Рыба без костей список названий

Речная рыба без костей: список названий и фото рыб

Налим

Налим — речная рыба, единственный пресноводный представитель трескообразных. Предпочитает реки с холодной водой, и даже нерестится в феврале. Зимой ловится на жерлицы, блесны и балансиры, на тяжелые мормышки с подсадкой кусочков рыб или малька.

Налим в кулинарии

Налим — одна из немногих, речная рыба без костей. Мелкие кости в мясе налима отсутствуют напрочь. Мясо налима нежное, чуть сладковатое. Ценится печень и молоки налима из которых готовят настоящие деликатесы.

Налим подходит для приготовления ухи, его жарят, запекают и коптят. Из печени налима получается вкусный и полезный паштет. На Севере, из налима делают строганину.

Морские разновидности

В этой среде обитает бо́льшая часть убийц. К ним относят такие виды:

  • акулы;
  • мурены;
  • барракуды;
  • меч-рыбы;
  • морские черты;
  • сарганы;
  • тунцы;
  • пеламиды;
  • луфари;
  • горбыли;
  • лавраки;
  • каменные окуни;
  • морские ерши;
  • галеи;
  • разные виды трески;
  • зубатки;
  • горбуши;
  • бельдюги;
  • бурые терпуги;
  • глоссы;
  • белуги;
  • осетры;
  • севрюги;
  • камбалы;
  • лихии;
  • мерланги;
  • кнуты.

Белая акула длиной в 11 метров — самое опасное плотоядное морское существо для человека. Среди 250 разновидностей официально признана агрессивность 29 представителей. Тигровая, молотоголовая, мако, катран, серая и пятнистая сциллиум — при размерах около двух метров они не менее опасны. У всех представителей акул есть не только острые зубы, но и колючие шипы на жесткой шкуре.

Способности этих рыб уникальны. Благодаря внутреннему уху, которое «слышит» звуки низких частот, они могут улавливать колебания воды на расстоянии до 200 метров, — в этих пределах акула без проблем обнаружит плывущего человека. Обоняние развито еще лучше. Эта хищница может почувствовать каплю крови на расстоянии до четырех километров. Зрение лучше человеческого в десять раз. Рыба во время охоты разгоняется до 50 км в час.

Мурена предпочитает коралловые рифы, подводные пещеры и водоросли. Крупные особи вырастают на 3 метра в длину и 30 сантиметров в толщину. Из-за молниеносной и сильной хватки аквалангисты сравнивают ее с бульдогом. Тело, чем-то напоминающее змеиное, — отличное преимущество при маскировке. Мурена предпочитает жертв, превосходящих ее по размеру.

Барракуды (сфирены) своей формой напоминают огромных трехметровых щук. Пасть выглядит устрашающей из-за выпирающей нижней челюсти. Благодаря хорошему зрению рыба быстро реагирует на любые яркие предметы и колебания воды. Крупные особи предпочитают охотиться поодиночке, а небольшие собираются в косяки.

Трехметровая меч-рыба весит примерно 400−450 кг. На верхней челюсти есть вырост в полтора метра, сильно напоминающий одноименное холодное оружие. Форма рыбы ассоциируется с торпедой. Сила удара этой костью (4 тонны) поражает — этого хватит, чтобы пробить 40 см дуба или 2,5 см металла. Из-за отсутствия чешуи и обтекаемой формы разгоняется до 130 километров в час. Питается даже акулами.

Морской черт был так назван из-за ужасающего вида. Двухметровое тело весит примерно 20 кг. Пасть широкая и напоминает полумесяц, глаза при этом посажены близко. Приманивает добычу при помощи длинного выроста спинного плавника, напоминающего удочку. Это объясняет происхождение второго названия — европейский удильщик.

Тунец — стайный хищник атлантических вод. Хотя туша не превышает 4 метров, она весит почти полтонны. Разгоняется до 90 км/ч, может долго поддерживать эту скорость благодаря веретенообразному телу. Любит скумбрию и сардину. Красное мясо тунца находит широкое применение в гастрономии. Французы называют его морской телятиной.

Речной угорь

Речная минога — во многом не совсем обычная рыба. Являясь хищником, имеет зубы но не имеет челюстей. По строению, минога напоминает речного угря, а вместе они похожи на змей. Некоторые речные миноги на нерест уходят в море.

Минога — рыба, внешний вид которой, говорит о том, что это речная рыба без костей. Это делает ее удобной для приготовления. Мясо миноги жирное, не костистое, насыщено полезными микроэлементами.

Речную миногу варят, жарят, запекают, но чаще всего из нее готовят консервы и маринуют.

Речной угорь рождается в море и только повзрослев, поднимается к устьям рек, поднимается по течению и становится настоящим речным угрем. Прожив в пресной речной воде 10-12 лет, угорь скатывается в море и там нерестится. Как и миноги, угорь имеет несвойственное рыбе строение тела, от чего его иногда путают с змеями.

Речной угорь имеет очень нежное, сладковатое, довольно жирное, но диетическое мясо, по вкусу напоминающее рыбу лососевых пород.

Угря варят, жарят, вялят, коптят, маринуют и консервируют. Мясо речного угря бескостное, поэтому его можно есть без всякого опасения.

Пресноводные хищники

Хищных пресноводных рыб ничуть не меньше. Они обитают в реках и озерах, активно поедают больных особей. Рыбаки хорошо знают рыбу речного промысла, ведь она часто используется в кулинарии. Зимняя и летняя рыбалка на озерах более распространена среди любителей.

Речные обитатели

В реках живут такие разновидности:

  • голавли;
  • жерехи;
  • сомы;
  • щуки;
  • судаки;
  • налимы;
  • стерляди;
  • хариусы;
  • берши;
  • угри;
  • арктические омули;
  • пинагоры.

Жерех любит резво выпрыгивать из воды и стремительно падать на добычу. Зачастую добыча просто столбенеет от удара хвостом и корпусом. Ловит он обычно уклейку, так как она обитает почти у поверхности воды. Разновидности жереха встречаются в крупных водохранилищах и реках.

Сом — самый крупный хищник, у которого нет чешуи. При длине в пять метров его вес почти достигает полтонны. День рыба проводит в ямах водоемов европейской части России, а ночью выходит на охоту. Он ловит не только моллюсков и других небольших пресноводных обитателей, но и птиц. Поймать сома довольно сложно из-за его силы и ума.

Щука настолько кровожадна, что охотится даже на сородичей. Любит красноперку, плотву и карася, старается избегать ершей и окуней из-за их колючек. Перед глотанием ждет момента, когда пойманная жертва перестанет шевелиться. Может питаться мышами, лягушками и птицами.

Туловище налима сжато и чем-то напоминает тело сома, на подбородке есть усики. Живот белесый, остальная часть тела — серовато-зеленая с пятнами. Не брезгует ершами и окунями, прожорливее щуки.

Воды озер

Многие речные виды обитают и в озерах. К ним относятся такие названия хищных рыб:

  • форели;
  • сиги;
  • байкальские омули;
  • окуни;
  • ротаны;
  • альпийские гольцы;
  • ерши;
  • подкаменники;
  • лини;
  • амии.

Больше всего форели на Онежском и Ладожском озерах. Эти вытянутые и слегка сплюснутые стайные рыбки вырастают до метра в длину. Окрас меняется в зависимости от места обитания, обычно тело покрыто темными пятнами, а у пасти есть оранжевая полоса. Рыбаки называют ее пеструшкой. Радужную разновидность активно разводят в рыбных хозяйствах для промысла.

Сиг живет в прохладной воде глубоких озер Сибири и Карелии. Даже вес большой особи не превышает полутора килограммов: тельце вытянутое и сжатое, чешуйки и глаза большие, а рот и голова маленькие. В рацион входят моллюски, личинки, рачки.

Байкальский омуль любит место соединений с большими реками из-за того, что их вода богата кислородом. Рыба стайная и небольшая, вытянутое тело с мелкой чешуей серебристого цвета не весит больше 800 граммов, спина отливает буровато-зеленым. Рекордно крупные особи могут быть в два раза крупнее обычных.

Ерши обитают почти везде. Они очень неприхотливы и живут стаями. Окрашены в темно-зеленый.

Аквариумные рыбы

Не все виды хищных рыб, обитающих в аквариуме, ведут себя агрессивно. Они могут миролюбиво соседствовать с другими, из-за чего не кажутся опасными для соседей. Однако покупая рыбку в аквариум, нужно точно знать ее вид. От него зависит необходимость живого подкорма, количество органических отходов и максимальный перепад тепла.

К наиболее популярным аквариумным рыбам-хищникам относятся:

  • краснобрюхие пираньи;
  • полиптерусы;
  • белонесоксы;
  • тигровые окуни;
  • цихлиды Ливингстона;
  • рыбы-жабы;
  • биары;
  • рыбы-листья;
  • тетра-вампиры;
  • араваны;
  • трахиры;
  • лягушачьи сомы;
  • димидохромисы.

Выпуклая челюсть и ряд острых зубов отпугивает одних, но привлекает других любителей аквариумных рыб. Благодаря крупному хвосту краснобрюхая пиранья быстро разгоняется, может использовать его при борьбе с жертвой или сородичами. Рыба красива своим телом серо-стального цвета с зернистой структурой, а также ярким красным брюшком.

Полиптерус выглядит опасно и чем-то напоминает небольшого крокодила. Угревидное тело длиной не более 50 сантиметров окрашено в бледно-зеленый цвет. Остро нуждается в доступе к воздуху, но неприхотлив в содержании. Поедает кусочки мяса, червей и моллюсков.

Белонесокс не боится даже крупных рыб, из-за чего его иногда называют миниатюрной щукой. На его серо-коричневых боках есть небольшие черные пятна. Кормить нужно живыми маленькими рыбками. Сытый белонесокс не убивает добычу до следующей трапезы.

Золотистый тигровый окунь с черными полосами вырастает до полуметра, по форме похож на острие стрелы. Длинный спинной плавник вместе с хвостом обеспечивает хорошую скорость для охоты. В рацион должны входить черви, мотыль и креветки.

Цихлида Ливингстона — мастер засадной охоты. Она умеет притворяться мертвой и может очень долго выжидать добычу. Несмотря на яркий окрас хищника с желтыми, синими и серебристыми пятнами и длиной туловища в 25 сантиметров, жертва не ожидает атаки. В аквариуме питается кусочками креветок, червями и рыбок. Перекармливать категорически запрещено.

У рыбы-жабы очень большая голова и крупные наросты на теле. Из-за формы и маскирующего окраса она напоминает камень, легко прячется на дне водоема. В аквариуме предпочитает одиночное содержание, любит минтай и креветок.

Рыба-лист — еще один гений маскировки. Ее тело не длиннее 10 сантиметров, чешуя желтовато-коричневая. Умеет имитировать дрейфование листа в воде. Ежедневно съедает до двух рыб.

Биара — серьезный хищник, которого можно содержать только в аквариумах большого объема. Особь может расти в длину до 80 сантиметров. Похожие на крылья брюшные плавники и крупная пасть с острыми зубами — отличные помощники для охоты. Кормить можно только живой рыбой.

Тетра-вампир на воле достигает длины 45 см, при содержании человеком — 30 см. Плавники на брюхе похожи на крылья и позволяют стремительно ускоряться. Плавают, чуть опустив голову вниз. Могут питаться кусочками мяса.

Аравана — один из древнейших видов. Плавники на вытянутом теле (80 см) напоминают веер, дают хорошее ускорение для охоты и способность к прыжкам. Рот направлен вверх, что помогает захватывать добычу с поверхности. В аквариуме ест креветок и червей.

Тетра-волк, или трахира — легенда Амазонки. Тело мощное, пасть и зубы крупные. При уходе специалиста может вырасти до полуметра. Живой пищей кормить необязательно. Любителям обычно недоступна.

У лягушачьего сома массивная голова и широкая пасть. Отличительные внешние черты: темное тело с белым брюшком, по паре коротких усиков сверху и снизу ото рта. Может вырасти до 25 сантиметров, с удовольствием ест белую рыбу.

Димидохромис окрашен преимущественно в оттенки синего, но имеет оранжевые полосы на плавниках. Предпочитает мелкую добычу. Живой корм можно совмещать с моллюсками.

В любом водоеме нужны хищники. Они играют роль санитара, устраняющего излишек сорной рыбы.

(Visited 466 times, 3 visits today)

Сазан

Сазан — пресноводная рыба семейства карповых, прародитель других видов карпа культивированных и выращенный в неволе. Сазана называют диким карпом. Это крупная донная рыба, питающаяся и растительной, и животной пищей. Достигает массы более 20 кг.

Сазан в кулинарии

Нельзя сказать что сазан, это речная рыба без костей — попадаются мелкие кости, особенно в районе хвоста, но крупный сазан лишен такого недостатка. Это относится и к культурным карпам, достигнувших приличного размера.

Мясо сазана можно жарить, запекать, тушить, или пустить на фарш и сделать котлеты.

Судак

Судак — хищная пресноводная рыба семейства окуневых. Взрослые судаки достигают более метра длину и весят до 10-15 кг и даже крупнее. В отличии от своего близкого родственника, берша, судак имеет клыкообразные зубы. Часто охотится стаей.

Благодаря развитому комплексу органов осязания, может свободно ориентироваться в темноте. Зрение судака развито лучше чем у любой пресноводной рыбы, имеет свойство, позволяющее ему видеть при минимальной освещенности.

Судак в кулинарии

Мясо судака не жирное, с большим содержанием белка. Эта речная рыба почти не содержит мелких костей.

В кулинарии, судак имеет универсальное применение: жареный судак, запеченый, котлеты, пироги из судака. Идет в рыбные супы и уху как основная рыба. Получается очень вкусное и заливное из судака.

Какая рыба — без костей? Перечень, советы по приготовлению

Если верить народным пословицам, то рыбы без костей не бывает. На самом деле, это утверждение ложное, так как современные кулинары предлагают массу рецептов приготовления определенных видов рыбы, имеющей хрящики вместо костей. Рассмотрим далее их перечень, а также основные особенности приготовления блюд из них.

Преимущества рыбы без костей

Почему домохозяйкам все же нужно заинтересоваться видами рыбы, не имеющей костной сетки? Потому что процессы ее приготовления и употребления имеют массу преимуществ. В первую очередь они заключаются в том, что при ее поедании гурман не столкнется с проблемой попадания мелких косточек в рот, что может иметь далеко не самые благоприятные последствия.

Что касается преимуществ процесса разделывания рыбы рассматриваемого типа, то они сводятся к тому, что во время чистки данного продукт, как правило, приходится удалять только хребет, который, как правило, представлен в виде хряща.

Еще одним преимуществом рыбы без костей является то, что в процессе ее тепловой обработки оставшиеся хрящики размягчаются настолько, что при употреблении готового филе они попросту не чувствуются. Многие молодые родители отмечают то, что бескостные сорта рыбы можно использовать для приготовления очень полезных детских блюд — в процессе употребления такой еды крошечные и очень мягкие хрящики не смогут навредить здоровью ребенка.

Готовится рыба, не имеющая косточек, довольно быстро: как правило, на это уходит около 10-15 минут. Что касается морских и океанических видов данного продукта, то они идеально подходят для приготовления супов — филе дает потрясающий аромат, который отличается своим уникальным ароматом и насыщенностью.

Перечень видов рыбы без костей

К сожалению, на сегодняшний день лишь малая часть домохозяек знает о том, какая рыба без костей продается на прилавках магазинов. Рассмотрим далее перечень основных видов такого речного и морского продукта, разделяя их по семействам.

Семейство осетровых — одно из самых ценных в кулинарной сфере. Это связано не только с тем, что черная икра добывается именно из рыбок этого вида. Осетровые невероятно ценятся еще и потому, что представители данного семейства имеют потрясающие вкусовые качества. К числу бескостных рыб из группы осетровых относятся такие: стерлядь, калуга, белуга, севрюга, шип, налим, угорь, сом, сазан и судак.

Говоря о семействе лососевых, также можно выделить целый перечень бескостных рыб. К их числу относятся: таймень, форель, сиг, семга, а также кета. Если присмотреться к данному перечню, то можно заметить то, что в нем присутствуют те виды рыб, которые имеют костный хребет, однако на деле он же является единственной твердой частицей в строении особи — удалив его, можно порадовать себя полностью бескостным филе полезной рыбки.

Рассмотрев самые ценные породы рыб, можно обратить свое внимание на то, какие рыбы без костей обитают в морской пучине. К числу таковых относятся такие: сибас, пикша, макрель, ледяная, вомер, желтохвост, морской угорь, тунец, хек, скумбрия, ставрида, а также навага и морской язык.

Отдельное внимание поклонники рыбных блюд уделяют тем видам морского и речного продукта, который не имеет чешуи, так как его ручная обработка занимает гораздо меньшее количество времени. К числу рыб без костей и чешуи относятся: скумбрия, морской угорь, сом, осетр, налим и речной угорь.

Как размораживать рыбу без костей

Разобравшись в том, какая рыба без костей обитает в море, а также в других видах водоемов, следует отметить то, что некоторые ее виды имеют определенные требования к размораживанию продукта. Рассмотрим далее некоторые особенности данного процесса каждого из них.

Как показывает практика, у неопытных домохозяек очень часто возникают определенные проблемы, связанные с размораживанием осетров и сома. Как правило, все возникающие проблемы обусловлены тем, что большинство начинающих кулинаров предпочитают размораживать продукт в теплой воде. Для достижения положительного результата данный процесс надо производить исключительно при комнатной температуре и, желательно, на свежем воздухе. То же правило касается и предварительно разделанного рыбного филе.

Что касается чешуйчатой и бесчешуйчатой рыбы, то ее размораживанием нужно заниматься в холодной воде, которую предварительно нужно подсолить. Практика показывает, что данный процесс, в среднем, занимает около 5-6 часов.

Как показывает практика, некоторые сорта рыбы надо разделывать в замороженном виде так процесс происходит гораздо легче и быстрее. К числу таковых относятся ставрида, скумбрия, навага и хек.

Планируя процесс размораживания морских и речных продуктов, следует помнить о том, что чем быстрее он произойдет, тем вкуснее будет приготовленная рыба. Более того, от скорости проведения этого процесса напрямую зависит сочность готового продукта.

Рассмотрим далее некоторые особенности того, какая рыба без костей особенно хорошо готовится различными способами.

Ледяная рыба

Мясо ледяной рыбы относится к категории деликатесных продуктов. Как показывает практика, из него можно приготовить массу кулинарных шедевров, которые покорят даже самых требовательных гурманов. Ледяную рыбу можно приготовить в вареном, тушеном и запеченном виде. Какая рыба без костей для жарки лучше всего? Конечно же, ледяная!

Как опытным, так и начинающим кулинарам необходимо знать о том, что данный вид рыбы отлично сочетается с мелиссой, базиликом, а также с другими пряностями. Следует отметить, что ее вкусовые качества отлично раскрываются тогда, когда перед приготовлением она проходит процесс маринования. Ингредиент является неотъемлемым в процессе приготовления некоторых салатов, а также закусок. Некоторые рецептуры предлагают использовать ее в процессе приготовления выпечки — особенно вкусным получается рыбный пирог с ней.

Ледяная рыба особенно популярна в азиатской кухне. Практика показывает, что в Японии ее употребляют даже в сыром виде, производя перед этим особенную обработку.

Тиляпия

Изучая перечень рыб без костей, непременно надо обратить свое внимание на тиляпию — продукт, который, к сожалению, довольно редко встречается на прилавках продуктовых магазинов и является очень ценным ингредиентом для различных салатов, закусок, а также запеканок.

Читайте также:  Прикормка осенью для фидера

Какая рыба без костей для ребенка окажется наиболее безопасной, вкусной и, главное, полезной? Конечно же, тиляпия! Данный продукт содержит в своем составе огромное количество Омега-3 и Омега-6-кислот, жизненно необходимых для развития любого организма, в том числе детского.

Как правильно приготовить данный вид рыбы? По словам профессиональных кулинаров, она прекрасно сочетается с грибами, вареными яйцами, макаронными изделиями, рисом, а также с картофелем. В процессе ее тепловой обработки следует помнить о том, что его надо производить в сочетании с жиросодержащими ингредиентами, так как тиляпия — довольно суховатый сорт рыбы. В процессе подачи она отлично сочетается со сливочными соусами, которые очень выгодно оттеняют ее вкус.

Морской язык

Какая рыба без костей для жарки лучше всего? Бесспорно, таковой является морской язык, который без особенного труда можно найти на прилавках специализированных магазинов. Кроме жарки, данный продукт отлично подходит в качестве начинки при выпекании пирогов, а также для приготовления вкусной и очень наваристой ухи.

Приобретать морского языка надо исключительно в свежем виде — только так он будет содержать в себе массу полезных компонентов и иметь прекрасный вкус. Размораживать его надо аккуратно, только в подсоленной воде, иначе волокна филе начинают разрываться между собой, из-за чего в процессе приготовления рыба попросту распадается.

Процесс обжарки морского языка надо производить на очень хорошо разогретой сковороде, только так она сумеет обрести очень аппетитную золотистую корочку.

В процессе приготовления данного продукта надо использовать минимальное количество специй и пряностей, так как они имеют свойство перебивать нежный и неповторимый вкус морепродукта.

Вомер

Рыба вомер довольно редко встречается на прилавках российских магазинов. Как показывает практика, блюда из нее можно встретить только в лучших ресторанах страны, а также приготовить самостоятельно в домашних условиях.

Какая рыба без костей для запекания подойдет наилучшим образом? Как показывает практика, таковой является именно вомер, но для такой цели лучше всего использовать крупные ее виды, так как мелкая непременно получится сухой. Также данный вид морепродукта отлично готовится на гриле и путем тушения с овощами. По комментариям многих гурманов, очень вкусным вомер предстает в копченом и вяленом виде.

Данная рыба относится к группе диетических, она имеет в своем составе повышенный уровень содержания белка, из-за чего, собственно, и ценится.

Ставрида

Ставрида — довольно популярная рыба, которую можно очень легко раздобыть на прилавках российских продуктовых магазинов. Она является очень ценной, так как имеет в своем составе массу полезных компонентов, к числу которых относятся жиры, витамины С, А и В, а также кальций, калий, йод, железо, марганец, магний, фтор и цинк. Более того, ставрида является одним из наиболее важных источников кислоты Омега-3, нужной для значительной стабилизации работы сердечно-сосудистой и нервной системы организма человека.

Что касается особенностей приготовления данного продукта, различные кулинары рекомендуют готовить данный продукт с добавлением различных компонентов. Так, мировые кулинары подмечают то, что вкусовые качества ставриды наиболее выгодно раскрываются в случае использования в процессе приготовления пряных трав (преимущественно сухих), маринованного лука, винного уксуса, розмарина, зеленых оливок и лимона. Приготовлением скумбрии повсеместно занимаются японские повара, которые сначала маринуют ее в рисовом уксусе с добавлением сухих трав и имбиря, а затем подают без тепловой обработки.

Какая рыба без костей самая вкусная? Во многих мировых рейтингах лидирующие позиции занимает именно ставрида — морской продукт, который в любом виде будет иметь отменные вкусовые качества. Особенно насыщенными вкусовыми качествами обладают котлеты и тефтели из нее, а также продукт отлично удается в жареном виде, в вареном, в запеченном (особенно на гриле), а также в копченом (отлично подходит как холодная, так и горячая обработка). Консервированная ставрида также имеет массу поклонников.

На вопрос о том, какая рыба без костей лучше, многие кулинары отвечают, что таковой является именно ставрида. Данный морепродукт отличается простотой разделывания: он состоит только из легкого удаления хребта и последующего измельчения. Готовить ее рекомендуют только при высоких температурах — именно так сохраняется необыкновенный вкус и сочность рыбки, за что она очень высоко ценится.

Морской окунь

Какая рыба (без костей) вкусная при жарке? Большинство кулинаров отмечают, что в числе таковых лидирующие позиции нередко занимает именно морской окунь — продукт, который давно отнесен к разряду деликатесов. Рыба отлично готовится и другими способам: тушением, варкой, а также запеканием. Ее филейная часть отличается сочностью, что особенно характерно для области, находящейся в районе плавников. Более того, морской окунь имеет массу положительных свойств для организма человека, которые могут мгновенно улетучиваться при условии неправильного хранения продукта.

Морской окунь — это рыба, которую нельзя долго держать в замороженном виде — если она пробыла во льду более 8 часов, то филе морепродукта начинает утрачивать характерный ему вкус, становясь пресным.

Какой морской рыбе без костей окунь может уступить по своим качествам? Да, пожалуй, никакой. Морской окунь — это продукт, из которого можно сделать отменное заливное, фирменный балык, а также отменный суп. Его нередко используют для запекания. Какую рыбу (без костей) пожарить так, чтобы удивить даже самых требовательных гурманов? Конечно же, морского окуня! Данный вид рыбки в процессе жарки гармонично сочетается с пряными травами, лимоном, а также с острыми и сливочными соусами.

Морской окунь особенно сильно ценится в японской кухне. Здесь с ним готовят роллы и суши и некоторые другие блюда национальной кухни, а название данная особь носит несколько иное — сибас. Более того, этот продукт является основным среди рыбных в индийской кухне — здесь с ним готовят наггетсы, биточки, котлеты, а также традиционную сарсуэлу.

Какая речная рыба без костей является наиболее любимой среди начинающих кулинаров? Таковой считается сом — довольно известная промысловая рыба, которую легко можно найти в специализированных магазинах.

В составе этого речного продукта имеется целая кладезь полезных компонентов, жизненно важных для поддержания здоровья организма человека, а также его развития. К числу таковых относятся не только жиры и протеины, а еще и целый комплекс витаминов (В, С, А, РР, Е), а также аминокислота лизин и редкие микроэлементы (калий, железо, кобальт, молибден, натрий, кальций, хлор, марганец, медь, сера и цинк). Кроме всего этого, в нем имеется высокое содержание белка, благодаря чему он нередко служит прекрасной заменой мяса.

Мясо сома также будет очень полезным для тех, кто пребывает на диете. Причем все это несмотря на то, что продукт относится к категории жирных. Особенно полезным диетическим блюдом является сом, приготовленный на пару.

Какую рыбу без костей приготовить домохозяйке, поставившей перед собой цель удивить всех приглашенных гостей? Конечно же, сома, причем только его хвостовую часть. Из этого продукта получается отличная уха, котлеты, вторые блюда, а также запеканки и пироги. Очень приятный вкус имеет копченый сом. Нередко кулинары запекают данный речной продукт в фольге, с добавлением лимона или овощного ассорти.

Для того чтобы избавиться от речного запаха, характерного для сома, надо выдержать его в воде, смешанной с лимонным соком, около 2-3 часов.

К готовому сому отлично подойдут гарниры из вареных круп, что обусловлено наличием в его составе большого количества лизина, которого в зерновых очень мало.

Судак

Судак — это невероятно полезная для человеческого организма рыба, которую можно приготовить различными способами. Она относится к числу диетических продуктов, так как практически не содержит в своем составе жира. Ее употребление рекомендовано людям, имеющим склонность к инсультам и инфарктам, а также тем, кто болен сахарным диабетом и страдает от отечности ног.

Мясо судака очень нежное и вкусное, благодаря чему высоко ценится в мировой кулинарии. В приготовленном виде он очень легко усваивается организмом и прекрасно переваривается.

Какая рыба (без костей) вкусная и питательная? Конечно же, таковой является судак. Данный морской продукт имеет потрясающие качества, которые отлично раскрываются в жареном, вареном, тушеном и запеченном виде. В процессе его приготовления рекомендуется использовать большое количество пряностей, а также специй, которые только подчеркивают присутствие продукта в блюде. Гурманы отмечают, что судак потрясающе сочетается с пивом, белым вином, а также квасом. Идеальным гарниром для такой рыбы служит овощная подушка, сделанная из спаржи, моркови, лука и картофеля. Кроме всего этого, судак прекрасно раскрывается с грибами, сыром, а также сливочным соусом.

Рыба без костей: список названий речных и морских представителей

Морская


Семга

Самая распространенная морская рыба для жарки — это семга

треска . Чаще всего для жарки используют рыбу:

  • Семейства лососевых.
  • Семейства скумбриевых.
  • Семейства тресковых.
  • Семейства камбаловых.

Угольная треска без головы

1100 руб. за 1 Кг. (розница)

Есть множество других разновидностей, условно подходящих для жарки. К примеру, семейство сельдевых в большинстве случаев используется для приготовления слабосоленой рыбы и консервов.

Какие сорта выбрать

Практически вся белая и красная рыба подходит для поджаривания на гриле или тефлоновой сковороде. Для праздничного меню принято использовать красные сорта, такие как лосось, форель или семга, которые характеризуются мясистым филе и практически полным отсутствием косточек.

Высокими вкусовыми качествами обладают карпы, судаки, форель, толстолобик, сибас, жерех и другие сорта. Из речных сортов в жареном виде вкусен карась, однако, его подготовка требует избавиться от многочисленных острых косточек.

Из морских экземпляров чаще едят сорта с нежной и слегка водянистой структурой мякоти. Наибольшей популярностью пользуется: путассу, минтай, хек, треска, тилапия, камбала. Мясистой текстурой отличается палтус, камбала, сарган, пеленгас, дорадо, пангасиус.

Рыба без чешуи

У какой рыбы нет чешуи? У рыбы в зависимости от вида, выделяют пять разных видов чешуи. Большинство рыбы имеют чешую, некоторые покрыты чешуей частично и у немногих рыб чешуя отсутствует.

Некоторые виды рыб ошибочно принимаются за рыбу без чешуи. Примером может служить акулы и скаты. Действительно, у акул и скатов нет пластинчатой чешуи, так как она представляет из себя другую структуру, называемую плакоидной чешуей – ромбические пластинки с шипом, выходящим наружу. Далее, список съедобных рыб без чешуи полностью или частично.

Морская рыба без чешуи:

  • Скумбрии (на боковой линии присутствуют шипы)
  • Угорь морской

Речная рыба без чешуи:

  • Карп голый (зеркальный карп частично покрыт крупной чешуей)
  • Налим
  • Осетры (чешуя присутствует на хвосте)
  • Речной угорь
  • Сом (сом считается бесчешуйчатым, но у него имеется очень мелкая плотная чешуя образующая покров похожий на кожу).

Линь иногда принимается за рыбу без чешуи, но она у него есть. У линя довольно мелкая и плотная чешуя, покрытая плотным слоем слизи, поэтому покров внешне похож на кожу.

Рецепт классический — жареная рыба на сковороде в муке

  • Рыбы любой желательно готовое филе, но можно и тушки с костями (треска, минтай, пангасиус, путассу, скумбрия, семга, хек и т.п.) – 1 кг.
  • Мука любая (предварительно просеять) – 2 ложки с горочкой.
  • Соль и приправы для по вкусу.
  • Масло растительное любое (нужно для жарки).

1. Если рыбу вы приобрели тушками и собираетесь жарить ее вместе с костями, то возможно следует просто промыть тушки, выпотрошить их и порезать на примерно одинаковые куски. Я же рекомендую на этом этапе избавиться от косточек, жарить лучше всего филе, его удобно подавать с любым гарниром, как взрослым, так и детям.

2. Готовые кусочки солим, посыпаем специями, руками тщательно перемешиваем, распределяя приправы по кускам. Старайтесь не повредить целостность рыбных ломтиков. По желанию возможно добавить на этом этапе пряных трав или рубленный свежий укроп.

3. В чистую сковороду вливаем примерно 2 ложки масла, ставим прибор накаляться на большой огонь. Как только сковорода раскалилась, убавляем жар.

4. Каждый кусочек обваливаем в муке со всех сторон и выкладываем на сковороду так, чтобы между продуктами было небольшое расстояние, так будет удобно жарить, и переворачивать рыбу.

5. Не накрывая крышкой, жарим одну сторону на среднем огне, затем, как только образовалась красивая корочка, переворачиваем продукты на вторую сторону и продолжаем жарку.

6. Выкладываем готовые стейки на бумажное полотенце, дабы убрать лишний жир и затем подаем на стол с гарниром или как самостоятельное блюдо.

  • Щука – 2 среднего размера тушки.
  • Перец и соль – по вкусу.
  • 2 луковицы.
  • Масло растительное.
  • 2 щепотки муки (больше не нужно).

Как делается жареная щука.

Распотрошить щуку, помыть, разрезать на куски.

Все кусочки посолить, поперчить, добавить муки, перемешать.

Нарезать полукольцами или четвертинками колец лук, пассировать до приятного золотистого оттенка.

Раскалить сковороду с маслом, выложить щуку, обжарить с обеих сторон.

Сверху уже готовой рыбки выложить лук, накрыть на пару минут блюдо крышкой и уменьшить огонь до минимума.

Открыть крышку, перемешать ингредиенты, стараясь не повредить саму щуку, опять накрыть и еще потушить продукты 2 минутки.

Все готово! Можно подавать щуку жареную на стол, посыпав ее сверху зеленью и лучком вместе с которым она тушилась.

Список самой вкусной рыбы для жарки без костей

Если вы зайдете в большой рыбный отдел, у вас глаза разбегутся от наименований. Помимо тех видов, что явно на слуху наверняка есть такие, о которых слышать раньше не приходилось.

Чтобы не ошибиться с выбором, запомните рыбу, у которой в мясе косточек никогда не попадается:

  • налим (относится к классу тресковые);
  • угорь (водится в морской воде);
  • речная минога;
  • сом;
  • палтус;
  • морской язык;
  • сибас;
  • кефаль;
  • белокровная щука;
  • зубатка;
  • лакедра;
  • вомер;
  • дальневосточная навага;
  • макрорус;
  • пикша.

Как и любая другая, бескостная рыба насыщает организм линолевой и арахидоновой жирными аминокислотами (Омега 3 и Омега 6). Эти вещества необходимы для нормальной работы мозга, способствуют снижению уровня холестерина и участвуют в строительстве клеточных мембран. Поэтому диетологи не просто советуют, а настаивают включать в ежедневный рацион рыбные блюда особенно тем, кто занимается интеллектуальным трудом: студентам, школьникам и взрослым людям.

Рыбное мясо богато белком, а еще содержит фосфор, йод, витамины групп В и Д.

Разделка речной и морской рыбы

Перед разделкой рыбы проводится ее подготовка – оттаивание (если заморожена) и вымачивание. Разделка рыбы подразумевает удаление всего лишнего – чешуи, внутренностей, кожи, головы, плавников и костей. При этом, по способу обработки, рыбу разделяют на группы: чешуйчатая, бесчешуйчатая и осетровая. Рыбу с очень мелкой чешуей (сом, навага) разделывают как рыбу без чешуи.

При подготовке замороженной рыбы к разделке и приготовлению, полезно знать следующие моменты:

  1. Чем быстрее оттаивает замороженная рыба, тем лучше сохраняются вкусовые свойства мяса и тем сочнее оно будет.
  2. Чешуйчатую и бесчешуйчатую рыбу оттаивают в слегка подсоленной воде от двух до пяти часов в зависимости от размера.
  3. Осетров, сомов, замороженное филе, оттаивают на воздухе при комнатной температуре.
  4. Скумбрию, навагу, хека, ставриду — не оттаивают, их легче разделывать замороженными.

Разные виды, способы и схемы первичной разделки разной рыбы, демонстрируются на видео ниже. Разделка речной рыбы (окуня, щуки, налима, судака, леща) и морской, разделка лососей и осетров:

Таблица калорийности рыбы

Рыбакалориибелкижирыуглеводы
Горбуша отварная168,0022,907,800,00
Зубатка отварная114,0015,505,800,00
Камбала отварная103,0018,303,300,00
Карась отварной102,0020,702,100,00
Карп отварной125,0019,405,300,00
Лещ отварной126,0020,904,700,00
Макрель отварная124,0022,803,600,00
Минтай отварной79,0017,601,000,00
Налим отварной92,0021,400,700,00
Окунь морской отварной112,0019,903,600,00
Путассу отварная81,0017,901,000,00
Салака отварная153,0022,007,200,00
Сардина отварная178,0020,1010,800,00
Ставрида отварная133,0020,605,600,00
Судак отварной97,0021,301,300,00
Треска отварная78,0017,800,700,00
Хек отварной95,0018,502,300,00
Щука отварная97,0021,301,300,00
Скумбрия отварная211,0019,6014,700,00
Сом отварной196,0018,4013,600,00
Палтус отварной216,0014,0017,800,00
Кальмары110,0018,004,200,00
Креветки95,0018,902,200,00
Криль98,0020,601,700,00
Крабы96,0016,003,600,00
Мидии50,009,101,500,00
Белуга бланшированная234,0023,3015,600,00
Горбуша136,0020,905,800,00
Кета129,0021,504,800,00
Креветки81,0017,801,100,00
Крабы85,0018,701,100,10
Нерка красная170,0018,8010,500,00
Осетр163,0016,4010,600,60
Тунец96,0022,500,700,00
Килька пряного посола154,0014,8010,500,00
Печень трески613,004,2065,701,20
Скумбрия258,0016,4021,400,00
Камбала обжаренная в масле249,0014,4021,300,00
Сардины (ломтики) в масле249,0017,9019,700,00
Сайра бланшированная в масле283,0018,3023,300,00
Скумбрия в масле278,0013,1025,100,00
Ставрида обжаренная в масле309,0015,6027,400,00
Тунец в масле231,0022,0015,900,00
Шпроты563,0017,4032,400,40
Горбуша в томатном соусе132,0014,505,106,90
Камбала в томатном соусе125,0012,605,406,30
Лещ в томатном соусе138,0015,307,402,60
Осетр в томатном соусе181,0014,7012,003,40
Сазан в томатном соусе145,0012,408,704,10
Салака в томатном соусе118,0017,004,003,40
Севрюга в томатном соусе179,0016,1011,50>2,80
Сом в томатном соусе126,0012,906,304,30
Ставрида в томатном соусе110,0014,802,307,30
Судак в томатном соусе119,0014,005,303,70
Щука в томатном соусе108,0014,204,003,60
Горбуша соленая169,0022,109,000,00
Кета соленая184,0024,309,600,00
Килька балтийская соленая137,0017,107,600,00
Лосось соленый269,0021,0020,500,00
Сельдь атлантическая соленая145,0017,008,500,00
Сельдь иваси соленая173,0017,5011,400,00
Семга соленая203,0022,5012,500,00
Треска соленая98,0023,100,600,00
Тюлька соленая225,0019,8016,200,00
Хамса соленая166,0021,209,000,00
Икра белужья зернистая237,0027,2014,200,00
Икра горбуши зернистая230,0031,2011,700,00
Икра кеты зернистая251,0031,6013,800,00
Икра минтаевая пробойная131,00>28,401,900,00
Икра осетровая зернистая203,0028,909,700,00
Икра осетровая паюсная236,0036,0010,200,00
Икра севрюжья зернистая221,0028,4011,900,00
Камбала горячего копчения192,0022,0011,600,00
Килька горячего копчения162,0021,308,500,00
Окунь морской горячего копчения175,0023,509,000,00
Лещ горячего копчения172,0032,804,500,00
Салака горячего копчения152,0025,405,600,00
Треска горячего копчения115,0026,001,200,00
Вобла хол.копч.181,0031,106,300,00
Лещ хол.копч.160,0029,704,600,00
Окунь морской (балычок)199,0026,4010,400,00
Сельдь тихоокеанская жирная хол.копч.225,0020,3016,000,00
Скумбрия хол.копч.150,0023,406,400,00
Ставрида хол.копч.94,0017,102,800,00
Балык осетровый194,0020,4012,500,00
Вобла вяленая235,0046,40>5,500,00
Лещ вяленый221,0042,005,900,00
Снеток полесский264,0046,308,800,00
Снеток псковский159,0032,003,400,00

Информация о рыбе разных сортов. Какую рыбу лучше есть при диете?

Как выбрать рулевое управление на лодку: характеристики и рейтинг моделей

Рулевое управление на лодку позволяет регулировать движение плавсредства автоматизированно. Устройство фиксируется на корпусе судна и включает штурвал, стойку, редуктор, переключатели скорости. Изделия производятся из металла, пластика, влагостойкой фанеры, различаются размерами и конструктивными решениями. При подборе модели необходимо учитывать назначение судна, длительность поездок.

Предназначение рулевого управления

Рулевая консоль для лодки ПВХ сконструирована для регулирования перемещения плавсредств без приближения к мощным подвесным двигателям. Устройство удаленного управления монтируется с помощью шасси, к которому подключаются коммуникационные провода для регулирования лодочного мотора.

  • штурвал;
  • редуктор;
  • машинку-регулятор газа и реверса.

Помимо основных комплектующих в состав системы включают эхолот, вольтметр, триметр, тахометр, навигационные приборы. На управляющей панели можно установить индикатор заряда аккумуляторного блока, управление осушительной помпой, выключатель.

Разновидности рулевых консолей

Рулевое управление на лодку ПВХ производится из разных материалов:

  • пластик;
  • металлические сплавы;
  • стеклопластик;
  • листы фанеры.

Изделия из пластика эстетичны, прочны, отличаются стойкостью к воздействию атмосферных осадков.

Модели из металла долговечны, прочны, устойчивы к механическим повреждениям, эстетичны. Конструкции обрабатываются антикоррозийными составами.

Листы фанеры на консоль для лодки обрабатываются влагозащитными средствами. Конструкция включает поручни из нержавеющей стали, сиденья, обтянутые кожзаменителем.

По конструктивному решению выпускают следующие модели:

  • стандартная;
  • мини-консоль;
  • рулевая стойка;
  • консоль из пластика с сиденьем.

Обычная

Стандартная рулевая консоль с дистанционным управлением включает:

  • редуктор штурвала;
  • тросы;
  • удлинители румпеля;
  • реверсную машинку на газовом управлении;
  • крепежные элементы;
  • штурвал.

Конструкция может быть широкой либо узкой. Консоль устанавливают на судно перед плаванием. Основной элемент системы управления — редуктор, трансформирующий вращения штурвала в последовательное перемещение троса.

Конструкция снабжается редукторами 2 типов:

  • для двигателей навесной конструкции (до 55 л.с.);
  • для мощных моторов (более 60 л.с.).

Изделия комплектуются панелью из нержавеющей стали, прочных полимеров либо фанеры с влагостойкой обработкой.

Пластиковая

Пластиковая рулевая консоль для лодок ПВХ имеет средние габариты. Стандартные модели имеют правостороннее управление. Масса изделий составляет 60−65 кг.

Конструкции могут снабжаться сиденьем для водителя. Высота посадочного места составляет 43−48 см. Габариты изделия должны соответствовать размерам плавсредства, пассажировместимости судна, мощности мотора.

Мини-консоль

Консоль-мини разработана для надувных плавсредств из поливинилхлорида компактных габаритов. Изделия изготавливаются из стеклопластика, отличаются небольшим весом (до 4 кг), простой установкой, универсальностью. Модель закрепляется на баллонах.

В мини-консоли применяются стандартные редукторы:

  • G08;
  • T67;
  • Т-71.

Управление устройств может быть правосторонним и левосторонним. Размеры модели в длину достигают 750 мм, в высоту — 700 мм, в ширину — 900 мм.

Компактное устройство может быть укомплектовано при необходимости 2−3 приборами (навигационная система, тахометр, эхолот, фонарь).

Выбор рулевого троса

Рулевой трос относится к важным элементам управления консолью, располагается по правому либо левому борту. В суднах обязательны 2 троса, которые применяются для регулирования газа и переключения коробки передач.

Разработано несколько видов тросов и креплений. При подборе изделия важно определить размеры (длину, толщину) и технические характеристики. При расчете габаритов троса учитывается расстояние от центральной части редуктора до борта лодки, длина борта и транца. При наличии изгибов в 90° требуется учитывать дополнительные 100 мм. К полученным результатам необходимо добавить 30,5−30,7 см.

Маркировка троса подбирается в соответствии с моделью редуктора. Для рулевых приводов Т-67 с мощностью мотора 55 л.с. необходим трос с маркировкой М58. Крепление тонкое, пластичное, комфортное в эксплуатации, недорогое, однако недостаточно износостойкое.

Для привода рулевого Т-85 и мотора мощностью от 55 л.с. необходим трос М66. Крепление прочное, износостойкое, отличается большим диаметром.

Для двигателей, работающих на большой мощности, требуется оснащение судна гидравлическими рулевыми системами. Приборы поддерживают плавное движение, легкую смену направления плавсредства.

Какой рулевой консоли стоит отдать предпочтение

При оборудовании судна рулевым управлением учитываются:

  • назначение плавсредства (рыбная ловля, отдых, охота, путешествия);
  • длительность поездок, планируемые расстояния;
  • влагостойкость материалов;
  • габариты изделий.

Размеры консоли должны совпадать с габаритами судна и физическим параметрами водителя. Способ крепления изделия должен соответствовать модели плавсредства (учитывается конструкция кокпита).

Необходимо предусмотреть порядок снятия элемента для разборных лодок. Монолитные консоли подходят крупногабаритным неразборным плавсредствам. Специалисты рекомендуют приобретать консоли с небольшим весом для предотвращения чрезмерного расходования топлива.

Топ лучших моделей

В рейтинг лучших систем рулевого управления входят:

  • узкая и широкая консоль;
  • стойка из нержавеющей стали;
  • консоль, дополненная с сиденьем;
  • компактная рулевая стойка, закрепляющаяся на баллонах;
  • консоль «Спорт» с защитным стеклом;
  • конструкция для надувных лодок из поливинилхлорида и моделей с жесткой структурой (РИБ).

Консоль палубная узкая производится из стеклопластика, отличается компактными габаритами, бюджетной стоимостью, прочностью. Изделие подходит для небольших плавсредств из ПВХ. В длину модель достигает 80 см, в высоту — 115 см, в ширину — 50 см. Конструкция снабжена ветровым стеклом. Доступен монтаж защитного поручня.

Рулевая консоль широкая со стеклом и палубным креплением производится из стеклопластика, оснащена защитным поручнем. Модель предназначена для плавсредств средних габаритов, оснащенных подвесными двигателями. В длину консоль достигает 0,9 см, в ширину — 0,6 м, в высоту — 1,1 м.

Стойка рулевая из нержавеющей стали «Компакт» является прочной, износостойкой конструкцией, предназначенной для дистанционного регулирования судна из ПВХ. Модель сконструирована из труб диаметром 20−25 мм. Изделие подходит для эксплуатации с редукторами G12, G10, T67. Правая сторона стойки отведена под машинку реверса и газа. В упаковку включены крепежные элементы (гайки, хомуты, трос).

Стойка для рулевого управления, сконструированная для крепления к 2 баллонам плавсредств из поливинилхлорида, выполнена из нержавеющей стали. Конструкция предназначена для работы с разными моделями редукторов. На стойке фиксируется контролер газа и реверса. На судне изделие закрепляется с помощью рыма, который фиксируется на конструкции. В комплект входят крепежные элементы и водостойкий клей.

Для компактных лодок оптимально использовать стойку, которая крепится на 1 баллон. Устройство эргономично, позволяет экономить пространство плавсредства. Модель универсальна, т.к. подходит для разных редукторов и регуляторов мощности двигателя. Комплект включает крепежные элементы (винты, трос). Модель отличается доступной ценой, небольшой массой, долговечностью.

Консоль из пластика, дополненная посадочным местом для водителя, компактна, эргономична, устойчива. Конструкция закрепляется на правом борте судна. В длину консоль достигает 0,5−0,6 м, в ширину — 0,6−0,65 м, высота составляет 0,48−0,56 м. Конструкция оснащена сиденьем высотой до 44−48 см, которое крепится к транцевой опоре, установленной на каркасе судна. Вес изделия составляет 5 кг. В комплект входят крепления, трос, инструкция.

Консоль-мини «Спорт» изготовлена из стеклопластика и дополнена защитным стеклом. Конструкция устойчива, надежна, рекомендована для плавсредств длиной более 390 см. Вес изделия составляет около 5,5 кг. Крепление опор осуществляется к баллону судна с помощью рымов и винтов. В длину консоль достигает 64 см, в ширину — 80 см, высота составляет 67 см.

Габариты консоли позволяют закреплять и использовать навигационные системы, эхолот, датчики, устройства контроля скорости. Конструкция предназначена для лодок с баллонами, в диаметре достигающими 42−60 см. Изделие укомплектовано ветровым стеклом, рымом, гайками, винтами для крепления на судне. Консоль подходит для разных моделей механических редукторов.

Комплекс для дистанционного управления лодок с мотором YAMAHA 9.9 отличается полной комплектацией. Конструкция долговечна, прочна, универсальна, т.к. предназначена также для управления навесными двигателями на 15 л.с. со схожими техническими характеристиками.

В комплект входят консоль из прозрачного пластика, редуктор Т-67, штурвал диаметром 325 мм, 2 троса марки М-58 длинной 3−6 м. Конструкция оснащена датчиками, переключателем ступеней передач (B-47 либо В-49), переходниками, реверсом и дроссельной заслонкой, рулевым рычагом, комплектом фитингов, гаек.

Установка на катер рулевого оборудования

Как выбрать рулевое управление для лодочного мотора

Сегодняшний рынок предлагает владельцам моторных лодок и катеров два типа рулевых систем управления:

  • румпельное (ручное, прямое) управление зачастую штатно ставится на спасательные, рыбацкие и спортивные лодки, этот тип управления отлично подходит судам, чья задача – частое и сложное маневрирование.
  • дистанционное управление, отличный выбор для лодок, длина которых превышает 3,5 м. Находясь у рулевого колеса, человек ведущий судно получает гораздо лучший обзор, нежели у румпеля, что добавляет системе очков в плане безопасности.

В любом случае основными критериями при выборе системы рулевого управления, являются – мощность двигателя, размер судна и расстояние от руля до транца лодки. В последнее время, на рынке наблюдается существенный перевес продаж в пользу систем, основанных на принципах дистанционного управления, о них и хочется поговорить в этой статье.

Рулевая мини-консоль для лодки ПВХ


Основным отличием мини-консоли от стандартной являются её габариты. Она также подходит для малогабаритных плавательных средств, а основное её достоинство – малый размер. Такая консоль не занимает на плавсредстве лишнего места.
Достоинства такой модели:

  • консоль можно установить на различные лодки из ПВХ;
  • небольшие размеры и вес, простота установки;
  • устанавливается на баллон с помощью прикреплённых на него специальных переходников.

Характеристики и цены

  • Размеры консоли: 480-490*510-520*430-460;
  • Вес: 2,6-3 кг;
  • Габариты упаковки: 525 * 540 * 470;
  • Объём – 0,140 м2;
  • Вес консоли в упаковке = 3,8-4,5 кг.

Цена такой консоли: от 7500 до 11750 рублей.

Механическое рулевое управление

Набор стандартного механического рулевого устройства включает в себя следующие комплектующие:

  • Механический рулевой редуктор. В зависимости от мощности мотора к управлению которым подключается этот узел, их делят на две группы: для двигателей до 55 л.с. и более 55 л.с. В свою очередь, рулевые редукторы второй группы (более 55 л.с.) имеют допуски к применению на моторах мощностью до 200 л.с. Вот только специалисты, рекомендуют двигатели после 150 л.с. оборудовать уже гидравлическими рулевыми системами, ввиду большой массы и мощности моторов.
  • Рулевой трос. Трос металлический, запакованный в пластиковую оболочку, внутри которой свободно двигается. Марка троса зависит от модели редуктора. А вот его длину определяют, отталкиваясь от габаритов и конструкционных особенностей судна. Установленному на лодке двигателю мощностью до 55 л.с., соответствует марка троса М58, свыше 55 л.с. марка М66.
  • Рулевые рычаги или тяги, подбираются согласно марке и количеству установленных на лодку моторов. Здесь нет четких правил установки и соответствия, поэтому каждый случай стоит рассматривать отдельно.
  • Рулевое колесо или штурвал. Самая понятная даже новичкам часть рулевой системы. Крепится, как правило, на рулевой редуктор. Не имеет строгого соответствия, каким-либо конкретным рулевым системам.

Принцип действия механического рулевого управления следующий: поворот руля в левую или правую сторону приводит в движение шестерню рулевого редуктора, на которую наматывается рулевой трос, проложенный вдоль борта судна. К двигателю трос крепится посредством рулевых рычагов. Переключение передач, регулировка оборотов и угол наклона подъема двигателя также осуществляется через тросы, правда меньшего диаметра, так как нагрузка на них минимальна.

Плюсы механической дистанции:

  • невысокая цена;
  • беспроблемный монтаж;
  • огромный выбор на рынке.

Без минусов тоже не обошлось:

  • сравнительно недолгий срок службы;
  • чувствительность тросов к особенностям укладки в корпусе судна;
  • проблемы с управлением слишком мощными двигателями.

Цена среднего по качеству комплекта около 10 000 рублей.

Какую рулевую консоль для лодки ПВХ купить?

Приспособление, которое выполняет функцию для изменения направления движения маломерного судна (лодки), а так же катеров дистанционно ─ рулевая консоль. На ней есть возможность установки приборов контроля, необходимые для управления работой двигателя.

Все нужное оборудование крепится на оригинальном шасси, к нему подводятся все системы управления мотором. Здесь могут располагаться: вольтметр и тахометр, а также триметр (прибор показывающий величину наклона подвесного мотора). Владельцы размещают на ней навигатор и эхолот. Существуют разные вариации дистанционного управления, которые подбираются по конструкционным особенностям маломерных судов из ПВХ.

Выбирая нужный вариант, рекомендуется обратить внимание на следующие вопросы, это:

1. Вариант применения судна:

  • рыболовство и охота;
  • долговременные путешествия или водный отдых.

2. Как часто владельцем используется плавательное средство и какая протяженность маршрутов.

Перед покупкой надо изучить всю информацию о предлагаемых консолях, а именно:

  • их виды, в чем отличие и преимущества;
  • какой материал применяется в ее изготовлении;
  • параметры рулевого изделия, его размеры.

На нее можно навесить дополнительные бардачки для нужных вещей, есть и быстро снимающиеся варианты дистанционного управления.

Обычная рулевая консоль

Обычное дистанционное управление для судов из ПВХ предусматривает устройства, это:

  • удлинители румпеля;
  • редуктор штурвала;
  • рулевые тросики;
  • реверсной машинки с газом.

Установку управления движением дистанционно владелец плавательного средства делает после приведения его в рабочий режим, непосредственно перед спуском на воду.

В обычное дистанционное управление входит:

  1. Мотор лодки (ПЛМ), который может работать дистанционно.
  2. Система управления движением, а именно:
  • консоль рулевая (широкая или узкая), с наличием мест крепления штурвала и машинки реверса хода с газом;
  • редуктор, он имеет много видов исполнений, подбирается под конкретную модель мотора и штурвала;
  • штурвал;
  • трос, который измеряется в футах;
  • тяга;
  • кронштейн для крепления тяги.

Редукторы делятся на два вида, это:

  • для подвесных моторов до 55 лошадиных сил, у которых одинарная передача;
  • для моторов от 60 лошадиных сил и выше, они изготавливаются планетарного вида.

Обычно панель дистанционного управления изготавливается из водостойкой фанеры или стеклопластика, а также из нержавейки (трубный вариант). Реже можно увидеть модели из других материалов.

Как поймать больше рыбы?

Мини консоль для лодки ПВХ

Консоль мини отличается от обычной панели дистанционного управления, своими размерами, ее хорошо устанавливать на плавательные средства с небольшими габаритами.

Преимущества рулевой «мини», это:

  • предусматривается установка на любой вид и размер судов из ПВХ;
  • легкость в установке, вес управляющей движением конструкции;
  • ставится конструкция на баллон лодки при помощи специальных переходников (наклеиваемые рымы), которые поставляются в комплекте с мини консолью;
  • есть возможность установить дополнительно 2-3 прибора (навигатор, эхолот, вольтметр или тахометр).

Мини консоль использует в управлении стандартные редукторы, это:

  • редуктор G08, T67;
  • редуктор T-71FC, и другие аналогичные редуктора.

Гидравлическое рулевое управление

Гидравлическая дистанционная система чаще всего монтируется в паре с моторами, мощность которых превышает 150 л.с. и состоит из следующих узлов и деталей:

  • Помпа рулевого привода является ручным масляным насосом, на валу которого закреплено рулевое колесо. При вращении колеса с валом в ту или иную сторону помпа посылает под давлением масло к определенным полостям гидроцилиндра, закрепленного на подвесном двигателе.
  • Гидроцилиндр является устройством разделенным поршнем со штоком на две полости. В момент приложения усилия к рулю, давление масла в одной из полостей вырастает, и поршень идет в обратную сторону, направляя усилие либо на подвижную часть двигателя, либо на поворотную колонку.
  • Гидравлические шланги соединяют рулевую помпу с гидроцилиндром. Длина и прочие рабочие параметры рассчитываются исходя из габаритов и конструкционных нюансов катера или лодки.
  • Рулевое колесо идентично вышеописанному в разделе о механической дистанции.

Важнейшей составляющей гидравлического рулевого управления является масло. Такие его свойства как отсутствие способности к сжатию и минимальное трение, приводят к полному исключению люфта. Поэтому в точности передачи сигнала от руля к конечному механизму гидравлической дистанции нет равных.

К достоинствам гидравлического дистанционного управления можно отнести:

  • усилие, прилагаемое на рулевое колесо, в сравнении с механикой, практически отсутствует;
  • точность в передаче сигнала от руля к двигателю;
  • возможность монтажа системы в связке с несколькими моторами;
  • возможность подключения системы «Автопилот»;
  • возможность управлять гораздо более мощными моторами, чем с механикой;
  • надежность.

Ну и один маленький минус, это немаленькая цена. В среднем это где-то около 30 000 рублей.

Установка рулевой консоли для лодки ПВХ

Установка конструкции дистанционного управления движением судна не составляет труда, но некоторые моменты необходимо прояснить, это:

  • желательно устанавливать ее на середине лодки (берется длина плавательного средства, и делим пополам), это размещение уравновешивает реактивную силу гребного винта;
  • всегда при установке учитывайте мощность ПЛМ;
  • применяйте редуктор к двигателю соответствующей мощности: Т67 для мотора 60 лошадиных сил;
  • для этой пары рекомендуется трос Т-09 ил М58;
  • в этом случае диаметр штурвала не должен быть больше 400 миллиметров.

Электрическое рулевое управление

Рассматриваемый комплекс приборов и механизмов, это скорее дополнение к двум вышеописанным системам, чем самостоятельное рулевое управление. Поэтому логичным будет просто пройтись по основным моментам симбиоза трех этих систем.

Итак:

  • основное преимущество этой системы в возможности отказаться от частичного или даже полного использования тросов;
  • пульт управления и двигатель соединены между собой лишь кабелем, который передает электрические сигналы к установленным на двигателе электромоторам, а уж они дают ход поршням гидроцилиндров;
  • электрическая система также дает возможность исключить установку тросов на переключатели передач и газ/реверс;
  • при наличии на судне спаренных двигателей, электрическая система единственный способ синхронного управления ими.

Другими словами, электрическая система рулевого управления, это скорее опция, причем достаточно дорогая. В зависимости от комплектации и марки производителя ее стоимость колеблется в районе 100 000 рублей.

Выбор рулевого троса

К вопросу подбора троса для консоли нужно отнестись внимательно, поскольку он является важнейшей составляющей всей системы управления. В моторной лодке всегда присутствуют два троса одной длины: один отвечает за регулировку газа, а второй за переключение передач. Тросы для управления лодочными моторами делятся на несколько типов и оснащены разнообразными наконечниками. Главный момент при подборе троса – верно просчитать нужную длину. Перед покупкой товара желательно ознакомиться с его характеристиками. Для начала попробуйте просчитать нужную длину самостоятельно. Для этого нужно выполнить несложные расчеты: длина расстояния от центра редуктора до борта судна плюс длина лодки по борту, плюс половина транца.

Лучше всего приобрести весь комплект дистанционного управления одновременно. Чтобы установить его надёжно, правильно подобрав детали.

Для капитана, управляющего данным плавательным средством, возможна установка специального кресла с возможностью поворота. У некоторых из них регулируется высота. Большое достоинство такого сиденья – это малые габариты и хорошая поддержка осанки, что очень желательно при длительных поездках. На крупногабаритных лодках такое кресло капитана выглядит достаточно привлекательно. Закрепить такое кресло можно и на малогабаритных суднах. К тому же уже есть в продаже механизмы, с помощью которых поворотные кресла можно устанавливать на банках.

Рулевая консоль для надувных лодок – консоль управления для лодки ПВХ

Хотим поделиться с читателями опытом оснащения открытой надувной лодки РИБ стандартной комплектации ДУ и самодельным пультом — рулевой консолью, а также впечатлениями о прицепе-трейлере для транспортировки лодки и, конечно же, о поездке на Дон, которую мы совершили в июле прошлого года.

Идея отправиться куда-нибудь на речные (морские) просторы зрела в наших головах давно, и как нельзя кстати, подвернулась возможность для ее осуществления. В начале года мы заказали 4,5-метровый ПВХ РИБ «Фалкон» харьковской фирмы «Бриг», а в мае лодка уже стояла в гараже. Все необходимые аксессуары пришлось приобрести, так как лодка приходит ничем, кроме весел-гребков, не укомплектованной. Оставались неразрешенными три проблемы: изготовление рулевой консоли — поста управления, установка ДУ на отечественный ПМ и приобретение прицепа.

Рулевую консоль для надувной лодки из ПВХ (мы называем ее рубкой) решили сделать собственными силами и по своему вкусу, так как, на наш взгляд, она является самым важным, ключевым узлом: ведь на ней монтируются все элементы управления двигателем, приборы контроля (спидометр, тахометр, температурный датчик), сигнальные огни и звуковой сигнал, прожектор, ветровое стекло (если лодка скоростная), над рулевой консолью возможна установка сборно-разборного тента для защиты от дождя или солнца, а спереди — откидного стульчика для пассажира. Ни одна виденная нами конструкция рулевой консоли промышленного изготовления в полной мере данным требованиям не отвечает. Кроме того, выяснилось, что фирма-производитель предлагает полностью укомплектованную лодку по цене, почти в два раза превышающей стоимость «базы». Это обстоятельство и сыграло решающую роль.

Эскиз с размерами рулевой консоли для лодки приводим. Ширину консоли (450 мм) мы брали из расчета установки в ее основании аккумулятора, но установить его пока не успели: надеемся сделать это в следующую навигацию. Эксплуатация лодки показала, что рулевую консоль можно сделать чуть уже и ниже: тот же аккумулятор можно ставить не только внутрь, но и отдельно — в закрываемый пластиковый ящик.

При проектировании поста управления мы старались сделать его таким, чтобы тот, кто будет управлять лодкой, не испытывал дискомфорта. Ноги должны удобно помещаться внутри «рубки», а не в «обхват»; острые края должны быть закруглены и, при возможности, в дальнейшем будут отделаны мягким материалом, чтобы на качке не травмировать людей.


Эскиз рулевой консоли в сборе.
А — диаметр под крепеж редуктора и штурвала.

При изготовлении рулевой консоли использовалась шлифованная влагостойкая фанера толщиной 10—12 мм. Выпилив детали, мы собрали конструкцию на мебельных уголках, промазывая все торцы фанеры и крепежные элементы эпоксидным клеем. В лицевой (передней) панели высверлили отверстия под установку редуктора с рулевым колесом, под выключатели и приборы контроля, провод экстренной остановки двигателя и трос рулевого управления. (Все приборы желательно закупить заранее, так как отверстия нужно сделать на стадии изготовления — до покраски узла.) Зачистили все шлифовальной бумагой, проклеили стыки стеклотканью, загрунтовали и окрасили финской морской краской. Дно пришлось усилить двумя слоями фанеры для прочности. Собранный узел прикрепили пятью мощными шурупами к пластиковому пайолу. Сбоку прикрепили топовый фонарь. Мачту и крепеж к ней разработали самостоятельно. Мачта с фонарем отсоединяется от крепления пульта простым выдергиванием, а электрический контакт осуществляется пружинным лепестком, расположенным на контактной площадке. Крепление — «ласточкин хвост». Материал — Д16Т. Мачта отполирована и окрашена белой эмалью горячей сушки.

Мы уверены, что многие создадут свои варианты рулевой консоли, что называется, «под себя». Наша задача — дать идею. Главное, чтобы было удобно и надежно. Пластмассовые импортные аналоги могут «отдыхать».

Несколько слов об установке отечественного ПМ на, можно сказать, импортную надувную лодку из ПВХ. О том, что для нее нужен ПМ с удлиненным дейдвудом, мы узнали только при получении нашего заказа. Правда, это принципиально ничего не меняло, так как на то время мы располагали только отечественным ПМ «Нептун», поэтому ничего не оставалось делать, как установить именно его.

ПМ работал исправно, но лодку толкал слабовато, отчасти из-за недостаточной мощности, а отчасти из-за того, что на больших оборотах винт хватал воздух, поскольку антикавитационная плита находилась лишь чуть ниже уровня воды. Лодка достаточно хорошо набирала скорость, но не разгонялась до выхода на глиссирование.

Следующей проблемой, с которой мы столкнулись, было подключение импортного ДУ (попробуйте найти в продаже отечественное!). Все детали были заранее заказаны по морскому каталогу «Maritim 2002», включая специальный адаптер для отечественного ПМ, изготавливаемый в той же Финляндии, и удлинительную тягу, однако смонтированная конструкция никак не хотела поворачивать «Нептун» в обе стороны одинаково хорошо. Как мы ни старались, так и не удалось этого добиться. «Нептун» резво поворачивал до упора влево, и лишь совсем на немного — вправо. Пришлось смириться с тем, что нельзя делать полную циркуляцию в обе стороны. Впрочем, на той скорости, которую наш «Фалкон» достигал (15-20 км/ч), этого было вполне достаточно, чтобы заранее повернуть рулевое колесо и выровнять направление его движения.

Что касается подключения к двигателю тросов, наибольшую сложность представляет адаптер реверса, так как надо соблюсти три фиксированных положения толкателя и учесть, что двигатель еще должен без усилий откидываться, не повреждая трос газа и реверса. Эту задачу мы решили, исключив из конструкции шток ручного переключения реверса и соединив (через переходную и направляющую втулки) управляющий наконечник и рычаг управления на самом двигателе. Вся конструкция должна обеспечивать регулировку зазоров для четкого включения нейтрали и хода. Помните, малейшая недоработка в конструкции и отладке может свести на нет удовольствие от отдыха на воде!

Чтобы забрать лодку из торгующей фирмы, был приобретен специализированный прицеп отечественного производства. Некоторое время понадобилось на то, чтобы пройти техосмотр и получить для него номер. И вот, наконец, наступил долгожданный миг. Взяты отпуска, собраны вещи, и команда из семи человек отправляется в путь по трассе Москва—Волгоград.

Выехали из Москвы вечером, а уже в 11 утра следующего дня были под Волгоградом. Не доезжая до него 80 км, свернули направо до городка Иловля и, проехав через него 20 км по проселочной дороге, добрались до турбазы «Тихий Дон». База представляет собой маленькие двухместные деревянные домики, расположенные под сенью дубовой рощи, с проведенным светом, мангалами для приготовления пищи. Питьевая вода — привозная. На нашу компанию был один холодильник, находившийся в одном из домиков. Цены более чем демократичные. Продукты на городском рынке стоят примерно столько же, сколько в Москве. У нас с собой была двухконфорочная бензиновая плитка, которая нас очень выручила. В этих местах прекрасная рыбная ловля, ловятся судак, щука, лещ.

Турбаза находится на высоком берегу, так как весенний разлив реки постоянно подмывает берега и затапливает огромные пространства. Рядом — прекрасный песчаный пляж, но до него можно дойти только пешком. На территории базы есть лагуна, где оборудован причал и стоят несколько катеров. Дно здесь оказалось илистое, но другого места, где можно было бы спустить лодку, не нашлось. С большим трудом, увязнув по колеса в иле, мы столкнули лодку с направляющих.

На рыбный промысел местные жители ходят на «Казанках» с «Вихрями». Они неизменно с большим удивлением взирали на наше белое чудо, расспрашивали, трогали руками и удивлялись тому, что лодка, оказывается, надувная.

Испытать лодку на волне не удалось, так как стояла на редкость спокойная погода, но она показала себя как комфортабельное судно для семерых пассажиров, которые спокойно располагались на надувных бортах, уложив вещи посередине.

Дон оставил самое хорошее впечатление — можно ходить под мотором и под парусом, но там, где мы отдыхали, все-таки мелковато. Хотя река судоходна и по ней идут даже плоскодонные баржи с песком и щебнем, она изобилует мелями и песчаными косами.

Особенно хочется отметить гостеприимство местных казаков. По выходным они приезжали на турбазу, где мы остановились, с семьями и детьми. Люди приветливые и доброжелательные.

Незаметно пролетела неделя, никто не хотел уезжать, но дела в Москве вынуждали торопиться. С трудом по мосткам втащил лодку с прицепом на берег. У местных рыбаков накупили для московских друзей вкуснейшей вяленой «чухони» и отправились в путь.

Отдельно надо сказать о прицепе производства Московского завода специализированных автомобилей. Пройдя 930 км пути в одну сторону, мы обнаружили, что все шурупы, которые крепят ложементы, ослабли — вывернулись на 2 см, а два шурупа выпали и теперь лежат где-то на трассе Москва—Волгоград — ждут подходящего случая, чтобы пропороть чью-нибудь шину. На обратном пути, двигаясь ночью, случайно обнаружили, что левое пластиковое крыло оторвалось и оплавилось, а на прицепе осталась только задняя часть крыла с брызговиком: передняя часть с кронштейном, светоотражателем и габаритным огнем отсутствовала. Остался только оборванный провод, который подключался к габаритному огню. Разумеется, на тягаче выбило предохранители габаритных огней по левому борту, а освещение прицепа вырубилось полностью! Не знаем, как долго мы двигались в полной темноте, не обозначая своих габаритов, а ведь это происходило на южной трассе с самым оживленным движением грузового автотранспорта, снабжающего свежими овощами, фруктами, арбузами и дынями столицу! И счастье, что никто не въехал в нас!

Можно констатировать: от вибрации вылетели крепежные элементы, крыло вывернулось и легло на покрышку, где полностью и оплавилось. Когда мы обнаружили, что никакого света на прицепе нет, включили противотуманную фару, которая установлена на прицепе. Но клемма, подходящая к этой фаре, держалась настолько слабо, что слетала от вибрации и набегающего потока ветра через каждые 5 км. Инструмент был заложен вещами, так что поджать клемму было нечем. От крупных неприятностей нас спас только наступивший рассвет.

Конечно, может, этот прицеп и очень хороший, но для длинных перегонов он не годится. По нашей рекламации завод-изготовитель восстановил нам прицеп полностью, заменив даже электропроводку. Главный инженер сообщил нам, что завод сделал все, что мог. На следующий сезон мы это проверим, но уверенности уже нет. Руководство завода заявило, что никогда ничего подобного у них не было и наша рекламация вообще первая!

На всякий случай даем совет: господа — потенциальные покупатели прицепа, будьте внимательны! Уделите особое внимание «контровке» всех креплений! Проверяйте все.

Еще хотим отметить, что для длительного путешествия очень важен хороший чехол на лодку. Он не только защищает от дорожной пыли и грязи саму лодку и вещи в ней, но и улучшает аэродинамику, благодаря чему экономится топливо.

А. Калашников и С. Малинов, фото С. Малинова, «КиЯ» 2003 г.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Как подобрать рулевое управление к моторной лодке?

Современная механическая рулевая система представляет собой механический шестеренчатый редуктор (рулевую машинку) и один рулевой трос «тяни-толкай» с «червяком» на стороне редуктора (либо зубчатой рейкой) и стальным штоком на стороне двигателя.

К основным преимуществам «механики» стоит отнести доступную цену, а также простоту и надежность конструкции.

К недостаткам, а точнее конструктивным особенностям, – критичность рулевого троса к количеству изгибов и их радиусу. Первых в идеале не должно быть более двух (90 градусов каждый), а второй не должен быть менее 20 см.

Конструкция корпусов большинства моторных лодок и катеров позволяет без труда соблюсти эти требования, поэтому механические рулевые системы остаются самыми востребованными на рынке. «Механика» может применяться для управления судами с двигателями мощностью до 300л.с., однако, обладая даже 90- сильным двигателем, уже можно задуматься об установке гидравлической системы рулевого управления.

а) Рулевые редукторы

  • Rotary 3000 – полная перекладка руля осуществляется за 3 оборота. Максимальная нагрузка на кабель 136 кг. Максимальный диаметр рулевого колеса 400 мм. Минимальная ответная реакция. Производитель Корея.
  • ZTS – рулевой редуктор с планетарной передачей. Без обратной связи. Максимальная нагрузка на кабель 340 кг. Производитель Корея. Предназначены для установки тросов М-66.
  • Т 67 – рулевой редуктор используется для моторов до 50 л.с, самый простой редуктор под тонкий штуртрос М58 и его аналоги. Полная перекладка руля за два с половиной оборота, ход 230 мм., толкающее усилие 120 кг.
  • Т 85 –самая популярная модель для катеров под мотором свыше 40 л.с., полная перекладка руля осуществляется за три оборота, ход 288 мм., толкающее усилие -340кг., предназначен для толстого штуртроса М66 или их аналоги.
  • Т 71 – усиленный рулевой редуктор, длина хода 288 мм., толкающее усилие 340 кг., полная перекладка руля осуществляется за три с половиной оборота с минимальным возвратным моментом, предназначен для установки тросов М66 и их аналогов.
  • G 10 -Рулевой редуктор для лодочных моторов, мощностью до 55 л.с. Корпус изготовлен из высокопрочного металлического сплава. Имеет планетарную передачу, увеличивающую диапазон применения редуктора. Верхняя накладка чёрного цвета входит в комплект. Используется с тросами управления М58 (Т01). При покупке рулевого редуктора дополнительно необходим переходник Х.333

Штуртроса, подбор их к моторам по мощности, и к рул. редукторам.

Тип тросаМин. Радиус сгибания, ммХод троса, ммТип рулевого редуктораМах мощн. Двиг.
М58200216Т67, G10до 55 л.с.
М66200228Т71, T72, Т85, Rotary 3000, ZTSсвыше 55 л.с.

Выбор механической рулевой системы следует начинать с определения длины рулевого троса. Измеряем расстояние от центра рулевой колонки до борта лодки –«А», путь троса вдоль борта – «В», а также половину ширины транца – «С».

Проведенные расчеты в соответствии с избранным типом крепления рулевого троса. Самым распространенным является крепление троса непосредственно к мотору. Подвесные моторы, рассчитанные на установку рулевого управления, имеют для этого специальную сквозную трубку с резьбой на конце. Оболочка рулевого троса крепится к этой трубке с помощью накидной гайки, а шток рулевого троса, соединяется с двигателем Г-образным рычагом – рулевой тягой.

В этом случае длина рулевого троса подсчитывается следующим образом: к сумме (А+В+С) добавляется 15см. полученное значение переводится в футы (=0.3м.) и округляется в сторону большего числа футов.

Рулевой трос с помощью специальных шарнирных кронштейнов можно закрепить также на стенке рецесса или на транце. Этот вариант применяется в случаях, когда конструктивные особенности лодки или мотора не позволяют закрепить трос непосредственно на двигателе (к примеру, таким образом импортное рулевое управление легко стыкуется с отечественными моторами, не имеющими штатной втулки под рулевой трос). В этом случае из суммы А+В+С следует вычесть 15см.

Следует иметь ввиду, что излишне длинный трос может доставить не меньше хлопот, чем трос короткий. Лишнюю длину придется где то размещать, а с учетом того, что дополнительные изгибы рулевого троса увеличивают нагрузку на рулевой редуктор, это может составить серьёзную проблему.

b) Боудены + привод дистанционного управления (выбор, виды, различия)

Тип боуденаДиаметр троса, ммХод троса, ммМин радиус сгибания, ммСовместимость
C2787200до 200 сил все Японские + Sail+ Selva
C88,587200больше 200 сил
C5795200до 200 сил Mercury, Mariner, Mercruiser
C14775200до 200 сил Johnson, Evinrude
C16775200Mercury, Mariner, некоторые Япония

Самое распространенное решение дистанционного привода манеток газа и реверса на двигателе – применение тросов в боуденовской оболочке типа «тяни – толкай», то есть тросов передающих как тянущее, так и толкающее усилие.

    Подбор троса по длине:
  • Зависит от типа используемого двигателя. Подвесной мотор для обеспечения свободного поворота и откидывания требует тросов большей длины, чем стационарные двигатели. Для определения необходимой длины троса, измеряем расстояние от пульта Д/У до центра транца двигателя, добавляем к полученному значению 90-120 см. (необходимы для создания петли троса, обеспечивающей свободный ход двигателя), переводим полученную величину в футы и округляем в большую сторону.

Для стационарного двигателя петля не требуется т.к он неподвижен.

Удлинители румпеля

Задирающейся нос лодки выравнивается с помощью удлинителя румпеля, который крепится на ручке любого подвесного лодочного мотора. Удлиняя румпель на 70-120 см, можно улучшить развесовку лодки и увеличить эффективность управления лодкой при небольшой загрузке.

Ссылка на основную публикацию