Справочник по малотоннажному судостроению. Предисловие

Справочник по малотоннажному судостроению

Приведены сведения, необходимые для постройки, ремонта и эксплуатации судов широкого потребления: мотолодок, катеров, парусных яхт и многокорпусных судов, гребных и портативных лодок, а также данные для расчета их ходкости и мореходных качеств, гребных винтов, водометных движителей и парусного вооружения. Приведены основные сведения о двигательных установках и навигационных приборах. Справочник снабжен чертежами конструкций корпусов малых судов из древесных материалов, легких сплавов, стали, стеклопластика, армо- и стеклоцемента.

Для проектировщиков, технологов и строителей малых судов, а также широкого круга владельцев яхт и катеров.

Предисловие

Настоящий справочник содержит материалы по широкому кругу вопросов, возникающих при проектировании и постройке малотоннажных судов, предназначенных прежде всего для водного туризма, прогулок и отдыха на воде.

Представленные расчетные методики, сведения о конструкции, формах обводов, материалах, двигателях и движителях могут использоваться проектировщиками и строителями судов народно-хозяйственного назначения.

Справочник состоит из шести разделов. Раздел I содержит общие характеристики основных типов малых судов широкого потребления: катеров, мотолодок, яхт, швертботов, многокорпусных судов, гребных, разборных и надувных лодок, демонстрационные чертежи лучших проектов, которые взяты за основу промышленностью или по которым построены единичные экземпляры судостроителями-любителями.

В разделе II приведены данные о ходовых качествах и мореходности малых судов, а также для расчета сопротивления воды движению водоизмещающих и глиссирующих судов, их управляемости. Отдельная глава посвящена гидроазродинамике парусных судов. Даны примеры расчета ходовых качеств конкретных судов.

В разделе III собраны сведения, необходимые для выбора и расчета движителей: гребного винта и водомета. В разделе IV рассмотрены обводы корпуса водоизмещающих, глиссирующих судов и судов на подводных крыльях, приведены расчетные формулы и графики, позволяющие оценить ходовые качества малого судна на ранних стадиях разработки проекта.

Конструкция корпуса малых судов проанализирована в разделе V. В нем изложены методы определения размеров основных связей корпуса из древесины, фанеры, легких сплавов, стали, пластмасс, армо- и стеклоцемента; даны чертежи деталей и конструктивных узлов.

В разделе VI содержатся сведения о применяемых на малых судах стационарных дизельных и карбюраторных двигателях, о судовых конверсиях транспортных двигателей, о подвесных моторах.

В приложении кратко охарактеризовано навигационное оборудование, необходимое для обеспечения безопасности плавания малого судна.

При подготовке справочника использовались материалы, публиковавшиеся в журнале “Катера и яхты”. Авторский коллектив выражает глубокую признательность редакции журнала за помощь в работе над рукописью.

В написании справочника принимали участие специалисты разных областей судостроения. Гл. 1-4,7,10 написаны В. И. Васильевым; гл. 5 – В. П. Соколовым; гл. 6 – А. И. Немзером; 8,9,12 – Л. Л. Хейфецем; гл. 11 – Л. Г. Махаринским; гл. 13,14 – А. И. Павловым, И. А. Разгоняевой; гл. 15 — П. С. Якшаровым; гл. 16 — Э. Ф. Мирошниченко; гл. 17 – Д. Л. Бирюковичем, К. Л. Бирюковичем, Ю. Л. Бирюковичем и Д. И. Сквирским совместно; гл. 18 — М. М. Аливагабовым; гл. 19 – Е. И. Фишбейном; приложение подготовлено Б. Г. Мордвиновым и А. Р. Скубко.

Основные условные обозначения

Раздел I. Типы малых судов

1. Суда с механическим двигателем

1.3. Плавучие дачи

2. Парусные суда

2.3. Многокорпусные суда

3. Гребные лодки

4. Портативные лодки

4.1. Разборные лодки

4.2. Надувные лодки

Раздел II. Ходовые качества малого судна

5. Сопротивление движению малого судна

5.1. Основные понятия и определения

5.2. Составляющие сопротивления движению судна

5.3. Сопротивление водоизмещающих судов

5.4. Сопротивление глиссирующих судов

5.5. Приближенные способы расчета сопротивления движению малого судна

6. Управляемость малого судна

6.1. Основные понятия и определения

6.2. Гидродинамика органов управления малых судов

6.3. Гидродинамические характеристики корпуса судна

6.4. Расчет поворотливости и крена судна на циркуляции

6.5. Устойчивость прямолинейного движения судна

6.6. Частные случаи расчета управляемости судна

6.7. Примеры расчета управляемости малых судов

6.8. Определение гидродинамических сил и моментов, действующих на судовой руль

7. Гидроаэродинамика парусного судна

7.1. Основные понятия и определения

7.2. Аэродинамика паруса

7.3. Гидродинамика парусного судна

7.4. Ходкость парусного судна

Раздел III Движители

8. Гребные винты

8.1. Основные понятия и определения

8.2. Диаграммы для расчета ГВ

8.3. Коэффициенты взаимодействия винта и корпуса

8.4. Кавитация ГВ

8.5. Проектирование ГВ

8.6. Расчет гидродинамических характеристик ГВ и построение паспортных диаграмм

8.7. Спрямленный контур и прочный профиль лопасти

8.8. Выбор количества ГВ, направления их вращения и расположения относительно корпуса

8.9. Рекомендации по подбору и доводке ГВ

9. Водометные движители

9.1. Основные понятия и определения

9.2. Определение наибольшей скорости судна и основных элементов ГВ водомета

9.3. Расчет кривых действия ГВ водомета и паспортной диаграммы

9.4. Приближенный расчет контрпропеллера

9.5. Определение формы выходного сопла

Раздел IV. Обводы корпуса малого судна

10. Водоизмещающие суда

10.1. Основные понятия и определения

10.2. Суда с механическим двигателем

10.3. Парусные суда

10.4. Гребные суда

11.1. Основные понятия и определения

11.2. Влияние формы обводов на мореходные качества и общепроектные характеристики глиссирующих судов

11.3. Эксплуатационно-технические качества глиссирующих судов

11.4. Вспомогательные элементы обводов и устройства, способствующие повышению мореходных качеств глиссирующих судов

11.5. Теоретические чертежи глиссирующих судов

12. Суда на подводных крыльях

12.1. Основные понятия и определения

12.2. Основные особенности работы подводных крыльев

12.3. Кавитация подводных крыльев

12.4. Определение основных элементов крыльевого устройства

12.5. Разработка формы профилей крыльев и стоек

12.6. Определение буксировочного сопротивления катеров на подводных крыльях

12.7. Пример расчета элементов крыльевого устройства и ГВ

Раздел V. Конструкция корпуса малых судов

13. Суда из древесины и фанеры

13.1. Характеристика материалов и соединений

13.2. Конструирование корпуса и определение размеров связей

13.3. Детали набора корпуса

13.4. Обшивка. Настил палубы

13.5. Соединение деталей набора

13.6. Конструкции корпуса судов из древесины и фанеры

14. Суда из алюминиевых сплавов

14.1. Характеристика сплавов. Полуфабрикаты. Защита от коррозии

14.2. Соединения в конструкциях из алюминиевых сплавов

14.3. Трехслойные конструкции

14.4. Клепаные конструкции

14.5. Сварные конструкции

14.6. Особенности конструкций разборных судов

15. Стальные суда

15.1. Характеристика материала

15.2. Расчет связей набора

15.3. Конструирование элементов корпуса

16. Суда из пластмасс

16.1. Характеристика материалов

16.2. Детали конструкции и типы их соединений

16.3. Особенности конструирования корпуса пластмассового судна

17. Суда из армо- и стеклоцемента

17.1. Армоцементные суда

17.2. Стеклоцементные суда

Раздел VI. Двигательные установки

18. Стационарные двигательные установки

18.1. Судовые дизели

18.2. Конвертированные и судовые транспортные двигатели

18.3. Системы передачи мощности на движитель

18.5. Электрооборудование и системы управления

19. Подвесные лодочные моторы

19.1. Основные узлы и системы подвесного мотора

19.2. Технические характеристики отечественных подвесных лодочных моторов

19.3. Установка подвесного мотора на лодку

19.4. Приборы для контроля за работой подвесного лодочного мотора

19.5. Дооборудование подвесных лодочных моторов

Приложение. Навигационное оборудование малых судов

1. Общие определения

2. Источники электропитания

3. Навигационные приборы

4. Средства сигнализации и связи

5. Спасательные средства

6. Средства автоматизации вычислений на малых судах

Справочник по малотоннажному судостроению. Предисловие

Справочник по малотоннажному судостроению.

Авторы: М.М. Аливагабов, Д.Л. Бирюкович, К.Л. Бирюкович, Ю.Л. Бирюкович, В.И. Васильев, Л.Г. Махаринский, ЭФ. Мирошниченко, Б.Г. Мордвинов, А.И. Немзер, А. И. Павлов, И.А. Разгоняева, Д.И. Сквирский, А.Р. Скубко, В. П. Соколов, Е.И. Фишбейн, Л.Л. Хейфец, П.С. Якшаров.

Объем справочника 575 страниц, рисунки, таблицы, чертежи, диаграммы, фотографии.

“Справочник по малотоннажному судостроению” содержит сведения, необходимые для постройки, ремонта и эксплуатации судов широкого потребления: мотолодок, катеров, парусных яхт и многокорпусных судов. Гребных и портативных лодок, а также данные для расчета их ходкости и мореходных качеств, гребных винтов, водометных движителей и парусного вооружения. Приведены основные сведения о двигательных установках и навигационных приборах. Справочник снабжен чертежами конструкций корпусов малых судов из древесных материалов, легких сплавов, стали, стеклопластика, армоцемента и стеклоцемента.

Для проектировщиков, технологов и строителей малых судов, а также широкого круга владельцев яхт и катеров.

Настоящий справочник содержит материалы по широкому кругу вопросов, возникающих при проектировании и постройке малотоннажных судов, предназначенных прежде всего для водного туризма, прогулок и отдыха на воде. Представленные расчетные методики, сведения о конструкции, формах обводов, материалах, двигателях и движителях могут использоваться проектировщиками и строителями судов народно-хозяйственного назначения.

Справочник состоит из шести разделов. Раздел 1 содержит общие характеристики основных типов малых судов широкого потребления: катеров, мотолодок, яхт, швертботов, многокорпусных судов, гребных, разборных и надувных лодок, демонстрационные чертежи лучших проектов, которые взяты за основу промышленностью или по которым построены единичные экземпляры судостроителями-любителями.

В разделе 2 приведены данные о ходовых качествах и мореходности малых судов, а также для расчета сопротивления воды движению водоизмещающих и глиссирующих судов, их управляемости. Отдельная глава посвящена гидроаэродинамике парусных судов. Даны примеры расчета ходовых качеств конкретных судов.

В разделе 3 собраны сведения, необходимые для выбора и расчета движителей: гребного винта и водомета.

В разделе 4 рассмотрены обводы корпуса водоизмещающих, глиссирующих судов и судов на подводных крыльях, приведены расчетные формулы и графики, позволяющие оценить ходовые качества малого судна на ранних стадиях разработки проекта.

Конструкция корпуса малых судов проанализирована в разделе 5. В нем изложены методы определения размеров основных связей корпуса из древесины, фанеры, легких сплавов, стали, пластмасс, армо- и стеклоцемента; даны чертежи деталей и конструктивных узлов.

В разделе 6 содержатся сведения о применяемых на малых судах стационарных дизельных и карбюраторных двигателях, о судовых конверсиях транспортных двигателей, о подвесных моторах.

В приложении кратко охарактеризовано навигационное оборудование , необходимое для обеспечения безопасности плавания малого судна.

Читайте также:  Реки россии список

Раздел 1. Типы малых судов.

1. Суда с механическим двигателем.

  • Мотолодки.
  • Катера.
  • Плавучие дачи.

2. Парусные суда.

  • Яхты.
  • Швертботы.
  • Многокорпусные суда.

3. Гребные лодки.

4. Портативные лодки.

  • Разборные лодки.
  • Надувные лодки.

Раздел 2. Ходовые качества малого судна .

5. Сопротивление движению малого судна.

  • Основные понятия и определения.
  • Составляющие сопротивления движению судна.
  • Сопротивление водоизмещающих судов.
  • Сопротивление глиссирующих судов.
  • Приближенные способы расчета сопротивления движению малого судна.

6. Управляемость малого судна.

  • Основные понятия и определения.
  • Гидродинамика органов управления малых судов.
  • Гидродинамические характеристики корпуса судна.
  • Расчет поворотливости и крена судна на циркуляции.
  • Устойчивость прямолинейного движения судна.
  • Частные случаи расчета управляемости судна.
  • Примеры расчета управляемости малых судов.
  • Определение гидродинамических сил и моментов, действующих на судовой руль.

7. Гидроаэродинамика парусного судна.

  • Основные понятия и определения.
  • Аэродинамика паруса.
  • Гидродинамика парусного судна.
  • Ходкость парусного судна .

Раздел 3. Движители.

8. Гребные винты.

  • Основные понятия и определения.
  • Диаграммы для расчета гребных винтов .
  • Коэффициенты взаимодействия винта и корпуса.
  • Кавитация гребного винта .
  • Проектирование гребного винта.
  • Расчет гидродинамических характеристик гребного винта и построение паспортных диаграмм.
  • Спрямленный контур и прочный профиль лопасти.
  • Выбор количества гребных винтов, направления их вращения и расположения относительно корпуса.
  • Рекомендации по подбору и доводке гребного винта.

9 . Водометные движители.

  • Основные понятия и определения.
  • Определение наибольшей скорости судна и основных элементов гребного винта водомета.
  • Расчет кривых действия гребного винта водомета и паспортной диаграммы.
  • Приближенный расчет контрпропеллера.
  • Определение формы выходного сопла.

Раздел 4. Обводы корпуса малого судна.

10. Водоизмещающие суда.

  • Основные понятия и определения.
  • Суда с механическим двигателем.
  • Парусные суда.
  • Гребные суда.

11. Глиссирующие суда.

  • Основные понятия и определения.
  • Влияние формы обводов на мореходные качества и общепроектные характеристики глиссирующих судов.
  • Эксплуатационно-технические качества глиссирующих судов.
  • Вспомогательные элементы обводов и устройства, способствующие повышению мореходных качеств глиссирующих судов.
  • Теоретические чертежи глиссирующих судов.

12. Суда на подводных крыльях.

  • Основные понятия и определения.
  • Основные особенности работы подводных крыльев.
  • Кавитация подводных крыльев.
  • Определение основных элементов крыльевого устройства.
  • Разработка формы профилей крыльев и стоек.
  • Определение буксировочного сопротивления катеров на подводных крыльях.
  • Пример расчета элементов крыльевого устройства и гребного винта.

Раздел 5. Конструкция корпуса малых судов.

13. Суда из древесины и фанеры.

  • Характеристика материалов и соединений.
  • Конструирование корпуса и определение размеров связей.
  • Детали набора корпуса.
  • Обшивка. Настил палубы.
  • Соединение деталей набора.
  • Конструкции корпуса судов из древесины и фанеры.

14. Суда из алюминиевых сплавов.

  • Характеристика сплавов. Полуфабрикаты. Защита от коррозии.
  • Соединения в конструкциях из алюминиевых сплавов.
  • Трехслойные конструкции.
  • Клепаные конструкции.
  • Сварные конструкции.
  • Особенности конструкций разборных судов.

15. Стальные суда.

  • Характеристика материала.
  • Расчет связей набора.
  • Конструирование элементов корпуса.

16. Суда из пластмасс.

  • Характеристика материалов.
  • Детали конструкции и типы их соединений.
  • Особенности конструирования корпуса пластмассового судна.

1 7. Суда из армо- и стеклоцемента.

  • Армоцементные суда.
  • Стеклоцементные суда.

Раздел 6. Двигательные установки.

18. Стационарные двигательные установки.

  • Судовые дизели.
  • Конвертированные и судовые транспортные двигатели.
  • Системы передачи мощности на движитель.
  • Реверс-редукторы.
  • Электрооборудование и системы управления.

19. Подвесные лодочные моторы.

  • Основные узлы и системы подвесного мотора.
  • Технические характеристики отечественных подвесных лодочных моторов.
  • Установка подвесного мотора на лодку.
  • Приборы для контроля за работой подвесного лодочного мотора.
  • Дооборудование подвесных лодочных моторов .

Приложение. Навигационное оборудование малых судов.

  • Общие определения.
  • Источники электропитания.
  • Навигационные приборы.
  • Средства сигнализации и связи.
  • Спасательные средства.
  • Средства автоматизации вычислений на малых судах.

Предисловие автора

Что такое малый катер? Государственный стандарт Союза ССР опреде­лял, что «малый катер» – это «Самоходное судно длиной не более 20 м, спроек­тированное и эксплуатирующееся по специальным нормам и правилам». При­менение термина-синонима, в данном случае «катер», этим ГОСТом запреща­лось. Учитывая, что данная книга не является официальным документом и повествует только о катерах длиной не более 20 м, все малые катера по ходу повествования будут именоваться только катерами.

Много книг написано о больших судах и кораблях, которые являются гордостью нашего флота и судостроения, но практически нет литературы по истории создания самых многочисленных и массово применяемых плав­средств – малых катеров. Цель этой книги – частично заполнить этот пробел. Кроме того, история создания самых популярных катеров уходит в забвение вместе с тем поколением судостроителей, которые всю свою жизнь посвятили созданию столь незаметных и столь необходимых для обеспечения жизнедея­тельности Большого флота, малых катеров.

Для всех министерств и ведомств были притягательны такие суда, кото­рые при плавании не имели ограничений по глубинам и фарватерам, способ­ные оперировать в речных узкостях и тесноте портовых акваторий. Такие суда в считанные минуты могли быть готовыми к действиям, неприхотливые в эксплуатации и не требующие для себя особых условий базирования.

Среди таких катеров имеются служебно-разъездные, рабочие, патруль­ные, промысловые, буксирные, медицинские, гидрографические, водолазные, спасательные, в том числе десантируемые с самолётов, и множество других самого разнообразного назначения. Такие катера были нужны для того, что­бы решать самые разнообразные задачи по обслуживанию Военно-Морского Флота и удовлетворять нужды народного хозяйства. А если принять во внима­ние, что почти все катера могли транспортироваться по железной дороге и доставляться в самые отдалённые точки бывшего Советского Союза, то это делало их незаменимыми в тех местах, где кроме водных других путей сооб­щения, не считая воздушных, не существует. В таких местах малым катерам приходилось выполнять функции снабженцев, скорой медицинской помощи не только для эвакуации больных, но и для оказания им неотложной помощи, патрулировать леса и бороться с лесными пожарами, доставлять почту и вы­полнять целый ряд обязанностей для обеспечения обитаемости самых удалён­ных и глухих районов России.

Более 50 лет автор посвятил судостроению, из них 30 лет посвятил про­ектированию и постройке малотоннажных судов — ботов и катеров. Автору пришлось принимать участие в создании и таких проектов-гигантов, как су­пертанкер «Крым» (проект 1551) или тяжёлый авианесущий крейсер «Киев» (проект 1143), но наибольшее удовлетворение автор получил при работе с катерами.

Катер, хотя он и малый, но это то же самое судно, только в миниатюре. Как и его братья-гиганты, катер имеет те же самые помещения по назначе- нию, те же самые устройства и системы, плавает по тем же самым законам теории корабля. Но в дополнение к тому, что имеют большие суда, большин­ство катеров имеют и динамические силы поддержания, что вносит в проек­тирование катеров свои специфические требования.

Данная повесть названа воспоминаниями, потому что автор не пользо­вался историческими архивами, не занимался исследованиями в области ка­теростроения и не перегружал книгу теоретическими и научными выкладка­ми и заключениями. Автор изложил в этой книге свои наблюдения за период 30-летней деятельности, всё, в чём принимал участие лично, что хранилось в его личных архивах или узнал от непосредственных участников описывае­мых событий.

Ввиду сравнительно малой трудоёмкости проектирования и постройки, энергоёмкости и несложного технологического оборудования созданием кате­ров могли заниматься не только любые судостроительные предприятия, но и полукустарные мастерские и отдельные любители водно-моторного спорта. Это способствовало тому, что по всем акваториям плавает несметное коли­чество катеров различных размеров и архитектурных типов.

В этой повести речь пойдёт о так называемых «законнорожденных» ка­терах, которые делались по заданиям Минсудпрома и шли, как на борт одного из судов или кораблей, так и на их рейдовое или портовое обслуживание, а также о катерах, проектирование и постройка которых производилась по спе­циальному заказу различных министерств и ведомств.

Чтобы читатель более полно мог бы представить себе объект повество­вания, под иллюстрациями в скобках даются краткие тактико-технические элементы — (длина наибольшая, водоизмещение полное, мощность двигателя, скорость полного хода). Отсутствующие параметры отмечены « * ».

Из-за невозможности охватить весь ряд существующих катеров, автор ограничился описанием и историей создания основного «золотого фонда» ка­теров нашего отечественного Военно-Морского и Морского флотов. Эти кате­ра были разработаны Центральным конструкторским бюро (ЦКБ) «Редан» – базовым предприятием Минсудпрома по спасательной технике и головным по малотоннажным судам.

Автор по своей инициативе собрал самый полный материал по истории создания катеров на одном из специализированных предприятий Минсуд­прома и стал одним из немногих, кто монопольно владеет этими материалами. И, для того, чтобы не унести эту информацию в «вечность», автор решил поделиться ею с теми, кто любит катера и для кого не безразличен маленький кусочек истории отечественного судостроения, не нашедший отражения в фундаментальных трудах судостроителей.

Фактическим автором этой книги является замечательный коллектив ЦКБ «Редан», разработавший и построивший все те катера, которые вошли в содержание этого повествования. Будет несправедливо выделить персональ­но кого-либо, поэтому я приношу мою сердечную благодарность всем им. Но я считаю своим долгом отметить, что описание результатов их многолетних тру­дов автор взял на себя и он несёт всю ответственность за содержание этой книги.

Mirageswar.com – военно-исторические журналы, моделизм и миниатюра

  • Главная
  • Поиск
  • Контакты
  • RSS
  • Мы в Twitter

Титульная страница сайта » Флот » Справочник по малотоннажному судостроению [Судостроение]

  • АВИАЦИЯ
    • Авиация до Второй Мировой
    • Авиация Второй Мировой
    • – Германия и союзники
    • – СССР и Союзники
    • Авиация после Второй Мировой
    • – Страны НАТО
    • – СССР (Россия) и страны ВД
  • БРОНЕТЕХНИКА
    • Бронетехника до Второй Мировой
    • Бронетехника Второй Мировой
    • – Германия и союзники
    • – СССР и Союзники
    • Бронетехника после Второй Мировой
  • АРТИЛЛЕРИЯ
    • Орудия Древнего мира
    • Артиллерия до Второй Мировой
    • Артиллерия Второй Мировой
    • Артиллерия после Второй Мировой
  • ФЛОТ
    • Флот до Второй Мировой
    • Флот Второй Мировой
    • – Германия и союзники
    • – СССР и Союзники
    • Флот после Второй Мировой
    • – СССР (Россия) и страны ВД
    • – Флот стран НАТО
  • УНИФОРМА
    • Униформа до Второй Мировой
    • Униформа Второй Мировой
    • Униформа после Второй Мировой
  • ОРУЖИЕ
    • Огнестрельное оружие
    • Холодное оружие
  • МОДЕЛИЗМ
    • Военно-историческая миниатюра
    • Стендовый моделизм
    • Спортивный моделизм
    • Сборный моделизм
  • НАГРАДЫ
    • Ордена
    • Медали
    • Боевые знаки

Приглашаем Всех посмотреть наш сайт !

Приветствуем Вас на нашем сайте, посвященном военно-исторической литературе, истории, журналам и книгам по моделизму и миниатюре. Разные эпохи мирно уживаются здесь: авиация, флот, бронетехника, описание военной униформы, история укреплений, описания наград, регалий и великих сражений. Погрузитесь в мир военно-исторического моделизма и миниатюры. Наш сайт постоянно пополняется материалами наших и зарубежных издательств. Вы всегда сможете скачать бесплатно понравившийся вам материал и добавить свою новость.

Справочник по малотоннажному судостроению [Судостроение]

Автор: gerza1 от 12 июля 2010, посмотрело: 1816

Название: Справочник по малотоннажному судостроению
Автор: Б.Г. Мордвинов
Издательство: Судостроение
Год: 1987
Формат: DJVU
Размер: 11.6 MB
Язык: Русский
Страниц: 576

Приведены сведения, необходимые для постройки, ремонта и эксплуатации судов широкого потребления: мотолодок, катеров, парусных яхт и многокорпусных судов, гребных и портативных лодок, а также данные для расчета их ходкости и мореходных качеств, гребных винтов, водометных движителей и парусного вооружения. Приведены основные сведения о двигательных установках и навигационных приборах. Справочник снабжен чертежами конструкций корпусов малых судов из древесных материалов, легких сплавов, стали, стеклопластика, армо- и стеклоцемента. Для проектировщиков, технологов и строителей малых судов, а также широкого круга владельцев яхт и катеров.

Alib.ru > Название книги: справочник малотоннажному судостроению

Справочник по малотоннажному судостроению.
Вес книги 900 г Приведены сведения, необходимые для постройки, ремонта и эксплуатации судов широкого потребления: мотолодок, катеров, парусных яхт и многокорпусных судов, гребных и портативных лодок, а также данные для расчета их ходкости и мореходных качеств, гребных винтов, водометных движителей и парусного вооружения. Приведены основные сведения о двигательных установках и навигационных приборах. Справочник снабжен чертежами конструкций корпусов малых судов из древесных материалов, легких сплавов, стали, стеклопластика, армо-и стеклоцемента.

В продаже:

ПродавецОписаниеСостояниеФотоКупить по цене
1BS-wells
Владивосток.
Ленинград Судостроение 1987г. 576с., ил. твердый переплет, увеличенный формат.Состояние: очень хорошееКупить за 100 руб.
2BS-NatashaSPb
Санкт-Петербург.
Л. Судостроение 1987г. 576 с. Твердый переплет, Увеличенный формат.Состояние: Потерты углы , верх и низ корешка , книжный блок – отличноевид – видКупить за 200 руб.
3BS-Chumodan
Москва.
Л. Судостроение 1987г. 576с. Твердый переплет, энциклопедический формат.Состояние: очень хорошееКупить за 300 руб.
4BS-PAngelikaR
Санкт-Петербург.
Л. Судостроение. 1987г. 576с. Твердый переплет, увеличенный формат.Состояние: Хорошее.ФотоКупить за 300 руб.
5BS-Chumodan
Москва.
Л. Судостроение 1987г. 576с. Твердый переплет, энциклопедический формат.Состояние: очень хорошееКупить за 400 руб.
6BS-Bukinist74
Челябинск.
Л. Судостроение 1987 г. 576 с., илл. Твердый переплет, энциклопедический формат.Состояние: Очень хорошее, почти отличное .Купить за 400 руб.
7BS-Afina
Санкт-Петербург.
Л. Судостроение. 1987г. 576 с., ил. Твердый переплет, Увеличенный формат.Состояние: Очень хорошее.Купить за 500 руб.
8BS-Books-SPb
Санкт-Петербург.
Ленинград Судостроение 1987г. 576с., ил. твердый переплет, Обычный формат.Состояние: Оч.хорошее, дарственная на форзаце.ФотоКупить за 500 руб.
9BS-Orlik
Петрозаводск.
Л Судостроение 1988г. 576с тверд переплет, увеличенный формат.Состояние: хор.Купить за 750 руб.
10BS-aksakal
Санкт-Петербург.
Л. Судостроение. 1987г. 576с.илл. Твердый переплет, Увелич формат.Состояние: Очень хорошееКупить за 850 руб.
11BS-Fatkin
Новосибирск.
Л. Судостроение 1988г. с.576 Твердый издательский переплет, Энциклопедический формат.Состояние: хорошееКупить за 900 руб.
12BS-Patron
Санкт-Петербург.
Л. Судостроение. 1988г. 576с.илл. Твердый переплет, увеличенный формат.Состояние: Хорошее, слегка растрепаны верх и низ корешка, след от удара об угол посредине верхних ребер обложки- по 1мм вмятинки, блок- отличное.Купить за 1300 руб.
13BS-Patron
Санкт-Петербург.
Л. Судостроение. 1988г. 576с.илл. Твердый переплет, увеличенный формат.Состояние: Хорошее- оч. Хорошее, слегка уголки, верх и низ корешка.Вид – ВидКупить за 1300 руб.
14BS-feniks
Санкт-Петербург.
Л. Судостроение 1987г. 573(3)с.,илл. твердый переплет, увеличенный формат.Состояние: хорошее, чуть потерты края корешка.Купить за 1500 руб.
15BS-yurij
Израиль, Тель-Авив.
Л. Судостроение. 1987г. 576с. твердый переплет,Состояние: почти хорошееКупить за 1760 руб.
Лучшие продавцы >>>

Copyright &#169 1999 – 2021, Ведущий и K&#176. Все права защищены.
Вопросы, предложения пишите в книгу

Справочник по малотоннажному судостроению

Название: Справочник по малотоннажному судостроению
Автор: Мордвинов Б. Г.
Издательство: Судостроение
Год издания: 1987
Страниц: 576
Язык: Русский
Формат: djvu
Размер: 11,7 Мб
Приведены сведения, необходимые для постройки, ремонта и эксплуатации судов широкого потребления: мотолодок, катеров, парусных яхт и многокорпусных судов, гребных и портативных лодок, а также данные для расчета их ходкости и мореходных качеств, гребных винтов, водометных движителей и парусного вооружения. Приведены основные сведения о двигательных установках и навигационных приборах. Справочник снабжен чертежами конструкций корпусов малых судов из древесных материалов, легких сплавов, стали, стеклопластика, армо- и стеклоцемента. Для проектировщиков, технологов и строителей малых судов, а также широкого круга владельцев яхт и катеров.
Скачать с ifolder.ru
Скачать с letitbit.net
Скачать с uploading.com
Скачать с depositfiles.com

Рейтинг:4.8 баллов / 2537 оценок
Формат:Книга
Уже скачали:12724 раз

Похожие Книги

Нам показалось, что Книги ниже Вас заинтересуют не меньше. Эти издания Вы так же можете скачивать и читать совершенно бесплатно на сайте!

Elektor Electronics №9 2011.

Название: Elektor Electronics №9 2011 Автор: коллектив Издательство: www.elektor.com Год издания: 2011 Страниц: 88 Язык: Английский Формат: PDF Качество: хорошее Размер: 12.2 Мб Описание: “Elektor E . . .

Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. – Умные руки. Учебник для 1 класса

Открытия и гипотезы №9 (сентябрь 2011)

Журнал Любимое вязание детям № 8 2011

Название: Любимое вязание детям Издательство: ИД «Пилот Плюс» Номер: 8 Месяц / Год: 2011 Страниц: 36 Формат: -pdf Размер файла: -14 Мб Язык: русс . . .

Ремонт и техническая эксплуатация автомобилей ВАЗ

Автор:КоллективНазвание: Ремонт и техническая эксплуатация автомобилей ВАЗИздательство: ВазГод: 2001Формат: ISOРазмер: 474МВСтраниц:10000Язык:Русский Ремонт и техническая эксплуатация автомобилей ВАЗ . . .

Масонство в его прошлом и настоящем. Том 3, вып. 1: Современное масонство на Западе

Название: Масонство в его прошлом и настоящем. Том 3, вып. 1: Современное масонство на ЗападеАвтор: Боровой А.А.Издательство: ЗадругаГод издания: 1923Язык: русскийCтраниц: 55Формат: PDFРазмер: 13,1 МБ . . .

Ornamente Ornaments

Название: Ornamente OrnamentsАвтор: Philipp Luidi, Helmut HuberИздательство: Novum PressГод: 1983Страниц: 366Язык: немецкийФормат: pdfРазмер: 51,05(+3%)МбКачество: хорошееСборник орнаментов, декорат . . .

Схема для вышивки -Попугаи 12картин

Название Попугаииздательство SamizdatЯзык ИспанскийФормат PDFРазмер 74mbВышивка крестиком-Серия Попугаи-12 картин и схемUnibytes.comTurbobit.netUploading.comSibit.net . . .

Родовые прозвания и титулы в России и слияние иноземцев с русскими

Автор: Карнович Е.П.Издательство: МФИНГод издания: 1991Страниц: 100ISBN: 5-86050-003-3Язык: русскийРазмер: 7,3 МбФормат: pdf Вниманию читателей предлагается книга замечательного российского историка и . . .

Баба Яга, или «И тут достали!»

Название: Баба Яга, или «И тут достали!» Автор: Олеся Шалюкова Издательство: Самиздат Страниц: 161 Формат: RTF Размер: 5,11 МБ Качество: Отличное Язык: Русский Жанр: Фантастика Год издания . . .

Вы не зарегистрированы!

Если вы хотите скачивать книги, журналы и аудиокниги бесплатно, без рекламы и без смс, оставлять комментарии и отзывы, учавствовать в различных интересных мероприятиях, получать скидки в книжных магазинах и многое другое, то Вам необходимо зарегистрироваться в нашей Электронной Библиотеке.

Отзывы читателей

К сожалению, в нашей Бесплатной Библиотеке пока нет отзывов о Книге Справочник по малотоннажному судостроению. Помогите нам и другим читателям окунуться в сюжет Книги и узнать Ваше мнение. Оставьте свой отзыв или обзор сейчас, это займет у Вас всего-лишь несколько минут.

Моторные лодки выходного дня

Суда этого типа рассчитаны на плавание продолжительностью не более 2—3 дн. Однако в целях расширения области их применения во многих проектах допущены отклонения от характеристик, регламентированных «Типажом”. Путем запалубливания корпуса в носу и корме образованы объемы для хранения минимально необходимого багажа и одновременно уменьшена заливаемость кокпита. Обводы с высоким гидродинамическим качеством дают возможность эксплуатировать лодки на волне до 0,5 м с моторами мощностью 18,4 кВт B5 л. с.) и более.

При этом они имеют небольшую массу. Лодки данной группы кроме основного назначения применяют в дальних скоростных спортивных плаваниях, гонках, для буксировок воднолыжников. Основным материалом при серийном производстве их корпусов служат листы легкого сплава. Корпуса сложной формы с двойной погибью выклеиваются из стеклопластика.

ХарактеристикиДжонботМини-БастерНеман-2АфалинаРадуга-39КСкатКСП-1Морской дротик
Длина наибольшая, м3,83,63,83,743,93,644
Ширина наибольшая, м1,321,51,41,371,651,451,52,2
Высота борта, м0,380,50,750,70,580,590,590,61
Масса, т0,550,10,130,130,0850,1050,120,113
Пассажировместимость, чел.34433443
Допустимая мощность мотора, кВт (л.с.)5,9 (8)11 (15)18,4 (25)18,4 (25)22 (30)18,4 (25)18,4 (25)29,4 (40)

«Джонбот» — лодка, получившая большое распространение за рубежом в качестве рыболовной. Прямоугольный в плане корпус обладает остойчивостью, достаточной при забрасывании удочки или спиннинга человеком, стоящим в лодке в полный рост. Скорость лодки с 8-сильным подвесным мотором при одном водителе составляет 35 км/ч, с 2 чел. — 25 км/ч. «Джонбот» пригоден для эксплуатации на волне высотой до 0,3 м. Плоское с продольными рейками днище позволяет подходить к отмелому берегу. В отличие от остроносой лодки «Джонбот», коснувшись грунта, не валится на борт, высадка людей через носовую оконечность не представляет обычных в таких случаях затруднений.

Джонбот

«Мини-Бастер» — серийно выпускаемая финляндской фирмой «Фискарс» мотолодка. Корпус изготовлен из 2-миллиметрового листа легкого сплава, устойчивого против коррозии в морской воде. Конструкция исключительно проста и технологична. Шпангоутов нет. Их роль выполняют три банки и планшири-накладки по верхним кромкам носового и кормового транцев. Продольный набор заменяют гофры на днище и слом по бортам. Применены 2-скуловые «граненые» обводы. «Мини-Бастер» рассчитан на установку подвесного мотора мощностью от 3,7 до 11 кВт (от 5 до 15 л. с). При собственной массе 100 кг лодка имеет грузоподъемность более 300 кг.

Фирма выпускает также однотипную с «Мини-Бастер» 5-местную лодку «Бастер»массой 145 кг с мотором мощностью 11—14,7 кВт A5-20 л. с.) в вариантах прогулочно-рыболовном, патрульном и рабочей шлюпки. 5 — 6 -местный «Ворк-Бастер» имеет усиленный корпус (масса 200 кг) и релинг по периметру палубы. На него устанавливается подвесной мотор мощностью 11—26 кВт A5—35 л. с.) Лодки типа «Бастер» эксплуатируются и с водометными движителями, удобнымидля плавания на мелководных водоемах.

Мини-Бастер

«Неман-2» — серийная мотолодка, по вместительности, оборудованиюи мореходности приближающаяся к уровню судов для дальнего туризма. Применениевысоких бортовых комингсов позволило не только увеличить высоту борта с 530 до 750 мм, но и за счет отказа от бортовых потопчин сделать более просторным кокпит, его площадь (1,8 х 1,25) лишь немного меньше, чем на «Крыме», «Ладоге» и других лодках третьей группы.

Для размещения багажа можно использовать рундук под кормовой банкой, пространства под носовой палубой и носовой банкой. Штампованные жесткие банки-сиденья свидетельствуют о том, что конструкторам пришлось жертвовать комфортом для уменьшения массы. Корпус мотолодки имеет плоскокилеватые обводы с килеватостью на миделе 16, на транце 8°. Продольных реданов нет. Для предотвращения поперечного растеканияпотока за днище выпущена нижняя часть стрингера, на котором выполнен стык секций.Корпус штампованно-сварной конструкции выполнен из сплава АМг5; толщина об-обшивки днища 2 мм, бортов и палубы — 1,5 мм. Днище подкреплено продольнымистрингерами, опирающимися на навесные флоры. Непотопляемость обеспечивается блоками пенопласта, закрепленными в носу под палубой и в корме в районе подмоторной ниши.

Значительная килеватость днища позволяет преодолевать волну до 0,5 м без существенного снижения скорости при умеренных ударных перегрузках. С 14-сильнымподвесным мотором «Нептун-23» при полной нагрузке лодка развивает скорость до 40 км/ч. С неполной нагрузкой (2 чел.) ее можно эксплуатировать и с 12-сильныммотором, при этом достигается скорость 20 — 25 км/ч.

Мотолодка «Неман — 2»

«Афалина» — мотолодка повышенной мореходности, пригодная длядальних скоростных спортивных плаваний. Выпущена небольшой серией. Корпус имеет постоянный от миделя до транца угол килеватости 17°) и продольные реданы. Носовая палуба, продолженная бортовыми комингсами до кормы, уменьшает заливанне и забрызгивание кокпита при ходе на волне. Предусмотрен тент.

Пластмассовый корпус состоит из двух секций, которые соединены по линии привального бруса болтами через отверстия во фланце. Снаружи соединение закрыто полиэтиленовым П-образным профилем. Жесткость безнаборного корпуса обеспечивается формой обводов, наличием палубыи вклеенного на уровне второго редана фанерного пайола. Секция корпуса выклеена из пяти слоев стеклоткани и слоя стеклосетки; толщина обшивки 3,5 мм. Палуба выполнена из трех слоев ткании слоя сетки; ее толщина 2,5 мм. В кокпите размерами 1,76 х 1,2 мустановлены три жестких кресла из стеклопластика, однако оптимальный состав экипажа — 2 чел.

Непотопляемость обеспечена блоками пенопласта, закрепленными в юсу под ;палубой, в районе подмоторнои ниши и в комингсах кокпита. При высоте волны 0,5 м, ‘до которой разрешена эксплуатация мотолодки, кокпит остается сухим, однако наполной скорости корпус испытывает значительные динамические нагрузки.

Максимальная скорость, которую „Афалина» развивает с мотором „Нептун», имея на борту 3 чел., составляет около 50 км/ч, и при уменьшенном до 280 мм шаге ГВ — 42 км/ч.

Недостаток „Афалины», как и всех лодок с повышенной килеватостью днища, — «валкость на стоянке. На ходу лодка достаточно остойчива. Даже при резкой перекладкеруля она входит в поворот с незначительным внутренним креном.

Радуга-39К — быстроходный 4-местный катамаран, спроектирован-спроектированный Ю. А. Зиминым. В конструкции отражены идеи, сформировавшиеся при проектировании и постройке гоночных судов этого типа. За рубежом гоночные катамараны, получили признание в классах судов, у которых обводы не лимитируются, а мощность применяемых двигателей позволяет развивать скорость до 150 км/ч. Катамаран имеет высокую поперечную остойчивость, в то же время его корпус по сравнению даже с мотолодкой с V образными обводами создает гораздо меньшие перегрузки при ходе на волне.

На гоночных катамаранах культивируемого в нашей стране класса С с рабочим объемом двигателя до 500 см3 преимущества 2-корпусной схемы проявляются в меньшей мере, однако достигнутые на них результаты в соревнованиях позволяют сделать вывод, что суда этого типа и при ограниченной мощности можно использовать не только в качестве гоночных, но и для дальних спортивных плаваний.

Мотолодка строится в единичных экземплярах. Детали набора изготовляются из сосновых реек, обшивка из фанеры толщиной 4-6 мм. Прочность и жесткость корпуса обеспечиваются транцем и шестью шпангоутами, из которых первый и последний зашиты 2-миллиметровой фанерой и образуют глухие переборки. Настил палубы подкреп-подкреплен продольными ребрами. Днище корпусов оклеивается до верхнего продольногоредана стеклотканью.

Катамаран с подвесным мотором мощностью 22 кВт C0 л. с.) и стандартным’3-лопастным винтом с шагом 300 мм и полной нагрузкой может развивать скорость40—50 км/ч. Дли достижения более высоких скоростей при уменьшенной нагрузкетребуется винт большего шага (300—380 мм).

Спроектированный как скоростное судно катамаран можно использовать и для выездов на рыбную ловлю (отсутствие валкости делает его вполне пригодным дляэтой цели) в тех случаях, когда эа короткое время (выходные дни) необходимо пройтизначительное расстояние.

Катамаран «Радуга 39К»

«Скат» — тримаран, способный преодолевать значительное волнение (до 0,7 м) и обладающий достаточной статической остойчивостью. Проект, разработан-разработанный Д. А. Курбатовым, отвечает требованиям к лодкам для прогулок и рыбной ловли. Обводы днища выполнены по аналогии с получившими широкую известность судами типа «Бостонский китобой». На стоянке в лодку можно входить через борт, не опасаясь опрокинуть ее или залить водой. Тримаран обладает хорошей приемистостью и способен сохранять ходовые качества при увеличении нагрузки.

При серийной постройке лодка собирается из двух секций — корпуса и палубы, отформованных из стеклопластика. При индивидуальной постройке криволинейные поверхности задаются уложенными между шпангоутами блоками пенопласта. Пенопластовые блоки (при серийной постройке они также укладываются по днищу, в корме и в носу) обеспечивают тримарану непотопляемость — в аварийном состоянии он будет поддерживать на плаву всех четырех пассажиров. Для защиты от заливания на большой волне, особенно на тихом ходу, когда лодка не имеет обычного Дифферента на корму, кокпит прикрыт волнорезом из оргстекла, окантованного трубчатым релингом. В корме корпус имеет самоотливную подмоторную нишу и закрыт палубой. Для оптимальной центровки при неполной нагрузке (1-2 чел.) сиденье рулевого смещено к миделю.

Тримаран «Скат»

Спасательная лодка КСП-1 — предназначена в основном для проведенияспасательных операций и патрулирования. При относительно небольших размерениях имассе она обладает мореходными качествами и грузоподъемностью на уровне более крупных судов. Тримаранные обводы позволили получить начальную остойчивость, достаточную для подъема спасаемых людей через борт, и просторный кокпит, необходимый для оказания им первой помощи. Корпус изготовлен из стеклопластика. Вдоль бортов с внутренней стороны приформованы листы пенопласта, благодаря чему залитая водой лодка может поддерживать на плаву весь экипаж и сохранять положение на ровный киль. Максимальная ско-скорость с 25-сильным мотором и специально подобранным отполированным гребным винтом составляет: с одним водителем 52 км/ч, с 2 чел. — 48 км/ч, при полной нагрузке 44 км/ч.

Спасательная лодка КСП-1

«Морской дротик» — мотолодка, выпускаемая английской фирмой «Нува». Основное назначение — прогулки, рыбная ловля, буксировка воднолыжникови обеспечение работы аквалангистов. Имеет высокие ходовые качества и остойчивость, некомфортабельна. Кокпит заменен сплошной палубой, огражденной комингсом, увеличивающим высоту борта до 0,9 м на миделе. Все оборудование, включая бензобак, размещено под палубой, где установлены также емкости плавучести, заполненные пенополиуретаном. На палубе предусмотрено только штатное место для водителя, пассажиры размещаются прямо на ее настиле. Корпус отформован из стеклопластика, палуба — фанерная. Днище имеет сложную конфигурацию. По килевой линии проходит полого поднимающаяся к носу лыжа. По бортам от нее находятся реданы, два из которых идут до транца, а два других обрываются у миделя. На расстоянии 0,4 длины корпуса от носа начинаются продолженные до транца спонсоны. Своды туннелей за короткими реданами образуют у транца отгиб днища вниз. Такие обводы предотвращают стартовый дифферент на корму, благодаря чему обеспечивается быстрый выход на глиссирование. С увеличением скорости лодка идет на центральной гидролыже, что позволяет значительно снизить сопротивление воды. С 15-сильным мотором лодка буксирует воднолыжника со скоростью 45 км/ч.

Мотолодка «Морской дротик»

Источник: Справочник по малотоннажному судостроению. / [ Составил Б.Г.Мордвинов].-С74 Л.:Судостроение, 1987 год.

Ссылка на основную публикацию