Знакомство с яхтой. Конструкция корпуса яхты

Конструкция корпуса яхты

Конструкция корпуса яхты

Корпус яхты напоминает коробку. Хотя он делается острым с одной стороны и тупым с другой, все равно по структуре это коробка. Если для пересылки чего-либо по почте используется коробка, она должна быть достаточно прочной, чтобы выдержать погрузку-разгрузку. Если тонкая коробка прекрасно подойдет для упаковки легких предметов, то для отправки по почте тяжелых вещей она не годится: для этого нужна прочная, укрепленная коробка.

Все это справедливо и для лодки. Если она предназначена для плавания в спокойных водах, где не будет сильных ударов (это случай большинства швертботов), ее можно строить легкой. Но если вы намерены ходить на лодке под парусом в открытом море, где она подвергнется воздействию больших волн и сильных ветров, она должна быть гораздо прочнее, ее следует укрепить.

Конструкция каждой яхты разрабатывается так, чтобы она могла противостоять ударам и нагрузкам, которые обычно возникают в четырех ситуациях: скручивание, перегиб, прогиб и слеминг.

Оно происходит, когда лодка преодолевает волну под углом, а также при движении по ветру – тогда нагоняющие волны заставляют ее изгибаться по винтовой линии или отклоняться от курса. В обоих случаях возникает скручивание всего корпуса, создавая напряжения, которые могут серьезно повредить его. Представьте себе коробку, упоминавшуюся выше, в положении, когда оба ее торца изогнуты в противоположные стороны; яхта в море оказывается под таким же воздействием.

Эффект винтового скручивания при движении по ветру создает сильнейшие напряжения. Когда под кормой поднимается волна, корпус изгибается в одну сторону, а нос, устремляясь в это время в толщу волны, сильно кренится в другом направлении

Для противодействия скручиванию требуется укрепление судна, что достигается с помощью ряда структурных компонентов. Под палубой укладывают перекладины (бимсы) от одного борта до другого, а переборки (которые делят яхту на отделения) располагают стратегически по всей внутренней части корпуса.

Конструктивное укрепление поверхности корпуса («ребра» в деревянной лодке) и поперечные полы, настилаемые в днище судна, обеспечивают дополнительную прочность для противодействия скручиванию. Небольшая, но очень важная составляющая укрепления достигается при соединении палубы и корпуса. На деревянных и металлических яхтах укрепление достигается с помощью небольших треугольников, установленных с нижней стороны палубы, между ней и корпусом, для предотвращения движений в сторону, которые происходят при изгибах. На яхтах из стеклопластика укрепление, возможно, не так заметно, оно выполняется как конструктивная часть палубы, переборок и корпуса.

Вообще говоря, при любой конструкции укрепление предназначено для поглощения любых напряжений, которые могут нарушить соединение палубы и корпуса.

Когда лодка пересекает гребень волны, она оказывается в точке, где вода поддерживает ее центр, а нос и корма повисают в воздухе. Это явление называется перегибом, оно приводит к серьезным нагрузкам на конструкцию яхты, ведь в этот момент гребень волны поднимает яхту вверх, а концы тянет вниз сила тяжести, и судно сильно изгибается.

Если не противодействовать этим напряжениям, судно может разломиться на две части. Это маловероятно, но огромные нагрузки, вызванные перегибом, могут искривить и повредить структуру корпуса. Для противостояния этим напряжениям используется специальное структурное укрепление – продольные балки, идущие по всей длине лодки от носа до кормы, они обеспечивают прочность. Одна из основных балок, называемая кильсоном, идет по дну корпуса прямо над килем. Вдоль верхнего периметра корпуса с обеих сторон проходит палубная балка (привальный брус). Остальные балки (стрингера) расположены между этими двумя для создания прочной носовой и кормовой конструкции, которая сможет выдерживать напряжение перегиба.

При перегибе, когда лодка пересекает волну, бывает момент, когда она сама оказывается на гребне, а нос и корма повисают в воздухе

Это вариант, обратный перегибу. Прогиб происходит, когда яхта лежит между гребнями двух волн, опираясь на них носом и кормой, а середина тяжело провисает. Это создает аналогичные продольные напряжения, которым противодействуют такие же продольные балки, что используются при перегибе.

Прогиб: яхта находится между двумя волнами, а середина судна «прогибается» без поддержки

Когда яхта взбирается по крутой волне, ее нос часто на мгновение повисает в воздухе перед тем, как резко опуститься и зарыться в воду. Это неблагоприятное воздействие на силовой набор называется слемингом, оно может вызвать огромные напряжения во всей конструкции судна, особенно это касается носа.

Чтобы противостоять слемингу, нос лодки укрепляется прочными структурными элементами, а также крепкими переборками в середине носовой части. В большинстве яхт эта переборка отделяет носовую часть корпуса от основной площади внутренних помещений и создает небольшое отделение, в которое можно попасть с палубы; часто оно используется для хранения якорного механизма.

Слеминг случается, когда нижняя часть носа принимает на себя основной удар при движении судна сквозь волну

Читайте также

Океанские яхты класса W-60

Океанские яхты класса W-60 Кругосветные гонки Whitbread проводятся каждые четыре года под патронажем Королевского дома Великобритании начиная с 1973 года. Увлекаться яхтами в Англии начали еще в XVII веке. Король Карл II, правивший с 1660 года, имел, в частности, яхту под названием

Балластные килевые яхты

Балластные килевые яхты Хорошо построенная килевая яхта, пожалуй, самое безопасное парусное судно. Опрокинуть ее практически невозможно: чем сильнее она кренится под ветром, тем большее воздействие оказывает восстанавливающий момент балластного киля. Именно это, а

Трейлерные яхты

Трейлерные яхты Эти суда гибридного дизайна, распространенные во всем мире, являются чем-то средним между килевой яхтой и швертботом. Такая лодка по размерам меньше, чем большинство килевых яхт, но больше среднего швертбота; внутрен нее пространство компактной каюты

Многокорпусные яхты

Многокорпусные яхты Большинство многокорпусных яхт – это катамараны, хотя встречаются и тримараны. Существует много разнообразных двухкорпусных судов, от стильных игрушек длиной 4-6 м до огромных роскошных яхт.Маленькие катамараны используются в основном для

Корпус яхты

Корпус яхты При покупке лодки важно иметь некоторое представление об используемых материалах и методах строительства. Существует три основных материала, используемых при строительстве яхт: стеклопластик – синтетическая смола, усиленная стеклянными нитями или

Курс яхты относительно ветра (Румб движения под парусом)

Курс яхты относительно ветра (Румб движения под парусом) Курс яхты относительно ветра: A – крутой бейдевинд, B – полный бейдевинд, C – галфвинд, D – бакштаг, E – благоприятное направление, F – фордевинд Крутой бейдевинд (лавировка). Когда лодка идет курсом, близким

Выбор яхты

Выбор яхты Если вы планируете покупать яхту для участия в гонках, нужно учесть несколько важных факторов. Очевидно, что первым из них будет цена, ведь чем больше и лучше яхта, тем дороже обойдется ее покупка и участие в гонках.Не в последнюю очередь надо подумать о типе

КОНСТРУКЦИЯ

КОНСТРУКЦИЯ понятие философии постмодернизма, сменившее в контексте презумпции “смерти Автора” (см.) понятие “произведение” В рамках подхода, базирующегося на термине “К.”, продукт словесного творчества мыслится не как константная автохтонная целостность, но как

Аренда яхты или моторной лодки

Аренда яхты или моторной лодки Для того чтобы управлять парусной или моторной яхтой, необходима команда минимум из двух человек: шкипера (капитана) и помощника. У шкипера должна быть лицензия на управление соответствующим типом судна. Такие сертификаты обычно выдают

Знакомство с яхтой. Конструкция корпуса яхты

Для тех, кто только собирается ступить на борт парусной яхты и даже на первых порах не хочет выглядеть «сухопутным мазутом» имеет смысл начать знакомство с устройством лодки и некоторой спецификой яхтенного языка уже сейчас, на берегу. Дело это нехитрое, но, безусловно, полезное.

Особенно, что касается терминов. Не люблю замыленных высказываний, но лучше не скажешь: «. Если на борту судна вы назовете шкот веревкой, вас молча выбросят за борт, как безнадёжно сухопутного человека» (Алексей Толстой). Параллельно выучим английские названия.

Обещаю сильно постараться и не сделать эти «смотрины» занудным рассказом из разряда «Вот это стул – на нём сидят, вот это стол – за ним едят». Всё – только самое необходимое и только с картинками. J

И, чтобы не разводить турусы на колёсах, сразу – к делу. Любая яхта состоит из двух частей. Это корпус и парусное вооружение . То, что находится в воде – это корпус, то, что находится на корпусе – это парусное вооружение.

Корпус условно делится на три части: переднюю носовую, заднюю кормовую и среднюю – мидель. Поэтому, если вас пошлют на мидель – это не ругательство.

Корпус снабжён килём, одна часть которого закреплена в нижней части корпуса, а вторая оканчивается тяжёлым обтекателем – бульбом. Бульб предназначен для смещения центра тяжести яхты как можно ниже ватерлинии, чтобы повысить её остойчивость. А ещё некоторые, не помнящие о хорошей морской практике, садятся на него на мель.

Поворачивает яхта с помощью пера руля, который через головку руля и балер связан со штурвалом или румпелем. Балер – это вертикальный вал (металлическая палка), которая в воде заканчивается пером руля, а в кокпите – румпелем или штурвалом. Румпель – это горизонтально расположенная палка, соединённая через баллер с пером руля.

Вот вам три картинки, и на этом с корпусом – всё.

Знакомьтесь, яхта в профиль

Что у корпуса вверху…

Что у корпуса внутри…

Pulpit (корм. pushpit )

Bench in wardroom

Lengthwise b ulkhead

Door to the cabin

Как-то так это выглядит …

Ну, теперь, когда мы всё знаем про корпус, можно выйти на палубу и перейти к изучению того, что у яхты над корпусом.

Парусное вооружение

Запомните: парусное вооружение предназначено для того, что бы, парусная яхта не ходила под мотором.

Составные части парусного вооружения это: паруса (sails), рангоут (spars) и такелаж (rig).

Паруса – это те самые романтические крылья бабочки, которые так нравятся наблюдающим за ними девушкам на пляже. Рангоут – это комплекс конструкций, на котором вся эта романтика расположена и к чему она крепится. Такелаж – это куча верёвок и верёвочек, которыми всё это поднимается и управляется, для того, чтобы привести в восторг девушек на пляже.

Парус (sail) . Все чартерные яхты имеют вооружение бермудского шлюпа: два треугольных паруса (передний – стаксель, задний – грот).

Стороны этих треугольников называют шкато́рины , а углы, как это ни странно, просто углами.

Задняя шкаторина традиционного грота всегда имеет небольшой выгиб наружу — горб, который поддерживают тонкие пластины — латы , вставленные в специальные карманы паруса. Латы есть не на всех парусах. На современных яхтах очень распространены гроты, которые скручиваются в рулон внутри мачты (грот на закрутке). Такие паруса шьются почти плоскими (для удобства скручивания) и не имеют ни горба, ни лат.

Понятно, что паруса не могут быть вещью в себе и висеть в воздухе, как улыбка Чеширского Кота. Их надо на чём-то закрепить и чем-то управлять. Для этих целей служат рангоут и такелаж.

Ранго́ут ( spars ) — это совокупность всех деревянных или металлических частей вооружения, служащих для крепления и несения парусов. Рангоут бермудского шлюпа представлен: мачтой (mast) с кра́спицами, гиком (boom), спина́кер-гиком (spinaker-boom или pole)

Главной частью рангоута является мачта . Верхний конец мачты называется топом , нижний — шпором . Шпор мачты опирается в степс — специальную деревянную или металлическую подушку, укреплённую на килевой части яхты.

Гик — горизонтальное рангоутное дерево, к которому крепится нижняя шкаторина грота. «Дерево» не означает, что на гике растут ветки с листьями. Просто так принято называть элементы рангоута. Исторически сложилось с времён, когда рангоут был деревянным.

Конец гика, упирающийся в мачту, называется пяткой , противоположный конец, упирающийся в морду рулевого — ноком . Пятка гика имеет оковку, которая входит в вертлюг (boom swivel), позволяющий гику поворачиваться вправо-влево и вверх-вниз.

Краспицы (spreaders) — служат для расчалки вант и представляют собой поперечные перекладины на мачте.

С рангоутом более или менее разобрались, теперь переходим к такелажу.

Такелаж ( rig ) — все снасти на судне, служащие для укрепления рангоута и управления парусами, а также грузоподъёмных работ. Такелаж делится на стоячий и бегучий.

Стоячий такелажstanding rigging (ванты-shrouds, штаги-stays и пр.) — неподвижные снасти (потому и «стоячий») для расчалки и поддержания в рабочем положении рангоута. В основном стоячий такелаж служит для расчалки мачты.

Чтобы мачта не завалилась ни вперёд, ни назад существуют штаги – передний (форштаг) и задний (ахтерштаг). Чтобы не упала вбок – есть ванты. Можно конечно включить «профессора» и дать такое определение: «Форштаг и ахтерштаг обеспечивают устойчивую работу мачты в плоскости ДП. А для того, чтобы мачта воспринимала боковые нагрузки (из плоскости ДП), её расчаливают через краспицы вантами». Но суть от этого не поменяется.

По дороге надо рассказать ещё, что такое ДП, поскольку на лодке часто пользуются этим термином. Диаметральная плоскость (ДП) – это вертикальная плоскость, которая виртуально рассекает яхту посередине от носа до кормы, проходя через мачту (по оси симметрии).

Ванты и штаги крепятся к корпусу на соответствующих оковках — вант-путенсах (chainplate) и штаг-путенсах, надежно закрепленных в корпусе яхты. Натяжение вант осуществляется винтовыми стяжками — талрепами (turnbuckle) .

Бегучий такелаж (running rigging) — подвижные снасти для постановки и уборки парусов и рангоута, управления парусами, подъема и спуска сигналов, грузов и шлюпок. На бермудском шлюпе два основных типа бегучего такелажа – фалы и шкоты.

Фалы (halyards) предназначены для ПОДЪЁМА парусов или частей рангоута .

Грота-фал (main halyard) – для подъёма грота, стаксель-фал (jib halyard) — для подъема стакселя.

Шкоты (sheets) — служат для УПРАВЛЕНИЯ парусами или подвижным рангоутом . Гика-шкот (main sheet) для управления гиком; стаксель-шкоты (jib sheets) — для управления стакселем.

Топенант (topping lift) — снасть, идущая через топ мачты и поддерживающая гик на ходу яхты и при стоянке, когда грота-фал растравлен (или при его обрыве), чтобы гик не падал на палубу.

Перед постановкой паруса с помощью топенанта регулируют положение гика относительно горизонта. После того, как грот поднят, топенанту дают слабину, чтобы гик не подпирал грот и парус свободно мог работать.

Грота-шкот ( main sheet ) служит для натяжения нижней шкаторины грота. В случае, если грот на закрутке, то грота-шкотом за шкотовый у r гол разворачивают грот из рулона в мачте.

Грота-шкот крепится к шкотовому углу грота. Гик в своей верхней части имеет паз, по которому движется ползун. Ползун имеет шкив для проводки грота-шкота. Этот шкив нужен для обеспечения горизонтального усилия и снижения усилия при работе с грота-шкотом.

И запомните: только конченный «чайник» путает грота-шкот с гика-шкотом!

Гика-шкот ( boom sheet ) управляет гиком! Проводка гика-шкота (на фото – в три лопаря) расположена снизу от гика. А проводка грота-шкота – сверху от гика.

Читайте также:  Секреты ловли весенней плотвы со льда - Секреты зимней и летней рыбалки

Оттяжка гика ( boomvang ) , как это следует из названия, предназначена для того, чтобы оттягивать вниз гик. В основном используется на полных курсах. И не спрашивайте сейчас: зачем на полных? что такое полные курсы? почему они поправились и чем отличаются от худых? Ответы на эти вопросы вы найдёте на яхте, у вашего капитана. А потом, когда вернётесь домой (и если будет охота), почитайте статьи про настройку парусов («Параметры настройки и форма паруса», «Принципы настройки грота»). Впрочем, чтобы не выглядеть в глазах капитана сухопутным мазутом, можете почитать прямо сейчас: там много красивых картинок и учёных слов.

К сказанному добавлю, что на современных крейсерских яхтах оттяжка гика снабжена пружинным или пневматическим компенсатором, который подпирает гик снизу. Это в известной степени упрощает работу с оттяжкой и регулировкой положения гика.

Существуют и другие снасти бегучего такелажа для постановки парусов, например, линь закрутки паруса (fourline). С ними вы сможете познакомиться поближе на яхте: у меня нет сейчас цели “завалить” вас всеми верёвками, какие только могут существовать на лодке. Есть снасти, управляющие дополнительными носовыми парусами: спинакер-фал, шкоты, брасы и др. Но давайте их пока не трогать: с основным добром бы разобраться. J

А чтобы было легче разбираться, вот вам заключительная картинка с пояснялками, и – удачи вам. Осваивайте. Оно того стоит!

Устройство моторной яхты

То, что вы прочитаете ниже – не отрывок из учебника и вряд ли существенно поможет вам на экзамене по судовождению. Устройство яхты – это отдельный и довольно объемный спецкурс, с демонстрацией макетов и экскурсией по реальному плавсредству. Но полезную шпаргалку по нему в нашей статье вы обязательно найдете.

А главное, после чтения вы:

  • Поймете, обижаться или благодарить, если вам сказали идти к форштевню;
  • Выясните, придется ли крутить педали, если вас пригласили на яхту-катамаран;
  • Узнаете значение иностранных судовых терминов.

Итак, поехали, точнее поплыли!

История яхтинга

Мечты о комфортном передвижении по воде, вероятно, родились вместе с человечеством. Следуя им, 10 000 лет назад древние рыболовы-охотники, воины и искатели приключений сперва изобрели лодку, а потом – приделали к ней паруса.

Позже люди приноровились строить огромные корабли, чтобы делать великие географические открытия, завоевывать новые территории и вести международную торговлю. Но вот незадача: на купцов в море начали нападать пираты. Тогда-то и появились яхты (от jagen – гнать, преследовать), или «охотничьи корабли» – средство защиты от морских разбойников. Эти небольшие и маневренные парусные суда патрулировали побережье и устраивали гонки за пиратскими шхунами.

Позднее один из «плавучих охотников» был дарован английскому королю Карлу II. Тому самому, что провел молодость в Голландии, потому что его отца казнили в Англии. Возвратившись домой и вернув себе корону, монарх-путешественник ввел моду на речные прогулки по матушке-Темзе. Еще через полтора века хождение под парусом стало неимоверно популярно сперва на Туманном Альбионе, а позже и во всем мире.
Примерно до середины XX века яхты были только парусными, а сейчас наряду с «классикой» водную гладь бороздят парусно-моторные и моторные модели.

Основные элементы корпуса

Устройство яхты и катера примерно одинаковое. Корпусная основа возводится из горизонтальных и вертикальных деталей, обеспечивающих жесткость и сохранение формы. Этот каркас спрятан за внешней водонепроницаемой обшивкой, придающей к тому же механическую прочность.

  • Киль – нижняя продольная балка, идущая по всей длине судна.
  • Шпангоуты («деревянная балка» по-нидерландски) – ребра поперечной жесткости.
  • Стрингеры (от англ. «string» – струна) – внутренние продольные связи для крепления обшивки.
  • Форштевень (с нидерландского переводится как «нос») – передняя часть корпуса, место схождения бортов. А с задней стороны находится ахтерштевень.

Практичным, стильным и ультрамодным является «обратный нос», как на круизере Velvette 33 Intelligent.

Как устроена яхта выше корпуса

Палуба – пожалуй, самый известный из яхтенных терминов. Звучит романтично-возвышенно, а фактически означает сплошное горизонтальное перекрытие на судне, или попросту – пол. Британцы ее так и называют «deck» – настил.

Еще немного поупражняемся в английских понятиях на тему устройства яхты:

  • кокпит (cockpit – «кабина») – вырез или палубное углубление для размещения людей.
  • бимсы (beams – брусья) и карлингсы образуют подпалубный каркас.
  • комингс – вертикальная конструкция по периметру люков и кокпитов, защищающая их от попадания воды.

На палубе возводится надстройка – закрытое сооружение, занимающее почти всю ее ширину. Если до бортов остается достаточно места для свободного передвижения или рыбалки, то перед вами рубка, пространство между ней и бортовой стенкой – потопчина.

По схеме расположения палубные постройки делятся на:

  • носовые (с подачи голландцев, она именуется «bak»). Функция бака – не только разместить в себе служебные отделения и каюты, но и защищать топ-палубу от захлестывания волной.
  • средние (они, как правило, самые функциональные).
  • кормовые или ют (в стране тюльпанов ее назвали «hut»). Ют обычно используется под грузовые и жилые помещения, швартовные и якорные приспособления.

Техническое оснащение «моторки»

Говоря об устройстве яхты, не стоит забывать про двигатель. Моторные маломерные суда оснащены стационарным двигателем, мощность которого можно усилить дополнительным подвесным движком. Управление осуществляется с помощью штурвала, который меняет положение пера руля (похоже на плавник) и тем самым позволяет направлять водный транспорт вправо-влево.

Для прибрежного плавания и речных вояжей капитаны берут себе в помощники такие гаджеты, как:

  • ЛАГ – прибор, аналогичный автомобильному спидометру. Принципы работы отличаются, но скорость и пройденное расстояние он определяет не менее точно.
  • эхолот – гидролокатор, показывающий донный ландшафт, со всеми «подводными камнями». Он служит подспорьем рыбакам и ихтиологам, отлично справляется с поиском рыбы.

В море пригодятся также: специальная радиостанция, системы GPS и VHF, радар, навигационные огни и т.д.

Необычные конструкции яхт

Простые модели имеют монокорпус. Два соединенных между собой корпуса превращают транспорт в катамаран. Его неоспоримые преимущества в том, что за счет увеличенной площади обеспечивается повышенная устойчивость и появляется дополнительное полезное пространство. Еще больше простора на трехкорпусных круизерах – тримаранах.

Наличием одной палубы ограничиваются тоже не все. К примеру, Роман Абрамович владеет 9-палубным судном Eclipse (Затмение). Этот морской «девятиэтажный особняк» помимо роскошных кают включает в себя концертный зал и кинотеатр, столовые зоны и винный погреб, два бассейна. Он оборудован вертолетной площадкой, системой противоракетной обороны и другими «фишками». И это только публично известные факты об устройстве яхты российского олигарха. Впрочем, Eclipse доступна для аренды – за кругленькую сумму можно не только узнать, как устроена яхта миллиардера, но и опробовать в деле.

Яхтинг – удивительный мир, где говорят на своем языке, с которым вы теперь немного познакомились. Самое время переходить к практике!

Уважаемые покупатели! В связи с колебаниями курса валют, идет обновление цен на выпускаемую продукцию и весь ассортимент товаров. Указанные на сайте цены могут отличаться от действительных. Просьба уточнять стоимость у менеджеров отдела продаж компании Velvette Marine.

Основные части яхты

Яхтой называется всякое судно, безразлично — моторное или парусное, предназначенное для спортивных или туристских целей. Парусная яхта имеет две главные части: корпус и вооружение. Корпус предназначен для размещения экипажа и предметов снабжения яхты. Под вооружением понимают паруса и все устройства для установки парусов и управления ими.
Рассмотрим основные части корпуса парусной яхты (рис. 1). Передняя часть корпуса называется носом, задняя — кормой. Части корпуса, нависающие над водой, носят название носового и кормового свесов; боковые поверхности корпуса — бортов. Правый и левый борта определяются, если смотреть с кормы на нос. Нижняя поверхность корпуса называется днищем, переход от борта к днищу — скулой. Задний обрез корпуса носит название транец, обращенная к воде поверхность кормового свеса — подзор. Сверху корпус закрывается палубой, предохраняющей судно от попадания воды внутрь. Палуба — это вообще всякий настил, прикрывающий какое-либо расположенное ниже помещение. Носовая часть палубы называется баком, кормовая — ютом, средняя — шканцами. (Название «шканцы» не принято применять на малых яхтах, но на яхтах длиной более 14—15 м оно вполне уместно).
В палубе для размещения экипажа делаются вырезы — кокпиты. Кокпиты бывают открытыми, когда они не отгорожены от подпалубного пространства, и закрытыми. В последнем случае они представляют собой ящик, вставленный в вырез палубы и изолированный от под-палубного пространства. Закрытый кокпит обычно делают самоотливным, располагая его пол выше ватерлинии и оборудуя сливными трубами. Через эти трубы вода, попавшая в кокпит с палубы, сливается за борт. Самоотливными кокпиты бывают на морских яхтах, у которых возможно попадание на палубу больших количеств воды, а также на современных гоночных швертботах. Правда, у последних самоотливной кокпит имеет слив воды не через трубы, а через клапан или просто отверстия в транце, прорезанные на уровне глухого пола кокпита.
Нижняя часть подпалубного пространства, расположенная под полом каюты или кокпита, называется трюмом. Трюм закрывается настилом, который носит название сланей или пайол. Поперечными переборками (стенками) корпус яхты делится на помещения — отсеки.
Жилые помещения на яхте называются каютами; каюта, расположенная под баком,— кубриком, крайние носовой и кормовой отсеки корпуса — соответственно форпиком и ахтерпиком.
Отверстия в палубе для сообщения с подпалубным пространством называют люками. Различают входные и световые (светлые) люки, крышки которых обычно застеклены.
Если высота подпалубного пространства недостаточна, то на палубе делают надстройки. Надстройка над каютой называется рубкой. В стенках рубки (комингсах) вырезают окна — иллюминаторы.
Бытовые помещения на яхте, как и на большом корабле, имеют свои названия: кухня—камбуз, уборная—гальюн.
Для управления яхтой служит руль, поворачиваемый румпелем. Часть руля, к которой крепится румпель (или другой рулевой привод), называется головкой руля.

Рис. 1. Килевая яхта и ее части: 1 — носовой свес; 2 — киль; 3 — трюм; 4 — перо руля; 5 — кормовой свес; 6 — подзор; 7 — транец; 8 — ют; 9 — кокпит; 10 — рубка; 11 — входной люк; 12 — каюта; 13 — палуба; 14 — световой (светлый) люк; 15 — леерное ограждение, 16 — носовой в кормовой релинги; 17 — якорное устройство (якорь, день, битенг» палубный клюз), 18 — бак; 19 — кубрик; 20 — форпик; 21 — компас

Основные части вооружения яхты— паруса, рангоут и такелаж. Паруса — основной движитель яхты. Они делятся на три комплекта: основные (или лавировочные), дополнительные и штормовые паруса.
Основные паруса яхта несет в обычных плаваниях. Эти же паруса определяют обмерную площадь парусности яхты.
Участие в гонках требует особых парусов, увеличивающих площадь парусности в некоторых ситуациях, возникающих на дистанции (например, при попутных ветрах). Такие паруса называют дополнительными.
При плавании в штормовую погоду лавировочные паруса заменяют меньшими по размерам и более прочными штормовыми парусами.
Совокупность всех деревянных или металлических частей вооружения, служащих для крепления и несения парусов, называется рангоутом.
Такелаж—снасти, изготовленные из растительного или стального троса, — подразделяют на стоячий и бегучий. Стоячий такелаж служит для расчалки и поддержания в рабочем положении рангоута, а бегучий — для постановки и уборки парусов и рангоута, управления парусами, для подъема и спуска сигналов.

Подробно на устройстве парусов, рангоута и такелажа мы остановимся в разделе «Устройство и вооружение яхты».

Типы парусных яхт

В практике парусного спорта используются яхты самых различных видов и размеров. В зависимости от условий плавания в том или ином районе применяют большие или меньшие яхты той или иной конструкции. Тип яхты в первую очередь определяется ее назначением и районом плавания, а также конструкцией корпуса и вооружения.
По этому признаку различают крейсерские и гоночные яхты. Основное назначение гоночных яхт — парусные гонки на ограниченных дистанциях, поэтому их строят предельно легкими. Для дальних плаваний они недостаточно прочны и не имеют бытовых удобств.
Крейсерские яхты, наоборот, имеют очень прочную конструкцию и максимум бытовых удобств, то есть отвечают своему основному назначению — крейсерским плаваниям и гонкам в открытом море с большим удалением от базы.
В современном парусном спорте чисто крейсерские яхты мало распространены. Имеется большое количество яхт для участия в морских гонках, которые называют крейсерско-гоночными. Такие яхты пригодны и для дальних плаваний, вплоть до океанских.
Крейсерские и крейсерско-гоночные яхты снабжены необходимым штурманско-навигационным оборудованием и, как правило, вспомогательным двигателем.
Кроме такой общей классификации существует еще спортивная классификация яхт, определяющая разделение их на классы.
Спортивная классификация яхт необходима для создания равных условий спортивной борьбы в гонках. В рамках каждого класса по возможности обеспечиваются равные шансы на выигрыш соревнования (в той мере, в какой эти шансы определяются самой яхтой).
В каждом классе форма и размеры яхты в большей или меньшей степени ограничены, с тем чтобы яхты данного класса имели по возможности одинаковую быстроходность и наилучшие мореходные качества.

Рис. 3. Действие ветра на паруса яхты, идущей под острым углом к ветру

Другое дело, когда яхта идет так, что ветер дует под углом к направлению ее движения (рис. 3). Тогда сила R давления ветра на парус, очевидно, не будет совпадать с направлением движения яхты. Экспериментально выяснено, что она направлена примерно перпендикулярно к плоскости паруса.
Эта сила будет вызывать не только движение судна вперед, но и в значительной мере снос его в сторону, или, как говорят, дрейф под ветер.
Можно разложить силу R по правилу параллелограмма на две силы, направленные соответственно по направлению движения яхты и перпендикулярно ему. Полученная в результате разложения сила Т будет тянуть судно по направлению его движения. Называют ее силой тяги. Сила D вызывает снос (дрейф) судна в сторону и поэтому называется силой дрейфа. Наличие этих двух сил, возникающих в результате давления ветра на паруса, определяют те особенности, о которых мы уже говорили. В самом деле, суда другого типа (паровые, моторные, буксируемые) в нормальных условиях не имеют силы дрейфа, вызываемой их движителем.
Как видно на рис. 3, сила дрейфа имеет значительную величину по сравнению с силой тяги. Почему же яхта не идет по направлению силы R, как это следовало бы ожидать на первый взгляд?
Сопротивление любого судна в направлении движения много меньше, чем сопротивление движению в поперечном направлении. Поэтому, несмотря наточто в данном случае сила тяги меньше силы дрейфа, скорость движения судна вперед все же больше, чем скорость дрейфа. Однако обычное судно, например моторный катер, сможет более или менее хорошо ходить под парусами только с попутными ветрами, когда сила дрейфа сравнительно невелика по сравнению с силой тяги, так как боковое сопротивление его недостаточно. Чтобы судно хорошо шло при таком направлении ветра, как показано на рис. 3, оно должно иметь достаточно большое боковое сопротивление. У спортивных парусных судов это достигается с помощью вертикальных плавников, поставленных под днищем яхты вдоль корпуса.
Кроме того, сила дрейфа вызывает крен яхты, и для противодействия этому крену всякое парусное судно должно иметь большую остойчивость, то есть способность сопротивляться крену. Особенностью парусного судна является то, что оно почти всегда идет с креном, достигающим иногда 30—40°.
Эти два положения и определяют главное различие между корпусами парусных яхт — различие по способу борьбы с дрейфом и креном.

Читайте также:  Обское водохранилище: отдых и рыбалка
Рис. 4. Килевая яхта

Наиболее характерным и распространенным типом парусной яхты является килевая яхта. Форма корпуса типичной килевой яхты показана на рис. 4. Днище корпуса переходит в глубокий плавник, создающий значительное боковое сопротивление. Для придания большей остойчивости к нижней части этого плавника крепится чугунный или свинцовый груз, называемый балластным килем или фальшкилем. Яхты такого типа предназначены для плавания на морях и озерах с глубокой водой и сильными ветрами и волнением. Килевая яхта обладает очень большой остойчивостью и в обычных условиях не может перевернуться. Правда, такая опасность возникает, когда яхта идет вдоль гребня большой океанской волны (как говорят, лагом к волне). Так было, например, с яхтой Ф. Чичестера во время его кругосветного плавания. Но даже при таком казусе килевая яхта все же станет на ровный киль, если имеет хорошую водонепроницаемую палубу и закрытые люки. Плавать на килевых яхтах по рекам и мелким озерам затруднительно из-за большой осадки.

Рис. 5. Швертбот

Швертботы (рис. 5) имеют мелкосидящий и относительно широкий корпус. В середине корпуса сделана щель, в которой помещается плоский (металлический или деревянный) выдвижной киль — шверт. Щель для прохода швер-та окружена деревянным или металлическим ящиком — швертовым колодцем, верхний срез которого расположен выше ватерлинии. Когда нет необходимости в дополнительном боковом сопротивлении (например, при попутных ветрах) или когда проходят мелкое место, шверт можно поднять и даже совсем убрать в швертовый колодец.
Остойчивость швертбота много меньше, чем килевой яхты, и обеспечивается главным образом соответствующей формой корпуса—плоского и широкого, Швертбот может перевернуться при неумелом управлении, поэтому он менее безопасен при плавании в море и открытых водоемах, чем килевая яхта. Однако на современных гоночных швертботах с успехом проводят гонки в тяжелых морских условиях, при штормовых ветрах и большой волне. И все же крейсерские плавания в открытом море и на крупных озерах на крейсерских швертботах рискованны и, как правило, не разрешаются.
Существуют еще промежуточные типы яхт, совмещающие характеристики описанных судов. Так, для получения повышенной остойчивости при небольшой осадке строят суда, имеющие шверт, проходящий внутри балластного киля (рис. 6). У этих судов осадка без шверта меньше, чем у килевых яхт, но больше, чем у швертботов. Такие яхты называют компромиссами.


Рис. 6. Яхта-компромисс
Рис. 8. Тримаран гоночный
Рис. 8. Тримаран крейсерский

тримараны (как, впрочем и катамараны) от стремительного переворачивания, если ветровые и волновые условия (или ошибки в управлении) приводят к незначительному превышению допустимых углов крена. И тогда уже катамаран или тримаран поставить в море «на ровный киль» практически невозможно.
Катамараны успешно развиваются как очень «спортивные» гоночные суда. Однако как крейсерско-гоночные яхты они не оправдали надежд ни в отношении скорости, ни в отношении безопасности. В серьезных океанских гонках за многие годы почти не было крупных аварий яхт, не говоря уже о катастрофах. А вот случаи аварий и даже гибели катамаранов и тримаранов в открытом море довольно часты. Так, гонки через Атлантику в 1968 г. привлекли сорок три яхты, в составе которых было одиннадцать тримаранов и четыре катамарана. Из многокорпусных яхт до финиша дошли только четыре, а в числе призеров был всего один катамаран. Почти все сошедшие с гонки катамараны и тримараны имели более или менее тяжелые аварии, чудом обошедшиеся без человеческих жертв.
Все это заставляет относиться к крейсерским многокорпусным яхтам с известной осторожностью, хотя в трансатлантических гонках 1972 г. тримараны выступали значительно лучше, заняв первое, третье и пятое места в этой грандиозной гонке.
Наружная форма корпуса яхты характеризуется формой ее поперечного сечения, а также видом носа и кормы. При сравнении судов рассматривают сечение, проходящее примерно через середину яхты. Называется оно сечением по мидель-шпангоуту или миделем.

Рис. 9. Формы мидель-шпангоутов.
Круглошпангоутные яхты: А—швертбот; Б—килевая яхта с бульбкилем (класс «Темпест»); В—килевая яхта с плавниковым килем; Г—килевая яхта обычной формы. Яхты-шарпи: Д—швертбот (класс «Оптимист»); Е—килевая яхта с бульбкнлем («Звезднын класс); Ж — килевая яхта с плавниковым килем; 3 — шарпи с подрезанной скулой

По форме миделя все яхты независимо от типа подразделяют на яхты с округлым миделем, или круглошвангоутные (рис. 9, а, б, в и г), и с угловатым миделем, или шарпи (рис. 9, д, е, ж и з), форма которого составлена из прямых или кривых линий, образующих углы.
Постройка яхт с угловатыми шпангоутами проще и обходится несколько дешевле, но эти яхты немного проигрывают круглошпангоутным во внешнем виде и скорости хода. Поэтому гоночные яхты чаще всего строятся круглошпан-гоутными, хотя есть немало яхт с угловатым миделем, завоевавших большую популярность (юношеские классы «Кадет», «Оптимист», яхта «Звездного класса» и многие другие).
Классическая форма миделя килевой яхты округлая,с плавным, как говорят «зализанным», переходом от днища к плавнику. Такую форму имеет большинство более или менее крупных килевых яхт, и гоночных, и крейсерских.
Иногда переход от днища к фальшкилю бывает не плавный (рис. 9, в и ж), а резкий, и фальшкиль крепится на деревянном плавнике. Яхты с такой формой миделя называются яхтами с плавниковым килем. Сейчас широко распространены яхты с так называемым бульб-килем — вертикальным профилированным тонким плавником с сигарообразным балластом (бульбом) снизу. Такие кили имеют яхты олимпийских классов
«Звездный» и «Темпест», а также множество крейсерско-гоночных яхт малого размера.
Швертботы, как и килевые яхты, делают и с угловатым миделем (рис. 9, д), и с округлым (рис. 9, а). Кроме того, различают швертботы с одним и двумя швертами.

.Рис. 10. Формы кормовых частей:
А — яхтенная корма с нормальным транцем; Б — то же с реверсивным транцем; В — байдарочная корма; Г — транцевая обрезная корма килевой яхты; Д — то же швертбота
Рис. 11. Формы носовых частей:
А — ложкообразный штевень; Б — современный наклонныв штевень; В — клипер-штевень; Г — прямой штевень; Д — транце вый нос (форшпигель) швертбота «Кадет»

У одношвертовика шверт расположен в диаметральной плоскости судна. У двухшвертовика оба шверта поставлены под углом (пунктиры на рис. 9, а), поэтому он несколько лучше сопротивляется дрейфу при больших углах крена. При сильном крене один из швертов не работает, а часто и совсем выходит из воды; второй шверт в это время оказывается почти в вертикальном положении, тогда он принимает всю работу по противодействию дрейфу на себя.
В настоящее время двухшвертовики применяются очень редко.
По форме носа яхты традиционно делятся на прямоштевники, яхты с ложко-образным штевнем и клипперштевнем (рис. 11). Однако сейчас ложкообразные штевни с большим носовым свесом вышли из моды, и большая часть современных яхт и швертботов имеют носы типа, изображенного на рис. 11, б. Прямой штевень в чистом виде сохранился сейчас только у некоторых швертботов. Давно исчезнувшие клипперштевни (рис. 11, в) в наши дни все чаще и чаще появляются не только на крупных моторных и парусно-моторных яхтах, но и на небольших крейсерах.
У мелких швертботов и яхтенных шлюпок (тузиков) нос часто заканчивается не острым форштевнем, а плоским наклонным срезом (рис. 10, д). Такой нос называют транцевым (иногда— прам), а сам срез—носовым транцем или фсршпигелем. Транцевые носы имеют швертботы юношеских классов «Оптимист» и «Кадет».
По форме кормовой части яхты могут иметь яхтенную корму с нормальными или обратным (реверсивным) транцем (рис. 10, а, б), байдарочную (рис. 10, в) или транцевую обрезную корму. Последняя имеет две разновидности; одна из них характерна для килевых яхт (рис. 10, г), другая—для швертботов (рис. 10, д).

Рыбалка на Байкале

Озеро Байкал известно на весь мир, благодаря тому, что оно имеет не только большие размеры, но и самую большую глубину, среди озер подобного класса. Оно интересно еще и тем, что в нем собран большой объем пресной воды.

Данные об озере:

  • Озеро Байкал находится между Иркутской областью и Бурятией.
  • Длина озера 620 км, а его ширина – 79 км.
  • Находится озеро на высоте 455 м над уровнем моря.
  • Наибольшая глубина около 1142 метра.
  • Средняя глубина – порядка 740 метров.
  • Его площадь больше площади Нидерландов и Бельгии вместе взятых.

Озеро Байкал образовалось между сопками и горными хребтами. В озере находится до 20% всех запасов пресной воды в мире, что составляет порядка 70 % всех российских запасов. В пределах озера образовано 27 каменистых островов, а также много намывных. Берега озера не имеют ровного ландшафта. Кроме этого, встречаются берега высокие и скалистые, что усложняет доступ к озеру. Кроме этого, имеются участки, где напрочь отсутствуют дороги и к некоторым местам можно добраться только на лодке.

По имеющейся информации, в озеро Байкал втекает до 500 больших и малых рек и ручьев. Самая большая из них, это река Селенга, которая приносит в Байкал самый больший объем воды. Вытекает из Байкала лишь одна река – Ангара.

Этот регион является главной курортной зоной Сибири, что связано с большим количеством солнечных дней. Даже на Черном море и то меньшее количество солнечных дней в году. Середина июля и августа месяца считаются наиболее приемлемым периодом для активного отдыха. В этот период вода в Байкале прогревается до +20 градусов. К активному отдыху располагает большое количество пляжей, расположенных по берегам Байкала.

Кроме этого, по берегам озера выстроены туристические базы и дома отдыха. Многие из них практикуют организацию рыболовных туров, с выездом, как на озеро, так и на впадающие в озеро реки. Поэтому можно смело говорить о том, что в этих местах созданы все условия для активного отдыха туристов. При этом можно совместить отдых с рыбной ловлей.

Рыбалка на Байкале

В озере Байкал водится порядка 56 разновидностей рыбы. Наиболее ценными считаются:

  • Байкальский осетр (ловля запрещена).
  • Хариус.
  • Омуль.
  • Ленок (ловля так же запрещена).
  • Сиговые.
  • Голомянка.
  • Таймень (ловить запрещено).

Такую рыбу, как щука, плотва, окунь, а иногда и хариус, местные жители относят к разряду сорной. Чтобы поймать такую рыбу, как окунь, щука, елец, сорога, ленок, хариус, сиг и омуль, следует воспользоваться периодом с декабря по апрель. К этому моменту вся рыба поднимается с глубины.

Для любителей рыбной ловли наиболее уловистыми считаются южное и восточное побережье Байкала, которое отличается наличием мелководных, хорошо прогреваемых участков. К ним относятся бухты Малого моря, заливы Чивыркуй, Мухор, Провал и другие. В последнее время эти места часто посещают браконьеры, от которых нет отбоя и рыбнадзор не в состоянии с ними справиться. Из-за браконьеров сильно страдают ценные породы рыб, а также те, что занесены в Красную книгу.

Северные побережья Байкала характеризуются, как труднодоступные, поэтому, добраться к ним можно только по водной глади, с применением плавсредств. Рыбалка с лодки на Байкале практически не практикуется, поскольку здесь возможны непредсказуемые порывы ветра, способные перевернуть плавсредство. Особенно это актуально ближе к осени, когда погода не отличается постоянством.

Те, кто решил порыбачить на Байкале должен знать, что здесь существует ряд ограничений, связанных с количеством используемых крючков и других ограничений, связанных с подводной охотой и ловлей рыбы сетями. Другими словами, здесь запрещена рыбалка с использованием браконьерских снастей.

Многие виды рыб, населяющих озеро Байкал, занесены в Красную Книгу, что ограничивает их ловлю. Некоторые ценные породы рыб запрещено ловить вообще.

Рыбалка на Байкале весной

Начиная с марта по апрель, на озере Байкал чувствуется приход весны, что отличается повышением температуры. Как правило, рыба после долгой и продолжительной зимы начинает оживать и активно питаться. Рыбалка весной на Байкале характеризуется следующими показателями:

  • Март-апрель – это период весеннего лова со льда.
  • Среднесуточная температура повышается.
  • Повышается активность такой рыбы, как хариус, омуль, сиг и т.д.
  • Рыба перед нерестом сбивается в многочисленные стаи, что упрощает ее поиск.
  • Период ловли со льда может закончиться и в мае месяце.

В период с начала мая и заканчивая концом июня, на Байкале запрещено ловить рыбу в связи с ее нерестом. На ловлю омуля действует запрет с середины августа и до середины сентября. Поэтому, в этот период лучше оставаться дома и не рисковать, поскольку везде можно встретить патруль рыбнадзора.

Летняя рыбалка на Байкале

Летняя рыбалка на Байкале отмечается своими особенностями. Во-первых, летом ловится больше видов рыб, а во-вторых, возможно использование большого разнообразия снастей, но только не браконьерских. Но это совсем не означает, что не придется приложить максимум усилий для поимки рыбы. Несмотря на то, что можно поймать многие виды рыб, придется сильно постараться. В любом случае, придется искать места стоянки рыбы. И все же, рыбалка летом на Байкале – это не простое занятие. Поэтому, рыбалка в этот период характеризуется такими факторами:

  • Поскольку летом для рыбы пищи хватает, то рассчитывать на активный клев не стоит.
  • В особо жаркие периоды клев может отсутствовать вообще.
  • Для рыбалки, в основном используются: поплавочная удочка, спиннинг, донная удочка и нахлыст.
  • В качестве насадок используются: живая небольшая рыбка, черви, опарыш, бокоплав, хлеб, тесто, а также искусственные приманки для ловли хищной рыбы.
  • На активный клев можно рассчитывать ранним утром и поздно вечером или ночью, поскольку рыба уходит на глубину после активного прогрева воды.
  • В начале июня клев может оживиться, поскольку начинается вылет бабочек ручейника. После этого, клев может полностью прекратиться на некоторое время.
  • Самой распространенной наживкой считается земляной червь, которого необходимо привозить с собой, так как на берегах Байкала его нет.

Омуля успешно ловят на свет прожектора. На этот свет собирается бокоплав, после чего к этому месту подплывает и омуль. На снасти крепят несколько крючков, при этом постоянно изменяют глубину лова. Крючки допустимо оставлять без насадки или использовать мушек. При этом, следует помнить, что такой метод ловли рыбы запрещен во многих регионах на уровне закона.

Читайте также:  Лодочный прицеп МЗСА 832321.006: описание и возможности

Рыбалка на Байкале осенью

Рыбалка осенью ничем не отличается от ловли рыбы летом, особенно в сентябре и октябре месяце. В этот период возможны как всплески активности клева, так и его полное отсутствие. Как правило, это связано с непостоянством погодных условий.

Где-то в середине октября и по ноябрь месяц оживляется такая рыба, как окунь, сорожка, щука и т.д.

За пару недель до ледостава наблюдается всплеск активности рыбы и продолжается до самого ледостава. В этот период имеется возможность наловить омуля с лодки на поплавочные или отвесные удочки. Но это время довольно опасное, поскольку характеризуется наличием бурь и сильных ветров.

Рыбалка на озере Байкал зимой

На озере Байкал имеются самые популярные места, где рыбаки ловят рыбу зимой. Мелководья восточного побережья и пролив между о. Ольхон считаются наиболее результативными. Озеро Байкал покрывается льдом в декабре месяце, а освобождается от него в конце апреля, начале мая.

Рыбалка на озере Байкал зимой имеет свои особенности:

  • Наиболее удачный период рыбалки – это декабрь месяц.
  • По первому льду ловится окунь, щука, плотва, хариус.
  • Наиболее подходящими местами в этот период считается мелководье и заросли камыша.
  • После укрепления льда рыба старается уйти от берега и после этого ее трудно найти.
  • Ловля рыбы зимой – это постоянный поиск.
  • В январе и феврале с глубин поднимается омуль и сиг.
  • Для ловли рыбы зимой используются исключительно искусственные приманки, типа мушек.

Места ловли рыбы на Байкале зимой

Наиболее результативными считаются места, где отмечается не большая глубина. К ним относятся бухты, заливы, устья, проливы и дельты рек.

На что ловится рыба на Байкале

Лучшей наживкой считается рачок-бокоплав, причем независимо от времени года.

Зимняя рыбалка на Байкале от А до Я

Зимняя рыбалка сама по себе очень увлекательное занятие, которое, безусловно, манит рыбаков. Причины у всех разные: у кого-то просыпается непреодолимый азарт поймать как можно больше рыбы, кому-то нравится любоваться неповторимыми зимними пейзажами, а также отдыхать душой.

Много есть красивых, а также уловистых мест, но особенно восхитительной может быть рыбалка на озере Байкал. Тонны прозрачного льда каждый год зимой сковывают водную поверхность озера, делая ее отличной рыболовной площадкой.

Зима на Байкале

Холодное время года не помеха для любимого занятия — рыбалки. Сезон подледной охоты на Байкале открывается с декабря и не закрывается до самой весны. Сотни рыбаков среди снегов, льдов разбивают свои палатки, а также начинают активно искать уловистые рыболовные места.

На Байкале вода может промерзать до полутора, а то и больше метров. Самое безопасное время — это февраль. Именно тогда лед окончательно сковывает озеро. Зная это, можно безо всякой опаски ступать по ледяной поверхности, а также передвигаться по ней посредством машины.

Некоторые рыбаки умудряются прокатиться по льду даже на велосипеде, так сказать, для удовольствия или по делу, например, приехать на рыбалку. Особенно кристально прозрачным лед становится ближе к весне. Это объясняется тем, что с первыми согревающими лучами солнца снег подтаивает, оголяя зеркальную чистую поверхность.

Проезд по льду на машине

Поездки по льду замерзшего Байкала практикуются относительно недавно. Началось это все с 2003 года. Походы, турслеты стали неотъемлемой частью зимних мероприятий озера Байкал.

По льду удобнее добраться до каких-либо труднодоступных участков водоема. Даже практикуются поездки по льду до Байкало-Ленского заповедника. По другому пути, по суше, такая поездка оказывается более длительной, так как для того, чтобы добраться до заповедника, необходима пара дней. По льду же при помощи машины можно «доскочить» всего за несколько часов.

Зимняя рыбалка на Байкале

Зимняя байкальская рыбалка происходит как-то по-особому. Все-таки роль играет месторасположение водоема, а также особенности его чудной природы. Ниже будет описано о наиболее благоприятном времени для рыбалки со льдов озера Байкала, а также возможном улове.

Лучшее время для рыбалки зимой

Самый пик рыболовного сезона — это середина февраля. Здесь, на самом крупном озере, среди льдов и снегов можно шикарно расположиться, разбить мини лагерь.

Необыкновенная красота предстает перед приезжими, а также местными жителями в виде чистого ясного голубого неба, красивых ледовых наплесков вдоль побережья и лучах солнца, играющих в ледяном «зазеркалье».

Какую рыбу можно поймать

Озеро Байкал богато различными видами рыб. Они являются обитателями разных глубин, поэтому с разных точек ловли перед рыбаками предстает богатый внутренний подводный мир Байкала.

Вот те рыбы, которые могут попасться рыбаку:

  • Окунь. Это наиболее распространенный трофей. Любимая рыба многих рыбаков. Окуни могут, в среднем, ловиться длиной до 30 см, а весом до 1,5-2 кг. Бывает, попадаются особо крупные экземпляры.
  • Щука. Еще один знаменитый, а также распространенный трофей среди рыболовов. Щук лучше всего ловить там, где не особо глубоко, в мелководье, но есть некоторые особенности такой рыбалки, которые зависят от времени года. Когда наступает перволедье, то большинство видов рыб держится ближе к берегам. Щук на Байкале можно выловить особо крупных, до полутора метров длиной, а весом до 15-17 кг.
  • Налим. Также чаще всего обитает там, где нет большой глубины. Имеет средние размеры, примерно такие же, как и у щуки.
  • Осетр. Является редким и особо крупным экземпляром. По параметрам превосходит крупных щук или налимов. Осетр занесен в красную книгу, поэтому подводная охота на него запрещена.
    Кроме выше перечисленных видов рыб, из озера можно выловить особей Сига, Тайменя, Хариуса и Омуля. Это обитатели глубоководья.

Интересные места для ловли

Байкал имеет предостаточно мест для подледной охоты. Можно обозначить некоторый список мест, которые наиболее популярны у рыбаков:

1. Байкальский сор. Это мелководье, которое располагается в восточной части побережья озера. Здесь можно наловить окуня и плотвы, так как они любят обитать в таких местах. Характерная особенность соров состоит в том, что это своего рода мелкие заводи, отличающиеся многочисленной растительностью.
2. Залив Провал. Он образовался в результате погружения под воду платформы, общей площадью около 200 квадратных метров. Отсюда и название пролива. Залив располагается на востоке устья реки Селенги. Непосредственно ко льду можно съехать в поселке Пойма. Перед рыбаками откроются широкие просторы залива Провал, где можно выбрать место для рыбалки. Залив имеет более-менее ровное дно, что дает возможность остановиться для ловли практически в любой точке Провала.
3. Озеро Арангатуй. Оно находится непосредственно рядом с озером Байкал. Арангатуй имеет небольшую глубину, среднее значение составляет около 12-15 метров.

Тут можно встретить большое разнообразие рыб:

  • Язь;
  • Сазан;
  • Окунь;
  • Плотва;
  • Щука, а также многие другие виды.

4. Дельта реки Селенги. Здесь клюет вся рыба, которая только может порадовать рыбаков:

  • Щуки;
  • Подъязки;
  • Язи;
  • Сорога и так далее.

Рыбаки рвутся порыбачить в дельту Селенги еще по первому льду, когда его толщина достигает еле-еле 15см. Январь знаменуется порывыстыми ветрами, но они не останавливают ни опытных, ни начинающих рыбаков. Именно в эту пору можно для себя открыть пару мест, где был успешный клев, а потом приезжать именно сюда.

Когда приходит февраль лед окончательно крепнет, поэтому глухозимья на Байкале просто не бывает. Тут же появляется еще больше рыбаков.

5. Чивыркуйский залив. Очень большой по площади — около 300 квадратных метров. Этот залив собирает рыбаков со всего мира. Именно здесь профессионалы отдаются полностью рыбалке и получают колоссальное удовольствие от процесса.

Сюда устраиваются специальные рыбацкие туры, которые включают:

  • Встречу в аэропорту;
  • Привоз к месту жилья;
  • Питание;
  • Рыболовные снасти и оснастку, костюмы;
  • Баню, отдых;
  • Обратную поездку в аэропорт.

Нюансы ловли зимой

Подледная рыбалка на Байкале длится чуть ли не полгода. Даже в апреле можно увидеть рыбаков, сидящих с удочками над лунками. Стоит отметить, что наиболее удачной подледная охота будет, когда погода благоволит, за окном светит солнце и озаряет Байкал, и делает его еще более притягательным.

Также стоит отметить, что первыми замерзают заливы, поэтому именно с них и стоит начинать подледную охоту. К концу декабря лед там крепчает, в то время, как ближе к центру водоема могут все еще быть большие проталины.

Подводная охота

Подводная охота — это замечательное времяпровождение для любителей непосредственного контакта с рыбой, а не через удочку. Зимой рыбаки надевают гидрокостюмы, защищающие от холода и проникновения влаги.

Выделяют два вида подводной охоты:

  • Активная. Здесь подразумевается постоянное движение, активное плавание в поисках заветного трофея. Стоит отметить, что активная охота будет успешна, если знать повадки своей добычи, ведь за ней нужно следить. Идеально, когда рыбак находит ту самую заветную рыбью тропку и не сходит с нее.
  • Пассивная охота. От активной охоты она отличается тем, что рыбак держится определенного места, устраивает себе как бы импровизированную засаду. Стоит отметить, что делать беспорядочные выстрелы, лишь бы какую-нибудь рыбешку поймать, нецелесообразно. От лишнего шума пугаются крупные экземпляры, которые могут уплыть из ближайшей местности, тогда рыбалка будет сорвана.

При подводной охоте применяют следующие виды оружия:

  • арбалет;
  • пневматическое ружье.

Отзывы рыбаков

Теперь клюет только у меня!

Этого карпа поймал с помощью активатора клева. Теперь домой без рыбы никогда не возвращаюсь! Настало время и вам гарантировать свой улов. Лучший активатор клева года! Сделано в Италии.

Danchik-1 › Блог › О зимней рыбалке на Байкале и о Омуле.

Всем привет!
Я продолжу.Фотографии несколько я для полной картины взял с соц.сетей.Уж больно они мне понравились.Захотелось и Вам показать.большая часть моих, без обработок.Всё как есть.
Горожане любят и умеют отдыхать, благо сама природа щедро наделила этот уголок удивительными сочетаниями: горы и озера, снег и горячие источники, не говоря уже о самом Байкале. Летом город пустеет в выходные дни, все население временно переселяется на берег Байкала и Слюдянских озер, самые продвинутые уходят на катерах и яхтах, остальные — загорают на многочисленных песчаных пляжах. Рыбалка занимает особое место в жизни всего мужского населения города, этой «болезни» оно подвержено практически в любое время года.

Байкальская рыбалка! Что может быть лучше?! Те, кто рыбачил на Байкале, тот поймет, кто не был – очень советую.

С трех сторон к городу вплотную подступили отроги Байкальского хребта, с четвертой — неповторимое по красоте и уникальности озеро Байкал.

Любая рыбалка на Байкале начинается с желания получить хороший улов самой известной рыбы – омуля!
Байкальский омуль относится к роду сиговых рыб семейства лососевых. Когда-то огромный и популярный представитель озера Байкал, сегодня – небольшой по размеру и на грани исчезновения.
Вкусный деликатес, который воспевается в одах и почитается в рецептах известных шеф-поваров, как никогда нуждается в помощи человека.

Это очень хитрая и капризная рыба, и не так просто получить хороший улов. Поэтому если у вас мухи только одного цвета, советую разнообразить ассортимент ваших снастей. Омуль может пойматься и на муху красного цвета, но в следующий момент может случиться так, что клева просто нет. В этом случае нужно срочно менять муху, на что то покрасивей и переливистей!

На самом деле омуль обитает не только на Байкале, его можно встретить в реках и озёрах Сибири, Канады, на нерест идет в реки от Вельты до Аляски. Рыба имеет внушительные размеры – длину тела до 65 см и вес в 3 кг. Самым крупным экземпляром был представитель селенгинской популяции, который весил 5 кг и имел длину до 50 см. Со слов рыбаков, это не самый крупный омуль, но выловить рыбу еще больше пока не удалось.Хотя в Википедии пишут, что встречаются особи весом до 7 кг, длиной 60 см.

Любимой пищей для омуля являются бокоплавы, молодь бычков, мальки сиговых, корюшки, полярная треска. Иногда омуль предпочитает питаться планктонными рачками. В водах Байкала рыба не против полакомиться мелкими рачками. Пелагическим бокоплавом и молодью байкальских рыбок (голомянок) омули питаются, когда основного корма недостаточно. Рацион взрослого поколения и мальков несколько отличается. Известно также, что зимой омуль придерживается диеты, поглощая меньше организмов, чем в другие сезоны.
Только в водах Байкала зафиксированы четыре популяции омуля: северобайкальская, посольская, селенгинская и чивыркуйская. Иногда выделают еще баргузинскую.

Каждая раса омуля созревает по-разному: наиболее раннее созревание характерно для северобайкальских рыб (на 4-5ом году жизни), а самое позднее – для посольской популяции (на 7-8ом году жизни). Именно в этом возрасте осенью рыба впервые идет на нерест. Нереститься омуль до 15 лет, после чего он теряет способность иметь икру. Первые нересты рыб небольшие: молодой омуль может отложить до 10-12 тыс. икринок. С возрастом плодовитость рыб в разы выше. После нереста омуль опускается на глубину озера Байкал, где обитает некоторое время, а позже снова поднимается.

Как стало известно после многочисленных экспериментов, только 6-7 рыб может выжить из 10 тыс. икринок, отложенных омулем в чистых оптимальных для развития нерестилищах.
Интенсивный отлов омуля спровоцировал катастрофическое снижение количества популяций. Только за 50 лет было уничтожено 39 тыс. центнеров! С 1978 по 1982 года была принята программа отлова омуля для подсчета запасов и разработки методов рациональной рыболовли. В последнее время прибегают к инкубированию омуля.
Как бы прискорбно это не звучало, но в связи с человеческим воздействием в последнее время рыба стала уменьшаться в размерах, ее плодовитость качественно ухудшилась, а половое созревание значительно замедлилось.

Необычный особенный аромат и очень нежное мясо – вот за что гурманы так любят эту замечательную рыбу! Слабосоленый омуль, поротый и непоротый культурного посола – такое блюдо ценится в Сибири. Люди, которые не разбираются в рыбе, могут подумать, что мясо слегка протухшее. Но специалисты знают, что в этом запахе и вкусе кроется деликатесная задумка этого блюда.

Многие предпочитают свежемороженый омуль, приготовленный в виде строганины и расколотки. Для приготовления строганины нужна сильно замороженная рыба. Нарезают ее тонкими пластинками, которые больше напоминают стружку. Сырую рыбу приправляют специями, добавляют лук и уксус. Расколотку готовят таким образом: замороженную рыбу отбивают твердым предметом, после чего легко можно снять шкуру, в сыром виде заправляют уксусом и луком.

Туристы, которые не раз бывали на Байкале, отмечают, что, скорее всего, новичка это путешествие изменит. Таинственность этого сибирского места способна затронуть тонкие душевные струны человека, пробудив в нем чувство новизны и гармонии.

Ссылка на основную публикацию