации и исключительную экономическую зону Российской Федерации;

2) рыбопромысловые суда, находящиеся в открытом водном пространстве вне пределов Российской Федерации, плавающие под Государственным флагом Российской Федерации и приписанные к портам Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

3) сухопутную территорию Российской Федерации, которая используется в целях рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

Статья 7. Участники отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов

1. Участниками отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.

2. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в отношениях в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, установленной нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.

Статья 8. Объекты отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов

Объектами отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов являются водные биоресурсы и среда их обитания.

Статья 9. Оборотоспособность водных биоресурсов

1. Оборот водных биоресурсов осуществляется в той мере, в какой он допускается настоящим Федеральным законом.

2. Водные биоресурсы, находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, могут переходить от одного лица к другому лицу в соответствии с гражданским законодательством.

Глава 2. Права на водные биоресурсы

Статья 10. Право собственности на водные биоресурсы

1. Водные биоресурсы находятся в федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Водные биоресурсы, обитающие в обособленных водных объектах, могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности.

Статья 11. Право пользования водными биоресурсами

Право пользования водными биоресурсами возникает на основании разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, договора пользования рыбопромысловым участком и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

Статья 12. Ограничение права пользования водными биоресурсами

Право пользования водными биоресурсами может быть ограничено в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

Статья 13. Прекращение права пользования водными биоресурсами

1. Право пользования водными биоресурсами прекращается:

1) по истечении срока пользования водными биоресурсами;

2) по соглашению между пользователем водными биоресурсами и лицом, предоставившим право пользования водными биоресурсами;

3) в случае возникновения условия, которое предусмотрено разрешением на добычу (вылов) водных биоресурсов или договором пользования рыбопромысловым участком и с возникновением которого прекращается право пользования водными биоресурсами;

4) по решению суда;

5) при отказе пользователя водными биоресурсами от использования водных биоресурсов;

6) при ликвидации юридического лица или в связи со смертью гражданина, которым водные биоресурсы были предоставлены в пользование;

7) при возникновении необходимости использовать водные объекты для государственных нужд;

8) в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

2. Принудительное прекращение права пользования водными биоресурсами осуществляется в судебном порядке.

Статья 14. Способы защиты прав на водные биоресурсы

Способы защиты прав на водные биоресурсы определяются в соответствии с гражданским законодательством.

Глава 3. Рыболовство

Статья 15. Объекты рыболовства

1. Перечень видов водных биоресурсов, которые являются объектами рыболовства, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

2. Порядок согласования указанного в части 1 настоящей статьи перечня определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 16. Виды рыболовства

1. Граждане и юридические лица могут осуществлять следующие виды рыболовства:

1) промышленное рыболовство, в том числе прибрежное рыболовство;

2) рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях;

3) рыболовство в учебных и культурно-просветительских целях;

4) рыболовство в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов;

5) любительское и спортивное рыболовство;

6) рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

2. Рыболовство осуществляется в соответствии с правилами, регламентирующими добычу (вылов) водных биоресурсов (далее – правила рыболовства).

3. Типовые правила рыболовства и правила рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

Федеральный закон № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»

20 декабря 2004 года N 166-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О РЫБОЛОВСТВЕ И СОХРАНЕНИИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

26 ноября 2004 года

8 декабря 2004 года

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 199-ФЗ,

от 03.06.2006 N 73-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ,

от 29.12.2006 N 260-ФЗ, 20.04.2007 N 57-ФЗ,

от 06.12.2007 N 333-ФЗ, от 03.12.2008 N 250-ФЗ,

от 28.12.2010 N 420-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ,

от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 21.11.2011 N 331-ФЗ,

от 06.12.2011 N 401-ФЗ, от 06.12.2011 N 409-ФЗ,

от 02.07.2013 N 148-ФЗ)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) водные биологические ресурсы (далее – водные биоресурсы) – рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы;

2) анадромные виды рыб – виды рыб, воспроизводящихся в пресной воде водных объектов в Российской Федерации, совершающих затем миграции в море для нагула и возвращающихся для нереста в места своего воспроизведения;

3) катадромные виды рыб – виды рыб, воспроизводящихся в море и проводящих большую часть своего жизненного цикла во внутренних водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации;

4) трансграничные виды рыб и других водных животных – виды рыб и других водных животных, которые воспроизводятся и проводят большую часть своего жизненного цикла в исключительной экономической зоне Российской Федерации и могут временно мигрировать за пределы такой зоны и в прилегающий к такой зоне район открытого моря;

5) трансзональные виды рыб и других водных животных – виды рыб и других водных животных, обитающих в исключительной экономической зоне Российской Федерации и в прилегающих к ней исключительных экономических зонах иностранных государств;

6) далеко мигрирующие виды рыб и других водных животных – виды рыб и других водных животных, которые большую часть своего жизненного цикла проводят в открытом море и могут временно мигрировать в исключительную экономическую зону Российской Федерации;

7) сохранение водных биоресурсов – поддержание водных биоресурсов или их восстановление до уровней, при которых могут быть обеспечены максимальная устойчивая добыча (вылов) водных биоресурсов и их биологическое разнообразие, посредством осуществления на основе научных данных мер по изучению, охране, воспроизводству, рациональному использованию водных биоресурсов и охране среды их обитания;

8) добыча (вылов) водных биоресурсов – изъятие водных биоресурсов из среды их обитания;

9) рыболовство – деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов;

(п. 9 в ред. Федерального закона от 03.12.2008 N 250-ФЗ)

10) промышленное рыболовство – предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов;

(п. 10 в ред. Федерального закона от 03.12.2008 N 250-ФЗ)

10.1) прибрежное рыболовство – предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, приемке, обработке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов в определенные органами государственной власти прибрежных субъектов Российской Федерации места доставки на территориях этих субъектов, в том числе в морские порты Российской Федерации, а в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях перегрузка уловов водных биоресурсов и производство на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из водных биоресурсов;

(п. 10.1 введен Федеральным законом от 03.12.2008 N 250-ФЗ, в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 148-ФЗ)

11) утратил силу с 1 января 2008 года. – Федеральный закон от 06.12.2007 N 333-ФЗ;

12) общий допустимый улов водных биоресурсов – научно обоснованная величина годовой добычи (вылова) водных биоресурсов конкретного вида в определенных районах, установленная с учетом особенностей данного вида;

(п. 12 в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 333-ФЗ)

13) квота добычи (вылова) водных биоресурсов – часть общего допустимого улова водных биоресурсов, определяемая в целях осуществления рыболовства;

(п. 13 в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 333-ФЗ)

14) доля квоты добычи (вылова) водных биоресурсов – часть квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, закрепляемая за лицами, у которых возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов, и выраженная в процентах;

(в ред. Федеральных законов от 06.12.2007 N 333-ФЗ, от 28.12.2010 N 420-ФЗ)

15) утратил силу с 1 января 2008 года. – Федеральный закон от 06.12.2007 N 333-ФЗ;

16) любительское и спортивное рыболовство – деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов в целях личного потребления и в рекреационных целях;

17) аквакультура – деятельность по содержанию и разведению, в том числе выращиванию, водных биоресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по добыче (вылову) данных водных биоресурсов;

(в ред. Федеральных законов от 03.12.2008 N 250-ФЗ, от 28.12.2010 N 420-ФЗ)

18) товарное рыбоводство – предпринимательская деятельность по содержанию и разведению, в том числе выращиванию, водных биоресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, их добыче (вылову) с последующей реализацией уловов водных биоресурсов;

(п. 18 в ред. Федерального закона от 03.12.2008 N 250-ФЗ)

19) разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов – документ, удостоверяющий право на добычу (вылов) водных биоресурсов;

(в ред. Федеральных законов от 06.12.2007 N 333-ФЗ, от 28.12.2010 N 420-ФЗ)

20) рыбное хозяйство – виды деятельности по рыболовству и сохранению водных биоресурсов, аквакультуре, производству и реализации рыбной и иной продукции из водных биоресурсов;

(п. 20 введен Федеральным законом от 03.12.2008 N 250-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 420-ФЗ)

21) уловы водных биоресурсов – живые, свежие, охлажденные, замороженные или обработанные водные биоресурсы, определенный объем которых добывается (вылавливается) при осуществлении промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства, товарного рыбоводства или в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях иных видов рыболовства.

(п. 21 введен Федеральным законом от 03.12.2008 N 250-ФЗ)

Статья 2. Основные принципы законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов

(в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 333-ФЗ)

1. Законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов основывается на следующих принципах:

(в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 333-ФЗ)

1) учет значения водных биоресурсов как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляется исходя из представлений о них как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом человеком для потреблени

Новый закон О рыболовстве в Российской Федерации

Ловля рыбы осуществляется в промышленных и личных целях. В промышленных целях предназначается для использования и приготовления ее в питании. В личных целях — это хобби или вид спорта. Чтобы урегулировать эту сферу деятельности, был принят Федеральный закон № 166 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Общие положения закона о рыбалке

Федеральный закон № 166 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» был принят Государственной Думой 26 ноября 2004 года, а одобрен 8 декабря того же года.

Закон выполняет следующие цели государства:

  • Учитывает значения водных биоресурсов для последующей их корректировки;
  • Сохраняет водные биоресурсы и разрешает их рационально использовать;
  • Контролирует ценные виды биоресурсов (в том числе вид рыбы, который занесен в красную книгу);
  • Допускает участие граждан и Общественных объединений на законных основаниях в решении вопросов, которые касаются рыболовства и наведения порядка в деятельности по добыче биоресурсов;
  • Учитывает интересы населения, для которых рыболовство является основой существования граждан;
  • Предоставляет информацию о биоресурсах открыто;
  • Регулирует плату за использование водоема частного лица или от государства.
  • Глава 1 — Описывает общие положения;
  • Глава 2 — Перечисляет права на использование водных биоресурсов;
  • Глава 3 — Описывает сферу деятельности (рыболовство);
  • Глава 4 — Раскрывает случаи, когда допускается разрешение на добычу биоресурсов;
  • Глава 5 — Описывает методы управления в сфере рыболовства и сохранности водных биоресурсов;
  • Глава 6 — Раскрывает правильное поддержание среды обитания водных существ;
  • Глава 7 — Перечисляет основные возникающие споры в сфере рыболовства и способы их разрешения.

Также читайте о платной скорой помощи в РФ. Подробнее тут:

Когда и где можно ловить рыбу бесплатно по закону?

В Российской Федерации можно рыбачить бесплатно, если рыбалка проводится на водоемах общего пользования и в период, когда она по закону не запрещена. Существует ряд критериев, которые описывают места, сроки, способы ловли и виды рыб. Если нарушить один из них, то любой рыболов превращается в браконьера.

О последних изменениях в Федеральном законе 416 написано здесь:

Рыбалка запрещена:

  • В заповедниках;
  • На предприятиях, основная цель которых — добыча рыбы для промышленной переработки;
  • На расстоянии менее 500 метров от гидротехнических сооружений (мосты, шлюзы и т.д).

Если территория, которая прилегает к водоему — частная, а сам водоем взят в аренду физическим или юридическим лицом, потребуется получить разрешение владельца на рыбалку.

Федеральный закон №73 читайте здесь:

Рыболовы-любители могут использовать такие инструменты как:

  • Спиннинги;
  • Фидеры;
  • Поплавочные удочки;
  • Крючки и жерлицы;
  • Донные удочки.

Количество инструментов — не более 5 одновременно на одного человека. Другие снасти разрешены в том случае, если количество закрепленных на них крючков — не более 10 шт.

Законом строго запрещены следующие виды инструментов:

  • Электрошокеры;
  • Электроудочки;
  • Пневматическое оружие;
  • Огнестрельное оружие;
  • Токсичные смеси;
  • Взрывчатки.

На лодке (на веслах или моторной) не везде разрешается рыбалка. Каждый регион Российской Федерации относительно этого правила может выдвигать свои условия.

В некоторых регионах РФ (Дальний Восток, Сибирь) допускается использование сетей. Но для этого потребуется получить разрешение в Федеральном агентстве по рыболовству. После получения разрешения на каждую сеть наносится специальная маркировка с информацией о владельце.

Ловить рыбу можно в течение всего года. Исключением является нерест. У каждого вида рыбы разный период нереста. Влияющие на этот феномен факторы: погода и другие условия. Точные данные о запрете рыбалки уточняются и устанавливаются региональными властями.

Когда можно ловить рыбу на спиннинг?

На спиннинг, как и на обычную удочку с поплавком, запрет наступает тогда, когда и нерест у конкретного вида рыбы. В разных регионах РФ весной нерест наступает в разное время года. Поэтому если отправиться на рыбалку весной, то желательно заранее уточнить временные рамки.

Ловить рыбу запрещено даже с берега именно потому, что щука очень близко подходит к нему, начинает активно теряться и питаться всем подряд.

Читайте также:  Рыбалка с лодки в камышах: снасть, приманка

Меры наказания

Рыбалка во время нереста строго запрещена. Если это правило будет нарушено, штраф может составить до 300 тысяч рублей. Если манипуляции рыбака нанесли серьезный ущерб водоему и водным биоресурсам, предусматривается уголовная ответственность.

Сотрудники Федерального агентства вправе проверить не только документы рыболовов, но и досматривать личные вещи граждан, транспортные средства. В случае нарушения добыча и инструменты ловли рыбы изымаются, при этом дополнительно выписывается штраф

Скачать текст закона о рыболовстве

Закон о рыболовстве распространяется на внутренние водоемы Российской Федерации, включая внутренние морские воды. Чтобы проанализировать закон № 166 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» более детально, скачать его можно по ссылке.

Федеральный закон о рыбалке: основные положения, санкции за нарушение

Российская Федерация обладает огромным количеством биоресурсов. Рыбный промысел относится к одному из стратегически важных видов, который требует более особого внимания и регулирования.

Государством осуществляется контроль ловли в промышленных масштабах, а так же любительском вылове в водоемах на территории нашей страны. Этот механизм направлен для поддержания популяции многих ценных речных и морских пород рыб.

Федеральный закон № 166 о рыболовстве: описание

Данный закон вступил в силу 26 ноября 2004 года.

Главное направление — регулирование данной сферы деятельности и выполнение следующих целей государства:

  • Рационально использовать и сохранять водные биоресурсы;
  • Наведение порядка в рамках закона. При возникновении вопросов у гражданских лиц, организаций, занимающихся рыболовным промыслом;
  • Корректировать и учитывать объем водных биологических ресурсов;
  • Контролировать популяции ценных пород рыб, которые охраняются Красной книгой;
  • Предоставлять открытую информацию о биоресурсах;
  • Создавать удобные временные рамки. Для населения, у которого данный род занятий является основным источником существования;
  • Регулировать и назначать цены при использовании частных или государственных водоемов;

Содержание закона

Основывается на принципах жизнедеятельности человека. Определяет природный объект в степени важности охраны, бережному использованию водных ресурсов гражданами для личного потребления.

В следующем документе определен перечень понятий:

  • Водные биоресурсы – рыбы, млекопитающие, водоросли, растения и другие животные, находящиеся в свободной (естественной среде) обитания;
  • Анадромные виды – нерестятся в пресноводных водоемах, для дальнейшего роста мигрируют в море;
  • Рыбы и другие животные, обитающие в экономической зоне России, осуществляющие миграцию за ее границы — трансграничные популяции;
  • К трансзональным относят обитателей Российского водного бассейна, также иных зарубежных стран;
  • Рыб и других водных обитателей, проводящих основной период своей жизни в море, но мигрирующих в бассейны России — далеко мигрирующие популяции;
  • Добыча водных обитателей из постоянной, естественной среды их обитания;
  • Поддержание и сохранение биологического разнообразия водной фауны, проведение устойчивого вылова, воспроизводства и научного изучения видов рыб или млекопитающих;
  • Рыболовство – деятельность, направленная на вылов, переработку, хранение и производство рыбной или иной продукции;
  • Промышленная деятельность – по разведке и добыче рыбных ресурсов. Производство и переработка на рыбопромысловых судах, транспортировке, складированию рыбной или другой продукции. Проведению ловли в прибрежных водах России;
  • Определение размеров вылова конкретных видов в промысловых районах, c учетом ценности особенностей видов;
  • Назначение уровня добычи (квоты) – для физических лиц и организаций, имеющих право осуществлять добычу рыбных ресурсов. Выражено в процентных нормах;
  • Спортивная или любительская рыбалка для индивидуально употребления;
  • Содержание в искусственных условиях или разведение в полу вольной среде;
  • Предпринимательская деятельность по разведению и выращиванию рыб, с дальнейшей реализацией;
  • Выдача разрешительных документов (лицензий);
  • Ведение рыбного хозяйства;
  • Определение понятия улов – размер вылова установленными методами, живой, замороженный, охлажденный.

Когда и где можно ловить рыбу бесплатно?

Рыбачить бесплатно в нашей стране разрешается во всех водных бассейнах, которые имеют ранг общего пользования. В конкретные установленные сроки, с точным определением места и методом лова.

Как правило, разрешается заниматься добычей на протяжении всего года, исключением является период метания икры весной. Для осуществления вылова следует получить платную лицензию для конкретного вида деятельности. Как правило, при использовании сетей.

Любители рыбной ловли могут использовать спиннинги, донные, поплавочные удочки, жерлицы, фидеры. Количество разрешенных снастей не должно превышать 5 штук для одного рыболова. С закреплением рыболовных крючков не более 10.

В период нереста разрешен лов только с береговой линии с применением одной снасти с одним крючком (не более 10 размера). Устанавливаются квоты на объемы вылавливаемого и допустимого веса улова.

Когда разрешено осуществлять рыбалку на спиннинг?

Вылов с использованием спиннинга разрешен после завершения икромета. В разных регионах этот период начинается в разные сроки. Ранней весной, после появления первых проталин, рыба становится более активной и прожорливой.

В этот период улов может быть довольно большим. На некоторых водоемах рыбалка на спиннинг устанавливается в определенное время, с указанием конкретных мест, где можно проводить заброс блесны.

Штрафы и санкции за нарушения закона

Российским законодательством установлен запрет на лов в период ее нереста, размер денежного штрафа может составлять до 300 тысяч рублей.

При нанесении значительного вреда, загрязнении водных объектов возможно уголовное наказание. Конфискация предметов лова, установление дополнительных штрафов за каждую пойманную рыбу (по описи).

Проблемы применения Федерального закона “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов” (Бессчасный С.А., Ягубкин А.В.)

Дата размещения статьи: 23.12.2014

В последние годы процедура распределения долей квот добычи (вылова) краба как наиболее ценного объекта промышленного и прибрежного рыболовства в Приморском крае приобрела широкий общественный резонанс.
Обоснованную тревогу с точки зрения соблюдения законности в анализируемой сфере правоотношений вызывают многочисленные нарушения, допускаемые уполномоченными органами при организации и проведении аукционов на заключение договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов.
Так, по иску заместителя прокурора края в связи с существенными нарушениями закона при проведении торгов арбитражными судами признаны недействительными аукционы по продаже права на заключение договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) крабов камчатского, синего и волосатого четырехугольного в подзоне Приморье для осуществления прибрежного рыболовства лицами, добывавшими (вылавливавшими) до 31 декабря 2008 г. крабов на территории РФ в подзоне Приморье на основании договоров, заключенных с научными организациями, так же как и договоры, заключенные по итогам этих аукционов.
Возражая против предъявленных требований ответчики, в частности, утверждали, что закон прямо не запрещает проводить указанные торги при наличии действующего запрета добычи водного биоресурса – объекта торгов.
Однако приведенная правовая позиция представляется противоречащей положениям Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов” (далее – Закон).
Действительно, согласно ч. 4 ст. 33.1 Закона договор о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов (далее – водный биоресурс, ВБР) может заключаться по результатам аукциона в случаях, предусмотренных законом.
То есть аукцион является одним из способов заключения указанного договора, который, в свою очередь, в силу ч. ч. 1, 2 ст. 33.1 Закона является основанием возникновения права на добычу (вылов) водных биоресурсов.
Таким образом, по результатам аукциона у хозяйствующего субъекта возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов, а предметом аукциона фактически является такое право.
В связи с этим проведение аукциона при наличии действующего запрета на добычу ВБР может привести к возникновению требований к РФ со стороны предприятий, с которыми заключены договоры о закреплении долей по результатам торгов, о реализации их права на вылов ВБР в целях исполнения таких договоров.
Действительно, заключение договора о закреплении долей квот обусловлено интересом добычи ВБР, поэтому сам по себе договор без последующего вылова (добычи) не может иметь самостоятельного значения для субъекта предпринимательской деятельности с точки зрения конечной цели совершения сделки – извлечения прибыли. Хозяйствующий субъект, уплатив денежные средства за приобретение права на заключение договора и сборы за пользование объектами животного мира, исходя из целей предпринимательской деятельности (ч. 1 ст. 2 ГК РФ), рассчитывает на получение чистой прибыли за счет вылова и последующей реализации ВБР. Заключение же договора без вылова противоречит общим принципам экономической деятельности и гражданского оборота.
При таких обстоятельствах проведение торгов при наличии действующего запрета исключено и должно вести к заведомо неправомерной, недостижимой цели добычи запрещенного к вылову водного биоресурса.
Обозначенная проблема не была предметом исследований в научной литературе, однако судебная практика, инициированная прокуратурой Приморского края, пришла к однозначному выводу – торги, проведенные в период действия запрета добычи (вылова) водного биоресурса, нарушают Закон (судебные акты по делам N А51-4766/2013, А51-3896/2013, А51-2890/2013). Эта правовая позиция поддержана Высшим Арбитражным Судом РФ в Определении от 15 июля 2014 г. N ВАС-8832/14.
Поскольку проанализированный вопрос, вызванный неопределенностью правового регулирования этой сферы правоотношений, стал предметом дискуссий правоприменителей, хозяйствующих субъектов и надзирающих органов, а также причиной нарушения закона при проведении некоторых аукционов должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, представляется целесообразным дополнить ст. 38 Закона положением, касающимся прямого запрета проводить такие аукционы по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов при наличии действующего запрета на добычу такого ресурса.
Подобное дополнение не усложнит правовой конструкции нормы статьи, позволит избежать возможных коррупционных проявлений и злоупотреблений на фоне неопределенности закона, в том числе проведения незаконных аукционов, а также последующего продолжительного оспаривания их результатов при фактическом неосвоении распределенных квот.
Однако сфера реализации Закона при организации и проведении аукционов по продаже права добычи крабов не ограничивается названной проблемой.
Более дискуссионным и наименее освещенным как в научной литературе, так и в судебной практике представляется вопрос практического применения ч. 4 ст. 57 Закона.
Необходимо обратить внимание, что ст. 57 внесена в Закон в целях правового регулирования вопросов возникновения права на добычу (вылов) водных биоресурсов у лиц, осуществлявших рыболовство до 31 декабря 2008 г.
При этом в силу ч. 4 ст. 57 Закона заключение договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов лицами, добывающими (вылавливающими) водные биоресурсы на основании договоров, заключенных с научными организациями, осуществляется по результатам аукционов, проводимых в соответствии со ст. 38 Закона.
Формулировка приведенной нормы при ее толковании во взаимосвязи с ч. 1 ст. 57 Закона и подп. “л” п. 2 Правил проведения аукционов по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов и (или) договора пользования водными биоресурсами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2008 г. N 602 (далее – Правила проведения аукционов), дает основания полагать, что ч. 4 ст. 57 устанавливает особый случай проведения аукциона только для лиц, вылавливавших водные биоресурсы на основании договоров с научными организациями до 31 декабря 2008 г.
Безусловно, такое толкование нормы ч. 4 ст. 57 Закона искусственно ограничивает число хозяйствующих субъектов, имеющих право на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) ВБР по результатам торгов, поскольку препятствует допуску к участию в аукционе лиц, не имеющих указанных договоров.
Однако сомнительно, что законодатель изначально заложил в нормативный правовой акт положение, противоречащее ст. 34 Конституции РФ и профильному антимонопольному законодательству и создающее предпосылки для ограничения конкуренции.
В свете обозначенной проблематики несомненную ценность представляет выяснение причин включения нормы в Закон. Привлекает внимание рассмотрение проекта федерального закона от 3 декабря 2008 г. N 250-ФЗ, которым она введена, комиссиями Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Согласно заключениям комиссий этот Закон направлен на совершенствование управления водными биоресурсами и создание благоприятных экономических условий для предприятий и организаций рыбохозяйственного комплекса путем внесения новых понятий и норм отсылочного и прямого действия, уточнения некоторых положений действующей редакции Закона.
При этом более конкретной аргументации предпосылок и оснований внесения ст. 57 в Закон ни пояснительная записка, ни таблицы поправок не содержат.
Эти обстоятельства свидетельствуют о неопределенности как самой нормы, так и регулируемой ею сферы правоотношений, что и порождает неоднозначность ее толкования и, соответственно, создает благоприятные условия для произвольного и ангажированного ее применения вразрез с требованиями Закона.
Более того, в Законе не прописан четкий механизм ее применения.
Эти признаки, характеризующие норму, являются коррупциогенными факторами , а сама ч. 4 ст. 57 способствует злоупотреблению властными полномочиями и, как следствие, порождает коррупционные правонарушения со стороны должностных лиц органов, уполномоченных организовывать и проводить аукционы.
——————————–
С точки зрения положений п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96.

Яркий пример последствий правовой неопределенности нормы – проведение Приморским территориальным управлением Росрыболовства аукционов по продаже права на заключение договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) краба-стригуна опилио, крабов камчатского, синего и волосатого четырехугольного в подзоне Приморье с ограничением круга участвующих лиц только хозяйствующими субъектами, осуществлявшими рыболовство в подзоне Приморье на основании договоров, заключенных с научными организациями и действовавших до 31 декабря 2008 г.
По искам прокуратуры Приморского края эти аукционы и договоры, заключенные по их результатам, арбитражным судом признаны недействительными (дела N А51-4766/2013, А51-3896/2013, А51-2890/2013), а в отношении руководителя управления возбуждено уголовное дело по признакам составов преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, ч. 5 ст. 33, п. “в” ч. 2 ст. 178, ч. 1 ст. 286 УК РФ (за пособничество в ограничении конкуренции путем заключения хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля) и превышение должностных полномочий).
Изучение проблемы приводит к выводу, что истинный смысл внесения в Закон ч. 4 ст. 57 – легализация возможности проводить аукционы в отношении права на заключение договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) в тех районах промысла, в которых ранее проводились исключительно ресурсные исследования. Несомненно, в этом случае преследуются интересы хозяйствующих субъектов, добывавших водные биоресурсы в указанных районах на основании договоров с научными организациями.
Сформулированная проблема неопределенности правовой нормы, порождающая коррупционные проявления, несомненно, требует практического решения либо путем исключения нормы из Закона, либо путем формирования единообразного подхода в ее толковании, соответствующего Конституции и антимонопольному законодательству.
Между тем единообразного толкования и применения судами норм права в этой сфере правоотношений нет, а Конституционный Суд РФ в Определении от 4 июня 2013 г. N 881-О отметил, что правоприменительную практику по этой категории дел нельзя признать сложившейся.
Подобная неопределенность нормы права не должна влечь за собой нарушение прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, не имеющих договоров с научными организациями, действовавших до 31 декабря 2008 г.
С этой позиции неоспоримую практическую ценность представляет толкование Высшим Арбитражным Судом РФ ч. 4 ст. 57 Закона, приведенное в Определении Конституционного Суда РФ от 4 июня 2013 г. N 881-О.
В силу правовой позиции ВАС РФ требование о представлении заключенных с научными организациями договоров, действовавших до 31 декабря 2008 г., на добычу объявленного вида водного биоресурса противоречит п. п. 38 – 40 Правил проведения аукционов, в которых приводится исчерпывающий перечень необходимых для участия в аукционе документов и сведений. Более того, суд указал, что ч. 4 ст. 57 не устанавливает каких-либо преференций для лиц, ранее осуществлявших добычу (вылов) водных биоресурсов на основании договоров с научными организациями, а, напротив, указывает на то, что такие лица должны участвовать в аукционах на общих основаниях, предусмотренных ст. 38 Закона.
Также интересны выводы арбитражных судов о том, что ч. 4 ст. 57 Закона только констатирует необходимость заключения исследуемых договоров по результатам аукционов (судебные акты по делам N А40-132833/2013, А40-132830/2013, А40-132821/2013).
На основании приведенных правовых позиций арбитражных судов следует, что лица, добывавшие (вылавливавшие) водные биоресурсы до 31 декабря 2008 г. на основании договоров, заключенных с научными организациями, участвуют в аукционах на право заключения договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов на общих основаниях, а отдельные аукционы для таких лиц не должны проводиться.
Подобное толкование ч. 4 ст. 57 Закона поддержано Федеральной антимонопольной службой в решениях по результатам рассмотрения жалоб ОАО “Преображенская база тралового флота” на действия Приморского территориального управления Росрыболовства при организации и проведении аукционов по продаже права на заключение договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) крабов в Приморском крае и арбитражными судами (судебные акты по делам N А40-132833/2013, А40-132830/2013, А40-132821/2013), а также Счетной палатой РФ в ходе контрольного мероприятия, связанного с проверкой законности проведенных аукционов, и Министерством сельского хозяйства РФ при рассмотрении отмеченных арбитражных дел.
Представляется, что иное толкование ч. 4 ст. 57 Закона недопустимо.
Однако более целесообразным представляется исключение этой нормы из Закона по следующим причинам:
– Закон содержит достаточный перечень оснований для проведения аукционов;
– действующая редакция нормы порождает коррупционные правонарушения и злоупотребления из-за правовой неопределенности;
– в целях устранения правового вакуума в механизме ее применения, а также для избежания возможных судебных тяжб на предмет правильности ее применения в том или ином случае.
Актуальность вопроса признания утратившей силу ч. 4 ст. 57 Закона нашла отражение и в поручениях Президента РФ. Так, во исполнение подп. “ж” п. 3 поручения Президента РФ от 21 марта 2013 г. N Пр-613 подготовлен проект Федерального закона “О признании утратившими силу части 34 статьи 19 и статьи 57 Федерального закона “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов”.
Таким образом, позиция о необходимости исключения ч. 4 ст. 57 из Закона согласуется с вектором государственной политики и представляется наиболее действенной мерой по исключению фактов коррупционных проявлений в анализируемой сфере.

Читайте также:  Отдых на рыбалке

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Цель законопроекта – расширение доступа к участию в закупках субъектам малого и среднего бизнеса, с возможностью предоставить банковские гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов МСП или обеспечения исполнения договора, заключенного по результатам таких закупок, выданные банками, включенным в перечень, предусмотренный статьей 45 Закона № 44-ФЗ.

Цель законопроекта – создание единой системы управления арестованным, конфискованным, а также иным изъятым имуществом, подлежащим обращению в собственность государства в соответствии с законодательством. Законопроектом предусматривается применение электронной формы торгов, а также, реализация имущества на единых электронных площадках, отобранных Правительством РФ, где путем проведения электронных аукционов реализуется конфискованное и иное обращенное в собственность государства имущество.

Цель законопроекта – совершенствование законодательства и устранения правовых пробелов в сфере регулирования распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”. Предлагаемые изменения предоставят некоммерческим организациям инструменты рекламного продвижения своих инициатив и позволят оптимальным способом информировать о своей деятельности в сети “Интернет”.

Цель законопроекта – установление полномочий Правительства РФ с сфере определения порядка изъятия федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль за обращением медицинских изделий, фальсифицированных, недоброкачественных или контрафактных медицинских изделий, не являющихся вещественными доказательствами по уголовным либо административным делам.

Цель законопроекта – внесение в законодательство о банкротстве уточнения, согласно которому в рамках удовлетворения требований кредиторов второй очереди не могут быть взысканы иные платежи, кроме платежей по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

166 фз о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов

Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ
“О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов”
(с изменениями от 31 декабря 2005 г., 3 июня, 18, 29 декабря 2006 г., 20 апреля, 6 декабря 2007 г.)

Принят Государственной Думой 26 ноября 2004 года

Одобрен Советом Федерации 8 декабря 2004 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) водные биологические ресурсы (далее – водные биоресурсы) – рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы;

2) анадромные виды рыб – виды рыб, воспроизводящихся в пресной воде водных объектов в Российской Федерации, совершающих затем миграции в море для нагула и возвращающихся для нереста в места своего воспроизведения;

3) катадромные виды рыб – виды рыб, воспроизводящихся в море и проводящих большую часть своего жизненного цикла во внутренних водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации;

4) трансграничные виды рыб и других водных животных – виды рыб и других водных животных, которые воспроизводятся и проводят большую часть своего жизненного цикла в исключительной экономической зоне Российской Федерации и могут временно мигрировать за пределы такой зоны и в прилегающий к такой зоне район открытого моря;

5) трансзональные виды рыб и других водных животных – виды рыб и других водных животных, обитающих в исключительной экономической зоне Российской Федерации и в прилегающих к ней исключительных экономических зонах иностранных государств;

6) далеко мигрирующие виды рыб и других водных животных – виды рыб и других водных животных, которые большую часть своего жизненного цикла проводят в открытом море и могут временно мигрировать в исключительную экономическую зону Российской Федерации;

7) сохранение водных биоресурсов – поддержание водных биоресурсов или их восстановление до уровней, при которых могут быть обеспечены максимальная устойчивая добыча (вылов) водных биоресурсов и их биологическое разнообразие, посредством осуществления на основе научных данных мер по изучению, охране, воспроизводству, рациональному использованию водных биоресурсов и охране среды их обитания;

8) добыча (вылов) водных биоресурсов – изъятие водных биоресурсов из среды их обитания;

9) рыболовство – деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов, а также по их переработке, транспортировке и хранению;

10) промышленное рыболовство (далее также – промысел) – предпринимательская деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов с использованием специальных средств по приемке, переработке, перегрузке, транспортировке и хранению уловов и продуктов переработки водных биоресурсов;

11) утратил силу с 1 января 2008 г.;

См. текст пункта 11 статьи 1

12) общий допустимый улов водных биоресурсов – научно обоснованная величина годовой добычи (вылова) водных биоресурсов конкретного вида в определенных районах, установленная с учетом особенностей данного вида;

13) квота добычи (вылова) водных биоресурсов – часть общего допустимого улова водных биоресурсов, определяемая в целях осуществления рыболовства;

14) доля квоты добычи (вылова) водных биоресурсов – часть квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, закрепляемая за лицами, у которых возникает право на добычу (вылов) отнесенных к объектам рыболовства водных биоресурсов, и выраженная в процентах;

15) утратил силу с 1 января 2008 г.;

См. текст пункта 15 статьи 1

16) любительское и спортивное рыболовство – деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов в целях личного потребления и в рекреационных целях;

17) рыбоводство – выращивание рыбы, других водных животных и растений;

18) промышленное рыбоводство (аквакультура) – предпринимательская деятельность по выращиванию рыбы, других водных животных и растений;

19) разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов – документ, удостоверяющий право на добычу (вылов) водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства.

См. комментарии к статье 1 настоящего Федерального закона

Статья 2. Основные принципы законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов

1. Законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов основывается на следующих принципах:

1) учет значения водных биоресурсов как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляется исходя из представлений о них как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом человеком для потребления, в качестве основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав на водные биоресурсы;

2) приоритет сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав, согласно которому владение, пользование и распоряжение водными биоресурсами осуществляются собственниками свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и состоянию водных биоресурсов;

3) приоритет сохранения особо ценных видов водных биоресурсов, согласно которому добыча (вылов) особо ценных видов водных биоресурсов ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами;

4) установление дифференцированного правового режима водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, согласно которому при определении правового режима указанных водных биоресурсов должны учитываться их биологические особенности, экономическое значение, доступность для использования и другие факторы;

5) участие граждан, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) в решении вопросов, касающихся рыболовства и сохранения водных биоресурсов, согласно которому граждане, общественные объединения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние водных биоресурсов, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;

6) учет интересов населения, для которого рыболовство является основой существования, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, согласно которому им должен быть обеспечен доступ к водным биоресурсам, отнесенным к объектам рыболовства, для обеспечения жизнедеятельности населения;

7) предоставление в пользование водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, гласно и открыто, согласно которому информация о таком предоставлении, в том числе о распределении квот добычи (вылова) водных биоресурсов между лицами, у которых возникает право на добычу (вылов) указанных водных биоресурсов, общедоступна;

8) утратил силу с 1 января 2008 г.

См. текст пункта 8 статьи 2

9) платность использования водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, согласно которому любое использование указанных водных биоресурсов осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

2. Иными федеральными законами могут быть установлены другие принципы законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов, не противоречащие принципам, установленным настоящим Федеральным законом.

См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

Статья 3. Законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов

1. Законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

2. Отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации.

3. Правительство Российской Федерации принимает постановления, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в пределах полномочий, определенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также нормативными указами Президента Российской Федерации.

4. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в случаях и в пределах, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

5. На основании и во исполнение настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

6. На основании и во исполнение настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона

Статья 4. Международные договоры Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов

Если международными договорами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов, применяются правила этих международных договоров.

См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона

Статья 5. Отношения, регулируемые законодательством о водных биоресурсах

1. Законодательством о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов регулируются отношения, возникающие в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

2. Договорные обязательства и иные отношения, связанные с оборотом водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, регулируются гражданским законодательством, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

См. комментарии к статье 5 настоящего Федерального закона

Статья 6. Сфера действия законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов

Действие законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов распространяется на:

1) внутренние воды Российской Федерации, в том числе внутренние морские воды Российской Федерации, а также на территориальное море Российской Федерации, континентальный шельф Российской Федерации и исключительную экономическую зону Российской Федерации;

2) суда, находящиеся в открытом водном пространстве вне пределов Российской Федерации, плавающие под Государственным флагом Российской Федерации и приписанные к портам Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

3) сухопутную территорию Российской Федерации, которая используется в целях рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

См. комментарии к статье 6 настоящего Федерального закона

Статья 7. Участники отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов

1. Участниками отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.

2. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в отношениях в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, установленной нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.

См. комментарии к статье 7 настоящего Федерального закона

Статья 8. Утратила силу с 1 января 2008 г.

См. текст статьи 8

Статья 9. Утратила силу с 1 января 2008 г.

См. текст статьи 9

Наши поступки подобны строчкам буриме: каждый связывает их, с чем ему заблагорассудится. Франсуа Ларошфуко
ещё >>

Ссылка на основную публикацию