Инструкция по эксплуатации и ремонту мотора “Прибой”

Как работает лодочный мотор Прибой?

Лодочный мотор Прибой сегодня является одним из самых востребованных моторов отечественного производства. Наряду с моторами Нептун и Парус, эти моторы обладают довольно хорошей технической составляющей.

  • Современный лодочный мотор
  • Яркие характеристики подвесного лодочного мотора Прибой

Лодочный мотор Прибой 5

Конечно, они не всегда могут соответствовать всем мировым стандартам мирового качества. Ведь сегодня лидерами мототехники являются такие страны, как Япония, Соединенные Штаты Америки и Китай, которые из года в год предлагают усовершенствованные характеристики своей техники и обновленные модельные ряды моторов. Однако, моторы Прибой с каждым годом становятся все более надежными и оснащенными многими важными системами и функциями.

Современный лодочный мотор

Говоря о характеристиках современных лодочных агрегатов, стоит отметить, что они являются очень надежными, практичными, долговечными и в целом очень усовершенствованными. Сегодня мототехника делает семимильные шаги вперед, постоянно радуя водномоторников по всему миру:

  1. современные лодочные моторы более всего отличаются своей крайне высокой скоростью, которая подчас достигает 300 лошадиных сил и даже более. Это крайне высокий и хороший показатель для водной среды. Это вовсе не означает, что сегодня не существует маломощных моторов. Напротив, они есть в свободной продаже, и на некоторые суда подходят только такие модели двигателей. К примеру, если у вас компактная двухместная лодка пвх, тогда нет смысла встраивать в нее мощный двигатель. Это может выглядеть нелепо, так как лодка обретет дополнительную маневренность;

  1. современные лодочные моторы отличаются своей долговечностью. Во многом это происходит з счет современных материалов, из которых изготавливаются эти агрегаты. Очень часто это прочные металлы или сплавы из нескольких смесей;
  2. современные лодочные моторы являются крайне безопасными, надежными и экологичными. Особенно четырехтактные моторы на лодку. Это очень важные показатели для современного мира. Ведь сегодня с лихвой хватает вредных производств. А также самый главный параметр любого судовладельца – это его личная и пассажирская безопасность;
  3. надо отметить, что двухтактные лодочные моторы не всегда отвечают стандартам экологичности, из-за чего запрещены в некоторых странах мира. Однако, при правильном подборе моторного масла даже эти модели моторов можно эксплуатировать с минимальным количеством выхлопов.

Самое удивительное, что сегодняшние лодочные моторы являются очень экономичными, учитывая их всевозможные навороты и большую мощность. Однако, их экономия топлива достигает 45 процентов. Это становится понятным уже после первой обкатки и эксплуатации такого лодочного мотора.

Яркие характеристики подвесного лодочного мотора Прибой

Лодочный мотор Прибой зарекомендовал себя, как весьма надежный и практичный подвесной лодочный мотор. Учитывая, что некоторые водномоторники порой грешат на наши отечественные подвесные лодочные двигатели, стоит достаточно скрупулезно изучить лодочный мотор Прибой. Забегая вперед, можно сказать, что этот лодочный агрегат не имеет каких-то явных и больших дефектов:

  • выпуск данного отечественного агрегата налажен еще с 1960-ых годов. Тогда в уральском городе Пермь был налажен серийный выпуск первых подвесных лодочных моторов с гордым названием Прибой. Конструкторы тех советских заводов не стали долго думать и просто скопировали основные технические моменты с популярного во всем мире подвесного мотора фирмы Джонсон. Учитывая, что этот американский производитель очень хорошо себя зарекомендовал, и даже американская водная армия предпочитает его моторы, можно также судить и о том, что Прибой отличается хорошими технологиями;
  • этот лодочный мотор предусмотрен для плавания в воде на глубине, которая не будет меньше отметки в 50 сантиметров, иначе двигатель может повредиться. Кроме того, высота транца для этого лодочного двигателя должна быть не более 380 миллиметров. Очень важно учитывать эти конкретные характеристики, которые необходимы в эксплуатации большинства моторов Прибой;

  • этот мотор, как и раннее производимые в Советском союзе, имел в своем распоряжении примерно 5 лошадиных сил. Но была небольшая, но ощутимая разница. Дело в том, что двигатель модели Прибой был оснащен дефлекторной продувкой и двумя цилиндрами. Такая простая, но надежная конструкция обеспечила снижение вибрационного фона при движении вашей малогабаритной лодки.

При производстве подвесного лодочного мотора начали использовать определенные современные материалы, которые сделали вес всего мотора очень небольшим – около 19 килограммов. Это очень удобно, ведь такие детали, как подвесные лодочные моторы не редко берут с собой на судно, как запасные двигатели для подстраховки.

И, если ваш мотор является легким и компактным, то его будет нетрудно транспортировать. Нужно отметить, что даже по сегодняшним современным меркам, вес этого мотора с 5-ю лошадиными силами, является очень легким и удобным для лодочников.

Также к числу явных достоинств этого агрегата относится его очень легкий и простой запуск, который гарантирует последующую плавную и мягкую работу самого лодочного двигателя.Кроме того, у этого подвесного лодочного мотора уже была малая шумность, что являлось в то время огромным преимуществом.

Усовершенствование подвесного мотора «Прибой»

Одним из достоинств «Прибоя» является легкий запуск, который обеспечивается благодаря наличию муфты холостого хода, малого противодавления выхлопа, частично выходящего из воды, нижнего расположения пускового механизма, а также системы зажигания с четырехполюсным магдино.

Но вот мотор куплен, установлен па лодку и подготовлен к запуску. Рывок за пусковой шнур, другой, третий и. мотор не запускается.

Немало горьких минут доставил новенький «Прибой» своим владельцам. И только потому, что в инструкции ни слова не сказано о некоторых особенностях его обкатки.

Дело в том, что «Прибой» является одним из немногих подвесных отечественных моторов, выполненных на подшипниках скольжения. Такие моторы нуждаются в особенно тщательном соблюдении режимов обкатки для приработки подшипников и осадки поршневых колец.

До обкатки мотор устойчиво работает только на высоких оборотах и глохнет при попытках снизить их для включения винта. Приходится первые полчаса гонять мотор вхолостую до появления устойчивых средних оборотов. Но включение винта на средних оборотах изнашивает кулачковую муфту сцепления, поэтому па весь период обкатки надо по возможности сократить число включений и удлинить время работы после каждого из них.

После обкатки (двукратной выработки топливного бака) регулировка режима малого газа не представляет трудностей — мотор работает без тряски, почти бесшумно, при номинальном искровом промежутке хорошо запускается.

Рекомендую владельцам «Прибоя» произвести несколько простых операций, облегчающих его эксплуатацию.

Размещение кнопки «стоп» на румпеле. Когда лодка выходит на мелководье или под винт попадает топляк, мотор начинает трясти, лодка движется рывками.

В этом случае необходимо без промедления нажать на кнопку «стоп». Но нащупать ее не так-то просто, а действовать надо мгновенно. Лучше вынести кнопку на румпель, как, например, у мотора «Салют».

Один из возможных вариантов показан на рис. 1. Жгут из двух тонких многожильных проводов, продетых в хлорвиниловую трубочку с наружным диаметром 3 мм, вместе с проводами от кнопки проходит через просверленные отверстия в рукоятке и упорах пружины румпеля.

Концы проводов под кожухом мотора припаяны параллельно к штатной кнопке.

Устранение люфта и фиксация румпеля

Повышенный люфт в проушинах крепления румпеля особенно неудобен при поворотах. На рис. 2 показано, как уменьшить зазор в осях румпеля при помощи двух текстолитовых шайб одинаковой толщины. При этом зазор в конических шестернях привода румпеля сохраняется. Толщина шайб в каждом отдельном случае подбирается опытным путем. Стопорные кольца крепления осей румпеля монтируются при помощи круглогубцев со специально заточенными концами.

На том же рисунке показана прокладка жгута проводов от кнопки «стоп» через вилку румпеля, опорную плиту и кожух мотора.

Для удобства транспортировки мотора румпель легко закрепить в вертикальном положении при помощи пружинной защелки, показанной на рис. 3. Защелка выполнена из отрезка отпущенной пружины от будильника. Для перевода румпеля в рабочее положение защелку необходимо отвести пальцем.

Скоба для проверки зажигания

Проверка искры, как известно, требует заземления вывернутых свечей на корпус мотора. Гарантировать надежное заземление свечей можно при помощи скобы, показанной на рис. 4. Скоба выполнена из алюминия и установлена па нижнем кожухе в зоне головок цилиндров. Для улучшения видимости искры при солнечном освещении на скобу методом анодирования нанесено черное покрытие.

Доработка винта

На кромках лопастей винта имеются шероховатости и заусенцы, которые создают дополнительное сопротивление при высокой (до 25 м/сек) окружной скорости. Зачистив их, можно заметно повысить скорость хода лодки.

Кромки зачищаются мелкой наждачной бумагой, полируются пастой ГОИ, обезжириваются и покрываются грунтом № 138. Зачистку следует вести осторожно, чтобы не изменить профиль лопастей винта.

Доработка топливного бака

Чтобы заполненный топливом бак не подтекал по фланцу крепления уровнемера, достаточно паронитовую прокладку заменить прокладкой из маслобензостойкой резины толщиной 2—3 мм.

Для защиты днища бака от повреждений надо вырезать из листовой резины четыре кружка диаметром больше зазора между брусками сланей лодки. Кружки приклеиваются к днищу по углам с помощью бензостойкого клея (можно прямо по краске).

Комплектность инструмента

В инструментальную сумку следует добавить ключ S=11 для работы с карбюратором и проволоку диаметром 1,5—1,8 мм для прочистки контрольного отверстия системы охлаждения.

В условиях обычной эксплуатации необходимость некоторых доработок, предлагаемых тов. Вейнбергом, вызывает сомнения. Установить кнопку аварийного глушения па румпеле, конечно, можно, но это работа сложная и для владельца пятисильного мотора вряд ли имеет смысл — такой мотор можно достаточно быстро остановить, просто сбросив газ и выключив передачу.

Далее, устраняя люфт в проушинах крепления румпеля, лучше одну из осей заменить болтом ∅12 мм с гайкой, с помощью которых можно регулировать усилие трения в проушинах и удерживать румпель в вертикальном положении. Тем самым устраняется необходимость в устройстве пружинной защелки, показанной на рис. 3.

Можно доработать и винт, но, как правило, «Прибой» устанавливают па тихоходных водоизмещающих судах, где сопротивление движению от шероховатости лопастей составляет настолько незначительный процент от общего сопротивления корпуса, что их полировка не приведет к заметному увеличению скорости.

Лодочный мотор Прибой 5

Отечественный подвесной лодочный мотор Прибой-5 имел более качественный механизм по сравнению с другими отечественными двигателями. Мотор Прибой-5 выпускался огромными партиями, его приобретали жители сельской местности, жители стран ближнего зарубежья, так как цена мотора была сравнительно низкой.

О модели

Лодочный мотор Прибой-5 имеет легкую конструкцию. Механизм мотора не привередлив к маслам, поэтому можно было залить любую марку топливного масла. Конструкция мотора собиралась очень качественно, все детали были отлиты на заводе оборонной промышленности в городе Пермь.

Корпус мотора выполнен из твердосплавного металла, его прочности могли позавидовать зарубежные модели моторов.

Комплектация лодочного мотора Прибой-5 ограничивалась единственным скоростным гребным винтом.

По расходу топлива – это не совсем удачная конструкция. За час езды по водоему мотор израсходовал 0,5 литра бензина.

Так как конструкция производилась по запатентованной технологии, конструкция узлов была сложной и при поломке было очень трудно достать подходящие детали.

Коробка передач имела одну единственную скорость – переднюю, чтобы развернуть судно, приходилось выполнять полный разворот на 180 градусов, что опять же, повышало расход топлива.

Стартер лодочного мотора Прибой-5 располагался не совсем удобно, шнур находился внизу конструкции.

Карбюратор соединен с насосом для бензина, за счет чего плохо поддавался регулировке.

Читайте также:  Ловля плотвы зимой на мушку

Лодочный мотор Прибой-5 не имел встроенного топливного бака, что также было неудобно в использовании.

Применение

Подвесной лодочный мотор Прибой-5 использовался для прогулок по водоему, экскурсий, для охоты и рыбалки, мотор эксплуатировали спасательные и природоохранные патрульные службы. Лодочный мотор Прибой-5 использовали в селах для переправы на противоположный берег, для доставки продуктов в отдаленные местности.

Лодочный мотор Прибой-5 эксплуатировался с маломерными лодками и катерами. Рекомендуемая высота транца лодки для мотора Прибой-5 – 381 мм, рекомендуемая длина лодки – от 2,5 до 3 метров.

Лодочный мотор Прибой-5 использовался на мелководье, в местах повышенной растительности травы и камышей.

Конструкция и технические характеристики

Лодочный мотор Прибой-5 выполнен из твердосплавного металла, все детали механизма выполнялись из латуни, стали, алюминия и меди. На двигателе мотора есть крышка из пластмассы, которая защищает его от внешних повреждений.

Выхлопные газы топлива выпускаются через гребной винт мотора. В механизме двигателя, в редукторе, расположены бронзовые подшипники, которые помогают механизму снижать шумы при запуске двигателя. Подвесная часть двигателя оснащена амортизаторами, они подавляют сильные вибрации корпуса.

Бак для топлива у лодочного мотора Прибой-5 только выносной. Его объем 20 литров. К баку в комплекте приложен специальный шланг, через который происходит заправка двигателя и груша, она выполняет роль закачки топлива. При непрерывной работе двигателя, топливного бака с 20 литрами бензина хватает почти на 10 часов езды.

Технические характеристики мотора:

• Рабочий объем – 124 куб. см.

• Расход – 2,5 литра в час.

• ПЧ механизма – 15 к 27.

Покупка и обслуживание

В настоящее время изготовление лодочных моторов Прибой-5 остановлено, поэтому его можно приобрести только с рук.

Двигатель мотора Прибой-5 должен запускаться сразу, без заклиниваний. При запуске не должно возникать рывков двигателя. Мотор должен работать не слишком шумно, а также не должно возникать высоких вибрационных шумов.

Корпус мотора Прибой-5 должен быть герметичным. Во время работы из швов корпуса не должно поступать выхлопных газов, воды, бензина и масла.

Гребной винт мотора Прибой-5 должен быть в рабочем и подвижном состоянии. Если винт крутится слабо, то лучше не приобретать такой мотор. Так как система выброса выхлопных газов осуществляется непосредственно в атмосферу, нужно убедиться в правильной работе винта, так как именно через него газ выходит наружу.

При покупке лодочных моторов Прибой-5 нужно осмотреть его корпус на наличие видимых сколов, трещин, царапин и выбоин, их быть не должно. Обязательно нужно осмотреть поддон двигателя, так как мотор предназначен для эксплуатации по мелководью и прибрежным зонам.

Обслуживание лодочных моторов Прибой-5 довольно простое. После каждой эксплуатации нужно сливать все жидкости и промывать проточной водой цилиндры и баки. Если на двигателе установлен кожух, то его можно снять и получить доступ к деталям механизма. После снятия кожуха с двигателя промываются и прочищаются все видимые детали от грязи и водорослей.

После всех манипуляций по очищению и промывке заливаются свежие жидкости и мотор можно вновь эксплуатировать.

Полное техническое обслуживание проводится один раз в год. Так как конструкция несложная можно сделать это самостоятельно или отнести мотор в сервисный центр.

“Прибой” – образец для подражания (из прошлого)

оригинальная трубка подачи топлива от жиклёра с двумя отверстиями – как ставить отверстия вдоль потока или поперёк, никто не знает

Я не мудрил – запускается нормально, трубку ставил абы как. В остальном всё так 😊

Я ненавижу СССР. 14 лет собственной жизни прошли в этой империи зла.

Характеристики ямовского винта наверно есть в Сети.

Ну, это, с СССР ты погорячился, много там и хорошего было, например стабильность.

в провинции была пооолная ж@па

Так в СССР мы жили при коммунизме , не жизнь была , а сплошной мёд .

вышла на государственную Советскую пенсию в 14 рублей.

Тебе теперь мона на твой картоп спарку ставить 5+5. И налога нет и права не нужны и на глисс выпрыгивать будет.

Права у меня есть, так что пофигу. Налог с двух пятерок, насколько я понимаю, берётся – с одной нет. А на глисс выпрыгивать есть Москва-М – это тоже вещь.

Счас глянул в магазине – 7 1/4 х6 1/2

насколько я понимаю, берётся – с одной нет

Г.г. да плюнте Вы на Прибой, его что зря сняли с производства?

Спортист
Что 5? Мощность Прибоя по паспорту 5 л.с. Колпаки были красные и синие. Продать 2 Прибоя за 15 ныне может лишь О. Бендер – я б дороже чем по 3 тыс за штуку не брал.

Вот сейчас в Питере висят 2 объявления – 8000 и 12000(вроде как з/ч на второй мотор).
Я правильно понимаю, что не стоит с ними заморачиваться за эти деньги?

Проще взять ветерок за те же 6000-8000 рублей?

Проще взять ветерок за те же 6000-8000 рублей?

– Однозначно не стану менять родной карбюратор.
– Однозначно не планирую замену подшипников скольжения коленвала на подшипники качения, как многие делают. Выясню, если ли люфт в них – если есть, то даже не буду морочиться, поставлю на прибойскую ногу китайскую голову или вообще электромотор.
– Замена винта на 3-лопастной – возможно, но сильно позже, если мотор в принципе будет стабильно работать.

Честно говоря, пытаться заводить его, как есть – нет желания особого.
Думаю начать с полной переборки и чистки карбюратора.

Затем – полная ревизия зажигания.
Опять же, менять его на электронное пока не хочу. Любое контактное зажигания можно легко отладить – как минимум, для начала.

Сдернул маховик и диск зажигания с катушками и контактами, и расстроился. (Хотя, казалось бы, что тут неожиданного ))
Вал имеет заметный радиальный люфт.

Вот и думаю – стоит ли тратить время на переборку карбюратора и прочую возню, или не убивать время и сразу ставить на него китайскую башку?

Вал имеет заметный радиальный люфт.

ТераФлю
Вал имеет заметный радиальный люфт.

Завидую! А после восстановления, что Вы с ними делаете? Ходите?

А покупатели, что с ними делают? Они же кушают 0.6 литра в час на лошадиную силу!

bigrubl
можно поставить карбюратор от бензопилы и будет меньше

Какой конкретно карбюратор?
Есть Стрела, снял все “древнее лишнее”, думаю что ставить из зажигания и карбюраторов. Зажигание с маховиком просится от Чемпиона. По карбу пока непонятка.

Какой конкретно карбюратор?
Есть Стрела, снял все “древнее лишнее”, думаю что ставить из зажигания и карбюраторов. Зажигание с маховиком просится от Чемпиона. По карбу пока непонятка.

Мне гдето на Ю туб попадался ролик там на Ветерок приспособили карбюратор от мотоскутера , в журнале Катера и яхты была схема постановки карбюратора от бензопилы Урал 5 л.с. Про зажигание – думаю надо внешнюю катушку от скутерамото они заметно лучше первичная обмотка генерирующая ток остаётся на родном сердечнике , но перематывается большим числом витков до заполнения . Схема остаётся контактная. Есть ещё вариант с заменой маховика и электронного зажигания от Ветерка , но тогда надо перетачивать или коленвал или делать отверстие под конус на маховике родной маховик не пойдёт помнится у них разная магнитная система. Ещё вариант использовать только ногу поставив 4х тактный двигатель воздушного охлаждения от какойнибудь мототехники сельхозназначения с вертикальным валом типа газонокосилки сил на 5-8. Гто у меня сохранено вроде здесь(

































А покупатели, что с ними делают?

Лодочный мотор “Прибой”

В 1965 г. было прекращено производство 5-сильного подвесного мотора “Стрела”, и самым маломощным мотором, предназначенным для установки на мелкие суда, на долгое время оказался 8-сильный “Ветерок” первой модели. Между тем владельцам относительно тихоходных лодок, используемых для прогулок, туризма и рыбной ловли, был нужен недорогой, экономичный и надежный двигатель мощностью 4-5 л.с. Заполнить этот пробел и должен 5-сильный подвесной мотор “Прибой”(Фото “Прибоев” смотри здесь).

Подвесной мотор “Прибой” (рис. 1.) может устанавливаться на лодках весом не менее 80 кг с высотой транца не более 380 мм и эксплуатироваться в пресной воде при глубине не менее 0,5 м. По конструктивным параметрам мотор не уступает многим зарубежным моделям той же мощности. Чтобы максимально снизить его вес, завод (впервые в СССР) изготовляет все детали корпуса двигателя и дейдвуда, поршни и шатуны из алюминиевого сплава методом литья под давлением, а, коленчатый вал литьем из стали 16ХГТЛ.

Применено несколько оригинальных решений, позволивших снизить стоимость и повысить надежность мотора. Целый ряд ответственных деталей сделан из пластика.

Рис.1. Мотор “Прибой”

Основные технические данные ПЛМ “Прибой”

Диаметр цилиндра, мм48
Ход поршня, мм34
Рабочий объем, см. куб.124
Степень сжатия (действительная)5,5
Мощность двигателя (после приработки), л.с.5±0,3
Число оборотов, об / мин.4500
Расход горючего, кг / час2,5
Передаточное отношение редуктора15:27
Диаметр двухлопастного гребного винта, мм200
Шаг гребного винта, мм184
Сухой вес мотора, кг19
Карбюратор поплавковый, тип“КЛМ-5”

В отличие от ранее выпускавшихся отечественных моторов мощностью 4-5 л. с. двигатель “Прибоя” выполнен двухцилиндровым, что обеспечивает более надежный запуск и снижает вибрацию мотора.

Смазка к верхнему коренному подшипнику коленчатого вала подается из картера нижнего цилиндра через наружную трубку за счет пульсации давления в картере. Для предохранения от попадания масла на основание магдино в верхней части коленчатого вала установлен маслоотражатель. Из полости маслоотражателя по внутренним каналам происходит отсос масла в полость карбюратора.

Двигатель двухцилиндровый, с дефлекторной про­дувкой и впуском топливной смеси .в картер через пла­стинчатые клапаны. Блок цилиндров, картер и все его детали изготовлены из алюминиевого сплава методом литья под давлением.

В блоке цилиндров залиты две чугунные гильзы с продувочными и выхлопными окнами и три бронзовых вкладыша опорных подшипников скольжения коленча­того вала. Парные вкладыши подшипников залиты в крышке картера.

На крышке картера установлены пластина с клапа­нами и передняя крышка, к которой крепится карбюра­тор.

Коленчатый вал, отлитый из легированной стали, в верхней части имеет конус для посадки маховика, а в нижней — внутренние шлицы для соединения с рессо­рой редуктора.

Шатун алюминиевый, литой. В верхнюю головку его вмонтирована бронзовая втулка, служащая подшипни­ком поршневого пальца, в нижнюю, закрытую штампо­ванной алюминиевой крышкой, поставлены стальные обоймы с игольчатым подшипником шатунной шейки коленчатого вала.

Поршень алюминиевый, литой, с тремя канавками для поршневых колец.

Двигатель, редуктор и подвеска соединены с по­мощью промежуточного корпуса, отлитого из алюмини­евого сплава.

Вращение от коленчатого вала к гребному винту пе­редается через вертикальный вал, муфту сцепления, вер­тикальный валик редуктора, конические шестерни и гребной вал.

В редукторе применены бронзовые подшипники скольжения и шестерни с круговым зубом. Двигатель, редуктор и подвеска соединены с помощью промежуточного корпуса, изготовленного из алюминиевого сплава литьем под давлением.Со стороны промежуточного корпуса картер двигателя уплотнен пакетом из двух шайб и втулки, поджатых пружиной. Уплотнение по торцу двигателя достигается с помощью шайбы из пробки. Втулка из бронзографита обеспечивает торцевое уплотнение при сравнительно больших скоростях скольжения.

Читайте также:  Усовершенствование серийных мотолодок. Лодки «Прогресс»

Уплотнение по вертикальному валу обеспечивается резиновым уплотнительным кольцом. На мотореприменено маховичное магдино МН-1 (однотипное с установленным на моторе «Нептун») с выносными трансформаторами, которое обеспечивает бесперебойное зажигание в широком диапазоне оборотов и питание сети освещения лодки. Штепсельный разъем для подключения освещения и рукоятка регулировки карбюратора выведены на перед­нюю панель нижнего кожуха. Здесь же расположена кнопка «Стоп» для выключения мотора и отключения системы зажигания при холостых оборотах.

Охлаждение двигателя производится забортной во­дой, нагнетаемой помпой коловратного типа, располо­женной в корпусе редуктора.

На моторе предусмотрены места для подсоединения системы дистанционного управления.

Как работает лодочный мотор Прибой?

Лодочный мотор Прибой сегодня является одним из самых востребованных моторов отечественного производства. Наряду с моторами Нептун и Парус, эти моторы обладают довольно хорошей технической составляющей.

Лодочный мотор Прибой 5

Конечно, они не всегда могут соответствовать всем мировым стандартам мирового качества. Ведь сегодня лидерами мототехники являются такие страны, как Япония, Соединенные Штаты Америки и Китай, которые из года в год предлагают усовершенствованные характеристики своей техники и обновленные модельные ряды моторов. Однако, моторы Прибой с каждым годом становятся все более надежными и оснащенными многими важными системами и функциями.

Характеристики лодочного мотора «Прибой»

Мощность, л.с.5±0,3
Тактность2-тактный
Количество цилиндров2
Рабочий объём, см3124
Максимальное число оборотов в минуту4500
Диаметр цилиндра, мм48
Ход поршня, мм34
Степень сжатия (геометрическая)5,5
Смазкапредварительным смешением
Емкость топливного бака, л20
Система управлениярумпель
Тип запускаручной
Топливобензин А-66, А-72 в смеси с маслом АКп-10 (автол) или АСп-10 в соотношении 25:1 (при обкатке 12:1)
Максимальный расход топлива, кг/час2,5
Зажиганиемаховичное магдино МН-1 с выносными высоковольтными трансформаторами
Карбюратор — поплавковый, тип«КЛМ-5»
Передаточное отношение редуктора15:27
Диаметр двухлопастного гребного винта, мм200
Шаг гребного винта, мм184
Вес, кг19 кг
Страна производительСССР
Годы выпускас 1968 по начало 1980-х



Покупка и обслуживание

В настоящее время изготовление двигателей Прибой остановлено, поэтому его можно приобрести только с рук.

Так как мотор 1968 года выпуска, следует проверить его рабочий механизм и желательно, в открытом водоеме. Двигатель должен запускаться сразу, без заклиниваний. Мотор должен работать не слишком шумно, а также не должно возникать высоких вибрационных шумов.

Корпус мотора должен быть герметичным.

Гребной винт мотора Прибой должен быть в рабочем состоянии.

Покупая двигатель Прибой нужно проверить его корпус на наличие видимых сколов, трещин, царапин и выбоин, их быть не должно.

Обслуживание лодочных моторов Прибой довольно простое. Если на двигателе установлен кожух, то его можно снять и получить доступ к деталям механизма.

Полное техническое обслуживание проводится один раз в год. Так как конструкция несложная можно сделать это самостоятельно или отнести мотор в сервисный центр.



О моторе «Прибой»

Лодочный мотор «Прибой» выпускался с 1968 года по начало 80-х одним из оборонных заводов г. Перми. Конструктивно мотор копировал мотор фирмы Johnson.

Мотор предназначался для эксплуатации в пресной воде при глубине не менее 50 см и установке на лодках с высотой транца не более 380 мм.

В отличие от ранее выпускавшихся в СССР моторов мощностью до 5 л. с. двигатель «Прибоя» выполнен двухцилиндровым с дефлекторной продувкой. Конструкция «Прибоя» обеспечила более надежный запуск и позволила снизить вибрацию по сравнению с одноцилиндровыми предшественниками.

Благодаря тому, что при изготовлении всех деталей корпуса двигателя и дейдвуда, поршней и шатунов использовался алюминиевый сплав, вес мотора Прибой — всего 19 кг. Это даже по сегодняшним меркам один из самых легких пятисильных моторов в мире.

Не смотря на ряд недостатков, среди выпускаемых в СССР лодочных моторов «Прибой» по праву считается одной из самых удачных серийных моделей.

Достоинства:

• Малый вес — даже по сегодняшним меркам «Прибой» один из самых легких пятисильных моторов в мире;

• Лёгкий запуск – даже пролежавшие несколько десятилетий в гаражах моторы с легкостью заводятся;

• Малая шумность — в испытательном помещении, где одновременно на стендах работало восемь моторов Прибой, можно было свободно разговаривать;

• Надежность – в целом мотор достаточно надежен, особенно его механическая часть;

• Хорошая тяговитость — Прибой выводит на глиссирование моторные лодки типа «Казанка» с одним человеком на борту;

• Простота конструкции — почти любой ремонт можно выполнить вне ремонтных мастерских;

• Неприхотливость к топливу и маслам.

• Высокий удельный расход топлива — около 500 гр. /л.с. в час, против 300 гр./ л.с. в час у аналогов;

• Сложности с з/ч ввиду малой унификации узлов «Прибоя» с другими моторами;

• Комплектация мотора всего одним полускоростным винтом;

• Отсутствие заднего хода в редукторе, хотя, это недостаток почти всех моторов малой мощности того времени, включая и «Ветерок»;

• Неудобный и ненадёжный ручной стартёр с нижним расположением шнура.

О компании

Конструкторский оборонный завод в городе Пермь в 1968 году занялся производством лодочных моторов Прибой.

Моторы выпускались в больших количествах, их раскупали не только в России, но и в странах ближнего зарубежья.

Помимо лодочных моторов на Конструкторском оборонном заводе изготавливались радиодетали, автомобильные запчасти, авиадетали, бытовые приборы повседневного спроса и т.д

В 1980 году начался развал, завод перестали финансировать и вскоре он прекратил свою деятельность. Многие конструкции, сделанные на оборонном Пермском заводе, до сих пор находятся в эксплуатации.

Первое знакомство. Подвесной лодочный мотор «Прибой»

Катера и яхты, №17, 1969 год
Туристы, рыболовы, любители-водномоторники получили новый, по счету уже восьмой подвесной мотор серийного производства. Это — мотор небольшой мощности «Прибой». Что можно сказать о «Прибое»? Окончательное суждение вынесут, конечно, потребители, испытав мотор в самых различных условиях практической эксплуатации. Но уже сейчас можно отметить вполне современный внешний вид, чистоту отливки, отличное выполнение как отдельных узлов, так и мотора в целом, не уступающее и прославленным шведским моторам. Хорош легкий пластмассовый капот, тщательно отделана каждая деталь, независимо от того, находится ли она снаружи или под кожухом. Следует особо подчеркнуть применение двухцилиндровой схемы, удобного (особенно в моторах средней и малой мощности) нижнего запуска. Впервые на отечественных моторах имеются мощное магдино (освещение) и указатель уровня топлива. Даже то, что инструкция к мотору «Прибой» снабжена отчетливо читаемыми чертежами и отпечатана на сравнительно хорошей бумаге, свидетельствует о заботе завода о качестве своей продукции. На мотор приятно посмотреть, но этого еще недостаточно. Важны и технические параметры мотора. А здесь лодочный мотор «Прибой» уступает (к сожалению, иногда существенно) лучшим мировым моторам аналогичного класса. Если его удельный вес не вызывает особых возражений, то литровая мощность (40 л.с./л) значительно ниже, чем у моторов «Томос» (Югославия), «Кресчент» (Швеция) или «Цюндап» (ФРГ), для которых этот показатель равен 60—65 л. с./л. Удельный расход горючего (около 500 г/л. с. час против 300 у названных иностранных моторов) также чрезмерно высок; по-видимому, за прототип был выбран далеко не лучший образец с малоэкономичной дефлекторной системой продувки. Очевидно, заводу следует подумать об улучшении основных параметров «Прибоя». Желательно увеличить номенклатуру прилагаемых к мотору инструмента и лап-частей, отказаться от (к сожалению, традиционной) матерчатой сумка, заменив ее удобным инструментальным ящиком. В 1965 г. было прекращено производство 5-сильного подвесного лодочного мотора «Стрела», и самым маломощным мотором, предназначенным для установки на мелкие суда, на долгое время оказался 8-сильный «Ветерок-8» первой модели. Между тем владельцам относительно тихоходных лодок, используемых для прогулок, туризма и рыбной ловли, был нужен недорогой, экономичный, и надежный двигатель мощностью 4—5 л. с. Заполнить этот пробел и должен 5-сильный подвесной мотор «Прибой», выпуск которого начался еще в прошлом году. Подвесной лодочный мотор «Прибой» может устанавливаться на лодках весом не менее 80 кг с высотой транца не более 380 мм и эксплуатироваться в пресной воде при глубине не менее 0,5 м. По конструктивным параметрам мотор не уступает многим зарубежным моделям той же мощности. Чтобы максимально снизить его вес, завод (впервые в СССР) изготовляет все детали корпуса двигателя и дейдвуда, поршни и шатуны из алюминиевого сплава методом литья под давлением, а коленчатый вал — литьем из стали 16ХГТЛ. Применено несколько оригинальных решений, позволивших снизить стоимость и повысить надежность мотора. Целый ряд ответственных деталей сделан из пластика.
Продольный разрез мотора «Прибой»


В отличие от ранее выпускавшихся отечественных моторов мощностью 4—5 л. с. двигатель «Прибоя», выполнен двухцилиндровый, что обеспечивает более надежный запуск и снижает вибрацию мотора. В алюминиевый блок цилиндров залиты две чугунные гильзы с продувочными и выхлопными окнами и три бронзовых вкладыша подшипников скольжения опор коленчатого вала. На крышке картера установлены пластина с клапанами, регулирующими поступление топливной смеси в двигатель, и передняя крышка, на которую крепится карбюратор. В крышку картера также залиты три бронзовых вкладыша подшипников. Коленчатый вал изготовлен из легированной стали методом прецизионного литья. В его верхней части имеется конус для посадки маховика, в нижней части — внутренние шлицы для соединения с вертикальным валом редуктора. В верхней головке шатуна под поршневой палец залита бронзовая втулка. В нижнюю головку шатуна, закрытую штампованной крышкой, поставлены стальные обоймы с игольчатым подшипником шатунной шейки коленчатого вала. Смазка к верхнему коренному подшипнику коленчатого вала подается из картера нижнего цилиндра через наружную трубку за счет пульсации давления в картере. Для предохранения от попадания масла на основание магдино в верхней части коленчатого вала установлен маслоотражатель. Из полости маслоотражателя по внутренним каналам происходит отсос масла в полость карбюратора. Двигатель, редуктор и подвеска соединены с помощью промежуточного корпуса, изготовленного из алюминиевого сплава литьем под давлением. Со стороны промежуточного корпуса картер двигателя уплотнен пакетом из двух шайб и втулки, поджатых пружиной. Уплотнение по торцу двигателя достигается с помощью шайбы из пробки. Втулка из бронзо-графита обеспечивает торцевое уплотнение при сравнительно больших скоростях скольжения. Уплотнение по вертикальному ралу обеспечивается резиновым уплотнительным кольцом. На моторе применено маховичное магдино МН-1 (однотипное с установленным на моторе «Нептун») с выносными трансформаторами, которое обеспечивает бесперебойное зажигание в широком диапазоне оборотов и питание сети освещения лодки. Для удобства эксплуатации рукоятки регулировки карбюратора и штепсельный разъем для подключения освещения выведены на переднюю панель нижнего кожуха. Здесь же находится кнопка «Стоп» для выключения мотора, а также для отключения системы зажигания при холостых оборотах. Двигатель охлаждается забортной водой, которая нагнетается водяным насосом, расположенным в корпусе редуктора. Вращение от коленчатого вала двигателя к гребному винту передается через вертикальный вал, муфту сцепления, вертикальный валик редуктора, конические шестерни с круговым зубом и гребной вал. В редукторе применены бронзовые подшипники скольжения и шестерни с круговым зубом, что позволило значительно снизить шум от работы шестерен, уменьшить габариты и создать обтекаемые формы корпуса редуктора. В системе подвески мотора установлены резиновые амортизаторы, снижающие вибрацию, передаваемую от мотора на корпус лодки и рукоятку управления мотором. На моторе предусмотрены места для подсоединения системы дистанционного управления. Переносной топливный бак со съемным топливным шлангом имеет указатель уровня топлива и суфлирующий клапан, автоматически открывающийся после подсоединения шланга от мотора и бака, а также подкачивающий насос — «грушу». Объем топливного бака — 20 л — обеспечивает непрерывную работу мотора в течение 8—9 часов. Для смазки редуктора применяется трансмиссионное автотракторное летнее масло нигрол (ГОСТ 542—50) или масло для гипоидных передач (ГОСТ 4003—53). Помимо обычных стендовых испытаний на ресурс (500 часов), мотор проходил также испытания при различной температуре воздуха (от —5 до +48° С) и воды (от +2 до +25° С). При отрицательных температурах карбюраторы обмерзали только во время работы без кожуха. При этом в 50 случаях из 100 мотор заводился с первой-второй попытки.

Читайте также:  Приколы на рыбалке видео 2017
Внешняя характеристика лодочного мотора «Прибой»

Под мотором «Прибой» лодка «Казанка» с одним человеком на борту развивает скорость 12 км/час, с тремя — 10 км/час. При установке на ту же лодку двух таких моторов скорость повысилась до 19 и 16 км/час соответственно. Для сравнительной опецки шумности работы моторов «Прибой» можно, например, указать, что в испытательном помещении, где одновременно на стендах работало восемь моторов, можно было свободно разговаривать. Цена лодочного мотора «Прибой» составит —145 руб. Первая партия моторов поступила в магазины спорттоваров г. Пермь еще в мае. До 1 сентября 1968 г. заводом выпущено около 1000 лодочных моторов. Получены и первые отзывы об их работе. Как положительные качества все потребители отмечают бесшумность, легкий запуск и малый вес «Прибоя». Вместе с тем отмечается необходимость повышения прочности деталей подвески, доукомплектования мотора запчастями. Эти и ряд других замечаний будут учтены заводом уже при выпуске следующей серии мотора. Одновременно проводятся работы по упрощению и удешевлению конструкции. Намечены снижение веса почти на 3 кг, упрощение системы подачи топлива, конструкции кожуха и др. Сейчас на «Прибой» устанавливается унифицированное магдино МН-10 (то же, что на моторе «Нептун», но с ресурсом, увеличенным до 600 часов. Это позволит в случае неисправностей зажигания легче найти запчасти в продаже. «Нептун» и «Прибой» пока единственные отечественные моторы, имеющие магдино, которое может питать сеть освещения. В следующем году выпуск их будет значительно увеличен. Целесообразно в связи с этим министерству электропромышленности наладить производство специализированной электроарматуры для лодок (например, бортовых огней с цветными светофильтрами, переносных ламп и др.). В настоящее время завод продолжает доводку конструкции двигателя и привода, устраняя дефекты, обнаруженные при стендовых испытаниях. Завод просит потребителей посылать свои отзывы о результатах эксплуатации моторов «Прибой», а также пожелания конструктивного характера и замечания по внешнему оформлению изделия. Г.А. Макаров, Э.Р. Чертулов

Применение мотора

Отечественные подвесные лодочные моторы Прибой-5 эксплуатировались не только для сельскохозяйственных целей, их приобретали для прогулок на водоемах, ими пользовались природоохранные надзорные патрули, спасательные патрульные службы, охотники и рыболовы.

Лодочные моторы Прибой-5 предназначены для эксплуатации на речных и морских водоемах, они отлично ходили по мелководью.

Лодочные моторы Прибой устанавливали на лодки и катера. Высота транца – от 200 до 380 миллиметров. Рекомендуемая глубина для моторов Прибой-5 не менее 0,5 метров.

Лодка Казанка в тандеме с мотором Прибой-5 при загрузке одного человека развивала скорость на водоеме до 13 км/час. При загруженности до трех человек с массой тела не более 80 килограмм скорость набиралась до 10 км/час.

Были случаи, когда на лодку устанавливали одновременно два мотора Прибой-5, тогда и скорость увеличивалась до 20 км/час.

Рыболовные сети. Виды и применение. Характеристики и установка

В понимании современного человека ловля рыбы и рыболовные сети — неотделимые друг от друга понятия. Но так было не всегда. Человек начал ловить рыбу намного раньше, чем изобрел сеть. По утверждению А. Брандта, произошло это в эпоху мезолита, когда люди научились получать материалы для текстильного производства. В те времена сети не отличались изяществом и прочностью, которые присущи современным экземплярам. Но все принципы производства, используемые нашими предками, актуальны и сегодня.

Виды
Все сети делят на несколько больших групп:
  • Ставные.
  • Плавные.
  • Рамовые.
  • Кастинговые.
Ставные рыболовные сети

Их размещают у дна, на заданной глубине или у глади воды. Располагают их вдоль дна или же под углом.

По структуре они подразделяются на:
  • Объячеивающие (жаберные) — одностенные, состоящие из единственного полотнища со звеньями, которые по размеру больше головы рыбы, но меньше ее тела. Рыба, угождая в сеть, цепляется за нее плавниками или жабрами (объячеивается).
  • Ряжевые — двух- или трехстенные. Оказываясь в них и стараясь высвободиться, жертва еще больше запутывается. Отсюда их простонародное название — «путанка». Крайняя стенка ряжевой сетки может иметь крупные ячейки, чтобы удерживать рыбу внутри. Изготавливают внешние стенки чаще всего из капроновой нити, а внутренние — из лески.
  • Комбинированные. Составляются из различных полотен для сочетания их свойств.

Интересным вариантом ставной сети являются так называемые «морды». Это снасти в форме конуса, которые устанавливаются у дна. При их плетении используются ивовые ветки. В «мордах» оставляют прикорм, рыба заплывает в них, а конструкция «морды» не выпускает ее на свободу.

Плавные сети

Ими охотятся непосредственно с плавсредства. Плавные сети тянутся за судном и захватывают рыбу, движущуюся навстречу.

Разновидности плавных сетей:
  • «Телевизор» — двухметровая снасть, которую спускают с двух лодок или закидывают с берега в местах скопления живности.
  • «Косынка» — треугольная сеть, применяемая в холодный период, когда рыба сосредотачивается у дна.
  • «Дорожка» — одностенное полотно из лески, имеющее резиновый амортизатор. Его устанавливают в маленьких водоемах и совмещают с рыбалкой на удочку.

К плавным сетям относится трал — большой ячеистый мешок из капрона, буксируемый за морским рыболовецким судном. Трал предназначен для рыбалки промышленного масштаба.

Рамовые рыболовные сети

Предназначены для лова на течении. Это снасти, разделенные на отдельные большие карманы толстой нитью. В этих карманах и задерживается рыба.

Рамовые сетки бывают любого размера и различаются по типу материала:
  • Лесковые — подходят для водоемов, где имеется много водорослей или «цветет» вода. Мелкие растения налипают на леску, и она становится незаметна.
  • Капроновые -отличаются прочностью, их пускают в дело в чистых водоемах с сильным течением.
Кастинговые сети

Их также называют накидными. Они имеют круглую форму, оснащены грузиками, а в центре расположена веревка с карабином. Сеть собирают в руке определенным образом и закидывают в воду. Она ложится на дно под воздействием грузов, накрывая и увлекая рыбу, а достают ее имеющейся веревкой.

Подразделяются на:
  • Американские — легче забрасываются и обеспечивают хороший улов.
  • Испанские — меньше цепляются за камни, поэтому удобны при неровном рельефе дна.
Невод

«Закинул старик невод» — все, наверное, помнят эту сказку. О неводе следует сказать отдельно, ведь это самые древние рыболовные сети. Обычно его используют в промышленной ловле, но часто применяют невод и рыбаки, живущие у крупных водоемов. Разновидностей неводов очень много, но самыми распространенными можно назвать закидной, обкидной и донный.

Закидной невод — представляет собой дугу, которую забрасывают с берега или с лодки. По его кромке расположены грузы, которые при погружении невода превращают его в большой мешок. При вытаскивании на берег мешок закрывается и увлекает за собой попавшую рыбу.

Обкидной (кошельковый) невод — снасть, при помощи которой скопление рыб окружают и вытаскивают на борт плавсредства. При вытягивании невода формируется чаша с уловом.

Донный невод обеспечивает ловлю, сочетающую траловый и закидной методы. Неводом окружают часть водоема и судном тянут сеть ко дну. Рыба угождает в западню без возможности покинуть ее и оказывается на борту.

Характеристики и оснастка сетей

Любая сеть состоит из полотна, подбор и оснастки. Ячейки плетут из крученой нити или лески, формируя их размером 6 мм и более. Натуральные нитки сейчас мало используются — их заменила синтетика. Лесковые рыболовные сети признаются особенно эффективными, но срок их службы меньше.

В качестве подбора выступает плетеный жгут или скрученная веревка, на которые насаживается сеть. Для удержания на плаву используют поплавки или шнуры с пенопластом, а для погружения — грузы из свинца, кольца из металла или жгуты с утяжелением.

Стандартная длина сетчатого полотна — 25-30 м. Для увеличения общей величины две-три сети объединяют в одну. Во многих регионах длина рыбацкой сетки законодательно ограничивается.

Выбирая сеть, учитывают такие обстоятельства:
  • Что за рыбу предстоит добывать.
  • Каков размер водоема.
  • Глубина установки либо заброса сети.
  • Рельеф дна.

При лове некрупной рыбы, живущей стаями, применяют сетки с маленькими ячейками (до 20 мм). Для окуня, щуки и плотвы, которые наиболее часто встречаются в наших водоемах, подходит одностенная сеть с ячейкой 27 на 32 мм. Для широкотелых рыб (подлещик) требуется крупноячеистое полотно.

Нужно учитывать и толщину нити плетения. Если нитка тонкая, она врезается в тело рыбы и лучше держит ее. Поэтому объячеистые снасти производятся из тонкого капрона или лески. Вдобавок леска не видна в воде и не отпугивает рыбу.

Способы установки сетей

Чтобы поставить сеть самому, потребуется опыт и сноровка. Поэтому лучше делать это в паре. Способов несколько: с лодки, взаброд, с берега или подо льдом (в зимний период).

Имея плавсредство, производить постановку сетей наиболее удобно. Да и места можно выбирать получше, понаселенее.

В мелких водоемах и там, где на лодке двигаться затруднительно, рыболовные сети устанавливают взаброд. Летом некоторые рыбаки делают это даже вплавь, хотя такой метод считается рискованным, поскольку нетрудно запутаться в снастях. Взаброд можно производить фигурную постановку, строить коридоры.

На узких речках установку проводят посредством перетяги. При помощи шнура с грузом ее перебрасывают на противоположный берег, где шнур фиксируется другим рыбаком.

Зимой для постановки сетей проделывают лунки и через них крючком протягивают полотно подо льдом. Такой способ считается довольно трудоемким.

Уход за рыболовными сетями
На рыболовные сети в процессе эксплуатации воздействуют различные факторы:
  • Физический — нагрузки, перемена температур, солнечные лучи.
  • Химический — вещества, находящиеся в воде.
  • Микробиологический — бактерии, образующиеся на мертвой рыбе.

Вследствие этого даже качественные материалы начинают портиться.

Поэтому сетям требуется обязательный уход
  • Поставленную сеть надо смотреть хотя бы дважды в день.
  • Раз в 3-4 дня ее следует вынимать, освобождать от мертвой рыбы и мусора и промывать. Рыболовы рекомендуют «окуривать» полотно дымом от тлеющей хвои.
  • По окончании использования сети обязательно нужно просушивать, не подвергая прямому воздействию ультрафиолета.

На длительное хранение рыболовные сети складывают так, чтобы подготовка к последующей эксплуатации требовала как можно меньше времени.

Ссылка на основную публикацию