Цвет силиконовых приманок. На что клюет?

Цвет силикона для ловли хищника

Различает ли рыба цвета

Ещё не так давно бытовало мнение, что рыбы не могут различать цвета и все окружающие предметы представляется им в черно-белом виде. Но ученые- ихтиологи доказали, что рыбы, всё же, способны различать цвета и их оттенки, однако, эта способность неодинаково развита среди видов. Исследования продолжаются до сих пор, так как в этом вопросе остаётся ещё много загадок.

Общеизвестно, что за восприятие цветов в сетчатке глаза животных (и рыб тоже) отвечают колбочки. Общее число их разновидностей влияет на качество и количество воспринимаемых цветов и оттенков. У рыб неодинаковое «качество» цветовосприятия не только среди отдельных видов, но даже отдельных популяций одного вида, живущих в разных условиях. Так, «дневные» рыбы, обитающие в неглубоких водоемах, лучше всего различают оттенки цветов.

Глубоководные, сумеречные рыбы намного хуже распознают цвета. У судака, например, всего две разновидности колбочек, которые отвечают за восприятие жёлтого, оранжевого и зеленого цветов и их производных. А сом вообще не различает цвета.

Помимо физиологической возможности восприятия рыбами цвета, огромное значение на их реакцию имеет светопропускающая способность воды. Не секрет, что из всех цветов спектра глубже всего в толщу воды проникают голубая, синяя и зеленая волны. Именно поэтому вода имеет голубоватый или голубовато-зеленый цвет, хотя сама по себе в идеале прозрачна.

«Тёплые» волны рассеиваются быстрее всего, поэтому красный цвет на глубинах свыше 2-3 метров для рыб выглядит, как чёрный. Исходя из этого, нужно понимать, что красная приманка на глубинах в 8-10 метров привлекает рыбу, только если активно двигается, её окраска рыбой воспринимается, как черная и нет существенной разницы – чёрный силикон или красный. Кстати, в этом кроется секрет уловистости черных приманок на больших глубинах и в мутной воде.

Цветовосприятие рыбы меняется не только в зависимости от глубины, на которой она видит объект. На это оказывают влияние ещё и прозрачность воды (чем мутнее, тем менее различимы цвета) и общая освещенность – ясный или пасмурный день, полдень или закатные сумерки.

Исходя из этого, и подбирается цвет силикона для конкретных условий рыбалки и вида рыбы, которую ловят. Нужно учитывать то обстоятельство, что джиговая ловля чаще всего происходит в придонных слоях или, при пелагическим джиге, в толще воды, где всегда ощущается дефицит света.

Время суток

Время суток имеет значение для восприятия рыбами цвета в контексте общей освещенности. Ясным днем на небольшой глубине рыбы различают цвета лучше всего. В этот период нюансы оттенков имеют наибольшее значение, особенно при ловле таких рыб, как щука, окунь или, тем более, лососевые.

Чем ближе время суток к закату или восходу, тем меньше имеют значения цвета приманок. В сумерках цвета различаются хуже всего и для рыбы, практически вся палитра, выглядит в серо-чёрных тонах. В условиях недостаточной освещенности в сетчатке рыб начинают работать палочки вместо колбочек, которые используются для восприятия света.

Нужно учитывать, что даже при встающем солнце в ясную погоду, падающие на воду под острым углом лучи почти полностью отражаются от поверхности, не проникая в толщу. То есть, слепящее ранним утром рыболова солнце ещё не означает, что под водой тоже хорошая видимость. Чем выше встает солнце в течение дня, чем более тупой угол падения лучей, тем больше света проникает в воду и тем лучше рыбы различают оттенки цветов.

Время года

Времена года, чаще всего, не имеют особого значения для использования каких-либо специальных цветов приманок. Здесь решающее влияние могут оказывать особенности кормовых объектов, которыми питаются хищники. Например, хищник питается скатывающейся молодью какой-либо рыбы.

Щука, стоящая после переката, хорошо реагирует на светлые (белые, розовые, перламутровые) цвета силикона, которые сходны в окраске, к примеру, с цветом мелкой густеры или подлещика. Единственное, на что влияет время года – общая прозрачность воды. Весной, во время или после половодья, она мутновата. Летом, развитие водорослей также снижает прозрачность воды. Наиболее прозрачна вода поздней осеню, после отмирания растительности.

Прозрачность воды

Прозрачность воды влияет на восприятие цветов, так же, как и время суток (освещенность). Поэтому ловля в пасмурную погоду в мутноватой воде предполагает использование контрастной окраски приманки с окружающей обстановкой. Голубые, чёрные, салатовые приманки с контрастным рисунком будут лучшим вариантом, они наиболее заметны на общем фоне.

Глубина места ловли

Как уже говорилось, в зависимости от глубины теряется смысл использования некоторых цветов. На глубине свыше 4 метров красный цвет рыбой воспринимается, как чёрный, свыше 10 метров не различается оранжевый, свыше 20 метров – жёлтый и фиолетовый.

На большие глубины проникают только синие и зелёные волны. Естественно, это примерный показатель для почти «идеальной» воды, какая встречается достаточно редко, более точное значение зависит от освещенности и прозрачности.

Но общий смысл такой – глубоководные приманки должны иметь голубовато-зеленые тона, другие цвета рыбами не идентифицируются и выглядят, как серый или чёрный. Но, например, на глубине 15 метров оранжевый виброхвост с красными пятнами или полосами будет привлекать рыбу, так как выглядит для нее объектом с контрастной, отличной от дна, окраской. То есть, рыбу привлечет не именно оранжевый или красный цвет, а их отличие от общего фона в черно-белом изображении.

Погода

Погода влияет только исходя из падающего на воду солнечного света. Низкая, плотная облачность приравнивается к сумеречным условиям, солнечный день означает идеальные условия для распознавания цветов. Некоторое значение имеет и наличие ветра, дело в том, что рябь на воде может непредсказуемо отражать от поверхности падающий свет, благодаря чему в толщу воды солнечные лучи будут попадать вспышкообразно и, как бы, выхватывать цветовые нюансы приманки.

Это часто раздражает хищника и вынуждает его на хватку. Многим известно, что в штиль рыба может не брать, но стоит только появиться небольшой ряби и начинаются поклевки. Это происходит не потому, что рыба не видит рыболова и, соответственно, не боится его, просто рябь хаотично меняет освещенность подводного мира.

Уловистые цвета силикона

Белый

Достаточно распространённый цвет силикона. Он хорошо работает на небольших глубинах в прозрачной воде. Имитирует для хищников естественную окраску мелкой бели.

Перламутровый

Перламутровые оттенки по своему применению сходны с белыми и также имитируют естественные кормовые объекты.

Пепельный

Ещё одна вариация естественных расцветок, хорошо работающая в достаточно прозрачной воде.

Машинное масло

Один из «хитов» в джиговой ловле, особенно, если силикон в такой расцветке идёт с вкраплением темных или блестящих точек. Бывает с зеленоватым или красноватым оттенком.

Коричневый

Коричневый цвет и его оттенки хорошо проявляют себя на светлом дне, например, песке. Работают как непрозрачные, так и прозрачные вариации приманок коричневого цвета. Наиболее уловисты слаги, черви или фантазийные приманки коричневого цвета.

Цвет LOX

Интересная расцветка выглядящая, как смесь фиолетового и коричневого. Благодаря фиолетовым тонам приманки в этом цвете хорошо различаются рыбой на достаточно больших глубинах.

Черный

Черный цвет в силиконе уже можно назвать классическим и каждый уважающий себя джиговик должен иметь в арсенале приманки такого цвета. Благодаря насыщенности приманки в этом цвете хорошо различаются рыбой и в сумерках, и в солнечную погоду, и на мелководьях, и на глубине. Приманки черного цвета прекрасно работают в мутной воде.

Красный

Как уже было сказано, применение красного цвета оправдано на небольших глубинах. На обширных ямах, да ещё и при недостатке освещённости, рыба воспринимает его, как чёрный.

Розовый

Розовый цвет имеет смысл использовать на мелях, например, при ловле поводковыми оснастками. С глубины в 2-3 метра розовый цвет выглядит, как серый.

Зелёный

Зелёный и его оттенки – салатовый, болотный, шартрез и т.п., есть у всех спиннингистов. Это наиболее универсальный цвет, а у судачатников, так и вообще один из основных.

Жёлтый

Жёлтый цвет, как правило, в силиконовых приманках используется в сочетании с другими, например, красным или чёрным. Раньше был достаточно популярен и в «чистом» виде. Лучше всего «работает» лимонный оттенок.

Оранжевый

В расцветках «резины» часто выступает альтернативой жёлтому цвету, если это «чистый» оранжевый. Но вот оттенок «морковка» очень популярен среди джиговиков, нередко используется со всевозможными вкраплениями.

Кислотные

Так называемые «кислотные» приманки имеют насыщенный «химический» или, как говорят, «ядовитый» цвет. Они могут быть различных оттенков, чаще всего – зелёных, оранжевых, жёлтых, фиолетовых, голубых. Часто эти цвета применяются в приманках — «провокаторах», не имитирующих традиционные кормовые объекты.

Полупрозрачные

Ещё один тип естественных приманок. Полупрозрачные приманки редко используются в чистом виде. Практически всегда, в них входят другие цвета, или их сочетания, различной насыщенности. Полупрозрачная резина часто идёт с добавками различных контрастных вкраплений.

Комбинированные расцветки

Цвета в резине вообще редко используются в эталонной «чистоте», чаще всего они встречаются в разных, порой невероятных, сочетаниях. Есть два основных направления комбинаций расцветок. Контрастное окрашивание больших зон приманки (хвост – тело, голова – тело, спина – тело, брюхо – тело и т.д.). Часто стоит на любой однотонной светлой приманке нарисовать водостойким маркером спинку, как резко вырастает количество поклёвок.

Яркий пример выделения больших зон – расцветка «красная голова». Во втором варианте используется «нанесение» контрастных пятен и полос на более-менее однотонное тело приманки. Такое сочетание, вместе с использованием кислотных цветов, у рыболовов получило название – «провокатор», оно призвано спровоцировать на атаку даже пассивного хищника. К комбинированным расцветкам можно отнести и реалистичную окраску силикона, с прорисовкой головы, глаз, естественной тонировки различных зон тела.

Ультрафиолетовые

Применение флуоресцентного силикона может выручать при ловле в условиях низкой освещенности – в пасмурную погоду, в сумерках. В ясный день она работает не лучше других приманок такого же цвета.

Фосфоресцирующие

Люминесцентные приманки могут хорошо работать на очень больших глубинах. Например, при целенаправленной ловле джигом сомов на очень глубоких ямах, куда почти не проникает солнечный свет. Сом, хотя и совсем не различает цвета, хорошо реагирует на светонакопительные приманки, поэтому использование такой резины может быть вполне оправдано.

Распространенные цвета силикона при ловле некоторых хищников

Градация «рабочих» цветов по видам рыбы достаточно условна, ведь подбор цвета, как уже было сказано, зависит не только от самой рыбы, но и от погоды, глубины, освещенности. Кроме того, сильное влияние на выбор приманки оказывает условия ловли, кормовая база хищника, его активность.

Некоторые рыболовы вообще считают, что сам цвет не имеет никакого значения, а все варианты расцветки приманок ориентированы больше на рыбаков, чем на рыбу. Скорее всего, истина, как всегда, находится посередине. Наибольшее влияние на клёв цвет приманки оказывает в чистой воде при ярком свете. Тем не менее, есть некоторые цвета, которые чаще других применяются в ловле различных хищников.

Цвет приманок на щуку

Щука – хищник, в общем-то, непритязательный, прожорливый и активный. В период жора, чаще всего, цвет вообще не играет никакой роли, наибольшее влияние на клёв оказывает анимация резины, её размеры и выбор места ловли. Однако, считается, что щука лучше всего реагирует на силикон естественных расцветок, различные оттенки зелёного, чёрный, красный, «кислотные» приманки.

Она отлично откликается на контрастные сочетания, например, черный – жёлтый, красный – белый, всевозможные пятна и полосы. Щука обладает прекрасным «дневным» зрением, в светлое время суток контраст цветов для неё является дополнительным раздражителем.

Цвет приманок на судака

Те, кто ловит судака много и часто, используют, в основном, зелёный (в частности, салатовые оттенки), жёлтый, оранжевый цвет и их сочетания. Это, можно сказать, классический набор настоящего судачатника.

В большинстве водоемов ловля судака происходит на глубинах не больше 10-15 метров, а это как раз предел распространения волн этого спектра (кроме зелёных, которые проникают глубже). К тому же, как раз эти цвета и способен различать судак из-за специфики строения сетчатки. На некоторых водоемах по судаку «выстреливает» «машинное масло» в разных оттенках и фиолетовые приманки.

Цвет приманок на окуня

Несмотря на то, что окунь широко распространён в водоёмах, предугадать, на что он будет ловиться лучше всего, достаточно сложно. Чаще всего в ловле окуня используются приманки жёлтого, оранжевого, фиолетового, салатового, красного цветов, LOX и «машинное масло». Выбор цвета напрямую связан с глубиной водоема и видом джиговой оснастки (классический джиг или поводковые оснастки).

Цвет силиконовых приманок. На что клюет?

Этот материал, посвященный проблеме подбора цвета силиконовых приманок при ловле в условиях среднего, слабого и очень слабого клева, я ориентировал, прежде всего, на рыболовов, только начинающих ловить на джиговые приманки. Оговорюсь, что не претендую на истину в последней инстанции и не призываю действовать буквально по моим алгоритмам – ведь условия рыбалок у всех разные и вкусы у рыбы в других (не моих) водоемах могут отличаться. Тем не менее, полагаю, что выявленная мною закономерность подбора будет с теми или иными отличиями соблюдаться и в других водоемах. И потому, надеюсь, основные тезисы помогут новичкам определиться, с чего следует начинать при освоении азов ловли на мягкий пластик.

История моей практики

Когда в конце 90-х прошлого века я начал ловить на «резину», то поначалу думал, что мягкая приманка должна, как и воблер, обязательно имитировать что-то конкретное из рыбьего корма. Но довольно быстро меня постигло разочарование: с воблерами и блеснами такой подход – из-за слабой собственной «игры» мягких приманок – не мог конкурировать.

Следующим этапом была попытка использования ярких контрастных приманок сварного типа, т.е. состоящих из соединенных сваркой нескольких, чаще – двух разноокрашенных частей. Но и тут я скоро понял, что приманки эти созданы производителями скорее для рыбаков (вернее, их кошельков), а не для рыбы. Ведь если традиционных простых цветов у приманок, допустим, с десяток, то различных комбинаций из них уже можно сделать в порядки больше. Поэтому неопытному рыбачку, у которого глаза неизбежно разбегутся при виде такого изобилия, гораздо проще «втюхать» много «резины» светофорных окрасок (хотя бы потому, что она красивая), чем немного – скромной одноцветной. К тому же сварная «резина» – гораздо менее прочная, что тоже выгодно производителю, особенно при поддержании определенных мифов, но совершенно невыгодно нам.

Не собираюсь утверждать, что комбинированные варианты – все плохие: кое-какими я и сам иногда пользуюсь. Но они должны быть лишь грамотным дополнением к простым расцветкам, а не занимать основное место в коробках. Сразу оговорюсь, что одноцветные приманки с небольшими цветовыми включениями – типа подкрашенной спинки или пятна на «горле», но без нарушения монолитности тела, а также с блестками любого цвета – я к комбинированным не отношу. Ведь голубой воблер с черной точкой на «жаберной крышке» никто не называет черно-голубым, правда? Но если кто-то скажет, что вон, например, американцы – типа Bass Assasin или Yum – делают множество отличных приманок комбинированных расцветок, я им отвечу, что приманки эти создаются для несколько иной рыбы и других условий ловли – не зря же, наверное, слово «bass» стоит в названии. А стандартный российский джиг – это, в основном, глубина, течение и не очень светлая и прозрачная вода, где все американские выверты нивелируются физическими законами.

Читайте также:  Особенности рыбной ловли в США

Когда я перестал увлекаться «лирикой» и стал применять приманки простых моноцветов, тогда ко мне пришли стабильные успехи в ловле на «резину» и большей частью прогнозируемые уловы на тот или иной цвет в зависимости от сезона, погодных условий, времени и места ловли.

Мои исследования

Рыбалка давно перестала быть просто времяпрепровождением – для меня это своего рода исследовательская работа. Я веду дневники и записываю все до мельчайших подробностей, а потом систематизирую, поэтому не удивляйтесь столь большому количеству точных чисел, которые будут представлены ниже.

Итак, вторую половину сезона 2005 г. я по стечению многих обстоятельств посвятил в большом объеме ловле на силиконовые приманки и собрал, как мне кажется, достаточно серьезный объем данных для того, чтобы сделать подкрепленные статистикой выводы.

Цвета моих приманок – белый (фото 1), желтый (фото 2), зеленый (фото 3), черный (фото 4) и glow (в переводе означает «светящийся», или, по-нашему, «фосфорный», «светонакопительный» – фото 5). Пусть вас не удивляет отсутствие в боевом арсенале некоторых популярных цветов – перламутрового, синего, красного, оранжевого, оливкового, «машинное масло». Просто за последние несколько лет я выявил (именно для своих условий рыбалки) «великолепную пятерку», которая обеспечивает мне клев в подавляющем большинстве случаев. Другие цвета или комбинации у меня тоже в коробках присутствуют, но использую их нечасто, хотя бывают эпизоды (таких рыбалок не более пяти процентов) нереагирования рыбы на главные цвета, и тогда вступают в действие «нелюбимые» приманки.

Сначала – вся статистика за 2005 г.

С 1 августа по 17 ноября на большинстве рыбалок (порядка тридцати) я ловил щуку и окуня на «резину». Поймано 183 щуки, 670 окуней, 1 язь и 1 судак.

Из них на желтый – 77 щук, 294 окуня, 1 язь.
На белый – 41 щука и 82 окуня.
На зеленый – 25 щук и 216 окуней.
На черный – 22 щуки, 59 окуней, 1 судак.
На glow: 13 щук и 18 окуней.
На «шартрез»: 4 щуки и 1 окунь.
На оранжевый: 1 щука.

Все данные – без учета сходов и пустых поклевок.

Приманки использовались во всех цветах, в основном – одних и тех же размеров и моделей (всего дали результат 26 видов приманок из порядка четырех десятков) производства Action Plastics, Relax, Mann`s, Berkley, Yum, Orka. Так что с чистотой эксперимента, кажется, все в порядке. Комбинированные приманки не принесли результата, хотя, по правде говоря, я ставил их только во время плохого клева (что может быть лучше для настоящей проверки?). Помимо главной «пятерки» – основного оружия при нормальном клеве, я при высокой активности рыбы периодически «полоскал» другие одноцветные приманки, но отчетливого результата – в виде полноценных трофеев – не получил. Так, невнятные тычки и редкие поимки на «шартрез» и одну – на оранжевый твистер. Хотя при замене на «свои» цвета сразу добивался того, что хотел. Да, и еще: если кого-то интересует цвет воды в моих водоемах, то он был и торфянистый, и беловатый, но всегда прозрачный.

Казалось бы, желтый и «шартрез» недалеки друг от друга (даже производители приманок частенько не могут различить один цвет от другого), но разница – колоссальная. И говорите потом, что рыбы ничего не видят и им все равно, особенно на глубине. Все они видят! Я даже менял по несколько раз подряд желтый на «шартрез», варьируя модели и размеры, но результат был один – на желтые приманки отлично клевало, на «шартрез» – нуль. Даже «обгрызенный» бесхвостый желтый твистер или виброхвост всегда были заведомо лучше самого распрекрасного «съедобного» Berkley цвета «шартрез».

Я ни в коем случае не хочу сказать, что уловистость знаменитого цвета «шартрез» – миф, но в моих условиях он – исключая, разве что, ловлю судака, где «шартрез» все-таки выступает на уровне – практически не работает. И все мои запасы таких востребованных в мире приманок лежат мертвым грузом, хотя в других местах они, может, и были бы в фаворе. Просто на данном примере я показываю, что цвет приманки имеет большое значение именно для конкретных условий.

К слову, давайте немного разберемся в терминологии. Вообще говоря, производители очень вольно подходят к обозначению цвета своих приманок. Посмотрите каталоги Bass Assasin, Yum, Action Plastics (по крайней мере, для России, а для рынка США я пока не видел). В категории «шартрез» у них – вся гамма от зеленого до желтого. Лишь конкретный темно-желтый цвет – Yellow или Lemon (у Yum), а для того же зеленого (и то лишь в исключительных, никак не тянущих на «шартрез» вариантах) у них попадается Lime (лайм, цитрусовое, а может – липа, точнее – ее лист) и Watermelon (арбуз). Само же слово Green встречается в единичных случаях, и то в многоцветных вариантах. И если у Action Plastics существует еще какое-то разделение: blue chartreuse, silk chartreuse, chartreuse glitter, то у других под одну гребенку идет с десяток вариантов – от откровенно желтого до откровенно зеленого. В данном случае мне это напоминает маркетинговую хитрость для лопушков, на которых одно только слово «chartreuse» – не важно, является ли цвет таковым – действует как дудочка на крыс из известной сказки. Как писал Козьма Прутков: «Если на клетке с тигром написано «лев» – не верь глазам своим!». Вот и я призываю не верить тому, в чем вас пытаются убедить производители и продавцы, а верить, чему вас учат энциклопедии и словари: «шартрез», иногда называемый «салатовым» – это зеленовато-желтоватый цвет (цвет недоспелого лимона).

В процентном соотношении уловистость в сезоне 2005 г. основных цветов выглядит следующим образом:

– желтый – 42% щук и 44% окуней (безусловный победитель!);
– белый – 22% щук и 12% окуней;
– черный – 12% щук и 9% окуней;
– зеленый – 14% щук и 32% окуней;
– glow – 7% щук и 3% окуней.

Но все эти проценты не являются (исключая только для желтого) каким-то устоявшимся соотношением эффективности расцветок. Просто так сложились гидрологические условия на водоемах и погодные условия на большинстве рыбалок. Со своей стороны, вы тоже можете сказать, что все эти статистические данные – просто совпадение обстоятельств в конкретный сезон. Ну что же, проверим. Вот статистика за 2006 г., пусть она что-то опровергнет или подтвердит.

В прошедшем сезоне я ловил джигом уже гораздо меньше, и потому для более объективного исследования включил в учет еще и сходы, и четко идентифицированные поклевки. Условия уже заметно отличались: вода была намного выше, осадков по осени гораздо больше, течение в реках стало намного сильнее, да и сама вода была более темной (все мои рыбалки оба сезона происходили на реках Приильменья – отсюда и такая разница условий из-за специфики региона). Рыбачил я немного в других местах, да и немного иную рыбу ловил. Но ведь это и интереснее для сравнения.

Итак, реакция рыбы на цвета.

Желтый: 46 щук, 71 окунь, 4 судака, 1 густера, 1 уклейка, 13 щурят («недомерков»).
Белый: 7 щук, 23 окуня, 2 судака, 1 налим, 4 щуренка.
Черный: 29 щук и 30 окуней.
Зеленый: 7 щук, 25 окуней, 4 судака.
Glow: 11 щук, 17 окуней, 1 судак, 7 щурят.

Другие окраски не привожу – по причине убогости их результатов.

Как видите, черный значительно опередил и белый, и зеленый, которым уступил в предыдущем сезоне, а glow догнал белый и зеленый, хотя был явным аутсайдером за сезон до того. О чем это говорит? Только о том, что я больше ловил в солнечные дни, в утренние и вечерние сумерки – по сравнению с рыбалками в предыдущем сезоне. А вот что явственно видно, так это опять безусловная победа желтого цвета, хотя рыбалка была уже совсем другая. А этот факт уже позволяет делать серьезный вывод о том, что желтый цвет – самый привлекательный для рыбы. Именно желтый, особенно – натуральный, неяркий, «кукурузный», так редко встречающийся в продаже, да и в производстве тоже.

В рыболовной литературе и периодике у многих авторов неоднократно упоминалось о высокой его привлекательности в той или иной мере во многих условиях, но желтая «резина» в дефиците, как правило, а воблеры такой расцветки не каждая, даже крупная фирма выпускает.

Ладно, отвлеклись. Еще одна из причин уловистости желтого цвета – его универсальность. Он привлекателен и днем, и в сумерках, и при солнце, и в пасмурную погоду, и в темной воде, и в светлой, и на мелководье, и на 7-метровой глубине – лично я во всем этом имел возможность убедиться неоднократно.

Что касается других цветов, то могу сказать следующее.

Белый (исключая периоды с мутной глубокой водой) действует только в условиях слабой освещенности, т.е. когда нет прямых солнечных лучей в месте проводки. Единственное отклонение от этого правила – ловля на мелководье ранневесенней щуки, когда она, видимо, воспринимает (при движении на нерест и сразу после него) белую приманку несколько иначе, несмотря на обычно яркое солнце, которое действует на нее в это время всегда положительно, повышая активность хищника и уменьшая разборчивость. Ну а белый Mann`s Predator часто является единственным шансом уйти «от нуля» в условиях сильной мути и откровенно мерзкой, холодной, штормовой погоды, что он мне много раз доказывал.

Черный цвет – наоборот: действует только при яркой освещенности, на солнце. Я не припомню случая, чтобы чисто черная приманка приносила мне рыбу, когда небо было в тучах. Хотя это несколько странно. Ведь черные приманки очень часто просто идеально копируют кормовые объекты рыбы. Например, черный твистер Relax TVR практически идентичен и по цвету, и по структуре поверхности обычной черной пиявке. Хвостик твистера – лучшая имитация хвостика головастика. А Berkley вообще выпускает в серии приманок Gulp точную копию головастика.

– Что касается зеленого цвета и glow, то они, как и желтый, универсальны.

Зеленый (а он, как правило, полупрозрачен или прозрачен и имеет более или менее выраженный флуоресцирующий эффект) – цвет загадочный. Всем известна его уловистость и в «резине», и в воблерах. Сложно понять, за что хищник его так любит и часто выбирает лишь зеленый из всей палитры. Особенно страдает этой слабостью окунь. А случается, что и судак на вечерней заре ни на что больше не реагирует. А бывает, что и щука поздней осенью в противную погоду не дает ему прохода. Примеров в моей практике (да и в вашей, наверное, тоже) более чем достаточно. Ответа на этот феномен не может дать, мне кажется, никто, ведь вряд ли все можно объяснить тем, что зеленый является визуальным «аттрактантом» для большинства видов рыб (кого только на него не поймано!) или тем, что окуневая мелочь и лягушки тоже какого-то там зеленоватого цвета. Просто надо принять все это как данность, и не мучиться этим вопросом.

Glow же более понятен. Днем – это полупрозрачная, почти естественного вида приманка, напоминающая молодь «бели» или какую-нибудь гусеницу-личинку, причем и в пасмурную и в ясную погоду. А в условиях низкой освещенности в дело вступает светонакопитель – и приманка становится «провокатором». У меня частенько окраска glow становилась палочкой-выручалочкой в ясный день при почти полном отсутствии клева.

Желтый цвет – единственный, на который у меня когда-либо брала густера и даже уклейка. На моей памяти почти все язи, соблазнившиеся на джиг, были пойманы на твистеры и рипперы желтого цвета. Самая лучшая желтая приманка из всех, когда-либо бывших у меня в использовании – виброхвост Relax Grub 2”. Это, а также то, что желтый цвет привлекателен для «бели», приводит меня к выводу, что некрупные желтые приманки напоминают рыбе крупных личинок и гусениц желтоватых оттенков, так ими любимых – опарышей, личинок майских жуков, короедов, репейников.

Выводы и рекомендации

1. Самый привлекательный в большинстве случаев цвет для рыбы (любых видов – и хищных, и мирных) – желтый, в большинстве ситуаций он же является и самым универсальным. И никто меня уже здесь не переубедит.

2. Старайтесь найти на каждой рыбалке все-таки определенный простой цвет, наиболее удачный в данный момент, не забывая при этом про размер приманки и массу груза, а значит – и скорость падения. Даже если рыба берет на комбинацию цветов, попытайтесь вычленить из нее главную составляющую, подобрать нужный размер – и тогда клев может улучшиться в несколько раз. Не обязательно это должны быть только «мои» цвета – в вашем случае все может несколько отличаться.

3. Силиконовые приманки имеют слабовыраженную «игру», поэтому не стоит обольщаться по поводу всяких там «ударных волн», испускаемых хвостиками твистеров и виброхвостов. Вектор движения – вот более важный момент. В этих условиях внешний вид приобретает большое значение – не в пример «колебалкам» и «обглоданным» воблерам, продолжающим ловить рыбу, как новые, несмотря ни на что – вот там-то эти пресловутые волны действительно важны. А цвет – важнейшая составляющая внешнего вида, наряду с размером и формой, которая не очень сильно отличается у большинства силиконовых изделий внутри каждого типа приманок. Поэтому подбор правильного цвета «резины» – не пустой звук, а насущная необходимость на каждой вашей рыбалке – если вы, конечно, не фаталист и не относитесь к рыбной ловле, как к лотерее. Чтобы везде и всегда хорошо ловить на «резину» – надо иметь ее много и самой разной. Но чересчур все усложнять – путь в бессистемность. Определите для себя главные приоритеты, опираясь на свой опыт, опыт друзей, да хотя бы и на взятый из прессы – и уже в этих рамках составляйте свою рабочую коллекцию, меняя внутри определенного цвета тип, размер и форму приманок. Кое-что я вам уже подсказал. Надеюсь, закономерная удача не заставит себя ждать.

М. Нежданов ”Цвет – всему голова” ” Спортивное рыболовство 7/2007″

Все статьи о рыбалке в Новосибирске и НСО

Как правильно законсервировать лодочный мотор на зиму?

Подходит к концу лодочный рыболовный сезон. У водномоторников, которые бережно следят за своей техникой, возникает задача правильно законсервировать лодочный мотор на зиму, чтобы он служил долго и без проблем. В этой статье мы расскажем, какие основные правила нужно соблюдать, чтобы ПЛМ ходил и радовал многие годы!

Подвесные моторы не только дорогие «игрушки», от них на прямую зависит безопасность на воде, поэтому мы советуем все-таки внимательно относиться к правилам его эксплуатации и не пренебрегать консервацией на зиму.

Советы по уходу за лодочным мотором

Многие рыбаки пренебрежительно относятся к советам по уходу за подвесными моторами, надеясь на авось. Часто техника это прощает, даже в течении нескольких сезонов мотор выдерживает небрежное отношение к себе. Но вдруг начинает постукивать, или шуметь подшипники – это происходит чаще всего из-за не правильного обращения и не соблюдения установленных правил.

Вы можете, конечно, обратиться в профессиональный сервис по ремонту ПЛМ, где вам предоставят все услуги, и даже возьмут мотор на хранение. Но на мой взгляд, любой мужчина в состоянии провести эти процедуры без лишних затрат самостоятельно. Кому-то даже приятно проводить подобные мероприятия с любимой техникой самому 🙂 Итак, как правильно законсервировать лодочный мотор на зиму?

Читайте также:  7 рецептов приготовления жереха

Консервация лодочного мотора, основные правила

  • Прежде всего следует отмыть мотор от грязи, слизи, водорослей, признаков окисления и масла. Не проделав эту операцию, вы теряете прежде всего привлекательный вид ПЛМ в будущем. Эти субстанции со временем въедаются в лакокрасочное покрытие, нарушают его, отмыть в будущем такую въевшуюся грязь будет уже очень сложно.
  • Из топливной системы: бензонасоса, топливного фильтра, карбюратора, топливопровода, перед консервацией следует удалить/выработать весь бензин. Самый простой способ – отключить подачу топлива и дать мотору поработать некоторое время, пока не заглохнет. Так он сам выработает весь бензин. Если этого не сделано, придется отсоединять шланги и сливать смесь вручную. Для четырехтактных двигателей следует произвести замену масла в картере, убедиться в его приемлемом состоянии.
  • Обязательно перед зимним хранением следует проверить наличие эмульсии в редукторе. Если сальники начали пропускать воду, и ее будет достаточное количество, на морозе ногу может просто разорвать, образоваться трещина. В лучшем случае появится ржавчина.

Проверка масла – обязательное условие, так вы обезопасите себя от многих проблем и, если вдруг обнаружите наличие эмульсии, ремонтировать редуктор будете не второпях перед началом сезона, а с прицелом на будущее. Обычно раз в сезон рекомендуют заменить масло в редукторе. Это делают перед консервацией. Но если вы провели мало часов на воде в этом сезоне, и при проверке масло прозрачное, без следов эмульсии, можно не проводить эту процедуру.

  • Выкрутите свечи зажигания, убедитесь в их удовлетворительном состоянии. Рекомендуется использовать специальные аэрозоли, которые распыляются через свечные колодцы в цилиндр перед консервацией, что дополнительно увеличивает антикоррозийную защиту. То же самое рекомендуется проделать на двухтактном двигателе после снятия карбюратора, через впускной коллектор, чтобы дополнительно смазать коленвал и подшипники перед долгим хранением.
  • Если вы эксплуатируете мотор в соленой воде, да и в пресной тоже, следует убедиться в состоянии анодов. Почистить их от коррозии. Если протектор сильно съеден, его следует заменить.
  • Рекомендуется дополнительно обработать двигатель специальным консервантом, чтобы защитить от образования ржавчины. Нанести смазку на трущиеся и подвижные части мотора, а также болты, гайки. Прошприцевать тавотницы.

Хранить ПЛМ лучше всего в вертикальном положении (для четырехтактных моторов обязательное условие). Лучше всего, если эту будет теплый капитальный гараж, где перепады температур не так сильны. Но и в обычных уличных условиях, при правильной консервации, мотор переживет холодную зиму.

Перед тем как заводить мотор весной, обязательно опустите его в воду (или прикрепите специальные уши для подачи воды). Крыльчатка должна находится в воде (быть смочена), чтобы система охлаждения не вышла из строя в самый не удобный момент.

Все эти процедуры обеспечат бесперебойную работу вашего мотора в новом лодочном сезоне. Выполняйте хотя бы основные рекомендации, и ваш мотор прослужит долго.

Видео: Консервация лодочного мотора от профи

Правильная консервация и зимнее хранение лодочного мотора

Повысить срок эксплуатации лодочного мотора и по максимуму исключить вероятность дорогого и несвоевременного ремонта (в сезон наиболее активного использования) можно, выполнив полноценную консервацию его на зимний период.

Недостаточно всего лишь слить топливную смесь, масло, все протереть и хранить в гараже. Мотор, верой и правдой откатавший вас весной, летом и осенью достоин более внимательного отношения. Кроме того, истина, гласящая, что «профилактика всегда дешевле лечения», в полной мере актуальна и применительно к данному случаю.

Начните с простого выбора: заниматься консервацией и возможным ремонтом самостоятельно или обратиться в сервис центр. По идее, ничего сверхъестественного в данной процедуре нет, однако определенных базовых навыков она требует. Поэтому в первый раз желательно выполнить консервацию совместно с более опытным коллегой, особенно если предполагается ремонт.

Будем исходить из того, что вы не профессионал, а просвещенный обыватель. Где-то что-то слышали, о чем-то читали и руки растут из нужного места. Чем в первую очередь стоит заняться? Редуктором. В период эксплуатации он испытывает постоянные нагрузки, не говоря уже о вероятных контактах винта и корпуса с подводной растительностью.

После этого переходим к самому ДВС – двигателю внутреннего сгорания, а особенно тщательно проводим ревизию кривошипно-шатунного механизма (КШМ). Почему это так важно? В карбюратор, отвечающий за смесеобразование, неизбежно попадают частички водяного пара (они содержатся в воздухе) и если двигателем длительное время не пользоваться, то эти микрокапельки могут доставить массу проблем.

Первые шаги

В идеале консервацию нужно начинать по завершению последней в сезоне рыбалки, непосредственно на воде. Для этого в мотор вместе с топливом подается консервант. С баллоном к консерванту, как правило, идет инструкция по применению. Если ее по какой либо причине нет, поищите в интернете. Топливная смесь распространит консервант не только на поршневую группу, но и на все элементы кривошипно-шатунной системы. Самостоятельная остановка двигателя – сигнал о завершение работы консерванта.

После этого не лишним будет снять свечу зажигания и впрыснуть немного консерванта в саму камеру сгорания. Подождите минуту и выполните несколько плавных протяжек (свечу не вворачивать, предохранительную «чеку» не надевать) тем самым равномерно распределяя консервирующий состав по всей поверхности зеркал цилиндров. Кроме того таким образом удается практически полностью избавиться от воды, неизбежно скапливающейся в охладительной системе и в помпе.

Мотору необходимо некоторое время побыть вертикально, после чего свечу (либо свечи) можно ввернуть на свое место.

Теперь о работах, которые выполняются в мастерской, гараже, либо эллинге. Основное требование – наличие тисков и определенного набора инструментов. Кроме того, нужно иметь под рукой расходные материалы. Вот приблизительный список:

  1. масло трансмиссионное для редукторов ПЛМ (например, API SAE 80 w90);
  2. масло моторное (минеральное API SAE 10 w30 либо 10 w40) если двигатель 4-тактный;
  3. масляный фильтр (если это предусмотрено конструкционно);
  4. шайбы-прокладки, расположенные на винтах контроля уровня масла и топливного бака;
  5. если выработан моторесурс более 200 часов, то необходимо запастись зипом для водяной помпы – крыльчатка, нижняя пластина, стакан;
  6. трущимся парам может понадобиться специальная консервирующая смазка;
  7. емкость, в которую можно сливать отработку из редуктора.

Ревизия редуктора

Перед тем как поменять масло в редукторе, осмотрите нижнюю часть дейдвуда (винт и гребной вал). Если сальники гребного вала вышли из строя, это сразу станет заметно по потекам масла.

В случае их отсутствия, не поленитесь и выкрутите верхний и нижний болты-пробки (можно не полностью). Именно в такой последовательности чтобы позволить маслу медленно выходить через нижнее отверстие.

Внимание: если заметите капельки воды, они обязательно выйдут первыми, то перед заменой масла нужно будет ставить новые сальники. Перед началом работ убедитесь в наличие поддона для сбора отработанного масла.

Один важный момент: сразу приготовьте запасные паронитовые прокладки, так как болты почти наверняка «закипели» и сорвать их можно только применив значительную физическую силу. Прокладки в этом случае неизбежно порвутся.

Отработка не должна содержать в себе металлической пыли и тем более стружки. Наличие их может говорить о разрушении шестеренок редуктора. В этом случае немедленно обращайтесь в мастерскую или сервисцентр.

Как правило, масло продается расфасованное в специальные тубы со штуцером. Вам просто нужно определиться с количеством, а процесс замены трудностей не представляет. Как это правильно сделать поэтапно:

  • мотор устанавливается в вертикальное положение;
  • штуцер вставляется в нижнее отверстие. Масло подается до тех пор, пока оно не начинает выходить из верхнего (новые шайбы-прокладки уже на винтах и под рукой);
  • быстро закручиваем верхнее отверстие, извлекаем штуцер, закручиваем нижнее.

Не бойтесь перелить масло, такое вряд ли случится, а вот недолив может привести к поломке шестеренок.

Видео-инструкция по замене масла в редукторе лодочного мотора

Гребной винт

Прежде всего, внешний осмотр. При серьезных повреждениях замена – без вариантов, при незначительных но многочисленных – замена очень желательна. Почему? Во-первых, КПД уже не тот. Во-вторых, балансировка нарушена, а значит велика вероятность возникновения вибраций и биений на валу. Что приводит к выходу из строя сальников и подшипников. И наконец, повышенный расход бензина и потеря в скорости.

В том случае, если принято решение восстанавливать винт, начинать нужно с рихтовки. Тут нельзя спешить и пользоваться первым, что подвернулось под руку. Большинство винтов сделаны из сплавов алюминия, и его пластичность оставляет желать лучшего. Незначительные изгибы возможно исправить проявив достаточное терпение, а серьезные, скорее всего не удастся.

Следующий этап – запил выровненных поверхностей. Начинаете напильником заканчиваете наждачной бумагой. После обработки, поверхность не должна быть идеально гладкая. Таким же образом восстанавливаются кромки лопастей, но тут есть один существенный момент.

Когда стачивается больше трех миллиметров, неизбежно нарушается идеальность формы лопасти, а значит «уходит» балансировка. Этого можно избежать, используя бумажный шаблон.

Закончив обрабатывать одну лопасть, перенесите ее контур на бумагу и выполните подобную процедуру на оставшихся лопастях. Такая операция имеет смысл только в том случае, когда снимается слой меньше сантиметра и есть возможность выполнить финишную балансировку винта. В противном случае лучше сразу замените – толку все равно не будет, только время потратите. Даже при условии, что все выполнено идеально и балансировка не пострадала, вы значительно потеряете в скорости и не получите прежней тяги. Двигатель недополучит первоначальной нагрузки, и его обороты могут выйти за допустимый предел.

Гребной вал

Снимая винт, вы сразу почувствуете в каком состоянии шлицы. Снялся легко – порядок, закусывает – необходимо восстанавливать. Проверить вал на наличие люфта и изгиба, можно вращая его только в рабочем направлении.

Если ни биения ни люфта нет, просто покройте его консервирующей смазкой. В противном случае обратитесь в мастерскую, иначе существует риск выхода из строя шестеренок редуктора и вертикального вала, а это уже совсем другие финансовые затраты.

Топливная система

Полностью слить остатки бензина из карбюратора и встроенного в мотор бачка. Если стоит фильтр, отсоедините его и тщательно продуйте воздухом. Подача воздушной струи – в противоположном направлении от нарисованной на нем стрелки.

Особого внимания требуют такие элементы как помпа, а самое главное, крыльчатка. Последнюю рекомендуется менять после 200 часов пробега, но это при эксплуатации в идеальных условиях.

Тут стоит сразу оговориться: в случае, если вы не имеете достаточно опыта в обслуживании ПЛМ или вообще занимаетесь эти в первый раз, лучше доверьте это специалисту. По крайней мере, пригласите более опытного человека в качестве консультанта.

Видео-инструкция по замене крыльчатки помпы на лодочном моторе

Хранить лодочный мотор лучше вертикально, либо закрепив его при помощи струбцины, либо поставив на перо дейдвуда. Комнатная температура хранения предпочтительней, но не является обязательным условием.

Выполнение всех вышеописанных процедур обеспечит продление эксплуатационного срока мотора и существенно сократит ваши расходы на его ремонт.

Видео: Подготовка лодочного мотора к зимнему хранению

Консервация и хранение лодочного мотора зимой

25 Фев 2019 | 20:31

Перед хранением, мотор необходимо законсервировать, — это правило необходимо выполнять, в независимости от того, при какой температуре будет храниться агрегат. Благодаря этому, устройство весной будет полностью рабочим. Неправильное хранение двигателя приведет к тому, что после зимних холодов на покупку новых комплектующих придется потратить внушительную сумму.

Подготовка мотора к зимнему хранению.

Сначала поверхность мотора следует промыть чистой водой и дать агрегату полностью высохнуть. При предварительной подготовке необходимо удалить излишки влаги из охлаждающей системы. Для проверки мотор устанавливают на горизонтальную поверхность, откручивают кабели от свечей зажигания, а затем проворачивают, применяя ручной стартер, добиваясь полного удаления остатков воды из охлаждающей системы. Немного влаги все же остается, поэтому для хранения мотора следует подобрать отапливаемое помещение, — так лучше сохранятся комплектующие из резины и пластика.

Следующий этап подготовки двигателя к зимнему хранению – обязательная очистка всех элементов устройства от загрязнений. Разбирать двигатель при этом не требуется. Для проведения очистки во все цилиндры хорошо прогретого устройства заливается керосиново-масляная смесь (пропорция керосина и масла — 80% и 20%). Агрегат располагают так, чтобы свечные отверстия смотрели вверх, при этом поршни должны закрыть выпускные окна. Керосиново-масляную смесь выливают по истечении 12 часов, а чтобы добиться выгорания остатков, мотор включают на полчаса.

Как консервировать лодочный мотор на зиму.

Начинать этот шаг необходимо с прогревания двигателя, расположив его свечными отверстиями вверх, и зафиксировав поршни в положении НМТ, добавив по 570 кубических см авиамасла МС-20. По истечении трехминутного промежутка коленчатый вал потребуется повернуть на пару оборотов и установить в вертикальном положении, после чего снова следует повернуть коленвал за маховик на 4 оборота. Стоит уделить внимание и свечам зажигания – их следует очистить от загрязнений и вернуть на место.

Часто при организации зимнего хранения прибегают и к иному методу консервирования. Включенный мотор доводят до рабочей температуры, после чего следует отключение топливного шланга. Применяя шприцем, в смесительную камеру постепенно добавляют 150 кубических см автотракторного масла вплоть до того момента, когда двигатель заглохнет.

Важные моменты при консервации.

  1. Отверстия на дейдвуде и карбюраторе должны быть закрыты заглушками из бумаги, редуктор следует обработать бензином и заполнить смазывающим составом. Гребной винт необходимо демонтировать, после чего смазать солидолом и установить его на свое место. Водоотталкивающей смазкой следует обработать шестеренки редуктора и другие элементы.
  2. ПДУ снимают вместе с проводами и оставляют на хранение в помещении с теплым и сухим воздухом.
  3. Для хранения аккумулятора (если такой имеется) необходимо помещение с теплым и сухим воздухом, — это поможет электролиту не замерзнуть. Перед началом хранения обязательна полная заправка аккумулятора. Не забывайте подзаряжать его через каждые пару месяцев, в противном случае к весне он полностью разрядится.
  4. Избыток горючего следует слить, топливный бак промыть, используя бензин для этих целей, при этом заливное отверстие горловины следует оставить открытым. В течение межсезонья хранения не стоит накрывать двигатель, бак и аккумулятор воздухонепроницаемой пленкой. Такие действия провоцируют образование конденсата, из-за которого будут ржаветь детали. Нельзя подвергать мотор длительному воздействию солнечных лучей, так как они ускорят разрушение проводов.

Перед тем, как оставить двигатель для зимнего хранения, следует тщательно осмотреть агрегат для выявления скрытых поломок, проверить трубки подачи топлива и электрическую систему, а также подтянуть крепления. Для сохранения глянцевой поверхности мотора, агрегат следует обработать автомобильным маслом или мастикой.
Если вы правильно организуете зимнее хранение мотора, то весной устройство будет полностью готово к эксплуатации.

Почему масло в редукторе нужно менять осенью?

Масла, которые отработали весь сезон, иногда очень существенно окисляются. Если старое масло остается в двигателе, то металл его подвергается деструктивному процессу коррозии.

Помимо этого, в редуктор по различным причинам попадать могут капли влаги (то бишь, воды). В помещении холодном жидкость может превращаться в лед. Редуктор также может поломаться, а ремонт его является, как ни крути, делом достаточно дорогостоящим.

Очередным положительным моментом замены масла с осени является возможность обнаружения быстрой поломки редуктора. Это самое лучшее решение для того, чтобы устранить проблему заранее до поломки. Для того, чтобы смазать лодочный мотор, подойдет как минеральное, так и синтетическое моторное масло.

Читайте также:  Рыбалка в Якутии: рыбные места

Расконсервация лодочного мотора после зимы.

Многие владельцы лодок задаются вопросом, как правильно расконсервировать лодочный мотор после зимы. Лодочный мотор после зимнего перерыва, на самом деле, расконсервировать не так уж и трудно, если он эксплуатировался и хранился так, как нужно (из-за этого, зачастую, и возникают трудности).

В обязательном порядке необходимо будет вскрыть редукторный корпус, после чего – осмотреть, собственно говоря, реверсивный механизм и шестерни. При наличии жидкости, наблюдаемой в разных моторных узлах, обязательно постарайтесь ее удалить – основной причиной попадания воды в корпус, чаще всего, считаются именно неплотные сальники.

После того, как все действия будут последовательно выполнены, просто удаляйте смазку, после чего – промойте редукторный корпус. При выполнении данного действия, лучше всего использовать обыкновенный бензин и смотреть на состояние подшипников. Очень важно менять заржавевшие подшипники, смазывать крыльчатку и помпу водяную.

В межсезонье есть риск утраты эластичности этого элемента, однако для хорошей смазки нужно стараться аккуратно переворачивать мотор, чтобы маховик был внизу. После этого следует заливать в водозаборник немного автола либо масла.

Когда выполняется такая процедура, как последовательная расконсервация лодочного мотора, часто нужно бороться с последствиями коррозии – попросту говоря, со ржавчиной. Чтобы коррозия была удалена, можно использовать ружейное масло, которое необходимо аккуратно наносить на пораженные места, после чего – смыть его бензином. После того, как все рассмотренные действия будут выполнены, можно будет запускать мотор. Если свечи работают хорошо, то двигатель заводиться должен без каких-либо проблем.

После того, как первый запуск двигателя будет совершен, через несколько первых минут функционирования его может наблюдаться дым. Бояться возникновения дыма не нужно, ведь клубы его – результат горения применяемого при консервации агрегата масла. Ничего особенного при возникающем дыме не наблюдается.

Какие могут возникнуть трудности при расконсервации.

При осуществляемой процедуре расконсервации лодочного двигателя, может возникать ситуация с отсутствием запуска (абсолютно полным, причем) мотора. В данном случае, паниковать нисколько не нужно – необходимо лишь определить причину этой проблемы, которая может проявляться в недостаточно качественной подаче используемого топлива либо некоей неисправности ранее работающих свечей. Иногда достаточно всего лишь заменить свечи (прокаливать их не рекомендуется – экономия такая может плохо сказаться на качестве функционирования двигателя либо привести к поломке его).

Проблематичная подача горючего также может быть вызвана неисправностью некоторых элементов карбюратора. Во избежание в будущем различных проблем, необходимо при консервации предварительно стараться добавлять в топливо либо стабилизатор, либо присадки, которые предназначаться должны именно для Вашего мотора и быть действительно оригинальными.

Консервация на зиму ПЛМ: мифы и правда, пошаговая инструкция

  • 09 07 2019

Как правильно хранить в зимнее время года подвесной лодочный мотор? Каким правилам следовать неукоснительно, а какие можно выполнять по желанию? Существует ли универсальная пошаговая инструкция консервации лодочного мотора на зиму? Есть ли отличия в работе с двухтактным и четырехтактным двигателями? Можно ли это сделать самостоятельно или нужно обязательно обращаться к специалистам?

Все главные вопросы мы обязательно сейчас рассмотрим. И если вы сможете дочитать до конца этот текст, то вам наверняка удастся быстро и качественно законсервировать ПЛМ на зиму. А весной, конечно же, получить свой двухтактный или четырехтактный двигатель в полной боевой готовности. Поехали?

С чего лучше начать? Давайте, наверное, перечислим все мифы, чтобы вам не пришлось выполнять ненужную работу.

Консервация лодочного двигателя на зиму — мифы и правда

На рыбацких форумах можно найти много вопросов, касающихся нюансов по консервации лодочного двигателя на зиму. Мы выбрали самые популярные из них и сейчас попытаемся максимально кратко и лаконично на них ответить.

Мотор лучше полностью разобрать, потому что только так можно удостовериться в исправности каждой детали.

На самом деле, полностью разбирать подвесной лодочный мотор не нужно. По крайней мере, если во время эксплуатации у вас к ПЛМ не возникало никаких вопросов. Да, пересмотреть весь механизм, отмыть его от грязи, соли, сменить масло — это все делать надо обязательно. Двухтактный двигатель нужно разбирать частично, четырехтактный можно законсервировать даже не заводя. Но полностью делать разборку по “винтикам и шурупикам” идеально работающего мотора острой необходимости нет. А о том, как именно должна проводиться консервация на зиму ПЛМ, мы поговорим немножечко позже.

Все ПЛМ для консервации на зиму готовятся одинаково, и для всех одинаково важно использование антикоррозийного спрея.

Несмотря на то, что в целом пошаговая инструкция консервации на зиму лодочного мотора для двухтактных и 4 тактных моделей сходится, все-таки в этом вопросе есть ряд отличий. Да и в вопросе использования смазок и спреев тоже есть ряд нюансов. И мы тоже об этом обязательно поговорим немного позже. Но сразу можно сказать, что в некоторых случаях применение такого смазки жизненно необходимо, а в некоторых — просто желательно.

Если не провести обязательные работы по подготовке к хранению зимой ПЛМ, весной он обязательно не будет работать. Или с его эксплуатацией обязательно будут проблемы.

Такая точка зрения справедлива, но только отчасти.

Самый главный враг механизма подвесного лодочного мотора — оставшаяся жидкость, стимулирующая образования коррозии. На втором месте комфортно расположилось имеющее высокую степень окисления старое масло. Тройку лидеров замыкают загрязнители по типу мелкого песка и органики.

Если вы не найдете свободного времени для того, чтобы правильно провести консервацию на зиму лодочного мотора, степень риска повреждения механизма коррозией, конечно, увеличится. Причем увеличится на порядочный процент. Но если вы проведете все необходимые мероприятия, но при этом пожалеете смазку и будете хранить свой двигатель в неблагоприятных условиях, риск преждевременного старения механизма подвесного лодочного мотора становится не намного меньше. Неблагоприятные условия — это, например, место с резкими перепадами температуры или повышенной влажностью.

Кстати, как показывает практика, бывают даже случаи, когда всю зиму на промытый и правильно очищенный ПЛМ (даже смазанный консервантом) откуда-то сверху капал конденсат. Как вы сами понимаете, ни к ничему хорошему это не приводило.

Что ж, мы перечислили три основных мифа, которые бытуют в вопросе консервации на зиму лодочного мотора. Теперь пришло время перейти непосредственно к пошаговой инструкцией о том, как же подготовить для зимнего хранения подвесной двигатель.

Консервация двухтактного ПЛМ на зиму

Есть два способа консервации двухтактного ПЛМ на зиму:

  1. с использованием специального консерванта;
  2. так называемое сухое хранение.

Если вы собираетесь хранить свой мотор в помещении, где не бывает резких скачков температуры, а воздух одинаково постоянно (!) сухой, то вам запросто может подойти и второй вариант. Но в том случае, если климатические условия того помещения, где вы собираетесь хранить в холодное время года свой двигатель, далеки от идеальных, стоит воспользоваться специальным средством.

Что ж, приступаем непосредственно к работе.

  1. Тщательно очищаем двигатель, избавляясь от песчинок и органики. К этому пункту нужно отнестись с особым вниманием и тщательностью.
  2. Разбираем часть конструкции и запускаем консервант. Внимание! Двигатель в это время должен работать!
  3. Далее выкручиваем свечу и запускаем консервирующую смазку внутрь цилиндра.
  4. Равномерно распределяем ее посредством поворачивания пускового шнура.
  5. Напоследок распределяем равномерно спрей по всем частям механизма ПЛМ.

Кстати, консервирующий спрей, нанесенный на части работающего двигателя, расположенные над водой, ощутимо увеличивают срок его службы. Особенно важно использование такого консерванта, если вы собираетесь эксплуатировать свой лодочный мотор в водоемах с повышенным содержанием соли. И еще один небольшой совет: будет очень хорошо, если раз в полтора-два месяца во время хранения вы будете переворачивать свой двигатель.

Консервация 4 тактного ПЛМ

Что касается консервации на зиму лодочного мотора четырехтактного, здесь алгоритм работы похож, но все же имеет ряд отличий. Давайте подробнее?

  1. Тщательно очищаем двигатель, избавляясь от песчинок и органики. Если не соблюсти это правило, то все прочие этапы просто теряют смысл. И даже если вы будете использовать самые дорогие смазки и все правильно выполнять, мелкие песчинки и органика сведут все ваши усилия на нет.
  2. Избавляемся от воды и топлива.
  3. Меняем масляный фильтр и масло.
  4. Далее пришло время использовать консервирующий спрей. Самым лучшим для ПЛМ будет вариант, который предназначен для использования в соленых водоемах.
  5. Расслабляем все ремни, если они имеются в конструкции.

Во время разборки на зиму, чистки, покрытия специальным спреем вашего лодочного мотора, вы можете увидеть те проблемы, которые не проявили себя во время эксплуатации.

Изменившаяся консистенция масла, начинающиеся очаги коррозии, легкие нарушения целостности ремней — все это может свидетельствовать о начале не самой приятной “болезни” вашего лодочного мотора. Но здесь все работает точно так же, как и с организмом человека. Чем раньше была выявлена проблема, тем быстрее и, главное, дешевле от нее можно избавиться.

Именно поэтому не стоит пренебрегать профилактическими осмотрами и правильным алгоритмом консервации лодочного мотора на зиму. Ведь проблему лучше предупредить или же обнаружить в самом начале появления, чем потом разбираться со сложными последствиями

Вот, собственно, и все, что можно втиснуть небольшой материал по консервации на зиму лодочного мотора.

Кстати, чуть не забыли с вами о лайфхаке. Это будет актуально и для двухтактного лодочного мотора, и для четырехтактного. Гребной винт и детали корпуса тоже будут вам очень благодарны, если вы не пожалеете для них порции специальной смазки. За неимением таковой можете воспользоваться для этого благодарного дела мягкой ветошью, слегка смоченной в машинное масло.

Консервация и зимнее хранение лодочных двигателей

На веслах море не переплыть (литовская поговорка)
Хороший рыбак всегда озаботится лодочным мотором.

Двигатель на лодке – это, в том числе, комфорт, удобство и удовольствие от рыбалки. Но наступает время, когда заканчивается сезон и появляется необходимость постановки лодки и мотора на консервацию. Хороший и рачительный хозяин знает, правильно подготовленный к хранению двигатель позволит рыбаку вовремя начать сезон.

Нужна ли консервация лодочного мотора

Пренебрежение процедурой консервации на зимнее время, приводит обычно к долгому и дорогостоящему ремонту. И в таком случае можно не только пропустить сезон, но и сильно потратиться на ремонт.

Подготовка к консервации и хранению лодочного мотора

Прежде всего, необходимо провести предварительную подготовку.

1. В случае если лодочный мотор эксплуатировался на морской воде, обязательно необходимо промыть пресной водой.

2. Подготовить место для хранения, хранить лодочный мотор необходимо в вертикальном положении. Желательно приобрести специальную стойку.

Она значительно облегчает работы во время процедуры консервации. И в дальнейшем обеспечивает вертикальное хранение.

3. Провести внешний осмотр и дефектов.

4. Снять капот и удалить все загрязнения под капотом. (См схему)

5. Удалить необходимо грязь, песок остатки старой смазки, если такая имеется.

  • Очистку от загрязнений маслом и смазкой, лучше производить безопасными очистителями. Рекомендуем использовать: быстрый очиститель спрей Schnell-Reiniger

  • Все электро- контакты и соединения обработать очистителем контактов Kontaktreiniger

  • Для исключения возникновения очагов коррозии обязательно обработать контакты: спреем для электропроводки Electronic-Spray

Ревизия и замена масла в редукторе

Редуктор лодочного мотора требует особого внимания – данная часть лодочного мотора максимально подвержена воздействию воды, малейший дефект может привести к сложному и дорогостоящему ремонту.

1. Обязательно слить старое масло. Это необходимо, для определения состояния масла, наличия в нем воды и продуктов износа. Вторая причина – старое масло уже окислилось, если его оставить на следующий сезон, то процесс коррозии на деталях неизбежен.

2. Наличие воды в масле говорит, об износе прокладок и сальников. Обязательно произвести дефектовку, и заменить поврежденное уплотнение.

3. Обязательно проинспектировать состояние водяной помпы, для этого необходимо демонтировать корпус редуктора. Импеллер помпы должен быть целым, корпус помпы без следов износа. В случае повреждений, детали необходимо заменить.

4. Демонтаж корпуса редуктора и дейдвуда позволяет оценить состояние приводного вала.

После полной инспекции и устранения недостатков необходимо залить свежее масло.

Рекомендуется использовать: минеральное трансмиссионное масло для водной техники Marine Gear Oil 80W-90 Масло обеспечить высокую надежность работы узлов и агрегатов коробок передач и редукторов подвесных судовых двигателей в условиях тяжелых нагрузок во время эксплуатации.

Гребной винт

Гребной винт – деталь, на которую приходится максимальная нагрузка при эксплуатации.

В процессе эксплуатации винт подвергается механическому воздействию воды. И в случае неаккуратного движения возможно повреждение о дно либо наезд на препятствие.

В конце сезона при постановке на консервацию, винт необходимо дефектовать, это позволит исключить многие поломки в дальнейшей эксплуатации.

Проверить состояние кромок лопастей на отсутствие повреждений, при не критичном износе возможна правка. В случае если нарушена целостность лопастей, винт необходимо заменить.

Обязательно проверить балансировку гребного винта. Нарушение балансировки в дальнейшем вызовет дисбаланс и ненужные вибрации

Топливная система

Обслуживание топливной системы лодочного мотора – наиболее важная часть из всех процедур по консервации. От качества проведенных работ очень сильно зависит, как двигатель поведет себя после сезонного простоя.

1. Вне зависимости от типа лодочного мотора 2-х тактный или 4-х тактный двигатель прежде всего необходимо очистить систему.

Рекомендуем использовать: Очиститель для бензиновых топливных систем водной техники Marine Fuel-System-Cleaner

2. Добавить в бак: Стабилизатор бензина для водной техники Marine Fuel Stabilizer

Двигатель

ДВС лодочного мотора – основная составляющая. Консервация узлов двигателя – это залог его успешного запуска после долго простоя. После проведения всех работ по обслуживанию трансмиссии, топливной системы необходимо законсервировать цилиндро-поршневую группу. Данная процедура производиться следующим образом.

1. Выкручиваем свечи зажигания.

2. В свечные колодцы разбрызгиваем специальный консервант: Внутренний консервант судового двигателя Marine Storage Fogging Oil.

3. Проворачиваем коленвал и распыляем еще раз.

4. Закручиваем свечи.

Сопутствующие работы

Провести работы по смазке поворотного механизма. Предварительно очистив все механизмы от старой смазки.

Использовать необходимо специальные смазки, стойкие к воде, рекомендуется использовать: Смазка для водной техники Marine Grease. Это густая смазка в сочетании с современными присадками, обеспечивает надежную смазку и антикоррозионную защиту узлов и агрегатов различной водной техники.

Хранение законсервированного лодочного двигателя зимой

Хранить подготовленный лодочный мотор, лучше всего, в сухом гараже. В вертикальном положении на специальной стойке. Но для 100% исключения появления очагов коррозии рекомендуется обработать все доступные поверхности и детали мультиспреем для водной техники Marine Multi-Spray

Как проводить расконсервацию и подготовку к сезону лодочного мотора после зимы

При правильной и качественной консервации для ввода в строй понадобиться минимум действий.

1. Проверить внешнее состояние узлов и агрегатов лодочного мотора

2. Установить его на лодку

3. Подключить топливный бак

4. Завести двигатель

Правильная и качественная консервация лодочного мотора, позволяет минимизировать возможность какого-либо ремонта и существенно поднимает надежность работы агрегатов и узлов. Применение качественных материалов и технических жидкостей существенно сокращает время по вводу в эксплуатацию в новом сезоне. Liqui Moly является одним из ведущих европейских производителей продуктов для водной техники. Вся продукция производится исключительно на собственном заводе компании в Германии.

Ссылка на основную публикацию