Лодочный мотор Selva – вопросов больше, чем ответов.

Достоинства и недостатки лодочных моторов Сельва

Сегодня моторы на лодки компании Сельва являются одними из самых востребованных во всем мире. Эти агрегаты весьма технологичны, мощные и дарят необыкновенную маневренность лодкам, на которые они устанавливаются.

  • Чем отличается современный лодочный мотор?
  • Основные характеристики лодочных моторов Сельва

Стоя в одной линейке с такими лодочными моторами, как Парсун, Микатсу, Сельва и Тохатсу, моторы Сельва отличаются тем не менее многими уникальными чертами. Хотя все эти моторы сегодня являются крайне надежными, безопасными и мощными.

Чем отличается современный лодочный мотор?

Лодочные двигатели претерпели много изменений и сегодня они представляют собой образец надежности и долговечности. Порой трудно поверить, что раньше эти агрегаты были очень шумными и вибрирующими. Ведь сегодняшняя мототехника отличается внедрением высоких технологий и очень продуманными решениями:

  1. сегодняшние моторы во многом являются долговечными за счет материалов из которых они изготавливаются. Зачастую это сплавы металлов, которые являются очень крепкими и надежными. Из этих качественных материалов производится и основная конструкция мотора, и ее дополнительные и запасные части. Поэтому моторы являются в крайней степени надежными. Порой отмечают, что такой агрегат может прослужить не одно десятилетие своему владельцу;

  1. кроме того, современные модели лодочных моторов являются крайне технологичными. Здесь можно встретить огромное количество всевозможных систем и функций. Все они делают эксплуатацию лодочного мотора очень удобной и простой. К примеру, можно встретить такие функции, как эффективная подача топлива в лодочный мотор, система, позволяющая легко управлять румпелем лодочного агрегата и функции, позволяющие с первого раза заводить ваши лодочные моторы;
  2. из наиболее совершенных моторов сегодня выделяют двухтактные и четырехтактные конструкции. Кроме вышеперечисленных функций они обладают очень хорошей безопасностью, экологичностью и надежностью. Эти показатели крайне важны в условиях современного мира. Также современные лодочные агрегаты на 2 и на 4 такта являются крайне экономичными, что может показаться даже удивительным. Учитывая их мощность и технологичность. Олнако, это на самом деле так, и это становится понятно уже после первой обкатки и эксплуатации вашего лодочного агрегата.

Основные характеристики лодочных моторов Сельва

Лодочный мотор selva является одним из мировых лидеров, поэтому сегодня эти двигатели знают практически все водномоторники. Многие пробовали их в своей работе, потому что эти моторы, кроме всего прочего, обладают и достаточно привлекательной ценой на некоторые модели моторов:

  1. в нашей стране лодочные моторы selva не очень хорошо известны и популярны. Это странно по той причине, что такой бренд, как Selva Marine считается очень старым – одним из самых старых и востребованных в Европе. Оказывается, эта компания была основано еще в 1945-ом году что делает ее очень опытной. Эта компания пережила за свою историю соперничество с очень многими мировыми компаниями, и пережила их. Теперь многие из этих брендов уже никто не вспоминает, тогда, как Сельва на слуху у многих водномоторников со всего мира;
  2. лодочный мотор сельва отличается своей демократичной ценой, которая особенно привлекает лодочников всего мира. Хотя приемлемая цена на этот товар совершенно не снижает характеристик его качества. Если сравнивать Сельву с таким популярным лодочным мотором, как американский агрегат Джонсон, то Сельва будет стоить практически в 2 раза дешевле, чем весьма порадует своего будущего владельца;
  3. этот агрегат производит положительные эмоции при его покупке, когда можно понаблюдать за его внешностью. Ничего лишнего – изысканный сдержанный дизайн говорит о качестве и практичности этого агрегата. Хотя в целом можно сделать вывод, что это в достаточной мере солидная и серьезная мототехника, за счет впечатляющих подвески и дейдвуда этого лодочного двигателя;
  4. интересно, что лодочные моторы Сельва похожи на многие отечественные лодочные моторы, так как не имеют какой-то навороченной электроники и технической начинки. Здесь нет популярного в наше время впрыска топлива или, скажем, дозировки масла для лодки, которая производится автоматически. Здесь все очень практично и просто.

Армия поклонников подвесных лодочных моторов Сельва отмечают, что главной характеристикой этих агрегатов является долговечность этого агрегата. Значит, акцент сделан на простоту и надежность этих двигателей. Вот почему производитель не торопится что-либо менять в начинке своих двигателей, делая акцент на надежное проверенное и уже зарекомендованное качество простых и лаконичных решений.

В этих моторах практически всегда наблюдается простой и легкий запуск лодочного мотора, который производится при помощи ручного стартера. Кроме того, в большинстве моделей подвесных лодочных двигателей этого производителя наблюдается автоматическая блокировка таких функций, как газ и реверс. Это не произведет запуск всего лодочного мотора на какой-то скорости. Это делает ваше плавание более умным и безопасным.

Также некоторые владельцы лодочных двигателей фирмы Сельва выделяют и некоторые из их недостатков. К примеру, при эксплуатации подвесных двигателей наблюдается достаточно высокая требовательность к качеству бензина и масла для этих агрегатов. Производитель настоятельно рекомендует использовать именно бензин Аи-95.

Кроме того, некоторые водномоторники, которые используют подвесной лодочный мотор Сельва, отмечают, что при высокой скорости здесь наблюдается довольно сильный шум двигателя и повышенная вибрация этого мотора. Некоторым не очень нравится ручка переноски данного моторного агрегата. И некоторых пользователей иногда расстраивает и тот момент, что в лодочных моторах Сельва нельзя отыскать специальный разъем, который бы обеспечил подсоединение бортовой электросети.

Как плюс отмечают довольно простую конструкцию этих агрегатов, которая позволит легко и просто эксплуатировать двигатели фирмы Сельва. Также, как основной плюс, можно отметить наличие генератора данного подвесного лодочного двигателя. И для тех, кто уже более или менее разбирается в показателях лодочных моторов, приведем такую характерную черту, как хорошая гидродинамика редуктора.

Лодочные моторы Selva

Компанию Selva Marine основали два гонщика – Лоренцо Сельва и Артуро Карнити в 1945 г. в Италии. Простая и надежная конструкция двигателей их производства позволила добиться хороших результатов. Большое количество чемпионатов различных уровней были выиграны с помощью моторов Selva. Многие европейские производители лодочных двигателей разочаровали потребителей. Но итальянская Selva Marine и до сегодняшнего дня популярна среди водномоторников разных стран.

Основной завод Selva находится в итальянском городе Тирано. Благодаря постоянному внедрению новых технологий, компания выстояла в конкуренции с производителями из Японии и Америки. На данный момент, это один из ведущих производителей лодочных моторов в мире. Кроме двигателей, «Сельва» собирает стеклопластиковые и надувные лодки, которые также заслужили хорошие отзывы потребителей.

Стоит отметить, что у Selva есть филиалы, расположенные в Азиатских регионах, преимущественно, в Китае.

Моторы Selva не перегружены электроникой, надежны и дешевле аналогов. Их производство соответствует международным сертификатам, а сами двигатели проходят необходимые испытания на заводе. Широкий диапазон модельного ряда позволяет сделать выбор даже под самые высокие запросы.

При должном соблюдении правил эксплуатации и подобающем обслуживании, двигатели Selva прослужат владельцам много лет.

Модельный ряд

В настоящее время компания производит 15 базовых моделей в 44 вариантах мощности от 2,5 до 80 л. с. Помимо этого, бренд совместно с компанией Yamaha создали ряд четырехтактных моторов. В нее входят 33 модели в 94 видах мощности от 2,5 до 2×250 л. с.

Укажем модели, пользующиеся большим спросом на российском рынке:

• Selva Piranha 9,9.

• Selva Dolphin 15.

Получить информацию обо всей линейке моторов и их характеристиках можно на официальном сайте компании.

Применение моторов

Ассортимент Selva обширен, поэтому можно без труда подобрать двигатель под любую лодку, любые требования и любой кошелек. Есть модели, как для любительской рыбалки, так и для серьезных работ на воде. У двигателей «Сельва» есть возможность разворачиваться на 360 градусов и без снижения КПД двигать лодку обратным ходом. Кроме этого, во всех моделях существует система подъема двигателя, что делает возможным движение по мелководью.

На российском рынке лодочные моторы Selva не отличаются востребованностью, что странно, ведь у этого бренда много поклонников в странах Европы.

Конструкция и технические характеристики

У модельного ряда Selva отчетливо просматривается стремление к стандартизации, что заметно в важных комплектующих двигателей – блоках цилиндров, карбюраторах. Это облегчает комплектацию изделий и существенно сокращает затраты на производство. Данная черта делает возможным снижение стоимости готовой продукции.

Еще одна особенность двигателей Selva – необычное расположение термостата. Он на месте свечи. Сама свеча расположена немного в стороне. Благодаря такому решению можно с большей точностью определить уровень нагрева цилиндров.

Мотор Selva Naxos 9,9 – двухтактный, 2 цилиндра, с водным охлаждением.

• Вес – 30 килограмм.

• Число предельных оборотов – 5000 в минуту.

• Мощность – 9,9 л. с.

• Объем – 260 куб. см.

• Вместительность выносного бензобака 12 л.

• Диаметр цилиндра – 58 мм, ход – 49 мм.

Мотор Selva Naxos 15 – двухтактный, 2 цилиндра, с водным охлаждением.

• Вес – 30 килограмм.

• Объем – 260 куб. см.

• Мощность – 15 л. с.

• Число максимальных оборотов– 5500 в минуту.

• Диаметр цилиндра – 58 мм, ход – 49 мм.

• Объем выносного бензобака 23 л.

Мотор Selva Izmir 8 – двухтактный, 2 цилиндра, с водным охлаждением.

• Вес – 30 килограмм.

• Объем – 170 куб. см.

• Мощность – 8 л. с.

• Число предельных оборотов – 5500 в минуту.

• Диаметр цилиндра – 49 мм, ход – 45 мм.

• Емкость выносного бензобака 12 л.

Мотор Selva Rey 8 – четырехтактный, два цилиндра, с водным охлаждением.

• Вес – 37 килограмм.

• Объем – 197 куб. см.

• Мощность – 8 л. с.

• Число предельных оборотов – 5000-6000 в минуту.

• Управление – румпель, цифровое зажигание.

• Диаметр цилиндра – 56 мм, ход – 40 мм.

• Вместительность выносного бензобака 12 л.

Мотор Selva Piranha 9,9 – четырехтактный, один цилиндр, с водным охлаждением.

• Вес – 30,5 килограмм.

• Объем – 181 куб. см.

• Мощность – 9,9 л. с.

• Число предельных оборотов – 5500-6000 в минуту.

• Управление – румпель, зажигание CDI.

• Диаметр поршня – 66 мм, ход – 53 мм.

• Объем выносного бензобака 12 л.

Мотор Selva Dolphin 15 – четырехтактный, два цилиндра, с водным охлаждением.

• Вес – 45 килограмм.

• Рабочий объем – 323 куб. см.

• Мощность – 15 л. с.

• Число предельных оборотов – 4500-5500 в минуту.

• Управление – румпель, зажигание CDI.

• Диаметр цилиндра – 59 мм, ход – 59 мм.

• Вместительность выносного бензобака 23 л.

Покупка и обслуживание

Моторы «Сельва» – достаточно востребованные двигатели на мировом рынке. В России они тоже нашли немало поклонников, благодаря соотношению цена-качество. В среднем эти двигатели на 5-15% дешевле аналогов из Америки или Японии. Моторы Selva несложно найти как в российских магазинах, так и онлайн-сервисах. Перед первым использованием необходимо провести обкатку мотора. Пользователи отмечают, что моторы «Сельва» во многом подобны советским лодочным двигателям, так как не перенасыщены электроникой, ремонтопригодны и удобны в использовании.

Преимущества и недостатки

Преимущества:

1. Простая конструкция.

3. Бесконтактная электронная система зажигания.

4. По желанию покупателя на любую модель возможна установка генераторной катушки.

5. Малое количество вредных выбросов в окружающую среду.

6. Наличие генератора.

7. Ремонтопригодная конструкция.

8. Невысокая стоимость запасных частей.

9. Эффективное охлаждение.

10. Не нужно смешивать бензин и масло перед заправкой.

11. Хорошая гидродинамика редуктора.

12. Не подвержены или мало подвержены коррозии.

13. Возможность развернуть двигатель на 360 градусов для обратного хода.

14. Возможность передвижения по мелководью.

15. Оптимальное сочетание цены и качества.

1. Высокая требовательность к качеству бензина (производитель рекомендует АИ-95).

2. Сильный шум и повышенная вибрация при высоких скоростях.

3. Для некоторых моделей сложно найти запасные части.

4. Нет разъема для подсоединения бортовой электросети.

5. Неудобная ручка.

Двигатели Selva за долгое время на рынке нашли немало поклонников, как в европейских странах, так и в России. Они надежны, просты в использовании, долговечны. Их смело можно рекомендовать как любителям рыбалки или водного отдыха, так и профессионалам.

Читайте также:  Длина поводка нахлыст

Двадцать часов с мотором «Selva-30»

Рядовому отечественному водномоторнику подвесные моторы “Selva” совершенно неизвестны. Больше того. Мало знают их даже те российские любители, которые за последние годы успели достаточно близко познакомиться с импортными подвесниками.

Вместе с тем, изготовитель этих моторов “Selva Marine” — одна из старейших в Европе моторостроительных фирм, основанная знаменитым итальянским гонщиком Лоренцо Сельва еще в 1945 году (см. “КиЯ” №168). Сейчас лишь немногие из знатоков водно-моторной техники смогут припомнить такие некогда популярные европейские подвесные моторы, как финские “Terhi”, шведские “Archimedes” или итальянские “Carniti”. Итальянские же моторы с маркой “Selva” выжили; они смогли выстоять в борьбе с могущественными заокеанскими конкурентами и продолжают находить все больше приверженцев даже в капризной Европе.

“За прошедший 97/98-й финансовый год, — признался Лоренцо Сельва, — Европа была для нас лучшим рынком. Так, продажи в Англии возросли на 20%, в Италии — на 25%, в Германии — на 10%”. Годовой оборот компании, составляющий 24 млрд. итальянских лир, вырос на 14%. В прошлом году компания выпустила 7000 подвесных моторов 22 модификаций мощностью от 3.5 до 100 л.с., причем 80% выпущенной продукции пошло на экспорт.

“Selva Marine” из Тирано — одна из немногих европейских моторостроительных фирм, которая при численности штата всего 100 человек сохраняет свою независимость, несмотря даже на то, что три года тому назад 10% ее активов купила “Yamaha”. Эта сделка открыла для “Selva” доступ к разветвленной дистрибьюторской сети японской фирмы в Северной Европе. Благодаря этому “Selva” имеет сегодня представительства в 35 странах мира, а с недавних пор сине-бело-красные моторы фирмы можно купить и в России.

В чем же заключается особенность этих итальянских моторов, позволяющая им выжить в острой конкурентной борьбе? Могут ли они быть привлекательны для российского покупателя? Насколько правдива фирменная реклама, превозносящая надежность и простоту эксплуатации моторов “Selva”? Этими вопросами задалась редакция “КиЯ”, когда стала выбирать мотор для длительных испытаний “на мерной миле”. Был выбран мотор самой популярной у нас 30-сильной мощности в самом спартанском его исполнении — с ручным запуском и румпельным управлением.

Чтобы в дальнейшем ставить правильные акценты, сразу поговорим о цене. Стоимость “Antibes-30” (так называется выбранная нами модель в Европе) в Германии составляет 4880 DM. Сравните эту цифру с ценой простейших 30-сильных моделей других фирм: “Johnson” — 5329 DM, “Mariner” — 5500 DM, “Yamaha” — 6180 DM, “Tohatsu” — 5295 DM. Можно сделать вывод, что на сегодня это практически самый недорогой в Европе подвесник. Более того, сравнение цен в России еще более показательно. Эту модель у нас можно приобрести всего за 1689 USD против 3169 USD за 30-сильный “Johnson”. Если принять во внимание, что сегодня новый “Вихрь-30” обойдется вам не меньше, чем в 600 USD, то даже почти тройная разница в цене не кажется чрезмерной (не будем, например, забывать, что итальянский мотор имеет моторесурс в 2000 часов, т.е. в 4 раза больше, чем самарский).

И вот мы получаем “самый обычный” серийный еще не обкатанный “Antibes-30” и все, что прилагается к нему при продаже, включая инструкцию по эксплуатации на русском языке.

Первые впечатления

При первом же знакомстве мотор производит приятное впечатление: традиционный, без излишней современной зализанности, дизайн; плотно сбитая компоновка — без выступающих деталей, ручек. Главное — это ощущение серьезной надежной машины. Объемный дейдвуд, солидная подвеска, непривычно большой для “тридцатки”, но изящный в сечении редуктор.

Первое, что отмечаешь при знакомстве — это отсутствие каких-либо современных “наворотов”: отсутствует система автоматической дозировки масла, нет сложной электроники, впрыска топлива и т.д. Все достаточно традиционно и просто. Найдя однажды удачное решение, фирма не спешит отказываться от него в угоду новой премьере на очередном салоне.

Одна из главных особенностей моторов “Selva” — это предельная унификация всех деталей и узлов. Мощностной ряд разбит на группы, каждая из которых унифицирована по объему цилиндров и дейдвуду. Модели в 25 и 35 л.с. имеют практически такие же поршни, как и на 30-сильной, а 60- и 70-сильные модели имеют одинаковые с ними диаметры цилиндров, но увеличенное до трех их число. А солидных размеров редуктор — практически базовый по механической передаче для пяти более мощных моделей с одинаковым передаточным отношением. Сами же детали редуктора, дейдвуда, подвески и поддона “тридцатки” одинаковы с моделями в 25 и 35 л.с. Отличаются эти модели лишь силовой головкой. И это можно проследить и по другим деталям и агрегатам мотора. Вполне естественно, что такая унификация одноименных узлов и деталей позволяет максимально снизить затраты при выпуске широкого ряда моторов.

Характерная деталь — инструментальная сумка выглядит как эдакий театральный ридикюльчик; в нее вложены только торцовый свечной ключ и отвертка. Явный намек на то, что больше ничего и не понадобится (проверено годами!).

Фирма предоставляет двухлетнюю гарантию, причем вы можете выбрать один из двух вариантов отношений с нею: или отсылать мотор в дилерский центр, или запросить вышедшую из строя деталь и самостоятельно заменить ее.

Вполне естественно, перед тем, как перейти к более тесному знакомству и 15-часовой обкатке, мы внимательно изучили инструкцию. (Откровенно говоря, она нас несколько разочаровала, но собственно к качествам мотора это отношения не имеет!)

Итак, первые 15 часов нам предстояло действовать “строго по инструкции”. Таким сроком определена длительность обкатки двигателя, когда запрещены большие обороты и нагрузка, а топливную смесь следует составлять в 4%-ном соотношении (после обкатки — 2%). Как и все “западные” двигатели, “Selva” очень требовательна к качеству масла; как правило, необходимо специальное масло “Selva Оutboard” или TC-W3. И, что нас несколько расстроило, работает мотор только на элитном 95-м бензине.

Двигатель имеет нерегулируемую систему зажигания, которую нельзя перенастроить на более низкооктановое топливо, а пренебрежение этим правилом ведет к серьезным неприятностям, вплоть до прогара поршней. Этот факт, конечно, может стать препятствием для покупателей из нашей глубинки.

Готовя первый “завтрак” для нашего “младенца”, мы сразу же оценили удобную 23-литровую канистру, изготовленную из неэлектризующейся пластмассы. Ее легко переносить, удобно располагать “лежа” в моторном отсеке. Шланги и “груша” из высококачественной резины имеют герметичные соединения на легкосъемных зажимах.

Перевозка и установка

Итак, закончены последние приготовления, и теперь предстоит 200-километровый путь к традиционному месту редакционных испытаний — на Вуоксу. С габаритами мотора по длине и ширине (575×315 мм), похоже, проблем с перевозкой на “Жигулях” быть не должно. Наш “Нептун-23”, влезающий в задний багажник, имеет даже большие размеры (634×360 мм). А вот по высоте “Selva” (1245 мм против 1088 мм у “Нептуна-23”) в багажнике помещаться не хочет. Не удается и уложить ее в салон через заднюю дверь; только разложив переднее сиденье, мы смогли втиснуть мотор внутрь салона через переднюю дверь.

Отдельный разговор — переноска “Selva”. В инструкции нарисован молодой человек изящной комплекции, небрежно держащий мотор “одной левой”. Явная хитрость. Паспортный вес итальянского подвесника в 52 кг опережает наших отечественных тяжеловесов вроде “Вихря” (

45 кг). Хуже то, что лишние килограммы усугубляются неудобством переноски. Штатная ручка, согнутая из стальной полосы, только одна; расположена она спереди на подвеске. Позади двигателя вообще ручки для переноски нет. Приходится удерживать мотор за слегка выступающую защелку капота. Подлезая под мотор, как действовал пушкинский Бес в споре с Балдой, можно пронести двигатель без отдыха два-три десятка метров, но при этом края стальной скобы врезаются в руку. Невольно с благодарностью вспоминаются литые округлые ручки отечественных подвесников.

Установка двигателя на лодке, а это была пластмассовая “Дельта-Р” длиной 4.0 м и весом 135 кг, особых проблем не вызвала. Пришлось лишь подложить брусок толщиной 30 мм для увеличения высоты стандартного (380 мм) транца; даже после этого плоскость антикавитационной плиты выступает на 20 мм ниже днища. Объясняется это увеличенной до 400 мм высотой подвески мотора. Фирма определяет ее на моделях с коротким дейдвудом величиной в 380400 мм, из которой можно выбрать вариант как для высокобортных тихоходных судов, так и для более мощных и скоростных.

От потери мотора отечественные водномоторники страхуются особо: одни — стягиванием винтов струбцин проволокой, другие — страховочным концом от мотора к лодке. На “Selva” эта проблема решена просто и эффективно. Струбцины подвески снаружи имеют приливы, в которых просверлено по три отверстия. Через любую пару из них в подмоторной доске сверлятся отверстия диаметром 8-10 мм и сквозь них пропускаются болты. Такая мера гарантирует сохранность мотора даже при наезде на топляк или камень. Правда, снимать двигатель с лодки после каждого выхода уже будет проблемой; это, видимо, вариант сезонной установки.

Первые обороты

Что бы там ни говорили, а первый старт — это всегда волнение. Заведется — не заведется, как поведет себя мотор на лодке?

Подсоединен топливный шланг через байонетное соединение-“непроливайку”; вытянут шток подсоса; стала тугой подкачивающая груша. Ручка на румпеле стоит на “старте” (больше и не повернешь — блокировка). После двухтрех мягких прокручиваний для наполнения цилиндров горючей смесью делаю энергичные рывки. По привычке я ждал упорного сопротивления на стартовом шнуре, но, в отличие от того же “Вихря” или “Нептуна”, благодаря увеличенному диаметру тяжелого маховика, большого усилия прикладывать не потребовалось. После седьмого рывка двигатель “подхватил” и ровно заурчал. Голос у “Selva” ясный, отчетливо слышен каждый такт. Звукоизоляция капота, резиновые уплотнения воздухозаборника, ручки стартера и нижнего края капота делают двигатель на малом ходу едва слышным. На средних оборотах в лодке еще можно спокойно разговаривать, не повышая голоса. Замеры же уровня шума в дальнейшем, когда двигатель “возмужал”, показали, что в спортивном режиме (5500 об/мин) голос у “Selva” по-итальянски звонкий — более 85 дБ(А).

Подвеска двигателя на сайлентблоках довольно жесткая, так что передаваемая на корпус лодки вибрация ощутима. Особенно устает от вибрации на румпеле рука.

Переключение передач четкое и мягкое. При обратном переключении на нейтраль шестерни “не зажёвывает”, как иногда это происходит на отечественных моторах.

Мотор нас ни разу не подвел, надежно заводился в любых условиях, даже залитый с кормы волной от проходящего катера.

Первые десять часов мы отходили в режиме “ловли на дорожку”, т.е. при 1000-1200 об/мин. К концу этого времени предпринимались лишь короткие разгоны в течение 20-30 секунд в “полгаза” (2700-3200 об/мин). Легкую “Дельту” буквально “выстреливало” на глиссирование. Трехлопастной стандартный винт с шагом в 12 дюймов оказался “легким” для такой нагрузки. Скоростные испытания, замеры абсолютного и относительного расхода топлива еще впереди, когда двигатель обретет “мужскую силу”. Сейчас лишь скажем, что при режиме обкатки двигатель за 20 часов работы истратил 60 л топлива. Инструкция в будущем обещает на полных режимах от 10.5 до 14 л/ч. Это предстоит проверить. Сейчас же напомним, что паспортные данные расхода “Нептуна-23” и “Вихря-30” соответственно 8.5 и 11 кг/ч (в литрах это 11.8 и 15.3 л/ч). А платим-то мы за литры! К тому же, по европейским стандартам мощность мотора указывается по-честному — на гребном валу, а не на коленчатом валу, как у отечественных моторов. Зарубежный покупатель наших отечественных двигателей, считающий мощность подвесника главной потребительской характеристикой, вправе считать себя обманутым.

Управлять мотором просто. Здесь нет никаких неожиданностей. Угол перекладки на борт 37°, и этого вполне достаточно.

Усилие поворота на румпеле регулируется поджимным винтом, а реактивный момент от вращения винта снимается гидродинамическим компенсатором.

На панели управления расположены лишь шток системы обогащения карбюратора, кнопка глушения двигателя, совмещенная с вилкой шнура аварийной остановки, и приемный штуцер бензонасоса.

Добрых слов заслуживают подвеска и система откидки двигателя.

Пять возможных положений (углов наклона) двигателя регулируются стальным штырем с пластмассовым фиксатором (конструкция, аналогичная “нептуновской”). Для откидки мотора надо “взвести” подпружиненный рычаг с левой стороны подвески и потянуть мотор за воздухозаборник на капоте на себя. При кажущемся большом весе положение оси откидки выбрано удачно, так что эта операция не требует большого усилия. Мотор из воды поднимается практически целиком; угол откидки составляет 72°.

Читайте также:  Удилище для сбирулино: матчевый поплавок вместо бомбарды

Чтобы мотор опустить обратно в воду, рычаг надо вернуть в исходное положение. Опущенный в воду, подвесник автоматически блокируется от откидки при включении заднего хода. И здесь таится главная опасность.

Надо ли грызть камни.

Если маневры в гавани закончены и вы выходите в открытое плавание, не забывайте вернуть рычаг откидки во взведенное состояние. Эта забывчивость нам дорого стоила.

При подходе на малом газу к берегу мы почувствовали двойной удар винтом — в сильно обмелевшем озере появились “неожиданные” каменные гряды.

Секунды потребовались, чтобы заглушить мотор, но их было достаточно, чтобы в течение всех этих мгновений гребной винт продолжал “грызть” камни. Если бы не была блокирована подвеска, мотор просто откинулся бы. Более того, ступица винта соединяется с гребным валом шлицевым соединением через резиновую втулку, которая при ударе о препятствия прокручивается. Это должно предохранять трансмиссию от повреждения. Но, к сожалению, не предохраняет винт: ведь после повреждения лопасти, провернувшись, винт сразу же пошел на следующий камень. С какой благодарностью мы вспоминали родные отечественные шпонки, держа в руках вконец покалеченный красавец винт (который, заметим, стоит 58 USD!).

Контрольный осмотр

Двигатель был снят с лодки и тщательно осмотрен: ни редуктор, ни дейдвуд не имели никаких повреждений. Приближался срок замены трансмиссионного масла (это также специальное масло “Gearlube” или идентичное SAE80W90), и мы внимательно осмотрели слитое масло: ни попавшей воды, ни посторонних частиц в нем не было. Лишь легкий блеск металлической пыли от приработки.

Дважды за прошедшие 20 часов нашей работы с мотором мы проверяли подтяжку двигателя (ничего не ослабло, никаких подтеков масла); чистили свечи, отмачивая их в ацетоне. Несмотря на длительную работу на малых оборотах свечи были чистыми, без каких-либо следов нагара.

В двух местах на острых ребрах дейдвуда нашли едва заметные сколы лакокрасочного покрытия. Но никаких следов коррозии, хотя двигатель провел около двух месяцев на воде! Лишь на анодном протекторе появились мелкие веснушки рыжей ржавчины. Но уж такова его участь! В целом же темно-синий металлик покрытия выглядел как новый.

Подытоживая самую первую часть наших испытаний, мы можем сказать, что несомненными достоинствами мотора “Selva 30 (S-505)” являются:

  • простота конструкции;
  • надежность в работе и легкость запуска ручным стартером;
  • доступная, по сравнению с аналогичными моторами других фирм, цена;
  • длительная гарантия и возможность ремонтировать двигатель самостоятельно.

К недостаткам мотора мы бы отнесли:

  • неудобство переноски;
  • необходимость использования бензина АИ-95;
  • заметную вибрация и уровень шума на высоких оборотах.

В целом же “Selva-30” уже можно оценить как надежный и простой мотор, настоящий западный подвесник, который “знает свое место” среди именитых братьев и не тяготится быть в их тени. А можно ли уверенно рекомендовать такие моторы для наших условий? На этот вопрос должны ответить дальнейшие испытания.

Читатель мог заметить, что мы не касались вопросов экологической чистоты итальянского мотора. Не будем говорить о суровых Правилах ЕРА или нормах Bodensee, как не будем и сравнивать мотор “Selva” с отечественной продукцией. Скажем лишь, что с точки зрения соответствия нашим сегодняшним условиям к нему претензий нет. Если же говорить о ближайшем будущем, то неслучайно все силы компании “Selva Marine” направлены на удовлетворение надвигающимся жестким стандартам чистоты. Одно из направлений проводимой работы уже известно. Объявлено, что этой осенью появится первый двухтактный подвесной мотор “Selva” с прямым впрыском топлива, уменьшающим объем вредных выбросов. Вероятно, это будет двухцилиндровый мотор мощностью 40-50 л.с. (на нем мы в дальнейшем остановимся особо).

Основные технические данные ПМ “Antibes-30 (S 505)” фирмы “Selva Marine”

Мощность, л.с./кВт30/22
Макс. частота вращения, об/мин5500
Рабочий объем, см 3489
Диаметр цилиндра / ход поршня, мм72×60
Количество цилиндров2 в ряд
Тип двигателядвухтактный

  • Топливный насос — мембранный, “Dellorto” Р42РВ16;
  • Топливо — смесь бензина с октановым числом не ниже 95 с маслом “Selva Outboard” или TC-W3 (2%);
  • Карбюратор — FHE 30/28 (1 шт.);
  • Топливный бак — переносной, 23 л;
  • Зажигание — электронное, в брызгозащищенном исполнении с герметичным подключением к каждому цилиндру;
  • Распределение зажигания — автоматическое, программируемое, синхронизированное с оборотами мотора;
  • Запуск — шнуром установленного на маховике ручного стартера с автоматической возвратной намоткой или электростартером;
  • Свечи зажигания — BOSH W3AC или CHAMPION L78;
  • Выхлоп — через ступицу гребного винта;
  • Охлаждение — водяное с принудительной циркуляцией;
  • Винт — трехлопастной, с шагом 12 дюймов (штатный);
  • Передачи — передний ход, нейтраль, задний ход;
  • Масло для редуктора — “GEARLUBE” (API GL-5 SAE 80W90);
  • Объем масла в редукторе — 350 см 3 ;
  • Регулировка угла наклона мотора — 5 позиций, установка штифтом;
  • Амортизация — сайлентблоки;
  • Ход струбцин подвески, обычный — 555 мм, увеличенный — 685 мм;
  • Рекомендуемая высота транца, мм: обычное исполнение — 380/400, увеличенное — 500/520
  • Вес, кг: обычное исполнение — 52, увеличенное — 54

Мотор Selva Capri 6, два года эксплуатации

Небольшая предыстория. Лодочный мотор Selva Capri 6 был куплен около 2-х лет назад. До этого был опыт эксплуатации Mariner3,3. основными критериями выбора были: вес мотора до 20 кг., внешний топливный бак (не удобно постоянно доливать горячку в маленький внутренний бак), вывод на глисс лодку Кайман N-300 с двумя людьми на борту.

По предварительным расчетам мне необходим был мотор как минимум в 6 л.с., т.к. Ямаха 5 (который я брал на пробу) лодку на глисс не смог вывести. Идем далее. Из всех просмотренных моторов мощностью в 6 л.с. под лимит веса подошел только Сельва Капри 6.

Изучая материалы по поводу моторов Selva столкнулся в основном с не очень положительными отзывами от владельцев. Но вот ответить точно в чем они так нехороши никто толком не смог. Некоторые даже заявляли, что Ветерок лучше, но все же как-то покупать “советский” совсем не хотелось.

Обзор мотора Selva Capri 6

Несмотря на все негативные отзывы об этих моторах решение было принято и мотор Selva Capri 6 был куплен. Мотор скомпанован удобно. Со снятой крышкой капота есть доступ ко всем элементам. Имеется термостат, мотор разворачивается на 360 градусов, отработанные газы выводятся через ступицу винта. Есть два положения угла наклона мотора: для мелководья и стандартное. Движение назад требует предварительной фиксации дейдува с помощью флажка на струбцине. Переносить мотор тоже довольно удобно. Ручка расположена на корме поддона, она глубокая и без острых краев, а если учесть еще небольшой вес самого мотора, то с переноской проблем возникнуть не должно. Крепление румпеля сделано через резиновую втулку. На румпеле и на ручке газа есть регулировка усилия и для этого не нужна ни отвертка ни ключ. Опережение зажигания не регулируется. Сам блок зажигания не ремонтопригоден и подлежит замене полностью в случае поломки. При подготовке мотора к перевозке румпель можно развернуть на 180 градусов и в таком положении мотор легко помещается в багажник ВАЗ 2109. Бензин настоятельно рекомендуется использовать только АИ-95 с маслом в обычной пропорции 1:50. Производитель дает гарантию на все моторы Selva 2 года в случае прохождения ТО в конце сезона в специализированных центрах.

Как производится пуск холодного лодочного мотора Selva Capri. Сначала наполняется поплавковая камера карбюратора, закрывая воздушную заслонку дергаем за шнур стартера. В этот момент мотор не заведется, хотя возможно за один такт топливо в цилиндре сгорит, будет как бы вспышка. Затем необходимо открыть заслонку, нажав кнопку и дернув за шнур. Если заслонка не будет открыта, то мотор не заведется, но к этому вы еще получите залитые топливом свечи. На холостых оборотах закрытие заслонки глушит мотор.

Мотор честно отработал два летних сезона. Использовался он практически каждый выходной, плюс отпуск каждое лето по 30 дней. Предварительные расчеты и ожидания оправдались. Двоих человек (до 90 кг каждый) лодка выводила на глисс достаточно резво. Если же на борт добавить немного груза, то время выхода на глиссирование немного удлинялось. Для оптимальной работы мотора пришлось подбирать угол наклона и высоту установки его на транец. В итоге мотор стали ставить через прокладку в 10 мм. Без нее глиссирование было очень натужным. С двумя пассажирами Сельва разгоняла Кайман до 26 км/ч, с одним до 29 км/ч. Замеры проводились по GPS. Для выхода на глисс необходимо было разогнать лодку до 20 км/ч.

Расход топлива точно не замерялся. В день за рыбалку мотор съедал примерно 5 л. отборного 95-го керосину. По километражу это около 35 км +- 5 км. Пробовали рыбачить с ним на дорожку, но ничего хорошего из этого не вышло, шум, выхлоп и вибрация портят весь кайф, да и минимальная скорость великовата. Для таких целей лучше купить лодочный электромотор. За все два года эксплуатации мотор ни разу не подвел. Правда и без некоторых замечаний и недостатков не обошлось.

Недостатки лодочного мотора Selva Capri 6

  • фиксация дейдува перед включением заднего хода
  • неудобно выведена контрольная трубка системы охлаждения
  • нет четких меток положений ручки газа

Остальные замечания и недостатки не существенны и я думаю они могут быть применены почти к каждому мотору.

Как ловить хищника на искусственную мышь?

Астраханские водоемы славятся большой популяцией таких крупных хищников, как сом и щука. Осенью с повышением их жора и активности опытные рыбаки применяют искусственных мышей. Приманка изготавливается самостоятельно, но вы также можете приобрести ее в рыболовном магазине.

Содержание

Кого привлекает искусственная мышь?

Живые грызуны разных размеров, обитающие на астраханских раскатах – желаемая добыча многих хищных особей. Для обмана рыбаки пользуются искусственными приманками, которые копируют очертание и поведение небольшого грызуна. На рыбалке в Астрахани мышь применяется при ловле, сома, судака и щуки.

Искусственная мышь на сома

Природа поведения этих хищников запрограммирована так, чтобы оперативно среагировать на издающую всплески, падающую потенциальную добычу. Приманка повторяет неторопливые движения и подныривает, что напоминает хищникам о повадках настоящего грызуна. Тем не менее, ловля на искусственную мышь сопровождается разными по характеру поклевками. Для сома характерны целенаправленные атаки с резким захватом добычи. Щука же сначала тщательно исследует приманку и только потом нападает.

Как изготовить искусственную мышь?

Грызун изготавливается различными методами, и могу быть выполнен на основе разных материалов – поролона, пробки, вспененной резины, пенопласта, бересты. Каждый материал привлекает определенную особь по-разному. Изделия из бересты быстро повреждаются, как и пробковые материалы. Пенопласт практически не тонет в воде, а поролон сильно впитывает влагу. Для вспененной резины характерна мягкость и прочность с излишним удельным весом.

    Совет! Применяем комбинацию материалов, когда голова грызуна делается из пробки, а туловище из резины.
  • Чтобы приклеить винную пробку к элементу из вспененной резины, применяем быстросхватывающий клей.
  • Чтобы превратить материал в нечто похожее на мышь, понадобится хорошо заточенный нож.
  • Шлифуем заготовку наждачной бумагой и подравниваем детали.
  • Просверливаем 3 миллиметровые отверстия в туловище около нижней части головы. Продеваем нихромовый стержень с тройником, а с другой стороны прикрепляем жестяную или алюминиевую шайбу.
  • Протыкаем корпус заготовки и попадаем в проволочную петлю, которая заводится сбоку от заготовки.
  • Через поперечное проволочное ушко необходимо вдеть главный стержень и наложить шайбу на свободный конец – вяжем последнюю петлю, чтобы в дальнейшем привязать к ней основную леску. Не ослабеваем узел, а подтягиваем проволоку круглогубцами и обводим два оборота вокруг оси.
  • Аналогично фиксируем следующий боковой тройник.

Помимо ручного изготовления приманки уже в готовом виде предлагаются рыболовными магазинами.

Выбираем место и время ловли

Ловля сома на искусственную мышь радует результатами поздним октябрем, когда хищник пополняет запасы, чтобы зайти в зимний сезон «в форме». Стоит также учитывать время активности грызунов – ночью они выползают из укрытий в поисках пропитания – а за ним и наш сом. Поэтому доставать мышь на щуку или сома стоит ближе к вечеру.

Иногда трофеи радуют и светлым вечером, например ловля щуки на искусственную мышь начинается задолго до захода солнца. Например, ловля щуки на искусственную мышь не подразумевает ночную рыбалку, поскольку щука в это время не активна. Для поиска зубастой хищницы стоить начать с облова ям. Проплывающий рядом искусственный грызун обязательно станет интересной добычей для любопытного хищника.

Читайте также:  Как найти перспективное место ловли на фидер

Техника ловли на мышку

Забрасываем наживку поперек или выше по течению – выполняем донную проводку. Опытные рыбаки используют спиннинг, но поскольку здесь нет необходимости применять разную игру, дедовский метод заключается в использовании лишь рук. Так движения приманки напоминают максимально схожее поведение с живым движущимся куском мяса. Он словно упал в воду и старается вернуться на берег.

У хищника включается инстинкты, а у рыбака настоящий азарт, когда чувствуешь, как по леске поступает невероятная вибрация от поклевки. Происходящее действие должно быть максимально достоверным. Например, когда мышь бежит, у нее расходятся усы – так и проводка должна быть такой, чтобы она максимально напоминала движение добычи.

Рыбалка на искусственную мышь приносит немало удовольствия, особенно, когда посреди ночи тянешь тяжелый трофей и гадаешь, кто же там у меня сидит.

Ловля на искусственную мышь

Значительной популярностью среди любителей порыбачить на таежных и горных реках, а также берегах озер, пользуется ловля на искусственную мышь. Этот вид приманки применяется для лова хищных категорий рыб, обитающих в реках с быстрым течением. Изготовленная своими руками приманка имитирует движения переплывающего поток воды (или возвращающегося на берег после падения) грызуна.

Разновидности рыб, клюющих на искусственную мышь, и причины их предпочтения

Представители рыбацкого сообщества давно и эффективно используют желание рыб хищных пород полакомиться грызунами разных размеров, пересекающими различные водоемы. С целью обмануть хитрую рыбу они изготавливают многочисленные приманки. В их состав входит мышь для рыбалки – нажива искусственного происхождения, повторяющая очертания мелкого грызуна, который является привлекательной едой для многих рыб.

Искусственная мышь для рыбалки

В районах Урала, Сибири, Дальнего Востока на эту приманку можно поймать тайменя, лосося, ленка, потому что именно в их рационе мелкие грызуны занимают значительное место. Ловят в основном на речках с быстрым течением. На озерах центральной части России и реках, где течение помедленнее, уловом удачливых рыболовов становятся щуки, судаки, сомы, а также иногда налимы.

Разные породы рыб клюют неодинаково. Сом берет наверняка. Таймень или щука могут какое-то время двигаться параллельно наживе, и лишь потом нападают.

Изготовление искусственной мыши

Существует несколько способов, позволяющих сделать мышь для рыбалки своими руками. Отличаются они применением различных материалов для изготовления приманки:

  • береста;
  • поролон;
  • пробка;
  • пенопласт;
  • вспененная резина.

У каждого материала обнаружились достоинства и недостатки. Например, берестяные изделия вызывали повышенный интерес у тайменя, однако недостаточная прочность приводила к их быстрому повреждению. Предметы из пробки имели такие же проблемы. Твердый пенопласт обладает высокой плавучестью, а поролон, наоборот, склонен впитывать воду. Вспененная резина обладает необходимыми мягкостью и прочностью, но излишне погружается из-за чрезмерного удельного веса.

Наиболее подходящим является комбинированный метод, при котором из резины делается туловище грызуна, а голова готовится из пробки. Делается так:

  1. Быстросхватывающимся клеем к фрагменту вспененной резины приклеивается винная пробка;
  2. Тщательно наточенным ножом болванка превращается в примерное подобие мыши;
  3. Заготовка шлифуется при помощи наждака;
  4. Сверлится отверстие диаметром 3 мм в теле болванки с небольшим сдвигом вниз в головной части;
  5. Жестяная или алюминиевая шайба насаживается на нихромовый стержень с тройником на одном конце;
  6. Корпус заготовки протыкается, при этом следует попасть в петлю заготовки из проволоки, заведенной сбоку и имеющей посредине тела петлю;
  7. Основной стержень просовывается через поперечное ушко из проволоки, шайба накидывается на незанятый конец, затем изготавливается последняя петля для связывания с леской. Ослабление узла при этой операции исключено. Перед завязыванием петли необходимо подтянуть проволоку при помощи круглогубцев, воспользовавшись пружинящими особенностями материала, обвести одну губку, совершив два оборота вокруг оси;
  8. Аналогичным способом производим фиксацию другого бокового тройника.

Место, время и способы ловли на искусственную мышь

После решения вопроса «как сделать мышь для рыбалки» возникает проблема выбора места, времени суток и года, а также применения различных способов ловли.

Лучшим временем года для рыбалки с применением этой приманки по праву считается период от второй половины лета до поздней осени. Так как грызуны проявляют активность в темное время суток, приступать к ловле хищной рыбы на «мышь» следует с вечера до середины ночи.

Лучшим временем года для рыбалки с применением этой приманки по праву считается период от второй половины лета до поздней осени

Изредка рыба ловится в светлое время вечером, там, где есть глубокие ямы. Выбирать следует широкие плесы, ямы больших размеров, а также большие камни, кусты, поваленные деревья. Именно в таких местах любят прятаться таймени, ленки, щуки, сомы, чтобы потом стремительно напасть на переплывающих реку мелких грызунов.

Процесс ловли состоит в забрасывании наживы поперек или немного выше течения и последующей проводки. Проводка происходит таким образом, чтобы движения приманки были максимально похожи на действия настоящего грызуна, упавшего в воду и пытающегося вернуться на берег. Надо добиться скорости движения, при которой от «мыши» расходятся усы, что важно для достоверности происходящего действия.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Искусственная мышка на сома

Сом принадлежит к тем рыбам, которые неплохо ловятся на искусственные приманки. Одной из таковых является воблер в виде мышки. Такие приманки можно купить в рыболовных магазинах, а можно сделать и самостоятельно.

В какое время и где лучше ловить сома на спиннинг?

Самым лучшим временем для ужения сома на воблер- мышку и другие искусственные приманки считается май и все лето. Особенно хорошо он ловится в конце весны, когда вода хорошо уже прогрета и у него появляется аппетит перед нерестом. Если говорить о часах, когда он лучше всего берет, то в мае – это период с 7 вечера и до 10 часов.

Летом сома ловят чаще донными снастями. Спиннингом лучше ловить в ночное время и, как не странно, в середине дня на ямах.

Что касается перспективных мест, то здесь нет особых секретов. Ищем самые глубокие ямы, крутые бровки и ловим там. Обычно, сом обитает вблизи поваленных деревьев в местах, где река делает крутой поворот. Если есть возможность проверить эхолотом эти участки, обязательно сделайте это. Желательно иметь представление, где именно проходит русло реки. Имея такую информацию, будет проще ловить сома с лодки.

Снасти для ловли сома на искусственную мышь

Сома ловим только самыми крепкими и надежными снастями. Это должен быть самый мощный спиннинг. Подойдет и обыкновенный стальной прут, который хорошо бросает и на него можно действительно ловить если не самых больших сомов, то среднего размера точно.

Среди современных спиннингов берем с наибольшим тестом и самые прочные с большими кольцами. На спиннинг лучше крепить мультипликаторную катушку, которая предназначена для работы со шнурами больших диаметров. Мышка – это поверхностная приманка, поэтому ее можно вести и толстой леской диаметром 0,8 мм. Конечно, лучше ловить толстой плетней 0,4-0,5 мм, но если ее нет, то сойдет и леска. Главное, чтобы она была прочной.

По поводу крючков. Как правило, искусственная мышка комплектуется двумя, а то и тремя тройниками. Причем, крепятся они как на воблере, к колечкам и спокойно болтаются.

Есть модели, у которых крючки крепятся как к искусственной лягушке. Но они больше подходят для ловли щук только с поверхности.

На такие мышки ловят сома в ночное время, когда он выходит не мель покормится и может взять на мышь, плывущую на поверхности воды. А на мышку в виде воблера ловят вблизи ям, когда приманку ведут в верхних слоях. Эти приманки с несколькими крючками более зацеписты. Часто рыбаки их делают самостоятельно из пробки от вина или из дерева.

Крючки должны быть из толстой проволоки и каленые. Попробуйте разогнуть их плоскогубцами, у вас ничего не должно получиться.

Техника ловли сома на искусственную мышь

Спиннинговая проводка при ловле сома на искусственную мышь выглядит таким образом. Приманка забрасывается в перспективную точку и медленно крутим ручку катушки. Дело в том, что сом не очень хорошо видит предметы на верху водоема. Поэтому желательно использовать более крупные приманки. И чем медленнее она будет плыть, тем больше шансов на поклевку. Важно еще делать своевременные паузы нужной длины. К примеру, ведем мышку вдоль поваленного дерева. Довели приманку к месту, где течение слабое, сделали паузу. В это время может последовать атака хищника.

Или же ведем мышку в районе выхода из ямы. Нужно знать точно, где яма начинается, а где заканчивается. Сом нередко выходит из нее в поисках пиши. Подводим мышку к началу ямы и делаем паузу на секунд 10. Техника ловли сома на искусственную мышь заключается в том, что мы должны вести ее с одинаковой скоростью, а потом остановить так, чтобы она оказалась на расстоянии, на котором сому удобно сделать атаку. Несмотря на свой вес и медлительность, атака сома мощная и, как правило, результативная.

Рабочая глубина мышей чаще всего составляет 1 метр от поверхности воды. Иногда теплым летним вечером можно увидеть, как сом гуляет, показывая свое желтое брюхо и хлопая хвостом по воде. Если такое происходит, то можно смело разматывать снасти и приступать к ловле.

Вываживание сома

Обычно сома ловят с лодки вблизи основного русла или глубокой ямы, которая находится на приличном отделении от берега. Ловить лучше с напарником, который поможет затащить на борт сома. Когда случится мощная поклевка, можно подсекать. Обычно сом берет верно, без излишней дегустации.

Что делать после подсечки? Если поблизости нет коряг, то отпускаем фрикцион на катушке и даем рыбе вымотать шнур, но не до конца. Сом может уйти на глубину и просто бить по шнуру хвостом. К этому нужно быть готовым и не удивляться, а крепко держать в руках удочку. Чем мощнее будет спиннинг, тем больше уверенности в удачном исходе будет у рыболова. Не нужно пытаться силой его тащить. Главное в этот момент – уморить рыбу. Пусть она почувствует силу фрикциона.

Идеально, если сом пойдет на место, свободное от коряг и с чистым дном. Здесь он может гулять, пока не устанет. Особой техники ловли на искусственную мышь уже не требуется. Тут главное – терпеть и уповать на крепость всех элементов снасти. Когда сома подводят к борту, то, в первую очередь, оценивают его приблизительный вес. Если он до 10 кг, то достают большой подсак и заводят в него. Можно подвести его к лодке и взять за морду руками в перчатке, но лучше этого не делать. Возьмите надежный багорик и проденьте его в пасть и вдвоем с напарником затаскивайте сома на борт. В принципе, на этом можно и заканчивать рыбалку. Делайте памятные фото, отправляйте их друзьям и близким, направляйтесь к дому или рыбацкому лагерю и занимайтесь разделкой трофея.

Хорошие рыболовные интернет магазины позволят вам приобрести любые товары для рыбалки по выгодным ценам!

Подписывайтесь на нас в социальных сетях – через них мы публикуем много интересной информации, фото и видео.

Популярные разделы сайта:

Календарь рыбака позволит вам понять, как клюют все рыбы в зависимости от времени года и месяца.

Страница рыболовные снасти расскажет о многих популярных снастях и приспособлениях для ужения рыбы.

Насадки для рыбалки – подробно описываем живые, растительные, искусственные и необычные.

В статье прикормки вы познакомитесь с основными видами, а также с тактиками их использования.

Изучите все приманки для рыбалки, что бы стать настоящим рыболовом и научиться правильному выбору.

Ссылка на основную публикацию