Леска для троллинга – длина, диаметр, особенности

Какую лучше выбрать плетенку для троллинга? Практичные советы.

Ловля хищной рыбы троллингом становится все более популярной во всем мире и в нашей стране, поскольку подобная рыбалка дает возможность поймать рыбу в условиях, когда другие виды ловли малоэффективны.

Троллинг – это буксировка одной или нескольких приманок за оснащенным мотором плавсредством. Плетенка для троллинга – это элемент снасти, который выполняет важную роль в процессе ловли, поэтому к выбору плетенки следует относиться ответственно.

Почему важно грамотно подобрать шнур

При ловле троллингом плетенка выполняет следующие функции:

  • определяет степень заглубления приманки;
  • дает возможность отпустить приманку на нужную дистанцию;
  • помогает почувствовать или визуально определить поклевку;
  • дает возможность выполнить эффективную подсечку;
  • помогает рыболову справиться с добычей в процессе вываживания.

При выборе плетенки для троллинга определяющими являются два критерия:

  1. Максимальная прочность при минимальной толщине.
  2. Длина размотки шнура, намотанного на шпулю.

Прочие особенности плетенки, а именно, ее износостойкость, гладкость, мягкость или жесткость, цвет и т.п. также важны, но не являются определяющими.

Грамотно подобранный шнур обеспечит троллингисту рыбалку, на которой он сможет наслаждаться всеми нюансами ловли и не думать о неприятных моментах, которые гарантированы, если шнур выбран неграмотно. А такими неприятностями могут быть:

  • обрывы приманок на зацепах, если прочность шнура рассчитана неверно или не соответствует заявленной его производителями;
  • потери приманок и добычи при подсечках и в процессе вываживания, в случае если шнуру присущи вышеуказанные недостатки;
  • недостаточное заглубление приманок;
  • запутывание шнура;
  • ослабление шнура при контактах с дном, обладающим абразивными свойствами;
  • перетирание шнура в местах крепления прищепок для планеров или даунриггера, если шнур имеет низкую абразивную устойчивость;
  • сложность определения отпуска приманок, если шнур имеет однотонную окраску, а мультипликаторная катушка не снабжена счетчиком лески.

Критерии плетеного шнура

Толщина

Любому рыболову ясно, что чем тоньше шнур и, в то же время, крепче, тем лучше. Но чудес не бывает. Всегда приходиться идти на компромисс. Слишком толстый шнур способен вырвать приманки из объятий подводных коряг, пусть даже ценой разогнутых крючков, но он не позволит приманкам (особенно это касается воблеров) заглубиться на нужный уровень. Поэтому необходимая для ловли толщина и разрывная нагрузка, как ее производная, определяются следующими условиями ловли:

  1. Ловля на акватории, лишенной каких-либо придонных зацепов с одним, двумя или несколькими спиннингами, незакрепленными на тарге (устройство для крепления троллинговых удилищ), когда спиннинг держат в руке – плетенка минимально допустимой толщины, поскольку после остановки двигателя с помощью спиннинга и катушки рыболов способен успешно доставить рыбу на борт, пусть и немного помучившись с вываживанием.
  2. Ловля на акватории без зацепов, но с удилищами, закрепленными на тарге – шнуры с более высокой разрывной нагрузкой и, соответственно, толщиной, а также с повышенной ударной нагрузкой, возникающей в моменты резких перегрузок, таких как рывки рыбы, причем к сопротивлению добычи добавляется скорость движения плавсредства, поскольку на подобной рыбалке двигатель во время вываживания не останавливают. При поклевках таких перегрузок не возникает, так как рыба засекается сама и в момент поклевки ударная нагрузка нейтрализуется спиннингом и фрикционом катушки.
  3. Ловля в местах, богатых зацепами. В ущерб максимально возможному заглублению используются толстые прочные и износостойкие шнуры, а для того чтобы приманка шла в нужном слое воды, используют специальные заглубители.

Диаметр

Диаметр – это условная величина, которая указывается на шпулях с плетенкой. Условная она потому, что ни один шнур не может иметь идеально круглое поперечное сечение. Тем не менее, величина диаметра выполняет полезную функцию в двух случаях:

  1. Когда требуется сравнить шнуры одного наименования.
  2. В обсуждениях в среде рыболовов, поскольку при упоминаниях плетенок от разных производителей принято ссылаться все же на диаметр, а не на другие характеристики.

Также полезен диаметр, когда приходится выбирать шнуры для ловли конкретного вида рыб. Беря усредненные для разных брендов значения данной величины, можно порекомендовать шнуры следующих диаметров:

  • для окуня – 0.1-0.2 мм;
  • для судака – 0.13-0.2 мм;
  • для средней щуки – 0.15-0.2 мм;
  • для крупной щуки – 0.2-0.3 мм;
  • для сома – 0.3–0.4 мм и более;
  • для морского троллинга (тунец, марлин) – 0.4 мм и более.

Надо сказать, что для ловли троллингом лосося шнур не используют, поскольку эта рыба негативно реагирует на заметную в воде плетенку, а, кроме того, совершает такие рывки, что нерастяжимый шнур часто не справляется с ударными нагрузками.

Цвет никоим образом не влияет на уловистость, но важен для комфортной ловли. Если катушка не снабжена счетчиком лески, то удобно использовать многоцветный шнур, каждые пять или десять метров которого окрашены в разные цвета.

Флюоресцентный шнур удобен при ловле в сумерках или ночью.

Ловля троллингом для начинающих и выбор снасти

Рыбалка троллингом стала возможна после стремительно роста доступных маломерных плавательных средств и предназначенных для них лодочных моторов. Прототип этого вида лова в виде дорожки давно отошёл на второй план. Ведь буксировка приманок посредством механической силы намного удобней и комфортней для рыболова, да и мобильность при поиске перспективных участков стоянки хищника является в рыбалке не последним делом.

Частая и быстрая смена мест, возможность облова больших территорий и разнообразных по уровню глубин сделали троллинг самым верным способом добыть реально трофейную рыбу, но в то же время и сыграли с этим способом злую шутку, придав ему репутацию вида лова направленного на истребление маточного поголовья хищника. Стоит отметить, что троллинговая ловля не во всех регионах нашей страны является законным способом добычи рыбы, поэтому планируя рыбалки, стоит уделять данному фактору особое внимание, уточняя трактовку местного закона.

Каким же образом организовать троллинговую рыбалку, обеспечив процесс в аспекте технической части и вспомогательных приспособлений, а также об основных стратегиях ведения охоты, рыболову станет известно после прочтения данной статьи.

Что такое троллинг

Троллинг – это современный способ добычи рыбы с использованием моторизированного плавательного средства с комплексом снастей и приманок, обеспеченный гаджетами для навигации и эхолакации, помогающих вести поиск трофея на обширных водных акваториях. В рыбалке троллингом роль рыболова заключается в подаче приманки на определённую глубину и расстояние, непосредственный контроль за поклёвками и последующее вываживание засечённой рыбы.

Проводка или вернее буксировка насадки осуществляется за счёт движения лодки. В момент лова можно использовать и контролировать несколько схожих по параметрам снастей с различными по типу приманками, ведущимися на отличающихся по величине друг от друга уровнях глубины. Данный способ ловли предназначен для добычи морской и пресноводной хищной рыбы на приманки искусственного и животного происхождения.

Разновидности

Ловля троллингом имеет несколько направлений и градацию по разновидностям в зависимости от места лова. Различают такие виды рыбалки как:

  • морской троллинг;
  • речной способ лова на умеренных течениях;
  • троллинговая рыбалка на малой реке.

Кроме отличий связанных с водоёмами троллинговые рыбалки делят на тематические, по определённому виду хищника и общие, в которых вид трофея изначально не ставится во главу результата рыбалки и ведётся наудачу. К тематическим рыбалкам в большей мере относится лов в пресных водоёмах, когда целенаправленно охотятся за щукой, судаком или сомом, применяя для этих целей специально подобранные приманки.

Морские рыбалки сложнее планировать под определённый вид рыбы из-за широкого разнообразия обитателей акваторий. Такие стратегии ловли схожи с лотереей, когда трофеем в улове может стать абсолютно любая рыба. Кроме вышеперечисленных разновидностей способа, троллинг делят на основной и поисковый. Основной – когда хищника ловят только с движущейся лодки. Поисковой – когда найденные буксировкой приманок зоны скопления объектов лова, впоследствии облавливают классическими спиннинговыми видами охоты, заякорив на определённой точке плавательное средство.

Снасть для троллинга

Фундаментальной снастью троллингового лова является спиннинг. Невзирая на разновидности троллинга, комплект спиннингового оборудования должен обладать повышенной мощностью, способной выдерживать серьёзные перегрузы. Избыточные нагрузки не только связанны с возникновением усилий при борьбе с массивной пойманной рыбой и проводкой тяжёлых глубоководных приманок, но возникают и от частых зацепов крючками ловчих инструментов за подводные препятствия, что в этом направлении охоты считается ординарным, рабочим случаем. Основные критерии подбора комплекта снасти рассмотрим в более тщательном ракурсе, останавливаясь в отдельности на каждом элементе.

Удилище

Материал спиннинга для троллинга должен отвечать требованиям прочности в совокупности со свойствами высокой пластичности. Масса удилища для этого способа лова не ставится в ранг важнейшего критерия, ведь рыболов не держит на постоянной основе снасть в руках, а контачит с ней периодически, что не вызывает усталости. Следовательно, даже бланки с усилением заводных колец, изготовленные из стеклопластика вполне сгодятся за каркас снасти.

Длина

В лодке неудобно использовать длинные снасти, поэтому оптимальными вариантами длин бланка считают удилища в пределах 2,3 – 3 метра. Таким спиннингом можно комфортно орудовать при подаче и наладке хода приманки, а также корректировать траектории, обводя возникающие по ходу проводки препятствия.

Троллинговые снасти подбирают с тестами начиная от 20 грамм. Это оптимальное значение, с которым можно вести проводку воблера в поверхностном горизонте воды, заведомо закладывая в риск непредвиденные зацепы, серьёзно нагружающие бланк. Практика показывает, что при охоте на малых реках годятся удилища с тестовым коридором в 20–50 грамм. При ловле в крупных реках, озёрах и водохранилищах 40–80 грамм, а морское направление добычи трофея ведётся снастью с тестами начиная от 100 грамм и выше.

Строй

Для обеспечения гарантированной самоподсечки клюнувшей рыбы лучшие результаты показывают снасти средне-быстрого и быстрого строя. Медленные бланки не гарантируют надёжности подсекания ввиду мягкости и высокой степени амортизации материала, дающей шанс ускользнуть рыбе, выплюнув ослабленную натяжкой шнура приманку. Сверхбыстрые бланки повышают надёжность засечки, но легко ломаются при зацепах и резкой поклёвке рыбы.

Катушка

В комплектации снастей для ловли на троллинг применяют тяговые безынерционные и мультипликаторные катушки с объёмными вместительными шпулями.

Важно! В конструкции катушки особое значение придают тонкости настройки фрикционов, что способствует сохранению удилища и приманок в моменты возникновения зацепов.

При добыче рыбы в пресных водоёмах применяют катушки начиная от 3500 единиц. Для морских рыбалок предпочтительней установка громоздких мультипликаторов со счётчиком шнура и с запасом шпули в сотни, а то и в тысячу метров. В последнее время в продажах появились миниатюрные мультипликаторы, удовлетворяющие троллинговому лову в небольших водоёмах на некрупный трофей.

Леска

В приоритете оснастки под троллинговый лов установка не растягивающегося плетёного шнура, который отчётливей и быстрее передаёт сигнал поклёвки и занимает меньший объём в шпуле, имея высокие пределы разрывных нагрузок при меньших диаметрах. Комфортны в ловле разноцветные плетёные шнуры, по раскраске участков которых визуально просто определять длину размотки снасти. Монофильные лески ввиду высокого коэффициента растяжения и больших диаметров нити в троллинговых рыбалках применяются редко и в весьма специфических условиях охоты на коротких дистанциях ведения приманок.

Лодка для троллинга

Для морского вида охоты под лов оснащают различной мощности катера, позволяющие делать дальние переходы и противостоять сложным погодным условиям. Выбор лодки для более привычного в нашем понимании вида тролла в речных и озёрных условиях гораздо проще и непритязательной.

Важно! Для осуществления троллинга подойдёт любая лодка из ПВХ, деревянная, пластиковая или металлическая модель, имеющая в наличии транец или же приспособление для навески мотора.

Мощность мотора, будь то электрического или бензинового агрегата, зависит от массы и грузоподъёмности лодки. Под лов лодка оснащается удобными сиденьями и различного рода приспособлениями, способствующими удержанию снастей и навигационных гаджетов, хранению приманок и пойманных трофеев. Весь этот тюнинг плавательного средства обустраивается под индивидуальные надобности и предпочтения рыболова, отвечая требованиям безопасной эксплуатации лодки и ведения комфортной рыбалки.

Вспомогательное оборудование

Начинающие рыболовы, только подошедшие к освоению троллингового лова, должны иметь понятие о вспомогательном оборудовании, которое обеспечит дополнительное качество и удобства ведения рыбалки. От наличия этих элементов будет зависеть экономия дорогостоящего на рыбалках времени, а также количественная составляющая уловов.

Это не говорит о невозможности осуществления троллинга без данных гаджетов и девайсов, ведь их можно приобретать не единовременно, а по надобности, со временем входя во вкус и уже понимая суть такого рода рыбалок, а можно не использовать и вовсе, игнорируя удобства и рассчитывая сугубо наудачу. К примеру, наличие GPS-навигатора поможет быстро найти отмеченную на озере траекторию, которая по ходу предыдущей рыбалки показала значимый по добытым трофеям результат и была предусмотрительно внесена в память устройства. На рассмотрении некоторых важных вспомогательных вещей мы остановимся чуть подробней.

Эхолот

Несомненно, что эхолот не станет лишним наворотом в лодке, предназначенной для троллинга. Информация о рельефе дна в полной мере способна стать исходными данными для стратегии планируемой рыбалки. Имея в наличии этот прибор, рыболов быстро ознакомится с предполагаемой к лову территорией, сделав её предварительный обход и выявив перспективные точки. К тому же некоторые современные гаджеты данного направления кроме рельефа дна могут показывать наличие трофея, что позволит в нужном месте и в точном горизонте воды вести приманку и быть готовым к возможной реакции рыбы в виде поклёвки.

Разнообразие эхолотов с различными возможностями и ценовым уровнем позволяет подобрать прибор и под свой бюджет, и под свои потребности. Некоторые гаджеты, совмещая в себе эхолакацию с навигацией одновременно, станут незаменимым помощником в ведении повторяющихся на одном и том же водоёме рыбалок.

Даунриггер

Данное устройство способствует точности ведения приманки в определённом горизонте воды. Даунриггер не имеет ничего общего с электронными приборами, но достаточно эффективно справляется со своей функцией, придавая приманке нужный глубинный ход независимо от расстояния её отпуска от лодки.

Суть действия механизма основана на принципе работы миниатюрной лебёдки, закреплённой на лодке, посредством шнура поддерживающей груз, идущий в нужном горизонте. Соединённый клипсой с основным шнуром снасти груз при поклёве рыбы самопроизвольно отсоединяется от тянущейся нити с приманкой, позволяя беспрепятственно извлекать засечённую рыбу.

Другие приспособления

К другому практичному и полезному оборудованию относят держатели удилищ, способные освободить рыболова от постоянного удержания снасти в руках, позволяя ему визуально наблюдать за ходом рыбалки, реагируя лишь на момент случающейся поклёвки. В троллинге с лодок и катеров, где одновременно используется несколько оснасток, зачастую применяют всевозможные приспособления, регулирующие ход приманок и способствующие обеспечению не только глубинных и дистанционных параметров, но и препятствующие спутыванию шнуров. В частности, синкеры и баунсеры отвечают за уровневые показатели хода, а аутриггеры и параваны за их развод и не пересечение траекторий шнуров при проводке.

Читайте также:  Лодка ПВХ Афалина: описание, технические характеристики, отзывы

Приманки

Воблеры для троллинга – классическая и самая распространённая приманка для рассматриваемого нами способа. Производители приманок специально под данный вид охоты выпускают глубоководные воблера с заводскими настройками игры. Кренки, фэты, шеды и минноу наиболее перспективные для ловли типы воблеров. Кроме воблеров в тролле применяют колеблющиеся блёсна и огруженный силикон. Останавливаясь на силиконовых приманках, стоит отметить перспективность таких видов, как риппер и спиннербейт.

Приманки по размерам подбирают исходя из условий ловли, а также величины, планируемой в улове рыбы. В некоторых случаях рыболовы в роли насадки применяют не только искусственные приманки, но и оснасточки с мёртвой рыбкой. Вращающиеся блёсна ввиду высокой вероятности скручивания шнуров редко используются в троллинге, а если и применяются, то в совокупности с нейлоновым шнуром.

Поиск хищника

Даже определив способ ловли хищника, рыболову нужно найти активную рыбу. В троллинговом лове это делают, применяя эхолот. Моторная лодка с наличием этого гаджета поможет быстро решить проблему поиска хищника на обширных акваториях и успешно начать рыбачить. Отсутствие эхолота значительно затрудняет задачу, требуя от рыболова знаний повадок объекта ловли и умение по некоторым надводным признакам, погодным условиям и особенностям строения водоёма отыскать рыбу. Так практически все пресноводные хищники любят охотиться в местах с наличием водной растительности и у неё границ, а также в зонах у дна, которые имеют аномалии в виде линий перепадов глубин, ям, наличия топляка и коряжника. С повышением атмосферного давления хищник сдвигается к мелководью, а при понижении отходит на глубины. Сильная жара затормаживает рыбу, заставляя опускаться ко дну и брать медленно движущиеся приманки.

Троллинг на мелководье

К мелководным зонам относят акватории с глубинами до трёх метров. Зачастую это излюбленные места обитания некрупной щуки, судаков и жереха. Ловля троллингом на реке и озёрах по мелководьям не отличается своими стратегиями. Рыболов использует воблеры с небольшим заглублением, средние по массам колеблющиеся блёсна и разномерный силикон. Оправдывает себя ловля на снулую рыбку. Приманки проводят над водорослями и у границ с чистой водой. Успешны прямолинейные ровные проводки и проводки с потяжками на небольших скоростях хода лодки.

Троллинг на глубинах

Ловля рыбы троллингом на реке с глубинами свыше пяти метров и наличием даже умеренных течений потребует мощных снастей. Для лова применяют глубоководные воблера, тяжёлые блёсна и огруженный силикон. Проводки сопряжены с сильными вибрациями от игры приманки и сопротивления силам течения, к тому же в уловы попадает крупная и сильная рыба, способная при неграмотном вываживании сокрушить снасть. От рыболова потребуется наработка навыка лова, опыт которого проще всего получать, начиная облов с мелководий. По глубинам приманки ведут у дна, даже иногда касаясь грунта. Равномерные проводки чередуют с потяжками, короткими подмотками шнура с последующим спуском, движениями из стороны в сторону. Лодку ведут на средних и повышенных скоростях.

Как ловить троллингом

Касаясь техники ловли троллингом, стоит уделить внимание двум основным моментам ведения приманок по рекам. Проводку можно осуществлять как по течению, так и против него. При выборе тактики лова по течению уделяют особое внимание скорости лодки, которая должна позволять приманке играть, а не свободно сплавляться в потоке воды.

Важно! Правильную игру приманки отличают по своеобразным однородным ритмичным подёргиваниям квивертипа снасти, без какого-либо сбоя.

Проводки приманок против течения в подборе скоростей проще, ведь анимация имитатора достигается даже при минимальном ходе в результате силы водяного потока. В этом случае важным параметром является длина отпуска приманки, влияющая на глубину её хода. В процессе проводки рыболов должен следит за зацепами, своевременно спуская леску и замедляя ход, а при выматывании шнуров уделять внимание траектории движения приманки, не допуская попадания нитки на гребной винт мотора.

Мои снасти для «дорожки» и для троллинга

Владимир Соколов | 20 сентября 2017 г.

Обсуждая с коллегами – вживую или в интернете – работу различных приманок на каких-то конкретных акваториях, иногда узнаю необычные для себя вещи. Например, что с каким-то воблером ловля у кого-то ну никак не получается, хотя в этом сезоне именно на него у меня случилась чуть не половина всех поклевок судака. Причем этот мой воблер стабильно работает и ловит на протяжении двух – трех последних сезонов практически без перерыва «на отдых».

Пытаясь уяснить, чем это явление может вызвано, начинаю задавать вопросы. И по результатам таких бесед удается сделать много интересных выводов о причинах подобных неудач коллег. А прояснив для себя детали, можно выстроить свой алгоритм рыбалки так, чтобы максимально убрать субъективную ее составляющую.

Во-первых, начнем со скорости проводки. (К слову, некоторые ее просто не контролируют, рыбалка ведется «на глазок» – по ощущениям, а GPS-навигатор или иной прибор, измеряющий скорость, на борту отсутствует, хотя как без него можно рыбачить и вообще появляться на просторах Ладоги – я себе уже не представляю). Далеко не у всех суда могут физически поддерживать комфортную троллинговую скорость – от 2 максимум до 6 – 7 км/ч. Но если мотор даже на спокойной воде задает минимальную скорость движения в 5 – 6 км/ч (а это, в первую очередь, касается двухтактников средней мощности, установленных на легких корпусах), то результирующая скорость еще возрастет, если в корму задует свежий ветер.

И тут надо иметь в виду, что далеко не всякий воблер может устойчиво работать на повышенной скорости, да и не любой рыбе интересно бегать за подобными «торпедами», особенно если вода еще не очень хорошо прогрелась. Ну а если еще на эти условия наложится и некорректная работа спиннинга, то положительного результата и вовсе не дождешься. Частенько не удается заинтересовать хищника и когда движение очень медленное – это если приходится идти против ветра и волны. Делаем вывод, что технические особенности лодки для троллинга должны обеспечивать приемлемый диапазон скоростей приманок вне зависимости от курса, ветра и волны.

А вот выбор той скорости, которая наиболее понравится хищнику, определяется уже целиком уровнем профессионализма шкипера судна. И лишь экспериментируя с разными приманками и со скоростями их проводок можно наиболее быстро подобрать ключик к рыбе. Скажем, при ловле с большой планерной системой или с помощью мини-планеров одним из приемов подачи приманки на разных скоростях является движение с постоянным изменением курса (траектории) судна.

На экране GPS-навигатора при этом появляется трек, напоминающий синусоиду. Планер, находящийся в момент поворота вдали от воображаемого центра вращения, начинает ускоряться, увлекая за собой (и тем самым разгоняя) приманки своего борта, в то время как на противоположном борту приманки замедляются в зависимости от радиуса циркуляции, вплоть до полной остановки. К слову, совершая подобные эволюции на воде, стоит иметь в виду, какие приманки применяются в этом конкретном случае – плавающие, суспендеры или тонущие, и какая под ними в этот момент глубина – чтобы не преподнести себе неприятный сюрприз в виде зацепа за дно.

При подобной траектории движения судна, оснащенного двумя спиннингами, стоящими на бортах, эффект ускорения тоже почувствуется, но он будет выражен менее ярко. Правда, при этом может проявиться один неприятный момент: редко какие приманки в процессе ловли идут по прямой, сделать-то гидродинамически идеальную ее форму – задача трудновыполнимая. И маловероятно, что приманка пойдет строго прямолинейно на дальнем отпуске, неизбежно будут уводы в сторону. В какую – предсказать сложно, поэтому при поворотах вполне возможен их перехлест.

Во-вторых, почему-то у довольно большого контингента коллег сложился такой стереотип: чем больше глубина под лодкой, тем глубже должны идти приманки, чуть ли не цепляясь за дно. Ну, такой подход может быть результативным в реках. Там обычно запускаются с бортов лодки по спиннингу – на каждом по приманке, как того требует Закон для многих акваторий. Обычно ставятся приманки, идущие на разных глубинах. И если случается зацеп, то даже на течении есть время смотать второй спиннинг – и, заякорившись, при помощи отцепа освободить застрявшую приманку. На водоемах же со стоячей водой пелагический троллинг (проводка воблеров в толще или в средних слоях) оказывается заметно предпочтительнее и результативнее. Особенно учитывая, что наилучшие результаты могут быть, когда судак выходит «париться» (или «плавиться» – кому какой термин больше нравится) и активно реагирует на приповерхностные приманки.

В-третьих, речь пойдет о снастях и о значении их оптимального подбора. Я сразу же хочу внести некоторую ясность: когда рыбы, что называется, палкой не размешать, то все вопросы, связанные с приманками и снастями, отходят на второй план – клюет на всё, что опущено в воду, и спиннинг с его работой в подобной ситуации не играет никакой роли. Но обычно в такие условия, особенно в наших краях, удается попасть крайне редко – и ловля, по большей части, всё-таки «трудовая». А вот при этих условиях нюансы, обозначенные ниже, обычно играют если не самые главные, то далеко и не второстепенные роли. Итак, перечислим составляющие нашего арсенала: спиннинг, катушка, леска/шнур, поводок, застежка. Именно этому третьему пункту – рациональному подбору снастей – я и хочу уделить максимум внимания, потому как ни в печатных, ни в визуальных СМИ этот аспект народ явно обходит стороной, что, на мой взгляд, неправильно.

Итак, что я вкладываю в понятие «сбалансированная снасть». Естественно, что разговор идет совсем не о том балансе, к которому стремятся все спиннингисты. Здесь, в троллинге, всё иначе. Но прежде чем перейти непосредственно к теме, сделаю небольшое отступление – разграничу термины «троллинг» и «дорожка». Если понятие «дорожка» еще с позапрошлого века трактовалось однозначно в работах наших рыболовных классиков, то под словом «троллинг» во многих работах зарубежных авторов понималось всё, что угодно, но только не то, чем занимается мы.

И лишь с 70-х годов прошлого века начала доходить информация, описывающая именно этот процесс. Я эти понятия условно разделю, но лишь для того, чтобы внести некоторую ясность в применяемое оснащение и в то, как взаимодействуют между собой все элементы в этих комплексах – которые я и определяю, как «снасть».

Когда разговор идет о «дорожке», то под этим действом будем понимать следующее: самое простое использование снастей, т.е. один – два спиннинга, отпущенные с бортов лодки. Казалось бы, при такой схеме ловли нет и не может быть никаких нюансов – ан нет, их довольно много.

Начнем с глубины ловли. Для кого-то важно, чтобы воблер «пахал» дно, постоянно по нему чиркая. В зависимости от того, какая глубина под кормой лодки в данный момент, могут применяться приманки с заглублением от 1 – 3 и до 10 – 15 м, а может – и еще больше. Если сюда добавить и размер, то это могут быть как 5 – 7-сантиметровые воблеры, так и длиной 15 – 25 см. Размеры тела воблера в совокупности с размером лопасти дают заметно отличающиеся по значению величины сопротивления – как правило, чем глубже идет воблер, тем он более упористый. И вот здесь хочу переключить внимание на то, как будет работать удилище с такими разнообразными по характеристикам приманками.

Многие коллеги, стремясь сэкономить, для «дорожки» применяют удилища, которые у них выполняют функции спиннинга для ловли взаброс. Идея по своей сути хорошая, но эти модели имеют неширокий диапазон допустимых нагрузок, а тест, обозначенный на бланке, определяет лишь массу приманок, которые этим спиннингом можно закидывать. Но эта характеристика никоим образом не учитывает, насколько эта приманка будет упориста. Поэтому такие спиннинги обычно имеют довольно узкий спектр применения, если смотреть с позиции проводок упористых приманок.

Вот, скажем, я под подобную ловлю приспособил забросный спиннинг Maximus High Energy-X MSHEX24H, который, имея тест 20 – 60 г, позволяет чувствовать во всех деталях и «игру» небольших приповерхностных воблеров, и отлично справляется с проводкой упористых приманок среднего горизонта, идущих на четырех-пяти метрах – например, 7-сантиметрового Nils Master Haka DD. Несколько достаточно крупных хищников, включая щук за «пятерку» и даже сомика почти на 8 кг (фото 1), на него удалось поднять.

И это всё, не тормозя лодку – нагрузку данный «Максимус» перенес весьма приличную. Меня, с учетом применяемых для ловли на Балтике и на Ладоге приманок, такой спиннинг полностью устраивает, спокойно перекрывая весь применяемый набор приманок, а его сверхбыстрый строй отлично всё отрабатывает без провалов. На фото 2 видно, какую он принимает форму под максимальной нагрузкой, которую я ему задаю на Ладоге. Но если мне придется «заряжать» что-то типа Tail Dancer длиной 9 – 11 см от Rapala, то этот спиннинг его уже «не потянет» – и начнет, что назывется, проваливаться. Конечно, если судак суперактивен, что бывает крайне редко, всё работать будет и ловиться тоже.

А вот если хищник окажется капризен, то спиннинг, нарушающий «игру» приманки, сделает свое черное дело – поклевки на такую снасть, скорее всего, прекратятся. В лучшем случае будут крайне редкими. И чтобы упористая приманка снова нормально заработала, необходимо просто поменять спиннинг на более мощный, с более высоким тестом. Желательно, чтобы его строй был экстрафаст или, в крайнем случае – фаст. Кстати, для такого спиннинга подходит безынерционная катушка, начиная примерно с 3000-го размера по классификации «Шимано» и больше. Нагрузки при вываживании возникают большие – и запас мощности лишним никогда не будет. Для более точно выставления приманок за кормой лодки я использую маркированный разными цветами Power Phantom Multicolor 0,22 мм в размотке 150 м (фото 3).

Если на спиннинг устанавливаю небольшой воблер для ловли в местах, где вероятность щучьей атаки невысока, обычно металлический поводок не применяю – он заметно уменьшает число поклевок на небольшие приманки. А если выходишь в «точку», где всё возможно, то уже без поводка не обойтись. При ловле без поводка я просто вяжу застежку так, чтобы оставался длинный хвост, которым, в свою очередь, формирую что-то типа двойного шок-лидера длиной около 30 см. Свойство любого шнура позволяет это выполнить, причем нити оказываются натянутыми неодинаково, что делает такую фиксацию приманки «долгоиграющей».

Читайте также:  Угличское водохранилище

Но если на одной из нитей я заметил небольшое замохрение, то просто перевязываю застежку. На самих застежках особо останавливаться не буду. Обычно исхожу из того, что ее конструкция должна позволять без напряжения надевать и снимать приманки, как бы ни была расположена петля у приманки. Ну и все купленные застежки я обычно испытываю на разрыв/разгиб при помощи 6-килограммовой гантели.

К подобным заключениям касательно спиннингов, предназначенных под заброс, я пришел после многочисленных рыбалок, когда мы с приятелями использовали одинаковые приманки, но гоняли их на разных по мощности спиннингах. И, как выяснилось на воде, плохо не только когда спиннинг «проваливается» из-за чрезмерно упористой приманки, но и когда он совершенно «дубовый». Особенно негативно это явление проявляется в волну, когда лодка идет неравномерно, а спиннинг не успевает отрабатывать эти ускорения.

Более того, максимальная скорость проводок для некоторых приманок ограничена величиной в 5 – 6 км/ч, а дальше идет сбой в «игре» – приманка ложится набок, а то и просто выпрыгивает из воды. Однако если бы спиннинг сгибался при ускорении и мягко действовал на приманку, то такого явления в большинстве случаев вполне реально можно было бы избежать.

Почему я сделал акцент на строе спиннингов, которые мы приспосабливаем под «дорожку»? Спиннингом медленного строя, конечно, тоже можно ловить, но диапазон приманок, если исходить из их «упора», с которыми справится эта модель в силу ее конструктивных особенностей, значительно уже. Под небольшой нагрузкой всё будет нормально. Но с повышением нагрузки бланк чуть больше сгибается – и, переходя некий рубеж, у него прекращает работать кончик, который должен рассказывать всё о состоянии и характере работы приманки, и начинает работать уже средняя часть, входя в резонанс и тем самым создавая паразитные колебания.

При ловле взаброс такого явления не получить в принципе, а «дорожка» с постоянно-переменной загрузкой к такому приводит. Что, в свою очередь, уже негативно отзывается на работе и результативности приманки. То же самое явление может возникнуть и при ускорении, скажем, на волне. Поэтому, проведя с подобными спиннингами несколько рыбалок и посмотрев особенности их работы в разных условиях, я их оставил для других задач.

Какой должна быть снасть для троллинга

После того как ваша лодка оборудована всем необходимым для борьбы с речным или морским хищником стоит задуматься о выборе снасти для троллинга. Условия и характер троллинговой ловли накладывает определенный отпечаток не только на выбор лодки, двигателя и приспособлений. Подбор правильного спиннинга для троллинга – важнейший момент, к которому нужно подойти со всей ответственностью.

Начинать собирать спиннинг для троллинга нужно собственно с самого удилища. Стоит понимать, что в отличие от обычного кастингового спиннинга для троллингового спиннинга не столь важна легкость и эстетика снасти, дальность и точность заброса, а также тест и строй. Хотя на последние параметры все же стоит обратить внимание, об этом дальше. Главной характеристикой является мощность и неубиваемость.

Качественное тролловое удилище обычно имеет усиленный комель, мощные кольца и крепеж катушки. Тестовые характеристики обычно выражаются в диаметре шнура (лески), которая может использоваться с данным удилищем. Средний диапазон диаметров лески для пресной воды 0.14-0.20, а для моря или целенаправленной ловле сома от 0.17 до 0.4 и больше. Общепринятый и понятный тест такого удилища будет в диапазон от 40 до 150 грамм и более. Чем крупнее приманки и сила течения, тем мощнее должно быть удилище. Короче говоря, аскетичная мощная палка без излишков, которая может сдержать мощные рывки крупной рыбы.

Пару слов о строе спиннинга для троллинга. Обычно используются достаточно быстрые удилища, но без фанатизма. Тут очень важно поймать грань. Излишне быстрые спиннинги лишат вашу снасть эластичности. Будут частые сходы и потери приманок на зацепах, особенно если промахнетесь с фрикционом. В то же время излишне хлесткий спиннинг будет изгибаться дугой под массой дополнительного оборудования и тяжелыми приманками. Что также не есть хорошо.

Длина удилищ колеблется в диапазоне 1.90- 3.50 метра. Усредненным оптимальным вариантом по общему мнению многих троллингистов является длинна спиннинга 2-2.5 метра. Стоит использовать удилища разной длины. Одно для ближнего боя длиной метра 2, второе для дальних дистанций вплоть до 3-х метров. Это даст преимущество в маневренности и удобстве. Из производителей хороших тролловых палок стоит отметить Salmo, Daiwa, Balzer и другие. В любом случае перед покупкой лучше пойти потрясти палочкой, – не покупать наобум.

Удилище выбрано. Следующим важнейшим элементом снасти, от которого во многом будет зависеть результат рыбалки является катушка для троллинга. Всем адептам кастинговой снасти при выборе катушки на троллинговую снасть стоит забыть о мясорубках. Руководствуясь задачами, которые должна выполнять хорошая троллинговая катушка стоит остановить свой выбор на качественном мультипликаторе.

Катушка для троллинга должна обладать такими качествами:

  1. Прочная и надежная конструкция без излишков. Надежность превыше всего. Условия в троллинге априори тяжелее, чем рыбалка с берега.
  2. Катушка должна выдерживать постоянную нагрузку на шпулю, фрикционный тормоз и остальные конструктивные элементы. Снасть постоянно находится под напряжением.
  3. Тонкая настройка фрикциона. Приманка не должна сматывать шнур со шпули, но в то же время даже небольшая рыба должна свободно стягивать шнур с катушки.
  4. Большой запас лески (шнура) на шпуле. Тут понятно. Акватории большие, хищники мощные.
  5. Способность выдержать и сгладить резкие рывки рыбы, зацепы приманки. Чтобы не сломать снасть и не потерять трофей.
  6. Желательно чтобы катушка была с датчиком количества сброшенного шнура. Очень удобно контролировать на каком расстоянии от лодки, и на какой глубине идет приманка.

Как легко догадаться ни одна безинерционная катушка не наберет и трех пунктов из шести. Потому однозначно выбираем мультипликатор! Не рекламы ради, а из собственного опыта отмечу, что отлично показали себя мультипликаторные катушки Abu Garcia и Daiwa. Например, серия Ambassadeur от Abu или Daiwa T3 Ballistic.

После того как катушки куплены и установлены на удилище, перед начинающим троллингистом возникает актуальный вопрос – “Шнур или леску использовать для троллинговой снасти?”

Однозначного мнения, а значит и ответа, нет. Не будем претендовать на истину в последней инстанции, просто отметим недостатки и преимущества лески и шнура. А делать выводы – удел каждого отдельного рыболова.

Итак, рыболовы, которые ратуют за леску мотивируют это тем, что –

  1. Леска растяжима, а шнур нет. Из этого следует, что если снасть оснащена шнуром, то будут частые сходы рыбы и обрывы приманок, так как только растяжение, которое присуще леске амортизируют первоначальный импульс от рывка или зацепа. Строго говоря, шнур не сможет так эффективно погасить усилия рыбы, как это сделает леска.
  2. Подводные препятствия, песок, ракушечник, а также части оснастки, которые крепятся на клипсах, подвергают леску гораздо меньшему износу, чем шнур.
  3. Леска менее заметна в воде, а значит, не так отпугивает рыбу.
  4. Усредненная цена лески меньше, чем у хорошего шнура.

Приверженцы шнура в свою очередь настаивают:

  1. Леска растяжима, а шнур нет, что как не смешно уже преимущество. Шнур позволяет более четко и быстро реагировать на поклевку рыбы, особенно на дальнем расстоянии от лодки.
  2. При одном и том же диаметре с леской шнур, безусловно, в разы прочнее
  3. Многие современные шнуры гораздо устойчивее к абразивному воздействию, чем леска.
  4. Шнур не так перекручивается, как леска. Особенно при использовании доджеров, флешеров и вращающихся блесен.
  5. Со шнуром можно (как и с леской в принципе) использовать флюорокарбоновый поводок.

Личное мнение каждого, на чем остановится. Имеет место быть и леска и шнур. Пробуйте, экспериментируйте, и вы найдете идеальный вариант именно для ваших условий лова.

Отметим только общие моменты, которые необходимо учитывать. Разрывная нагрузка и соответственно диаметр шнура (лески) должны соответствовать снасти, в общем, и катушке в отдельности. Эти параметры указываются и на троллинговом удилище и на мультипликаторе. Тут ничего выдумывать не нужно, производитель знает лучше нас.

Запас нитки должен быть достаточно большим. Метров 150 на реках и озерах и до 300 метров на морской рыбалке.

Снасть почти готова. Осталось дело за малым. Подобрать фурнитуру (карабинчики, вертлюжки, застежки, безузловки) и поводок для троллинга. Зачастую рыболовы мало обращают внимания на этот самый дешевый элемент оснастки. А потом мучительно больно наблюдают, как трофейный хищник разгибает некачественную застежку или в лохмотья разрывает поводок.

Совет так же прост, как и идеален. Используйте качественную фурнитуру известных производителей. Мощностные характеристики которых не будут уступать другим элементам снасти. Этот совет особенно актуален для троллинговой снасти, где нет мелочей. Слабых звеньев быть просто не должно!

Если крючки на приманках, то только качественные японские Owner, Decoy.

Карабинчики, вертлюги, заводные кольца все те же Owner или на худой конец VMC.

Материалы для поводков используют или прочные качественные флюорокарбоновые диаметром 0.4-0.8 мм в зависимости от размера предполагаемого хищника. Или из поводковых материалов, которых сейчас великое множество на рынке. Главное соизмерить общую разрывную нагрузку поводка с прочностью основной снасти.

Длина поводка должна быть метра два. Этого достаточно и для того, чтобы защитить основную снасть от повреждений о дно и от зубастой щуки.

Теперь вы почти готовы выйти на бой с трофейным хищником. Лодка оборудована по последнему слову техники, снасти собраны и размещены в крепежах, осталось собрать первую коробку с приманками и можно отправляться в путь. Но о приманках поговорим в следующей статье.

Ледобур Моrа: что в нем особенного?

На сегодняшний день шведская компания Mora надежно укрепилась и поддерживает свои лидирующие позиции на мировом рынке по производству и продаже ледобуров.

Разберемся, что же особенного в продукции этой компании.

Предыстория

В 2004 году произошло судьбоносное событие для компании Моrа – слияние двух крупных фирм Frosts и KJ Eriksson для совместных разработок, производства и реализации усовершенствованных ледобуров.

Благодаря своим рабочим характеристикам шведская сталь признана одной из лучших во всем мире. Сама история создания и развития данного предприятия началась три века назад, когда в небольшом городке народные умельцы стали пробовать делать ножи в домашних мастерских.

В качестве отличительного знака ставили клейма города Mora. Так и появились славные охотничьи и кухонные ножи Mora. Особенность таких изделий кроется в используемом материале – высококачественной углеродной стали.

Ледобур Mora на отечественном рынке

Познакомиться с уникальными ледобурами Mora российским рыболовам посчастливилось в начале 90-х годов. В отличие от отечественных аналогов шведские инструменты отличались не только обратным вращением, но и одновременным задействованием двух рук в момент бурения. Что еще подкупало, так это закругленная форма ножей, а не прямая.

Конечно, сразу разобраться со всеми тонкостями эксплуатации не всем было под силу, особенно не было опыта в правильной заточке ножей. Однако со временем производительность шведских ледобуров была оценена по заслугам, что видно из популярности данного товара.

Особенности ледобуров Mora:

  • непревзойденное качество сборки изделия;
  • прочность и надежность металлических элементов;
  • длительный эксплуатационный срок службы.

Но наряду со всеми своими достоинствами, шведские изделия не лишены минусов:

  • высокая стоимость самого рыболовного инструмента и ножей к нему;
  • трудно выполнить правильную заточку.

Краткий обзор

Ледобур Mora Ice Easy имеет достаточно простую конструкцию, внешний вид можно сравнить с нашими двуручными моделями. В рабочих условиях ему под силу даже сырой лед благодаря оснащенности усовершенствованными плоскими ножами с дугообразной кромкой.

В рекомендациях по эксплуатации данного изделия описывается целесообразность подстановки специальных подкладок под ножи, если работа связана с сухим и твердым льдом. Такие подкладки способны увеличить и угол, и скорость бурения. Данная модель выпускается в следующих размерах: с шнеком 125, 150 и 175 мм. Рабочая толщина льда составляет 0,87 см. Стандартный цвет инструмента: синий.

Модель Expert pro является модернизированной версией известного, но уже устаревшего инструмента Expert.

Главная особенность этой модели:

  • оснащенность сферическими ножами с прямой режущей кромкой;
  • телескопический удлинитель (удлиняется рабочая глубина до 1,3 м);
  • постепенное увеличение глубины бурения исключает необходимость пребывания на колене во время бурения;
  • применяется при бурении льда различной консистенции;
  • шнек инструмента может быть приспособлен для бурения льда в сочетании с аккумуляторным шуруповертом, в качестве адаптера подойдет Mora 210141;
  • вариации шнеков: 110, 130, 150 и 200 мм;
  • базовый цвет: зеленый.

Ледобур Mora Ice pro наделен инновационной системой складывания, что значительно упрощает процесс хранения и транспортировки инструмента. За счет выдвижной рукоятки рыболов легко и быстро может не только увеличить длину инструмента под свой рост, но и подстроиться под нужную толщину льда. Это идеальный вариант для пользователей высокого и низкого роста. Благодаря сферическим ножам этой модели под силу любой тип льда. А специальное покрытие на шнеке обеспечивает его защиту от всевозможных механических повреждений. Эта модель имеет диапазон шнеков 110,130, 150 и 200 мм. Стандартный цвет инструмента: желтый.

Ледобур Mora Ice Micro выделяется невероятной легкостью и удобством при эксплуатации, а за счет своей компактности транспортироваться может даже в рюкзаке. Проблем с подбором чехла у пользователя данного инструмента никогда не будет. Сложенное изделие имеет чуть больше полметра длины, минимальная длина при бурении 0,98 м, а максимальная – около 1,4 м. Диаметры шнеков: 110,130, 150 и 200 мм. Расцветка инструмента: красная.

Ледобур Mora Ice Arctic был разработан и адаптирован для эксплуатации в северных широтах с достаточно толстым льдом.

Инструмент укомплектован соответствующими приставками и удлинителями, позволяющими быстро и качественно пробурить лед с толщиной 1,55 м.

Возможные диаметры лунок: 110, 130, 150 мм. Стандартная окраска рыболовного инструмента Mora Ice Arctic: желтая.

Ледобур Mora Nova System – это новейшая разработка компании Mora. Инструмент отличается небольшим весом, чего удалось достигнуть за счет использования в производстве металла с меньшей толщиной. Такие новшества никак не ухудшили рабочие характеристики ледобура. И еще одна особенность данного изделия: нижняя часть инструмента может применяться с двигателем на бензине. Выпускается с диаметром 110, 130 и 160 мм. Стандартный цвет изделия Mora Nova System: белый с выделяющимися желтыми ручками.

Читайте также:  Влияние природных факторов на клев.

Требования по эксплуатации

Чтобы обеспечить ледобуру длительный эксплуатационный срок службы, необходимо соблюдать следующие требования:

  1. После покупки инструмента не нужно пытаться как-то исправлять, поправлять ножи. В этом нет необходимости, поскольку ножи выпускаются уже достаточно наточенные и острые, а всякое вмешательство может лишь навредить инструменту. Как правило, затем приходится обращаться к специалистам.
  2. Рекомендуется соблюдать правила удаления льда с ножей и шнека. Нельзя класть инструмент на лед после каждого бурения, его следует вкрутить в лед, чтобы он сам стоял в вертикальном положении. Такие действия способны обеспечить безопасность и безболезненно удалить воду с ножей (замерзшая вода препятствует бурению лунки, ледобур не может зацепиться за лед).
  3. Если шнек замерз, не рекомендуется отбивать лед с помощью шумовки, что не только испортит внешний вид инструмента, но может вывести его из строя (если удар придется по кромке ножа).
  4. Запрещается ударять ножами об лед, чтобы сбить с них замерзшие частицы. Зачастую лед с нижней части ледобура самоустраняется при бурении следующей лунки.

Как вариант, лед можно устранить следующим методом: замерзший инструмент опускается в пробуренную лунку до загиба рукоятки на 10-15 минут. Учитывая температуру воды, лед начнет постепенно таять. Тогда его спокойно можно очистить без всяких грубых инструментов. Конечно, если лед слишком толстый, а температура слишком низкая, то такой способ малопригоден.

Не стоит бурить лунки в мелких местах, поскольку есть большая вероятность промерзания воды до самого дна. Ножи могут моментально затупиться, если ледобур столкнется с мерзлым песком или камнями. Хорошо брать с собой про запас дополнительный комплект ножей.

Техника безопасности

Учитывая остроту новых шведских ножей, не стоит забывать о мерах предосторожности:

  • транспортировать ледобур Mora необходимо только с защищающим ножи колпаком;
  • при переходе с места на место с незачехленным инструментом следует быть предельно внимательным;
  • замена ножей должна производиться с учетом правил безопасности.

Итак, шведская компания Mora предлагает достаточно большой ассортимент качественных и надежных ледобуров, разработанных с учетом всех требований и пожеланий любителей зимней ловли. Вопрос выбора остается лишь за самим рыбаком.

Полезное видео

Видео о ледобуре MORA серии Nova System:

Видео о том, как затачивать ножи ледобура Мора:

Ледобур Mora Ice Expert Pro 130мм

Просмотров: 35415

Характеристики Mora Ice Expert Pro 130мм

Ледобур Mora Ice Expert Pro 130мм

Среди ручных буров компании Mora of Sweden ледобур Mora Expert Pro 130 пользуется заслуженной популярностью. Он стал новинкой сезона 2010 – 2011 годов, сменив своего предшественника, отличавшегося более простым устройством, но сохранил преемственность в качестве и надежности. Прочная и проверенная временем конструкция, умеренная цена при отличном качестве изготовления, делают его популярным приобретением для рыболовов. Поэтому буры этой серии длительное время остаются лидерами продаж. К очевидным преимуществам и достоинствам ледобура Mora Expert Pro 130 можно отнести:

• универсальность или возможность использования на любом льду;
• применение качественной стали для изготовления ножей, которая увеличивает срок эксплуатации без заточки и замены;
• возможность комплектации дополнительными элементами, увеличивающими глубину сверления;
• удобство транспортировки вследствие малого веса и небольших габаритов в сложенном виде.

Ледобуры Mora Expert Pro 130 окрашиваются качественной эмалью зеленого цвета, устойчивой к ударам и истиранию. Ручки свободно вращаются на рукоятке, удобны, эргономичны, изготовлены из ударо- и морозостойкой твердой резины. Конструкционная, углеродистая сталь и надежные механические соединения обеспечивают его долговечную эксплуатацию. Крепления соединений не дают люфта даже после многолетнего применения.

Данная модель ледобура выпускается со шнеками четырех диаметров: 110, 130, 150, 200 мм. Ассортимент шнеков позволяет подобрать ледобур Mora Expert Pro 130 для выхода на любую рыбу. Буры со шнеком в 110 мм подойдут для ловли мелкой и средней рыбы на балансир или мормышку. Шнек в 130 мм будет интересен тем, кто любит ловлю на жерлицу судака, леща или щуки средних размеров. Для любителей трофейной рыбалки больше подойдут ледобур Mora Expert Pro 130 с диаметром 150-200 мм.

Ледобур Mora Expert Pro 130 оснащен невзаимозаменяемыми ножами, сферической формы, с прямой режущей кромкой и сложным углом заточки. При необходимости они быстро снимаются для заточки или замены запасным комплектом. Тщательно выверенная форма ножей позволяет одинаково быстро и легко сверлить жесткий и монолитный лед, неоднородный с прослойками воды, сухой и хрупкий, или мокрый и вязкий. Бур легко схватывает и быстро проходит на максимальную глубину (до 120 м).

Скорость сверления ледобуром Mora Expert Pro 130 требует несколько больше усилий, чем при использовании ледобуров серии Spiralen, но существенно меньшие по сравнению с другими аналогами. Легкость эксплуатации обеспечивается, характерным для “моровских” ледобуров, изгибом рукоятки, верхняя часть которой далеко выступает за ось крепления шнека. Сверление осуществляется двумя руками, против часовой стрелки, вертикально, без нажима и раскачивания. Для правильного использования, правая рука должна располагаться на верхней ручке, левая – на нижней. В этом случае затрачивается меньше усилий, ледобур Mora Expert Pro 130 заглубляется сам, удаляя ледяную крошку из лунки. Если сверление без нажима невозможно, то требуется заточка или замена ножей.

Новая телескопическая, выдвижная рукоятка имеет четыре позиции фиксации. Благодаря этому бур настраивается под рост рыбака и глубину льда. Такая конструкция позволяет применять ледобур Mora Expert Pro 130 стоя, не приседая, и не вставая на колени, даже при большом заглублении. При сверлении льда глубиной больше 115 см возможно применение насадки, удлиняющей шнек на 31 см. С адаптером Mora 21146 (18 мм) шнек может служить насадкой на электроледобур или патрон аккумуляторной дрели-шуруповерта, применяемой для сверления льда небольшой толщины.

Складывающаяся рукоятка ледобура Mora Expert Pro 130, прочно фиксируемая барашком, позволяет уменьшить длину бура почти вдвое со 155 до 85 мм. В сочетании с малым весом это обеспечивает удобство транспортировки в качестве ручной клади с креплением к рюкзаку или в багажнике автомобиля. Для защиты ножей и в целях безопасности, бур комплектуется пластиковым чехлом с надежным креплением.

Ледобур Mora Expert Pro 130 по своим эксплуатационным характеристикам позволяет сверлить большое количество лунок в короткие сроки. При этом рыболов может не отвлекаться на замену или заточку ножей, очистку шнека от наледи. Такие особенности позволяют использовать бур на “ходовой” рыбалке, когда размер улова зависит от количества лунок.

Отзывы Добавлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи.

Большое спасибо за ножи для бура.
Все отлично..

Обзор инвентаря для зимней рыбалки: ледобур мора 130

Немаловажный инструмент для ценителей зимней подледной ловли — ледобур. Сменив неудобные пешни, он превратил тяжелый процесс подготовки в увлекательную разминку перед самой рыбалкой. Рынок товаров для любителей рыбной ловли сегодня готов предложить ледобуры на любой вкус и кошелек. Все больше профессионалов предпочитают ледобур Мора шведского производства. Чем же он так хорош?

  1. Все о важном инвентаре
  2. Виды ледобуров
  3. Основные характеристики для выбора
  4. Универсальная модель
  5. Шведский ледобур mora в России
  6. Особенности финского инвентаря
  7. Обзор популярных моделей
  8. Пользуемся правильно
  9. Памятка по эксплуатации
  10. Безопасное использование

Все о важном инвентаре

В списке экипировки для рыбалки в зимний сезон следующим по значимости после удочки, конечно, идет ледобур. Без него на промерзшем водном пространстве делать совершенно нечего. Если зимняя рыбалка по-настоящему захватила, то к выбору необходимого инвентаря нужно подойти очень серьезно, чтобы он стал настоящим помощником на долгие годы.

Виды ледобуров

Естественно, модернизация изделий для столь популярного вида зимнего спорта и отдыха не стоит на месте. Фирмы по производству ледорубов стараются каждый год удивить нас свежими идеями. Существуют следующие виды ледобуров для зимней рыбалки:

  1. Ручные модели.
  2. Моторизированные.
  3. Ледобуры с электроприводом.

Первый вид — самые недорогие как у импортного, так и у отечественного производителя. Просты в использовании и неприхотливы в хранении. Особое внимание при выборе инструмента из этой группы стоит обратить на вес, правильный подгон углов и заточку ножей.

Представители второй группы могут понадобиться, если нужно просверлить очень толстый лед или большое количество лунок. Идеальная лунка готова от простого нажатия ‘на газ’.

Изделия третьего вида становятся все популярнее в России с каждым сезоном. При помощи специального адаптера к шнеку ледобура крепится шуруповерт и, вуаля, — этот компактный собрат ничем не уступает моторизированному собрату.

Основные характеристики для выбора

Каждый бывалый рыбак знает, что качественный рыбацкий инвентарь и умение работать с ним — 90% от общего успеха на рыбалке. Какие-либо недостатки есть всегда, поэтому при выборе нужно обязательно решить: ‘какое из зол меньшее’. На что стоит обратить внимание:

  • Диаметр.
  • Глубина бурения.
  • Угол заточки.
  • Вес ледобура.

Универсальная модель

Размер рыбы напрямую связан с выбором диаметра ледобура. Здесь все логично, какая бы крупная и голодная рыба ни была в водоеме, ее просто не достать из несоответствующей лунки. Помимо этого, лунки с небольшим диаметром довольно быстро замерзают, как следствие, их придется постоянно расчищать, что тоже не лучшим образом влияет на ход рыбалки. Поэтому ледобуры с диаметром 100 мм в основном выбирают только любители спортивной рыбалки.

Универсальным же считается бур, способный сделать лунку диаметром 130 мм, он идеально подойдет для ловли любой добычи. Сверлить с ним непросто, но достать самую большую щуку можно будет без труда.

Такие модели не славятся легким весом, но привлекают скоростью, прочностью и удобством. Инструмент будет радовать не один сезон. Такой качественный и функциональный бур можно найти в товарной линейке шведской фирмы Mora.

Шведский ледобур mora в России

Еще в 90-е годы выстраивались огромные очереди за фирменными шведскими ледобурами. Рыбаков смущала стоимость, но то, что многие из них пользуются теми самыми mora по сей день, бесспорно, говорит об отменном качестве этого инвентаря.

Особенности финского инвентаря

Педантичные шведы постарались учесть все требования ценителей зимнего сезона и совместить их с эталонным качеством. По своим характеристикам эта марка заслуженно признана одной из самых лучших в мире. Чем же отличается ледобур мора:

  • неповторимое качество сборки,
  • прочность всех элементов,
  • один из самых длительных сроков эксплуатации.

Наряду со всеми достоинствами этой марки присутствуют и недостатки. Если уж отнестись очень предвзято, то можно выделить следующие минусы:

  • Стоимость инструмента и ножей к нему.
  • Сложность выполнения заточки без соответствующей практики.

Обзор популярных моделей

Ледобур mora ice easy обладает простым устройством, напоминает отечественные модели двуручного типа. Плоские ножи с дугообразной кромкой позволяют с легкостью сделать лунку даже в поверхности из сырого льда. Модель предусматривает шнеки размером 125 мм, 150 мм, 175 мм.

Покупал в подарок для брата на юбилей несколько лет назад. Я бы не сказал, что стоимость слишком высокая, просто ‘для себя’ мы обычно излишне экономим. Себе приобрел такой же этой зимой и остался очень доволен, поверьте, он стоит этих денег!

В Ледобуре mora ice pro предусмотрена возможность складывания, что делает хранение и транспортировку максимально удобными. Выдвижная ручка позволяет в одно движение подстроить инструмент по росту и под толщину льда. Шнек покрыт специальным напылением, которое великолепно защитит бур от любых повреждений на долгие годы. Предусмотренный диапазон шнеков: 110 мм,130 мм,150 мм,200 мм.

Рад, что сделал выбор в пользу pro в свое время. Наледь на шнеках всегда раздражала, здесь эта проблема решена благодаря особенному покрытию. Удобно носить, возить, хранить и использовать. Сразу взял дополнительные ножи. Думаю, что о покупке следующего бура задумаюсь только лет через десять.

Ледобур mora 130 ice micro отличает непревзойденная легкость и комфортная эксплуатация. В сложенном виде длина составляет немного больше полметра. Диаметры шнеков: 110 мм, 130 мм, 150 мм и 200 мм. Для данной модели предусмотрено много вариантов чехлов.

Для пенсионера очень важно иметь любимый досуг. Но когда ты уже не можешь носить с собой тяжелый, громоздкий инструмент, без которого занятие любимым делом невозможно, становится очень грустно. В прошлом году мне внуки сделали подарок — новый ледоруб mora. Теперь поход на зимнюю рыбалку стал снова для меня праздником: положил в рюкзак ледобур, удочку и вперед! Очень удобный, практичный и прочный инструмент.

Ледобур mora 130 arctic разрабатывался шведскими специалистами специально для северных регионов для использования на водоемах с особенно толстым льдом. В комплект входят специальные удлинители и приставки, которые позволяют работать со льдом толщиной до 1,55 м. Диаметр лунки: 110 мм,130 мм,150 мм.

В наших краях arctic — незаменимый помощник, с ним на любом месте я очень быстро делаю лунку и приступаю к ловле рыбы. Покрытие хорошо защищает от повреждений, использовать просто, как бутерброд намазать. Не пожалел ни разу о потраченных деньгах.

Пользуемся правильно

Если соблюдать технику безопасности и общие правила эксплуатации, предложенные производителем, то приобретенный гаджет для зимней рыбалки станет вашим надежным и верным другом на долгие годы. Обязательно ознакомьтесь с правилами до непосредственного использования.

Памятка по эксплуатации

Даже такой простой инструмент, как ледобур требует правильного использования. Чтобы он радовал своего владельца долгие годы, достаточно соблюдать следующие несложные правила:

  1. Не нужно исправлять ножи. Они разработаны и выполнены настоящими специалистами. Любое вмешательство повлечет значительное ухудшение в работе и приведет к необходимости обращения в ремонтную организацию.
  2. На рыбалке оставлять бур можно только в вертикальном положении, вкрученным в лед для устойчивости. Таким образом, вода самостоятельно и беспрепятственно стекает по лезвиям и не замерзает на инструменте.
  3. Запрещается отбивать лед шумовкой. Это приведет не только к ухудшению внешнего вида, но и к поломке инструмента.
  4. Нельзя ударять ножи об ледяную поверхность. Лед самоустранится в процессе бурения следующей лунки.

Безопасное использование

Не стоит забывать, что ледобур — инструмент с огромными и очень острыми лезвиями. Соблюдение элементарных правил безопасности поможет оставить только приятные впечатления от рыбалки. Несколько несложных правил:

  • Перевозить бур только в специальном колпаке.
  • Переходить с места на место с буром без колпака крайне внимательно.
  • Доверить замену ножей профессионалу.

Выбирайте инвентарь и экипировку на свой вкус. Наслаждайтесь зимней рыбалкой!

Ссылка на основную публикацию