Фотографии мотолодки Южанка-2: описание модели, технические характеристики, отзывы

Моторная лодка Южанка

Сегодня основным транспортом, используемым для перемещения по водной поверхности на относительно небольшие расстояния, являются моторные лодки. Они очень удобны, в особенности когда речь идет о транспортировке небольшого количества человек. Их часто используют для прогулок по рекам, озерам и прибрежным территориям морей, а также для рыбалки. Моторная лодка «Южанка» сегодня является одной из наиболее востребованных на отечественном рынке в этой категории.

История создания и описание «Южанки»

Еще в конце шестидесятых годов прошлого века группа конструкторов-энтузиастов черноморского судостроительного завода решила усовершенствовать популярную в то время моторную лодку «Казанка». Были приняты во внимание все ее основные недостатки. Главное усовершенствование заключалось в том, что на бортах в кормовой части лодки были установлены пятидесятилитровые були длиной в 275 сантиметров.

Лодка “Южанка 1”

Такое дополнение к конструкции сделало лодку значительно более современной и улучшило ее эксплуатационные качества. Стоит отметить, что вес всей конструкции после добавления булей увеличился на 7,5 килограмма, что несколько снизило максимальную скорость хода при полной загрузке, однако это изменение является незначительным.

Испытания обеих лодок проводились на разных отрезках и с разными показателями волнения поверхности, а также при разной силе ветра. Стоит отметить, что установленные були сослужили лодке «Южанка» неплохую службу – она значительно лучше вела себя при сильном ветре и при волнении в 2–3 балла. На палубу и на пассажиров попадало значительно меньше брызг при езде на любой скорости и вне зависимости от загрузки плавательного средства. Кроме того, «Южанка» показала себя значительно лучше во время испытаний ее устойчивости. Борт находился на расстоянии почти в полметра от кромки воды, даже когда четыре человека садились возле него. На аналогичных испытаниях «Казанки» был отмечен результат в 25 сантиметров при трех пассажирах.

Были проведены также испытания непотопляемости. И тут «Южанка» показала себя намного лучше. Она оставалась на плаву даже с тремя людьми на борту, в то время как «Казанки» хватило только на то, чтобы удерживать находящихся в воде людей.

Технические характеристики лодки «Южанка»

Эта модель обладает следующими техническими параметрами:

  • максимальная длина – 463 сантиметра;
  • максимальная ширина – 160 сантиметров;

Моторная лодка “Южанка”

  • усредненная высота бортов над водной поверхностью – 37 сантиметров;
  • показатель килеватости дна в транце – 4 градуса;
  • вес лодки без мотора – 145 килограмм;
  • вес лодки с навесом и устройствами для дистанционного контроля при отсутствии мотора – 161 килограмм;
  • грузоподъемность лодки – 400 килограмм;
  • пассажировместимость лодки – до 5 человек;
  • осадка при максимальной загрузке – 15 сантиметров;
  • водоизмещение – 365 литров;
  • максимальная допустимая мощность устанавливаемого мотора – 25 лошадиных сил;
  • максимальная скорость с мотором на 20 лошадиных сил и с 5 пассажирами – 26 километров в час;
  • материал, из которого изготовлен корпус, – дюралюминий;
  • лодка разделена на три отсека: носовой – водонепроницаемый, средний – багажный и кормовой – пассажирский;
  • тентовое устройство лодки может быть использовано только в случае, если она стоит на якоре;
  • ветровое стекло состоит из двух независимых частей, каждая из которых крепится к корпусу отдельно на кронштейнах.

Лодка “Южанка”имеет ветровое стекло

Технические характеристики лодки «Южанка-2»

«Южанка-2» была изготовлена значительно позднее, но теми же конструкторами. Она очень сильно отличается от первой модели серии и обладает следующими техническими характеристиками:

  • длина – 420 сантиметров;
  • ширина – 165 сантиметров;
  • усредненная высота бортов над водной поверхностью – 65 сантиметров;
  • показатель килеватости дна в транце – 8 градусов;
  • вес лодки с мотором и всем оборудованием – 152 килограмма;
  • грузоподъемность лодки – 400 килограмм;
  • пассажировместимость лодки – до 4 человек;
  • максимальная допустимая мощность устанавливаемого мотора – 30 лошадиных сил;
  • максимальная скорость с мотором на 20 лошадиных сил и с 5 пассажирами – 26 километров в час;
  • материал, из которого изготовлен корпус, – дюралюминий.

Моторная лодка «Южанка-2»

Лодки «Южанка» и «Южанка-2» обычно используются для перемещения по небольшим водоемам. Они довольно хорошо маневрируют, а потому высоко ценятся теми, кто любит заниматься рыбалкой на маленьких речках и озерах. Кроме того, они способны выдерживать волнение водной поверхности в 2–3 балла, но не более, а потому обычно используются для морских прогулок только во время полного штиля или ситуаций, приближенных к нему.

Важным преимуществом обеих лодок является то, что их корпуса прекрасно защищены от ржавчины. Все владельцы таких лодок отмечали их невероятную долговечность и стабильность в эксплуатации.

Стоимость

Стоимость лодок «Южанка» обычно зависит от их состояния, а также от особенностей модификации и технических характеристик. В любом случае такие лодки являются вполне доступным и подходящим транспортом для большинства рыбаков, живущих возле небольших водоемов.

Отзывы

Если исходить из отзывов большинства владельцев таких лодок, то можно заключить, что продукция такого типа прекрасно показывает себя при выполнении своих непосредственных функций – перемещении на небольшие расстояния по рекам, озерам и прибрежным морским территориям. Соотношение цены и качества является оптимальным.

ssv69 › Блог › Покупка первой “кастрюльки” — Южанка 2 (часть 2 — открытия приятные и не очень…)

Продолжаю…(начало тут — www.drive2.ru/b/536220551945913573/ )
Первый же выезд на рыбалку я не стал откладывать и как только закончился “моторный запрет” рванул с семьей на воду.
Из приятных моментов, то что лодка оказалась намного вместительней, чем мой Баджер, то есть туда влез абсолютно весь туристо-рыболовный скарб, еда, запас топлива, а еще я и жена с новорожденной дочерью.
Мотор тоже завелся сразу и без проблем. На глиссирование мы безрезультатно пытались выйти минут 10, после чего решили поиграть развесовкой и всю воду и запас топлива перебросили в нос. Еще пару минут лодка набирала скорость и наконец-то нам удалось выйти из водо-измещающего и “полетели” на наши острова со скоростью 27км.ч. )
Так как часть команды осталась на берегу и мне за ними предстояло

вернуться, замерил скорость когда летел за ними уже на пустой лодке и на полном газу. Под Сузукой 30 скорость была 44 км.ч., что меня вполне устраивало, до этого мой пустой Баджер 370 под 20л.с. показывал скорость всего 34км.ч. при этом его вертлявость на такой скорости очень напрягала. Южанка же шла, как крейсер — четко по прямой, без всяких виляний, попутно прорубая небольшие волнения от проплывающих лодок.
Из того что меня напрягало, это потихоньку поступающая вода, а так как пол был досчатый из реек то это было хорошо видно. Не сильно, но на утро следующего я вычерпал литра 3, ну и потом потихоньку тоже черпал воду. Лодка клепанная и я все свалил на разболтавшиеся заклепки.
Приехав домой я решил всерьез заняться гидроизоляцией, попутно укрепив транец и поменять реечный пол на нормальный. Интернет и форум сайта мотолодка -forum.motorka.org очень этому способствовали.
Сначала хотел купить полиуретановый герметик и промазать все швы, жена поехала в Максидом, откуда позвонила и прислала мне картинку химии называемой “Жидкая кровля”, которую делают у нас.

Почитав аннотацию, решил рискнуть и обработать ей внутренние полости, заклепки, швы и все откуда может поступать вода.
Химия оказалась на редкость вонючей, в меру текучей и вымазался я в ней практически весь, что не вымазал сразу, вымазывал после, пока лез любопытным носом уже в свеже-замазанные места. Делал эту операцию с другом, он взял на себя самую трудную часть — размазывание жижи в носу через переднюю перегородку. Так вот он вылез чистенький, хотя и работа там была самая неудобная, вот что значит художник.
Сохнуть эта “жидкая кровля” должна была долго, не меньше недели, она затекала везде и постепенно. выглядела монументально и вселяла уверенность в завтрашнем дне.
Далее перешел к транцу…
Он мне достался с пластиной усиления по внешней стороне, несмотря на это пластина была чуть вогнута, с внутренне стороны стояла деревянная доска, покрашенная снаружи той же синей дрянной краской.
Все это я начал демонтировать. Оказалось что лист притянут обычными болтами, которые проржавели и ломались при первой же попытке откручивания. Отодвинув металлический лист в сторону, предстал совсем унылый вид заплаты, уже однажды ремонтировавшегося транца и какой-то мокрой нашлепки со следами чего-то похожего на герметик на отверстие в котором должен был стоять сливной болт.

Транец был слегка вогнут и стало понятно откуда поступала вода в лодку.

Доска с обратной стороны, в которую упирались болты струбцины мотора оказалась гнилая напрочь и куски от нее начали отваливаться сразу, как только я ее снял.

Печально, но поправимо.
Единственное, что озадачило, это как выгнуть обратно вогнутый внутрь транец. Подумав и измерив максимальный развод струбцины на моторе, решил на внешнюю сторону взять доску на транец потолще( в итоге выбрал бакеллитовую фанеру 24мм), дополнить усиление уже имеющимся листом металла, пс внутренней стороны снизу установить на штатный усилитель(там есть пластина) швеллер 80*40*4мм, оставить все это безобразие на 12мм шпильки из нержавейки и широкие шайбы и стянуть между собой сначала со обеих сторон транца, а потом максимально оттянув от перегородке рецесса придать более менее правильную форму вернув на место выгнутый участок. Объяснил криво, может по итоговым фото будет понятней.

Шпильки в данном случае играли роль растяжки. Вот единственное чего я не сделал и за что впоследствии был наказан — это не промазал ничем с внутренней стороны между швеллером и перегородкой транца в месте шпилек. Причем с наружной стороны как то еще обработал, а про внутреннюю махнул рукой, типа так сойдет — все притянется… не притянулось!
Дальше занялся художественным выпилом пола из бакеллитовой фанеры 12мм, с одной стороны рифленой, чтобы на скользком полу не найти перелом чего-нибудь…
Получилось страшненько, но приемлемо. Хотел сделать специально быстро-разборный, мало ли что… ну и заодно использовал алюминиевые уголки и полосы, дано болтающиеся без дела. Толщина фанеры 12мм оказалась достаточной, чтобы не делать дополнительного усиления под листы фанеры. Ребята с форума обходились и 9мм, но тут я решил перестраховаться…

ну и итогом поставил на место сливной болт, через полиэтиленовую шайбу… хотел приспособить пробку от шампанского, она по диаметру очень близка, но передумал… ассоциации неправильные…)

Характеристики лодки «Южанка-2»

  • ИНСТРУКЦИИ
  • Характеристики
  • Фотогалерея 47
  • Тент ходовой
  • Тент транспортировочный
  • Тент стояночный
  • Ветровые стекла
  • Пайолы
  • ИНСТРУКЦИИ
  • Характеристики
  • Фотогалерея 47
  • Тент ходовой
  • Тент транспортировочный
  • Тент стояночный
  • Ветровые стекла
  • Пайолы
Длина наибольшая, м4.20
Ширина наибольшая, м1.65
Высота борта на миделе, м0.65
Угол внешней килеватости на транце
Масса с оборудованием и снабжением, кг152
Грузоподъемность, кг400
Пассажировместимость, чел.4
Допустимая мощность ПМ, л.с.30

Разработчики, производившие моторную лодку “Южанка”, которая являлась модифицированной “Казанкой”, только имевшей були, в середине70-х годов задумались о том, чтобы заменить устаревшую на тот момент модель более современным плавсредством. При разработке нового проекта, конструкторы “поглядывали” в сторону продукции, которую производил Херсонский судостроительный завод. Что в результате проектировщики с Черноморского судостроительного завода создали мотолодку, схожую с “Днепром”. Визуально моторные лодки “Южанка-2” и “Днепр” отличаются ветровым стеклом, – изделие “черноморцев” имеет сплошную конструкцию остекления от борта до борта, тогда как стекло у лодки “Днепр” – это конструкция, состоящая из двух половин, объединенных на центральной стойке.

Читайте также:  Какие снасти лучше использовать для ловли форели весной

Для изготовления корпуса использовался АМГ-5М, несмотря на то, что достаточно редко применяется в сочетании с технологией клепки.
Моторная лодка “Южанка-2” впервые была представлена в 1978 году на регулярных гонках на призы журнала “Катера и Яхты”. Журналистами было отмечено то, что новая лодка практически не имеет ничего нового и является аналогичной большинству прогулочно-туристских мотолодок. Тем не менее, даже, несмотря на такой нелестный отзыв, мотолодка “Южанка-2” значительно отличалась от своих “собратьев” тем, что не обладала недостатками. Например, по сравнению с тем же “Днепром”, днище продукции Черноморского судостроительного завода было значительно прочнее и не протекало при продолжительном использовании на волнении. Кроме того, Пенопластовые блоки плавучести были более надежными и не “крали” полезное пространство, как воздушные ящики, которые имел “Днепр”. Обводы “Южанки-2” были выполнены в плоско-килеватой форме, что обеспечивало безопасный ход, как на боковой, так и на попутной волне. Также “Южанка-2” имела несколько меньший угол килеватости на транце, что позволяло выходить на глиссирование даже при значительной загрузке. Важно отметить, что корпус данной мотолодки не подвергался воздействию коррозии даже в морской воде. А вот стоимость по сравнению с другими плавсредствами была существенно ниже, поскольку комплектация моторной лодки “Южанка-2” была практически “спартанской”.
Испытания, проведенные в заливе Петра Великого, показали, что мотолодка обладает прекрасными мореходными и скоростными качествами.

Максимальная допустимая мощность, исходя из расчетов, которые основываются на соображениях ходовой остойчивости плавсредства, составляет приблизительно 40 лошадиных сил. Однако водномоторники из Владивостока устанавливали “сороковки” японского производства, что дало информацию о том, что “Южанка-2” показывает отличные эксплуатационные качества и под такой мощностью мотора.
Скупая комплектация мотолодки – это скорее преимущество, чем недостаток, поскольку любители рыбалки имеют возможность приобрести недорогое, но очень надежное и неприхотливое плавсредство. А те, кто стремится к большему комфорту, могут самостоятельно дооборудовать мотолодку тентом, дистанционным управлением, ходовыми огнями или мягкими подушками.

Стоит отметить, что проект моторной лодки “Южанка-2” является наиболее удачным вариантом из тех, которые проектировались на замену легендарной “Казанке”.

Перешел на корпус: Южанка 2 (Страница 1 из 2)

Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться

Сообщений с 1 по 25 из 36

1 Тема от vorontsov_p 04-01-2014 09:28

  • vorontsov_p
  • Старейшина
  • Неактивен
  • Откуда: Череповец
  • Зарегистрирован: 07-10-2015
  • Сообщений: 1,082
Тема: Перешел на корпус: Южанка 2

Прошел практически все типы лодок до корпуса. Из них мои ВЕГА3-06, Орион 6, Yamaran B330, последним был Winboat 360RIB. Пробовал и с надувным дном и катамараны. Но желание ходить всей семей и при этом не менять мотор привели меня к продаже РИБа и поиску Южанки-2. Корпусов продают не много. Из них половина в отвратительном состоянии, часть продают только комплектом ни как не желая разбивать, остальные продают по конским ценам. Но мне повезло. Нашел корпус 78 года в очень хорошем состоянии и не дорого. Все свои достижения по обустройству лодки буду периодически выкладывать на Ваше обозрение. Но все это будет позже. А пока первые фотографии:
Отредактировано vorontsov_p (4 января, 2014г. 09:29)

2 Ответ от Maxim_56 04-01-2014 09:34

  • Maxim_56
  • Старейшина
  • Неактивен
  • Откуда: Кузбасс,Западная Сибирь
  • Зарегистрирован: 07-10-2015
  • Сообщений: 4,271
Re: Перешел на корпус: Южанка 2

С приобретением,Павел,ну и достойной эксплуатации.

3 Ответ от Дедушка 04-01-2014 09:36

  • Дедушка
  • Старейшина
  • Неактивен
  • Откуда: Северо -Запад
  • Зарегистрирован: 07-10-2015
  • Сообщений: 8,357
Re: Перешел на корпус: Южанка 2

По теперешней погоде хороший подарок на Новый Год. Корпус “обводы ” хорошие , ” скула” не крутая ,грузоподъемность на уровне -поздравляю ,хороший выбор !

4 Ответ от бомбила 04-01-2014 15:00

  • бомбила
  • Заблокирован
  • Неактивен
  • Откуда: мальдивы,,это в ХМАО
  • Зарегистрирован: 07-10-2015
  • Сообщений: 1,945
Re: Перешел на корпус: Южанка 2


молодец,,а это тебе в помощь. Автор: Игорь ims (—.blockade.volia.net)
Дата: 15-11-10 16:08
Присоединенное изображение, 91 Kb
Ностальгия 😎
Лодка: http://photofile.ru/users/igor_ims/3245703/
Процесс перестройки: http://photofile.ru/users/igor_ims/1253090/
Отредактировано бомбила (4 января, 2014г. 15:25)

5 Ответ от vorontsov_p 04-01-2014 20:14

  • vorontsov_p
  • Старейшина
  • Неактивен
  • Откуда: Череповец
  • Зарегистрирован: 07-10-2015
  • Сообщений: 1,082
Re: Перешел на корпус: Южанка 2

Да я все это видел уже не по разу пока искал. А самое главное видел последствия навески мощных моторов на такую и подобные лодки. Они не предназначены под такой табун лошадей или только по ровной воде ходить. А если как у нас на Рыбинке, то такой корпус под 40-50 силами убивается за сезон. Потом он превращается вот в такое чудо:
Максимум написано 30 сил, так вот и нужно такой мотор ставить. Корпус из тонкого АМГ, он мягкий и не держит серьезных нагрузок, килеватость корпуса маленькая, что также не для крутой волны и скорости. Этот корпус для неспешного передвижения. Хочешь скорость, бери килеватый толстостенный (и ОЧЕНЬ тяжелый) корпус = мотор за сотку и вали по волнам на сколько памперса хватит.
Найденный мной корпус почему и сохранился, потому, что ходил под румпельным скромным 15-ти сильным мотором. Ну а я поставлю на него 20 сил и уверен, что мне (и корпусу) хватит.

6 Ответ от евгеха 04-01-2014 21:29

  • евгеха
  • Старейшина
  • Неактивен
  • Откуда: Нарва-Эстония/Пошехонье-Россия
  • Зарегистрирован: 07-10-2015
  • Сообщений: 2,635
Re: Перешел на корпус: Южанка 2

Павел с приобретением 😎
..хватит точно, хожу на Пргрессе под Ямахой 30, скорость до 48 км/ч, в четвером было ездили, падает не намного
..да и и вообще на полняке редко, 4000-4300 оборотов, скорость 35-38км/ч, а бензина до 40% меньше
..КПД у нормальных моторов примерно на 25% выше советских
..тримм рекомендую, очень удобно, по мелям вёсла почти не беру..

7 Ответ от vorontsov_p 04-01-2014 21:41

  • vorontsov_p
  • Старейшина
  • Неактивен
  • Откуда: Череповец
  • Зарегистрирован: 07-10-2015
  • Сообщений: 1,082
Re: Перешел на корпус: Южанка 2

Трим наверное здорово, но пока мотор румпельный. Постараюсь до сезона решить этот вопрос. А дальше видно будет. У нас мели конечно есть, но я там не хожу.

8 Ответ от евгеха 04-01-2014 21:54

  • евгеха
  • Старейшина
  • Неактивен
  • Откуда: Нарва-Эстония/Пошехонье-Россия
  • Зарегистрирован: 07-10-2015
  • Сообщений: 2,635
Re: Перешел на корпус: Южанка 2

..тримм и на ходу очень полезен, кода еду до места даю 4000-4100 об, а тримом отвожу мотор от кормы , не трогая газ, лодка приподнимется и мотор добирает +200-300 об 😎
..какой мотор у тебя??

Южанка 2 или Крым

#1 vlor-2008

Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • 341 сообщений
    • Из: г.Волгореченск
    • Судно: крым
    • Наверх
    • Ответить
    • Цитата

    #2 vlor-2008

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • 341 сообщений
    • Из: г.Волгореченск
    • Судно: крым

    Кстати, до Крыма был Днепр с нептуном. Лодка нравилась по ходовым качествам, правда моторчик был слабоват. Но были существенные недостатки: валкость при стоянке и глубокая осадка. Очень плохо при подходе к берегу и езде по мелким местам.
    Думаю что на Южанке2 осадка будет меньше т.к. килеватость у нее меньше, да и на глисс. будет быстрее выходить.

    Хотелось бы выслушать ваши мнения.

    • Наверх
    • Ответить
    • Цитата

    #3 v.N.sidorov

    Мой ветер не стих..

  • Капитан
  • 3 698 сообщений
    • Из: samara
    • Судно: motolodka
    • Название: Adroit Boat

    Кстати, до Крыма был Днепр с нептуном. Лодка нравилась по ходовым качествам, правда моторчик был слабоват. Но были существенные недостатки: валкость при стоянке и глубокая осадка. Очень плохо при подходе к берегу и езде по мелким местам.
    Думаю что на Южанке2 осадка будет меньше т.к. килеватость у нее меньше, да и на глисс. будет быстрее выходить.

    Хотелось бы выслушать ваши мнения.

    • Наверх
    • Ответить
    • Цитата

    #4 vlor-2008

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • 341 сообщений
    • Из: г.Волгореченск
    • Судно: крым

    Привет!Был у меня Крым в пользовании ,но не долго(первая моторная лодка-75-го года выпуска),половина сезона.Естественно только высшие впечатления-лодка то первая(моторная).Здесь на форуме на каждой странице в конце есть окошко,поиск по теме,набираете Ваш “интерес”-и можете прочитать все мнения о Вашем интересе.и ещё нужно Вам определиться-что важнее для Вас при эксплуатации лодки.
    С уважением!

    • Наверх
    • Ответить
    • Цитата

    #5 v.N.sidorov

    Мой ветер не стих..

  • Капитан
  • 3 698 сообщений
    • Из: samara
    • Судно: motolodka
    • Название: Adroit Boat

    Спасибо за совет, но поисковик нужных советов не дал.
    Неужели на форуме нет владельцев Южанок2.

    • Наверх
    • Ответить
    • Цитата

    #6 vlor-2008

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • 341 сообщений
    • Из: г.Волгореченск
    • Судно: крым

    Нужные советы-это какие?Вы пишите,что килеватость на транце меньше у Южанки2,что -меньше чем у Крыма?

    • Наверх
    • Ответить
    • Цитата

    #7 V.A.P.

  • Капитан
  • 9 286 сообщений
    • Из: Архангельск
    • Судно: Рикошет Микро
    • Название: “White”
    • Наверх
    • Ответить
    • Цитата

    #8 vlor-2008

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • 341 сообщений
    • Из: г.Волгореченск
    • Судно: крым

    Во первых, не останавливаться. Во вторых, есть конечно разница, между Крымом и Днепром. Но уже, по большому счёту, на столь ли критичная. Не будем сейчас о материалах, способе сборки, угле килеватости, требуемой от этого мощности и ходу на волнении. А Южанка-2, своеобразный симбиоз. Днепр клёпаный из АМГ. Да, извращались раньше. Сейчас то, чего. Выбрать из чего есть. понастроили слав. гу. Ну, а если, уж такой любитель менять. меняй. Отпишешь, опосля, как чего.

    • Наверх
    • Ответить
    • Цитата

    #9 Sparco095

  • Основной экипаж
  • 20 сообщений
    • Из: Астрахань
    • Судно: Прогресс-2
    • Название: Дельта-2

    Технические характеристики моторных лодок «Казанка»

    Каждый рыболов, увлекаясь любимым делом, мечтает о приобретении плавательного средства, открывающего перед ним новые возможности. Выходя на воду можно не только предаваться любимому занятию, но и просто отдыхать или даже путешествовать. Наиболее известной и получившей заслуженную популярность на территории бывшего СССР стала лодка «Казанка». Претерпев различные модернизации, это изделие и сегодня является предметом мечтаний многих людей и учитывая её цену доступной к покупке.

    1. История появления плавсредства
    2. Дальнейшее развитие производства
    3. Список выпускаемых моделей
    4. Сравнение «Казанки» и «Южанки»
    5. Обзор модернизированных конструкций
    6. Современная модификация мотолодки

    История появления плавсредства

    Пожалуй, нет ни одного по настающему заядлого рыболова, который бы не слышал о легенде советского, а затем и российского маломерного судна «Казанка». Оставаясь одним из самых популярных плавательных средств на территории стран СНГ и сегодня, её начало производства датируется 1955 годом.

    На самом деле ещё в 1948 году на Казанском авиационном заводе им. С. П. Горбунова впервые появилась идея производства лодки. В том же году были разработаны первые чертежи конструкции и сделано около трёхсот экземпляров изделия. Но авиационный бум, проходивший на то время по стране, отложил массовый выпуск лодок почти на десять лет.

    О лодке вспомнили лишь в конце 1955 года, когда по стране прокатилась волна увлечения рыболовством и охотой. Чертежи усовершенствовали, и в серийное производство была запущена модель, ставшая прародительницей целого семейства изделий, получивших название «Казанка». Своё название продукция получила из-за одноимённой речки, протекающей недалеко от завода, и на которой происходили испытания первых образцов изделия.

    Читайте также:  Обзор моделей лодок, катеров, яхт. Катера и яхты зарубежных производителей: длина до 10 метров

    Дальнейшее развитие производства

    На то время это была единственная лодка с мотором, массово выпускающаяся на территории бывшего СССР. Изготовление мотолодок не было основным и приоритетным изделием завода, но нарастающий интерес населения к лодочной продукции авиазавода заставил производителя наращивать мощности производства. Так, к началу 1960 года, производственная мощность составляла 2600 лодок в год. Вместе с тем авиаинженеры постоянно модернизировали своё детище и в продажу поступали различные вариации продукта, такие как «Казанка-М», «Южанка», «Казанка-МД».

    На начало 1978 года общее количество выпущенных и проданных плавсредств Казанского авиазавода оставляло около двухсот тысяч единиц продукции. Параллельно с выпуском одномоторных изделий в середине 70-х годов началось строительство «Казанка-2», ставшей одной из больших моторных лодок в СССР. Технические характеристики лодки на то время были недостижимы для других производителей. Через два года была предложена «Казанка-5». Её остро вогнутые килеватые обводы на носу отражали брызги вниз, что способствовало мягкому ходу при невысокой волне.

    Модернизированные модели выпускались с немагнитными штурвалами, и к их названию в конце добавлялась буква “М”. Все лодки проходили испытания в Центральном аэрогидродинамическом институте и непосредственно на реке Казанка.

    После того как в 1973 году директором предприятия стал Виталий Егорович Копылов изделие получило новый толчок в развитии производства. Выпуск моделей под названием «Казанка-2» и «Казанка-5» было перенесено в Лениногорскую филию. Модели длиной 5,3 и 4,5 метра, соответственно, получили признание не только на территории страны, но и в странах восточной Европы. Тогда же, Копылов поставил задачу перед коллективом выпускать лодки с качеством достойным авиамоделей.

    Усовершенствованное плавательное средство «Казанка 5М» до сих пор пользуется заслуженным уважением. Продолжая развитие, в 2008 году было изготовлено 1650 штук «Казанок-5М4». Сегодня предприятие носит название ОАО «КАПО им. С. П. Горбунова» и ведёт продажи изделия по всей территории стран СНГ, сотрудничая в плане технической модернизации с концернами из Норвегии, Швеции, Финляндии, Эстонии, и Татарстана.

    Список выпускаемых моделей

    За всё было выпущено семь моделей моторных лодок «Казанка». Каждая из них имела модернизацию, которая позволяла устанавливать два мотора и улучшала их параметры. Изменение производства происходило из-за усовершенствования моторов, которые становились всё мощнее, а применение новых материалов позволяло увеличивать мореходность и снижать подверженность коррозии.

    Но как бы то ни было, основными достоинствами лодок предприятия всегда были — небольшой вес, хорошая прочность корпуса, несложное управление и низкая стоимость. С 1955 года в модельном ряду компании числятся следующие изделия:

    • Казанка, Казанка-М, Южанка.
    • Казанка-2.
    • Казанка-2М.
    • Казанка-5, Казанка-5М.
    • Казанка-5М2, Казанка-5М3.
    • Казанка-5М7.
    • Казанка-6, Казанка-6М.

    В этот список вошла и лодка «Южанка» (в народе «Метла»), выпускаемая по разрешению и непосредственном участии специалистов Казанского авиазавода. Специалист Черноморского судостроительного завода Г. Меньков предложил идею усовершенствования популярной модели «Казанка», одобренную заводом. Особенностью изделия стало появление на бортовой и кормовой части судна почти трёхметровых булей с объёмом 52 литра.

    Интересно и то, что даже по прошествии более половины столетия на водах можно встретить образцы экземпляров выпущенных в 70-х годах и их современных наследников. Лодки с успехом применялись, и продолжают использоваться, для любительских прогулок, рыбалки, водного отдыха, и как спасательные средства. Существует также немало усовершенствованных судов с водомётными стационарными установками, подводными крыльями, амфибиями.

    Сравнение «Казанки» и «Южанки»

    Применение булей в «Южанке» повлияло не только на технические параметры лодки, но и на её внешний вид. Вес изделия по сравнению со своим прототипом стал больше на 7,5 килограмм, при этом снижение её скорости стало незначительным. При непосредственном сравнении лодок, проведённым на то время, использовались два мотора: «Вихрь» и «Москва».

    В результате было установлено, что лодка «Южанка» проигрывала по скорости в среднем три процента. Например, при нахождении в лодке с мотором «Вихрь» пяти человек её скорость достигала 26,5 км/ч, а её родоначальницы 30 км/ч. При установке мотора «Москва» соответственно 12 км/ч и 13 км/ч.

    Для наглядности основные технические характеристики лодки «Южанки» и «Казанки» удобнее рассматривать в виде таблицы:

    Параметры«Южанка»«Казанка»
    Ширина, м:
    максимальные1,241,23
    по нижней части без булей1,21,2
    по нижней части с булями1,575
    Длина, м:4,674,67
    Наибольшая высота боков, м:0,6850,683
    Вес без мотора, кг145137,5

    У обеих моделей грузоподъёмность достигает 400 кг, а допустимая мощность двигателя не превышает 25 л. с. Установка булей положительно повлияла на поведение мотолодки при небольшом ветре и волне. В середину судна, изготовленного Черноморским судостроительным заводом, при почти полной загрузке попадало незначительно воды во время её волнения в два балла. При изучении остойчивости на один борт лодок давалась нагрузка равная 340 кг в результате у «Черноморца» высота надводного борта составляла 55 мм, а у «Авиаторов» 25 мм, и это всё при весе в 267 кг.

    По уверенности размещения на воде безоговорочным лидером стала «Южанка». Черноморцы использовали рифлёное днище и палубу, что позволяло увеличить остойчивость судна, и не скользить по палубе при перемещении. При заполнении её трюма водой она оставалась непотопляемой даже при нахождении на ней трёх человек, в то время как её конкурент тонул сразу при попытке перемещения по её кокпиту.

    После того как было установлено что применение булей увеличивает безопасность использования лодки, точно такую же конструкцию получило изделие с названием «Казанка-М». В то время филиал Казанцев Горьковский авиазавод стал выполнять днище из штамповки, причём сразу с реданами. На то время их продукция считалась самой надёжной и устойчивой на воде, особенно при резких поворотах. Эти лодки делались по государственному заказу и в свободную продажу не поступали. Непосредственно же Казанцы, делали свою продукцию с плоским дном и палубой.

    В 1978 году выпуск этих двух моделей был официально прекращён. В первую очередь это было связано с появлением мощных моторов, которые при установке на судна переворачивали их при развитии большой скорости.

    Обзор модернизированных конструкций

    Сразу после выпуска первой модели продолжались разработки по усовершенствованию изделия. Так, через три года появилась лодка с индексом два. Она отличалась как повышенной мореходностью, так и вместимостью. В качестве материала для изготовления использовался дюралюминий, а сам корпус выполнялся на заклёпках. На днище располагались зиги, выполненные штамповкой. Кормовая скула обзавелась увеличенным подъёмом, а шпангоуты – килеватостью. На лодке мог устанавливаться мотор силой до 50 л. с. Она с лёгкостью преодолевала волны до 0,8 метра не зарываясь на ходу, и на её палубе одновременно могли находиться до восьми человек. Скорость с мотором «Вихрь 30» развивалась до 39 км/ч (с двумя людьми).

    Модернизированная конструкция 2М до 1977 года была самой большой мотолодкой. Её корпус был усилен десятью шпангоутами и обшит тонкой гофрой. Использование форпика в кокпите с объёмом чуть менее 390 литров обеспечивал ей непотопляемость. В лодку были добавлены два закрытых багажника: один на носу, а другой на корме. Судно комплектовалось шестью сиденьями из водоотталкивающей ткани, с возможностью трансформации в два спальных места.

    Особенностью технических характеристик лодки «Казанка 2М» стала возможность установки автомобильного мотора, что приводило к повышению качества мореходства и надёжности изделия в целом. Существенным недостатком для всей второй серии была подверженность электрохимической коррозии в результате использования стальных элементов, а также выносное расположение двигателя, что вело к заливанию его водой.

    Конкуренция в судостроении требовала повышение комфортности и мореходности, в результате чего в 1972 году была выпущена мотолодка «Казанка-5». Двигатель, устанавливаемый на неё, не мог превышать 30 л. с. Для улучшения глиссирования обводы корпуса выполнялись небольшой килеватостью дна с заострённой носовой кормой. Такие доработки повлекли улучшения хода судна и небольшой дифферент, но в то же время вызывали зарыскивость при врезании в волну. Непотопляемость достигалась размещением пенопласта под кормой палубы и носа. Её характеристики были следующими:

    • габариты: 4,6х1,65 м,
    • килеватость днища: 8,5°,
    • общая масса: 190 кг,
    • грузоподъёмность: 400 кг,
    • пассажировместимость: 5,
    • допустимая мощность мотора: 60 л. с.

    Модификация 5М имела усиленный выносной транец с максимальной мощностью двигателя до 55 л. с. Но случай, произошедший во время гонки на кубок издания «Катера и Яхты», при котором транец лодки оторвался вместе с мотором, привёл к выпуску модификации 5М2. В ней двигатель располагался на транце с обычным рецессором, а в 5М3 уже был подкреплён к корпусу. Дальнейшая эксплуатация лодок этой серии выявила не удачность конструкции обводов, приводящая к частым перекидываниям лодок. Поэтому в 1989 году появилась модель 5М4. Судно не изменило размеры, но обводы были поменяны на выпукло-килеватую форму с углом 8.5°.

    Современная модификация мотолодки

    Последней разработкой ОАО имени С. П. Горбунова стала разработка мотолодки «Казанка-6» и её модификации 6М с плавным плоским днищем в носу. Эти изделия стали настолько популярными, что стали подвергаться всевозможному тюнингу со стороны потребителей. Выигрывая у конкурентов по своей цене, они замечательно подходили как для активного отдыха, так и рыбалке — на озёрах и реках с удалённостью от берега 500 метров.

    Невозможность использовать двигатель более 16 л. с., опять же привело к сворачиванию производства. Поэтому была выпущена модель под модификацией 5М7 имеющая полноценную каюту. Композиционная лодка, предназначенная для длительных путешествий, может обеспечивать спальным местом три человека. Увеличенные пилоны защищают от брызг, а использование полиуретана обесшумливает удары волн. Основными достоинствами лодки стали: прочность и комфортность. Характеристики её следующие:

    • длина: 4600 мм,
    • ширина: 1650 мм,
    • мидельная высота: 0,78м,
    • килеватость днища на транце: 0°,
    • вес: 220 кг,
    • пассажировместимость: 5 чел,
    • мощность мотора: 50 л. с.,
    • материал конструкции: дюралюминий (Д1АТ),
    • соединение корпуса: заклёпки.

    Насколько удачно получились различные модификации лодок можно судить по отзывам, которых хватает на различных специализированных форумах. При этом цены и доступность, а также хорошее состояние бывших в употреблении моделей, до сих пор позволяет мотолодкам Казанского завода пользоваться спросом и интересом у потребителей.

    Обладаю шедевром советской эпохи. «Казанка 5М» — даже слово звучит красиво. До сих пор её использую. Раньше ходил под мотором «Вихрь-25», сейчас купил «Yamaha-15». Хорошая лодка, скоростная и экономичная. Если подходить с умом за безопасность можно не переживать.

    Купил модификацию 2М, думал что будет весить больше. Лодка класс, но при волне сильно бьётся.

    Пользуюсь пятой моделью уже 15 лет. Сейчас стоит мотор Suzuki. Лодка с ним ракета, ход тихий и приятный.

    Являюсь владельцем лодки 70-го года выпуска. Хожу под двигателем «Мекурий 15». Скорость лодки с тремя людьми 30 км/ч. Не забрызгивает и не заливает, волна не чувствуется. Отличная лодка!

    Лодка Казанка ее характеристики и модификации

    Лодка Казанка ( Метла )– это серия моторных суден, которые выпускались еще при Советском Союзе на территории авиазавода имени С. П. Горбунова, начиная с 1955 года. Среди основных и самых популярных моделей моторных лодок следует назвать такие:

    • «Казанка»;
    • «Казанка-М, или второе название Южанка»;
    • «Казанка-2»;
    • «Казанка-5»;
    • «Казанка-5М».
    Читайте также:  Приготовить филе морского окуня в кляре

    Именно эта лодка стала первым маломерным судном, которое начало выпускаться серийно.

    История лодки «Казанка»

    Несмотря на то, что первые лодки этой серии сошли с конвейера в 1955 году, они пользуются высоким спросом среди рыбаков и водномоторников и по сей день. Их популярность обуславливается практичностью и надежностью, но не менее главная их ценность состоит в том, что благодаря дополнительным аксессуарам можно сделать первоклассный тюнинг старых моделей маломерных суден и превратить лодку в удобное, стильное и комфортное средство перемещения по воде.

    Изначально для изготовления лодок инженеры и конструкторы использовали дюралюминий. Этот материал отличается небольшим весом, но вместе с тем он не ржавеет и имеет продолжительный эксплуатационный срок, поэтому его активно используют в авиации и космонавтике. Дюралюминий – это сплав меди и алюминия с добавлением марганца.

    Чем отличается «Казанка» от «Казанки-М» и «Южанки»?

    Мотолодка «Казанка-М» («Южанка») от предыдущей модели отличается бортовыми булями, которые находятся в кормовой части лодки. Були имеют четкую геометрию и объем в 52 литра. Они увеличивают длину плавательного средства на 400 мм и дополнительно выполняют роль отсеков плавучести, благодаря которым судно становится непотопляемым. На предыдущих моделях маломерных суден серии «Казанка» були заполнялись легким пенополистиролом.

    Корпус «Южанки» также выполнялся из прочного и износоустойчивого дюралюминия. Он состоял из таких элементов:

    • продольно расположенных ребер жесткости;
    • шпангоутов;
    • двух переборок.

    Толщина дна лодки варьируется от 1,5 до 1,8 мм, а толщина палубы и бортов составляет 1 мм. Лодка имеет герметичный отсек, который оснащается водонепроницаемой форпиковой переборкой. Также имеется багажное отделение для походного снаряжения. В связи с тем, что отечественные мотолодки оснащались жесткими сиденьями со спинками, в современные дни для большего комфорта владельцы лодок нередко дополнительно покупают комплект мягких накладок на сидение Казанка. Большой выбор аксессуаров для тюнинга и модернизации мотолодок этой серии предлагает наш сайт, на котором можно недорого купить тенты ходовые, сиденья, кресла и многое другое.

    ​​​​​​​​​​​​​​

    Эксплуатировать лодки «Южанка» можно на расстоянии от берега не больше 1500 м при волнении не выше 2 баллов. Если оснастить лодку мотором «Вихрь», то она сможет развить скорость до 40 км/ч. С полной загрузкой скорость лодки составит 30 км/ч. Лодки, оснащенные двигателем «Москва» мощностью на 10 лошадиных сил, развивают скорость 25 км/ ч при полной загрузке 12 км/ч.

    Лодка Казанка-2М

    Моторная лодка «Казанка» выпускалась до 1978 года, но ей на смену все же пришла новая модификация «Казанка-2М», которая стала самой большой лодкой в СССР, изготовленной из дюраля. По своим размерам она намного превосходила первую модель лодки. В длину она занимала 5 м, поэтому стала самой длиной рыбацкой лодкой в СССР.

    К отличительным особенностям лодки «Казанка-2М» можно отнести:

    • она вмещает в себя 6 человек, в то время как обычные рыбацкие лодки, выпускаемые в то время, могли поместить на своем борту не больше 5 человек;
    • оснащается мотором на 50 лошадиных сил;
    • развивает скорость около 28 км в час, причем при полной загрузке;
    • в ширину лодка занимает 1,6 м;
    • для снаряжения имеются отдельные ящики.

    Это далеко не все особенности мотолодки. Ко всему прочему она имеет изогнутую форму корпуса, позволят установить мотор от легкового автомобиля, а также избавлена от выносного транца, который был у предшественницы.

    Плавательные судна этой серии можно было встретить практически на всех реках Советского Союза, но, несмотря на то, что с момента их производства прошло несколько десятков лет, они по-прежнему используются для туристических целей, организации семейных морских путешествий и рыбалки. Среди заядлых водномоторников, считаются одними из лучших отечественных рыболовецких суден.

    Недостатки лодки «Казанка-2М»

    К недостаткам этой модификации отечественных «Казанок» относят закрученные обводы и небольшой ходовой дифферент. Также возникают сложности при перемещении по воде, из-за сильного водного сопротивления. Если сравнивать эту лодку с последующей моделью 5М3, то следует отметить, что она имеет усиленный корпус и оснащается мотором в 60 л/с.

    Лодка «Казанка-5»

    На смену устаревшей модели «2М» стали производить новую мотолодку «Казанка-5», которая практически по всем показателям превосходила свою предшественницу. Маломерное судно было спроектировано с учетом повышенного уровня комфорта и с более высоким коэффициентом мореходности. При этом мощность моторов была ограничена. По сравнению с этой моделью мотолодок «Казанка-5М» оснащалась выносным транцем, рассчитанным на два мотора подвесного типа.

    К отличительным особенностям данной модификации маломерного судна относят вогнуто-килевые обводы, благодаря которым лодка набирает большую скорость, а также может похвастаться отличной маневренностью, правда ею должен управлять только опытный водномоторник. По словам неопытных пользователей, при неумелом управлении она часто зарываться краями кормовой части в воду при повороте. Були снижают это зарывание, выталкивают корму.

    Достаточно длительное время «Казанками-5» управляли только профессиональные рыбаки и водномоторники, которые знали, сколько и когда нужно добавить газу, а когда уменьшить подачу топлива.

    Огромным минусом лодки этой модификации считается слабое дно, которое через 5-10 лет портится и начинает протекать. По этой причине стали выпускать новые лодки – 5М2, 5М3 и 5М4, причем каждая из них имеет своим преимущества и недостатки.

    А также на опыте нашей компании Тент Плюс обнаруженно что пенопласт который находится в булях гидроскопичен(т.е. впитывает влагу) за годы эксплуатации набирает вес, тем самым утежеляет були и теряется их свойство плавчусти, мы рекомендуем заменить пенапласт на не гидроскопичный материал.

    Мотолодки «Казанка-5М2» и «Казанка-5М3»

    Это новые модели маломерных суден серии «Казанка», которые имеют вес в 190 кг и могут дополнительно оснащаться различными аксессуарами для увеличения комфорта, повышения скорости и маневренности. Так, лодка 5М2 позволяет устанавливать на нее мотор мощностью в 55 лошадиных сил, а модель 5М3 можно оснастить двигателем в 60 лошадиных сил. По этой причине скорость новых лодок резко возросла, а 5М3 сразу же пришлась по душе не только заядлым рыбакам, но и любителям речных прогулок.

    Производством этих лодок конструкторы и инженеры КАПО занялись после того, как водномоторники выразили свое недовольство предыдущими модификациями. В ходе доработок лодку 5М2 оснастили подмоторным рецессором, а также немного изменили планировку кокпита, форму ветрового стекла и прочее. Данная модификация выпускалась с 1978 года до конца девяностых.

    Как это неудивительно, но главным минусом лодки стали ее фирменные обводы, которые, как и у предыдущих моделей, были закрученными. В дождливую погоду во время путешествий по реке нос лодки сильно врезался в воду, из-за чего люди страдали от брызг, при этом заметно снижалась скорость судна. В то же время в тихую погоду перемещение по воде также было затруднено. Из-за небольшого ходового дифферента влажная поверхность корпуса лодки становилась большой, в результате чего увеличивалось сопротивление. Если говорить о мотолодке «5М3», то она имела подкрепленный корпус и увеличенную мощность силового агрегата.

    «Казанка» серии М: модели 5М4 и 5М7

    Впервые лодку модели 5М4 выпустили в 80-х годах прошлого столетия. Ее основные характеристики стали такими:

    • выпукло-килеватые обводы;
    • увеличенная носовая часть;
    • плавные скуловые части;
    • увеличенная до 8,5 градусов килеватость;
    • лучшие ходовые качества.

    Плюс ко всему, лодка стала быстрее и вместительнее: в ней может поместиться до пяти человек.

    Характеристики лодки 5М7

    Моторное судно модификации 5М7 создано для более широкого круга пользователей. Лодка может свободно перемещаться по озерам, рекам и даже морям. На ней можно отплывать от берега на 3 км.

    Она подходит для таких целей:

    • рыбалки;
    • активного отдыха вместе со своей семьей;
    • охоты.

    По сравнению с другими «Казанками» модель 5М7 имеет вкладыш из стеклопакета, который используется вместо верхней части судна, выполненной из дюраля. Теперь данная часть имеет чашевидную форму и монтируется в днище, за счет чего плавательное средство выглядит более солидно и модно, при этом привлекательнее стал и кокпит.

    Модификация «Казанки» доступна для потребителей в трех исполнениях:

    1. Рыбак.
    2. Комфорт.
    3. Турист.

    Мотолодка «Казанка-2»

    Выпуск этой модели мотолодок связан с требованием водномоторников и рыбаков, которые хотели видеть принципиально новую лодку. Так, в 1970-х годах появилась «Казанка-2» , которая рассчитана на мотор в 50 л/с. В длину эта лодка, как и «2М», составляет 5 метров и вмещает в себя 6 человек.

    К преимуществам маломерного судна можно отнести улучшенную мореходность, поэтому прокатиться по морю на судне можно на ней, как говорится, с ветерком. Благодаря усовершенствованиям лодка выдерживает высоту волны до 1,25 метров. Именно на этой модели конструкторы КАПО впервые использовали свои фирменные обводы изогнуто-килеватого исполнения. Они были позаимствованы у торпедных катеров, которые выпускались задолго до войны.

    «Казанка 6М»: особенности лодки

    Это последнее обновление в семействе «Казанок», которое выпустили в 1990 году. Лодка 6М – это настоящий шедевр от казанского завода, которая получила совершенно новые технические данные. Несмотря на то, что на ней категорически нельзя выходить в море и плавать при высоте волны больше 20 см, она имеет ряд неоспоримых достоинств. Вес лодки составляет всего 82 кг, в то время как предыдущие модификации весили 190 кг, за исключением «Казанки-2М» массой в 220 кг.

    К плюсам мотосудна 6М относят:

    • маневренность за счет легкости;
    • устойчивость на спокойной воде;
    • послушность (лодкой легко и приятно управлять);
    • совершенно плоское дно.

    Современные возможности и совершенствования лодок «Казанка»

    Для того чтобы сделать отечественную лодку серии «Казанка» более комфортной, безопасной и удобной для эксплуатации, наша компания предлагает купить дополнительные элементы тюнинга, к которым относят:

    Каждый из представленных элементов имеет свои достоинства и предоставляет уникальную возможность превратить старую модель лодки в современное плавательное средство, которое можно использовать для морских и речных путешествий, для охоты, семейных прогулок и рыбалки.

    Например, лобовое стекло с калиткой на моторную лодку модификации 5М4 служит для защиты пассажиров от встречного ветра и брызг воды. Такое стекло позволит выходить на нос лодки и любоваться открывающимся видом на морскую или речную гладь. Также у нас представлен богатый ассортимент ходовых тентов, которые могут частично или полностью закрывать лодку. Благодаря этому в ней можно оставаться и ночью.

    Ссылка на основную публикацию