Когда можно есть рыбу в дни Великого поста

Немного вина и рыбные дни. Календарь питания на Великий пост-2020

Великий пост – самый длинный и самый строгий. Очень много дней сухоядения, когда приходится есть только сырую пищу и хлеб, рыба дозволяется только два дня за весь пост, а по выходным можно есть горячую пищу с растительным маслом и выпить полбокала вина для поддержания сил.

Чтобы вы не запутались и соблюдали пост по всем канонам, мы нарисовали памятку – календарь питания Великого поста 2020.

Самая сложная – первая

Начало поста – очень строгое. После разгульной Масленицы и Прощеного Воскресенья первые дни придется отсидеть на воде. Мирянам рекомендуется воздерживаться от еды только в первый день – Чистый понедельник, который в 2020 году пришелся на 2 марта. А вот монашествующие будут держать строгий пост целых три дня. И пить только воду.

Сухоядение

После первого самого строго дня начинается время сухоядения. Так предписывает православный канон. Вплоть до субботы придется есть только холодную пищу, причем желательно один раз в день.

Пища должна быть не обработана термически: сырые овощи и фрукты, квашения и соления, орехи, иногда мед.

Исключением является хлеб – хоть он и печется в печи, есть его можно, но, разумеется, постный, без сахара, яиц, молока и растительного масла в составе.

Дни сухоядения – это первая неделя Великого поста, а также все понедельники, среды и пятницы со 2-й по 6-ю неделю. В последнюю, Страстную неделю поста также есть дни, когда нужно соблюдать сухоядение. Именно этих дней больше всего на протяжении Великого поста, поэтому он считается строгим и сложным. А еще и самым длинным.

Важно! Сухоядение – самый трудный вид поста. Поэтому церковь рекомендует спрашивать на держание его благословения духовника.

Очень важно! Если у вас есть какие-то проблемы с желудочно-кишечным трактом или же хронические заболевания печени, почек, поджелудочной – перед постом нужно проконсультироваться в врачом и скорректировать свое постное питание в зависимости от его рекомендаций. Конечно, сухоядение в этом случае лучше не практиковать.

Горячая пища без масла

Горячая пища с маслом

«Вкушать елей», то есть растительное масло, дозволяется только в выходные дни. Вот когда можно и картошечку пожарить, котлеты морковные или капустные приготовить. Также в выходные разрешено виноградное вино. Но только один бокал за трапезу (которая, кстати, по правилам тоже должна быть одна, максимум две для мирян – завтрак и нечто среднее между обедом и ужином). И бокал этот желательно разбавить водой. Важно помнить, что вино дозволяется только для поддержания сил постящегося, а не для того, чтобы воскресное застолье было повеселее.

Также некоторыми канонами разрешаются блюда из черепокожих – моллюсков и гадов морских. Некоторые традиции приравнивают их к рыбе, соответственно разрешают только на Благовещение и Вербное Воскресенье, и некоторые каноны не включают моллюсков в разряд холоднокровных животных, приравнивая их к растениям, поэтому во время Великого поста некоторые православные ставят на стол мидии.

Подробнее о том, можно или нет есть морепродукты в пост смотрите здесь>>>

Праздничные дни

В праздничные дни питание постящихся может немного меняться.

7 апреля. Благовещенье. В этом году оно выпало на вторник и будут позволены рыбные блюда, бокал вина, горячая пища с растительным маслом. Надо сказать, что рыбные дни – это в иерархии постных дней условно «самая высокая ступень», поэтому в эти дни позволены все виды постной пищи, от сырых овощей-фруктов-орехов, до блюд с икрой и рыбой.

11 апреля. Лазарева суббота. К обычной субботней трапезе можно добавить рыбью икру.

12 апреля. Вербное воскресенье. Можно есть рыбу, растительное масло и пить вино.

Страстная неделя

В Великий четверг верующие вспоминают Тайную Вечерю, по разным канонам разные рекомендации: по уставу Святой Горы Афон разрешается горячая пища с маслом и вином.

17 апреля – Страстная или Великая пятница. В этот день воздерживаются от пищи до пятничной вечерни, кульминационным моментом которой является вынос плащаницы из алтаря на середину храма, где она и остается до субботней ночи – пасхальной полунощницы.

18 апреля – Страстная суббота. Обычно в этот день рекомендуют также воздерживаться от пищи. Но некоторые каноны разрешают горячую пищу. И даже – бокал вина для поддержания сил.

Кто не должен поститься

Все правила постных дней касаются только здоровых и взрослых постящихся. Пост не должны соблюдать больные, маленькие дети, беременные и кормящие женщины, люди, чья работа связана с тяжелым физическим трудом, престарелые, а также заключенные и путешествующие. Все эти группы православных верующих могут соблюдать пост, но по более мягким правилам и с благословения своего духовника.

В какие дни можно есть рыбу в Великий пост 2021 и как ее готовить

Для христиан наступило время Великого поста, а это значит, что в еде себя нужно ограничивать. Верующие полностью исключают из повседневного рациона молочную продукцию, мясо, яйца. Соблюдать правильное питание и очищать душу с организмом нелегко, но существуют несколько дней, когда можно готовить рыбные блюда. Чтобы сделать меню во время поста разнообразным, заранее подготовьте вкусные рецепты приготовления рыбных блюд.

В какие дни Великого поста 2021 можно есть рыбу

В Библии сказано, что в Раю люди питались только пищей растительного происхождения. Про рыбу же в священном писании не говорится, поэтому ее можно есть, но не во все время поста, а только в определенные дни.

В 2021 году это:

  • 7 апреля (на Благовещение);
  • 25 апреля (в Вербное воскресенье).

Всего лишь 2 дня можно есть рыбу, в остальные дни она под запретом. 24 апреля (Лазарева суббота) можно есть икру. Это время выбрано не просто так, для православных все даты очень значимые.

В Благовещение небесный ангел принес Деве Марии благую весть о ее наступившей беременности, поэтому в честь празднования разрешены небольшие послабления в рационе питания, даже не возбраняется выпить бокал вина.

В Вербное воскресенье христиане вспоминают, как Иисус вошел в священный Иерусалим, а люди восхваляли его и встречали с пальмовыми веточками. Еще один день, в который разрешается рыбные продукты – Лазарева суббота. Он памятен тем, что Христос воскресил после смерти своего друга Лазаря.

Насчет употребления в пищу морепродуктов мнения у православных расходятся, и однозначного ответа не найти. Одни говорят, что креветки с моллюсками не относятся к живым созданиям, и употреблять в пищу их можно в любой день. Другие говорят, что морепродукты разрешается есть только в праздничные дни и в выходные. Если вы находитесь в смятении, то обратитесь за советом к священнослужителям, они помогут вам принять верное решение.

Рецепты приготовления рыбы в Великий пост


Рыбное блюдо должно получиться максимально здоровым и вкусным, поэтому во время поста многие часто запекают в фольге тушку целиком вместе с лимонными дольками и другими пряностями. Добавьте к ней любимые овощи, у вас получится легкий гарнир, способствующий улучшению пищеварительного процесса и хорошей усвояемости продуктов.

Жареную пищу употреблять нежелательно, она считается вредной, но, если очень хочется, приготовьте рыбку на сковородке с минимальным добавлением растительного масла. Помните, что сливочное масло использовать для обжарки нельзя, во время Великого поста оно находится под строгим запретом, как и остальная молочная продукция.

Помимо запекания в духовке рыбку можно:

  • потушить в мультиварке, казанке;
  • приготовить на пару;
  • сварить суп или бульон.

Чтобы вкус продукта не показался пресным и однообразным, дополняйте его любимыми приправами. К рыбным блюдам хорошо подходят сушеный базилик, тмин, кориандр, розмарин, черный молотый перец. Для гарнира готовьте крупы, грибы, овощные салаты с зеленью, бобовые.

Толстолобик в соусе в духовке

Ингредиенты:

  • толстолобик – 4 стейка,
  • томатная паста – 1 ст. л.,
  • горчица – 1 ст. л.,
  • постный майонез — 2 ст. л.,
  • специи по вкусу.

Приготовление

Смешаем горчицу, майонез и томатную пасту вместе. Соус должен быть густым, поэтому если майонез жидкий уменьшите его количество. Рыбу сбрызнем лимонным соком, за неимением последнего рыбу просто солим. Перчим по вкусу.

Рыбку смазываем соусом и выкладываем на пергамент. Если сомневаетесь в качестве пергамента, смажьте его дополнительно растительным маслом.

Запекаем при 200 градусах около 20 минут.

Толстолобик с овощами в духовке

Ингредиенты:

  • толстолобик – 6 стейков,
  • лук – 1 шт.,
  • морковь – 1-2 шт.,
  • соевый соус – 3 ст. л.,
  • специи для рыбы -1 ст. л.

Приготовление

Рыбу моем, просушиваем. Заливаем соевым соусом.

На дно жаропрочной формы выкладываем лук полукольцами вперемешку с кольцами морковки.

Поверх выкладываем рыбу.

Запекаем около 20 минут (ориентируйтесь на свою духовку). На дно формы можно налить 50 мл воды, чтобы рыба и овощи не пригорели.

Надеюсь, эти рецепты помогут вам разнообразить меню в дни Великого поста.

В какие дни можно кушать рыбу в Великий пост 2021 года

Великий пост в 2021 году будет длиться с 15 марта по 1 мая. Все семь недель постящимся нельзя употреблять мясо, яйца, а также молочные продукты (молоко, кефир, творог, сыр, сливочное масло и др.). Однако в определенные дни разрешается включать в рацион блюда из рыбы и рыбную икру.

Когда можно есть рыбу в Великий пост 2021 года?

Рыбные дни в Великий пост в 2021 году, согласно церковным правилам, – это праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (отмечается 7 апреля) и Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье (выпадает на 25 апреля 2021 года).

В Лазареву субботу, которая в 2021 году приходится на 24 апреля, можно употреблять рыбную икру (но не рыбу).

Так как дней, в которые во время Великого поста разрешается есть рыбу, немного, лучше заранее подумать о том, каким образом ее приготовить, чтобы блюда получились вкусными, калорийными и полезными.

Подобных рецептов существует немало. Вы можете приготовить салаты, первые и вторые блюда, выпечку из рыбы. Ее варят, жарят, запекают в духовке и на гриле, готовят в постном кляре. Она прекрасно сочетается с разрешенными во время поста овощами, грибами и крупами.

Учитывайте, что добавлять в такие блюда сливочное масло нельзя, как и другую молочную продукцию, а также яйца. Однако можно использовать различные растительные масла и специи (базилик, кориандр, тмин, розмарин и др.), благодаря чему такие кушанья получатся вкусными и ароматными.

Зная, в какие дни Великого поста 2021 года можно есть рыбу, вы можете заранее купить необходимые продукты. А мы поделимся рецептами, которые вам наверняка понравятся.

Салат из рыбы с рисом

  • 250 г консервированной рыбы,
  • 1 стакан вареного риса,
  • 1 стакан консервированной кукурузы,
  • 3 помидора,
  • 1 головка репчатого лука,
  • соль.
  1. Помидоры и лук нарежьте кубиками.
  2. Рыбу выньте из банки и разделите на кусочки. С кукурузы слейте жидкость.
  3. Рис соедините с подготовленными овощами, рыбой и кукурузой, посолите, перемешайте. Полейте салат маслом от консервов.
  4. При подаче выложите на листья салата, оформите ломтиками лимона и зеленью.

Винегрет с рыбой

  • 300 г любой рыбы,
  • 3 клубня картофеля,
  • 1 свекла,
  • 1 морковь,
  • 2 соленых или маринованных огурца,
  • 50 г растительного масла,
  • перец черный молотый,
  • соль.
  1. Рыбу отварите до готовности, посолите и поперчите. Охладите и нарежьте кусочками.
  2. Картофель, свеклу и морковь отварите, охладите и нарежьте кубиками. Мелко нарежьте огурцы.
  3. Овощи добавьте к рыбе, посолите, заправьте растительным маслом и тщательно перемешайте.

В те дни Великого поста 2021 года , когда допускается употреблять в пищу рыбу, не стоит забывать о первых блюдах, которые благоприятно влияют на работу желудочно-кишечного тракта.

Рыбная солянка – густой калорийный суп, обладающий насыщенным вкусом, непременно понравится вашим домочадцам. Традиционная уха – еще один вариант кушанья, которым вы можете побаловать близких во время Великого поста. А можно приготовить по нашему рецепту аппетитный

Рыбный суп

  • 300-400 г любой белой рыбы,
  • 1 л воды,
  • 2-3 клубня картофеля,
  • 1 морковь,
  • 1 головка репчатого лука,
  • 1 ст. ложка растительного масла,
  • 1 ст. ложка пшеничной муки,
  • зелень,
  • 1/2 лаврового листа,
  • 3-4 горошины перца,
  • соль.
  1. Рыбу очистите от костей и кожи, хорошо промойте и опустите в холодную подсоленную воду. Доведите жидкость до кипения и готовьте рыбу на самом слабом огне 30 минут. В конце варки добавьте пряности.
  2. Морковь натрите на крупной терке.
  3. Лук нарежьте полукольцами и обжарьте на растительном масле до прозрачного цвета. Добавьте муку и морковь и продолжайте жарить.
  4. Готовую рыбу выньте из бульона, процедите его.
  5. В горячий бульон добавьте нарезанный кусочками картофель и варите его до мягкости, затем положите обжаренные овощи и варите еще несколько минут, посолите суп и добавьте нарезанную кусочками рыбу.
  6. Разлейте суп по тарелкам и оформите зеленью.
Читайте также:  Заметки о ловле ротана

В рыбные дни во время Великого поста в 2021 году можно приготовить аппетитные и полезные основные блюда с добавлением овощей.

Рыба с овощами в горшочках

  • 340 г рыбного филе,
  • 3 клубня картофеля,
  • 2-3 помидора,
  • 2 зубчика чеснока,
  • 1 головка репчатого лука,
  • 2 ст. ложки растительного масла,
  • 4 ст. ложки рыбного бульона,
  • 3 горошины черного перца,
  • соль.
  1. Лук мелко порубите и спассеруйте на масле. Картофель нарежьте дольками, помидоры – ломтиками, рыбное филе – брусочками.
  2. Подготовленные ингредиенты уложите в порционные горшочки, залейте рыбным бульоном, посолите и поперчите.
  3. Тушите в духовке 30-40 минут. За 5 минут до готовности добавьте мелко нарезанный чеснок.
  4. Подавайте рыбу с овощами, оформив зеленью.

Рыбные тефтели

  • филе рыбное 1 кг,
  • чеснок по вкусу,
  • 3 головки репчатого лука,
  • 1,5 батона,
  • масло растительное,
  • томат-паста,
  • хмели-сунели,
  • соль.
  1. Лук мелко нарежьте и обжарьте на масле.
  2. Рыбное филе пропустите через мясорубку с половиной батона и жареным луком.
  3. Из полученного фарша слепите тефтели, обжарьте их на масле с обеих сторон.
  4. Изделия выложите в глубокую кастрюлю, залейте соусом (томатная паста, тертый чеснок, хмели-сунели) и готовьте на слабом огне 15-20 минут.
  5. При подаче посыпьте зеленью.

В те дни, когда можно кушать рыбу в Великий пост 2021 года, с ней также готовят всевозможную выпечку – пироги и пирожки. Такие изделия можно подать с чаем, квасом или компотом из фруктов и ягод.

Расстегаи с рыбой

  • тесто постное дрожжевое,
  • 500 г филе рыбы,
  • 1 головка репчатого лука,
  • масло растительное,
  • чай сладкий,
  • перец черный молотый,
  • соль.
  1. Приготовьте фарш из пропущенного через мясорубку рыбного филе и мелко нарезанного лука, посолите и поперчите.
  2. Обжарьте фарш до готовности на 2 столовых ложках растительного масла.
  3. Тесто раскатайте тонким слоем, с помощью стакана вырежьте из него кружки. В центр каждого кружка положите немного фарша и защипните края так, чтобы серединка осталась открытой.
  4. Изделия выложите на противень, смазанный растительным маслом, дайте постоять 10-15 минут, смажьте сладким чаем.
  5. Выпекайте расстегаи в духовке, разогретой до 220 градусов.

Когда можно рыбу в Великий Пост в 2020 году

Сроки православного Великого Поста каждый год изменяются, как изменяется и дата Воскресения Христова, отмечаемого православными христианами всего мира в Пасху. Светлому празднику предшествует период самого строго и продолжительного ограничения рациона. Если с основными группами продуктов и запретом на их употребление всё понятно, то с рыбой и морепродуктами возникает много вопросов, особенно у православных, которые намерены поститься впервые. Для тех, кто интересуется, когда можно есть рыбу в Великий Пост в 2020 году, следует подробнее ознакомиться со следующей информацией.

Сроки

48 дней – именно этот период православным необходимо воздерживаться от пищи, которая запрещена в Великий Пост. 40 из них связаны со сроком, который Иисус Христос блуждал по пустыне, укрощая свою плоть отсутствием пищи. Последующие 8 дней – самые строгие, так как они посвящены последним дням жизни Спасителя, его страданиям и казни.

В 2020 году сроки Поста приходятся на период со 2 марта по 18 апреля, поэтому Пасха будет достаточно ранней.

Спорный вопрос

Моменты, запрещающие во время постных периодов употреблять мяса, имеют однозначное трактование. В Библии указано, что в раю люди ели только вегетарианскую пищу, поскольку жили в гармонии с природой и не убивали живых существ. Мясо убиенных животных запечатлевает в себе энергию страха и гнева, которой насыщает себя человек. Все живые существа – создания Божии, а значит, обижать, а тем более убивать их в этот сакральный для православных период – настоящее кощунство.

Но о рыбе в Библии прямо не упоминается, и этот продукт действительно отличается от всех остальных типов мяса. Даже священнослужители имели разные мнения поэтому поводу, но затем было выработано единая стратегия церкви по поводу рыбы в дни Великого Поста.

Особые периоды

Чтобы не нарушить общих правил, установленных в этот период, нужно помнить в первую очередь про самые строгие этапы. Первый из них в 2020 году будет приходиться на чистый понедельник 2 марта. В это время запрещено не только употреблять рыбу, мясо, спиртное, но и любые другие продукты.

Рацион в другие периоды зависит от дней недели:

  • понедельники, среды, пятницы – разрешена чистая вода, бездрожжевой хлеб, фрукты и овощи в свежем или сушеном виде, компот или взвар;
  • вторники и четверги – можно есть горячие блюда без добавления любого вида масла;
  • субботы и воскресенья – блюда с добавлением растительного масла (лучше, если это будут разные его виды – кунжутное, оливковое, льняное, кукурузное, подсолнечное и пр.).

Что касается рыбы, то есть два периода, когда она разрешена всем без исключения:

  • 7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы;
  • 12 апреля – Вербное Воскресенье.

В День, именуемый в православии Лазаревой субботой, можно есть икру всех сортов рыбы. Но даже в эти дни следует помнить, что количество вкушаемых рыбных блюд должно быть разумным и умеренным, поскольку неумеренность – один из главных пороков, от которого пытаются оградить себя верующие люди в этот период.

Что касается чрезмерного ограничения себя, полного отказа от рыбы, как иногда наблюдается у некоторых постящихся, то православие не ободряет такой подход, поскольку верующий должен быть смиренным и подчиняться общим правилам. Желание выделить себя на фоне остальных – проявление гордыни, поэтому урезать свой рацион сверх положенного не нужно.

Послабления

Есть категории, которым рекомендовано послабление. Таким людям рыбу и морепродукты можно употреблять в любой день. К ним относят:

  • беременных и кормящих матерей;
  • детей и подростков до 18 лет;
  • тех, кто страдает от серьёзных хронических заболеваний или болеет на момент Великого Поста;
  • пожилых людей.

Всем этим категориям необходимо полноценное питание, поэтому церковь делает для них исключение. Рыбу им можно есть в любой день Великого Поста, но в умеренных количествах. Главное, сопровождать период воздержания молитвами, искренним покаянием, причастиями и посещениями церкви.

В каком виде есть рыбу

Когда речь идёт о постной рыбе, то в первую очередь имеют в виду нежирные сорта, такие как речной лещ, минтай, карп, камбала, хек и пр. Можно позволить себе сельдь, горбушу, судака.

Предпочтительнее всего в Великий Пост готовить рыбу на пару или отваривать её: так она будет более постной и не вберёт в себя масло, как при жарке. Можно готовить пироги с рыбой или печь духовые пирожки, рекомендуют к употреблению рулеты с филе рыбы. Кроме того, можно готовить на гриле – этот прекрасный метод позволяет сохранить всё полезное. Рыбный постный суп или овощное рагу с добавлением рыбы тоже будут сытными и вкусными.

Что готовить в пост: видео-советы 5 постных блюд из рыбы

УСТРОЙСТВО ЛОДОЧНЫХ МОТОРОВ ВИХРЬ

У этого термина существуют и другие значения, см. Вихрь.

Лодочный мотор «Вихрь» «Вихрь-М» «Вихрь-30»
Годы выпуска1966—2010-е
Страна выпускаСССР/Россия
ЗаводыКМПО им. Фрунзе (г. Самара), Завод им. Свердлова (ныне ОАО ПМЗ) г.Пермь.
Серийностькрупносерийное
Тип двигателяДвухтактный карбюраторный
Мощность двигателя20, 25, 30 л.с.
Часовой расход топлива«Вихрь» = 9 л/ч; «Вихрь-М»/«Вихрь-25» = 9,5 л/ч; «Вихрь-30» = 11,5 л/ч (на максимальных оборотах).
Муфта сцеплениякулачковая, встроенная в редуктор
Редукторконический, реверсивный
Управлениедистанционное, румпель;
Топливный бакотдельный, 22 л.
Гребные винтыскоростной для спарки (шаг 320 мм), грузовой (шаг 240 мм), скоростной (шаг 282 мм), стандартный (шаг 300 мм);
Система запускаручной стартер, электростартер;
Масса45,8 — 49 кг

«Казанка-6» с мотором «Вихрь-30»
У этого термина существуют и другие значения, см. Вихрь 30.

Лодочный мотор «Вихрь-30Р»
Годы выпуска1972 — 2010-е
Страна выпускаСССР/Россия
ЗаводыКМПО им. Фрунзе (г. Самара), Завод им. Свердлова (ныне ОАО ПМЗ) г.Пермь.
Серийностькрупносерийное
Тип двигателяДвухтактный карбюраторный
Мощность двигателя30
Часовой расход топлива11,5 л/ч (на максимальных оборотах);
Муфта сцеплениякулачковая, встроенная в редуктор
Редукторконический, реверсивный;
Управлениедистанционное, румпель;
Топливный бакотдельный, 22 л;
Гребные винтыштатный (шаг 300мм), скоростной (шаг 282 мм), скоростной для спарки (шаг 320 мм), грузовой (шаг 240 мм);
Система запускаручной стартер;
Масса45,8

— марка подвесных лодочных моторов производства Куйбышевского моторостроительного производственного объединения им. Фрунзе (г. Самара) с 1966 года по 2010 год и являвшийся в указанный период самым популярным лодочным мотором в СССР и на постсоветском пространстве.

Конструктивные особенности

Серийно выпускались три модели: «Вихрь», мощностью 20 л.с., «Вихрь-М», мощностью 25 л. с. и «Вихрь-30», мощностью 30 л. с. Были изготовлены экспериментальные образцы моторов мощностью 40, 45 и 60 л. с.

Лодочные моторы «Вихрь» построены по классической схеме с вертикальным расположением узлов.

Двигатель — двухтактный двухцилиндровый карбюраторный двигатель. У мотора «Вихрь» продувка дефлекторная, у мотора «Вихрь-М» — трёхканальная возвратно-петлевая продувка, и у мотора «Вихрь-30» — трёхканальная возвратно-петлевая продувка. «Вихрь-М» («Вихрь-25») и «Вихрь-30» отличаются незначительно, в основном формой глушителя и устройством выхлопа в дейдвуде, у «Вихрь-30» настроенный выхлоп. Впуск свежей смеси в картер — через золотниковое устройство с текстолитовыми «шайбами».

Рабочий объём мотора «Вихрь» составляет 423 см3, «Вихрь-М» = 423 см3, «Вихрь-30» = 488 см3.

Топливо — смесь бензина А-76 с автолом или маслом для двухтактных двигателей.

Зажигание рабочей смеси осуществляется от магнето МГ-101 на Вихрь

и МВ-1 на
Вихрь-25/30
с маховиком, на ранних моделях — с контактным прерывателем, с начала 80-х годов — бесконтактное.

Охлаждение двигателя — принудительное, забортной водой. Для этого в конструкции мотора предусмотрен насос-дозатор (помпа).

Запуск двигателя осуществляется ручным стартером. Модель «Вихрь-30» может комплектоваться и электростартером. Предусмотрен также «аварийный» запуск при помощи стартового шнура.

Дейдвудная труба мотора (промежуточный корпус) связывает двигатель и редуктор. С помощью подвески с упругими элементами и струбциной мотор закрепляется на транце лодки.

Редуктор моторов «Вихрь» конический одноступенчатый реверсивный с возможностью включения свободного хода.

Гребной винт трёхлопастной. Передача вращения от выходного вала редуктора к винту — через демпфер и срезную шпонку, которые являются самым слабым звеном в силовой передаче от двигателя к редуктору. При ударе винта о подводное препятствие шпонка срезается и предохраняет детали мотора от поломки. Для продолжения движения шпонку необходимо заменить.

Управление мотором осуществляется с помощью румпеля и дистанционно.

Моторы имеют отдельный бензобак, стандартной ёмкостью 22 литра, который можно размещать в любом месте лодки.

Двигатель закрывается кожухом.

Мотор имеет генератор переменного тока (напряжение 12 В, мощность 30 Вт) для питания ходовых огней лодки и заряда аккумуляторов.

Замена коленчатого вала на моторе Вихрь

При достаточном опыте, изготовив несколько простых приспособлений, можно успешно и грамотно заменить изношенные коленчатый вал и подшипники и в домашних условиях.

Чтобы приступить к этой работе, нужно, руководствуясь инструкцией, разобрать двигатель и снять верхнюю и нижнюю крышки картера. Дальнейшую разборку и разъединение половин коленвала нужно выполнять, только используя приспособление для удержания коленвала от проворачивания и специальный ключ для отвинчивания стяжного болта. Удержание коленвала за нижний квадрат в тисках недопустимо, так как возможен проворот шатунного пальца в щечках коленвала и порча вполне еще работоспособной детали.


Приспособление для удержания коленчатого вала при затяжке стяжного болта 1 – пластина, столь Ст.3; 2 – упор, стал Ст.3

Перед отворачиванием стяжного болта удаляется длинный шплинт, контрящий болт в щечке полуоси коленвала верхнего цилиндра, болт выворачивается специальным ключом и обе половинки вала с золотниками снимаются со средней опоры. Затем средняя опора ставится лабиринтовым уплотнением вниз и ударами по кольцу 2.102—002 выколоткой из мягкого металла (меди, алюминия), вставленной в специальные прорези картера, удаляется уплотнение и наружное кольцо со средним игольчатым подшипником. Подшипники верхней и нижней коренных опор также вынимаются при помощи выколоток, причем предварительно из нижней крышки картера удаляются уплотнительные манжеты.

Промыв подшипники в бензине, следует убедиться в возможности их дальнейшего использования: отсутствии выкрашивания на беговых дорожках, шариках и иголках, целости сепараторов, свободном вращении без треска и заеданий, отсутствии радиального и осевого люфтов. После четырех-пятилетней эксплуатации, как правило, подшипники верхней и нижней коренных опор нуждаются в замене. Допустимый радиальный зазор у подшипников № 205, 305 и 60205 может быть от 0,010 до 0,024.


Специальный ключ S=10 для затяжки болта коленчатого вала. Материал сталь 45.

Какой же коленвал можно признать годным к дальнейшему использованию?

В бронзовой втулке малой головки шатуна не должно быть надиров, следов трения по торцам и проворота втулки в шатуне. Шатуны должны свободно вращаться на пальцах кривошипов без каких-либо заеданий и торможения. Через боковые прорези в большой головке нужно тщательно проверить состояние роликов (отсутствие повреждений рабочих поверхностей).

Читайте также:  Лески Owner - универсальность и гарантия качества

Коренные шейки коленчатого вала не должны иметь выработки на рабочих диаметрах. Размеры эти должны быть в пределах: диаметр верхней шейки — 25-0,008-0,022 мм, средней — 35 ±0,008 мм, нижней — 25-0,008-0,022мм. Допустимый радиальный зазор в подшипнике средней опоры — 0,017÷0,053.

Осмотрев все детали и заменив изношенные, приступаем к сборке двигателя. Само собой разумеется, что при сборке нужно тщательно следить за чистотой деталей и рабочего места.

Установка приспособления против прокручивания на коленчатом валу.

Сборка картера начинается с запрессовки в него подшипников: вначале они прессуются в крышки и среднюю опору, а потом крышки надеваются на среднюю часть картера, собранную с коленчатым валом, и соединяются с ней. В верхнюю крышку одновременно запрессовываются два шариковых подшипника — 60205 и 205 с установленным между ними сальником 2.214-000 в распорном кольце (втулке) 2.103-004. Делается это так: подшипник 60205 кладется защитной шайбой вниз и его полость заполняется смазкой ЦИАТИМ-201, которая обеспечит необходимую смазку подшипника в течение всего ресурса двигателя.

Затем на него сверху устанавливается распорное кольцо 2.103-004 со вставленным сальником 2.214-000 пружинкой кверху и подшипник 205. Нагретая в течение 5 мин до 60—80° верхняя крышка ставится полостью кривошипной камеры вверх и посадочное место под подшипник смазывается автолом. В пакет подшипников вставляется внутренняя оправка, имеющая упор в наружное кольцо подшипника, и весь узел прессуется в гнездо до упора в буртик. Подшипник нижней коренной опоры (205 у мотора «Вихрь» и 305 у мотора «Вихрь-М») запрессовывается также в предварительно нагретый картер упором в наружное кольцо подшипника. Сальники 2.112-000 нижней кривошипной камеры заполняются смазкой ЦИАТИМ-201 и вставляются в гнезда так, чтобы обе пружины были направлены наружу.

Оправка для монтажа крышки верхнего картера

На следующем этапе приступаем к монтажу узла подшипника средней опоры. Вначале в гнездо до упора в буртик ставится кольцо 2.102-002. Затем прессуется втулка 2.102-003, предварительно смазанная автолом, до упора в кольцо 2.102-002 (картер перед запрессовкой также нагревается). После этого в оба сепаратора 2.142-001 вставляются ролики 2,5 X 12 и вместе с ними устанавливаются во втулке. Остается запрессовать лабиринтовое уплотнение 2.102-001 до упора во втулку и все подшипниковые узлы коренных опор смонтированы.

Теперь можно приступать к установке коленвала. На выступающий из щеки нижней полуоси коленвала палец шатуна надевается пружинная шайба 2.131-004, а на штифт — пружинная шайба 2.131-003 (выпуклой стороной в сторону щеки) и нижняя золотниковая шайба (скосом в сторону щеки). Полуось осторожно вводится в подшипник средней опоры со стороны лабиринтового уплотнения. Аналогично устанавливается золотниковая шайба 2.131-001 на верхнюю полуось коленвала. Скос шайбы также должен быть направлен к щеке верхней полуоси.

Затем верхняя полуось вставляется в среднюю часть картера со стороны верхнего фланца. При этом необходимо расположить полуоси так, чтобы риски, нанесенные на наружном диаметре щек, были расположены по одной прямой вдоль оси коленчатого вала. После этого полуоси стягиваются болтом, находящимся на коленчатом валу. Удерживать коленчатый вал от проворота можно только специальным приспособлением и при этом следить, чтобы не выпали пружинные шайбы золотников.

Шайба регулировочная 2.101.-002, лента У9А-0,2 ГОСТ 2293-69

Стяжной болт затягивается специальным ключом до совпадения отверстий под шплинт, проходящих через щеку коленчатого вала и головку стяжного болта. Перетягивать сверх совпадения отверстий и затем ослаблять стяжной болт нельзя.

После совпадения отверстий необходимо вставить шплинт ∅3,2X50, произвести его легкую усадку, без деформации головки, и развести концы вдоль щеки в противоположные стороны, обрезав их, если они чрезмерно длинны. Чтобы определить толщину регулировочных шайб, необходимых для обеспечения осевого перемещения коленчатого вала, производится предварительная сборка всего картера.

Шайба регулировочная 4.101-003, лента У9АВТНО 2284-69 ГОСТ 2293-69; а=1,5; 1,7; 1,9; 2,1. Не параллельность торцов Б и В не более 0,0.3 мм

Для этого его верхняя крышка с прокладкой 2.101-001 напрессовывается на коленчатый вал и стягивается со средним картером при помощи трех симметрично расположенных болтов. Затем между буртиком нижней цапфы коленвала и подшипником фаской в сторону коленвала устанавливается одна из шайб: 4.101-003 (у моторов «Вихрь-М») или 2.101-002 (у моторов «Вихрь»), Нижняя крышка также напрессовывается па коленчатый вал и крепится через прокладку 2.101-001 к средней части картера при помощи трех симметрично расположенных болтов. Картер устанавливается плоскостью крепления цилиндров вверх и шатунная шейка нижнего шатуна также выводится вверх (в положение ВМТ). Коленчатый вал перемещается (отжимается) сначала, например, к нижнему коренному подшипнику, затем к верхнему и индикатором замеряется величина перемещения.

По результатам полученных замеров подбирается толщина регулировочной шайбы 4.101-003 под нижнюю крышку (шайба ставится обязательно) и 2.101-002 под верхнюю крышку (при необходимости). Допустимое осевое перемещение коленчатого вала должно быть в пределах 0,05÷0,3 мм.

Положение контровочного шплинта стяжного болта коленчатого вала.

После этого верхняя и нижняя крышки картера снимаются, на коленчатый вал ставятся подобранные шайбы, прокладки 2.101-001 смазываются герметиком и устанавливаются на фланцы картера. Проверяется совпадение отверстий в них и во фланцах, верхняя и нижняя крышки картера окончательно напрессовываются и затягиваются все болты крепления. Рекомендуется повторно проверить осевое перемещение.

Напрессовку верхней крышки картера на коленчатый вал, как при предварительной, так и при окончательной сборке, необходимо производить с навернутой на резьбу хвостовика коленчатого вала специальной конусной оправкой, которая предотвращает спадание пружины с сальника 2.214-000 при монтаже. Оправка изготавливается так, чтобы в месте перехода конуса в шейку коленвала отсутствовал уступ. Дальнейшая сборка двигателя выполняется по инструкции.

Следует предупредить любителей, производящих ремонт самостоятельно, что раскомплектовывать полуоси коленчатого вала, а также детали картера (верхнюю, среднюю и нижнюю части) нельзя, так как на заводе посадочные поверхности под подшипниковые узлы в них обрабатываются совместно (в сборе) и при замене одной какой-нибудь части нарушается соосность.

Потребительские характеристики

Подвесные лодочные моторы «Вихрь» — самые массовые в СССР. Нашли применение на туристических, хозяйственных, прогулочных, патрульных и спасательных лодках — там, где требуется достижение высокой скорости движения.

Достоинства

  • достаточно высокую мощность;
  • невысокую цену мотора: в 1970-х годах «Вихрь» стоил 400 рублей, был дешевле «Нептуна», который стоил 460 рублей, и существенно дешевле импортных моторов аналогичного класса и мощности, которые в тот период стоили около 700—800 долларов США.
  • доступность запасных частей, так как их выпускал не только завод-изготовитель мотора, но и множество других заводов, кооперативов (в 1980-х годах), а позже — различные фирмы в России и Китае. По этому показателю «Вихрь» существенно превосходил все остальные советские моторы. Кроме того «Вихрь» среди моторов аналогичного класса имеет общую невысокую численность деталей, подверженных износу и поломкам.
  • хорошую ремонтопригодность — практически любую неполадку можно устранить (при наличии минимального набора запчастей и инструмента) даже в путевых условиях;

Благодаря указанным достоинствам «Вихрь» получил большую популярность в СССР, а в труднодоступных местах остается популярным и в конце 2010-х годов.

Недостатки

Недостатков у моторов «Вихрь» было значительно больше и многие из них не были устранены заводом вплоть до окончания выпуска моторов:

  • слишком большое гидродинамическое сопротивление подводной части, особенно у ранних моторов;
  • довольно высокая шумность (владельцы моторов снижали шумность обшивкой кожуха поролоном с внутренней стороны);
  • неудачное расположение выхлопного патрубка, приводящее к возникновению гидродинамического момента, стремящегося развернуть мотор и создающего статическое усилие на румпеле (6 кг).
  • отсутствие термостата в системе охлаждения, что не позволяет поддерживать оптимальный тепловой режим двигателя в весенний и осенний периоды;
  • нестандартное крепление гребного винта и как следствие — невозможность использования винтов, выпускаемых зарубежными производителями;
  • низкий КПД гребного винта, редуктора (владельцы моторов выполняли полировку винта и корпуса редуктора, что повышало КПД);
  • неоптимальные для большинства лодок параметры штатного гребного винта;
  • в редукторе используются подшипники скольжения, имеющие ограниченный срок службы и уплотнительные манжеты невысокого качества;
  • неудобный механизм реверса, не позволяющий фиксировать муфту сцепления в положении свободного хода, что приводило к авариям или падением человека, запускающего мотор, за борт;
  • невысокая надёжность золотникового устройства;
  • на ранней модели «Вихрь» — тяжёлый тепловой режим верхнего цилиндра;
  • ненадёжное магнето, как контактное, так и электронное;
  • затрудненная регулировка карбюратора.
  • на моторе «Вихрь-30» каналы системы охлаждения имели недостаточное сечение, как следствие, при изношенной помпе мотор периодически перегревается.

Любительские доработки

Владельцы моторов часто модернизировали их с целью устранения недостатков или повышения эксплуатационных качеств. В этом плане конструкция мотора предоставляла большие возможности. Помогали владельцам многочисленные публикации в журнале «Катера и яхты», а также книга «Вихрь без секретов», написанная главным конструктором. Некоторые доработки мотора были возможны только в заводских условиях.[1]

Поскольку прототипом мотора «Вихрь» были немецкие моторы Кёниг, которые хорошо зарекомендовали себя в водномоторном спорте конструкция советского мотора также допускала значительную форсировку, чем пользовались как спортсмены, так и водномоторники-любители. Первые, обычно, получали мощность 45-50 л. с. при 8000-8500 об/мин, правда за счёт катастрофического сокращения ресурса (до 30—60 минут). Вторые стремились к компромиссу между мощностью и надежностью и форсировали 20 сильный «Вихрь» примерно до 22-24 л.с., а 30 сильный — до 33-35 л.с. без повышения частоты вращения только за счет совершенствования процесса продувки и тонкой настройки карбюратора и применения самодельных более совершенных систем электронного зажигания. Популярны были и доработки мотора для повышения надежности.

Лодочные моторы Вихрь

Конечно лодочные моторы “Вихнь” российского производства не сравнить с дорогими моделями, брендами. Для тех, кто любит сам разбираться в технике, самостоятельно ремонтировать моторы, для тех кто читает инструкции и умеет в них ориентироваться – этот мотор идеально подойдет. Как показывает практика, моторы “Вихрь” вполне надежны, при условии соблюдения всех правил эксплуатации.

“Вихрь”

Подвесные лодочные моторы «Вихрь» имеют как модификацию, оснащенную ручным запуском и управлением с помощью румпеля («Вихрь-30Р»), так и модификацию оснащенную электростартером («Вихрь-30Э»), позволяющим использовать их на лодках, оборудованных рулевым управлением. Неприхотливый к топливу, простой в эксплуатации и доступный по цене, «Вихрь» на сегодняшний день является самым мощным из отечественных подвесных лодочных моторов.

Конструкция лодочного мотора «Вихрь» классическая: узлы двигателя расположены в вертикальной плоскости. Двигатели «Вихрь» являются двухцилиндровыми двухтактными, имеющими дефлекторную или петлевую (двух и трехканальную) продувку. Топливная смесь поступает в картер через устройство, имеющее дисковые текстолитовые золотники. Рабочая смесь зажигается от магнето, двигатель охлаждается забортной водой с помощью водопомпы.

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

Подвесные лодочные моторы моделей «Вихрь» предназначены для установки на судах туристского или хозяйственного назначения весом не менее 130кг для моторов мощностью 25 л.с., а для моторов мощностью 30 л.с. – не менее 150 кг и высотой транца не более 405 мм и могут эксплуатироваться в любых водоемах, имеющих глубину не менее 0,8 м. Благодаря высокой мощности они могут обеспечивать движение на больших скоростях и буксировку водного лыжника. Подводная часть моторов выполнена из коррозийностойких материалов, поэтому моторы могут быть использованы как в пресной, так и в соленой воде с соблюдением рекомендаций, изложенных в данной инструкции.
Запуск моторов «Вихрь-М», «Вихрь-30Р», «Вихрь-25Р электрон», «Вихрь 30Р электрон» – ручной, с самоубирающимся шнуром. Запуск мотора «Вихрь-30» и «Вихрь-30 электрон» производится электростартером.
Реверсивный привод гребного винта обеспечивает передний и задний ход лодки, а также допускает работу моторов вхолостую.
Моторы имеют места подключения дистанционного управления (фиг. 2), деталями которого комплектуются лодки.

Моторы оборудованы системой отбора электроэнергии к источникам сета, устанавливаемым на судне, и устройством для подзарядки аккумулятора в процессе работы двигателя.
В настоящем руководстве дано краткое описание моторов и необходимые указания по их эксплуатации. Исправная работа, экономичность и долговечность во многом зависят от технически правильного пользования моторов, при строгом соблюдении указанных в руководстве правил. Заводом ведется дальнейшая работа по усовершенствованию выпускаемых лодочных моторов, поэтому некоторые конструктивные изменения в руководстве могут быть не отражены. Категорически запрещается производить запуск мотора без погружения в воду.

При заправке бака топливом не забудьте влить в бензин масло в пропорции, указанной в руководстве, и тщательно его размешать. Езда, даже кратковременна, на чистом бензине приведёт к выходу двигателя из строя. На моторе между картером и карбюратором стоит ограничительная шайба. После окончания периода обкатки мотора (5 топливных баков0 необходимо снять ограничительную шайбу.
При запуске и прогреве двигателя не развивайте больших оборотов – это может привести к разрушению подшипников нижних головок шатунов и заклиниванию поршней в цилиндрах.
Перед остановкой мотора обязательно его охладите работой на малых оборотах в течении 2-3 минут.

Читайте также:  Как приготовить уху из красной рыбы в домашних условиях

До истечения гарантийного срока владельцу лодочного мотора категорически запрещается вскрывать картер и редуктор. При нарушении данного условия эти узлы не будут приниматься на гарантийный ремонт.

Вычисление шага винта

Несколько элементарных формул позволят на практике выяснить – какой винт нужен именно Вам:

  • Узнайте из инструкции к мотору Вашего судна, какое максимальное количество оборотов может он развить при полностью открытой заслонке дросселя (“полный газ”). Скорость вращения вала лодочного двигателя можно измерять тахометром. Как правило, она не должна превышать 5500 об./мин.
  • Разгоните свое судно и лодочный мотор с выбранным винтом до максимальных оборотов на “полном газу”. Положение лодочного мотора должно быть обычным и рекомендованным для конкретных условий.
  • Если скорость вращения вала Вашего лодочного мотора, при полностью открытой заслонке, меньше максимальных рекомендованных оборотов, то обратитесь к показаниям тахометра, и запишите их как верхний максимальный диапазон скоростей работы данного типа винта.

Пример:
Паспортные обороты двигателя = 5000-5600 об./мин.
Максимальные обороты двигателя = 5600 об./мин.
Показания тахометра = 4800 об./мин.
Разность = 800 об./мин.

Разность шага винта в 1 дюйм (2,54 см) соответствует примерно 200 об./мин. С учетом этого, разделим найденную в нашем примере разность между фактическими показаниями тахометра и максимальными паспортными оборотами двигателя на 200. Получим 4. На этом основании попробуйте использовать винт с шагом на 4 дюйма меньше, чем у данного винта. Теперь все должно быть в порядке.

В действительности, обойтись одним каким-либо винтом нельзя. Если Вы собираетесь использовать свое судно как многоцелевое – для прогулок, рыбной ловли или для буксировки воднолыжников, например, то Вам потребуется, безусловно, больше, чем один винт.
Настоятельно рекомендуется всегда иметь с собой на борту запасной винт с полным комплектом крепежа.

Маховики

На моторах “Вихрь” и первых выпусках моторов “Вихрь-М” устанавливался маховике шестью магнитами, размещенными внутри обода с одинаковым шагом 60°. Для мотора “Вихрь” этот маховик имел номер 2.119-000, для мотора “Вихрь-М” -4.119-000.

С начала 1971 г на маховик не устанавливали два магнита (третий и шестой от шпоночного паза по часовой стрелке, если смотреть изнутри маховика), в результате чего шаг магнитов по ободу стал переменным (120-60-120-60°). Номера маховиков не изменялись. Поэтому, несмотря на внешнюю идентичность маховиков их нельзя переставлять с одного мотора на другой.

Основная причина этого состоит в различии угла опережения зажигания — у “Вихря” – 38°, а у “Вихря-М” – 30° (до ВМТ 7,87 и 5,02 мм соответственно). Такое изменение максимального угла опережения выполнено за счет разворота на 8° кулачка, который расположен на ступице. Поэтому на мотор “Вихрь” можно устанавливать только маховик 2.119-000, а на ” Вихрь-М” – 4.119-000. Внешне их можно отличить по расположению кулачка — на маховике 2.119-000 отверстие для крепления кулачка смещено от оси шпоночного паза на 10°, на маховике 4.119-000 – на 18°.

На моторы “Вихрь-М” и “-30”, оборудованные контактной системой зажигания МВ-1, и с ручным запуском устанавливаются маховики 3.119-700, с электрозапуском (с зубчатым венцом) -3.119-701. Эти маховики взаимозаменяемы; разница заключается лишь в наличии у последнего зубчатого венца. На “Вихрь-М” и “Вихрь-30”, оборудованные бесконтактной ЭСЗ (МБ-2), с ручным запуском устанавливаются маховики 4.121-000, с электрозапуском -4.121 -000-01; для системы зажигания МВ-1 они не пригодны.

УСТРОЙСТВО ЛОДОЧНЫХ МОТОРОВ

Моторы модели «Вихрь» выполнены по одной конструктивной схеме, отличие моторов мощностью 30 л.с. от моторов мощностью 25 л.с. заключается в увеличенном диаметре цилиндров и как следствие этого, блоки цилиндров, блоки головок, глушители, картера в части координат крепления блока цилиндров, поршни имеют соответствущие конструктивные отличия.

На моторах «Вихрь–25Р электрон», «Вхрь-30Р электрон» и «Вхрь-30 электрон» установлена электронная схема зажигания в отличие от маховичного магдино с механическими прерывателями на моторах «Вихрь-М», «Вихрь-30Р» и «Вихрь-30». Моторы «Вихрь-30», «Вихрь-30 электрон» имеют систему электрозапуска.
Во всём остальном моторы имеют совершенно одинаковую конструкцию.
Моторы состоят из следующих узлов и систем: двигателя с поддоном, дейдвудной трубы, привода гребного винта (редуктора), подвески, топливной системы, системы электрооборудования, системы запуска.

Подвесной лодочный мотор Вихрь 30 Э

Подвесной лодочный мотор Вихрь 30Э – это самый популярный среди любителей водного спорта и профессиональных рыболовов отечественный лодочный мотор. Данная модель оснащена электростартером, что позволяет использовать его на лодках, оборудованных рулевым управлением. Также устройство отличается неприхотливостью к топливу, надежностью, продвинутой системой зажигания. Мотор порадует своих владельцев мощностью двигателя в 30 лошадиных сил, объемом цилиндров в 488 куб.см и объемом топливного бака на 22 л. Вихрь 30Э весит 54 кг., имеет два цилиндра и выдает 5000 оборотов в минуту.

Техническая характеристика лодочного мотора Вихрь-30Э:

  • Рабочий объем – 488 куб.см;
  • Количество цилиндров – 2;
  • Мощность двигателя – 30 л.с.;
  • Максимальное число оборотов в минуту – 5000;
  • Система зажигания – электронная МБ-22
  • Смазка – преварительным смешиванием
  • Соотношение бензин:масло (М12-ТП) – 40:1;
  • Объем топливного бака 22 л;
  • Масса – 54 кг;
  • Передачи – F-N-R;
  • Запуск – ручной и электростартер

Подвесной лодочный мотор Вихрь 30

Этот удобный отечественный лодочный мотор отличается доступной ценой, мощностью и надежностью. Вихрь-30Р оснащен ручным запуском и управлением с помощью румпеля, он неприхотлив к топливу и прост в эксплуатации. Также разработчики снабдили мотор улучшенной системой зажигания, которая обеспечивает надежность питания устройства, улучшили расплыв топлива в карбюраторе и изменили газораспределительный процесс, благодаря чему удалось значительно снизить гидравлическое сопротивление в цилиндрах. Также к достоинствам мотора Вихрь-30Р можно отнести применение вихревого эффекта.

Техническая характеристика лодочного мотора Вихрь-30Р:

  • Рабочий объем – 488 куб.см;
  • Количество цилиндров – 2;
  • Мощность двигателя – 30 л.с.;
  • Максимальное число оборотов в минуту – 5000;
  • Система зажигания – электронная МБ-22
  • Смазка – преварительным смешиванием
  • Соотношение бензин:масло (М12-ТП) – 40:1;
  • Объем топливного бака 22 л;
  • Масса – 49 кг;
  • Передачи – F-N-R;
  • Запуск – ручной.

Обзор лодочных моторов Вихрь

В начале 60 годов на Куйбышевском мотостроительном заводе имени Фрунзе началась разработка мотора. Новая модель, которая должна была затмить лодочный мотор «Стрела», практически полностью копировал зарубежный «Кенинг».

Впервые мотор «Вихрь» появился на прилавках магазинов в 1965 г. Они обрели популярность, даже несмотря на то, что вместо 20 л. с. развивали 17 л. с.

За все время, завод выпустил 3 серии моторов: «Вихрь 20», «Вихрь 25», «Вихрь 30», также были разработаны 3 пробные модели с мощностью 40, 45 и 60 л. с. «Вихрь» обладает двухтактным карбюраторным двигателем с 2 цилиндрами. Через насос-дозатор происходит охлаждение забортной водой.

Запускается мотор с помощью ручного стартера. Связь между редуктором и двигателем осуществляется посредством дейдвудной трубы.

Редуктор одноступенчатый, конический, реверсивный. Мотор оснащен трехлопастным гребневым винтом.

Самое слабое место этих моделей – демпфер и срезная шпонка, с их помощью к винту передается вращение от выходного вала. При механическом повреждении шпонка срезается, что защищает запчасти от поломки.

Впервые мотор «Вихрь» появился на прилавках магазинов в 1965 г.

Управление можно осуществлять 2 способами: дистанционно, посредством румпеля. Переносной топливный бак вмещает 22 л горючего.

Для подзарядки аккумуляторов используется генератор, мощностью 30 Вт и с напряжением 12 В.

Завод выпускал моторы марки «Вихрь» в течение 45 лет (с 1965 по 2010). Эти моторы являлись одними из самых массовых. Достигая высоких скоростей, они нашли свое применение на разных типах лодок.

Эти лодки должны были отвечать некоторым требованиям:

  • масса до 120 кг;
  • высота торца не более 405 мм.

Мотор может быть использован на различных водоемах – как на пресных, так и на соленых. Глубина должны быть более 80 см.

Достоинства моторов «Вихрь»:

  • мощность;
  • низкая стоимость, по сравнению с аналогичными зарубежными моделями;
  • высокая ремонтопригодность в любых условиях, при условии наличия минимума инструментов;
  • доступность запчастей.

Но «Вихрь» имеет и немало недостатков:

  • шум, при работе (можно снизить, используя на внутренней стороне, звукоизоляционные материалы);
  • невозможность поддержания в двигателе постоянного теплового режима, из-за отсутствия в системе охлаждения термостата;

Лодочный мотор “Вихрь-30”

  • невысокий КПД гребневого винта, из-за наличия небольшого зазора между корпусом редуктора и лопастями винта. Для повышения этого параметра необходимо выполнить полировку винта;
  • неподходящие для большей части лодок параметры гребневого винта;
  • высокое гидродинамическое сопротивление подводной части;
  • невозможность использования винтов зарубежных марок за счет разности в системах крепления;
  • золотниковое устройство ненадежно;
  • регулировка карбюратора осуществляется с затруднениями;
  • отсутствие возможности фиксации муфты сцепления во время свободного хода (из-за неудобного реверса) может привести к аварии;
  • используемые в редукторе подшипники скольжения имеют короткий срок службы;
  • гидродинамический момент (приводит к статическому усилию в румпеле, который стремится развернуть мотор) возникает в результате неудачного положения большого выхлопного патрубка.

Технические характеристики «Вихрь 20»

Продувка у этой модели дефлекторная. Диаметр цилиндров – 67 мм, рабочий объем 420 см3. Мощность двигателя составляет от 17 до 20 л. с. При установке мотора «Вихрь 20» на стандартную лодку, ее скорость с 2 пассажирами равна 40–45 км/час, с пятью – 35 км/ч.

Показатель потребления топлива колеблется от 9 до 11 л/час. Топливная смесь стандартная, состоит из масла и бензина в соотношении 50:1. При использовании чистого бензина возможна скорая поломка.

Масса мотора составляет 48 кг.

Технические характеристики «Вихрь 20»

Технические характеристики «Вихрь 25»

«Вихрь 25» был выпущен в 1971 году, имеет то же диаметр цилиндров и рабочий объем, что и его предшественник. Эта модель снабжена трехканальной возвратно-петлевой продувкой.

Мощность двигателя 25 л. с. Скорость с 2 пассажирами 30,2 км/час, при полной загруженности 18,5 км/ч. За 1 час эксплуатации мотора расходуется 9–10 л топлива. Топливная смесь: масло и бензин (1:25). Масса мотора до 48 кг.

Технические характеристики «Вихрь 30»

Ее выпуск стартовал в 70-х годах. Как и «Вихрь 25», эта модель имеет трехканальную возвратно-петлевую продувку. Она оснащена настроенным выхлопом. Диаметр цилиндра составляет 72 мм, объем 733 см3.

Мощность – 30 л. с. Скорость с 2 людьми на борту 30–32 км/час, при полной загруженности – 20 км/ч. Расход топливной смеси 10,5 кг/ч.

Необходимое топливо имеет соотношение масла и бензина 1:20. Сухая масса мотора 45–50 кг.

Технические характеристики «Вихрь 40»

В 1975 году был выпущен «Вихрь 40». Это двухтактная, двухцилиндровая модель с объемом цилиндров 660 см3. Максимальная мощность составляет 40 л. с. Сухой вес мотора, достаточно велик, 56 кг.

Технические характеристики «Вихрь 40»

Технические характеристики «Вихрь 45»

Модель «Вихрь 45» разработали, стандартизуя детали с более ранними моделями: «Вихрь 25, 30». В 1983 году мотор «Вихрь 45» прошел все необходимые испытания и поступил в продажу.

Двигатель этой модели имеет 3 цилиндра с возвратно-петлевой продувкой. Диаметр цилиндра, как и у «Вихрь 30», – 72 мм, объем 733 см3.

Показатель максимальной мощности колеблется в пределах 45–47 л. с. За 1 час расходуется до 13 л горючего. Мотор может работать на доступных, недорогих топливных смесях. Масса составляет 62–65 кг.

Технические характеристики «Вихрь 60»

Эта модель сходна с «Вихрем 40», однако рабочий объем за счет установки дополнительного цилиндра увеличен на 1/3. Максимальная мощность 60 л. с.

Отзывы

Олег:

После эксплуатации лодочного мотора «Вихрь 30» чувство осталось непонятное. С одной стороны, хорошая цена как на мотор, так и на его детали (которые несложно найти). С другой стороны, высокий расход топлива, по моим подсчетам более 10% уходит в воду. Нельзя сказать, что эта модель надежна, так как часто сталкивался с обрезанием шпонки гребного винта, которую менял прямо на месте.

Григорий:

За время пользования мотором «Вихрь 30» было обнаружено больше недостатков, чем достоинств. Неудачная система зажигания. Провода контактируют с маслом из-за того, что тянутся по всей площади. Это приводит к тому, что мотор часто глохнет. Были обнаружены сбои в работе кнопки «стоп». Система охлаждения не справляется со своей задачей. Порадовала только цена.

Сергей:

Подарили «Вихрь 25» на день рождения. Эксплуатирую уже несколько лет. Могу сказать, что меня порадовала простота ремонта и доступность деталей. Однако громкий шум, большой расход топлива и частые поломки убивают хорошее впечатление.

Ссылка на основную публикацию